| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 07.10.04, 12:00 +0000 Сайнэры - тайные общества Центральной Азии? |
|
|
Каждый монгол знает слово сайн эр. Каждый монгол слышал легенды об этом покрытом романтической дымкой движении.
В теме о военном деле бурят-монголов на форуме СБН затронута была эта таинственная и романтическая часть нашей истории.
http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=2932&start=15
Благодаря ребятам из Монголии мы можем узнать много для нас неизвестного о традиции сайнэрства. Со временем и сами молодые буряты вспомнят кое-что из рассказов отцов и дедов, найдут информацию в книгах.
Здесь, в теме "Сайнэры, военизированные тайные общества Центральной Азии" предлагаю обмениваться информацией о движении сайнэров в Монголии, типологически и идеологически сходных движениях южных монголов, дээдэ монголов Хухэ-нура и Амдо и, конечно же, о традициях бурятских hайри, hайн эрэ и других. Многим пока ничего не говорят эти термины, но, я надеюсь, это ненадолго.
Последний раз редактировалось: Unkas (21.04.08, 03:18 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 07.10.04, 14:00 +0000 |
|
|
Очень кратко некоторые сведения о сайнэрах Монголии:
О них до сих пор ходят легенды. Говорят, что когда халхаские князья поехали присягать маньчжурскому императору, некоторые простые рядовые воины из их войск и охраны развернули коней и умчались в степь. Там они ночью собрались на священной горе и дали свою присягу.
(Кому давали присягу, я не смог выяснить. Видимо, это бог-покровитель воинов.)
Известна легенда, что в тексте сайнэрской клятвы были слова :
Не буду иметь свыше трех коней, добычу сверх трех раздам простым монголам!
Не буду жить больше трех дней на одном месте, буду скитаться (или какой-то другой глагол был, не помню - кочевать?) там, где унижают монголов!
Не буду считать добычей имущество людей, кроме этих трех - захватчик (иноземный), нойон (присягнувший захватчику), лама (поющий молитву за захватчика и нойона-предателя)!
Еще слышал, что сайнэры в Халхе и Бурятии старались не проливать кровь человека. В смысле не шли на убийство, как правило. Грабили маньчжурских чиновников, китайских ростовщиков, лам своих, нойончиков, ходили за кордон в русские пределы, но при набеге старались не применять острое оружие и огнестрельное. Вроде как, для них было особым шиком что ли, угнать табун хитростью и ловкостью, умением, а не силой.
По мнению бурятского ученого-фольклориста Шаракшиновой, в Халхе синонимом термина сайнэр является сайн хулгайч. Она же замечает, что обычно в Халхе говорят сайн эр ах или сайн хулгайч ах, т.е. всегда добавляется слово старший брат.
Я слышал, что сайнэры строго различали сайн хулгай или благородный разбой от дээрэм или просто хулгай, т.е. от бандитских грабежей и обычных уголовных краж. Если сайнэр нарушал нагорную клятву, брал всю добычу себе, не раздавал ее монголам, то его считали обычным уголовником и само же сайнэрское сообщество его искало по всей стране и наказывало. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 07.10.04, 14:19 +0000 |
|
|
Наверное, отдельно надо сказать о похожих общественных явлениях в Джунгарии, в Западной Монголии, т.е. в ойратских регионах. Или все таки они в общей традиции с Халхой находились? Монголын ах дуус, ваше мнение?
Пока скажу, что у ойратов традиция молодежных группировок осложнялась постоянным напряжением на границе с огромным тюркским и исламским мирами. Давление казахов, демография которых пересиливала, миграции их на ойратские земли, разорительные казахские набеги с запада, тувинские - с севера провоцировали ориентацию традиции ойратских военизированных молодежных группировок прежде всего на борьбу с ними. В 20 веке западных монголов в этом противостоянии возглавил знаменитый свирепый Джа-лама.
У тюрских горных, степных, пустынных кочевников и оседлых скотоводов (казахов, киргизов, туркмен, узбеков) традиция набегов называлась БАРАНТА, а участники группировок - барантачи. Казахские барантачи в конце 19 века были, говорят, настоящим бичом Джунгарии. Внутренняя организация барантаческих группировок также была по своему интересной. Они имели свои обычаи, неписаные степные законы баранты. Все это очень слабо изучено. Долгое время в этом видели простой бандитизм, позднее слившийся с басмачеством и не более того.
И небольшая этимологическая справочная ремарка:
http://irbis.asu.ru/docs/server/publish/1999/vorob3.html
Среди множества слов, зафиксированных в диалектных словарях и отсутствующих в словарном составе современного русского литературного языка, обращают на себя внимание лексемы, которые могут быть квалифицированы как историзмы в системе говора.
Так, в селе Талица Усть-Канского района записаны слова баранта -- "вражда соседних селений"
("Потом баранта пошла, с ими, вот и зовем Барантова долина Баранта -- драка")
и барантоватъ -- "враждовать"
("Барантово - с алтайцами барантовали, с имя воевали.)
С этимологической точки зрения слово баранта и его производное барантовать являются заимствованиями из чагатайского baranta - "разбойничий набег", казах, barymta, которые объясняются из монг. banmta - "налёт, нападение" (Фасмер).
[Ункас: тут видимо опечатка - монг. b a r i m t a должно быть по-моему]
Существительное баранта (боранта) впервые фиксируются в Актах Астраханской воеводской избы в 1650 г. в значении "месть за угон скота, захват людей, ограбление" (Словарь русского языка XI-XVII вв.)
В словаре В. И. Даля содержится следующее объяснение:
"Баранта. У азиатских пограничных народов, а более у кочевых, самоуправная месть, по междоусобиям, набег, грабеж, отгон скота, разор аулов, захват людей Баранта тем отличается от военных на-бегов, что нападающие, из опасения кровомести, идут без огнестрельного и даже без острого оружия, а берут ожоги, вместо копий, обух и нагайку".
Последний раз редактировалось: Unkas (08.10.04, 14:04 +0000), всего редактировалось 3 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 07.10.04, 15:01 +0000 |
|
|
Если говорить о первых проявлениях движения сопротивления, сходного с халхаским сайнэрством, в Бурятии, то, наверное, стоит вспомнить о шестилетней партизанской эпопеи в лесах под Иркутском и в Тунке. В 1690-х годах, когда Россия уже подписала с Маньчжурией договор о признании границ, когда колониальные власти уже не расчитывали столкнуться с серьезным противодействием по крайней мере вблизи таких мощных центров как Иркутск, вспыхнуло восстание под предводительством бурятского "улусного человека" Богачея
(мне видится здесь старинное монгольское имя Бугачи, но проф. Тумахани считает, что этого вождя звали на самом деле Багааша или Багаачи в старом произношении. У него есть запись походной песни этого Багаачи, я все никак не могу собраться сходить к нему переписать).
Русские власти долго безуспешно пытались поймать неуловимого Бугачи. Иркутские начальники жаловались: "ясачной иноземец Богачей с родом своим... воровски подъезжая под Тункинской острог и под Белской острог (на р. Белая, бур. Булэн-гол) и в Нукутское зимовье, русских служилых людей и ясачных иноземцев побивает по вся годы, кони и скот отгоняет".
Как видим, размах походов-набегов Бугачи впечатляет: он активно действовал в Нукутах, Алари, под Иркутском и в Тунке. И это, возможно, далеко не все, что мы о нем знаем.
Бугачи громил не только русских солдат, но и бурятских нойонов, пошедших на службу колониальной администрации.
Это характерная черта деятельности отважного и предприимчивого предводителя повстанцев. До изучения текста его походной песни и до публикации всех документов, конечно, рано делать выводы, но в общем, думаю, этого атамана можно считать представителем бурятского сайнэрства. |
|
Вернуться к началу |
|
AltaiHangai1 ахамад
Зарегистрирован: Jul 28, 2003 Сообщения: 714
|
Добавлено: 07.10.04, 16:04 +0000 |
|
|
Da i vpravdu nikogda ne slyhal chto sain ers ubiistvom zanimalis. vobsche nikogda. Daje kitaiskih karavanschikov ne ubivali, naskolko ya znau. Samye znamenitye proslavilis tem chto byli lovki i chestny, a ne skajem ogromnoi sily. Siloi slavilis bortsy :D
Deistvovali oni deistvitelno na ogromnyh territoriyah. Gnali loshadei iz imperskogo tabuizirovannogo skota v Dariganga cherez tselye aimaki, a to ved' vse delo naprasno bylo by.
Naschet oiratov k sojaleniyu ponyatiya ne imeu, dumau u nih bylo sovsem drugoe. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 04:57 +0000 |
|
|
AltaiHangai1 писал(а): | Da i vpravdu nikogda ne slyhal chto sain ers ubiistvom zanimalis. vobsche nikogda. Daje kitaiskih karavanschikov ne ubivali, naskolko ya znau. Samye znamenitye proslavilis tem chto byli lovki i chestny, a ne skajem ogromnoi sily. Deistvovali oni deistvitelno na ogromnyh territoriyah. Gnali loshadei iz imperskogo tabuizirovannogo skota v Dariganga cherez tselye aimaki, a to ved' vse delo naprasno bylo by.
|
Есть какая-нибудь информация об их приемах, о тактике налетов? У меня кое-что есть, вот только наберу, отправлю.
Так-то надо сказать, что бурятские сайнэры часто переходили к вооруженным методам. Тот же Бугачи. Был еще Амагзай в Осе. Был Марактай в Джиде-Закамне, но он сам из Халхи выходец или возвратился на родину предков оттуда. У эхиритов долго традиция Хара моритон держалась. В хоринских районах, особенно в Аге это вообще повальное явление было одно время. У хоринцев сайнэры в 20 веке вообще как бы влились в национальное движение. в тех районах острые столкновения были за землю в 20 веке. Многие хоринские сайнэры попали в руководство вооруженных сил Нармай Монгол улс, в Азиатской дивизии Унгерна, видимо, они были. Тубанов, автор операции по похищению богдо-хана, потом чин есаула от Унгерна получил. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 04:59 +0000 |
|
|
Говорят, что те самые первые девять сайнэров, которые не пожелали ехать со своими князьями присягать маньчжурскому императору, похоронены в пещере на священной горе, где монгольские патриоты давали клятву бороться с иноземной властью. Мне кажется, что та гора Шилин Богд, о которой мы в теме «Художественная литература о воинах-бурятах» разговаривали, наверное, и есть та самая гора. Хотя я думал, что она возле бурятской границы находится, но раз вы знаете точное местонахожде-ние, то, скорее всего, так и есть, как вы говорили. В принципе тот факт, что по вашей версии Шилин Богд ближе к Маньчжурии, говорит в пользу той легенды, по которой первыми сайнэрами стали дружинники князей, ехавших в Маньчжурию. Что еще известно об этой горе, о ночных обрядах сайнэров? Международная экспедиция «Трансформация кочевых цивилизаций», ездившая год назад по Монголии записала предание, что раз в год к Шилин Богду съезжались сайнэры со всей страны. Они ночевали на горе, и на рассвете проводили особые тайные обряды. Об этих ритуалах хоть что-то известно?
songool писал(а): | sain ers
nu chto ya znayu pro nih navernoe vot takoe
"hayagaa hadarahgui
harsanaa abahgui"
no postarayus' shto nit' naiti i postavit' a to shto Altaihangai grit navernoe "Uulyn Temur" to yest Timur gory. seichas pro nego film snyali i pokazyvayut v kino |
Есть сведения о том последнем сайнэре, который в 1970-х умер? Как его звали, откуда он, в каких сайнэрских делах участвовал?
enhd писал(а): | Недавно на каком-то газете читал интервью с одним венгром который заболел или исследует традиции "сайн эр" и личностей.
Казалось что он больше знает чем мы, и ещё он говорит что нынче живут некоторые "сайн эр"-ы на юге. |
И если сможете, что за венгерский ученый исследует сейчас движение сайнэров?
Последний раз редактировалось: Unkas (08.10.04, 15:44 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 05:27 +0000 Хунхузы, харачины и сайнэры - какая связь? |
|
|
Еще вопрос меня давно занимает. Слово харачин имеет смысл "разбойник", как я понимаю. В бурятском харатан. В 20 веке буряты иногда называли южномонгольских партизан и сайнэров харачинами. Но в АРВМ целый аймак называют Харачин. Почему? Что-за странное созвучие.
Дальше еще вопрос. Русские газеты южномонгольских партизан и сайнэров (Тогтохо, например) называли часто долестными ХУНХУЗАМИ, хотя те с китайскими хунхуцзе наоборот воевали постоянно. Наш писатель Батожабай, когда свой роман о бурятских и халхаских сайнэрах писал, он называл их ХУНХУЗАМИ. Из-за этого, когда роман вышел, наши молодые парни в Улан-Удэ свои группировки тоже хунхузами стали называть.
И вовсе путаница получается, когда пишут многие русские исследователи и журналисты про ХАРАЧИНОВ и ХУНХУЗОВ в армии Нармай Монголии, в Азиатской дивизии Унгерна. Кого имели в виду? Монгольских сайнэров или племя харачин с китайскими хунхузами? |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 05:49 +0000 |
|
|
В Восточной Бурятии среди сайнэров-буддистов, как я пришел к выводу (на имеющихся пока в наличии материалах), самым распространенным ламаизированным воинским культом был культ Далха. Обряды девяти братьям Далха делались в Кяхтинском, Селенгиском аймаках, в Аге и других местах.
В Монголии сейчас как обстоят дела с этим культом? И как раньше сайнэры к нему относились в Халхе, у них была такая же ситуация, как в Бурятии?
Вообще, надо сказать, это один из самых интересных буддийских культов в Бурятии. Только что-то не заметно сейчас его возрождения, хотя дацаны строим, юбилеи хамбо-ламы проводим. |
|
Вернуться к началу |
|
Дмитрий Гер ахамад
Зарегистрирован: Nov 14, 2003 Сообщения: 905
|
Добавлено: 08.10.04, 08:29 +0000 |
|
|
http://buryatskiynarod.pips.ru/php4/forum/discuss.phtml?id=2701&part=22383&disc=110628&start=90&dstart=15
Тема: Re: Монгольские боевые искусства
Прислал: saigon | 13-11-2002 09:07:48 |
Ответ: Насчет "хара моритон" могу сообщить следующее. Насколько я понимаю направление уважаемого Бориса Антонова является новоделом. Не знаю встречается ли реальный ХМ (хара моритон зулхэйн нойонов - Аджарай-бухэ, Харамсай-мэргэна, Алма-тургэна) в Бурятии. Хотя, как известно, культ черных всадников возник в Прибайкалье у булагатов-эхиритов на основе монгольских военно-полуразбойничьих "братств по ножу" (сайнэры), культ ХМ прослеживается у якутов. Да-да, не удивляйтесь. Якутский Хара сылгылаах (черный всадник) Хара Суорун тойон аналог древнеэхиритского (считай курыканского) духа Аджарай-бухэ. Сын обеих считается вороном, если покопаться, то найдете и другие параллели. Стиль же Б.Антонова интересен сам по себе (интересно, что кой-какие антоновские упражнения-применяются в кыргыс и хамнаа). Его можно отнести к ряду советских воинских искусств, таких как юкагирский кичил, чукотские илюльэтык и кэпутен, нивхское тес-кир-вадь, стиль боя старинных тувинских разведчиков-хайгыылчы - кара хюреш и многим другим. То есть к тем стилям истории которых детально не изучены и истинность-неистинность которых стоит под вопросом. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 08:38 +0000 |
|
|
Интересные вещи Сайгон пишет. Я даже названий таких многих не слыхал: "кыргыс и хамнаа. Его можно отнести к ряду советских воинских искусств, таких как юкагирский кичил, чукотские илюльэтык и кэпутен, нивхское тес-кир-вадь, стиль боя старинных тувинских разведчиков-хайгыылчы - кара хюреш".
А вот это: "культ черных всадников возник в Прибайкалье у булагатов-эхиритов на основе монгольских военно-полуразбойничьих "братств по ножу" (сайнэры)" мне более-менее знакомо. Братства по ножу - такой термин К.М. Герасимова (один из ведущих специалистов по Центральной Азии) использует в научных статьях. Мне все было интересно, как этот термин возник и не связан ли с ножевым фехтованием?
(Дурацкий наверное вопрос, что за еще один СБН на свете существует? - можно в личку мне скинуть.) |
|
Вернуться к началу |
|
Дмитрий Гер ахамад
Зарегистрирован: Nov 14, 2003 Сообщения: 905
|
Добавлено: 08.10.04, 08:40 +0000 |
|
|
Unkas писал(а): |
(Дурацкий наверное вопрос, что за еще один СБН на свете существует? - можно в личку мне скинуть.) |
Ты зайди по ссылке. Можешь с ним связаться по мэйлу. _________________ Не в состоянии скрыть свою радость! |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 08:41 +0000 |
|
|
Нет, не совсем незнакомы. Кэпутэн - это чукотское боевое искусство, бой копьем на лыжах. Его еще в Красной армии в 1920-30-х годах пытались ввести как дисциплину. |
|
Вернуться к началу |
|
Дмитрий Гер ахамад
Зарегистрирован: Nov 14, 2003 Сообщения: 905
|
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 08.10.04, 09:19 +0000 |
|
|
Тут иллюстрации к тезису о том, как русские постоянно путали сайнэров с хунхузами : http://www.kv.com.ua/index.php?article=17666&number_old=3007
"На Дальнем Востоке разочарование ждало русских повсюду: хунхузы (монгольские бандитские отряды) оказались на жалованьи японского командования, хозяева кантин и маленьких кафе - шпионами, содержатели приличных домов и богатые китайцы - вообще вражескими офицерами. "
http://www.vestnik.com/issues/97/0805/koi/lebedev.htm
"Как-то в путевых очерках Николая Рериха мне попалось одно поразительное замечание. Путешествуя по северному Китаю и Монголии, он написал, что в случае, когда на путников нападали некоторые банды хунхузов, то они убивали их старым монгольским способом - вспарывали грудную клетку, лезли туда рукой и вырывали еще трепещущее сердце. Так вот, русские жертвы, обратил внимание Рерих (ему об этом рассказывали), при этой жуткой процедуре страшно кричат, а китайцы только скрипят зубами."
Кто такие были КИТАЙСКИЕ хунхузы в Приамурье и как с ними боролись казаки (в общем-то интересно):
http://www.fegi.ru/primorye/kazaki/kazak9.htm
http://konkurent.vl.ru/print.php?id=1545
Последний раз редактировалось: Unkas (08.10.04, 15:27 +0000), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
|