BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


иркутские власти запрещают бурятам национальные обычаи и тра

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Zорик
ходо байгша


Зарегистрирован: Jul 05, 2008
Сообщения: 314
СообщениеДобавлено: 06.03.09, 03:52 +0000     иркутские власти запрещают бурятам национальные обычаи и тра Ответить с цитатой

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1113882

Бурятским традициям подыщут компромисс
// Обряд захоронения в Усть-Ордынском Бурятском округе может оказаться вне закона

Коммерсантъ(Хабаровск) № 21(4076) от 06.02.2009

Прокуратура Иркутской области предложила отменить закон «О погребении и похоронном деле», действовавший на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Он предусматривает возможность хоронить умерших не только в могилах, но и путем сожжения, как того требует национальный обычай. Депутаты законодательного собрания региона пока не смогли прийти к единому мнению о том, стоит ли запрещать традиционные погребальные обряды.

Вчера депутаты заксобрания Иркутской области на заседании комитета по госстроительству обсудили закон «О погребении и похоронном деле», который действовал в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Региональная прокуратура предлагает его отменить, так как автономный округ теперь является частью нового субъекта — объединенной Иркутской области. Таким образом, у округа и области будет сформирована единая нормативно-правовая база.

Окружной закон «О погребении и похоронном деле» был принят думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в ноябре 2004 года. Согласно норме, предусмотренной в ст.2 закона, на территории округа погребение может осуществляться «путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу), огню (по бурятскому обычаю)».



Однако депутат заксобрания от Бурятского округа Аполлон Иванов выступает против отмены закона. Ведь в нем, по словам депутата, учтены национальные традиции, согласно которым тело умершего можно не только хоронить в земле, но и предавать его огню, как того требует бурятский обычай. «Родственники обязаны сжечь тело умершего, если перед смертью он выразил эту волю. Такой обряд проводится редко, ведь для принятия этого решения необходимо обладать особым мужеством. В основном же сжигают по национальному обычаю шаманов, очень старых людей»,— рассказал господин Иванов. Причем родственники умирающего, по словам депутата, не должны отказывать ему в последней просьбе.

Однозначной позиции по этому вопросу в парламентском корпусе нет. В начале недели комитет по здравоохранению и социальной защите ЗС поддержал позицию Аполлона Иванова, решив, что в округе нужно сохранить национальные бурятские традиции. Однако на комитете по госстроительству вчера развернулась бурная дискуссия по этому вопросу. Юристы пришли к выводу, что норма, которая содержится в законе Усть-Ордынского округа, противоречит федеральному законодательству. «Кремация — это определенная процедура, которая никак не связана с бурятскими обычаями. Возможность кремировать тело в федеральном законодательстве предусмотрена, однако депутат Иванов предлагает совсем другое»,— комментирует заместитель директора Института регионального законодательства Алексей Петров. Именно поэтому, по словам господина Петрова, норма эта не может действовать далее.

Между тем в Иркутской области нет своего закона о погребении, поэтому в регионе применяется ФЗ. Таким образом, и на территории округа должен будет вступить в действие федеральный закон. Сергей Шишкин предложил «бережнее относиться к законодательству округа» и не спешить его отменять. «Почему мы должны отменять этот закон, если не изучили даже ситуацию в округе — соблюдаются или нет там традиции? Отменив закон округа, мы можем создать социальную напряженность там, где ее не должно быть»,— говорит он.

Найти компромисс между национальными традициями и законодательством депутаты решили во время разработки нового регионального закона «Об особом статусе Усть-Ордынского Бурятского округа». В этом документе, по мнению парламентариев, можно будет попытаться в рамках законодательства предусмотреть норму по кремации. Предложение же Аполлона Иванова решено отклонить. Окончательное решение по этому вопросу будет принято на сессии законодательного собрания 11 февраля.

По мнению историка, этнографа, старейшины Ашабагадского рода Эхирит-Булагатского района Александра Хантуева, вне зависимости от того, какое решение будет принято депутатами, бурятские обычаи в округе будут соблюдаться. По его словам, сейчас в Усть-Ордынском округе проживают как минимум 50 шаманов. «Обряд сжигания, по нашим обычаям, необходим для того, чтобы душа шамана уходила в небо напрямую, не через землю. В обязательном порядке буряты кремируют и людей, убитых молнией. Это своего рода знак свыше. Потому что впоследствии в роду этого погибшего обязательно появится человек, который получит право исполнять требы — шаманские обычаи,— рассказывает Александр Хантуев.— Для кремации буряты выстраивают небольшой домик, куда складываются останки, домик подвешивается на дерево и поджигается. Исполняет обряд кремации человек, наделенный таким правом». По словам господина Хантуева, сейчас обряд сжигания в округе проводится очень редко. В основном в Эхирит-Булагатском и Баяндаевском районах.

Анна Павлова

Тема перенесена из КИФ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tulona
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Apr 06, 2008
Сообщения: 1421
Откуда: Усть-Ордынский
СообщениеДобавлено: 06.03.09, 11:52 +0000     Ответить с цитатой

Статья то старая, месяц уже прошел. И что решили наши депутаты 11го февраля?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
NinjA
ходо байгша


Зарегистрирован: Mar 18, 2004
Сообщения: 370
Откуда: Ханское монгольское государство (четвертый северный тумэн)
СообщениеДобавлено: 08.03.09, 04:06 +0000     Ответить с цитатой

Да бред это все.Можно подумать кто-то слушать их будет.Как хоронили так и будут хоронить.Ппц лучше бы с безработицей вопрос решали,а то как всегда ни о чем.
_________________
Bi Mongol Hun!!!

"Под силой Неба Вечного
имя Хана свято,
да будет так
кто не почитает тот умрет"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 08.03.09, 07:55 +0000     Ответить с цитатой

NinjA писал(а):
Да бред это все.Можно подумать кто-то слушать их будет.Как хоронили так и будут хоронить.Ппц лучше бы с безработицей вопрос решали,а то как всегда ни о чем.


все же, боюсь, это приведет к самым негативным последствиям для бурят в Усть-Орде.
в спорных случаях (а они не обязательно могут быть завязаны напрямую именно с этим законом) уже автоматически оказываешься вне закона. можно будет пытаться решить этот вопрос, но в любом случае государственная бюрократическая машина будет работать УЖЕ ПРОТИВ ТЕБЯ, а это практически нереальное противостояние (разве что только через самосожжение можно решить).

автономии для того и нужны, чтобы ИМЕТЬ ПРАВО САМОМУ РЕШАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ - например, как хоронить своих людей по своим обычаям на своей собственной земле.

а здесь - четкое следствие того, что буряты больше не имеют права руководить собой в своей жизни и на своей собственной земле, и это "право" презирать и унижать бурят будет проявляться в самых разных областях жизни. плохие времена наступили, и это нужно понимать. по идее нужно было бы что-то противопоставить - например, обращение общественных организаций (землячеств, например, причем обязательно имеющих прямое отношение к Усть-Орде) - иначе этот наглеж никогда не закончится. это нужно понимать - вот так, как бы с фронтов, начиная с мертвых, живых бурят будут гнобить по всем остальным вопросам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Bayrin
ороошо


Зарегистрирован: Feb 20, 2009
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 08.03.09, 14:27 +0000     Ответить с цитатой

Обращение? - думаю это бесполезно. До тех пор пока буряты будут разделяться по политическим взглядам, уровню образования. половым признакам и т.д. и т.п. с ними никто считаться не будет. Чтобы защитить свои права нужно создавать чисто этническую организацию (Степную думу?), которая будет иметь возможность торговать голосами бурят (разумеется в национальных интересах). Надо забыть распри, оставить в стороне конкуренцию, перестать обвинять своих в воровстве, казнокрадстве и т.д. и т.п. - самое главное управляемое единство меньшинства и она сможет перебороть разобщенное по политическим мотивам большинство. Как ни крути сейчас самый ценный товар голоса избирателей и иметь возможность положить на чью-либо корзину хотя бы 10% голосов - это великая сила.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 08.03.09, 23:03 +0000     Ответить с цитатой

Bayrin писал(а):
Обращение? - думаю это бесполезно. До тех пор пока буряты будут разделяться по политическим взглядам, уровню образования. половым признакам и т.д. и т.п. с ними никто считаться не будет. Чтобы защитить свои права нужно создавать чисто этническую организацию (Степную думу?), которая будет иметь возможность торговать голосами бурят (разумеется в национальных интересах). Надо забыть распри, оставить в стороне конкуренцию, перестать обвинять своих в воровстве, казнокрадстве и т.д. и т.п. - самое главное управляемое единство меньшинства и она сможет перебороть разобщенное по политическим мотивам большинство. Как ни крути сейчас самый ценный товар голоса избирателей и иметь возможность положить на чью-либо корзину хотя бы 10% голосов - это великая сила.


значит,
по вашей логике нам остается только сдохнуть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Bayrin
ороошо


Зарегистрирован: Feb 20, 2009
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 09.03.09, 05:49 +0000     Ответить с цитатой

Я не предлагаю торговать бурятами или интересами бурятов - просто организованные группы эффективней добиваются СВОИХ целей. То что Вы озвучили
Цитата:
Бурятская государственность (автономия, если хотите)! – вот основа реализации прав бурятского народа!
это конечная цель. Этническая организация - это способ. Как ее организовать, сделать эффективными ее руководящие структуры чтобы не произошло
Цитата:
Достаточно купить торговца, которому верят наивные (или запуганные, или забитые, или продажные) буряты.
- это другой вопрос. Если Вы знакомы с технологиями создания подобных организаций м.б. обсудить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Steve
баймга ороошо


Зарегистрирован: Feb 07, 2009
Сообщения: 294
СообщениеДобавлено: 09.03.09, 06:17 +0000     Ответить с цитатой

В нынешних условиях сотрудники существующего режима и преемники преемников не дадут нам такую возможность. Четко организованная вертикаль , созданная для разворовывания оставшихся богатств страны не даст никаких шансов для процветания или даже для нормального существования отдельных народов. Кроме того среди местного населения есть категория людей готовых обслуживать наших хозяев нынешней России. Поэтому не стоит питать иллюзии на этот счет. И не скулите, как сказал Медведев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 09.03.09, 07:35 +0000     Ответить с цитатой

Manager писал(а):

Мне кажется что это результат буддисткого воспитания, может ошибаюсь.


вы ошибаетесь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Steve
баймга ороошо


Зарегистрирован: Feb 07, 2009
Сообщения: 294
СообщениеДобавлено: 09.03.09, 08:10 +0000     Ответить с цитатой

Если не удастся поднять экономику - поднимем ОМОН. И так до тех пор пока не закончатся сырьевые ресурсы. А может и человеческие ... Если серьезно, то не надо ждать милостей от природы ... и сидеть сложа руки. С этим я согласен.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bayrin
ороошо


Зарегистрирован: Feb 20, 2009
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 10.03.09, 00:34 +0000     Ответить с цитатой

Да конечно, обещание предоставить столько-то голосов избирателей, в обмен на ...(хотя бы за лоббирование упомянутого вопроса) . Это нормальный торг. На западе дофига подобного рода общественных организаций, за которыми стоят столько-то голосов избирателей (политологи/маркетологи прекрасно осведомлены, какая сколько стоит и к какой стоит прислушиваться) - любому претенденту на любой выборный пост приходится с ними договариваться, а это гораздо трудней чем оболванивать неструктурированную толпу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 11.03.09, 13:57 +0000     Ответить с цитатой

ГУБЕРНАТОРА ОКУРИЛИ ДЫМОМ И ОБРЯДИЛИ ПОЧЕТНЫМ БУРЯТОМ

На праздновании Сагаалгана Игорь Есиповский поставил Усть-Орде задачу: за шесть лет увеличить поголовье скота вдвое
Белый месяц Сагаалган идет по бурятской земле. Буддисты Прибайкалья празднуют Новый год по лунному календарю. Последний из бесконечной череды новогодних праздников (католическое и православное Рождество, Новый, старый Новый и «китайский» Новый год по восточному лунному календарю), Сагаалган в этом году начался 23 февраля и будет продолжаться для населения Усть-Ордынского округа в течение всего марта. А в минувшую субботу, в последний день зимы, в рамках празднования Белого месяца поселок Усть-Ордынский посетили губернатор Иркутской области Игорь Есиповский и спикер ЗС региона Людмила Берлина. Первых лиц области принимали с соблюдением всех традиционных обрядов древней бурятской земли — и шаманистских, и буддистских.


Первых лиц области на территории Усть-Орды принимали с соблюдением всех традиционных обрядов древней бурятской земли.



На дереве духов предков появились ленты Игоря Есиповского и Людмилы Берлиной. Это дерево несет ленты множества почетных гостей округа, включая звезд шоу-бизнеса и глав государств. А также бесчисленного количества простых людей — жителей округа, области, туристов, путешественников...



Сагаалган стал праздником, объединяющим все религии Усть-Орды. На праздник, который проводили ламы и шаман...


Специально к Сагаалгану в окружной краеведческий музей привезли выставку буддистских божеств — все празднование Белого месяца проходило в этом году под знаком Будды.



Губернатора почистили. «Огонь во всех религиях символ очищения, — объяснял шаман Анатолий Таршинаев. — У ламаистов Сагаалган начинается с обряда дугджуба, очищения огнем. У нас тоже есть подобный обряд».



Полностью обряженный в национальный бурятский костюм, губернатор подошел к кафедре и поприветствовал собравшихся длинной фразой на чистейшем бурятском языке

Для представителей областной администрации, глав районов округа, старейшин и жителей Усть-Ордынского был устроен концерт без преувеличения культового бурятского коллектива, государственного ансамбля песни и пляски «Степные напевы"



На борисане появилась ленточка Игоря Есиповского

Визит губернатора Иркутской области Игоря Есиповского на территорию Усть-Ордынского Бурятского округа был посвящен наступлению буддистского Нового года по лунному календарю, которому соответствует бурятский национальный праздник Сагаалган. Визит начался по языческому обычаю, в последнее время ставшему начальной частью официального регламента. Все высокие гости, следующие в Усть-Орду, останавливаются на Качугском тракте в святом месте — там, где установлен борисан. Здесь духам этой земли приносят мелкие жертвоприношения, на деревья предков каждый проезжающий должен повязать памятную ленточку.

Официальных гостей здесь обычно встречает заместитель губернатора Иркутской области, руководитель администрации УОБО Анатолий Дьячков. Он показывает гостям, как правильно по бурятским обычаям капнуть водкой, гости повязывают свою ленточку. Губернатора и председателя ЗС в этот раз Анатолий Михайлович встречал с заместителем председателя правительства области Александром Моисеевым.

Приветствовали высоких гостей девушки в национальных русских и бурятских костюмах хлебом-солью и белой пищей. Анатолий Михайлович специально для нашей газеты объяснил смысл происходящего:

— Здесь, на святом месте, встречаются почетные гости. Кстати, многие называют его «бурхан», но это не верно. Это место называется бориса (в некоторых других бурятских деревнях такие места называются борисан. — Прим. авт.). На этом месте живут онгоны — духи предков, духи-хранители этих мест, которые дают дорогу проезжающим. Кто знает это место — обязан остановиться и отдать дань духам. Если кто-то не знает — они его просто пропускают и провожают. Но если тот, кто знает об этом, не остановится, духи ему не пожелают счастливой дороги, и обязательно что-то случится недоброе. Так было...

— Даже у вас? Случалось в спешке проехать мимо с неблагоприятными последствиями?

— Да, в 1992 году. Я в 1988—1995-х командовал авиатехническим полком, по Иркутской области было разбросано шестнадцать моих подразделений, и одна рота стояла в Мондах. И когда я в первый раз поехал, меня предупредили, что нужно остановиться в святом месте, брызнуть или сигарету положить. И я проскочил — надо было срочно ехать. А буквально через двадцать километров у меня машина сломалась. Новая, между прочим. Мы ее, конечно, сделали, но на обратной дороге я остановился, положил сигарету — и никаких происшествий больше не случалось, дорога была обеспечена!

— В июле прошлого года вы по бурятским обычаям встречали здесь Сергея Сокола, который ехал на Сур-Харбан. Сегодня — губернатора, который едет на Сагаалган. Скажите, а много высоких гостей здесь побывало?

— Много. Только представителей Центральной избирательной комиссии мы встречали три раза. На этом месте мы встречали Квашнина, Суркова, да всех уже и не вспомнишь...

— И каждый повязывал на дерево ленточку?

— Да, каждый из них. Суркову и Квашнину надевали халат — в бурятский национальный костюм облачают самых почетных гостей. Сегодня будем надевать халат на губернатора.

— Дмитрий Медведев во время недавнего визита в округ так и не заглянул...

— Думаю, ему было бы не безынтересно увидеть округ. А вообще, мы собираемся через годик на въезде в Усть-Орду построить юрточный бурятский городок. Губернатор говорит о развитии туризма, а это ведь один из основных туристических маршрутов — через округ, на Малое море. Так что здесь все будет красиво. Великолепно будет.

Костер перед «Эрдемом» объединил все религии

Отдав положенную дань духам предков и хранителям территории, губернатор, его свита и принимающая сторона посетили новую экспозицию окружного государственного краеведческого музея. Специально к Сагаалгану сюда привезли выставку буддистских божеств и предметов культа. Надо отметить, что все празднование Белого месяца проходило в этом году под знаком Будды. Во втором зале музея выставлялись представители соседствующей религии, которая обычно считается главенствующей у прибайкальских бурят, — там были выставлены потрясающей красоты гобелены из конского волоса на темы шаманизма.

О соседстве двух религий, бесконфликтно уживающихся на этой земле, рассказал усть-ордынский шаман Анатолий Таршинаев, готовившийся проводить обряд очищения губернатора. Перед ККЦ «Эрдем», прямо на площади у входа, был разведен маленький обрядовый костер.

— Огонь во всех религиях символ очищения, — объяснял шаман Анатолий. — У ламаистов Сагаалган начинается с обряда дугджуба, очищения огнем. У нас тоже есть подобный обряд — буряты берут кусочек теста, размачивают его в воде и проводят им по всему телу, как бы протирая себя, очищая от налипшей за год грязи. Потом тесто сжигают в огне.

— Губернатора не будете тестом протирать?

— Нет, что ты! — шаман расхохотался. — Мы просто пропустим его через огонь.

— Неужели заставите прыгать через огонь самого губернатора?

— Да нет, у нас принято руками загребать дым на себя, в нем будут гореть благовония, очищающая трава. И, заметь себе, в любой религии есть огонь. В церкви есть свечи. Буддисты и шаманисты жгут жертвенные костры. И всегда в состав благовоний у любых конфессий входит богородская трава, чабрец. Я всегда говорю, что атрибутика может быть разная — у шамана есть бубен, в церкви есть колокол, у лам свои духовые инструменты. А суть во всех религиях абсолютно одинаковая.

— Но ведь буряты в Прибайкалье традиционно следуют шаманизму...

— У нас сейчас сочетание шаманизма с ламаизмом. Исторически сложилось, что западные буряты больше тяготели к буддизму, мы, восточные, — к шаманизму. А в Бурятии издавна мирно уживаются и шаманы, и ламы.

— Получается, что в Усть-Орде сейчас одновременно две «государственные религии». Они никак не конфликтуют между собой?

— Нет! У нас уже и русские вместе с бурятами ходят и к шаманам, и к ламе. Они просто не пересекаются: буддизм не столько религия, сколько учение, а шаманизм — это язычество, природа.

— На празднике будет присутствовать и мулла...

— Да, конечно, мы всем рады. Саян-лама будет читать буддистские молитвы. Я — читать традиционные бурятские приветствия. Я не знаю, почему не приехал православный священник, отец Федор. Но мы его приглашали, и он собирался приехать. Мы хотели, чтобы праздник Сагаалган объединил всех людей, живущих на этой земле, представителей всех религий. В округе всегда все вместе отмечают праздники всех религий — бурятский Сур-Харбан, мусульманский Сабантуй, есть белорусские праздники. В национальной бурятской борьбе нет ограничений по национальности, все могут участвовать. Или вот конкурс красоты «Дангина» — обязательно проводится на русском, бурятском и английском языках, участницы должны поприветствовать на этих языках всех гостей.

Губернатор заговорил по-бурятски

Торжественная встреча жителей округа с губернатором началась с уже традиционного ритуала. По древнему бурятскому обычаю в знак особого почтения к уважаемому гостю, с пожеланиями добра и счастья, как и далекие предки, жители округа дарят ему бурятский национальный костюм. Право одеть губернатора в правильного бурята было доверено заместителю губернатора Иркутской области, руководителю администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Анатолию Дьячкову. На Игоря Есиповского надели халат, повязали кушак. Ведущий комментировал:

— В древние времена считалось, что чем длиннее кушак, тем богаче человек. Богатства Игорю Эдуардовичу отмерили — два раза опоясаться. На водружение на голову высокого гостя мохнатой шапки, как объявили — «из меха ценных пород пушных зверей», зал отреагировал смехом и овацией. Также губернатору подарили необходимые, как сейчас модно говорить, аксессуары — кисет и трубку за пазуху халата, и кинжал в кушак.

Полностью обряженный в национальный бурятский костюм, губернатор подошел к кафедре и поприветствовал собравшихся длинной фразой на чистейшем бурятском языке. Поздравив представителей всех национальностей и религий, Игорь Эдуардович подчеркнул:

— Объединение округа и области было поддержано практически всем населением. Жители обоих субъектов, а это почти миллион триста тысяч человек, сделали свой выбор в пользу нового субъекта РФ. И сегодня мы вместе отмечаем наступление Белого месяца.

Для представителей областной администрации, глав районов округа, старейшин и жителей Усть-Ордынского был устроен концерт без преувеличения культового бурятского коллектива, государственного ансамбля песни и пляски «Степные напевы». Все выступление тематически посвящено Сагаалгану, было выдержано в эстетике национального символизма. Сначала на сцене появились четыре девушки в одеждах цветов времен года. Новый год, он же Белый месяц, он же, в некоторых трактовках, Байкал — старик в бело-синих одеждах монгольского кроя и пышной ватной бородой Санта-Клауса — приветствовал юношу в костюме, символизирующем год Быка.

Музыкальная часть выступления была выдержана в том же духе многонационального и многоконфессионального празднования Сагаалгана этого года — в танцах и костюмах прослеживались не только бурято-монгольские традиции, но и индокитайские тенденции. Гвоздем программы было уникальное горловое пение, которое зрители слушали как загипнотизированные, — в нем слышались пронизывающие степные ветра и мощная ритмичная поступь конницы Чингисхана.

Чуть позднее, встретившись в узком кругу с «дедушками», как в округе называют старейшин родов, наиболее уважаемых представителей Усть-Орды, Игорь Эдуардович сказал:

— Я очень сильно рассчитываю на вас, на ветеранов. Нам очень сложно сегодня ставить какие-то серьезные задачи перед собой, когда не все слои общества включены в эту работу. Вы знаете, как много сил потратили наши враги, чтобы внести ссору в наш дом, чтобы разделить наше государство, поссорить народы, противопоставить различные конфессии. Одно могу констатировать, и я горжусь этим — что в Иркутской области им этого не удалось. И это основа нашего будущего благополучия.

Губернатор также озвучил свои надежды на возрождение прежнего уровня развития сельского хозяйства. Раньше сельское хозяйство на территории округа было настолько мощно развито, что по некоторым параметрам превосходило южные регионы. Теперь ситуация другая.

— Мы должны с вами ехать по дороге, и везде должны висеть знаки: «Осторожно, животные!». И везде на полях мы должны видеть огромное количество скота. И это все в наших силах. Но без вас, без ветеранов, поверьте, это будет очень сложно. Потому что к вам прислушиваются, вы можете сказать свое веское слово, которое может стать определяющим для поколений. По окончании протокольной части встречи пресс-служба губернатора озвучила более конкретные пожелания жителям округа: Усть-Орда должна за следующих шесть лет удвоить поголовье скота и развить инфраструктуру переработки мяса, молока и шерсти. Заветы, которые очень гармонично вырастают из самой идеи Сагаалгана — праздника белой пищи.

Комментарий

Сагаалган — буддистский Новый год?

Единственным вопросом, который не переставал нас интересовать на бурятском празднике, насыщенном буддистскими обрядами и символами, — как получилось, что общенациональным праздником народа, традиционно исповедующего шаманизм, стал буддистский Новый год. Объяснил это унгинский шаман Валерий Жербаков.

Суть же этого феномена проста — как православие совмещало свои церковные праздники с языческими, так и буддистский Новый год по лунному календарю совместили с языческим праздником белой пищи. Проще говоря, Сагаалган и буддистский Новый год — это два разных праздника.

Изначально у монголо-бурятских племен Новый год не отмечался. Вместо него кочевые племена праздновали Сагаалган, по-монгольски Саган Сар, праздник белой пищи. Причем справляли его в начале осени, в дни осеннего равноденствия. Праздник был связан с особенностями быта и циклом жизни кочевников — это было время, когда стада пригоняли с пастбищ-зимников в загоны на зимовку. В связи с этим было очень много белой пищи — молока, тарасуна. Люди в течение месяца ходили друг к другу в гости, подносили гостям белую пищу, считавшуюся священной для бурят. Так празднуют и современный Сагаалган.

Поздравляя население округа и всей Иркутской области с праздником Сагаалган, губернатор Игорь Есиповский напомнил: «В середине XVIII века императрица Елизавета Петровна издала указ о признании за бурятами права исповедовать учение Будды». Скорее всего, именно в то время буряты-шаманисты и перенесли празднование языческого Сагаалгана на дату наступления уже официально разрешенного буддистского Нового года по лунному календарю — чтобы не конфликтовать с властями.

— На самом деле у шаманов февраль пользуется плохой репутацией — это самый короткий и злой месяц. Показательно, что шаманы не проводят никаких обрядов в феврале, — прокомментировал Валерий Константинович.

Берт Корк, «СМ Номер один». Фото Алексея Головщикова

http://pressa.irk.ru/sm/2009/08/008001.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
Страница 1 из 1

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru