ikegami хүндэтэ айлшан
Зарегистрирован: Apr 20, 2006 Сообщения: 1
|
Добавлено: 24.12.06, 10:17 +0000 выставка в ЦДХ. Поликарп и его женщины |
|
|
Бичура – совершенно необыкновенная деревня в Республике Бурятия. Здешняя Коммунистическая улица, длиной в13 км, вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная сельская улица на планете. А бичурские дома поражают своей живописностью – они яркие и разноцветные, словно монпансье.
Местных жителей называют семейскими. Когда-то их предков, старообрядцев – «раскольников», предали анафеме за верность старым церковным догмам, а при Екатерине II сослали на бурятскую землю целыми семьями. Отсюда и название – «семейские». До сих пор в Бичуре можно увидеть на бабулях старинные сарафаны, увесистые янтарные украшения и кички - уникальные головные уборы. В деревне есть два семейских хора, исполняющие в числе прочих и обрядовые песни еще допетровских времен. ЮНЕСКО включила музыкальную культуру семейских Забайкалья в список шедевров устного культурного наследия человечества.
Один из самых колоритных жителей Бичуры - Поликарп Ермолаевич Судомойкин. Этому художнику-самоучке уже 8-й десяток лет. Свои самобытные картины он начал писать в пенсионном возрасте. На бревенчатых стенах избы Поликарпа представлены два жанра живописи: икона и ню. Эти жанры разведены по комнатам, что придает такой доморощенной выставке оттенок простодушной притчи на грани абсурда. В одной комнате находятся иконы и композиции на библейские темы в авторской интерпретации. А за стеной обнаженные женщины рубенсовского типа нежатся на лоне природы, ведь женское тело по Поликарпу — это природная гармония, бесконечно прекрасная часть мироздания.
Мягкие линии, цвета с потушенной яркостью… Это картины, у которых, как у живого человеческого тела, есть температура. Живопись Поликарпа теплая и уютная. Она вызывает не столько мысли, сколько физические ощущения ласкового взгляда с полотна и плеска волшебной реки, в которой водятся русалки. В этом, конечно, есть дух – национальный, с глубокой личностью художника, его завершенной идентификацией и уникальной судьбой.
Самоучка, работающий так, как подсказывает интуиция, Поликарп создал свой язык и живописную систему. Его уже сравнивают с легендарным Нико Пиросмани – тоже художником-самоучкой, вошедшим в число лучших мастеров мирового "наивного искусства". Картины Поликарпа искусствоведы также причисляют к наивной живописи.
Поликарп ни разу не выезжал из своей деревни дальше столицы Бурятии - города Улан-Уде. Побывать в Москве – его многолетняя мечта. И вдруг появившаяся в одном издании (журнал Гео) статья, посвященная Бичуре и частично художнику, помогла организовать выставку его работ в Москве, в Центральном Доме Художника.
Столица, ЦДХ… Поликарп Ермолаевич и мечтать не мог о подобном! До сих пор он жил в своей привычной среде, в стороне от художественной интеллигенции, не предполагая, что его работы могут заинтересовать кого-нибудь, кроме односельчан, заходящих на посиделки в его избу. Он мог уйти из жизни, не ведая о масштабе своего дарования. Однако судьба распорядилась иначе. Сегодня Поликарп делает попытку войти в незнакомый ему мир: уже куплены билеты на поезд до Москвы, а сна как не бывало из-за волнительного ожидания открытия выставки. Идиллия размеренной деревенской жизни уничтожена предчувствием, предощущением Москвы, ее приглашением привезти на показ обнаженных красоток. Как встретит столица самобытного художника?
А выставка предстоит действительно необычная – ее посетители станут участниками небанальной акции. Дело в том, что и путешествие Поликарпа в Москву, и его впечатления от мегаполиса, и выставка, на которой непременно будет присутствовать сам автор, - все это будет сниматься на кинокамеру и станет частью будущего документального фильма о судьбе художника.
Эта выставка живого человека – живым людям. Творчество Поликарпа не имеет никакого отношения к высоким арт-концепциям, в которых много мозга, и мало жизни. Сюда не нужно идти, чтобы попробовать понять, настоящее это искусство или нет. Сюда нужно приходить исключительно за уютной теплотой. Большего такое искусство и не требует. |
|