BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Кризис буддийской религии
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9, 10, 11, 12, 13  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
SOMATY
ходо байгша


Зарегистрирован: Apr 13, 2006
Сообщения: 330
СообщениеДобавлено: 10.03.07, 06:42 +0000     Ответить с цитатой

n_vova писал(а):
gure писал(а):
n_vova писал(а):

вот представьте себе, буддизма в Бурятии нет. вам от этого хуже станет? перестанете от этого чувствовать себя бурятом? или станете чувствовать себя неполноценным бурятом? а много у вас родственников, зарабатывающих на жизнь ламаизмом?

некорректно, вова. опускаете уровень дискуссии.

Куда уж ниже-то.
Цитата:
n_vova писал(а):

Дашидондок и Гуре, я считаю употребление матов в общении со мной личным оскорблением, прошу модераторов принять это во внимание, и виновных наказать. употребление матов не красит умных и интеллигентных людей, или это какая-то особенная черта бурят-буддистов?

закажите попутно модераторам лингвистическую экспертизу. да, определенного сорта людей употребление многих слов живого языка не красит. но я и не смею себя относить к таковым. поэтому мне многое позволено :wink:
ну а буддизм меня учит проще относиться к условностям. :lol:

Насчет условностей.
Вот Востоков в своей книге утверждает, что ранние буддисты зарабатывали на жизнь проституцией.

Возьмем такую страну как Таиланд. В этой стране 94% буддистов.
И чем-же знаменита эта страна? Чем гремит-же эта страна на всю планету?
Взял отрывок из рекламной страницы одного из тур-агентов зазывающего туристов в эту страну (этот кусок, кстати, занимает значительную часть из описаний достопримечательностей, не буду давать ссылку, неохота лишний раз рекламировать того тур-агента):
==
Бангкок не зря называют "сексуальной столицей мира", а в сам Таиланд устраиваются не только шоп-туры, но и секс-туры. В столице центром секс-индустрии считается район улицы Падпонка.

Таиланд славится и различными видами массажей: от обычного до сексуального. Весьма интересен "мыльный массаж" (тайский), когда массажистка массажирует клиента своим намыленным телом. Стоимость подобных услуг 200-400 бат ($8-16)

Услуги же самих жриц любви стоят по-разному. "Когда в тайской семье рождается мальчик, родные не очень рады, еще неизвестно, сможет ли он заработать себе на жизнь. Зато, когда родилась девочка, ее близкие радуются, они знают, что она наверняка сможет себя прокормить. Девочки начинают заниматься проституцией лет с десяти, а в двадцать бросают это дело и выходят замуж".

В Патайе одинокому мужчине трудно пройти по улице спокойно, он будет атакован различными предложениями от девушек и от сутенеров, которые показывают групповые фотографии своих проституток и предлагают выбрать любую. Стоимость ночи любви разная: от цены сытного обеда (от $10) до $20-35 и выше. Однако, не лишне напомнить, что только по официальным данным 25 тысяч тайцев заражены вирусом СПИДа.

Во всем мире есть только два шоу транссексуалов, и оба они находятся в Паттайя. Это Тиффани-шоу и Алказар-шоу. Стоимость билетов на них, примерно, долларов 40 .Действие вполне невинное и напоминает номера питерского мюзикхолла. Разница только в том, что гораздо красивее оформлена, а актрисы (танцовщицы и певицы) были когда-то мужчинами, которые перенесли непростую хирургическую операцию и превратились в женщин.
==

Кстати, король в прошлом году потерял власть. Вояки похоже тоже решили на сутенерстве подзаработать.

И тут вот некоторые существа еще мечтают о тотальной буддизации нашего народа.


уважаемый , н-вова, думаю, что вы начинаете переходить всякие границы. ту грязь, которую вы используете в качестве аргументов направленных против идей развития буддизма в бурятии, никак не относятся к теме. и сейчас ваши посылы больше говорят о вашем внутреннем моральном содержании, а не о предмете разговора.

вы же из "УОБАО"? мне доводилось встречать бурят из "УОБАО", которые довольно категорично отвергают буддизм. на сколько я понимаю, таких людей большинство в "УОБАО". или я сделал не правильные выводы?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 10.03.07, 10:40 +0000     Ответить с цитатой

SOMATY писал(а):
вы же из "УОБАО"?

Он с Ольхона :)

Цитата:
мне доводилось встречать бурят из "УОБАО", которые довольно категорично отвергают буддизм. на сколько я понимаю, таких людей большинство в "УОБАО". или я сделал не правильные выводы?


Не знаю, по моим ощущениям - нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 12.03.07, 07:24 +0000     Ответить с цитатой

n_vova писал(а):
а кто знает, может чекисты сами "подсказали" буддистам накатать прошение к сталину, вот изучили документы царской охранки и поняли всю сущность вредного влияния буддизма. разрешение открытия дацана и это на фоне продолжающихся сталинских репрессий?
тем временем шаманизм жестко подавлялся и царизмом и большевиками. и подавлялся вплоть до перестройки. значит было чего опасаться?


очередной перл невежества.
поищите материалы про Галсана Хайдупова, что ли, а то знаете ли, неловко становится за такие ваши глупости.


Цитата:
Председателю СНК БМАССР т. Иванову
Нарком Госбезопасности БМАССР Письменский

Специальное сообщение.

Буддийское духовенство активизировало антисоветскую и ламско-религиозную работу среди населения. Ламство стало активно заниматься нелегальной религиозной деятельностью, совершая религиозные обряды и молебствия с массовым привлечением верующих.
Зарегистрированы случаи участия членов колхозов и даже коммунистов в обрядах и молебствиях:
Жамбалов, председатель колхоза им.Сталина выделил из колхозного стада барана для «обои» Дармаева, парторг этого же колхоза весной 44 года при болезни сына обращалась к ламе Балданову подносила продукты питания.
Иванов И.Д., коммунист, председатель колхоза «Боевик» Закаменского района дал согласие на «тайлаган» под видом сохранения колхозного скота, выделил 2 колхозных барана для жертвоприношения, выделил колхозную лошадь для поездки за шаманом…..
В январе 1945 года секретарь парторганизации колхоза им. Энгельса Кижингинского аймака Санжиева пригласила к себе в дом ламу Жамьянова Ричин… Он лечил тибетской медициной ее сына.
С 7-9 марта 1945 года лама Дамчиев Цырен-Доржи организовал
«мани» с участием 150 человек ( 8 комсомольцев, 2 коммуниста, 30 школьников в том числе)...
Считаю возможным открыть 2 буддийских храма, это парализует организацию ламами исполнения молебствий…."


это еще и
очередной пример ошибочности вашего разделения бурят-монгольского мировоззрения на мифические "чистый шаманизм" и буддизм, якобы под корень уничтожавший шаманизм.

даже
чекисты, работавшие на уничтожение бурят-монгольских религиозных деятелей и вообще, традиций, абсолютно не различали, где у забайкальских бурят заканчивается шаманизм, и начинается буддизм. это - очередное свидетельство жизненной неразрывности связей между шаманизмом бурят-монголов и буддийским учением. это та волшебная среда, в которой находилась бурят-монгольская культура, душа ее - и если шаманизм давал (дает) энергию этой душе, то буддизм - направлял (и направляет) эту энергию в правильное русло...

невежество - это не просто незнание.
это, как видно на вашем сегодняшнем примере, это еще и ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗНАНИЮ.

за сим раскланиваюсь, с пожеланием для вас ликбеза по истории бурят-монгольского народа (не знаю, кстати, родного ли вам)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 12.03.07, 11:19 +0000     Ответить с цитатой

n_vova писал(а):
Dobro писал(а):
Больше-не больше, а книги такой нет.

ШАМАНСКИЕ РИТУАЛЫ И БОЕВЫЕ ПРАКТИКИ
Авторы: Олард Диксон и Иван Янде
http://www.shaman.etnoshop.net/book/book16.htm


:lol: :lol: :lol: Я имел в виду совсем не эту книгу.
Дайте теперь ссылку на "Ирк Битиг". Слабо?

Цитата:
Наглядный пример, демонстрирующий переход от
количества к качеству.

Вы имели в виду переход количества в качество?
В Монголии тоже 94% буддистов. И шаманизм есть. Как и в Таиланде традиционные верования. И мусульмане - казахи. Как и в Таиланде - малайцы. Хорошая аналогия. И что, Монголия славится проституцией как и Таиланд? Нет.
Наглядный пример, демонстрирующий, что если оторвать таракану лапки и он не бежит, то это не значит, что он без ног не слышит :lol: (а именно на таком уровне находятся Ваши "расуждения")

Цитата:
а кто знает, может чекисты сами "подсказали"


Кто знает? Вы знаете :lol: Теперь напишите "Код да Винчи" по-буддийски (впрочем, таковой уже написан).

Цитата:
Так же, как и усугубляется положение христианства в Европе в пользу язычества.

Оно усугубляется в пользу ислама.


Последний раз редактировалось: Dobro (14.03.07, 01:37 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
tara
мүнхэ


Зарегистрирован: Aug 30, 2005
Сообщения: 2003
Откуда: Canada
СообщениеДобавлено: 12.03.07, 12:53 +0000     Ответить с цитатой

"из вышеупомянутого сайта стало известно, что в 1944 году Дид Хамбо Галсанов собрал 353,1 тыс. руб. и отправил в Фонд обороны государства, государства, которое до 1938 года уничтожило все дацаны и дуганы, 1864 лам отправило в тюрьмы, ссылки, на каторжные работы, а сотни расстреляло. интересная позиция у ламского духовенства. ведь было уже известно что Германия проиграет. ламство еще раз показало свою рабскую преданность властям."

Какой идиотизм... Вы знаете что Православная церковь также делала многочисленные пожертвования в Фонд обороны?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SOMATY
ходо байгша


Зарегистрирован: Apr 13, 2006
Сообщения: 330
СообщениеДобавлено: 12.03.07, 13:03 +0000     Ответить с цитатой

n_vova писал(а):
SOMATY писал(а):
уважаемый , н-вова, думаю, что вы начинаете переходить всякие границы. ту грязь, которую вы используете в качестве аргументов направленных против идей развития буддизма в бурятии, никак не относятся к теме. и сейчас ваши посылы больше говорят о вашем внутреннем моральном содержании, а не о предмете разговора.

тут есть люди мечтающие о тотальной буддизации бурят. им бы лучше подумать к чему это может привести.
Цитата:
вы же из "УОБАО"? мне доводилось встречать бурят из "УОБАО", которые довольно категорично отвергают буддизм. на сколько я понимаю, таких людей большинство в "УОБАО". или я сделал не правильные выводы?

я из ангарска, сейчас на ольхоне нахожусь, на родине своих предков. а покуда таких людей, жестко отвергающих буддизм и в Забайкалье немало, то ожидания, что буддизм станет религией всех бурят напрасны. и кризис буддизма будет только усугубляться. также как и усугубляется положение христианства в европе в пользу язычества. плюс, шаманизм/тенгрианство является для многих народов россии общей точкой соприкосновения для объединения. буддизм таковым не является.

н-вова, вы преувеличиваете- звучит даже неестественно както "тотальная буддизация". и вообще как понять- "буддизм по принуждению" -такое в природе есть? буддизм крепко вошел в культурно-общественный уклад бурят. дал бурятам найти себя , не потерять в известные периоды истории прихода других культур и религий с собственными образом и видением материальной и духовной жизни. рпц стремилось установить контроль общества на нашей территории. этому помешало,- надо признать, та существовавшая буддийская система. Я думаю, что шаманизм, именно как система, ведь здесь идет речь о системном противостоянии, не способно было !самостоятельно! хоть както противостоять культурно-религиозному давлению "извне". кстати, шаманизм способен ли оформиться в общественную материальную систему?
Думаю, что шаманизм, понимается, в основном, как "исконное", исток, как точка отсчета духовной жизни бурятского народа (что, конечно, имеет обьединяющее действие для народа)-в этой "исконности" и заключается одна из главных потребностей современного человека любой национальности. Чем и обьясняется обращение достаточной части населения земли к язычеству. Однако потребность имеет свои причины, а потому и играет сегодня, думаю, свою важную роль в жизни нашего народа, как впрочем и буддизм.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
SVaT
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Sep 30, 2004
Сообщения: 1306
СообщениеДобавлено: 29.09.07, 11:10 +0000     Ответить с цитатой

Хотел все прочитать - не хватило сил... понятно одно - это не кризис - ЭТО РАСЦВЕТ! :wink:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Бурятский_партизан
муухайхан


Зарегистрирован: Aug 28, 2007
Сообщения: 562
Откуда: Бурятия
СообщениеДобавлено: 29.09.07, 23:26 +0000     Ответить с цитатой

SVaT писал(а):
Хотел все прочитать - не хватило сил... понятно одно - это не кризис - ЭТО РАСЦВЕТ! :wink:

+1
_________________
Бурят
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
LSH
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 4715
СообщениеДобавлено: 17.11.08, 09:48 +0000     Ответить с цитатой

http://www.gazeta.ru/comments/2008/11/17_a_2885400.shtml

Интересная статья о правах паствы по контролю за делами церкви. Главный вывод в статье, как мне кажется, вполне применим ко всем российским религиозным организациям.

Цитата:
Но все дело в том, что факты эти как раз свидетельствуют о другом.

Причина выявленных злоупотреблений в том, что в этой церкви столкнулись два принципа – закрытости и финансовой безответственности, которые характерны для эмигрантских церквей, и американской приверженности строгой отчетности. Это и отчетность финансовая, когда для проверки бухгалтерских книг приглашаются независимые эксперты со стороны. И демократическая отчетность руководства перед паствой, позволяющая контролировать его поведение снизу. По мере того как к ПЦА присоединялось все больше «конвертов», они не могли не обратить внимания, что финансовые дела ведутся там по старинке и никакого контроля над иерархической верхушкой нет.

Эти люди приняли православие, руководствуясь самыми высокими идеалами. Каково же было их изумление и негодование, когда они столкнулись в нем с вульгарной финансовой нечистоплотностью и отказом от какого либо контроля. Именно они и оказались в первых рядах тех, кто потребовали навести порядок в церковной бухгалтерии, и добились смещения митрополита Феодосия.

А когда убедились в том, что и пришедший ему на смену митрополит Герман озабочен не столько наведением порядка, сколько желанием не выносить сор из избы, избавились и от него. Хорошо понимая, что в руководстве церкви в основном остаются потомки эмигрантов, горой стоящие друг за друга (недаром борьба за порядок длилась так долго), они решились на радикальные меры и даже попытались найти нового лидера на стороне. Не удивительно, что в конце концов новым главой церкви стал американец из протестантской семьи, перешедший в православие.

Время покажет, удастся ли тем, кто не побоялся прибегнуть к публичному очищению церкви от разъедающих ее язв, достигнуть желаемых результатов. Пока ясно одно: лишь сочетание финансового порядка и внутрицерковного демократизма с высотами духа и будет способствовать распространению православия в США. Остается надеяться, что со временем эти принципы возобладают и на российской почве. Ведь сейчас церковная бухгалтерия у нас – это тайна за семью печатями. Да и контролем снизу отечественное православие похвастаться не может.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
MOBU
зайгуул дуушан


Зарегистрирован: Jul 18, 2003
Сообщения: 3674
Откуда: Урда зvгэй дулаан орон...
СообщениеДобавлено: 17.11.08, 11:44 +0000     Ответить с цитатой

Интересная тема. )))

н_вова, та буряадаар ойлгодог гэтэ? Хажуу тээhээ харахада бvгэдэ буряадуудые нэгэдvvлхээ hанahан дvрсэ vзvvлнэт, харин vнэн дээрээ ямар байhан байгаа гэштаа танай гол зорилго? Бурханай Шажанда vзэлэй дурагvй, аманhаа х88hэ гоожуулжа байжа Ламанары, Бурханай Шажан муушалнат, энэ hонин юумэнээтнэй ушар шалтагааниинь юн байгаа гэштаа??? Тайлбарилжа vг88 hаатнай зохид байха байгаа. Хэ-хэ! ))) Хаана байhан Таиланд хабшууланхай... бэрэ-бэрэ гайтайхан юумэ байналта... )))

н_вова, Буряадуудаа нэгэдvvлхээ hанаа юм hаа шажан мvргэл88рнь илгаhанай хэрэг vгы юм гэжэ ойлгоногта? )))

Теперь собственно по теме.

Цитата:
1. Почему бы нашему религиозному буддискому духовенству не начать борьбу со спиртным в более жесткой форме.


))) Причём тут кризисс Буддизма?

Цитата:
Буддийскому духовенству не стоит вмешиваться в политику. Но одно стоит отстоять - так это затрагивает интересы народа - Республика Бурятия должна остаться независимой. Это пожалуй главное завоевание бурятского народа. А начать стоит с Аги. Надо отстоять независимость Аги.


))) Причём тут кризисс Буддизма??

Цитата:
3. Чтение мантр частично начать на бурятском или монгольском языках. Это только лишь в интересах сохранения бурятского языка. Может зря? В Казахстане молитвы на персидском - вроде ничего не жалуются.


Мантры, как очень правильно вам ответил Ель_Зорро, не переводятся.

Цитата:
4. Изменить поведение многих лам - многие ламы толстые и прелюбодействуют. Хотя что это я? Сам такой.


То что толстые, это, я думаю их дело, а то что прелюбодействуют это плохо. Хотя что это я? Сам такой... )))

Где тут кризисс??? ))) То, что в Иволгинском Дацане туалеты плохие??? )))) Вы ходите в Дацан, чтобы в туалет сходить??? Сходите дома! Ну или где-нибудь ещё, где туалет вам по душе. А в Дацане главное не туалет! ))) Хотя каждый находит своё место сам. Кто-то радуется тому какие красивые Танки, Балины, Статуи Будд, а кто-то ворчит про туалеты... Кто-то приходя домой радуется тому, что сделал наhанайнгаа гороо, в Цогчен Дугане hунажа мvрг88 и хуралда нэрээ оруулаа (своих родных и близких, нvгшэhэн зонойнгоо тvл88 маани Юр88лдэ нэрын оруулаа)... а кто-то злой едет домой в холодной маршрутке и злится, что в Иволгинском Дацане туалет плохой...
Кризисс не извне, а внутри нас... Я так думаю!
_________________
Гэжэ байжа... Гэдэhээ маажажа байжа...
http://buryat-mongolia.info/mobu/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Анирудха
ахамад


Зарегистрирован: May 20, 2006
Сообщения: 677
Откуда: Дхармадхату
СообщениеДобавлено: 03.02.09, 00:46 +0000     Ответить с цитатой

Не наблюдаю никакого кризиса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Steve
баймга ороошо


Зарегистрирован: Feb 07, 2009
Сообщения: 294
СообщениеДобавлено: 06.03.09, 03:55 +0000     Ответить с цитатой

Bimba-Handa писал(а):
... Сейчас я православная и очень жаль, что наш народ ошибается в выборе религии!

:shock: :oops: Вы бурят(ка)? Я не против вашего выбора, но стоит ли решать за весь народ?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
lenta
Гость




СообщениеДобавлено: 07.03.09, 11:51 +0000     Ответить с цитатой

Bimba-Handa писал(а):
Молодец, Трубадур, что поднимаешь такой вопрос! Я раньше часто ходила в дацаны, бывала у шаманов,Я искала Бога, истину, А истина не зависит от национальности и Бог один, Сейчас я православная и очень жаль, что наш народ ошибается в выборе религии!

вот в чем я ИНОГДА завидую христианам и прочим монотеистам, что им можно... и даже нужно обращать других на путь истинный :lol: :lol: :lol:
Вернуться к началу
Анирудха
ахамад


Зарегистрирован: May 20, 2006
Сообщения: 677
Откуда: Дхармадхату
СообщениеДобавлено: 07.03.09, 12:38 +0000     Ответить с цитатой

Bimba-Handa писал(а):
Молодец, Трубадур, что поднимаешь такой вопрос! Я раньше часто ходила в дацаны, бывала у шаманов,Я искала Бога, истину, А истина не зависит от национальности и Бог один, Сейчас я православная и очень жаль, что наш народ ошибается в выборе религии!

Ходили в Дацаны? И почему же вам никто не смог ответить на ваши вопросы? Может вы не у тех спрашивали? Истина не зависит от национальности, но зависит от религии. В христианстве например истину исказили до неузнаваемости. И все свелось к стремлению выслуги перед богом. И обретению рая после смерти. Но если говорить прямо, неужели кто то может дать нам счастье и избавление от страданий, помимо нас самих? Если есть такое существо, так почему же он требует поклонения ему и повиновения? Разве это не садистское проявление, смотреть как все страдают и не помочь им, потому что они в него не верят? И если он всемогущ, то почему он ведет себя, будто ему чего то от нас надо?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Бурятский_партизан
муухайхан


Зарегистрирован: Aug 28, 2007
Сообщения: 562
Откуда: Бурятия
СообщениеДобавлено: 07.03.09, 15:56 +0000     Ответить с цитатой

Бабушка из Хоринска обшила семь дацанов Бурятии


Прошлым летом, побывав в Монголии, 84-летняя Норжима Балбарова купила там на свою накопленную пенсию 100 метров шелка, чтобы сшить украшения для буддийских храмов



Ее вклад в развитие буддизма оценили — в 1999 году Хамбо лама Дамба Аюшеев вручил бабушке золотую медаль имени Хамбо ламы Гомбоева

Свою жизнь Норжима Цыбикжаповна делит на две части: годы страданий, когда она навсегда теряла близких, и сегодняшнее время, которое она проводит в молитвах и кропотливой работе.

— Я молюсь за моего брата — ламу Анинского дацана, который не вернулся с Колымы, за всех репрессированных лам. И верю, что мои молитвы и мой труд воздадутся благом для детей, внуков, правнуков, — считает мастерица.



Репрессии

Круглой сиротой Норжима стала в 13 лет, когда в 1938 году расстреляли ее отца. Девочка не могла понять, почему ее папа, который вставал до восхода солнца и приходил домой, когда дети спали, который изо всех сил старался прокормить большую семью, оказался врагом народа.

Но еще раньше эта семья оказалась под надзором властей. Старший сын Балдан-Доржо служил ламой в Анинском дацане. Некоторые священнослужители уходили в Монголию, не дожидаясь ареста.

— Брата кто-то предупредил, что скоро и его арестуют. Как послушный сын, он пришел к родителям посоветоваться. А мама властная была, сказала: «Ты убежишь, нас будут преследовать. Останься». На другой день его увезли. Много лет прошло, потом нам сообщил один лама, который с ним находился, что брат умер на Колыме, — вспоминает Норжима Цыбикжаповна.

Но даже ценой старшего сына Цыбжитовы не уберегли семью. В первый раз Балбара Цыбжитова, отца четверых детей, забрали в 1932 году, обвинив его в кулачестве. Тогда семья жила в Баянголе Хоринского района. В анкете арестованного было записано: «Социальное происхождение — бедняк-крестьянин, социальное положение — кулак-скотовод. До революции имел дом с надворными постройками, 20 коров, 2-х лошадей. После революции — 30 коров, 6 лошадей и 70 овец и коз». Его приговорили к двум годам исправительных работ, а имущество конфисковали.



Дочь «кулака»

— Моя мама — старшая дедушкина дочь Цыпилма, вспоминала, как одна корова, когда скот угоняли, не хотела уходить от них. Все сильно плакали, видя, как милиционеры хлестали животное кнутами, а корова вновь возвращалась к хозяевам. Не в силах справиться с упрямицей, ее так и оставили, — рассказывает Дулсан Михаханова, внучка Балбара Цыбжитова.

После ареста кормильца всю семью разбросали в разные стороны. Жену и семилетнюю Норжиму отправили в Хоринск. Их не разлучили благодаря тому, что мать предупредила младшенькую, чтобы та цеплялась за ее подол и ни в коем случае не отпускала. Наполненная ужасом маленькая девочка так и сделала.

— Пытались оторвать. Милиционер меня пнул, от боли и неожиданности я кувыркнулась и громко закричала. Только после этого меня оставили с мамой, — вспоминает со слезами Норжима Цыбикжаповна.

Два года мать с дочкой доили множество холмогорских коров. За ними тщательно следили, за недосчитанные 100 граммов молока могли жестоко наказать.

Не выдержав разлуки с мужем и детьми, от непосильной работы, мама Норжимы занемогла и вскоре умерла.

После смерти матери Норжима вернулась в Баянгол. Жить было негде, ведь дом конфисковали. Старшая сестра Цыпилма валила лес, у нее, как дочери кулака, была двойная норма. Брат Бабу-Доржо тоже работал. Если каждый колхозник по плану делал 20 копен, юноша должен был собрать 40 копен сена.

Днем Норжима играла на улице дотемна, а потом ее кто-нибудь забирал к себе. В девять лет девочка сильно заболела, но за ней некому было ухаживать. Она одна в забытье лежала в стожке сена. Бабу-Доржо забегал к ней в перерывах посмотреть, жива ли сестренка.

— Я-то выкарабкалась. А вот брата жалко. Его за три дня брюшной тиф свалил. Умер, — сетует Норжима Цыбикжаповна.

«Японский шпион»

Вернувшись через два года, Балбар Цыбжитов недосчитался уже трех членов семьи. В Баянголе он жить не хотел, очень уж был обижен на односельчан, среди которых были те, кто на него донес.

Он переехал в Заиграевский район, где жили его дочери — старшая Цыпилма, уже вышедшая замуж, и младшая Норжима.

Работал Балбар на Хандагайской узкоколейке вместе с ламами и постоянно с ними общался. Его предупреждали, что надо держаться от них подальше, но он не мог пойти против своей совести.

В 1938 году Балбара Цыбжитова обвинили в том, что он «распространял антисоветскую агитацию среди рабочих, угрожал уничтожением коммунистов и призывал в помощь японцев». В постановлении тройки НКВД Бурят-Монгольской АСССР значилось: «Расстрелять, принадлежащее имущество конфисковать».

Судьба преподносит разные сюрпризы. Через много лет правнук «японского агента» Анатолий Михаханов переедет жить в Японию и станет сумоистом.

В пятнадцать лет Норжима отправилась на дальний гурт ухаживать за скотом. Ничего не подозревая, она усердно работала, пока ночью не приехали милиционеры и не увезли ее в Хоринск. Оказывается, девушка заклеила окно старой газетой, на которой был изображен портрет Сталина.

— Тогда ее отругали и отпустили. У нее ведь всего за плечами было полгода учебы в школе. Но потом на каждом колхозном собрании маму постоянно клеймили: «Дочь кулака, дочь врага народа». Мама до сих пор боится людей в милицейской форме, страх так и держится с 30-х годов, — говорит Софья, дочь Балбаровой.

Буддийская швея

Двадцать с лишним лет назад глубоко набожная Норжима Цыбикжаповна с большим интересом стала следить за процессом возрождения дацанов. Детские воспоминания о брате-ламе побудили ее внести свою лепту. В 60 лет она села за швейную машинку и стала сама осваивать секреты шитья буддийской атрибутики. Где-то по наитию, что-то, увиденное в детстве, всплывало в памяти, шаг за шагом она готовила свои изделия. Какова же была ее радость, когда на открытие дацанов, большом молебне она подносила украшения «бадан-жалсан», «лаври» ламам, ее дары принимались с большим признанием. За это время бабушка обшила Кижингинский, Анинский, Иволгинский, Эгитуйский дацаны, Хоринский дуган, дацаны на Верхней Березовке, на Лысой Горе в Улан-Удэ.

Позже бабушка привлекла к этой работе других женщин. Оказалось, что она очень хороший организатор.

— Самая большая ценность ее в том, что Соня-эжи научила многих людей шить изделия правильно, по буддийским канонам. Когда шьешь атрибутику, ничего придумывать не надо, да и невозможно, есть свои традиции, — сообщил Лекцок-лама, ширетуй Анинского дацана.

84 года никто не дает бабушке-швее. Красивые большие глаза светятся каким-то необычным внутренним светом. Очень подвижная, быстрая, она постоянно путешествует. Во всех делах ее поддерживает муж Дамбу-Доржо Дандаров, скромный и молчаливый человек, который любит и жалеет свою супругу.
— Зрение нормальное, сплю хорошо, аппетит есть. Работать да работать только, — говорит Норжима Балбарова.

Автор: Татьяна Анхонова

http://www.infpol.ru/newspaper/number.php?ELEMENT_ID=17069
_________________
Бурят
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9, 10, 11, 12, 13  След.
Страница 12 из 13

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru