| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 07.02.09, 00:33 +0000 |
|
|
Цитата: "Старцев Алексей Дмитриевич …доставлял из Лондона в Тяньцзинь издания Герцена и Огарева («Колокол», «Полярная звезда»), затем тайно переправлял их в Сибирь…"
www.fessl.ru/all_collect/starcev
Отношения А.Д. Старцева с российским правительством были не совсем безоблачными. Будучи инициатором создания Русско-китайского банка и первым кандидатом на пост председателя правления этого банка, в результате интриг этот пост он не получил.
По поводу библиотеки. То что было найдено в Хабаровске, очевидно, лишь небольшая часть библиотеки А.Д.Старцева, перевезенная до восстания ихэтуаней во Владивосток и в 30-е годы попавшие в Хабаровск. В информации Дальневосточной научной библиотеки, ничего не говорится о восточных рукописях, которые, по воспоминаниям современников хозяина, представляли наиболее ценную часть библиотеки. По всей вероятности они все-таки погибли в 1900 году. |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 07.02.09, 01:36 +0000 |
|
|
Дашидондок писал(а): | У меня все как-то не укладывается в голове. Найдан Гомбоев - брат главного буддистского ламы того времени Хамбо-ламы Гомбоева, а при этом решился на крещение. Как он после этого с братом-то? |
Склоняюсь к тому, что сто лет назад бурят-монголы действительно были другими, как писал уважаемый Сонгол в своем блоге на сайте БМИ. Не чета нынешним, когда одни, поднимая на щит А.Доржиева, а другие Д-Д. Итигэлова, враждуют, раскалывают бурятское общество, а на вопрос – какие идейно-теоретические расхождения есть между вами, ничего не могут ответить. А ведь Д-Д. Итигэлов и А.Доржиев, к примеру, случайно встретившись в начале 20-х(?) годов вблизи монгольской границы, обрадовались неожиданной встрече, развели костер, сварили чай и несколько часов беседовали. А их «последователи»…
Дампил Гомбоев, который почти два десятка лет был Хамбо Ламой, был известен «широкой образованностью», интеллектом и тактом, как всегда подчеркивали многочисленные российские и иностранные путешественники, которых он всегда принимал и беседовал с ними. Как писал один из них, его уважали «даже» руководители Иркутской епархии, известные своими крайне неприязненными отношениями к буддийской религии и реакционностью. Думаю, что он прекрасно понимал, что в тех условиях «инородец», избравший светскую карьеру, ничего бы не смог сделать без «крещения». |
|
Вернуться к началу |
|
Дашидондок ахамад
Зарегистрирован: Jul 8, 2003 Сообщения: 671 Откуда: Улан-Удэ |
Добавлено: 10.02.09, 02:08 +0000 |
|
|
Позавчера был в Новоселенгинске в Музее декабристов. Классный музей, кстати. Экскурсовод рассказывала и о Гомбоеве. Дочь Николая Бестужева и его бурятской гражданской жены, взятая после смерти отца на воспитание Старцева вместе с братом Николаем, повзрослев влюбилась в Найдана Гомбоева. Тот был красавцем, статным таким бурятом. Вероятно, любовь была взаимной, ежели Найдан решился на крещение. Несомненно, карьерные соображения также играли не последнюю роль, ибо после брака последовало и служебное продвижение. Еще один важный мотив - расширение возможностей, которое давало крещение, в том числе и по продвижению бурятских интересов. Так, Найдан Гомбоев сыграл важную роль в деле перемещения статуи Зандан-Жуу в Бурятию. Сохранилась переписка, доказывающая сей факт.
Еще один крещеный бурят Петр Бадмаев много лоббировал бурятские интересы в Петербурге. Есть мнение, что он даже сыграл важную роль в приобретении разрешения на постройку в СПБ буддийского храма. Для него также крещение открывало возможности для помощи землякам. Правда, далеко не все могли пойти на смену веры даже из благородных побуждений. Жамцарано и Барадийн, например, отказались от конъюнктурного крещения, хотя Бадмаев призывал их креститься не сердцем, но рассудком. Это было личным выбором каждого. _________________ зкщ ищтщ згидшсщ
|
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 11.02.09, 05:57 +0000 |
|
|
У Владимира Бараева в книге «Древо: декабристы и семейство Кандинских», М.,1991 в родословных указан год смерти Найдана (Николая Ивановича) Гомбоева -1898 год. Но нижеследующий материал периода восстания ихэтуаней говорит о другом.
Корсаков Владимир Викторович. «Пекинские события. Личные воспоминания участника об осаде в Пекине. Май-август 1900 года». СПб., тип. А.С.Суворина, 1901.
«…Жизнь русской колонии в Пекине во время осады разделилась надвое: одни остались в русском посольстве, чтобы защищать его до последней крайности, а другие вместе с женщинами и детьми ушли под защиту английского посольства. ...Перешел начальник почтовой конторы в Пекине Н. И. Гомбоев и с ним практикант китайского языка из Ургинской школы г. Полуянов. Архимандрит Иннокентий с китайцами и Н. И. Гомбоев в скором времени вернулись обратно в русскую миссию, остальные же члены русской колонии оставались у англичан до конца осады».
«…Вскоре, однако, переселился ко мне в соседство Н. И. Гомбоев, ушедший было раньше со всеми в английское посольство. Как только начиналась стрельба, он зажигал свечку и ожидал вместе со мной окончания перестрелки. Н. И. Гомбоев прекрасный знаток Китая; в Пекине он прожил более 30 лет и известен, как собиратель коллекций буддистского культа. За последние два года он собрал коллекцию будд, более 600 предметов. Это была бы единственная по своей полноте и тщательной выдержанности коллекция, стоившая составителю много труда и много денег. Вся коллекция погибла во время пожара русско-почтовой конторы, а то, что от нее осталось, было впоследствии раскопано и растаскано любителями из русских же без его разрешения и ведома. С глубоким огорчением говорил мне Н. И., возмущаясь таким своеволием и произволом: «Я бы хотел все, что осталось, пожертвовать в Сибирский музей, в котором будды мои имели бы большое значение и принесли бы пользу, но вовсе не желал, чтобы их растаскали те, кто имеет в руках силу». Увы, кроме сочувствия, я ничем не мог помочь Н. И. в его горе...»
militera.lib.ru/memo/russian/korsakov_vv/index.html |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген ороошо
Зарегистрирован: Jan 06, 2009 Сообщения: 88
|
Добавлено: 12.02.09, 10:56 +0000 |
|
|
Несколько штрихов к портрету Найдана (Николая) Гомбоева:
www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/D/DacishenVG/lingvo/p3.htm
«Петербургский университет подготовил новое поколение прекрасных китаистов-практиков, получивших признание как в русском обществе, так и за границей. Среди выпускников факультета восточных языков были такие известные дипломаты и служащие различных учреждений в Китае, как Г.Г.Авенариус, Н.В.Богоявленский, Я.Брандт, А.С.Вахович, Н.И.Гомбоев,...».
Интересная, но достоверная ли информация? Об учебе Н.Гомбоева в Петербургском университете ранее не встречались упоминания. Ниже еще одна «темная» страница из его жизни (заодно и А.Доржиева). Это еще за три десятилетия до путешествия Г.Цыбикова.
www.ay-forum.net/1/Ariavarta_3/3_120.pdf
«3 апреля 1869 г.
…действительный член Общества, подполковник Генштаба П.А. Гельмерсен подал докладную записку вице-председателю РГО графу Ф.П.Литке с предложением о посылке с монгольским посольством агента для сбора сведений о Тибете.
…В подтверждение своей мысли о том, что бурят, посланный в Лхасу с монголами, сможет собрать необходимые России сведения о Тибете, Гельмерсен ссылался на недавний опыт англичан.
...Далее он предлагал кандидата, способного осуществить «подобное предприятие», — бурята Найдака Гомбоева, переводчика маньчжурского языка при губернаторе Амурской области. Гомбоев характеризовался как «основательный знаток монгольского и маньчжурского языков, знакомый с китайским и письменным тибетским», а также как «опытный путешественник».
…Был ли среди монгольских богомольцев Найдак Гомбоев, мы не знаем. Тем не менее, можно с большой уверенностью говорить о том, что в составе ургинского каравана находились два других российскоподданных бурята — лама-учитель и его ученик, которым, судя по информации Шишмарева, не стоило слишком большого труда присоединиться к одной из групп монголов-паломников. Имя ученика — Агван Доржиев — ныне весьма почитаемо среди буддистов России и Монголии. …вполне можно предположить, что один из бурят или даже оба они приняли на себя поручение по сбору информации о Тибете». (НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНИЦА ИЗ ИСТОРИИ БОЛЬШОЙ ИГРЫ. Дело о посылке русского агента в Тибет (1869-1873). А.И. Андреев. Ариаварта. 1999)
Далее про А.Д.Старцева, но также в связи с биографией Н.Гомбоева.
nature.liblife.ru/?p=390
«В тридцатые годы в одном из уголков старого парка в Тяньцзине можно было обнаружить замшелый камень, на котором была укреплена медная доска с едва различимым текстом на английском языке. Надпись гласила:
«Тяньцзинь. Открыт 21 июня 1887 г. в юбилейный день царствования Ее Всемилостивейшего Величества Королевы Виктории, и посвящается здоровью, удобству и отдыху всех иностранных резидентов. У нас сад, обнесенный каменной стеной». В конце текста были фамилии британского консула, председателя, членов и секретаря Муниципального совета Британской концессии в Тяньцзине. Среди членов совета было имя и селенгинского купца Алексея Дмитриевича Старцева. Этот известный дальневосточный предприниматель, сын декабриста Бестужева был членом совета и во Французской концессии, весьма почетное место в иностранной концессии.
А.Д. Старцев считался самым богатым человеком в Тяньцзине. Именно он подарил городу землю, на которой был разбит огромный парк Виктории.
…В ходе боев мощной бомбардировке подвергся и Тяньцзинь. Городу были нанесены большие разрушения. Сильно пострадали и 40 каменных домов, принадлежавших Старцеву, в том числе и дом, где хранилась его коллекция. В свое время парижский Лувр предлагал купить ее за 3 миллиона франков, фантастическую по тем временам сумму, но Алексей Дмитриевич только пожал плечами и сказал: Нет на свете денег, за которые я бы смог продать свою коллекцию. В Тяньцзине осталась жить сестра А. Д.Старцева Екатерина Дмитриевна Старцева-Гомбоева, вдова бывшего начальника Русской почты в Пекине». (Хисамутдинов А.А. Тяньцзиньская ветвь эмиграции // Проблемы Дальнего Востока- 1999. - 2. С. 118-122).
А ниже еще одно доказательство того, что в период боксерского восстания (1900 г.) Н.И.Гомбоев был еще жив.
www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XX/1900-1920/Yanceveckij/text9.htm
«Наконец мы были в освобожденной русской миссии. В Пекине два месяца были осаждены: посланник М. Н. Гирс с семейством, … начальник русской почтовой конторы Гомбоев, ...Всего 46 человек». (ДМИТРИЙ ЯНЧЕВЕЦКИЙ. У СТЕН НЕДВИЖНОГО КИТАЯ. ВТОРАЯ ЧАСТЬ. 1903 г.).
А это уже из области беллетристики, также посвященной периоду восстания ихэтуаней. Современный автор вкладывает в уста Чрезвычайного посланника России в Китае Гирса бурятское имя Н.Гомбоева (с ошибкой), чего, очевидно, не могло быть.
«…– Что у нас на дорогах, Надан Иванович? – обратился он (Гирс - Тунген) к начальнику Пекинской почтовой конторы.
– Плохо, Михаил Николаевич, – отозвался Гомбоев. – Пока с портом Дагу связь держим, но, думаю, день-два, от силы – неделя, и нам и эту дорогу перекроют.
– Заказанное оружие подвезти успеют?
– Вряд ли, Михаил Николаевич, – с сомнением покачал головой Гомбоев). («Толмач», Родриго Кортес, М., 2007 г.)
|
|
Вернуться к началу |
|
Тунген2 ороошо
Зарегистрирован: Aug 25, 2009 Сообщения: 83
|
Добавлено: 02.08.11, 21:07 +0000 |
|
|
Наряду со Старцевым в Тяньцзине у разн. авторов часто упоминается предприниматель Батуев - один из богатейших представителей российской колонии в Тяньцзине (морск. ворота Пекина), в доме коего останавливались многие важные заграничные гости. Думал, что эта фамилия связана с северокавказскими или поволжскими народами. Но недавно в мемуарах росс. дипломата Соловьева (М.,1928 г.) прочитал, что "оба наших Креза из бурят", и снова подчеркивается, что они недолюбливали друг друга и не общались. Кто нибудь знает о Батуеве? Во Владивостоке есть несколько Батуевых (как известно Старцев в конце 19 в. обосновался там и его потомки сейчас там же проживают). |
|
Вернуться к началу |
|
Тунген2 ороошо
Зарегистрирован: Aug 25, 2009 Сообщения: 83
|
Добавлено: 10.09.11, 23:46 +0000 |
|
|
У некоторых владивостокских Батуевых (корни которых из Барг. долины) семейная история, пожалуй, интереснее, чем у тяньцзинского купца М. Батуева. А у того, оказывается, родных детей не было, только одна приемная дочь, которая еще до 17 года вышла замуж за американца. Его вдова (умерла в 1930 г., а сам Михаил Батуев скончался, по одной версии, в 1900 г.) завещала капиталы родному городу Малмыжу Вятской губернии при условии - если там будет церковь и чтобы на эти деньги построили приют для престарелых и ремесленное училище (надо еще раз заметить, что почти все авторы пишут о широкой благотворительности и Старцевых, и Батуевых). Приемная дочь (Нина Роксдейл) стала оспаривать завещание. Дело о "батуевских миллионах" имело широкий резонанс, как пишут, в "международном масштабе". Процесс освещали в 1940 г. и советские "Известия". К тому времени в Малмыже сов. власти даже "обратно" открыли церковь, как аргумент в судебном процессе. Дело закончилось в 1955 году - наследство (то что осталось) поделили пополам и на батуевские деньги в Малмыже открыли дом для престарелых и ПТУ. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|