BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Критика Тибета и тибетского буддизма /статья
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 26.12.07, 01:17 +0000     Критика Тибета и тибетского буддизма /статья Ответить с цитатой

Предлагаю обсудить статью, написанную неким Михаилом Санниковым под псевдонимом "Лама Тензин Докшит"
http://www.buddhist.ru/board/showthread.php?t=9820


Тибет умер – да здравствует Дхарма!
Статья Лама Тензин Докшит. Лама Тензин Докшит
Тибет умер – да здравствует Дхарма!


Размышления о прочитанном.

На это размышление меня подтолкнула книга «Тибет под властью коммунистического Китая -50 лет, изданная в 2001 г. в Дхарамсале. Не могу судить о достоверности приведенных в ней сведений, но она написана тибетцами о своей родной стране. Думаю, у них были все основания для написания и издания этой книги, как и вся необходимая информация. После прочтения возникает: первое – чувство негодования по поводу действий китайцев; второе – появляется легкое недоумение в поведении тибетцев, переходящее в жестокое разочарование.
Тибетские авторы утверждают, что Тибет был независимой, суверенной страной с 1913 по 1950 гг. и приводят в качестве аргументов невнятные документы о договорах и соглашениях между тибетским правительством и другими странами: Британской Индией, Ладакхом, Непалом, Монголией, Китаем. Но все эти документы не более, чем расписки двух полупьяных соседей по дачным участкам. Переписка с представителями разных держав – тоже не доказательство. Переписываться можно с кем угодно. Посещения страны путешественниками, миссионерами, членами военных и торговых экспедиций тоже не могут служить доказательством.
Государство должно иметь хотя бы карту собственных территорий с четко обозначенной границей. Карты с собственными границами тибетское правительство получило от англичан, - тибетцы не способны были самостоятельно определить их.
Государство должно самостоятельно решать все свои проблемы и не использовать для этого чужую военную силу. Далай-лама стал светским правителем «Тибета» благодаря поддержке монгольских сабель, и даже сам титул ему подарил монгольский хан. Тибетцы всегда использовали чужое оружие и силу для решения вопросов с соседними странами. Когда это было невозможно, они чаще всего терпели поражение. Не решив проблему военным способом, они начинали вести длинные и нудные переговоры, используя религиозный авторитет некоторых высших лам.
Государство должно иметь собственную валюту и систему налогообложения. Собственной валюты у Тибета не было до 1792г., вместо них использовались монеты Непала, на некоторых делались тибетские надписи (а бумажные тибетское правительство ввело только в 1890г.). По поводу налогов – тибетцам повезло с религией и климатическими условиями: религия призывала вести умеренный образ жизни и помогать другим, а с климатом в бедной стране и население бедное, - что с них брать. По утверждению многих путешественников, до сер. ХХ в. не было особых различий между богатыми и бедными тибетцами [см.: Тибет под властью коммунистического Китая – 50 лет, 2001:153]. И то, что тибетское правительство назначало правителей в какие-то местности (округа, провинции) и собирало налоги с населения, не говорит о системе налогообложения. Было бы достаточно трудно при отсутствии хороших дорог, связи и честности чиновников собрать налоги со всего населения. Налогами облагались жители больших городов и более мелких населенных пунктов, но как эффективно обложить налогом кочевников? Даже провести достоверную перепись населения и то в таких условиях почти невозможно.
Государство должно иметь собственные вооруженные силы и полицию для поддержания порядка и соблюдения законов. Все это существовало в Тибете даже не в зачаточном состоянии, а скорей в стихийно-спонтанном, как в любом государстве, власть в котором основана на авторитете правителя. Отсюда – постоянные интриги и заговоры, как среди членов правительства, так и богатых и влиятельных людей. Для военных и полицейских целей иногда (читай всегда) использовались монахи, и, кстати, монахи же чаще всего являлись и зачинщиками беспорядков.
На момент китайского вторжения в Тибет, собственно, что же было этим Тибетом? Две провинции – Амдо и Кхам – контролировались китайцами задолго до 1949г. Тибетская армия не могла оказать не одному из внешних врагов какого-либо серьезного отпора. Хотя иногда даже без помощи монголов и маньчжуров одерживала победы. В таком случае сказывался или большой численный перевес над противником, или приходили на помощь погодно-климатические условия, непривычные для противника. Обратим внимание на природную трусоватость тибетцев, и станет понятно, откуда у них столько генералов и героев. Генералов без армии, героев без подвигов. Нет, конечно, не все генералы были без армий, у некоторых был случай покомандовать, а у кого даже не один. Безрассудные люди встречаются не только среди тибетцев, правда, они у других народов не называются героями. Любого, даже самого трусливого, можно довести до состояния берсерка. То же самое относится и к министрам без министерств.
Могут возникнуть подозрения, что я предвзято отношусь к моральным качествам тибетцев. Привожу «авторитетное мнение», опираясь на знаменитую книгу «Тибет: политическая история» цепона (секретаря по финансам) тибетского правительства в 1930-1950гг. В.Д. Шакабпы. Не буду приводить многочисленные цитаты из всей книги, коротко своими словами: Все высшее духовенство, включая всех далай-лам, при малейшей угрозе их личной безопасности – делало ноги, просто пускаясь в бега, благо – бегать, было где, иногда за границу: в Китай, Монголию, Индию. В случае каких-либо конфликтов, и внутри страны, и на ее границах, тибетское правительство или далай-лама, мотивируя свои действия заботой о народе, во избежание лишнего кровопролития, старалось заключить какое-либо мирное соглашение, пусть даже убыточное для страны. Не решить проблему, а спрятать ее под благопристойным мирным соглашением. Среди тибетских политиков едва ли найдется более двух-трех человек, которые бы отличались государственным умом и политической дальновидностью. Большинство политиков занималось не государственными делами, а интригами для получения богатства и власти. Из далай-лам только V и XIII оставили какой-либо заметный след в упомянутой злополучной политической истории Тибета.
Часто говорят и пишут о высоком уровне образования тибетских лам, об их духовной реализации, глубоком постижении Сутры и Тантры. Но один простой вопрос: а где эти ламы? Когда их страну оккупировали китайцы, англичане, сикхи, гуркхи и те же монголы, что делали эти ламы? Чему учили эти ламы своих монахов, когда строили интриги против таких же высокообразованных и духовно-реализованных лам, когда вели своих монахов на штурм чужих монастырей и захват чужих земель?
Для получения посвящения в простые монахи ничего не надо, разве что родственники принесут немного еды, одежды, денег. В известном тибетском афоризме утверждается следующее: «Если человек обладает знаниями, то путь к золотому трону Гадена (символизирующему высшее положение в иерархии школы Гелуг) открыт для него». Современная официальная тибетская историография вторит ему, заявляя, что тибетская монашеская система действительно обеспечивала широкую социальную мобильность: «Подавляющее большинство монахов… - это выходцы из простонародья, часто из заброшенных деревень Кхама и Амдо: это потому, что в монастырях предоставлялись равные возможности всем занять любое положение, в зависимости от учености». [Тибет под властью… 2001:154]. Однако, по словам Г.Ц. Цыбикова, посетившего Центральный Тибет в ходе экспедиции 1899-1901гг., для получения образования и ученой степени, весомость кошелька претендента, на образованность и ученость, имела отнюдь немаловажное влияние. «…Сколько бы образован ни был монах, он не получит ученой степени, пока не сделает пожертвований. Следовательно, добродетель и ученость измеряются там количеством пожертвований…» [Цыбиков 1991:18]. Таким образом, можно было получать ученые звания, ну а почетные титулы и звания можно было получить и бесплатно (будут дарованы) в зависимости от уровня реализации в искусстве интриг и заговоров.
«Монастыри осуществляли религиозные функции для государства, но в значительной большей степени были школами, университетами, центрами искусства, ремесел, медицины и культуры» [Тибет под властью… 2001:154], но, опять но – где те, кто окончил эти школы, университеты, центры искусства, ремесел, медицины и культуры? Чему учились студенты этих заведений, где использовались эти знания? И что реально можно сделать с этими знаниями? По свидетельству Г.Ц. Цыбикова, в Тибете строительством храмов и монастырей, их внутренним убранством занимались непальские мастера. Торговлей – китайцы, непальцы, кашмирцы [Цыбиков 1991:11-12]. Огородничеством – китайцы. Скотоводством – монголы.
В Тибете в н.XX в. был большой недостаток астрологов – репрессировали целый монастырь из-за сотрудничества с китайскими властями. В тоже время, тибетское правительство остро нуждалось в переводчиках с английского языка, и предпринимались две попытки открытия английских школ, но обе попытки закончились бойкотом со стороны монахов и их закрытием: монахи сочли эти школы угрозой буддийской вере и образованию. Имела место также нехватка медицинских специалистов и лекарств, как результат - малая продолжительность жизни и высокий уровень детской смертности. Несколько далай-лам умерло в младенчестве или скоропостижно от банальной простуды. А где хваленая тибетская медицина с тонким знанием «энергетики» человека? В свое время в Тибет приезжали два миссионера-капуцина, жили в Лхасе в 1707-1711 и 1716-1745гг., занимались медицинской практикой, причем именно медицинские знания были гарантией их безопасности. Тибетцы лечились у них, говорили спасибо, но веры не меняли. Монахи вновь протестовали против их деятельности, и в результате в отсутствии тибетских прозелитов лхаская католическая миссия была закрыта вместе с медицинским центром [Шакабпа 2003:158].

После внимательного прочтения книги цепона Шакабпы, многие заявления современных западных авторов о тибетцах, кажутся издевательством над здравым смыслом. Например, в своем введении к английскому переводу издания «Легенды о великой ступе Джарунхашор», К.Доуман [1997] пишет: «Тибетцы, что ныне беженцы в Индии, сохраняют живую традицию буддизма Ваджраяны. Их мировоззрение уникально в эпоху, когда влияние западного рационализма, проникая всюду, меняет жизнь людей… Та же умудренная опытом веков вера… сегодня дает тибетскому народу силу жить в душевном мире и удовлетворении, которые почти неизвестны обществу в промышленно развитых странах». В то время как западная наука дала человеку возможность разрабатывать и манипулировать материальным окружением для решения вечных проблем пропитания, жилища, одежды, культура Страны Снегов нацеливает человека «…на гармонизацию элементов его собственной личности, на переключение внутреннего сострадания, проистекающего из этой гармонии, на опыт внешнего бытия с простой чувственной заботливостью и спонтанным и непрерывным диалогом» [Доуман, 1997]. Но это – нацеливание без прицела. И единственное, что удалось выжать из этого внутреннего сострадания – это «чувственная заботливость» и постоянный, непрерывный приступ словесной диареи. Говорить, говорить, говорить – неважно с кем, неважно о чем. Есть история: одного старого еврея, молящегося у Стены Плача каждый день утром, в обед и вечером, спросили, о чем он просит Бога, и каков результат его молитв. И тот старый еврей отвечал: «Вы знаете, такое чувство, как будто я разговариваю со стеной». При всем своем глубинном взгляде и обширном видении-воззрении, тибетские ламы не поняли за полвека и до сих пор, что их переговоры – это тоже переговоры со стеной, с Великой Китайской Стеной.

Доуман продолжает: «Открытый ум, способный интуитивно разрешать парадоксы, освобождается от узкой колеи двойственного суждения… Критический интеллект усиливает эгоистический подход, а ритуальное многократное повторение текста нейтрализует его». Но мы видим, что огромное количество текстов, - священных текстов, не привело абсолютное большинство слушателей и читателей к желаемому результату – Пробуждению, пониманию окружающей реальности, не избавило от привычных стереотипов поведения и наивного взгляда на природу, не помогло обуздать духовные силы и гармонизировать бытие на благо всех. Какой смысл говорить о благе всех, если даже тем, кто рядом, не стало лучше? Может быть, как раз отсутствие критического взгляда и сказалось на гипертрофированном развитии эго.
Исключительно благодаря эгоизму, тибетцы не могут договориться между собой, не то что с другими народами, не обладающими столь же уникальным мировоззрением. Именно душевный мир и удовлетворение породили большое число психических заболеваний среди тибетцев, когда они столкнулись с другим, обыденным и материалистическим мировоззрением. Может быть, китайские коммунисты и плохо разбираются в буддийской философии, но зато очень хорошо понимают принцип недвойственности – тибетцам и китайцам не ужиться на одной территории. Поэтому они планомерно уменьшают количество тибетцев и увеличивают количество китайцев. Мировоззрение, построенное на легендах – это мировоззрение построенное на пренебрежении к фактологии, а философия, описывающая различные видения, не может быть философией. «Наша жизнь – путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя – и все останавливается. Цель утрачена, и сил как небывало» - эти слова В.Гюго как нельзя лучше говорят, чем должна быть философия, претендующая на то, чтобы зваться эффективной.
Во многих популярных книгах по буддизму говорится, что, практикуя Дхарму, человек становится бесстрашным, и, понимая все вещи такими, каковы они есть, становится способным быстро принимать правильные, верные решения, становится сострадательным ко всем живым существам и, не щадя собственной жизни, помогает другим. Во время тибетского восстания 1959г. отсутствие этих качеств у лидера тибетцев привело к его поражению. Да, он остался сострадательным, да, живым и соответственно – мудрым, поскольку сбежал подальше от бедствий собственного народа; да способным принимать быстрые решения, создав прямо по дороге в Индию свое «Правительство в изгнании». Потеряв страну и народ, он сохранил свой статус и свиту-правительство. Следом за ним ломанулись столь же сострадательные и мудрые, а из 6117 монастырей – еще по одному монаху, остальные не успели. «Человек, способный променять малую толику свободы на безопасность, недостоин ни того, ни другого» - так говорил один из Отцов-основателей сильнейшего на сегодняшний день государства – Б.Франклин.
В.Д.Шакабпа в заключении своей книги [2003:341] говорит о причинах, которые привели Тибет к государственному кризису:
1.Мир не знал об исторических основаниях независимости Тибета.
2.Мир не имел точного представления об истинном характере отношений « священник – покровитель» между сакъяскими ламами и монгольскими ханами, а позднее – между далай-ламами и маньчжурскими императорами.
3.Политика британского правительства Индии и маньчжурского двора Китая состояла в изоляции Тибета от остального мира, что давало Китаю возможность ложно изображать место Тибета среди других стран мира и мешать ему проявлять свою независимость.
4.После окончания Второй Мировой войны соседняя Индия стала независимой от Британии, а Китай попал под власть коммунистов… Индия, следуя политике неприсоединения, стремилась подружиться с коммунистическим Китаем,.. что способствовало легкому началу оккупации Тибета Китаем в 1950г.
Если бегло взглянуть на мировую историю, то видно, что «миру», в общем-то, наплевать на знание исторических оснований чужой независимости. Страны с гораздо большими основаниями на нее, нежели те, что были у Тибета, теряли свою независимость, делились на части и исчезали с политической карты.
А относительно точного представления отношений «священник – покровитель», так для международного права это – вообще не аргумент, это даже под статью семейного права не подходит.
Жалоба на изоляцию со стороны Британской Индии и Китая выглядят тоже достаточно смешно, поскольку в изоляции, а вернее, в самоизоляции, виновно правительство Тибета и убеждение монашества в том, что общение с миром может повредить буддийской вере. Политику нейтралитета может осуществлять государство, которое может защищать и отстоять свой нейтралитет, к Тибету это не имеет отношения. Когда во время Второй Мировой войны к правительству Тибета обратились за разрешением провести с территории Британской Индии помощь Китаю, воевавшему с Японией, правительство отказало, может быть и из сострадания. Наверное, тибетцы не имеют аналога поговорки: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Когда коммунисты Китая шли на северо-запад, через территорию Тибета, правительство пресекло, или пыталось пресечь эту инфильтрацию, совершенно не подумав о последствиях.
Как может стремление подружиться одной страны с другой способствовать легкой оккупации Тибета? Если бы, несмотря на обширное воззрение, тибетское правительство позаботилось о безопасности государства, создав боеспособную армию и закупив современные виды вооружения, благо у правительства всегда был профицит бюджета, то какая дружба между другими странами способствовала бы легкому началу его оккупации?
Отсутствие преемственности в управлении государством, отсутствие Конституции и Уголовного кодекса, чехарда в управлении государством далай-лам и регентов, наследственность постов в правительстве, крайний эгоизм регентов, министров, генералов и монахов-чиновников, интригующих за власть – вот основные причины легкой оккупации. Многие пишут о хорошо организованной иерархии монашеских организаций, школ и традиций Тибета, но его политическая история изобилует фактами совершенно другого плана. Это – постоянные перевороты и заговоры, интриги как внутри школ, так и между школами, нарушение обетов как монахами, так и высшим духовенством, не исключая далай-лам. Разложение внутри религиозной системы не могло не сказаться на всем государстве: государство-то теократическое. Отсутствие централизованного управления монастырскими учреждениями, когда каждая традиция имела своего духовного главу, отражалось на государственной структуре, постоянно провоцировало неподчинение правительству отдельных провинций и округов, отсюда – постоянные восстания и саботаж, от отказа платить налоги до прямого неповиновения.
Отсутствие четкой организующей структуры, невозможной при постоянно сменяющихся «перевоплощениях», приводило к постоянному конфликту интересов между представителями различных тулку. Высшие иерархи вынуждены были постоянно заключать между собою какие-то соглашения, зная, что они будут нарушены сразу после их смерти, а то и раньше. Фактически, вековое сохранение такого положения – это свидетельство недееспособности центрального правительства Тибета, основанное на его нежелании изменить что-либо в сумбурности отношений различных традиций. Для интриганов такое положение является самым выгодным рыбку хорошо ловить в мутной воде. Феодальный институт тулку – единственная причина, сохранявшая и поддерживавшая раздробленность государства.
Как можно было представителям других государств заключать с Тибетом какие-либо прочные соглашения и договоры, если сами тибетские министры и генералы, панчен-ламы и далай-ламы не могли договориться между собой? Недееспособность государства – недееспособность идеологии. Какой бы хорошей не была буддийская этика и мораль, люди всегда остаются людьми. И когда на смену пришла китайская коммунистическая идеология, идеология тибетского буддийского государства рухнула, забрызгав своими останками весь мир. Во многом благодаря поразительной живучести тибетцев, более ста тысяч проживают сейчас в Индии. В дырах и прорехах идеологий Европы, Америки и России укрепляется теперь тибетский буддизм.

Различные традиции тибетского буддизма проникают на поле российского менталитета, образуя то тут то там общины, и пытаются укорениться. Но от этого никому не становится лучше – ни соседям, ни полю в целом. Культурные растения нуждаются в уходе, а сорняки, как бы их не травили и уничтожали, растут то здесь то там, и, стоит хоть немного отвлечься или упустить время прополки, как они уже заняли все поле. На лугу растут разные травы и сено от этого только лучше, но от охапки сорняков откажется даже голодная корова, молока от нее не получить.
Посевы – это культура и за ней нужно ухаживать: поливать, пропалывать. Приезды «странствующих» тибетских учителей похожи на приезды нерадивого дачника на садовый участок: то к посадке не успел, то урожай убрать забыл. Все общины, возникшие на территории России за последние 15 лет, к нынешнему времени так и не смогли вырасти до нормальных размеров и превратиться в здоровые плодоносящие растения. Мало того, они всячески мешают друг другу, вместо того, чтобы помогать. Отсутствие общей деятельности, единой политики в отношениях с обществом и государством это копия ситуации в Тибете, - стремление к удельности и личным выгодам.
Фактически, прикрывательство своей недееспособности высокими религиозными принципами буддизма, только дискредитирует последний в глазах общественности. А ведь именно на благо всем должна быть направлена активная деятельность, как общины, так и отдельных ее членов. Однако, многие общины избегают и сторонятся общественной активности, ссылаясь на рекомендации своих «тибетских учителей». Не умаляя знаний отдельных тибетских учителей в области Сутры, Тантры и Винаи, хотелось бы спросить, а чему они могут научить – научить, как бросить свой народ, страну, научить предательству Дхармы, чему еще? Настоящий Учитель не бросает своих учеников, им это можно, ему нельзя.
Опираясь на тибетские священные тексты, можно узнать, как Учитель должен вести ученика по пути к Пробуждению. Куда может привести «учитель», который даже не знает имени своего ученика и видит его лишь мимолетно при раздаче «посвящений» и «благословений», и после этого никогда не встретит, не то что вспомнит?
Раздавая бумажки с текстами на «тибетском» языке, написанными русскими буквами, сопровожденными переводом, иногда очень плохим, сегодня пытаются заставить нормального русского человека стать «носителем тибетской культуры». И достаточное количество с виду вполне нормальных, но как будто больных на голову людей, тупо бубнят абракадабру на неизвестном языке, стараясь изобразить тибетскую речь. Многие из этих людей знают эту тарабарщину наизусть. Чем бы, как говорится, дитя не тешилось, лишь бы не употребляло наркотики… во времена, когда Дхарма приходила в другие страны, первым делом делался качественный перевод. Тибетцы не читают текстов во время ритуалов на санскрите, так почему русские должны читать по-тибетски? Читать на языке народа, который не употребляет собственного языка в собственной стране?
Тибетцы жалуются на потерю независимости, которой у них никогда не было. А если у них и есть желание ее получить, то история говорит о том, что за независимость надо платить кровью. Интересно, чью кровь тибетцы променяют на свою независимость на этот раз?

Колофон: Написано в саду «Виктория», который оказался «Елочкой», 26 мая 2006г. ламой Тензин Докшит (М.Санников)

Доуман К. Введение к английскому изданию «Легенды… [о великой ступе Джарунхашор]» / «Гаруда», 1997, №2 (7)
Тибет под властью коммунистического Китая – 50 лет. – Дхарамсала: Издание Департамента информации и международных отношений Центральной тибетской администрации, 2001, -158с.
Цыбиков Г.Ц. О Центральном Тибете / Цыбиков Г.Ц. Избранные труды в двух томах. Т. 2: О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение. 1991,-232с.
Шакабпа В.Д. Тибет: политическая история. –СПб.: Нартанг, 2003,-428с.

+++++++++++++++++
Было бы интересно услышать исторические контраргументы, особенно от Дашидондока, конечно, если позволяют время и наличие желания.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 26.12.07, 01:19 +0000     Ответить с цитатой

копирую свое замечание по поводу работы Цыбикова -

на труды Цыбикова я бы не стал опираться, тем более, что его знаменитое трехлетнее путешествие было все-таки в 1899-1902 гг, т.е. практически за полвека до конца независимой истории Тибета. И тем паче, что Цыбиков, при всем моем уважении к нему, был сильно зависим и субъективен в своих попытках анализа ситуации, происходившей в Потала. В этом смысле лучше смотреть другие источники - есть отличные тибетские дневники Базара Барадийна, есть автобиография Агвана Доржиева, находившегося практически в центре Большой игры... Хотя возможно, есть какое-то зерно логики рассуждений в том, что теократические государства по определению неустойчивее государств, построенных по любым, но светским моделям. Это вообщем-то признает и нынешний Далай-лама, и именно поэтому современные тибетцы (те, кто в изгнании) усиленно строят прожект светского управления Тибетом. Но к религиозной жизни, мне кажется, это имеет опосредованное отношение. Лучше всего это сформулировал Базар Барадийн, в своих лавранских записях - цитирую по памяти - что несмотря на многочисленные недостатки жизни и быта тибетцев, именно эта система дает поразительные результаты достижений человеческого духа, блестящих мыслителей и ослепительных талантов... В этом смысле, конечно, вклад тибетцев в сокровищницу мировых знаний, недооценить трудно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Cezare
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 508
СообщениеДобавлено: 26.12.07, 12:48 +0000     Ответить с цитатой

Рискуя навлечь на себя гнев всех правоверных буддистов, все же возьму на себя сначала роль адвоката дьявола, и попробую выжать из статьи здравые, на мой взгляд, зерна критики. Могут, конечно, возразить, что статья – это глумление невежественного псевдоламы над несчастьями тибетского народа, поэтому обсуждать тут нечего и т.д., но это будет имхо шатанием в другую крайность, которого буддисты как раз стараются избегать.

Итак, Тензин Докшит утверждает, что тибетцы сами во всем виноваты. Что независимость Тибета вилами на воде было написано, поэтому теперешняя борьба ЕС Далай Ламы является «разговором со стеной». Что привычка духовных и светских феодалов вариться в собственном соку, довела страну сначала до изоляции, а потом – к потере независимости. Что причины, которые привели к потери независимости, в интерпретации проф. Шакабпы кажутся ему малоубедительными.

Как ни печально, многое из того, что он говорит, увы и ах, очень похоже на правду. Не буду столь категоричным в оценках как Тензин, но, тем не менее, факт, что тибетские иерархи во все времена интриговали друг против друга и уповали на помощь извне. До окончательного воцарения Далай Лам, в стране постоянно происходили стычки между школами и иностранные вторжения, осуществлявшиеся под видом помощи той или иной школе. В частности, в результате одной такой заварухи погиб глава школы Джонангпа Даранатха Гунга-Ньинбо. Школа была запрещена, и ее лишили даже надежды на возрождение, т.к. перерожденцем Даранатхи объявили не тибетеца, а монгола, ставшего впоследствии первосвященником школы Гэлуг в Халхе. Далай ламы очень часто умирали молодыми, поэтому не успевали проявить себя. В начале 20 в. после Синхайской революции Тибет стал клерикальным государством, средневековым по форме и содержанию, его независимость не подкреплялась силой изнутри. Далай лама 13-ый это понимал, поэтому хотел осуществить широкомасштабные реформы. Но не успел, хотя был не таким уж пожилым человеком. Есть подозрения, что его отравили те самые «интриганы», о которых писал Тензин. Эти же интриганы виноваты в том, что вовремя не разобрались с соотношением сил после Второй мировой и оказались без поддержки, один на один с коммунистическим Китаем. Кстати, причиной потери независимости называют также культ Дорже Шугдена. Просветленные ламы, конечно, лучше знают, кто виноват, а кто нет, но, на мой взгляд, эта причина еще более неубедительна, чем незнание мировой общественности об исторических основаниях тибетской независимости или сговор Индии с Китаем. К сожалению, дискуссия по проблеме Тибета порой действительно вызывает такое ощущение, как будто тибетцы злоупотребляют позицией жертвы, обвиняя всех, кроме себя самих.

А теперь о недостатках статьи. Хотя Тензин заявляет: «Тибет умер – да здравствует Дхарма!», он не сделал четкого различения тибетского буддизм и тибетской политической практики, смешав все в одну кучу. Это не только неправильно, но и вредно. Учение, которое несут тибетские учителя, само по себе имеет мало общего с их политическими убеждениями и культурными особенностями. Тибетец и буддист – не одно и то же, и наоборот, поэтому неприятие тибетского пиара не должно стать причиной сомнения в тибетских учителях, если человек исповедует северный буддизм. А претензии к учителям, которые «приезжают как нерадивые дачники на садовый участок», слишком легковесны и не делает ему чести как «хорошему сосуду» или, если угодно, «садовому участку». Прежде чем критиковать, следует знать что именно и за что.

В общем, политика – политикой, а религия – религией. Тибетцы сами это понимают, раз хотят строить общественную жизнь на светских началах. Поэтому, думаю, нынешняя критика Тибета и тибетского буддизма скоро потеряет актуальность и станет достоянием истории.
_________________
Aut Caesar, aut nihil.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 27.12.07, 03:55 +0000     Ответить с цитатой

Начну понемногу отвечать, и извините за большой объем. Короче как-то не скажешь, слишком обширная тема для дискуссии.

В принципе, достаточно взглянуть на приведенную библиографию, чтобы убедиться в поверхностности и непрофессиональности автора эссе. Эта поверхностность убивает всякое желание сколько-нибудь серьезно ему оппонировать. Потому, сделаю лишь несколько замечаний, которые должны продемонстрировать несостоятельность основых тезисов достопочтимого ламы Тэнзин-Докшита.
Карту собственных территорий сама империя Цин впервые получила от французских иезуитских миссионеров под руководством Отца Жан-Батиста Региса в 1707 году. Строго говоря, маньчжуры сами не были уверены относительно конкретных рубежей своей Империи, особенно на севере и северо-западе, и карты составлялись несистематично, в связи с вызовами извне. Тибетцы имели свою картографическую традицию, которая была, разумеется, очень неточной, но была, существовала со времен древнего тибетского государства. Почитайте Бронислава Кузнецова, у него есть статья по этому поводу, в которой он анализирует тибетскую карту некоторых ближневосточных территорий VIII века. В дальнейшем картография претерпела определенный генезис, в том числе и под влиянием европейской картографии (см., например, Manuscript maps of Dingri Valley // Cartographica: The International Journal for Geographic Information and Geovisualization. Vol. 12, 1975), но факт - на трехсторонних Британо-китайско-тибетских переговорах в Симле 1914 года тибетской стороной были представлены точные карты спорных территорий в Батане, Чамдо, Нягроне, Дэргэ и пр. районах области Кам. Китайская сторона, как известно, ничего подобного представить не могла и фактически не имела документальных подтверждений своей позиции, в то время как представитель тибетского правительства предоставил несколько томов документов и исторических архивов. Поэтому с картами у тибетцев дело обстояло не хуже или несколько лучше тех государств, права на независимость которых сегодня никто не оспаривает. Так, пригодные для применения карты, скажем, Бирмы или Таиланда также были впервые составлены французскими и британскими картографами, этими картами и пользовались правители этих стран, ибо собственной картографической традиции у них фактически не было. И вообще картография не единственный способ понимания рубежей государства. Тибетцы оперировали довольно точными надворными списками налогоплательщиков, которые регулярно обновлялись и подавались в Кашаг со времен Пятого Далай-ламы. Неудивительно, что Британия и Китай на переговорах в г. Симла 1914 года были удивлены точным знанием тибетцами границ юрисдикции Лхасского правительства в сопредельным с Китаем территориями.
Разумеется, карты, выполненные по современным стандартам картографии Тибет получил впервые из Британской Индии (выполненных, кстати, британской разведкой, состоявшей частью из самих же тибетцев сиккимского происхождения), так же, как и многие другие страны в зоне влияния Британии, но, согласно международному праву это никоим образом не является основание для сомнений в праве на независимость. Равно как и изготовление национальной валюте зарубежом. Что и говорить, даже сегодня многие независимые страны, как, например, Панама или Эквадор, просто не имеют национальных валют и используют на внутреннем рынке американские доллары. Также не считается зазорным печатать валюту зарубежом, как это делает, например суверенный Казахстан, Филипины и многие другие страны. Тибет до конца XIX века заказывал чеканку монет в Непал, причем с использованием собственного серебра, что, кстати, часто приводило к махинациям со стороны непальцев. Однако когда тибетцы отказались от услуг Непала это немедленно спровоцировало вооруженный конфликт между двумя странами. В начале XX века, впрочем, тибетцы освоили собственное монетное производство, было даже открыто особое министерство чеканки монет. Удивительно другое, что вопреки аргументам китайских ученых о том, что в XVIII-XX веках Тибет являлся частью Цинской империи, в Тибете основное хождение имела своя валюта, пусть и изготовлявшаяся в соседней стране, но не в Китае. Это еще одно из подтверждений независимости Тибета и его состоятельности как государства.
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 27.12.07, 04:58 +0000     Ответить с цитатой

Что касается системы налогообложения, то она существовала в централизованном и упорядоченном виде во все времена централизованного Тибета. В 1830 года после модернизации налоговых законов Далай-ламы V в стране был введен кодекс lCag stags zhib gzhung, устанавливавший в качестве единицы измерения поземельного налога 1 канг, или площадь земли, с которой собрано определенное количество зерна. Такая форма налогообложения была гораздо гибче, использовавшейся в Китае, ибо учитывала плодородность почв и климатические особенности. Эта система охватывала все территории в юрисдикции лхасского правительства, разделенной на 58 областей. Существовало три основных типа собственности на землю. Государственные земли с прикрепленными к ней крестьянами, с которых государство собирало налоги напрямую, монастырские земли, налоги с которых собирались монастырской администрацией и часть их перечислялась в бюджет страны и наследственные земли аристократии, которые обязаны были выплачивать налоги в казну. Существовали определенные категории земель, не облагавашихся налогами, но это уже другая история. Вообще налоговой системе Тибета посвящено множество рбот и статей, и общее впечателение таково, что в докоммунистическом Тибете существовала собственная, достаточно эффективная и диверсифицированная система налогообложения. Естественно, существовали и налоги на рудники, торговые пошлины, трудовые повинности. Налоговые вопросы приводили к конфликтам внутри государства, как в случае с Уй-Цзановским конфликтом 1923 года. Собираемость налогов варьировалась, достигнув своего пика к 30-м годам XX века, времени полной независимости Тибета.
Что касается армии и полицейских сил, то в этом тибетцы, как, впрочем, и китайцы, сталкивались с проблемами. Сиситема рекрутирования был малоэффективной и не способствовала боеспособности армии. После объявления независимости тибетцы прилагали большие усилия для создания профессиональной армии численностью 15 000 солдат и достигли в этом определенных результатов. Так в 1917 году, обученная по британской методике и неплохо вооруженная армия Тибета нанесла серию сокрушительных поражения Сычуаньским войскам и отбила ранее захваченную китайцами территорию вплоть до Дацзяньлу. Деморализованное китайско командование обратилось за посредничеством о заключении перемирия к британскому представителю, в результате чего тибетцы прекратили наступление. В 1924 году в Лхасе с помощью британцев были созданы полицейские войска. Главой полицейской службы был назначен сиккимец Сонам Ванпэл Лэгден-ла. За короткое время полицейская служба доказала свою эффективность и высокий уровень. Об этом в последнее время появилось несколько исследований.
Относительно морального духа тибетской армии спорить даже как-то не хочется, ибо не вижу никаких серьезных аргументов. Просто скучно.
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
therion
ахамад


Зарегистрирован: Dec 02, 2004
Сообщения: 817
Откуда: Ракедтэй Дээдэ Вольта
СообщениеДобавлено: 27.12.07, 05:08 +0000     Ответить с цитатой

гурки рулят
_________________
проект "Lemmata Buriatis":
http://buryad.blogspot.com/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 27.12.07, 05:15 +0000     Ответить с цитатой

Теперь выскажусь о бегствах тибетских иерархов зарубеж. Таковых имело место быть четыре, если мы говорим о иерархах. Бегство Панчен-ламы VI в результате налогового конфликта с Далай-ламой XIII в 1923 году в Пекин. Бегство Далай-ламы XIII во Внешнюю Монголию в результате вооруженной агрессии Британии в 1904 году и в Индию в результате захвата Лхасы китайскими войсками в 1909, когда солдаты стали немотивированно стрелять в мирное население. Ну и последнее бегство Далай-ламы XIV после обстрела его резиденции войсками НОАК в 1959 году. Более в истории Тибета я не припомню эскапистских актов со стороны высших государственных деятелей. Многие и сегодня называют бегство Далай-лам загарницу трусостью и предательством собственного народа. Однако эта точка зрения скорее объясняется недостаточным знанием культуры Тибета и существа религиозного правления. Тибетцы всегда считали свое государство эксклюзивнм, уникальным за его особую приверженность к религии, буддизму. А потому Далай-лама, глава этого государств, для них не просто глава, лидер, а религиозная святыня. Как выразился один британский офицер в 1909 году, отвечая на критику в отношении Далай-ламы XIII, высказывавшуюся его коллегой, «Далай-лама для тибетцев что-то вроде государственного знамени, Юнион Джека, которое ни при каких обстоятельствах не может попасть в руки противника». Все бегства Далай- и Панчен-лам инициировались подданными, которые с паническим страхом воспринимали возможность захвата их иерархов. Это также объяснялось историческим прецедентом, когда Далай-лама VI был умервщлен по приказу китайцев и заменен на фиктивного в самом начале XVIII века. Тибетцы всегда опасались политического манипулирования институтом перерожденцев, а потому пленение высшего тулку государства расценивалось как национальная катастрофа.
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 27.12.07, 05:21 +0000     Ответить с цитатой

На цитаты Доумана отвечать не хочу и не буду, ибо тут скорее дело в некоем духовном кризисе Ламы Тензин-Докшита (странное имя, кстати, не встречал ранее). Вообще, поменьше читайте таких как Доуман, которые кидаются в другую крайность идеализации тибетцев как нации. Тибетцы это люди и ничего человеческое им не чуждо. Просто обидно смотреть как перевирают тибетскую историю, убивают их тысячами, стерилизуют женщин, расстреливают как кроликов на границе. А потом некоторые рефлексирующие «ламы», жестоко разочаровавшись в тибетцах, начинают откровенно поливать грязью весь народ, не потрудившись хоть как-то его узнать, почитать что-то не только на русском языке.
Ну это лирическое отступление. Идем дальше.
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 27.12.07, 16:38 +0000     Ответить с цитатой

Дашадондог, haйн даа! исчерпывающие сведения, имхо
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 28.12.07, 01:19 +0000     Ответить с цитатой

Дашидондок писал(а):
некоем духовном кризисе Ламы Тензин-Докшита (странное имя, кстати, не встречал ранее).

Так это ж явная пародия. Тем более, что
Цитата:
Колофон: Написано в саду «Виктория», который оказался «Елочкой»,
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 28.12.07, 02:49 +0000     Ответить с цитатой

Dobro писал(а):
Дашидондок писал(а):
некоем духовном кризисе Ламы Тензин-Докшита (странное имя, кстати, не встречал ранее).

Так это ж явная пародия. Тем более, что
Цитата:
Колофон: Написано в саду «Виктория», который оказался «Елочкой»,


Странно, потому что Докшид, слово монгольское, не используется как личное имя. Я, по крайней мере, никогда не встречал этого имени в качестве личного, да еще в сочетании с тибетским. Даже если предположить, что Докшид это тибетское Drag gshed, то и это имя не бывает личным.
Если это пародия, то не вижу существа пародии, а вижу пример подражания, основанный на невежестве.
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 28.12.07, 04:23 +0000     Ответить с цитатой

Теперь перейдем к аттрибутам государственности, куда не включается ни картография, ни способ изготовления валюты. Согласно нормам современного международного права, государство это не просто организованное сообщество, а устойчивая политическая единица, имеющая определенные атрибуты государственности. В сжатом изложении государство должно иметь определенную территорию (пусть даже не имея четкого размежевания границ, как в приводившемся случае с Цин, например), население, правительство, распространяющее власть на это население (пусть и с различной степенью эффективности, доходящей часто до номинального статуса), (т.е. сбор налогов, контроль за соблюдением законов, поддержание порядка, разрешение споров и конфликтов и регулирование социальных отношений), независимое от других зарубежных институций и способность самостоятельно входить в сношения с зарубежными странами. Тибетское государство, по крайней мере с 1913 года (а в реальности гораздо раньше) имело все вышеизложенные атрибуты. Приведенные тибетским правительством свидетельства о четком представлении размежевания границ на наиболее спорных участках полностью соответствовали международным стандартам, как отмечал МакМагон, представитель Британии на переговорах в Симле. В список этих же документов с середины XVII века входили погодные записи о сборах налогов и осуществлении повинностей. Лхасское правительство оставляло за местными органами управления судебные функции, кроме наиболее тяжелых преступлений, который должны были рассматриваться Кашагом и утверждаться лично Далай-ламой или замещающим его регентом. Ту же практику мы наблюдаем, скажем, в Российской Сибири, где с 1822 по конец XX века действовало Уложение Сперанского. Внешние сношения лхасское правительство осуществляло без участия Цинской империи, будь то договора с Ладакхом 1684 года, Кашмиром 1842 и 1852 годов, Непалом 1856 года, Великобританией 1904 года, Монголией 1912 году. Даже договора с Китаем, как например в 1912 или 1917 годах заключались на равноправной основе. Лхаса вела открытые и равноправные переговоры с Россией в 1899, 1901 годах. Договора, заклченные между Китаем и Великобритании по статусу Тибета и торговле были отвергнуты Тибетом как не имеющие силу.
Не знаю, насколько корректно называть, скажем, договор Тибета и Британии в Симле «невнятным документом о договорах» или «распиской двух полупьяных соседей по дачным участкам», пусть это останется на совести автора, тем более, что аргументов никаких не приведено, кроме грубых определений, подчеркивающих его невежество и низкий культурный уровень.
Статус амбаня до 1911 года в Тибете напоминает скорее иностранного представителя, нежели наместника метрополии. Ни по полномочиям, ни по реальной способности оказывать влияние на политические и управленческие решения Правительства амбани не могут сравниваться с реальными колониальными наместниками в России (генерал-губернаторы) или в Британии (вице-король). Амбаней игнорировали, отказывали им в транспорте, фураже для лошадей, средствах связи, что просто немыслимо для реальных представителей метрополии. Жалкая пародия на наместничество, с которым никогда правительство всерьез не считалось. Толпа тибетцев в середине XVIII века растерзала двух амбаней за убийство тибетского правителя Гьюрмэ-Намгьяла. Присутствие цинских контингентов в Тибете тибетское население всегда расценивало как оккупацию и в 1912 году столкновение и война с оккупационными войсками привели к капитуляции последних и депортации уцелевших в Китаю морем через Индию.
Интриги и взяточничество тибетских чиновников едва ли могут рамерами своими затмить коррупцию и хаос в Цинском Китае начала XX века. Это один из самых несерьезных аргументов автора в попытках дискредитировать государственность Тибета. Как известно, эта беда была и остается общечеловеческой проблемой. Я сейчас читаю знаменитую книгу Ядринцева «Сибирь как колония». Рассказывая о злоупотреблениях чиновничества в Сибири, он пишет, как губернатор Гагарин на взятках и вовровстве построил себе дворец с огромным аквариумом на потолке, коней подковывал исключительно золотыми и серебряными подковами, обеды губернатора Якоби было принято сопровождать симфониями в исполнении 40 музыкантов, специально выписанных из Европы, Нарышкин, начальник Нерчинских заводов устраивал пиры с разбрасыванием казенных денег, формировал из отребья полки и брал мирные города. Истязания, пытки, убийства, кнуты, огонь и железо были орудиями управления в Сибири XVIII века. Губернаторы за короткое время на незаконных торговых операциях с Китаем, вымогательствах с гражданского и ясачного населения, грабежах сколачивали себе миллионные состояния. Рядом с этим злоупотребления тибетских чиновников покажутся детскими шалостями.
Далай-ламы с IX по XII умирали не своей смертью, что говорит не о неэффективности тибеской медицины (всемирно признанной, кстати), а маньчжурском следе в тибетской истории. Цинским властям легче было иметь дело с распущенными, коррумпированными и легко контролируемыми регентами, нежели с реальным лидером страны. Неудачная попытка покушения на Далай-ламу XIII c последующим расследованием показала связь Демо-хутухты, тогдашнего регента, с амбанем, который инспирировал попытку. Последние исследования биографии регента Цемонлинг-ринпоче, наместника при малолетних X и XI Далай-лам также говорят о его тайных интригах с цинским амбанем. Цины прикладывали вполне логичные попытки для ослабления Тибета, превращения его в слабую и контролируемую страну. И списывать все на пресловутый монашеский консерватизм – искуственно упрощать ситуацию. Монашество тоже было крайне неоднородно, и внутри него боролось множество политических течений. Один из самых прогрессивных тибетских деятелей XIX-XX столетий Агван Доржиев был образцом прогрессивного ламства, наряду с Дзасак-ринпоче, Пабонка, самим Тринадцатым Далай-ламой и многими другими. «Мы все хотели сделать сами» - слова молодого Четырнадцатого Далай-ламы. И действительно – реформы предпринятые Тринадцатым Далай-ламой были масштабными. Если бы не политическая конъюнктура, Тибет мог и имел все на это права, стать полноценным независимым государством.
Более я не могу позволить себе отвлекаться на ответы и комментарии. Будем надеятся, что аудитория убедилась в необоснованности тезисов Санникова, даже если моим тезисом не хватает фактологии (ну некогда, правда). Не буду возражать, если ты, Галсан, счел бы нужным опубликовать эти комменты на исходных площадках обсуждения статьи.
_________________
зкщ ищтщ згидшсщ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 28.12.07, 08:35 +0000     Ответить с цитатой

Дашидондок писал(а):
Если это пародия, то не вижу существа пародии, а вижу пример подражания, основанный на невежестве.

Чувствуется в этом тексте элемент стёба...
Кстати, непонятно, откуда он вообще взялся. На БФ и спрашивают, тот это Санников, качканарский, или нет. Если тот, то даже для него это странно - писать "чему они могут научить". Такое от некоторых росс. "дзэн-буддистов" и
"тхеравадинов" можно услышать, но от "тибетца"...
Некоторые кстати, российские китаисты стоят на прокитайский позициях, чуть ли не осуждают вслед за кпк "клику Далай-ламы", - и притом в Китае они не живут, на Китай не работают и его агентами не являются (хотя... кто знает :wink: ). И вправду, видать, с кем поведёшься, от того и наберёшься..
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 29.12.07, 07:48 +0000     Ответить с цитатой

вот еще в тему из интервью Е.С. Далай-ламы 14 для Japan Times (24 dec 2007)


Цитата:

Начиная с 2001 года, руководящая должность в области политического управления является выборной: избирательная кампания проводится раз в пять лет. И с тех пор я освобожден от половины своих обязанностей, связанных с политикой. Еще во время нашего пребывания в Тибете, примерно году в 52-м, начались некоторые перемены. Это было началом демократизации общества. Но возникшие трудности не позволили реализовать эти проекты на моей родине, – на тот момент у нас было слишком много проблем. Затем, когда в 59-м мы в качестве беженцев попали в Индию, мы были полностью ориентированы только на демократию. В 2001-м году мы добились того, что политический лидер нашего государства стал определяться путем проведения выборов. И с этих пор все главные решения в этой области принимает избранник народа, а я лишь выступаю в роли старшего советника. В прошлом году на выборах снова победил Самдонг Ринпоче, но поскольку пребывание в этой должности ограничено максимум двумя сроками, то через четыре года ему придется уступить свой пост новому кандидату.

Я не считаю заботу об институте Далай-лам важным делом. Гораздо важнее, на мой взгляд, донести мысль о том, что сохранение тибетской культуры и буддизма и поддержание линии преемственности в высшей духовной иерархии – это принципиально разные вещи. Подобно любой другой организации институт Далай-лам может сегодня возникнуть, а завтра кануть в небытие. Но буддизм, так же как и культурное наследие Тибета, будет существовать до тех пор, пока есть тибетский народ.


http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=7793&start=255

и еще о современных полит. процессах в буддийских странах (хотя это может быть не совсем по тее, но все же) -

http://www.gazeta.ru/politics/2007/12/28_kz_2484692.shtml?kz2484692

Непал низверг короля
28 декабря 2007 16:56, «Газета.Ru». Reuters

Переходный парламент Непала проголосовал за отмену в этом гималайском государстве института монархии. Декларация об установлении республиканской формы правления стала главной уступкой, на которую пошло правительство страны на переговорах с маоистскими повстанцами.

За то, чтобы Непал стал «федеративным демократическим республиканским государством», проголосовали 270 депутатов 329-местного национального парламента. Против смены режима проголосовали только три человека, передает агентство Reuters. Окончательно решение о преобразовании в республику будет принято конституционным собранием, которое будет избрано только в середине апреля будущего года. Политическое соглашение с маоистами, которые в течение нескольких десятилетий вели партизанскую войну против правительственных войск, стало возможно после фактического отстранения короля от управления страной в феврале этого года.

Король Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев пришел к власти в 2001 году почти случайно, после того как наследный принц Дипендра расстрелял практически всю венценосную семью, включая короля Бирендру, старшего брата ныне царствующего монарха.
Сразу же по восшествии на престол он зарекомендовал себя как жесткий и бескомпромиссный авторитарный правитель, пожелавший восстановить в стране абсолютную монархию. Однако активизация маоистских боевиков в горных районах страны и противодействие умеренной оппозиции, выведшей в 2006 году на улицы столицы тысячи своих сторонников, заставило Гьянендру пойти на попятный. Он согласился на восстановление конституции и создание коалиционного правительства, которое шаг за шагом стало ограничивать его власть.

Маоисты, вошедшие в состав правительства, настаивали на немедленном низложении монарха. После того как их требования не были выполнены, в сентябре этого года они покинули кабинет министров, сделав проведение парламентских ноябрьских выборов в срок невозможным. Главе правительства Гиридже Прасаду Коирале наконец удалось на прошлой неделе убедить их не ставить на карту процесс национального примирения. Непальские официальные лица заявляют, что Гьяненда, который окончательно лишается властных полномочий, сможет продолжать жить в своем дворце как минимум до апрельских выборов. О дальнейшей судьбе монарха пока речи не было.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Cezare
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 508
СообщениеДобавлено: 29.12.07, 12:02 +0000     Ответить с цитатой

Дашидондок писал(а):
Dobro писал(а):
Дашидондок писал(а):
некоем духовном кризисе Ламы Тензин-Докшита (странное имя, кстати, не встречал ранее).
Так это ж явная пародия. Тем более, что
Цитата:
Колофон: Написано в саду «Виктория», который оказался «Елочкой»,
Странно, потому что Докшид, слово монгольское, не используется как личное имя. Я, по крайней мере, никогда не встречал этого имени в качестве личного, да еще в сочетании с тибетским. Даже если предположить, что Докшид это тибетское Drag gshed, то и это имя не бывает личным.
Если это пародия, то не вижу существа пародии, а вижу пример подражания, основанный на невежестве.
Возможно, это действительно пародия, подражание или духовный кризис. Но скорее всего у человек просто крыша поехала от буддийской тантры и прочей мистики-зкзотики - у новоиспеченных и потому слишком рьяных буддистов такое иногда случается. Наверно, начинает уже верить в свою миссию держателя чистой Дхармы в России, подозревает в себе перерожденца какого-нить хранителя-докшида. А для Великого Дхарма-Протектора тибетцы с их мелкой возней в огороде, конечно, не указ :D
Как буддисты, со всем надлежащим состраданием пожелаем ему скорейшего выздоровления :D

А в связи с последним постом дГалсана, скажу, что Учение Будды неизменно сияет с глубины веков, и его существование зависело и зависит только от нравственной чистоты носителей, т.е. содержания. Восток стремительно меняется и это хорошо, но именно поэтому буддистам сейчас очень важно сохранить свои нравственные ориентиры, а не организационные формы. Имхо неправильно как придумывать какой-то "современный буддизм", так и стараться сохранять во что бы то ни стало старые, пусть и дорогие, традиции. Вот, например, ЕС не считает заботу об институте Далай Лам важным делом - а что говорить про остальное? Мы живем в очень бурную эпоху, друзья. Наверно, такая уж у нас карма.
_________________
Aut Caesar, aut nihil.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru