BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Сайнэры - тайные общества Центральной Азии?
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 09.10.04, 14:06 +0000     Ответить с цитатой

Дмитрий Гер писал(а):
Прислал: saigon | 13-11-2002 09:07:48 | [/b] Не знаю встречается ли реальный ХМ (хара моритон зулхэйн нойонов - Аджарай-бухэ, Харамсай-мэргэна, Алма-тургэна) в Бурятии. Хотя, как известно, культ черных всадников возник в Прибайкалье у булагатов-эхиритов на основе монгольских военно-полуразбойничьих "братств по ножу" (сайнэры), культ ХМ прослеживается у якутов. Да-да, не удивляйтесь. Якутский Хара сылгылаах (черный всадник) Хара Суорун тойон аналог древнеэхиритского (считай курыканского) духа Аджарай-бухэ. Сын обеих считается вороном, если покопаться, то найдете и другие параллели.


Цитата из научного труда, содержащего в свою очередь цитату другого труда - книги "Из истории бурятского шаманизма" Т.М. Михайлова, крупного бурятского шамановеда.
http://antropology.rsuh.ru/antropology/html/antropol/T6/Hrestoma-2.htm
Цитата:
По мнению Т. М. Михайлова, Ажарай — хозяин Лены — был даже “реальным лицом, стоявшим во главе воинственной дружины, совершав-шей набеги на якутские кочевья..., умер он от стрел якутских воинов, пре-следовавших его по Лене. После смерти, в соответствии с анимистически-ми воззрениями бурят-шаманистов, он был возведен в ранг выдающегося божества, покровительствующего ратному делу верхоленских или же эхи-ритских бурят. Со временем это божество стало общебурятским и было наделено новыми легендарно-мифологическими чертами. Личность реаль-ного Ажарая была хорошо известна предкам якутов, и последние тоже обожествляли его, но наделили негативными чертами и функциями” [1980, с. 172]. Попытка установления связи поклонения божеству-небожителю с реальным историческим лицом заслуживает одобрения. Вместе с тем по-добная идентификация должна базироваться не только на отдельном фольклорном источнике, записанном в начале XX в. В якутских историче-ских преданиях нет упоминаний о войне с бурятами и борьбе с Ажираем. Нельзя принять безоговорочно мнение Т. М. Михайлова о том, что “функции и общая характеристика бурятского Ажарая и якутского Аджи-рая существенно отличны, даже прямо противоположны”. Выше отмечено совпадение основных функций этих божеств и подчеркнуто, что якутского Улуу тойона нельзя считать однозначно злым божеством. Вопрос о корнях почитания Ажирая якутами и бурятами требует дальнейшего углубленного исследования. Можно предположить, что он был божеством курыканских племен, живших у Ленских писаных скал и позднее вошедших в состав предков бурят и якутов. Бурятский Ажирай- бухэ (Ажирай- богатырь) мог быть потомком омонголенных курыкан, сохранивших почитание Ажирая — духа-хозяина Ленских писаных скал. Поэтому реальный герой Ажирай-бухэ мог именоваться богатырем Ажирая, т. е. силачом, которому покро-вительствует это божество.


Почему-то критик Тараса Максимовича не говорит о том, что в составе якутов множество отюреченных монголов из тех же древних групп, которые составили бурятский народ. Эти вошедшие в состав якутов протобуряты, скорее всего, и принесли в культуру саха комплекс Аджирая-бухэ Хара моритон. Мне такая картина видится правдоподобной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 11.10.04, 02:09 +0000     Ответить с цитатой

Халхасцы кукунорских дээдэ монголов тоже славились своими сайнэрами.
В конце девятнадцатого века монголы Кукунора оказались беззащитными перед набегов тангутов. И некогда многочисленные кочевья монголов вокруг озера Кукунор и Цайдама опустели. Некоторые из монголов особенно хошуты стали подражать и подходить всячески на тангутов чтобы они их за своих приняли при набегов. И поэтому немало доли монгольских крови среди северных тибетцев. Но сопротивлении этим тангутам оказали потомки халхасцев Цокту тайджи(можно сказать предки сонголов). Каждый третий год у этих простодушных скотоводов тангуты грабили умножавшихся за три года скот. Они терпели это до появлении среди них огнестрельные оружье. И из этого времени они стали громить тангутских грабителей и славились такие сайн эры как “Тарган Лувсан”, “Амань Зад”. О них говорили “Халхчууд байна, харж яв. Харанхуй байна, сэрж яв.” (“Дээд монголчуудын улгэр домог” г. Пекин. 1983 г. на старомонгольском)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 11.10.04, 12:55 +0000     Ответить с цитатой

songool писал(а):
vit shto slyshal u odnogo starka iz Suhbaatar aimaka. on grit kohda sainery stareyut i ne bol'she ne mogut yezdit na dal'nie pohody oni stavyat svoi "uurga" na gore Huldar eto vsomone Suhbaatar odnoimennogo aimaka. i ta m grit mnogo takih uurganov.

Это получается как бы символ отхода от набегов? Уурга - шест с арканом для ловли коней, "орудие труда" для сайнэра. Втыкая его в землю, сайнэр как бы говорит, что с этим покончено.

AltaiHangai1 писал(а):
Vo vremena manchjurskogo gospodstva oni byli pochti chto edinstvennymi geroyami sredi naroda. Nikomu ne podchinyalis', gonyali loshadei noyonov i razdavali bednyakam. Pro nih stolko vsego legend ostalos. Samyi poslednii sain er umer po moemu gde to v 70-yh, imya zabyl, no toje legendarnyi.
I kstati, na yugo-vostolke u kitaiskoi granitsy est' malenkaya gora "Shiliin bogd", esli ty hotel stat' "sain er" nujno bylo obyazatelno.uvidet' rassvet s toi gory. U buryat takogo ne byvalo naverno?

Я уточнил, оказывается, гора Шилин Богд точно находится в Сухэ-Баторском аймаке, вы правы. А у бурят-монголов на самом деле были похожие обычаи. Так, например, воины, которые исповедали культ богов Хара Моритон (Черные всадники), присяги давали на скале Айха-шулуун, где похоронен один из древних военных вождей. Эта скала - гигантский мыс на реке Зулхэ-мурэн (рус. Лена). Миссионеры православные (христос шашин) взорвали часть этой скалы в 19 веке, но основание до сих пор стоит. Сейчас эту скалу по-русски называют Писаная скала или Шишкинская Шаманка. Она примерно км в 10-15 от Качуга на север. Вся почти покрыта рисунками воинов, коней, лодок, знамен... У тункинских и некоторых других бурят был почитаем обон Хан-Шаргай-ноён'а, покровителя воинов и коней. Он до сих пор функционирует, этот культовый центр. Туда буряты по прежнему ездят молиться. Он главный центр всей Тунки, а Хан-Шаргай - эжин Тунки.
На Ольхоне был огромный мыс со скалой и пещерой грозного бога, покровителя нойонов, воинов, вообще, всех, кто предводительствует людьми, правит, судит, командует - эжин Ойхоной баабай или Хан Хута-нойон, или Эрлиг-хан (Эрлэн-хаан, Тольто-хаан). Там тоже раньше молились, а сейчас там туристы все загадили. Землятрясение было, пещера разрушилась. На Булэн-голе (р.Белая, кажется, в Аларском аймаке) есть скалистый мыс с рисунками воинов, там считалось раньше обитал свирепый бог Боро Шарга, и там в старину племя шошоолог или шошолоки похоронили своего военного вождя. Это место было святым, там обряды делали в честь воинов.
В Аге военный обряды проводили на Будалане, там в 1646 году поставили бумхан, где сложили доспехи и оружие, часть костей великого воина Бабжа-Бараса. На будаланском тайлган-е его онгон призывали. Не так далеко оттуда еще Сабшилуур есть такое место, там тоже проводили особые тайные воинские ритуалы. О них до сих пор мало известно. В Баргузине мыс на Байгале есть, один из престолов бога войны там находится до сих пор, говорят. Ламы, когда пришли, его стали называть по-тибетски Жамсаран. На этот мыс по суше нельзя попасть, плавали для обрядов на лодках. В Кижинге есть культовые центры, где воины молились, в Мухор-Шибири - Хухэ-Шулуута, в Заиграевском, в других аймаках тоже. Все долго перечислять.

Я некоторую информацию боюсь тут размещать, а то опять туристы попрутся куда не надо. Когда не по правилам посещают такие места, где военные бурханы живут, они гневаются. Землятресения или ураган, бури или молнии бывают от них в наказание. Может начаться война. Когда Зулхэйский Айха-шулуун взорвали попы, тогда шаманы сказали: теперь будет война, Россия в ней проиграет. Началась русско-японская, Россия проиграла. Потом началась мировая, опять проиграла. Все войны проигрывали, пока не разрешили в 1940-х провести некоторые обряды.


Последний раз редактировалось: Unkas (18.10.04, 09:46 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Valkyr
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 28, 2003
Сообщения: 2225
Откуда: Asgard
СообщениеДобавлено: 11.10.04, 19:44 +0000     Ответить с цитатой

razgovarivala s odnim vengrom, on mne nazval chela kotoryi zanimaetsa sainerami v vengrii, nekto seres (chitaetsa: sheresh) istvan. mogu dat ego pochtovy adres dazhe, esli silno poprosish :wink:
_________________
http://radjana.livejournal.com
I'm a shieldmaiden and my hand is ungentle
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 12.10.04, 00:48 +0000     Ответить с цитатой

Валькирия, я уже сильно прошу. Как приедешь, границы моей благодарности не будут иметь пределов.

ЗЫ: В приват загляни.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 12.10.04, 07:36 +0000     Ответить с цитатой

to unkas
mne podlinno izvestno shto Babja bator byl jiv v 1699 godu poetomu vasha information vyzyvaet u menya somnenii. babja bator byl toje sain erom i ugnal ot halhaststev tabun i gonyal ih v buryatiu. v mongolii teper jivut yego pryamie potomki iz rodo huasai kajetsa.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 12.10.04, 07:48 +0000     Ответить с цитатой

Дата его рождения с определенной степенью уверенности определяется по тому факту, что он родился после обряда Арын 13 ноёд на Ольхоне. Хоринские воины прорвались на Ольхон не раньше 1594 года, когда из Маньчжурии уходили повстанцы княгини Бальжин. Известно, что отец Бабжи был борец бэхи-бухэ из хухура (клана) боохой отока хоасай по имени Барима Мэнгэту. Он был среди повстанцев Бальжин, попал в плен. Скорее всего, это было той же осенью-зимой 1594 года. Те, кто избежал плена, прорвались на Ольхон, где совершили обряд 13 нойонам Севера с просьбой "Уhоо хиhаангаа авъя, баатар хубуугээ заяга ч!". После обряда у Мэнгэту родился первенец Бабжа. Он родился не в Бурятии, а там, в Ехэ, которую буряты считали Увур Монголией, а ученые - Маньчжурией. И родился, вероятнее всего, в 1595 году. Во всяком случае, еще другие цифры, косвенно это подтверждают.
Если честно, дату его смерти я точно не знаю. У меня было предположение, основанное на информации о том, что он погиб к югу от Онона. И погиб он от ружейной пули. Я позже напишу, это долго печатать, почему именно 1645 или 46 гг. я предположил.
А у вас, что за точная информация о том, что он еще жив был в 1699 году?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 12.10.04, 08:12 +0000     Ответить с цитатой

vo pervih osnovyvayus na ustnih dannih v kotorom govoritsa prestarelii babja(ne mogu tochno vyrazitsa po buryatski nyudeneingeni nidhe buushaa yum) ubil svoego brata Hontoli prinyav yego za vraga. i stariki govoryat shto on dojil do glubokoi starosti. (seejindeni shono gulgolhen baigaa geje)
yest i yesho takie oredanii shto on otpravlyalsa na sever i pobedil lyudei s ognestrelnimi orujiami. i vzyal eto "chudo tehniki" u nih i vernulsa domoi.
a vo vtorih u menya harnitsa odin pismenni dokument na staromongolskom. v nem gritsa shto v 1699 godu horinskii babja bator pomogal odnomu uchenomu lame i dal yemu dlinnoe chernoe orujie.
ya to znayu shto hori tak molili posle begstva
us honzongoo abyi baatar hubuun zayagaach geji. chital u G.Sumiyabaatara "buryatskie rodoslovnie" 1966 ub.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 12.10.04, 08:14 +0000     Ответить с цитатой

izvinyayus za plohoi russkii yazik :D
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 12.10.04, 08:29 +0000     Ответить с цитатой

Поход Бабжа Бараса на север - говорится о том, что бой был на берегу Байкала. Я читал источник, он в архиве БНЦ. Буряты победили. Это был или же бой с атаманом Колесниковым в Кударе (Кабанский р-н) в 1645 или же в Баргузине, когда экспедицию Сеньки Скорохода уничтожили, это кажется в 1645 было.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 14.10.04, 14:55 +0000     Ответить с цитатой

Сонгоол, я вспомнил, что у хоринцев есть одна историческая песня, в которой упоминаются вместе Бабжа Барас и Бадан Туракин. Не к этой ли песне восходит ваш текст на классическом монгольском? Можно хотя бы небольшую цитату из него о Бабжа Барасе?

ЗЫ: миний бодлоор, "старый" не правильный термин для монгол бичиг. Классический монгольский - нормально звучит. Он не старый для нас, на нем свыше 3-х миллионов человек пишут и читают.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 15.10.04, 05:32 +0000     Ответить с цитатой

u menya toje tak kajetsa. ya by prosto mongol(konechno v shirokom ponyatii etogo slova, a to lyudi inogda nepravilno ponimayut :lol: ) bichig nazval by.
postarayus' v skorom vremeni prislat vam na privat. ya kak to umudrilsa yego perevsti na russkom i opublikovat tam. i jdu otveta ot BNC. tam takoi istorik rabotaet po imeni Tubchinov. ne znayete.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 15.10.04, 12:53 +0000     Ответить с цитатой

Буду благодарен за сотрудничество. Пишите. Жду. Вам, если что надо, обращайтесь, постараюсь помочь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 17.10.04, 11:55 +0000     Ответить с цитатой

Немного информации о воинском культе Хана Шаргай-нойона в Тунке.
http://www.baikaltravel.ru/raioni/tunkin/burhb

"Легенда рассказывает о том, что Шаргай-Нойон спустился с неба на соловом коне, в полном вооружении кочевого воина, его скакуны рыли склон горы, отчего появился белый песок, который обладает особой силой, как оберег для воинов и защитников родной земли.
Бурятские воины всегда молились здесь и брали с собой священный песок, который должен был уберечь от гибели и неприятностей. В честь этого в 1867 г. был построен небольшой сруб для молитв. Эта традиция сохраняется до сих пор. В Великую Отечественную Войну, воины-хойтогольцы, уходя на фронт, также брали с собой мешочки со священным песком, и по их рассказам это часто спасало их. "

В том сайте еще говорится, что Хан Шаргай снизошел с неба для борьбы с "монгольскими захватчиками", это обычная туфта для разжигания розни между монголами. Так у нас постоянно иркутяне и читинцы обожают делать. Этого дерьма так много в интернете, что лень ругаться по каждому поводу. И вся историческая и псевдо историческая литература, которая русскими написана, забита подобными сентенциями. Я лично просто устал обращать на это внимание. Видимо, русские сибиряки таким образом себе совесть успокаивают, что будто бы они бурятский народ от "монголов" (от нас самих?) спасли.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 17.10.04, 12:57 +0000     Ответить с цитатой

naschet amuleta ya v nete chital chto tsongoly primerno vot tak otnosyatsa k svyashennoi gore Humun han i yego hozyaine Humun han. ya kak to ob etom pisal v svoem putevom zametke.
kstati unkas ya otpravil vam na lichke moi perevod togo dokumenta. ochen' nadeyus vam vo mnogom pomojet.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 3 из 6

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
burweb - бурятские книги




Рейтинг@Mail.ru