BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Материалы о бурятах. Роберт Рупен и другие...
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 27.05.04, 00:07 +0000     Роберт Рупен в Улан-Удэ! Ответить с цитатой

Рад сообщить всем, что известный американский ученый, посвятивший большинство своих трудов бурятскому народу прибыл сегодня в 8 утра в Улан-Удэ. Организатор визита "Региональное объединение молодых ученых" при поддержке ИМБиТ, БГУ, "Информ-Полис", Администрация АБАО и Бурятавиатур. В планах встреча со студентами и преподавателями БГУ, а также со всеми желающими 31 мая в 15 часов в главном здании БГУ, ауд. 239 (второй этаж). 4 июня в конференц-зале БНЦ в 15 часов планируется встреча с научной общественностью, но прийти могут все желающие. Кроме того, в пятницу 29 мая в 20.00 на канале "Ариг Ус" профессор даст часовое интервью в прямом эфире. Можно позвонить в студию и задать свой вопрос. Заденьте самые животрепещущие темы.
Все это стоит увидеть своими глазами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
DD
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Sep 8, 2003
Сообщения: 1754
СообщениеДобавлено: 27.05.04, 08:06 +0000     Ответить с цитатой

Wow! Please, ludi, shodite i rasskazhite potom, mozhet on dast kakie nibud online ssilki, etc.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Туяна
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Apr 12, 2004
Сообщения: 1629
СообщениеДобавлено: 31.05.04, 06:48 +0000     Ответить с цитатой

В новм Информ Полисе, котоый выйдет 2 июня о его встрече в БНЦ. О поездке в Агу Рупена позже после моего возвращения.
_________________
Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 31.05.04, 07:08 +0000     Ответить с цитатой

Там и про Дашидондока есть-вот она, слава! :lol:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
georgex
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 5185
СообщениеДобавлено: 31.05.04, 13:55 +0000     Ответить с цитатой

А где можно его труды почитать? а то интересно стало, за что это он стал персоной нон грата в СССР и Монголии?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tohuchar
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 23, 2003
Сообщения: 3200
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: 01.06.04, 00:08 +0000     Ответить с цитатой

George писал(а):
А где можно его труды почитать? а то интересно стало, за что это он стал персоной нон грата в СССР и Монголии?


На нашем сайте есть небольшой кусок его книги
_________________
тот, кто ошибается предпоследним - выигрывает
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Elch
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Nov 1, 2003
Сообщения: 45
СообщениеДобавлено: 03.06.04, 02:40 +0000     Ответить с цитатой

O Roberte A. Rupine (na mongolskom)

http://www.tsahimurtuu.mn/topic.php?id=5
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 10.06.04, 00:15 +0000     Ответить с цитатой

Уроки Рупена

В конце мая – начале июня Улан-Удэ посетил профессор Университета Северная Каролина Роберт Артур Рупен, автор известной книги «Монголы ХХ века» и, как он сам иронически выразился, единственный в Америке человек, способный что-то сказать о различиях западных и восточных бурят. В Америке этих важных для нас тонкостей не знают, и большинство знает имя одного единственного монгола – Чингисхана.

Рупен и интеллигенция
Как рассказывает сам Рупен, у его родителей, имевших очень маленький бизнес в Чикаго, не было возможности дать ему высшее образование. И его желание получить образование возможно не сбылось бы, если бы не …Вторая мировая война. На войну он попал в 17 лет, в 1942 г., воевал на островах Тихого океана и все время до октября 1946 г. прослужил рядовым. Обстановка в армии не располагала к интеллектуальным занятиям, но он любил читать и читал много, включая «Войну и мир» Л.Толстого. Особенно контрастировало с армейской обстановкой, по его воспоминаниям, чтение Марселя Пруста. Психологически тонкие, сложно и изящно выстроенные описания Пруста из цикла «В поисках утраченного времени» и простой армейский быт парней из простых семей, конечно, мало согласовывались. Однако в конце войны правительство Соединенных штатов приняло решение мобилизовать на военную службу всех студентов, и в короткий срок армия вдруг наполнилась совершенно иными людьми, с совершенно иными разговорами и интересами. Рупен хотел быть похожим на них, и это укрепило его в желании получить образование. Тем более, что к тому времени в США был принят закон, по которому государство оплачивало обучение участников войны в высшей школе за срок, равный сроку службы. Рупен выбрал один из лучших колледжей – Уильямс-колледж, затем была учеба в университете и, наконец, аспирантура в Университете штата Вашингтон в Сиэтле, где он познакомился с Николасом (Николаем Николаевичем) Поппе, бывшим членом-корреспондентом АН СССР, не совсем по своей воле попавшим после войны в США.

Рупен и бурят-монгольская интеллигенция
В 20-30-х годах прошлого века Н.Н.Поппе занял видное место в советском монголоведении, и его учениками были ведущие советские монголоведы послевоенного времени Гарма Дансаранович Санжеев и Трофим Алексеевич Бертагаев. О своей жизни Н.Н.Поппе рассказал в “Воспоминаниях”, на русском языке, к сожалению, не опубликованных. О Поппе в России вышла в 1996 г. книга В.М.Алпатова, автором этих строк в 4-м выпуске санкт-петербургского альманаха “Mongolica” 1998 г. опубликованы письма Поппе Т.А.Бертагаеву. В лекциях в США Поппе постоянно говорил о своих коллегах и учителях, бурят-монголах Цыбене Жамцарано, Базаре Барадине, и у молодого Рупена, который специализировался по России, возник непосредственный интерес к бурятам и ко всему монгольскому миру. Наряду с этим интересом возникало уважение к их подвижнической деятельности во имя своего народа.
«Контакт с русскими и обучение привели к возникновению небольшой группы бурятских интеллектуалов, которые являлись самыми прогрессивными туземными лидерами в Центральной Азии в начале ХХ века», - утверждается в самом начале труда “Монголы ХХ века”. Трагическую судьбу бурятской интеллигенции этого времени Рупен рассматривает как часть трагической судьбы России.
На встрече с учеными в Бурятском научном центре Рупен высказался категорически, что Жамцарано – это настоящий герой, в отличие, например, от Ринчино. Для многих это утверждение не покажется бесспорным, но я приведу свидетельство Д.П.Першина, человека, хорошо знавшего бурят и хорошо знавшего Жамцарано. По его словам Жамцарано «…для Монголии был величиной крупной и полезной во многих отношениях, и, конечно, никто не может его упрекнуть в сребролюбии. Он не гнался за теплым и выгодным местечком и никогда не участвовал в делах, от которых пахло «жареным». Свой народ он любил и, где возможно, помогал». Не многие могут заслужить такую характеристику. Когда атаман Семенов потребовал от Бурятского национального комитета, осуществлявшего самоуправление бурят, чтобы были организованы бурятские казачьи формирования, что вовлекло бы бурят в кровавую мясорубку гражданской войны, то руководителям Бурнацкома приходилось лавировать. В отличие от Жамцарано, который был категорически против контактов с Семеновым, заигрывавшим с бурятами. А то, что буряты для него лишь средство, Семенов быстро показал, уничтожив М.Н.Богданова. Жамцарано действительно был настоящий герой и всегда стоял за свой народ, а не прятался за словами о какой-то «политической целесообразности» или «исторической необходимости», которые являются интеллигентным прикрытием приспособленчества.

Рупен и Бурят-Монголия
На первой же встрече с учеными Рупен сказал, что было бы удобнее Бурятию называть Бурят-Монголией, а бурят – бурят-монголами. Слово Бурятия в других странах ни о чем не говорит, тогда как название Бурят-Монголия свидетельствует о том, что речь идет о части монгольского мира, а к Монголии в мире существует большой интерес и у нее много друзей. Эти друзья могли бы стать и друзьями Бурят-Монголии. Обстоятельства переименования Рупен, конечно, знает и недоумевает. Между прочим, аргумент о неизбежных утратах в международном статусе республики выдвигал наш историк Бимба Доржиевич Цибиков, когда в 1958 году выступал против переименования республики. Аргументы за переименование республики были надуманны, буквально высосаны из пальца и являются примером научной недобросовестности и коньюнктурщины. Название «бурят-монголы» не придумано «бурятскими националистами» начала ХХ века. Проблема как называть прибайкальских и забайкальских инородцев у русского правительства возникла после 1728 года, когда были определены границы между Российской и Цинской империями. Вначале их даже хотели называть калмыками из-за сходства языка и обычаев. Но бурятская депутация в Санкт-Петербурге этому воспротивилась, хотя и признала родство с калмыками. Тогда им было предложено именоваться «братскими мунгалами», и это название бурятским депутатам понравилось [Международная жизнь. – 1993. - № 5-6. – С.124]. В русском языке ХХ века братские мунгалы XVIII века превращаются в бурятских монголов, бурят-монголов. Еще надо обратить внимание, что в XVIII веке бурят спрашивали, как их называть, а в ХХ веке спрашивать не стали.

Рупен, Усть-Орда и Ага
То, что некоторым российским политикам абсолютно безразлично самочувствие бурятского народа в современной России, показывает попытка упразднить статус Усть-Ордынского бурятского автономного округа. Рупен и здесь высказался очень определенно: «Наступление на Усть-Орду – это наступление на весь монгольский мир». Если, выражаясь геологическим языком, Россия и Китай – это две тектонические плиты, двигающиеся навстречу друг другу, то почему то, что находится между ними, обязательно должно быть стерто в порошок. Исторические процессы сложнее геологических, все-таки устремления и личный выбор людей в истории имеют значение. И не всегда большинство должно диктовать свою волю меньшинству. Ясно, что борьба большинства и меньшинств бесконечна и приносит хлопоты многим государствам, всегда меньшинства будут отстаивать свои права, а большинство всегда будет игнорировать меньшинство. Однако и России, и Китаю выгодно иметь и прочную Монголию, и прочные монгольские элементы в своих странах. Ради собственной безопасности.
То, что происходит сейчас с Усть-Ордынским округом, Рупен в своей книге фактически предсказывал: «…буряты Иркутской губернии обладали менее интегрированной культурой, чем их забайкальские собратья: чистым результатом русского поселения оказалась деморализация иркутских бурят» [Robert A. Rupen. Mongols of the Twentieth Century. - The Hague, Mouton, 1964. – P.8]. Напротив, «Агинская степь более отчаянно, чем другие бурятские области, держалась за кочевое скотоводство» [Там же. – P.28].
Решение национальных проблем лежит в области развития национальной культуры, и это понимали в начале 90-х годов, когда в национальных республиках начали разрабатывать законы, направленные на защиту национальных культур. Для бурятского народа важна была также разработка общей программы развития национальной культуры в республике и округах. Однако отсутствие национальной политики и страх перед политизацией межнациональных отношений в России привели к тому, что произошла подмена законов о национальных культурах на безликие законы о нормах культурообеспечения и регламентации деятельности учреждений культуры.

Рупен и как надо Родину любить
Аудитория во время выступлений Рупена была, конечно, разнородной. Предполагаю, что были и те, кто считал, что американец своими высказываниями вмешивается во внутренние дела нашей страны, лезет со своим уставом в чужой монастырь. От них Рупен и получил, как он сам выразился, «катастрофический вопрос» о том, как он относится к действиям США в Ираке. Профессор ответил, что подробнее по этому поводу он мог бы говорить у себя на родине, и поверьте, сказал он, он бы многое сказал по поводу того, что творится в Ираке. Но, находясь за пределами родины, он не собирается плевать на свой флаг, на свою Конституцию. «Я не так воспитан», - твердо заключил он.
Ранее, в частной беседе он рассказывал мне, что среди его студентов были сенаторы, видные политические деятели, ему приходилось общаться с Киссинджером, в 70-е годы он преподавал в Национальном военном колледже для карьерных военных и получал большое удовлетворение от того, что, пройдя всю военную службу рядовым, сейчас учит будущих генералов. В те же годы он ездил со своими учениками по странам юго-восточной Азии, где они читали лекции об американской культуре и политике. Ему приходилось наблюдать, как в некоторых из этих стран американским оружием, под руководством американских инструкторов расстреливали студенческие демонстрации, выступавшие против существующих режимов. Одной рукой мы делали одно, другой – другое. И это, - заключает Рупен, - сделало меня циником.
Но вряд ли циничный человек не будет спать ночь перед разговором со своими коллегами из Бурятии, интерес и уважение к людям которой он пронес через всю свою жизнь. Вряд ли циничные люди отличаются таким стремлением сказать все, что они думают. Только надежда, что мир хотя бы немного изменится от этого, заставляет произносить не всегда приятные и не всем нравящиеся слова.

Подытоживая свой визит, Рупен сказал, что встречи и беседы и сами люди в Бурятии его очень тронули. Он не идеализировал монголов, но и не изображал их дьяволами. В 50-60-х годах прошлого века отношение к нему в СССР и Монголии вызывало у него недоумение. Он пытался быть холодным, объективным ученым. И то, что книга, написанная 40 лет назад, и он сам продолжают вызывать интерес, для него, конечно, счастье.

Александр Хамарханов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Batchi
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Jun 09, 2004
Сообщения: 26
СообщениеДобавлено: 10.06.04, 03:54 +0000     Batchi Ответить с цитатой

Газета Агинская правда от 05.06.04 г.

В Америке буряты ассоциируются с Чингисханом

Американский профессор Роберт Артур Рупен недавно побывал с краткосрочным визитом в Аге. Его сопровождали гости из Улан-Удэ – корреспондент газеты «Информ-полис» Туяна Замбуева и молодой ученый, переводчик Николай Цыремпилов. Р. Рупен приезжал с целью наблюдения за развитием культурного, духовного потенциала бурят, определить насколько целостна идентичность бурят, проживающих в РФ. Он посетил буддийский храм в Агинском, памятники исторических мест, краеведческий музей. Выступая перед представителями местных СМИ, Роберт Рупен отметил, что в последний раз в Бурятию ему удалось побывать в 1958 году. С особым уважением он говорил о бурятском ученом Цыбене Жамцарано, называл его личность и деятельность «чрезвычайно важной для истории бурят-монголов в целом».
В своих рассказах он говорит о бурятах и монголах как о едином целом. Причем «бурят-монголы» для него это не просто игра слов, а понятие с глубинным историческим смыслом. По его словам, на западе буряты ассоциируется с Чингисханом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 15.01.08, 09:04 +0000     Материалы о бурятах. Роберт Рупен и другие... Ответить с цитатой

Буряты Читы передают привет Сайту бурятского народа. Мой отец - Виктор Балдоржиев много лет собирал материалы о бурятах. Недавно я набрал из его старых записей Роберта Рупена - "Бурятская интеллигенция". В конце работы написано: "Бурятская интеллигенция могла составить почетную часть демократической России, но демократической России нет, и судьба бурятской интеллигенции часть большой трагедии нашего времени". Думаю, что и сегодня также.
Наверное, эти работы сегодня в свободной продаже. А может быть они уже есть на сайте. Но для тех, кто незнаком, публикую Рупена в несколько приемов.

Роберт Рупен

Бурятская интеллигенция

Роберт Рупен (род. в 1922 г.) - известный американский востоковед, специалист по новой и новейшей истории Монголии. В 1954 г. защитил докторскую диссертацию в Вашингтонском университете на тему «Монгольский национализм 1900 - 1919 гг.» (г. Сиэтл). Ныне является профессором политических наук Университета штата Северная Каролина (г. Роли, США). Автор таких известных книг, как «Монголы XX века» (Блумингтон, 1964), «Монгольская Народная Республика» (Станфорд, 1966), а также более 30 статей по проблемам новейшей истории Монголии и Бурятии. В предлагаемой читателям статье, которая вышла в свет в 1956 г., Рупен дает анализ общественно-политической деятельности бурятской интеллигенции в период с 1900 по 1930 гг. (Far Eastern Quaterly. 1956. Vol. 15. № 3. P. 383-398).

* * *

Одним из ключевых моментов для понимания событий XX столетия в Центральной Азии - особенно в Бурят-Монголии,
Внешней Монголии и Тибете - является высокая оценка роли, которую сыграла бурят-монгольская интеллигенция. Буряты,
по словам одного из их представителей, должны «…стать культурным авангардом среди восточномонгольских племен,
носителем и проводником революционных идей нашего времени» (1).
Бурят-Монголия, сейчас Автономная Советская Социалистическая Республика Советского Союза, имеет в составе своего населения менее 300 000 бурят, что составляет приблизительно одну десятую часть общей численности
монгольского населения в мире (2). Из этой малой народности, большая часть которой до 1917 г. была неграмотной,
вышла группа интеллигенции, чье влияние вышло далеко за пределы их родины и простиралось на Внешнюю Монголию, Тибет и небольшие районы Барги (в Маньчжурии) и Урянхайского края, включенного в 1943 г. в состав СССР как Танну-Тувинская автономная область (Тувинская Народная Республика вошла в состав РСФСР в октябре 1944 г. - Прим. пер.).
Эта бурятская интеллигенция была очень влиятельной приблизительно с 1900 по 1930 гг.; в тридцатые годы многие из ее представителей были репрессированы - убиты или отправлены в концлагеря. Немногие бурятские интеллигенты, которые сумели выжить, сегодня ограничили свою деятельность в значительной степени пределами Бурят-Монголии. Они могyт
выражать только одобрение коммунистической доктрине и должны восхвалять русское господство. Они не смеют защитить
бурятский сепаратизм и пан-монголизм (3).
Бурятские интеллигенты в период с 1900 по 1930 гг. были в известном смысле также русскими агентами, проводниками царской и советской внешней политики. Но большинство из них преследовали цели, которые противоречили советским интересам; они были «буржуазными националистами», которые боролись за создание Великого Монгольского государства, восстановление Монгольской империи, которая могла бы защитить суверенитет Монголии от угрозы русской экспансии с севера и китайского вторжения с юга.
Многие из этих бурятских интеллигентов стремились к созданию общемонгольского языка, и они подчеркивали важность гармонии европейской науки и образования с традиционным монгольским образом жизни. Они не были
традиционалистами, а скорее «либеральными демократами», которые не стали бы безжалостно уничтожать старые традиции для навязывания «нового порядка», но настаивали на эволюционном пути развития, который они проводили в жизнь.
Некоторые факты являются общими в биографии этих людей: их ранние годы прошли в типично монгольском окружении; предания и суеверия своего народа были хорошо им знакомы и даже разделялись ими; они получили превосходное образование, большинство из них учились в Санкт-Петербургском университете, где они тесно сотрудничали с ведущими русскими востоковедами; они писали научные (исторические и филологические) работы на русском языке; все они бегло говорили и писали по-русски. Они часто путешествовали по Сибири, Центральной Азии и европейской части России, а некоторые из них даже побывали в Западной Европе. Тем не менее они всегда оставались монголами, сохраняя тесные связи со своей родной землей.
Бурятские интеллигенты участвовали в русском революционном движении и в деятельности политических партий России конца XIX - начала XX вв. Большей частью они были народниками, а позднее - социалистами-революционерами (эсерами), хотя многие имели тесные связи с конституционными демократами (кадетами). Но первоначально политическая активность бурят явилась следствием их обостренной реакции против русской экспансии на бурятские земли, и ко времени революции 1917 г. они серьезно думали об отделении oт России и создании Великого Монгольского государства.
Буряты служили царю и комиссарам как носители русской культуры в Монголии. Они представляли Россию монголам и
Монголию русским. Многие из них занимали высокие посты в правительстве Внешней Монголии в 1920-е гг.; действительно, они тогда управляли страной. Они навязывали халхасцам Внешней Монголии многие перемены в направлении
модернизации и европеизации, но делали они это с целью защиты Монголии oт ассимиляции, посредством русификации или китаизации.
Бурятские интеллигенты были:
1) зарождающимися националистами;
2) пан-монголистами;
3) русскими (царскими и советскими) агентами;
4) серьезными учеными и просветителями.
Но эти категории так смешались и стали настолько запутаны, что отношение одного фактора к другим меняется в
зависимости oт конкретной личности.

Продолжение следует

Кстати, наш дядя - лхарамбо-лама Цыренов Даба-Самбу дружил с Робертом Рупеном. Даба-Самбу Цыренов ушел из России в Китай в 1926 году. Прошел - Тибет, Сикким, Бутан, Непал, Индию, и 30 лет прожил в США, где вместе с калмыцким ламой Вангьялом основал первый буддийский учебный центр в Америке, где учились многие известные политические деятели, а также деятели культуры (например, Роберт и Ума Турман). Материал о нем читайте на Демиургах: Виктор Балдоржиев. Рассказы. Серия "Великая степь".

Пока,
Эрдэм.

У вас комфортно, ухожу на:
http://buryat-mongolia.info/
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 18.01.08, 08:56 +0000     Роберт Рупен. Бурятская интеллигенция. Продолжение. Ответить с цитатой

Продолжение

Роберт Рупен. Бурятская интеллигенция.

Националисты

Бурятский «национализм» возник в результате сильной реакции против русской экспансии на бурятские земли, развитие которой достигло критической точки около 1900 г. Это был «зарождавшийся национализм», в котором не было и намека на отделение от Российской империи, напротив: «Буряты добиваются быть полноправными гражданами и, как таковые, участвовать в политической жизни страны вместе с другими народностями, а как национальность - требуют права на культурное самоопределение» (4). Первое десятилетие XX в. увидело бурят, активно вовлеченных в политическую деятельность и писавших полемические статьи о русской угрозе бурятским землям и существованию бурят. Лидерами, выражавшими оппозицию угрожавшей волне русификации, были: Бато-Далай Очиров (1875-1914); Михаил Богданов (1878-1919); Цыбен Жамцарано (1880-1940) и Эльбэк-Доржи Ринчино (1885-1937).
Очиров (5) получил образование в Бурят-Монголии, Чите, cтaл политическим лидером бурят в критические дни 1904-1905 гг., когда бурятские степи бурлили при новом земельном и административном устройстве и Российская империя вела войну с Японией. Он возглавил депутацию бурят в Санкт-Петербурге в 1905 г., стремясь вновь вернуть местное самоуправление для бурят; однако эта миссия провалилась. Очиров представлял интересы бурят во II Государственной Думе в 1907 г.; он сотрудничал с Милюковым и «либералами».
После того как Дума была разогнана, он вернулся на родину и энергично проводил воспитательную и другую работу среди бурятского населения. Он питал глубокую веру в кооперативное движение во имя улучшения экономического положения своего народа; он основал первый кооператив в Бурят-Монголии и перевел на монгольский язык многие русские статьи по этому вопросу. С целью повышения осведомленности своего народа по политическим и экономическим вопросам он перевел на монгольский язык не только программу партии кадетов (6), но также землеустроительные законы и принимал меры к специальному исследованию Агинской степи - особенно важного района около Читы - Читинским отделением Императорского Русского Географического общества; результатом этого исследования явилась книга, содержавшая полные сведения о населении, землепользовании и другие статистические данные, а также сравнительный анализ переписи населения 1897 и 1906 гг. (7). Эта книга - исключительно содержательная и ценная работа.
Он также устраивал стипендии для бурятских студентов, учившихся в русских университетах, и перевел на монгольский язык многие басни Крылова и рассказы Толстого. В течение десяти лет признанный лидер нерусских народов Сибири, инородцев, он трагически погиб в 1914 г., когда его лошадь споткнулась и сбросила его. Незадолго до своей гибели, он говорил о переносе своей деятельности через русскую границу, во Внешнюю Монголию, где он намеревался создать школы, а также кредитные и кооперативные организации, давая таким образом намек относительно своего пан-монгольского чувства.
Михаил Богданов (8), второй из этих бурятских лидеров, получил образование, учась в Иркутске, в Казанской учительской семинарии, а также в Томском и Санкт-Петербургском университетах. Активный социалист-революционер (эсер), он уехал учиться заграницу в Берлин, который вместе с другими русскими студентами вынужден был покинуть и уехать в Цюрих. К 1905 г. он возвращается в Россию и руководит работой бурятского съезда в Иркутске. Он сформулировал и опубликовал план для бурятского «самоуправления» в пределах Российской империи и был охарактеризован как «один из лучших среди интеллигентной бурятской молодежи» (9). Во время гражданской войны в Сибири он возглавил исход более чем 2000 бурят в район Барги в Маньчжурии, но даже там он не избежал последствий гражданской войны и интервенции. Атаман Семенов, заместитель Колчака, который командовал белогвардейскими войсками в Сибири, захватил его и приказал расстрелять; его тело было сожжено в топке паровоза.
Богданов, подобно Жамцарано (смотри ниже), писал и отправлял многие политические статьи в русские журналы, подвергая критике политику царизма и требуя справедливости для бурят (10). Он всегда подчеркивал необходимость защиты бурятской земли от русского вторжения и доказывал важность сохранения традиционной общинной формы землевладения. Помимо этих политических статей, он написал одну из лучших книг по истории Бурят-Монголии (11). Благодаря знанию немецкого языка, в котором ему не было равных среди бурят, он перевел на монгольский язык многие произведения немецкой художественной, научной и политической литературы. Он разделял увлеченность Б. Д. Очирова кооперацией и принял участие в кооперативном движении, а также продемонстрировал сознание идеи монгольского единства, посетив калмыков в европейской части России.
Цыбен Жамцарано и Эльбек-Доржи Ринчино, которым пришлось наследовать лидерство Очирова и Богданова, приняли на себя руководящую роль после того, как эти два деятеля погибли. Жамцарано (12), который посещал школу для бурят в Санкт-Петербурге, учился в Иркутской учительской семинарии и Санкт-Петербургском университете, также написал серию политических статей. В то же самое время он постоянно путешествовал по Монголии (Бурятия, Внешняя и Внутренняя Монголия), собирая и записывая произведения устной народной поэзии, - эпические поэмы, исполняемые монголами. После революции 1911-1912 гг. во Внешней Монголии, когда было создано так называемое «Правительство Автономной Монголии», возглавляемое Джебцзун-дамба-хутухтой - «богдо-гэгэном» (13), Жамцарано перенес свою деятельность во Внешнюю Монголию и провел здесь большую часть своей оставшейся жизни.
Ринчино также учился в Санкт-Петербургском университете; его деятельность постоянно пересекалась и соединялась с деятельностью Жамцарано, но в то время как Ринчино был более активен в области политики, Жамцарано большую часть своей жизни посвятил научной деятельности. Ринчино оставался в Бурят-Монголии в течение всего периода первой мировой войны и обеих революций 1917 г., и с этого времени он вскоре тоже отправляется во Внешнюю Монголию. Его статья, посвященная памяти Очирова (см. прим. 5), отражает заинтересованную и очень теплую оценку деятельности этого умеренного бурятского лидера и в то же время выражает резкое неприятие по отношению к царскому режиму.
Таким образом, все эти четыре деятеля - Очиров, Богданов, Жамцарано и Ринчино - активно выражали себя в политике и публицистике, выступая против политики русификации и за признание «прав» бурят в Российской империи. В первой декаде XX столетия бурятские степи бурлили от беспримерной политической активности масс, руководимых местной интеллигенцией. От съезда к съезду буряты решительно осуждали царское правительство за изменение традиционных форм землепользования и за передачу бурятских земель русским поселенцам.
Выступив в защиту основного вопроса о земле, они затем перешли к рассмотрению множества других вопросов, таких, как: кочевой быт, родовая и племенная организация, русификация, местное самоуправление, судебная система, военная служба, образование, язык, представительство в Российском законодательном собрании (Государственная Дума), религия, социализм, всеобщее избирательное право и вопрос о женском равноправии Но, несмотря на свое сильное недовольство, буряты выражали свои интересы через русские политические партии и в рамках Российской империи: их главными целями были представительство в Государственной Думе и местное самоуправление. Сепаратизм не поддерживался ими вплоть до обеих революций 1917 г.

Продолжение следует.

Добавил Эрдэм.
Вернулся из степи. С наступающим Сагаалганом!
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 19.01.08, 12:41 +0000     Роберт Рупен. Бурятская интеллигенция. Продолжение. Ответить с цитатой

Естественно, мы - бурят-монголы!

Роберт Рупен. Бурятская интеллигенция

Продолжение

Пан-монголисты

Те же самые деятели, которые подчеркивали необходимость бурятского национального самосознания и были, как сказано выше, «зарождавшимися националистами», признавали чувство общемонгольской солидарности и в известной степени делали общее дело с монголами за пределами Бурят-Монголии. По отношению к другим районам Монголии в позиции бурятских лидеров была заметна как степень обещания, так и степень угрозы. Многозначительно то, что Очиров говорил о переносе своей деятельности на территорию Внешней Монголии после того, как была разогнана Государственная Дума и когда репрессивная политика царизма в отношении национальных меньшинств достигла своей кульминации. Здесь можно увидеть элемент желания усилить бурятское влияние путем расширения бурятской активности в южном направлении и тем самым показать Санкт-Петербургу, что буряты могут быть полезны в распространении русского влияния в Монголии наряду с намекаемой угрозой возможного вступления Бурятии в состав Великого Монгольского государства. В любом случае бурятские лидеры не желали покоряться политике русификации. Жамцарано, например, приехал во Внешнюю Монголию в 1911 г. и выступал в качестве переводчика для монгольской делегации, прибывшей в Санкт-Петербург в 1913 г.; заведовал светской школой в Урге (ныне Улан-Багор), столице Внешней Монголии, и издавал здесь газету на монгольском языке («Шинэ толь» - Новое зерцало).
Ринчино, Жамцарано и другие бурятские националисты стремились добиться благосклонного отношения властей к бурятскому населению в обмен на свою службу во Внешней Монголии. После большевистской революции, когда Центральный комитет Российской коммунистической парши обнародовал постановление Политбюро, гарантировавшее бурятскую автономию и защиту бурят от местной администрации и русского населения, Ринчино заметил: «Это имеет огромное значение для Монголии» и подчеркнул, что коммунисты должны оставить бурятам право на свою землю и защищать их от русских, которые пытались отобрать землю у них (14). Ринчино сопровождал монгольскую делегацию в Москву, исполняя обязанности переводчика и вскоре занял ведущие позиции в правительстве Внешней Монголии. Жамцарано написал первую политическую платформу (так называемую «Кяхтинскую платформу» 1921 г.) Монгольской народно-революционной партии (15).
Вернувшись в Ургу из Ленинграда в 1922 г., Ринчино вскоре (в 1924 г.) принял участие в ликвидации монгольского лидера Данзана (16), и с этого времени до 1928 или 1929 г. он был фактически диктатором Внешней Монголии (с 1924 г. - Монгольская Народная Республика). Жамцарано продолжал свою работу во Внешней Монголии, сосредоточив все внимание на вопросах образования и культуры: он основал Монгольский Ученый комитет, Государственную библиотеку и музей; принял меры для издания книг и газет (включая переводы на монгольский язык многих произведений европейской литературы); проводил археологические исследования, открывал важные исторические документы и вообще руководил культурной и духовной жизнью Монголии.
Другие бурятские лидеры также занимали видные позиции в правительстве Монгольской Народной Республики: наиболее влиятельными были Эрдэни Батухан, министр просвещения, и Даши Сампилон, министр экономики и торговли. Действительно, я бы назвал 1920-е гг. «бурятским эпизодом в истории Внешней Монголии». Внешняя Монголия была включена в сферу коммунистического влияния большей частью благодаря содействию бурят.
Это распространение деятельности бурятской интеллигенции на Внешнюю Монголию само по себе являет одно лицо пан-монголизма, но имеется много других. «Кяхтинская платформа» Монгольской народно-революционной партии, написанная Жамцарано в 1921 г., включает, например, следующее положение (пункт 2): «Ввиду того, что мирное существование монгольских народных масс, приобщение к культуре и знанию просвещенных народов зависят от образования самостоятельного независимого государства монгольской нации, а не от порабощения и гнета чужеземными империалистами, наша Народная Партия стремится в конечном итоге к объединению всех монгольских племен в одно самостоятельное государство...»
На III партийном съезде (МНРП. – прим. пер ) Ринчино заявил: «Мы должны также помнить то, что миллионы наших соплеменников, жителей Внутренней Монголии, стонут под гнетом Китая». В ноябре 1924 г. на I Великом Народном Хурале он говорил: «Мы должны стать культурным центром для наших соплеменников, мы должны привлечь к себе жителей Внутренней Монголии, Барги и т. д.» Барадин сказал на этом же Хурале: «Будьте тверды в вашей работе по объединению всех монгольских племен...»
Подобные надежды, разделяемые большей частью монгольской интеллигенции и особенно сильные среди бурят, были хорошо выражены в статье Иши-Доржи, опубликованной в Германии в 1929 г.: «В ранние времена, при Хутухте, Урга благодаря монастырю Гандан, который включал в себя знаменитую школу философии, была религиозным центром с огромной притягательной силой для последователей северного буддизма. Даже с отдаленными калмыками, живущими на нижней Волге, поддерживался постоянный контакт. В последние годы эта сила притяжения стала еще сильнее благодаря уже скорее национальным, чем религиозным условиям. Независимая Монголия с ее весьма развитой национальной культурой и своей политико-экономической программой вызывает огромный интерес для интеллигенции и молодежи из числа монголов, живущих за пределами Внешней Монголии. Все, кто имеют благоприятную возможность, приезжают в Улан-Батор, чтобы работать и учиться в этом национально-культурном центре Значение Улан-Батора для отчасти русифицированных бурят и полукитаизированных (в Китае практически ассимилированных) чахаров и туметов Внутренней Монголии в этом отношении чрезвычайно велико. С точки зрения баргутов Маньчжурии и монголов Внутренней Монголии, Улан-Батор и халхасцы, казалось, достигли идеального состояния свободы и независимости. Поэтому эмиграция по политическим мотивам достигла значительных размеров В Урге сейчас можно встретить представителей всех монгольских племен, oт калмыков до монголов Ордоса, которые живут на берегах Желтой реки (Хуанхэ. - прим пер.). Такой наплыв интеллектуальных сил, людей, которые получили свое образование в России, Китае и Японии, в значительной степени способствовал улучшению культурной работы и, кроме тогo, пробуждал и усиливал идею сотрудничества и объединения различных монгольских племен вокруг независимой Внешней Монголии. Поэтому нынешняя культурная деятельность Монголии, несомненно, является событием огромного значения, выходящим далеко за границы ныне политически автономной Монголии.
В конечном счете великий энтузиазм, с которым монгольский народ взялся за восстановление и укрепление своего государства, в полной мере оправдывает предположение, что монгольский народ приближается к своему возрождению. Естественно, заинтересованность монголов в техническом прогрессе и науке не служит завоевательным целям, но имеет своей единственной целью защиту себя в своей горно-степной родине ради благородной памяти своих славных предков» (17).
Ринчино следовал этой линии в статье, опубликованной в 1927 г. в журнале «Революционный Восток», где он постулировал идею «этнографической Монголии» с общемонгольскими интересами, которые разделяются большинством населения. Современная Монголия, доказывал Ринчино, это народ и страна, обладающие всеми необходимыми элементами для образования национального государства. При этом он ссылался на вышецитированное положение «Кяхтинской платформы» об образовании общемонгольского государства, подчеркивая, что эта платформа была одобрена Дальневосточным секретариатом Коминтерна (18).
Важным вариантом пан-монголизма может быть назван «пан-буддизм». Его главное отличие от пан-монголизма заключалось в том, что он включает Тибет в монгольские районы, которые должны были быть под единым управлением. Агван Доржиев (1853-1938) (19) - выдающийся бурятский защитник этой идеи. Лама, он учился вначале в буддийских монастырях Бурят-Монголии, затем во Внешней Монголии, в Урге, и окончательно в Тибете, около Лхасы. Будучи необычайно одаренным человеком, он быстро привлек к себе внимание Далай-ламы и служил в качестве его политическою советника и неоднократно был его личным представителем при дворе в Санкт-Петербурге. Он сопровождал Далай-ламу во время его бегства из Лхасы в Ургу, когда экспедиция Юнгхазбенда вторглась в Тибет из Индии (1904 г.). В 1912 г. он представлял Далай-ламу в Урге и в том же году заключил монголо-тибетский договор. Помимо его важной деятельности в Тибете, он стал религиозным главой - «хамбо-ламой» - бурятской буддийской церкви. Он был тем деятелем, который задумал осуществить идею сооружения буддийского храма в Санкт-Петербурге за несколько лет до первой мировой войны (20).
Помимо частых поездок между Лхасой и Санкт-Петербургом, А. Доржиев широко путешествовал по Западной Европе; он совершал буддийские богослужения в Париже, Берлине, Вене и Риме, а также посетил Индию. Он, вероятно, мечтал о создании Тибетско-Монгольской теократической империи, возглавляемой Далай-ламой, под покровительством царской России. Многие ламаисты верили в легенду о мессианском царстве (Шамбала - «Источник Счастья») и некоторые отождествляли «Белого царя» и Россию с этим царством.
Другим аспектом пан-монголизма была попытка вовлечения в это движение калмыков нижней Волги и Дона. Доржиев посетил калмыков; он основал здесь религиозные школы и вообще сделал определенные, но едва ли плодотворные усилия по укреплению отношений между бурятами и калмыками. Никогда тесная связь не развивалась между географически близкими группами монголов в Центральной Азии и отдаленными калмыками в европейской части России. Пан-монголизм как политическое явление не сумел охватить своим влиянием калмыков.
Японцы сделали по меньшей мере две активные попытки использовать в своих целях пан-монголизм и его вариант в лице пан-буддизма. После 1917 г., уже во время гражданской войны в России, когда японские войска оккупировали районы Восточной Сибири, они начали обсуждать этот вопрос и обратились к монголам через атамана забайкальских казаков Семенова (бурята по национальности). «Пан-монголизм» стал лозунгом, благодаря которому некоторые японцы полагали, что они сумеют склонить на свою сторону все монгольские группы и действительно смогут отделить бурят от России, одновременно расширяя японское влияние в Центральной Азии. Это движение вылилось в определенную форму на конференции в феврале 1919 г. на станции Даурия. Xyтyxтa (высший сан в буддийской иерархии) из Внутренней Монголии Нэйсэ-гэгэн, номинально возглавлявший это движение, призвал к установлению «Великого Монгольского государства» от Байкала до Тибета и от Маньчжурии до Bocточного Туркестана. Но когда халхаские князья Внешней Монголии отказались участвовать в нем, движение было обречено на гибель и японцы быстро дезавуировали все свои связи с Нэйсэ-гэгэном и его сторонниками (21).
В 1930-е гг., когда было создано государство Маньчжоу-го, японцы сочли удобным еще раз возродить идею пан-монголизма (22), и очевидно, что эта идея должна была вылиться в мощное политическое движение, противодействующее китайскому давлению на монголов с юга и русскому давлению с севера. Бурятские лидеры воспринимали ее как средство борьбы с русификацией, а лидеры Внутренней Монголии (например, Де Ван) - с китаизацией. Таким образом, японцы попытались использовать идею пан-монголизма в обоих направлениях: как против Советского Союза, так и против Китая.

Продолжение следует

Добавил Эрдэм.
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Mongol_Ard
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 946
СообщениеДобавлено: 21.01.08, 22:24 +0000     Re: Роберт Рупен в Улан-Удэ! Ответить с цитатой

VERY iNTERESting theme!!! thanks. waiting for next posts

i thought this is good shot


Последний раз редактировалось: Mongol_Ard (05.03.08, 15:03 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 23.01.08, 06:00 +0000     Роберт Рупен. Бурятская интеллигенция. Продолжение. Ответить с цитатой

Роберт Рупен. Бурятская интеллигенция. Продолжение.

Русские (царские и советские) агенты


Всякий раз, как только буряты проводили политическую или иную работу во Внешней Монголии или Тибете, они вольно или невольно проявляли тенденцию к распространению русского влияния. Так как их предки стали русскими подданными уже с XVII столетия, они заимствовали многие русские обычаи. Их интеллектуальные лидеры получили русское образование и бегло говорили и писали по-русски. Где бы они ни были, находясь в монголоязычном мире, они несли на себе печать России так же, как и печать Монголии (23). Для монголов они были одновременно и близкими, и чужими людьми, и халхасцы Внешней Монголии ненавидели их (24).
Агван Доржиев, который имел связи с Русским Генеральным штабом и доступ к высокопоставленным лицам в Санкт-Петepбурге, был как пан-монголистом (точнее пан-буддистом), так и русским агентом. Но он не может быть охарактеризован просто как платный агент, хотя он, несомненно, был часто оплачиваем; возможно, он искренне верил в то, что идея объединенной Центральноазиатской империи станет не только осуществимой, но и желанной под покровительством России. И он упорно работал над тем, чтобы воплотить в жизнь идею такой империи
Другим царским «агентом» и бурятским интеллигентом был Петр Бадмаев (1851-1919) (25). Согласно сведениям семьи П. А. Бадмаева, он родился в 1841 г., а умер в Петрограде в июле 1920 г. После обучения в иркутской гимназии он продолжил учебу на восточном факультете в Санкт-Петербургском университете. И в то время сделал шаг, единственный в своем роде для этой группы бурят: он был обращен в православную веру и его крестным отцом стал сам царь Александр III. Это императорское покровительство открывает перед ним многие двери, он оказывается вовлеченным во многие дворцовые интриги.
С 1875 по 1893 гг. он служил в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, одновременно обеспечив свое существование благодаря практике тибетской медицины, вызвавшей повальное увлечение ею со стороны высшего общества в Санкт-Петербурге. Деятельность Бадмаева в Министерстве иностранных дел позволяла ему мечтать о грандиозном проекте присоединения к Российской империи Китая, Монголии и Тибета в рамках великой конфедерации. И он верил, что этот проект сыграет значительную роль в усилении экспансионистской активности России в Маньчжурии и Корее, которая и привела к русско-японской войне. Он был другом Распутина, и журнал «Красный архив» содержит письма, которые Бадмаев писал царю относительно русской политики во Внешней Монголии. Но даже этот «агент русского империализма», обращенный в лоно православной церкви и проживший большую часть своей жизни в Санкт-Петербурге, сделал несколько значительных попыток помочь своему народу И его влияние в правящих кругах иногда использовалось им, чтобы представить себя в выгодном свете.
В 1895 г. он основал в Санкт-Петербурге школу для бурятских мальчиков с программой классической гимназии (которую посещали некоторые из известных бурят, включая Жамцарано) и русско-бурятскую газету в Санкт-Петербурге, в которой он предоставил работу только бурятским сотрудникам и техническому персоналу из бурят. Он принял меры, позволившие многим бурятам посещать столицу, и особенно большое их число прибыло на коронацию в 1896 г. Но когда в 1897 г. правительство заставило eго ввести в школе преподавание православной религии, а не буддизма, ученики возмутились и эту школу закрыли. В 1902-1903 гг. он поссорился с министром внутренних дел Плеве и другими чиновниками и сумел лишь отсрочить, но не провалить закон, который упразднял традиционное административное устройство бурятских земель и который был резко отвергнут всеми бурятами (26).
Бадмаев отдал дань бурятскому «национализму»: его планы в направлении объединенной Центральноазиатской империи были пан-монголистскими. Совершенно ясно, что он был царским агентом и сыграл значительную роль в развитии бурятского образования.
Ринчино, который уже был упомянут как бурятский «националист» и «пан-монголист», также должен быть причислен к советским агентам; на III съезде Монгольской народно-революционной партии, созванном в Урге в 1924 г., он говорил о себе: «Я работал с начала существования нашей Народной партии. Я ездил с представителями нашей партии в Москву. Я работал в Дальневосточном секретариате Коминтерна (монголо-тибетская секция) в Иркутске. Я привел Монголию в Коминтерн, который снабжал Монгольскую Народную партийными инструкторами и совершенно необходимыми денежными средствами. Позднее Коминтерн направил меня в Кяхту для работы в течение наиболее критического момента существования нашей Партии и Правительства... Коминтерн направил меня сюда».
Жамцарано тоже может быть назван русским агентом. Когда он руководил светской школой и издавал газету на монгольском языке в Урге с 1912 по 1917 гг., он проводил идеи Коростовца, русского посланника в Урге (27); и когда он писал плат-Форму Революционной партии и принимал участие в работе Революционного правительства, основав и возглавив Монгольский Ученый комитет, не был ли он до известной степени человеком, действовавшим в качестве русского и советского атента? Конечно, его убеждения были «патриотическими» и благородными, но коммунисты использовали его достижения в своих целях и указывали на библиотеки и школу как доказательство своей помощи Монголии.
Тем не менее верно также и то, что своим ведущим положением в Монгольской Народной Республике буряты обязаны Красной Армии. Перед вступлением советских войск в Ургу в июле 1921 г., в период «автономии» Внешней Монголии, который продолжался с 1911 - 1912 11. по 1919 i., они не имели влиятельного положения в правительстве. Вместо них ведущую роль играли южные монголы (из Внутренней Монголии) - беженцы, спасавшиеся от китаизации и совершившие революцию 1911 - 1912 н. во Внешней Монголии, которая с самого начала была антикитайским восстанием. В досоветский период Жамцарано управлял своей школой и издавал свою газету под эгидой русского консульства в Ургe, не имея никакой поддержки и одобрения со стороны правительства автономной Монголии Тем не менее после 1921 г. он основал и возглавил официальный Ученый Комитет страны, был влиятельным лицом в системе народного образования, основал Государственную библиотеку и «вообще руководил интеллектуальной и культурной деятельностью». Но эта деятельность не была популярной и не получила шумного одобрения, потому что буряты управляли страной.
Вообще буря ты представляли серьезную угрозу традиционному общественному строю Монголии; они принесли монголам модернизацию и вестернизацию - западные идеи и технические приемы, которые они, в свою очередь, заимствовали у русских. Большая часть лидеров Халхи и южных монголов (то есть монголов Внешней и Внутренней Монголии) были традиционалистами, аристократами, которые ненавидели китайцев, но при этом желали их свергнуть не больше, чем сохранить старые традиции. Прогрессивно мыслящими монголами были в значительной степени буряты, и своим передовым образом мыслей они были обязаны русскому влиянию. Однако в то же самое время лишь немногие из этих бурятских лидеров были простыми исполнителями воли царского или советского правительства. Выступая за модернизацию и европеизацию Монголии, они одновременно пытались предупредить угрозу китаизации и русификации страны. Пан-монголизм бурят был неразрывно связан с их фактической ролью русских агентов. Вольно или невольно, но они были живыми мостами между двумя культурами

Добавил Эрдэм.
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 27.01.08, 03:41 +0000     Роберт Рупен. Бурятская интеллигенция. Продолжение. Ответить с цитатой

Роберт Рупен. Бурятская интеллигенция.

Продолжение

Ученые и просветители


В той или иной степени, но все из уже упомянутых деятелей бурятской интеллигенции - Очиров, Богданов, Жамцарано, Доржиев и Бадмаев - были вовлечены в научную или просветительскую деятельность так же, как и в политику. Двумя другими видными бурятскими учеными, которые играли незначительную политическую роль, были Гомбожаб Цыбиков (1873-1930) и Бадзар Барадин (1878-1937). И их имена завершают этот список политически влиятельной бурятской интеллигенции XX века. Но прежде чем перейти к анализу научного вклада этих людей и выявить соотношение их научной и политической деятельности, два предвестника более позднего бурятского «возрождения» заслуживают нашего внимания: Доржи Банзаров (1822 - 1895) (28) и Галсан Гомбоев (1822 - 1863) (29).
Д. Банзаров известен как «первый бурятский ученый», и Ученый Комитет Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики назван в его честь. Гомбоев был ламой. Оба получили образование в Казани; в местной гимназии Банзаров изучал латинский, французский, английский и турецкий языки, а также русский. (Казань в середине XIX столетия была культурным, а также политическим форпостом России в Азии и важным центром востоковедения). Докторская диссертация Банзарова в Казанском университете была посвящена изучению шаманизма среди монголов и стала первым научным исследованием этою вопроса в мире; она была переиздана в 1891 г. и до сих пор остается ценной работой (30). Лама Гомбоев преподавал монгольский язык в Санкт-Петербургском университете с 1855 по 1863 п. и перевел на монгольский язык многие русские сочинения, включая «Основы христианского учения».
Справедливо утверждение, что бурятская интеллигенция появилась уже после Банзарова и Гомбоева и существует и поныне, но как влиятельная группа, имевшая политическое значение за пределами Бурят-Moнголии. существовала, главным образом. в период с 1900 по 1930 гг Вернемся теперь к этой группе представителей бурятской интеллигенции XX столетия. Как Цыбиков, так и Барадин были, главным образом, учеными, оба много писали о монгольском языке и внесли значительный вклад в Тибетские, а также монгольские исследования Цыбиков выучился русскому языку в приходском училище и в 1893г стал первым бурятом, окончившем русскую гимназию в Чите. После недолгого занятия медициной в Томске он уезжает в Ургу, а затем, с 1895 по 1899 г., учится на факультете восточных языков в Санкт-Петербургском университете Потом при содействии Русского Географического общества Цыбиков совершает экспедицию в Лхасу (31), после ко юрой он становится преподавателем монгольского языка в Восточном институте во Владивостоке. Находясь здесь большую часть своей оставшейся жизни, Цыбиков уже не играл заметой роли в последующем развитии политических событий в Бурятии, но в продолжение всей своей деятельности он подчеркивал важность единого монгольскою литературною языка для всех монгольских народов (32), а такой взгляд являлся одним из проявлений пан-монголизма.
Барадин был самым близким другом Жамцарано; они родились в одном и том же районе (Aгa) и вместе оказались в Санкт-Петербургском университете в 1902 г.; оба читали лекции по монгольскому языку в университете в 1908 г. и позднее. Они совершили немало совместных путешествий с целью научного исследования своей родины. В то время как Жамцарано в 1920-е гг. возглавлял Ученый комитет Монгольской Народной Республики, Барадин в то же время возглавлял Ученый Комитет Бурят-Монгольской АССР. Научные интересы Жамцарано были больше связаны с собиранием монгольского фольклора -эпической поэзии монгольских народов, в то время как Барадин уделял больше внимания лингвистке (особенно вопросу латинизации бурятского алфавита), а также тибетским и ламаистским исследованиям.
Научная деятельность Жамцарано и Барадина (а также, менее значительная, Ринчино) в значительной степени финансировалась и поддерживалась от начала до конца Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии (33). Комитет в течение четырех лет финансировал изучение Барадиным тибетскою языка, направил Жамцарано в Бурят-Moнголию.
Внешнюю, Внутреннюю Монголию (через Пекин), а Барадина Тибет, а также в Пекин. Как Жамцарано, так и Барадин регулярно путешествовали между Санкт-Петербургом и Забайкальем. Комитет также принимал меры к изданию их работ. поддерживаемый правительственными субсидиями, Комитет рал очень важную роль в развитии русского востоковедения особенно в период с 1902 по 1917 гг. В его работе принимали участие выдающиеся ориенталисты и известные деятели, интересовавшиеся азиатскими делами: Радлов, Ольденбург, Веселовский, Бартольд, Котвич, Клеменц, Залеман, Руднев, Коросто-вец и князь Ухтомский. Ведущие университетские профессора и члены Академии Наук организовывали через этот Комитет научные исследования, путешествия и публикации выдающихся бурятских ученых наряду с работами тех ученых, которые занимались изучением Средней Азии и других областей востоковедения.
Научная деятельность бурятской интеллигенции имела определенные политические обертоны. Акцент на изучение монгольского языка, литературы и истории, а также на буддийские исследования, естественно, вел к росту национального сознания и усиливал гордость за свою принадлежность к этой талантливой и одаренной группе. Бурятские лидеры подчеркивали важность образования и были весьма активны в этом вопросе -они сами, во всяком случае многие из них, были учителями, занимавшимися обучением и по своему опыту сознававшими необходимость распространения грамотности среди своего народа. Они рассматривали латинизацию монгольского шрифта важным мероприятием, потому что она делала почерк более гибким и легким для учебы.
Но одновременно с этим акцентом на свое монгольское наследие, буряты стремились получить западное образование. Они видели свою цель в универсальном образовании своей молодежи как на монгольском, так и на русском языках. И многие из их публикаций были переводами на монгольский язык выдающихся произведений западных авторов, европейских и американских, а также русских (34). С одной стороны, они представляли на обозрение подробные ламаистские исследования и восстанавливали старые тибетские и монгольские манускрипты, а с другой, они писали книги по географии (на монгольском языке), содержавшие современные концепции, которые разрушали буддийскую космогонию (35). Монгольский фольклор и западная наука были у них представлены пот и одновременно.
Эрудиция и научная подготовка этой группы бурятской интеллигенции были, по большей части, высокого порядка, их научная деятельность останется неизменной данью как себе, так и дореволюционной школе русских востоковедов, которые обучали их.

Продолжение следует.

Добавил Эрдэм.
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru