BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Выдающиеся бурятские ученые
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Шэнжэлхэ ухаан болбосорол
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:00 +0000     Ответить с цитатой

ПРОФЕССОРУ ГАРМЕ ДАНЦАРАНОВИЧУ САНЖЕЕВУ - СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ

Большой путь прошел Гарма Данцаранович Санжеев за 70 лет от учителя начальной школы до доктора филологических наук, профессора, крупнейшего советского монголоведа-филолога. Им написано много научных трудов; многочисленны его ученики. Научный вклад Г.Д. Санжеева настолько значителен, что с полным основанием можно говорить о санжеевском этапе в развитии советской монголоведной филологии

Г.Д. Санжеев родился 2 февраля 1902 года в селении Тайшин. По старому административному делению этот бурятский аил принадлежал Балаганскому уезду Иркутской губернии. Родным языком Г.Д. Санжеева был бурятский. Но уже в детские годы, в начальной школе, куда он поступил в возрасте десяти лет, он овладел русским языком.

В годы революции Г.Д.Санжеев поступает в Черемховское коммерческое училище и учится в нем до 1920 г. Затем он сам начинает преподавать, становится учителем начальной школы. Юношеская мечта стать писателем (работая в школе, он написал несколько маленьких пьес) привела Г.Д. Санжеева на литературное отделение педагогического факультета Иркутского государственного университета. Здесь, слушая лекции Г.С. Виноградова, он увлекается фольклором и начинает собирать народные сказки, песнопения, шаманские заклинания. Эта уже серьезная потребность в углублении своих знаний побудила Г .Д. Санжеева в 1924г. уехать в Ленинград и поступить на монгольское отделение Ленинградского института живых восточных языков,

В Ленинграде Г.Д. Санжеев слушает лекции крупнейших советских востоковедов и лингвистов, таких как В.В. Бартольд, Б.Я. Владимирцов, Л.В.Щерба и др. Он усиленно занимается языками (кроме монгольских и западноевропейских изучает маньчжурский и казахский языки). Участвует в работе монгольского семинара в ЛИЖВЯ, который в то время вел выдающийся монголовед академик Б.Я. Владимирцов. Занимаясь под его руководством в студенческие годы, а затем в аспирантуре, Г. Г.Д. Санжеев прошел хорошую филологическую школу, воспринял лучшие традиции отечественного монголоведения" Именно в годы учебы в Ленинграде решилась дальнейшая судьба Г.Д. Санжеева: он посвятил свою жизнь изучению языка и культуры монгольских народов.

В одном из своих отзывов о Г.Д. Санжееве академик Н.И.Конрад писал: "Характерной чертой научного облика Г.Д. Санжеева, в которой именно и выражается его преемственность лучших традиций, идущих от его непосредственного учителя Б.Я. Владимирцова, является соединение двух направлений исследования: во-первых, языкознания, во-вторых, этнографии и фольклористики". Со временем языкознание стало основной областью научных интересов Г.Д. Санжеева. Но начал он как фольклорист и этнограф.

Еще студентом в 1927 г. Г.Д. Санжеев публикует свою первую работу - "Песнопения аларских бурят", содержащую шесть печатных листов добротного фольклорного материала. Затем следует большая статья "Мировоззрение и шаманизм аларских бурят", появившаяся в 1928 г. на немецком языке в венском журнале "Anthropos". Эта статья интересна не только описанием бурятского шаманства, а главным образом, глубоким научным анализом и общей характеристикой этого явления.

Летом 1927 г. Г.Д. Санжеев впервые попадает в Монгольскую Народную Республику. Он отправляется туда по совету Б.Я. Владимирцова, поручившего своему ученику провести этнолого-лингвистическое обследование дархатов, небольшой национальной группы, живущей в Прикосогольском районе МНР. Результатом этой поездки были две книги - "Дархаты. Этнографический отчет о поездке в Монголию в 1927 г." и"Дархатский говор и фольклор". Эти работы, насыщенные свежими материалами и ценными сведениями, свидетельствующими об острой наблюдательности автора, долгие годы были единственными фундаментальными исследованиями о дархатах. Основной вывод автора об этнической принадлежности дархатов (он считает их омонголившимися урянхайцами, т.е. тюрками по происхождению, с незначительным количеством монгольских элементов) остаются в силе и сейчас.

Одной из крупнейших работ Г.Д. Санжеева по фольклору является "Монгольская повесть о Хан-Харангуе". Эта книга, вышедшая в свет в 1937 г., состоит из публикации текста и перевода, которым предшествует вступительная статья, содержащая историко-литературное исследование публикуемого памятника. Г.Д. Санжеев определяет памятник как произведение героического эпоса, тщательно анализирует особенности его композиции и морфологии, вскрывает специфику текста, который считался в ту пору уникальным. Опровергая распространенное в 30-е годы мнение о возникновении героического эпоса во времена феодализма, он убедительно показывает, что "первоначальный героический эпос у монголов создавался на базе первобытного фольклора, пропитанного шаманистической фантастикой" /"2,11/. Это положение Г.Д. Санжеева, отодвигающее время зарождения героического эпоса в дофеодальную эпоху, является ныне общепринятым. Через много лет был найден еще один список этой повести, опубликованный Г.Д. Санжеевым под названием "Кызыльская рукопись монгольской эпической повести "Хан-Харангуй" " (в 1960 г.).

Среди остальных работ Гармы Данцарановича по монгольской фольклористике следует отметить" Аламжи мерген. Эпос северных бурят (1936 г.), статьи "Народное творчество бурят-монголов " (1936 г.), "О характере бурятского эпоса "Гэсэр"" (1953 г.), "Эпос унгинских бурят" (1970 г.) и др. Они свидетельствуют о том, что проблемы фольклора постоянно привлекают внимание ученого. Особенно ценны записи ряда улигер-унгинских бурят, сделанные Г.Д. Санжеевым в 1928 г. Эти записи, готовые к публикации, он предполагает перевести на русский язык. Пока же в упомянутой выше статье " Эпос унгинских бурят" издано краткое содержание улигера " Толэй мерген".

В 1931 г., после окончания аспирантуры, молодой, но уже отлично зарекомендовавший себя ученый обосновывается в Москве, где получает кафедру в Московском институте востоковедения им. Н. Нариманова.

То был период интенсивного культурного развития монголоязычных народов. В Бурятии, в Калмыкии, в Монгольской Народной Республике разворачивалось всеобщее начальное образование. Развивались национальные литературы, ширилось использование средств массовой коммуникации. Возникла острая потребность в создании научного фундамента для нормализации молодых литературных языков, для их преподавания в школе. И Г.Д. Санжеев не мог остаться в стороне. Начинается период его глубоких теоретических исследований в области грамматического строя современных монгольских языков.

В 1934 г. выходит "Синтаксис монгольских языков", в 1938 - " Морфология бурят-монгольского языка" (написанная в соавторстве с М.Н. Имехеновым), в 1940 г. - " Грамматика калмыцкого языка" и "Синтаксис бурят-монгольского языка", в 1941 г. - "Грамматика бурят-монгольского языка". Ту же линию исследований продолжают многие статьи Г"Д.Санжеева (такие, как "Залоги в монгольских языках" и др.), его докторская диссертация "Синтаксис глагола в монгольских языках" (1948 г.), написанные им разделы коллективной " Грамматики бурятского языка" (1962 г.), а также очерки " Современный монгольский " (1959 г.) и " Старописьменный монгольский язык" (1964 г.).

Многие положения, выдвинутые Гармой Данцарановичем в этих работах, приняты современным монголоведением. Особенно большой вклад он внес в изучение синтаксиса предложения и системы глагола монгольских языков. Эти труды Г.Д. Санжеева имеют не только научную ценность. Они послужили теоретической основой для преподавания родного языка в школах Бурятской и Калмыцкой АССР и Монгольской Народной Республики.

Другую линию научной деятельности Г.Д. Санжеева представляют сравнительно-исторические исследования в области монгольских и, шире, алтайских языков. Это направление, безусловно, является ведущим для него как языковеда"

В аспирантуре он изучал лексические соотношения монгольского и маньчжурского языков, в результате чего появилась статья "Маньчжуро-монгольские языковые параллели" (1930 г), содержащая богатый языковой материал и серьезные, не потерявшие и сейчас своей значимости выводы о путях проникновения слов одного из сравниваемых языков в другой. Немало исторических наблюдений и этимологии в предвоенных-грамматических монографиях Г.Д. Санжеева. Но полностью он посвящает себя сравнительно-историческому изучению монгольских языков после войны, особенно после лингвистической дискуссии 1950 г., активным участником которой он был. Обращение Г.Д. Санжеева к сравнительно-историческим исследованиям было вызвано также его участием в работе Института востоковедения АН СССР (с 1951 г.), где он возглавил сектор Кореи и Монголии, позднее - сектор дальневосточной филологии и сектор тюрко-монгольских и дальневосточных языков. С 1954 г. Г.Д. Санжеев полностью переходит в Институт востоковедения,

Продолжая исследования академика Б.Я.Владимирцова, Гарма Данцаранович издает в 1953 и 1964 гг. свой главный лингвистический труд - двухтомную " Сравнительную грамматику монгольских языков" . О значении этой грамматики можно сказать словами акад. Л. Лигети: она является " первой работой, которая в такой широкой перспективе трактует все существенные вопросы монголистики" Л" 133/.

В своей " Сравнительной грамматике" Г.Д. Санжеев предлагает новую классификацию монгольских языков и диалектов (наиболее подробно разработана им классификация диалектов бурятского языка), высказывает гипотезу о существовании единого (хотя и разделенного на диалекты) монгольского языка вплоть до XIII в., показывает процесс выделения современных монгольских языков (связывая начало этого процесса с распадом империи Чингисхана). Тем самым он вносит важные коррективы в наше представление об общем ходе становления современный монгольских языков.

Г.Д.Санжеев обнаруживает древнейший перелом гласного i, предшествовавший двум другим переломам этого гласного, и уточняет их хронологию (первый перелом он относит к VIII-X вв., второй - к X-XII вв., третий - к XIV-XV вв.). Связывая эти процессы с развитием аффрикат, он рисует картину фонетической эволюции монгольских языков, значительно более детальную, чем та, которая была известна до него.

Впервые в монголоведении он подробно исследует систему именного словоизменения (а также приименные служебные слова), чему посвящена половина первого тома, и систему глагола, чему посвящен весь второй том. На широком материале (привлекаются все монгольские языки в той мере, в какой они изучены) Г.Д.Санжеев рассматривает именные и глагольные формы с точки зрения их образования и значения, выявляя общие тенденции в развитии и различия, существующие между монгольскими языками. При этом особое внимание уделяется глагольным формам, в системе которых наиболее отчетливо проявляются различия между монгольскими языками.

Наконец, в своей работе Г.Д. Санжеев делает вывод о малой вероятности исконного родства монгольских языков с тюркскими и тунгусо-маньчжурскими. Позднее (в главе, написанной им для второго тома четырехтомника " Языки народов Азии и Африки" ) эта мысль получает дальнейшее развитие и аргументацию.

В Целом "Сравнительная грамматика" Г.Д" Санжеева - это обобщающий труд, подводящий итог сравнительно-историческому изучению монгольских языков в предшествующие годы и создающий исходную базу для дальнейших углубленных исследований. Завершив этот труд, Гарма Данцаранович со свойственной ему неиссякаемой энергией и целеустремленностью идет дальше и избирает для себя одну из наиболее актуальных и трудных задач современной исторической монголистики - создание этимологического словаря. Работа эта, начатая несколько лет назад, еще не завершена, но уже сейчас можно сказать, что она будет иметь большое значение для исторической лексикологии монгольских языков и для решения алтайской проблемы.

Г.Д. Санжеев широко известен не только как автор многочисленных исследований. Он ведет также большую педагогическую и научно-организационную работу. Заведующий кафедрой монгольского языка в Московском институте востоковедения, декан дальневосточного факультета Института востоковедения, заведующий сектором Института востоковедения АН СССР, заместитель главного редактора журнала " Вопросы языкознания", профессор Московского государственного университета - таков неполный перечень постов, занимаемых Г.Д. Санжеевым в разное время. Многие монголисты прошли аспирантуру у Гармы Данцарановича. Еще больше монголистов (и не только монголистов) считают себя его учениками. Их можно встретить в Москве и в Ленинграде, в Бурятии и в Калмыкии, в Монголии и в других странах.

Заслуги Г.Д. Санжеева получили широкое признание в Советском Союзе и за рубежом. Он награжден орденом "Трудового Красного знамени", является заслуженным деятелем науки и техники Бурятской АССР, почетным членом Венгерского общества ориенталистов имени Чома де Короши. Ему присвоено почетное звание " иностранного профессора" Института языка и литературы АН МНР.

http://altaica.narod.ru/personalia/sanzheev.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:06 +0000     Ответить с цитатой

Галсан Гомбоев (1818-1863)

Галсан Гомбоев был современником и наставником первого бурятского ученого Доржи Банзарова. Он родился в 1818 г. в Селенгинске. Светского образования не имел. Происходил он из казачьих детей 5-й сотни Атаганова полка. В 1829 г. был посвящен в хувараки (ученик ламы) и в течение последующих 12 лет дослужился до гецула, умел читать и писать по-монгольски и по-тибетски, знал и русскую грамоту.
По просьбе ректора Казанского университета Лобачевского был командирован в Казань, где в течение 14 лет принимал активное участие в учебной работе 1-й Казанской гимназии, Казанского университета и Казанской духовной академии. После его переводят в Петербург, где он свою большую учебно-педагогическую работу удачно сочетает с научно-исследовательской. Он был избран членом-корреспондентом восточного отделения императорского археологического общества. Именно в трудах восточного отделения археологического общества были опубликованы основные работы Галсана Гомбоева, которые принесли ему известность в научном мире. В его трудах рассматривались вопросы истории, филологии, религии и этнографии монголоязычных народов.
В 1857 г. Г. Гомбоев как крупный знаток жизни и быта монгольских народов написал работу “О древних монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано Карпини”. Он также работает над монгольской летописью “Алтан Тобчи”. В 1858 г. им был опубликован текст и полный ее перевод.
Другая работа Гомбоева - “Шидди-Кур” - представляет собрание монгольских сказок. Этот перевод был сделан Гомбоевым по поручению отделения Русского географического общества в 1862 г. Особо следует отметить его интерес к фольклору, загадкам, пословицам, сказкам, эпическим сказаниям - устному народному творчеству монгольских народов. Своими научными трудами Галсан Гомбоев оставил заметный след в отечественном монголоведении.


http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:10 +0000     Ответить с цитатой

Ринчен Номтоев (1821-1907)

Ринчен Номтоев известный бурятский филолог-монголист, писатель, переводчик, Ринчен Номтоев родился в 1821 г. в селе Эрхирик Заиграевского аймака Республики Бурятия.
В 1857 г. был назначен настоятелем Тугну-Галтаевского дацана. Неся службу в этой должности, Р. Номтоев в 1859 г. организовывает при дацане приходское училище, выдержав аттестацию на право быть учителем. В 1889 г. Ринчен Номтоев был принят в действительные члены Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.
Ринчен Номтоев написал лингвистические работы по монгольскому, а также тибетскому и русскому языкам. Его работы по монгольскому языку имеют теоретическую и практическую направленность. Работы же в области тибетского и русского языков в основном преследуют практическую цель. Они обращены к бурятам, знающим монгольскую письменность и которые хотят овладеть еще тибетским и русским языками.
Р. Номтоеву принадлежат “Самоучитель”; русско-монгольский словарь, составленный им, содержит около 7000 слов и выражений, расположенных по алфавиту. Также ему принадлежат крупные переводы сочи¬нений тибетских авторов и обширные комментарии к ним.
Благодаря переводам Р. Номтоева, буряты познакомились с произведениями Нагарджуны, Гунга-Чжалсана, Бодоба, с индийскими и тибетскими сказками, легендами и баснями.



http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:11 +0000     Ответить с цитатой

Галсан –Жимба Тугулдуров (1808 -)

Г-Ж. Тугулдуров относится к тем бурятским деятелям, ко¬торые получили восточное, или буддийское образование и создавали свои труды на монгольском и тибетском языках. Г-Ж. Тугулдуров происходил из агинских бурят хуацайского рода. В 1858 г. он занял трон ширетуя Агинского дацана. В 1867 г. Г-Ж. Тугулдуров, ставший ученым в пяти науках, сочинил книгу «Основы астрономии», перевел с тибетского на монгольский язык много различных книг философского и художественного содержания. Важнейшей его работой являлся тибетско-монгольский словарь “Светильник, разъясняющий значение слов грамматики”.
Этот словарь был одним из первых в Бурятии тибетско-монгольских словарей. Известно, что в лексике бурятского языка имеется значительное количество слов тибетского происхождения, претерпевших некоторые фонетические и семантические изменения. Описываемый труд Г-Ж. Тугулдурова содержит 20 тыс. слов-гнезд, наиболее употребительных слов, терминов и словосочетаний.
Необходимо подчеркнуть, что издание работ Галсан-Жимбы Тугулдурова, крупного бурятского деятеля - ученого середины XIX в., (прежде всего тибетско-монгольского словаря) будет иметь важное научное и практическое значение.

http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:12 +0000     Ответить с цитатой

Гэлэг- Жамсо Цэбэгэй (Мархаа дооромбо) (1869-1940)

Родился в 1869 г. в Джидинском аймаке в семье Мархая Раднаева, крупного знатока монгольской литературы. В течение нескольких лет Гэлэг-Жамсо изучал философию (тантризм) в монастырях Тибета. Переводил с тибетского языка на монгольский буддийскую литературу на основании источников на санскрите и тибетском языке,
Г-Ж. Цэбэгэй готовил оригинальные сочинения - художественные и исторические труды, биографии буддийских деятелей. На монгольском языке имеется его сочинение "Повесть о Молон-тойне".
Известно, что Дооромбо-лама Г-Ж. Цэбэгэй принимал активное участие в строительстве Петербургского буддийского храма. С 1923 г. начинается "монгольский период" деятельности Гэлэг-Жамсо. Спасаясь от преследований органов НКВД, он тайком уехал в Монголию. Там он стал одним из организаторов академической науки Монголии в начале 20-х гг. Возглавлял отдел традиционной вычислительной математики и геометрии.

http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:13 +0000     Ответить с цитатой

Алексей Бобровников (1822-1865)

Алексей Бобровников родился в 1822 г. в Иркутске. Ученый – монголовед.
Наряду с монгольским и калмыцким языками он интересовался и вопросами фольклора, народных эпических произведений монгольских народов. Он был первым исследователем калмыцкого эпоса "Джангар". Высоко оценена его работа «Грамматика монгольско-калмыцкого языка», изданная в Казани в 1849 году.

http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:16 +0000     Ответить с цитатой

Матвей Хангалов (1858-1918)

Из исследователей-бурятоведов, внесших значительный вклад в развитие дореволюционного бурятоведения и монголоведения, в первую очередь следует назвать Матвея Николаевича Хангалова, собирателя бурят-монгольского фолькло¬ра, автора многих фольклорных и этнографических работ. Он родился в улусе Закулей Унгинского ведомства Иркутской губернии. Начальное образование получил в Балаганском инородческом училище, продолжил образование в Иркутской учительской семинарии. Уже в семинарии Хангалов проявил интерес к фольклору и этнографии своего народа. После окончания семинарии учительствовал в Бильчирском училище. Работу сельского учителя соче¬тал с многогранной деятельностью краеведа-собирателя и исследователя.
Первой заметной работой М. Н. Хангалова была статья “Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии”, опубликованная в 1888 г. в “Известиях” Восточно-Сибирского отдела Русского географи¬ческого общества. За заслуги по сбору и публикации бурятских фольклор¬ных и этнографических материалов, М. Н. Хангалов был при¬нят в члены Русского географического общества. Имя его, как собирателя бурятского фольклора, становится известным в научном мире.
Учитель М. Н. Хангалов активно выступал за просвещение народа, за развитие школьного дела. И по этим проблемам писал статьи и обращения в соответствующие директив¬ные органы власти. Начав педагогическую деятельность в 1876 г., М. Н. Хангалов не прерывал ее до конца своей жизни, совмещая будничную работу в школе с глубокими научными изысканиями. Он в числе немногих бурят-интеллигентов посвятил свои лучшие годы подвижническому труду по просвещению своего народа.

http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:17 +0000     Ответить с цитатой

Раднажаб Бимбаев (1874-1921)

Раднажаб Бимбаев, по словам его сына, академика Монголии Ринчена Бимбаева, родился в 1871 г., вблизи речки Бура в районе города Троицкосавска (Кяхта). После окончания Субукто-Харьятской русско-бурятской начальной школы он поступил в четырехклассное Троицкосавское городское училище, которое окончил с похвальным листом. Затем в течение пяти лет обучался в Ургинской школе переводчиков и толмачей, открытой в 1865 г.
По окончании школы Бимбаев был включен в состав научно-исследовательской экспедиции доктора Д. Заболотного, направленной в Восточную Монголию. С 1899 по 1915 годы Р. Бимбаев служил старшим переводчиком в Кяхтинском пограничном комиссариате. В 1913 г. Р. Бимбаев издал “Русско-монгольский словарь разговорного языка халхаского наречия”, который содержал 15 тыс. слов. А в 1916 г. в Иркутске был издан “Монголо-русский словарь” (8 тыс. слов), снабженный правилами грамматики и правописания.
Р. Бимбаев подчеркивал важность знаний. Сохранилось его обращение, в котором говорилось: “Дорогие друзья! Неграмотному человеку жить будет в дальнейшем трудно. Родители! Не копите для детей богатства. Его можно легко истратить. Зато человек, познавший науку, словно обрел драгоценность, и все его желания будут выполнены. Один грамотный человек стоит десяти неграмотных. Первое богат¬ство - наука, среднее богатство - дети и последнее богатство - скот. Украшай себя знаниями, но не красивым одея¬нием. Если родители не обучают детей с малых лет, то они совершают большую ошибку”.

http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:17 +0000     Ответить с цитатой

Базар Барадин (1878-1938)

Базар Барадин родился в 1878 г. в Агинском аймаке, в семье, где он был старшим из одиннадцати детей. В конце в 1895 г. он выехал в Санкт-Петербург и поступил в гимназию. В 1900 г. побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Франции, сопровождая богатого бурятского купца в качестве переводчика. В 1901 г. Базар Барадин поступает на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре он переходит на санскритское отделение факультета восточных языков и обучается под непосредственным руководством академика С. Ф. Ольденбурга и профессора Ф. И. Щербатского.
Базар Барадин еще студентом включился в общественно-политическую деятельность, принимал участие в национальном движении бурятского народа, выступая за предоставление бурятам национального самоуправления, развитие самобытной бурятской культуры. Он являлся одним из энтузиастов «обновленческого» движения в буддизме, ставившего задачу синтезировать философско-психологические и этические учения буддизма с теорией социализма и тесно увязать их с достижениями европейской культуры.
Когда в 1923 г. образовалась Бурят-Монгольская АССР, Б. Барадин стал первым наркомом просвещения республики, а в 1925 г. - первым Председателем Бурят-Монгольского ученого комитета.
Питомец Санкт-Петербургского университета профессор Б. Барадин, знаток тибетского и монгольского языков, сан¬скрита и ряда европейских языков, работавший в этом университете лектором восточных языков, преданно служил делу и интересам родного народа. Он активно занимался его просвещением и культурой, стал крупным писателем, организатором науки и ученым-исследователем.

http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:18 +0000     Ответить с цитатой

Михаил Богданов (1878-1920)

Михаил Николаевич Богданов является выдающимся представителем дореволюционной бурятской интеллигенции, ученым, общественным деятелем и публицистом. В 1898 г. он окончил Казанский учительский институт. Незаурядные способности, жажда знаний и стремление получить всестороннюю подготовку привели его в Томский, а позже в Петербургский, Берлинский и Цюрихский университеты. После февральской революции 1917 г. М. Богданов - председатель Временного организационного комитета, председатель Забайкальского областного комитета общественных организаций, председатель областного комитета общественной безопасности, председатель Бурятского национального комитета, депутат Всероссийского Учредительного собрания.
М. Н. Богданов является основоположником исторического бурятоведения, автором около 50 научных трудов, многочисленных журнально-газетных работ публицистического плана. Он первым из ученых попытался составить научную историю Бурятии, о чем свиде¬тельствуют его работы о прошлом бурятского народа, о тесных этнических, культурных и политических связях с монголами, о характере и историческом значении присоединения Бурятии к России, о влиянии русского народа на бурят. Основные положения и выводы ученого представляли шаг вперед в общественной мысли того времени и не утратили своего значения и поныне.

http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:19 +0000     Ответить с цитатой

Цыбен Жамцарано (1881-1942)

Цыбен Жамцарано родился в 1881 г. в семье зайсана (старосты) Хойто-Агинского родового управления. Начальное образование получил в Читинском трехклассном училище. Затем обучался в Санкт-Петербурге, в гимназии, осно¬ванной П. Бадмаевым. Однако из-за конфликта, вызванного попыткой принудить его к принятию православия, был вынужден оставить гимназию. В 1898 г. Цыбен поступил в Иркутскую учительскую семинарию, которую окончил в июне 1901 г. После он поступает в Петербургский университет.
Начиная с 1905 г. статьи, научные сообщения и доклады Цыбена Жамцарано, отчеты о командировках-экспедициях, а также тексты собранных фольклорных материалов довольно широко публикуются в разных изданиях. В 1911 году он был назначен советником Российского консульства в Урге, одновременно исполнял обязанности советника по вопросам образования в монгольском правительстве Богдо-гэгэна.
Цыбен Жамцарано успешно выступал в качестве автора научно-популярных книг. Им были написаны и изданы в Монголии книги о строении Вселенной, происхождении жиз¬ни на Земле и т. д. Ц. Жамцарано подчеркивал позитивную роль буддизма в национальной консолидации бурят-монголов. Он верил в возрождение былого единства монгольских народов, подчеркивал роль языка, письменности и культуры в их консолидации.
После победы народно-демократической революции в Монголии Ц. Жамцарано входил в руководящий состав монгольского правительства и народной партии. Работал товарищем (заместителем) министра внутренних дел, членом Экономсовета, Совета Госбанка, ученым секретарем Комитета наук Монголии, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП.
С 1932 по 1937 г. Цыбен Жамцарано работал в Институте востоковедения АН СССР в Ленинграде. В эти годы он проявил себя как крупный ученый-исследователь. Признавая заслуги ученого, Президиум Академии наук СССР присвоил Ц. Жамцарано ученую степень доктора филологических наук. Цыбен Жамцарано является первым бурятским доктором наук и профессором, членом-корреспондентом Академии наук СССР.

http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:20 +0000     Ответить с цитатой

Вандан Юмсунов (1823 - )

Вандан Юмсунов является автором знаменитой летописи «История происхождения одиннадцати хоринских родов» (1875 г.). Родился он в 1823 г. в Aгинске. Когда семья переехала в Кижингу, Вандан поступил в школу, открытую английскими миссио¬нерами, где преподавались арифметика, алгебра, геометрия, латынь, английский, старомонгольский и тибетский языки. Учился блестяще и окончил школу с отличием. После окончания школы был принят на работу в канцелярию Хоринской степной думы в качестве писаря.
Вскоре родичи избрали Вандана родовым «головою», шуленгой. В этих должностях он работал продолжительное время и пользовался большим авторитетом среди населения.
Его перу принадлежат также труды по поездке хоринцев к Петру Первому, о династии Романовых, несколько исторических очерков. Летопись Вандана Юмсунова “История происхождения одиннадцати хоринских родов” написана на основе многочисленных источников, на летописных работах и архивных документах. Это самая крупная бурятская летопись, написанная прекрасным литературным языком. Данная работа впервые опубликована в 1935 г. на старомонгольском языке, в 1940 г. ее издали на русском языке.


http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-burjatii/kratkaja-informacija-o-burjatii/vydajushchiesja-lichnosti-respubliki-burjatija/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:21 +0000     Ответить с цитатой

Ринчен Бямбын
Ринчен Бямбын (1905-1977) - монгольский писатель, ученый. Исторический роман «Заря над степью» (кн. 1-3, 1951-55), сборник стихотворений «Цветок невесты» (1956), рассказы, научно-художественные книги, посвященные историческому прошлому монголов. Труды в области лингвистики, истории.

http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-mongolii/vydajushchiesja-lichnosti/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:48 +0000     Ответить с цитатой

Вампилов Андрей Романович

Один из первых архитекторов Бурятии. Родился в 1915 году. Участник Великой Отечественной войны, воевал на Калининградском, Белорусском фронтах. В 1946 г. окончил Восточно - Сибирский технологический институт, работал в управлении капитального строительства Улан - Удэнского ПВЗ. С 1951 г. работал архитектором, главным архитекто­ром института "Бурятгражданпроект". За эти годы по его проектам построены многие здания, пред­ставляющие большое градостроительное значение, в том числе стадион им. 25 - летия Бурятской АССР, административные здания Верховного Совета и Совета Министров, Геологоуправления, мастерских Союза художников, мясомолочного техникума, проведена реконструкция зданий на площади Советов, гостиницы "Байкал", Дворца культуры ЛВРЗ, физиополиклиники. Под его руководством выполнялись проекты новых микрорайонов в Октябрьском, Железнодорожном районах города, велась застройка улицы Борсоева, проспекта Победы. После выхода в 1992 г. на пенсию Андрей Романович продолжал работать в архитектурно - проектной мастерской "Улан - Удэархпроект", проектировал объекты комплекса Центрального духовного управления буддистов. Является членом Союза архитекторов России, заслуженным инженером Бурятской АССР. За проектирование уникальных зданий в г. Улан - Удэ его имя занесено в Большую советскую энциклопедию. Вампилов А.Р. - кавалер орденов Отечественной войны, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, награжден медалями "За отвагу", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", Почетными грамотами Республики Бурятия. Проживает в г. Улан - Удэ.

http://www.ulan-ude-eg.ru/about/pochet/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 23.11.09, 11:55 +0000     Ответить с цитатой

Тулохонов Арнольд Кириллович, 1949 г.р., образование высшее, в 1971 году окончил Иркутский государственный университет.
С 1971г.по 1975 г работал в системе Минцветмета СССР в г.Чита.
В 1975 году избран на должность младшего научного сотрудника Геологического института БФ СО АН СССР, в 1978 г. переведен на должность ученого секретаря программы «Цветные металлы Бурятии», входящей в состав программы «Сибирь».
С 1987г – заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений Бурятского обкома КПСС, затем заведующий отделом.
С 1988г. заместитель председателя Президиума Бурятского научного центра СО АН СССР, с 1991г.директор Байкальского института рационального природопользования СО РАН, с 1998г. директор Байкальского института природопользования СО РАН.
В 1976 г Тулохонову А.К.присуждена ученая степень кандидата географических наук, в 1988г. - доктора географических наук, в 2003г он избран членом-корреспондентом РАН.
Тулохонов А.К.- специалист в области геоморфологии, палеогеографии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, автор и соавтор 180 научных публикаций, в том числе 15 монографий и 5 изданных географических карт.
С началом строительства БАМ он принял активное участие в выполнении правительственного задания по изучению геоморфологических и сейсмотектонических условий Северного Прибайкалья и в составлении крупномасштабных геоморфологических и инженерно-геологических карт..
В настоящее время основная научная деятельность Тулохонова А.К. посвящена решению эколого-экономических проблем Байкальского региона, он активно участвовал в разработке Закона о Байкале.
Тулохонов А.К. один из организаторов крупных международных конференций «Человек у Байкала», «Байкал – Мичиган», «Байкальский регион как мировая модельная территория устойчивого развития», «Живые озера».
Как член Правительственной комиссии Российской Федерации по Байкалу, советник Президента Республики Бурятия и председателя Народного Хурала по экологическим вопросам Тулохонов А.К. выполняет большую научно-организационную работу. Он является членом Ученого Совета Русского географического общества, директором Международного центра по проблемам социальной экологии Байкальского региона.
Тулохонов А.К. является Лауреатом премии Ленинского комсомола
Его научная деятельность отмечена медалью «За строительство БАМа» (1985г), орденом Почета (2000г) Почетными грамотами Правительства Республики Бурятия, РАН и СО РАН. Он удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (1996г), лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области науки (2003), имеет благодарности Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя Государственной Думы Российской Федерации.

http://www.ulan-ude-eg.ru/about/pochet/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Шэнжэлхэ ухаан болбосорол Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Страница 5 из 8

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах




Рейтинг@Mail.ru