| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Ринчин шэнэхэн
Зарегистрирован: Feb 07, 2005 Сообщения: 10 Откуда: Москва |
Добавлено: 01.11.14, 07:21 +0000 |
|
|
Наверное интересно узнать как попали 4 рода хори к эхиритам и в том числе кударинским бурятам. Причем эти роды не помнят связи с хори. В свое время хори организовали бунт во времена Чингисхаана. Он не мог их наказать, т.к. по восходящей родословной он был из Баргуджин-Токума и они были дальние родственники. Он сделал гениальный шаг - просто передал их в ведение ойрата Худугу-Беки. Там они были под властью несколько десятилетий и не выпячивались, т.к. знали правит чужой и может наказать. Они кочевали на Хангае много десятилетий, а потом оказались на долгие годы во Внутренней Монголии, а оттуда в нынешнюю Бурятию. Но, как всегда всех не присоединишь. Осколки 4-х родов хори сразу убежали к эхиритам в верховье р. Лены (по бурятски р.Зулхэ). Они были представителями старших родов хори. Сейчас они не помнят связи с хори, но названия родов сохранились: галзуд, гучад, шарайд, хуацай. Кударинские или байкало-кударинские буряты не занимались распространением шаманизма (тенгрианство), т.к. до прихода школы гелугпа все население бурят относилось к тенгрианству. Школа гелугпа удачно поглотила тенгрианство, но такой центр всего шаманизма Бурятии, как байкало-кудара - не отвернулся от своей веры. Ламы изгоняли шаманов, а те ехали в этот центр или в основном Бохан. Есть исторические факты убийств шаманов. Естественно без пропаганды не обошлось. Есть даже выражение до сих пор озвучиваемое, но уже нарусском "Худари проклятые во всем виноваты". Такова цена пропаганды на многие века, а всего лишь они были преданы и непоколебимы в своей вере. |
|
Вернуться к началу |
|
Ринчин шэнэхэн
Зарегистрирован: Feb 07, 2005 Сообщения: 10 Откуда: Москва |
Добавлено: 01.11.14, 08:23 +0000 |
|
|
Во времена прихода первой волны казаков на бурятские земли, русские первыми встретили эхиритов. Казаки очень осторожно вели разведывательную деятельность, т.к. впервые встретили многочисленные грозные конницы, а по слухам за Байкалом жили хори, имеющие в несколько раз большие силы. Построив остроги начали потихоньку наглеть (притеснять окраины, факты изнасилований, убийств увеличивались, пьяные дебоши и т.д.), соответственно эхириты вступили в битву и в результате посекли часть казаков, сожгли их остроги и прогнали в Красноярский край. Были посланы эхиритами гонцы к хори для отражения возможной атаки, но те имели конечно же свои проблемы и отговорки, а лучше сказать предпочли дипломатию. Затем казаки вернулись с большими силами и с пушками. Огнестрельное оружие взяло вверх. Они проникли уже в Забайкалье и там продолжили унижения. Особенно отличился Иван Похабов, который любил насиловать детей, а иногда нечаянно убивал их, т.к. сильно истязал. Не оттуда ли слово "похабный". В 1703 году известный поход хори к Петру 1 дал положительный результат. Преступления прекратились, началась "мирная" жизнь. В те времена все эхириты владели тремя языками: бурятским, эвенкийским и тюркским (курыкане) из-за плотного соседства. В результате военных стычек с казаками, непокорная часть перебралась в байкало-кударинскую степь и дельту Селенги (1640-е годы). Через 50 лет туда пришли жить казаки, но уже более менее порядочные. Потихоньку стали преследовать тенгрианство. По указу царя за приобщение иноверцев к православию выдавалась корова, конь, ружье и еще домашняя утварь. В результате часть молодежи кударинских бурят все-таки стали сначала ради "айфонов" креститься, а потом и приняли веру, но опять же не бросая шаманизм. Силой всех трудно обратить в веру, но мы знаем удачные примеры православия и школы гелугпы. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|