| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
AltaiHangai1 ахамад
Зарегистрирован: Jul 28, 2003 Сообщения: 714
|
Добавлено: 08.10.04, 09:33 +0000 |
|
|
Naskolko ya pomnyu, methody takovye byli. Snachala odin ili dva sain ers gotovili delo, ryli v Gobi yamy i stavili tuda burdyuki s vodoi, otdalenie naverno bylo takim chtoby ot odnogo burdyuka do drugogo skakat' odin den'. Potom vysmatrivali horoshih loshadei u togo ili drugogo noyona, ved' ne vsyakaya loshad' vyderjit skachku cherez vsyu stranu. Pered delom s'edali kajdyi po ovtse, tak kak vo vremya skakaniya nichego ne eli, tolko pili. Esli sain er ne mog sojrat' tseluyu ovtsu do kontsa, schitalsa nu ne ochen normalnym :D Govoryat takje oni namnogo bolshe vnimaniya udelyali pit'evoi vode chem ede, eli pochti vse, govoryat. Kogda naelis, oni obychno podhodili k tabunu pod rassvet i gnali podmechennyh konei. Ne ostanavlivalis na nochleg ili peredyha, menyali loshadei na hodu, chast' iz ugnannyh konei pomirala po doroge.
Ugnaniem loshadei oni zanimalis vo vremya manchjurskogo gospodstva, no kogda protivostoyanie uvelichilos v 20-m veke oni tak je kak buryatskie prevratilis v povstantsev. Naskolko ya pomnyu, nekii Höh Chono byl takoi znamenityi "revolyutsioner", kotoryi gomindantsev bil. Odin byvshii konokrad stal glavoi pervoi partii revolutionerov, drugoi pozje stal premer ministrom, no etih lyudei narod nazyvaet imenno konokradami, a ne sain er, naverno Shilin bogd-u oni ne prisyagali.
Legendarnye sain ers odnako ne dojili do smutnyh vremen, naverno poetomu legendami i ostalis. Pro togo poslednego ne ochen horosho pomnyu, pro nego v gazete napisano bylo. I ya ne slyhal chtob oni osobenno buddhistskimi byli. Raz oni molilis duhu-savdag gory... |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 12:40 +0000 |
|
|
AltaiHangai1 писал(а): | I ya ne slyhal chtob oni osobenno buddhistskimi byli. Raz oni molilis duhu-savdag gory... |
Честно говоря, я тоже слыхал, что сайнэры не особенно-то и буддистами были. Сами ламы их недолюбливали, и парни эти им взаимно отвечали. У меня самого всегда были подозрения, что на самом деле у сайнэров сохранялись какие-то древние культы, не буддийские, а монгольские шаманские, языческие... У них были свои техники магии. Поэтому ламы их старались дискредитировать в глазах народа. У нас в Бурятии так нередко бывало.
В Мухор-Шибири был один знаменитый сайнэр Баатар по прозвищу Хотон. Он сильно прославился своим остроумием. Однажды он специально прибыл в один дом, куда приехал высокого ранга лама, чтобы вступить с ним в диспут-спор. Лама говорил о том, что грешно вести такую жизнь, как Хотон ведет. Сайнэр его спрашивает:
- А что будет в наказание?
- Грешники попадают в ад.
- А в аду есть дверь? - спрашивает Хотон.
- Конечно есть, - лама говорит, - через Дверь ада туда попадают грешники.
- Ну раз в аду есть дверь, - отозвался Хотон, - значит я оттуда сумею выйти.
Лама не нашелся что сказать. Дело в том, что сайнэры славились особым искуством выбираться из пут, веревок, из разных закрытых помещений, тюрем. Ну и наоборот, конечно, тоже. Раз выйти могли, то очень ловко умели пробираться в охраняемые объекты. В Бурятии целый жанр фольклора, можно сказать, сложился про тех, которые проникали в княжеские ставки, дворцы маньчжурских вельмож, резиденции и т.д.
А про халхаских сайнэров я помню такое выражение:
сайнэр грабит того, кто собирает налоги,
сайнэр смеется над тем, кому собирает пожертвования (т.е. над ламами),
И что-то еще там было, несколько таких хлестких фраз.
А про культ Далха я написал, потому что К.М. Герасимова (очень крупный специалист, если не самый крупный в РФ)
писала, что Далха были покровителями братства по ножу, группировок типа бурятских сайнэров (а может быть под братьями по ножу сайнэры и понимаются). Но я лично считаю, в дополненние к ней, что Далха - это монгольские боги - Есун Сулдэ-тэнгри, переименованные по тибетски в средние века.
Последний раз редактировалось: Unkas (11.10.04, 12:17 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 13:34 +0000 Хунхузы, харачины, сайнэры - какая между ними связь? |
|
|
Пара цитат из нашумевшей в свое время книги исследователя Юзефовича "Самодержец пустыни":
Все еще остро стоит вопрос о харачинах и хунхузах в вооруженных формированиях Нармай Монголии, а также Семенова и Унгерна. Кто это такие? Харачины - племя или сайнэры, хунхузы - китайцы или все-таки монголы в данном случае? Не путает ли Юзефович вслед за русскими журналистами начала 20 века?
Цитата: | Семенов наотрез отказался подчиниться Колчаку. Атаман закупал снаряжение вплоть до радиостанций, приступил к оборудованию бронепоездов, а Колчак сумел поставить под ружье не более 700 человек, разбросанных по всей магистрали и вооруженных лишь трехлинейками. У Семенова к весне 1918 года было впятеро больше. Правда, личный состав отряда был преимущественно азиатский: служили китайцы, в том числе хунхузы, монголы всех племен, буряты, корейцы. Из трех с половиной тысяч бойцов русских насчитывалось не более трети.
|
Цитата: | Унгерн — тоже, вероятно, не без трудностей, оказался у Семенова. Почти сразу он был назначен комендантом железнодорожной станции в Хайларе, затем стал военным советником при монгольском князе Фушенге. Его расквартированная в этом городе «бригада» насчитывала около восьмисот всадников племени харачинов — самого дикого и воинственного из племен Внутренней Монголии. Год назад они совершили набег на восточные аймаки Халхи (в бою с ними был ранен будущий председатель Монгольской Народно-Революционной партии, в то время пулеметчик войск ургинского правительства Сухэ-Батор); позднее Фушенга с помощью японских артиллеристов и на японские деньги воевал с китайцами, а теперь по совету все тех же японцев поступил на службу к Семенову, который с самого начала внимательно смотрел в сторону Токио. Харачины были известны как отъявленные разбойники, и для контроля над ними требовался человек с железной рукой. Для этой роли Унгерн подходил как нельзя лучше. Постепенно у себя в штабе он сосредоточил фактическое командование «бригадой». Все важнейшие вопросы решались русскими и японскими инструкторами, сам Фушенга царствовал, но не управлял.
В августе 1918 года, при очередном наступлении Семенова в Забайкалье, харачины по распоряжению штаба Особого Маньчжурского отряда угнали из приаргунских станиц, поддержавших Лазо, восемнадцать тысяч овец. Их предполагалось передать казакам, которые пострадали от большевистских реквизиций.
| |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 13:35 +0000 Хунхузы, харачины, сайнэры - какая между ними связь? |
|
|
Юзефовича "Самодержец пустыни" здесь можно найти:
http://www.white-guard.ru/articles/juzef.htm
Про загадочного атамана харачинов Фушенгу :
http://mion.isu.ru/pub/buryat/date.html
Цитата: | 1919 25 февраля - в Чите состоялась I панмонгольская конференция. Представители бурят, баргутов, монголов Внутренней Монголии приняли на ней конституцию и избрали правительство Великой Монголии. Также были написаны две декларации - от имени Временного правительства и от имени главы нового государства, в которых приводилась мотивация создания нового государства.
Лето - на II панмонгольской конференции было решено отправить в Европу монгольскую делегацию для пропаганды идеи независимой Монголии. Среди панмонголистов раскрыт заговор сторонников реставрации маньчжурской династии во главе с представителем Внутренней Монголии Фушенгой.
Декабрь - вооруженные формирования панмонголистов во главе с Нэйсе-Гэгэном и Нуремпилом сосредоточились в Верхнеудинске...
...Февраль - в Кяхте китайские войска разбили остатки вооруженных формирований панмонголистов, а их лидеры - Нейсэ-Гэгэн и Нуремпил - были расстреляны.
|
Тут есть недоразумение, на мой взгляд. Никакие "остатки" армии Нармай Монголии не были разбиты в тот раз. Как раз наоборот, основная, бОльшая и лучше вооруженная часть боевых формирований монгольского правительства
составила костяк Конно-Азиатской дивизии под командой Унгерна, двинувшейся на освобождение Халхи от китайских оккупантов.
Последний раз редактировалось: Unkas (08.10.04, 15:23 +0000), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
AltaiHangai1 ахамад
Зарегистрирован: Jul 28, 2003 Сообщения: 714
|
Добавлено: 08.10.04, 14:30 +0000 |
|
|
Po moemu tut vnyatno skazano chto hunhuzy est' kitaitsy, a harachiny iz vn. Mongolii. Ved' tak i est', hunhuzami nazyvaut teh u kogo v predkah v 3-m kolene kakoi nibud kitaets voshel. To est' eto mongoly s bolshoi dolei kitaiskoi krovi - v glazah bolshinstva vse ravno kitaitsy :D . A harchiny nyne odno iz samyh mnogo-chislennyh plemen vn. Mongolii, kak ya pomnyu, naryadu s horchinami pervymi poshli slujit' manchjuram. Syuda zahodila devushka harchinka iz Baotu (Bugat), u nee nik Alanta byl. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 14:46 +0000 |
|
|
Так в том-то проблема, что авторы русские постоянно "внятно" называют хунхузами не только китайцев. Они хунхузами называли и отряд Тогтохо-гуна, который как раз с настоящими хунхуцзе и кит. войсками воевал.
А если харачины точно имеется в виду племя, то почему про них все время говорится воинственные, разбойники... Тут что-то не так просто. Я же говорю, что буряты в те годы гражданской войны словом харачин не племя подразумевали, а тайные военизированные организации, иногда - просто разбойничьи, иногда - сайнэрские. А русские о харачинах информацию-то получали именно от бурят! Поэтому и вопрос возникает, кто же скрывается под этим термином - племя или группировка, организация? |
|
Вернуться к началу |
|
NICK заримдаа ороошо
Зарегистрирован: Jun 23, 2004 Сообщения: 41
|
Добавлено: 08.10.04, 15:00 +0000 |
|
|
Насчет хунхузов у меня что-то было, надо как следует порыться... |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 15:47 +0000 |
|
|
АлтайХангай, а что это за история с похищением невесты тем последним сайнэром?
И что за фильм про Уулын Тумура сняли недавно? Это кто, сюжет про сайнэрские дела? После "Тунгалаг Тамир" еще были какие-то фильмы про сайнэров? |
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 08.10.04, 15:51 +0000 |
|
|
2 ункас -
по Унгерну я читал вышедшую в прошлом году историческую монографию некоего Евгения Белова "Барон Унгерн" - выходила в изд-ве Аграф, если правильно помню.
Очень интересная книга - я даже сюда в форум много чего из нее постил тогда и кажется даже с кем то дискутировал - белов в своей книжке серьезно так критикует Юзефовича. Впрочем, детали я уже и сам не помню, а книжку к сожалению подарил своему деду. :))
сорри за офф-топ |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 16:02 +0000 |
|
|
Спасибо за информацию. Мне говорил кто-то полгода назад, что Белов раскритиковал Юзефовича. Все хотел найти почитать, да так и не собрался. А вообще-то Юз писал можно ск-ть популярную книгу, не претендующую на слишком научный уровень, но так оказалось на тот момент, что круче этой беллетристики к стыду науки ничего не оказалось. "Самодержец" огромную роль сыграл в привлечении внимания к проблеме панмонгольского движения, а многие тезисы Юза так и не опровергнуты. Хотя косяков у него, вероятно, не мало.
К слову, не в курсе, насколько точно, (это Юз писал) что Бурят-Монгольский полк в составе Конно-Азиатской дивизии был имени Доржи Банзарова и, кажется, имел знак свастики (чуть ли не знамя)? |
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 08.10.04, 16:16 +0000 |
|
|
насчет Доржи Банзарова не припоминаю, чтобы Белов чтобы об этом упоминал - но возможно, это я просто не обратил внимание.
Книжки нет под рукой жалко. Точно помню, что с т.з. Белова Юзефович писал полную пургу - простите мне такое утрирование :))))) он его там давил со страшной силой документами и цифрами.
;;;
зато вспомнил кстати про хунхузов - по мнению Белова, этим словом в Урге называли распустившихся солдат китайского гарнизона, которые беспредельничали по всей Монголии. |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 09.10.04, 06:56 +0000 |
|
|
vit shto slyshal u odnogo starka iz Suhbaatar aimaka. on grit kohda sainery stareyut i ne bol'she ne mogut yezdit na dal'nie pohody oni stavyat svoi "uurga" na gore Huldar eto vsomone Suhbaatar odnoimennogo aimaka. i ta m grit mnogo takih uurganov. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 09.10.04, 11:19 +0000 Хунхузы, харчины и сайнэры - есть ли связь и какая? |
|
|
Написано одним очень и очень уважаемым бурятским политиком, знатоком национальных движений монголов в первой трети 20 века:
«...формальным поводом к захвату китайским правительством монгольских земель служили частные долги князей китайским торговым фирмам: при этом колонизационные приемы в конеч-ном итоге сводились зачастую к поголовному истреблению жи-вущего там монгольского населения. В Южной Монголии такая политика, создавая класс безземельных, потерявших в борьбе с китайскими карательными экспедициями свои хозйства, а вместе и семьи, породила явление по своей социальной подкладке родственное китайскому хунхузничеству, но с яркой национально-монгольской окраской, известное под именем «ХАРЧИНСТВА». ХАРЧИНЫ в жизни монгольской массы являются будирующим, бродильным элементом и в период 1907-1913 годов сыграли ог-ромную роль, выступив глашатаями ненависти и борьбы с ки-тайским владычеством; они дали основное повстанческое ядро, а также и вождей движения того периода».
Август 1920 г. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 09.10.04, 12:32 +0000 |
|
|
Из разных статей старниц К.М. Герасимовой:
«...Далха... – божества, покровители негенеалогических общно-стей, в том числе вооруженных дружин – «братств по ножу», за-нимающихся грабежом и захватом чужих территорий...
Из Далха корпоративных общностей, вероятно, возник разряд Далха в качестве покровителей воинов, охраняющих боевую си-лу человека, его оружия и коня, удачу предводителя воинов...
Военный культ девяти Далха тесно связан с ранними формами религии, но сформировался он, по всей вероятности, в результа-те контаминации традиционных верований тибетцев и тюрко-монгольских народов в процессе внедрения буддизма в обычаи и воззрения кочевников...
В обрядниках говорится, что мало поклоняться и жертвовать Далха, нужно знать, какими магическими кличами призвать их и возбудить в них ярость против врага, жажду овладеть его серд-цем, жизнью и сокровищами. В бою Далха находятся у правого плеча мужчины, у гривы лошади, с левой стороны, у острия на-конечника стрелы, тетивы лука, лезвия меча, у щита на расстоя-нии размаха руки. Помощь Далха проявляется в действиях лоша-ди, щита, стрел, копья, прочности панциря, остроты слуха, зре-ния, в действиях сокола, охраняющего воина сверху...
Спутники 9 Далха из числа хозяев местности также представлены в образах универсальных хранителей 4-х сторон свтеа – льва, дракона, тигра и яка...» |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 09.10.04, 13:30 +0000 |
|
|
http://www.bratsk-city.ru/navigator.php?id=ist2
Цитата: | Братск 1738 ГОД
9-11 августа. Второе пребывание Гмелина в остроге при возвращении из Китая . Он сообщает: "в остроге содержится под стражей около 50 человек бурят и эвенков за то, что они замышляли восстание против Братского ост-рогу 1-го августа. Двое из заговорщиков, как зачинщики, были заключены в тюрьму и посажены в одну колодку, повесились в тюрьме..."
|
"Двое на одной колодке повесились в тюрьме" - так странно, но я слышал легенду о двух бурятских сайнэрах, которые попали в плен очень далеко от Братска. В плен к маньчжурам, посажены в колодки (кжется, китайского или маньчжурского типа колодки, туда не только голова, но и обе руки, точнее ладони проталкивают и закрепляют). Повеситься при всем желании очень непросто. Так эти двое наших набросили свои косы друг другу на шеи, поймали зубами и так задушились, чтобы не стать предметом обмена или выкупа, или еще по какой причине (может, позорно им казалось в плен попасть и не сбежать), не знал мой информатор
Что это может быть? Кочующий фольклорный сюжет или какая-то специальная техника самоубийства, или странное совпадение? Уж больно похож сюжет легенды (не историческое предание, а все же, скорее легенда) на инфу Гмелина в 1738 году. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|