BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Монгольская астрономия
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 07.03.05, 12:34 +0000     Монгольская астрономия Ответить с цитатой

Я поражаюсь знанием наших предков. Они были великими военными стратегами, политиками, учеными и творцами.

Здесь я коротко изложу информации что я читал в книгах.

Монгольские астрономы насчитывали около «хоёр дvнчvvр найман живаа» (28 000 000) звезд на небе и дали конкретные названия тысячам звездам; и разделили все звезды на около четыре ста “одны гэр, одны ордон” (созвездие: перевод с монг. букв. звездная семья или звездная орда).

У монгольских хаганов служили многие ученые астрономы, математики как например Улугбек Тарагай внук хромого Тимура, Чуу мэргэн, Мингат, Миших, Гvvшингаа, Ишбалжир и Ролбийдорж.
Монгольские астрономы дали название звездам основываясь на яркость, цвет, очертание, движение и интереснее что они использовали звания, почетные названия используемых в те времена, характера социального и жизненного уклада.
Например: тэнгэрийн хаан, зайсан, тvшмэл, цэргийн дарга, морьт цэрэг, морьт тэрэг, орд байлдаан, байгуулсан туг
и или
єглєгч охин, эхнэрийн ширээ, угсаат охин, нэхэгч эхнэр, гоо охин, чєлєєт эх, найралт эх, гоо хvvхэн, яруу эгшигт, тэнгэр эх, шадар эхнэр и т.п.

(Примечание: не исключаю что многие названия может являться переводом из тибетского, санскритского и китайског языков но исключительно монгольские названия большинство)

Название созвезд – Одны ордын нэрс

Андромеда – Andromeda – Адаг чуулган буюу Цэрэг тэргvvлэгчийн орд
Близнецы – Gemini – Хамтдахын буюу Дєрвєн нvдний орд
Больших Медведиц – Ursa Major – Долон бурхны бую Долон євгєний орд
Большой Пёс – Canis Major – Огторгуйн чонын орд

**********
продолжение следует
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 07.03.05, 19:41 +0000     Ответить с цитатой

Интересно! А все созвездия совпадали с европейскими как Боьшая медвица - Семь старцев?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tsebeen
Мудур кэку


Зарегистрирован: Dec 9, 2003
Сообщения: 3030
Откуда: Yдэ голой урда бэе
СообщениеДобавлено: 08.03.05, 03:20 +0000     Ответить с цитатой

Насколько я знаю, не все, но совпадения случались
_________________
Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 13.03.05, 08:53 +0000     Ответить с цитатой

Имеется фантастический фильм, советский, очень давний так называемый “Туманность Андромеды” или “Туманность созвездия Андромеда”, этот фильм у нас с переводом показывали и было название “Адаг чуулганы мананцар”.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 13.03.05, 08:54 +0000     Ответить с цитатой

Продолжение

Некоторые названий созвездии.

Русский - Английский – Монгольский

Созвездие Волк – Lupus - Морьт тэрэгний орд
-“- Ворона – Corvus - Хасад буюу Тvvхчийн орд
-“- Гидра - Hydra - Тєвшний орд
-“- Гончие Псы – Canes Venetici - Орд байлдааны орд
-“- Дева - Virgo - Охины буюу Зvvн цааз баригчийн орд
-“- Единорог - Monoceros - Дєрвєн бискалын буюу Маргашир: гєрєєсєн толгойн орд
-“- змееносец - Ophiuchus - Тэнгэрийн мєрєн оддын орд
-“- Кассиопея - Cassiopeja - Хvн таван одны буюу Хєлгєн тэрэгний орд
-“- Козерог - Capricorhus - Матарын орд
-“- Малая медведица – Ursa Minor - Алтан мєнгєн шаргуудын орд
-“- Орион - Orion - Гурван маралын орд
-“- Персей - Perseus - Тэнгэрийн онгоцны буюу Зvvн цааз баригчийн орд
-“- Пегас - Pegasus - Эхэн чуулганы буюу Аянга цахилгааны орд
-“- Южный крест - Crux - Гадаад халхавчийн орд

и т.д.

**************
В 1844 году в Казани была выпущена 3-х томный словарь Монголо-Русско-Французского языка там были включены названия 16-ти созвездия звезд.
Например:
Созвездие Плеяды - Pleiades - Мичидийн буюу зургаан эхтэй хєвгvvний орд, Гирдигийн орд
-“- Венец - - Удирабадарибад: Могой хvлэгчийн орд

*****************************
Название самой яркой звезды вселенной которая наблюдается из земли:
Сириус, альфа Большого Пса – Гилаан од, Чонын ордны гилаан

и т.д.

*******************

Интересное:
Было очень много разных названий солнца, луны и звезд, например:
название солнца
Нар (наран)
Ням
адъяа
Халуун гэрэлт
Элдэв тэрэгт
Цагийн эзэн
Харанхуйг дарагч
....
название луны
Сар (саран)
Даваа
Сумъяа
Туулайт
Далай баясгагч - (здесь скрыт смысл что влиянием притяжения луны океан сжимается и расширяется)
Шєнийн эзэн
Таяъянгуй vvсгэгч
....
*************************

Название дней недели на монгольском

Вообще то в азиатских странах дни недели называются по названию планет солнца.
У нас в Монголии в традиционном календаре (билгийн тоолол) используется название дней недели на санскритском, а в современном григорианском календаре название тибетское.

Русский – Санскритское – Тибетское - Монголское
Понедельник – Сумъяа – Даваа – Саран
Вторник – Ангараг – Мягмар – Улаан нvдэн
Среда – Буд – Лхагва – Сарнаас тєрсєн, Ганц биет
Четверг – Бархасбадь – Пvрэв – Аялаглагч, Оюун тєгєлдєр
Пятница – Сугар – Баасан – Yvрийн цолмон, Yдшийн гялаан
Суббота – Санчир – Бямба – Нарны хєвгvvн, Алгуур явагч, Нарны хєвгvvн
Воскресенье – Адъяа – Ням – Наран

Названия планет соответствующих дням недели:
Понедельник – луна
вторник – марс
среда – меркурий
четверг – юпитер
пятница – венера
суббота – сатурн
воскресенье – солнце


В настоящее время у нас в Монголии используется название дней недели на тибетском языке
Понедельник – Даваа
вторник – Мягмар
среда – Лхагва
четверг – Пvрэв
пятница – Баасан
суббота – Бямба
воскресенье – Ням

Я бы хотел чтоб эти названия были заменены на монгольском, хотя бы частично. Например:
Суббота – саран гараг
Воскресенье – наран гараг


Последний раз редактировалось: enhd (13.03.05, 09:18 +0000), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 13.03.05, 09:03 +0000     Ответить с цитатой

Спросите не стесняясь какая именно звезда или созвездие как называется на монгольском я буду с удовольствием отвечать используя шапаргалку которая лежит у меня под рукой если конечно что там оно есть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tsebeen
Мудур кэку


Зарегистрирован: Dec 9, 2003
Сообщения: 3030
Откуда: Yдэ голой урда бэе
СообщениеДобавлено: 13.03.05, 11:09 +0000     Ответить с цитатой

2 enhd
а можно отсканировать и поместить сюда? Шоб шпаргалка у всех была? :)
_________________
Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tsebeen
Мудур кэку


Зарегистрирован: Dec 9, 2003
Сообщения: 3030
Откуда: Yдэ голой урда бэе
СообщениеДобавлено: 08.09.06, 14:34 +0000     Ответить с цитатой

гараг гээшэмнай тэнгэриин эрхэс (небесное тело, планета) гэhэн vгэ болоно. Гарагай нэгэ — няма, наран. Гарагай хоёр — дабаа, hара. Гарагай гурба — мягмар, улаан нюдэн (марс). Гарагай дvрбэ — hагба, уhан одон (Меркурий). Гарагай таба — пvрбэ, гатаhан гараг ~ модон гараг (Юпитер). Гарагай зургаа — баасан, vvрэй солбон. Гарагай долоо — бямба (Сатурн).

Неделя — долоо хоног.
Эдэ зомнай долоо хоногоо юуш хэхэгvй гэжэ нэрлэhэн байна )))

Yнгэрhэн долоо хоног, ерэхэ долоо хоног гэхэ мэтээр хэлэдэг.

______________________

2 энхд
просьба полуторагодичной давности в силе )))
_________________
Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mongol_Ard
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 946
СообщениеДобавлено: 08.09.06, 16:26 +0000     Re: Монгольская астрономия Ответить с цитатой

enhd писал(а):
Я поражаюсь знанием наших предков. Они были великими военными стратегами, политиками, учеными и творцами.

У монгольских хаганов служили многие ученые астрономы, математики как например Улугбек Тарагай внук хромого Тимура, Чуу мэргэн, Мингат, Миших, Гvvшингаа, Ишбалжир и Ролбийдорж.



Цитата:



Mongolian famous mathematician Myangat (1685-1770). (known as Myangat in modern Mongolian, Minggatu in old Mongolian, Ming Antu in Chinese)
He was Mongol from Sharaid Clan from Urt Tsagaan Khoshuu.

Myangat-means Thousand in Mongolian Language

· The Emperor Kangxi who reigned from 1662-1722) of Manchu empire in China founded a College of Mathematics in 1713. He asked French Jesuits to teach mathematics. (included Minggatu 28 years old).

· In 1723, there were 16 teachers for eight classes of 30 pupils. In 1818, there were only two teachers of Chinese Han ethnic group for 12 Manchu pupils, 6 Mongols, and 6 Chinese. (from book 8, 41-p509, 39-p485, 48-p628). The section disappeared in 1902. Peking university created in 1898 as a result of the Hundred Days of Reform.
(p218) The book “Collected Basic Principles of Mathematics” (53 chapters on various sorts of mathematics) in charge with Ming Antu ( Minggatu- Mongolian mathematician) was supervised by (1712) Emperor of Manchu.

(p224) most well known among of mathematicians … Minggatu (Ming Antu) (?-1765) and Xiang Mingda (1789-1850)

(p234) On the studies of trigonometric series (Gregory’s three formulae)
They used some sort of geometric series to prove these 3 formulae and also introduced other formulae. The first to conduct such study was Minggatu (Ming Antu). (later Dong and Mingda carried out further investigations).
(p234-240, 252, 254) Ming Antu) , Minggatu, a Mongolian, worked in the State Observatory for a long time. After more than 30 years of hard research he wrote “Quick method for Determining Close Rations in Circle Division”. Ming Antu used his method of “Finding the chord knowing the arc” to proceed step by step. In modern algebra notation his method is as follows.

(Page 31) However, as far as the 18th century is concerned, mention should be made by the particularly original works of the astronomer of Mongol abstraction Minggatu (?-1764) (known as Ming Antu in Chinese and Myangat in modern Mongolian) on the expansion of circular functions in infinite series. These works, which were unpublished during the author’s lifetime and were first published some 50 years after his death, were the subject of remarkable extensions in the 19th century (expansions in series, trigonometric and logarithmic, apprehended algebraically and inductively without the aid of differential and integral calculus).
------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------ -----

· (page 90) Transmission to China of Euclidean geometry and Arabic spherical trigonometry was during Mongol period

· (page 93) We must also mention the expansion of the Mongol empire and, more recently, the European penetration into China from the of the 16th century.

· (page 101-102) Contacts with Islamic countries: Mongol period

· There is a ample evidence of the contacts between China and the Islamic countries from the Tang dynasty (618-907), but scientific exchanges are generally only thought of as going back to the Mongol period.

· (page 102) In 1267, a certain Muslim astronomer, called Zhamaluding presented the Mongol Emperor Hubilai Khaan with a perpetual calendar and he was appointed director of the Bureau of Astronomy in Peking, on the orders of Qubilai in 1271.

(p 103) When the Mongols came to power in China, they were interested not only in Islamic astronomy, but also in traditional Chinese astronomy. When the first Ming emperor came to the throne in 1368, (after Mongol empire) he inherited two bureaus of Astronomy, the Chinese and Muslim Bureau.


Asteroid Named after Mongolian Scientist

An asteroid, numbered 1999AT22, has been named after Myangat (1692-1765), a Mongolian scientist who lived during the Manchu Dynasty (1644-1911) in China.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zhas_alash
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Aug 15, 2006
Сообщения: 27
СообщениеДобавлено: 09.09.06, 03:16 +0000     Ответить с цитатой

Круто: Улугбек - монгол. Если бы он знал, то долго бы смеялся бы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zhas_alash
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Aug 15, 2006
Сообщения: 27
СообщениеДобавлено: 09.09.06, 03:20 +0000     Ответить с цитатой

А так в принципе любой кочевник должен ориентироваться по звездам. Это единственный ориентир в степи. Они кочевали по определенным маршрутам и поэтому должны были знать расположение звезд на зубок.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 09.09.06, 03:21 +0000     Ответить с цитатой

раз он шараид можно с уверенностью сказать что он был хоринцем.

чахарские 8 хошуны включили в свой состав множество баргутов. а баргутами в официальных документах Цинской империи именовали бурятских этнических групп.
хуучин барга или чибчин барга- иркутские буряты(позже выложу to chto uznal poslednie vremja.)
шинэ барга- хоринцы(потому что среди них в основном все хоринские рода преобладает).


кто бы знал Мингату был шараидом.
второй знаменитый шараид Цыбен Жамцарано- Уулын убгэн.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 10.09.06, 12:53 +0000     Ответить с цитатой

для тех кто интересуется историей баргутов.

Ц.Норжин(ученый филолог монголоведка-этническая баргутка) “Откуда пришли старые баргуты?”-(Qagucin bargu qamig-a aca ireksen bui?) (Social Sciences of Inner Mongolia №128 2004. 1 “Öbür monggol-un neyigem-un sinjilekü uqagan” стр. 99-105)

Старыми баргутами называют того баргутского этнического группа который проживает в старо-баргутском хошуне г. Хулун-Буир Внутренней Монголии. Они получили прозвище “старые” потому что двумя годами раньше прибыли в Хулун-Буир в отличии от другого группа баргутов. Их исконное название “чибчин барга” и они разделились в свой очередь на солон-баргутов и чахар-баргутов. Эти названии показывают ту столетнюю историю скитании по разным территориям до пребывании в Хулун-Буир. Когда и откуда пришли старые баргуты в Хулун-Буир? В 1732 году пришли из местности Бутха. Если посмотреть в исторических документах, то увидим “амбань Уритай докладывал что прибывшие из Хулун-Буира чиновники во главе с Дабаханом доложили что, ... я, раб твой поехал в местности Бутха и выбирал из тамошних подданных 1636 солонов, 730 дагуров, 275 баргутов и 359 орочон и плюс 796 мужей несовершеннолетних, подростков и больных, дряхлых с их семьями. Укажите их отправить в Хулун-Буир.”(“Хулунбуир газарын ерөнхий хууль” перевод Базарын Балжина, “Хэрлэний урэс” составитель Мишигдоржи 2000. Комитет культурных издательств Внутренней Монголии). В то время их старых баргутов были приблизительно 1000 человек. Бутха- общее название местности севернее Цицикара и южнее Хинганских склон.
Когда старые баргуты прибыли в местность Бутха?
Некоторые исторические книги вышедшие за последнее время, отражают предании самих старых баргутов -“400-500 лет прошло с тех пор как баргуты стали кочевать по реке Удэ и гор Нос. Во время правлении Канси когда военачальник Сабсу, отправился в поход по указу его императорского величества на город Якса и привел в покорность русских у реки Хара-мурэн, баргуты были собраны и подчинены восточным трем провинциям.”(Батоцэнгэин Намжил “Баргачуудын уусэл хугжэлын тухай” и книга Мишигдоржи) Это рассказывает нам событии разворачивавшиеся вокруг города Якса (Албазин) в 1684-1686 гг. И когда между Цинской империей и Россией был заключен Нерчинский договор в 1689 году некоторые баргуты и дагуры пришли вместе с Цинским войском и поселились прямо в Цицикар и Мукден. И так этих прибежавших из войны баргутов разделили на 7 сомонов и поселили в окрестностях маленьких городов, включили их в состав войск охраняющих этих городов. (“Шинэ баргын эх тэмдэглэлийн бичиг” перевод Дамрина. Рукопись библиотека института общественных наук ВМ) “Поселили на территориях Мукден, Гирин, Цицикар и Чахара” (там же) Из-за этого наверное появились такие как чахар-баргуты, потому как они несли военную службу частично на территориях Чахара. Еще есть сообщение что “отведем управление баргутским сомоном Моцою имеющего синий перо который ныне управляет баргутским войском.” И еще случались такие случаи, некоторая часть баргутов смешались с халхасцами которые прибежали в Цицикар и Мукден во время ойрато-халхасских войн в 1688-1689 гг и их отдали в ведение хошуна Ванжил бэйсэ халхасского Сэцэн хана. Но они отказались принимать “чибчин-баргутов” и назад отдали Хэйлунцзянскому военачальнику. И после этого кочевали вместе с солонами, дагурами в Цицикар. И когда в Хулун-Буире образовали солонский 8 хошун для охраны границы, их включили в состав этого солонских 8 хошунов. Позже образовали отдельный хошун старых-баргутов. И из нынешнеого 20 тысячного населении только 8 тысяч являются старыми баргутами.
Когда пришли новые баргуты в Хулун-Буир?
Новыми баргутами являются та этническая группа ныне проживающая в двух хошунах новых баргутов г. Хулун-Буир. Шинэ и хуучин барга обе из-давних времен один “нам” говорят старики. Новые баргуты во время Яксинской(Албазинской) войны не стали подданными Цинской империи а по прежнему оставались подданными халхаских ханов и как сатрые баргуты прибежали из-за войн в пределы халхасских владении. И потом когда ойрато-халхасская война вспыхнула вместе с халхасскими хошунами пришли в Цицикар и Мукден. Но не остались тут по окончанию той войны(1696) и вернулись обратно в Халху. Но не ладившись с халхасскими князьями просили цинскую власть о даровании им землю и включении их в состав военных хошунов(т.е. ввести для них 8 хошунную систему) и перекочевали в Хулун-Буир в 1734 году и из них был образован 8 хошун новых баргутов делящих на левое и правое крыло. С тех пор практически больших администаритивных изменений не было. Но из-за разных причин половина новых баргутов обратно перекочевала в Халху тремя группами(1917, 1928 и 1945 гг). Ныне новые баргуты в Хулун-Буире насчитывают свыше 10 тысяч человек. Во время их перекочевании в Хулун-Буир их было 2984 мужей старше 13 лет. Хотя новые и старые баргуты из-давних времен “нэгэн нам” и обитают вместе последние 270 лет, до сих пор заменто довольно болшие различии между ними, в их диалекте, одежде, обычаях и наконец в религиозных верованиях. Это может указывает нам, то что они имели отдельные территории перекочевок до вхождении в состав Цинской империи. В отношении языка диалект новых-баргутов сравнительно близко к хоринскому а диалект старых баргутов очень приближается западно-бурятскому говору а именно к баргузинскому и байкало-кударинскому диалекту. Эту проблему мы подробно расмотрим в нашей исследовательской работе “Хуучин баргын этгээд урт эгшгийн тухай”. В отношении одежды особым признаком старых баргутов считаются их “овечий халат – худусэн дэгэл, кожанные сапоги – соохэй гутул”. Ургэн хара эмжээртэй, утаж шарлууласан дээлыг урт, нариин богээд оноотой хииж, хооргэлгуй дарж бусэлэх нь хуучин баргын намба байба. Илангуяа дулааны цагт сагаан будиие дабхарлан ширээд, хара эдээр хөвөөлөн угалза гаргаж чимэсэн турийтэй, хуйтэны цагта худусэн турийг мун хара эдээр хөвөөлөн чимэж оёсон гутал умдэнэ. Иимэ гуталын ула зулаг хоёрыг бухэли хөмөөр хуниж хиинэ. Тэр хуниасыг гаргахыг гутул татана гэнэ. Ингэж татаж хунисан гуталыг сөөхэй гутал гэнэ.(тут прошу помощи знатоков монгольского языка. Цэбээн абугай если не составит особого труда то переведите пожалуйста) Женские(эхэнэр хуун) наряжение резко отличалось от новых баргутов.
Хоёр слааа гөрсөн хиймэл үсийг дээлийн хормойтой чацуу болтол цацаг залган унжуулж, шилэн дээрээ “холбоо” хэмээх шигтгээтэй мөнгөн сүлжмэлээр хоёр гэзгийг холбоно. Голдуу тойробшо малгай өмсөнө. А новые баргуты хотя иногда имеют худусэн дэгэл никогда не одевают соохэй гутулов. Дулааны улиралд “ултай гутал” буюу “хатуу гутал” хэмээгч гурван хавчаартай булигаар гутал, хүйтэний улиралд “бойтог” хэмээгч дан хөмөн ултай, хажлагатай зулагтай булигаар гутал оёж өмсөнө. Барга малгай гэж алдаршсан малгайг өөрсдөө “чихтэй малгай” хэмээн нэрлэж эмэгтэй хүний дугуй малгайнаас ялгана. Зуны цагт алчуураар толгойгоо орооно. Шинэ баргын эхнэр хүний засал өвөрмөц онцлогтой. Өндөр оройтой, оройдоо залаатай, дугуй малгайд булга, халиу татаж өмсөнө. Малгайн доор татуур, татуурын доор хавчиг хэмээх мөнгөн эдлэл зүүнэ. Хавчигийн дотуур эрүүвч хэмээх үстэй хоолойвчоор жийрэглэнэ. Хавчиг нь халхынхтай адил мөр өөдөө дэрвийхгүй, хоёр хацараа дагаж өмнөш дугуйрсан байна. Түнтгэр мөртэй тал хуниастай дээл дээр урт ууж өмсөнө. Обычай приветствии у двух баргутов отличается от друг друга. Например если старый баргут встретил кого то старше себя то сразу не спрашивает его о здоровье со словом “Амархан?,”а после того как пригласил его в дом и присели. Новый баргут поздоровится на том же месте где встретил человека. Если встретивший на коне то новый баргут слезет с коня и спрашивает если он сидит то он встает и спрашивает “Амар уу?”
В религиозном отношении старые баргуты не так сильно исповедуют буддизм а веруют в своих шаманах. У них шаманский род не пересекся и периодично обьявляются сильные шаманы. А у новых баргутов давно уже прекратили практиковаться шаманы их родов и они как все монголы исповедуют буддизм. Нет никаких доказательств что старые баргуты когда-либо находились в подчинении халхасских ханов. Если мы хотим разобраться в вопросе о родине старых баргутов то нам предстоит задача выяснить где же находятся местности “Удэ гол и Нос уула” где по преданию находятся их старые кочевья. По этому вопросу у историков разные мнении. Некоторые считают что Удэ гол и Нос уула находятся восточнее от Хармурэна около 1000 ли у берегов восточого великого океана. (Батоцэнгэин Намжил “Баргачуудын уусэл хугжэлын тухай” и книга Мишигдоржи) А некоторые считают что Нос уула и является внешним Хинганским хребтом. (Галзууд Тубшин-нима “Баргачуудын түүхэн ирэлт” Комитет культурных издании ВМ 1985) Восточным великим океаном называет наверное то море которое на русском называется “Охотским” на китайском ... на монгольском Ангуурийн тэнгис. Действительно на берегу того моря находится одна река с названием Уда. По-китайски ... по-маньчжурски “уди”. Но неизвестно что в этой местности находится гора Нос уула. На карте с масштабом 1:8000000 не обнаруживается. И нет исторических сведении что баргуты жили в окрестности Охотксого моря. Только в одном месте в предании “Буряад монголын эхин туухэ” повествуется что люди отданные в качестве инжи дочери солонгутского Бубэй бэйлэ Ухэбэд гоохона, Тогон-тумэр хану откочевали обратно и стали называться буриад, хариадами(бурижа бусажа нуугээд буряад харяад нэрэ олосон). В этом предании говорится :“хитадhаа зүүн-хойшоо зудаар гаржа ерэжэ, таража, далайн мухараар эрьелдэжэ, тала бури таража, тайга бури хиирэжэ ябаа гэнэ. Дайргын субээр эрьелдэжэ баруун Монголдо нэгэ зарим албатани гарба. Тиигэжэ буряад зон энэ нютаг нюгаар таража hууhан” (Книга Гунгарова “Буряад арадай туухэ домогууд”). В этом предании хотя и говорится о Бубэй бэйлэ хане как и в предании о Балжин хатане, он не женит своего сына а отдает свою дочь Тогон-тумэр хану. Предание о Балжин хатуне историки относят ко времени тумэтского Алтан хана(Бодонгууд Абида “Буряад-монголын тобчи туухэ” Хуххото 1988) и связывают с событием 1600 г.(Шираб-Нимбу Хобитуев). А в этом предании о Ухэбэд гоохон рассказывает о падении юаньской династии(1368). Не может существовать одного Бубэй бэйлэ в столь отадленных от друг друга времени если конечно это были два разных человека.
Во-первых из китая вышли в направлении на северо-восток, во-вторых обитали в конце земли и разбрелись по степям и тайгам, в-третьих вышли через Дайрагын субэ(Чабчиял боомто или Цзюйюнгуань крепоссть в китайском стене -Ц.Норжин) к западным монголам. Эти все событии должны быть исторически реально происходившими событиями которые сохранились в народной памяти. Равно как нет доказательств тому но и нет опровержений этих сообщении.

Я лично склонена считать старых баргутов как выходцы из прибайкальскоих регионов, которые прибежали к Амуру и перешедших на подданство Цинской империи. Есть три основании так считать.
Где же Удэ гол и Нос уула? По-моему это топонимы Дээдэ-Удэ и Хамар дабаан. В вышеуказанном районе Охотского моря не обнаружена гора Нос уула. В Сибири есть минимум три рек с названием Уда. Кроме Уды у Охотского моря еще есть и Верхняя Уда и Нижняя Уда. Нижней Удой называет верхную течение Чуна? Которая впадает в Ангару. Там я не нашла местности с названием Нос уула. А верхняя Уда впадает в Селенгу возле города Улан-Удэ. Недалеко отсюда есть местность “Хамар дабан” Монгольский хамар на русском будет “нос”. Поэтому эту “Хамар дабан” наверное и назвали Нос уула. Ученые по разному дают этимологию “Хамар дабана”. Некоторые предполагают что это “Перевал Орехов” с бурятского hамар дабаан. Или хамар на якутском перевалить- Перевал-перевал. Потому я предполагаю что в цинских документах Дээдэ Удэ гол и Хамар дабан были включены ка Удэ гол и Нос уула. По словам хэйлунцзянского военачальника Сабсу “исконная земля баргу-бурят являются Уди река и гора Носа” (“Шинэ баргын эх тэмдэглэлийн бичиг” перевод Дамрина. Рукопись библиотека института общественных наук ВМ) Еще баргуты говорят что их исконная земля “Баргажин гол, Барс уула, Байгал билхамал” и они там прожили тысячи лет. Это упоминание еще подтверждается ССМ. Внучка хозяина местности “Хөл Баргужин төхөм” Баргудай Мэргэна Алан гоа женится на Добу мэргэна предка Чингисхана 12 поколении. Еще в бурятских легендах упоминается некий “Барга баатар” или “Барга дайчин нойон”. Где находится кочевья Баргудай мэргэна “Хөл Баргузин тукум”? Элдэндэй и Ардажаб считают что так называет ту часть реки Баргузин которая впадает в Байкал. (Элдэндэй Ардажав нар “Монголын нууц товчооны сийруулэл тайлбар” 1986 Хуххото) В советском энциклопедии указывает что он находится между Баргузинским перевалом и перевала Икта?. Б.Зориктуев в своем статье “Где находится Баргузин тукум?” говорит что есть около десяти предположении и он сам предполагал что этим термином в средневековье обозначили региона вокруг Байкала. Мы поддерживаем это предположение. Но “Хөл Баргузин тукум”-ом может быть одна местность входившая в ареале Баргузина тукума. Большинство ученых “хөл” связывают с тюркским кулом-озером, но мы должны помнить что в монгольском языке хөл означает тоже конец. Поэтому мы считаем что Баргудай мэргэн был хозяином той земли Баргузин реки где она впадает в Байкал. В нынешнем Баргузине обитают эхирито-булагатские 6 родов которые пришли из за Байкала и из о. Ольхона. История переезда этих 100 семей в Баргузин связывается с нашим поиском родины старых баргутов. Долго продолжалась борьба бурят из племени Буура эхиритов кочевавших по реке Анга. Против русских встал Чибчин нойон и он был убит в сражении 30 апреля 1641 г. Об этом Чибчине подробно пишет И.Фишер. Шибтхуй или Чепчугай из рода чино племени буура эхиритов. Мы считаем что этноним рода Шибтхуй был трансформирован в Шибшэйн или Чибчин через имя князя Чепчугая.
Сегодня среди старых баргутов есть четыре чибчинских родов. Баргуты до сих пор считают чибчинов аристократическим родом.
Поэтому мы считаем что наши старые баргуты являются потомками тех шибтхуй или чибчин из шоносских семи родов племени буура эхиритов. Подданные Чепчугай князя прибыв в Забайкалье в Уду и Хамар дабан стали вместе кочевать с хоринскими бурятами и вероятно вместе с ними приняли русксое подданство и были подчинены Итанцинскому острогу. И во время нерчинского договора вероятно перешли в маньчжурское подданство.
Еще главной причиной моей гипотезы является диалектические особенности языка старых баргутов. Привожу один пример старые баргуты слова “загас” произносят как “загуу”. Шэнэ барга, шэнэхэнские буряты, халха, чахар нигде так не говорят. Только в диалекте западных бурят из России таких примеров много. На самом деле эти диалектические особенности привели меня к исследованию вопроса старой родине старых-баргутов. Интересующие люди посмотрите мою статью “Странный ... языка старых-баргутов”. Поэтому для предисловии написала эту статью.

за плохой перевод прошу не критиковать. :lol:
а хочу услышать ваши коментарии по этому вопросу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Mongol_Ard
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 946
СообщениеДобавлено: 10.09.06, 18:14 +0000     Ответить с цитатой

zhas_alash писал(а):
Круто: Улугбек - монгол. Если бы он знал, то долго бы смеялся бы.


About Ulugbek

http://vlib.iue.it/carrie/texts/carrie_books/paksoy-2/cam6.html

http://www-groups.dcs.st-andrews.ac.uk/~history////Printonly/Ulugh_Beg.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 14.09.06, 01:09 +0000     Ответить с цитатой

novaya bargutka
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
buryad.fm - бурятское интернет-радио




Рейтинг@Mail.ru