BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Памяти жертв репрессии бурятского народа
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 8, 9, 10, 11, 12  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 28.08.09, 12:19 +0000     Ответить с цитатой

Tifa писал(а):
Я могу отсканировать и выложить некоторые матиралы, создать отдельную тему, но чуть позже))


это было бы здорово, для этого можно было бы выделить и раздел на самом сайте (не только в форуме).

со своей стороны обещаю поддержать и теми материалами, каковые есть у меня.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
a-unside
ахамад


Зарегистрирован: Sep 21, 2009
Сообщения: 942
СообщениеДобавлено: 22.09.09, 20:39 +0000     Re: жертвы политического террора Ответить с цитатой

luckymax писал(а):
http://lists.memo.ru/

Может кому пригодится, найдет своих родственников, я нашел.
Удобный поиск по алфавиту.


Большое спасибо! Я нашла не только бабушкиного отца, но и бабушку.
Батоциренов Жигжит Жап
Родился в 1881 г., Бурятия, Улан-Ононский айм., Буйлостай улус; бурят; б/п; работал инструктором совета общества изучения Бурят-Монголии при БурЦИКе. Проживал: г. Улан-Удэ.
Арестован 9 апреля 1937 г.
Приговорен: Тройка при УНКВД Иркутской обл. 4 декабря 1937 г., обв.: по ст. ст. 58-1 "а", 58-7, 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: расстрел Расстрелян 9 декабря 1937 г. Место захоронения - г. Иркутск. Реабилитирован 31 марта 1956 г. реабилитирован постановлением комиссии Иркутской области по пересмотру уголовных дел на осужденных за контрреволюционные преступления
Источник: Книга памяти Иркутской обл.

Батоцыренова Дулмажаб
Родилась в 1913 г., Читинская обл., Дульдургинский р-н, Чиндалей; Проживала: Читинская обл., Дульдургинский р-н, Чиндалей.
Приговорена: в 1931 г.
Реабилитирована 22 сентября 1997 г.
Источник: УВД Читинской обл.[b]

В этих сухих строках - сломанная жизнь моей бабушки! В день ареста отца ей с матерью пришлось бежать из дома, чтобы спастись от участи дочери врага народа! До самой реабилитации отца ей пришлось скитаться по Иркутской и Читинской области и БМАССР. Она работала учителем. Самый длительный срок работы на одном месте - 1,5 года. Как только становилось известно ее происхождение, приходилось уезжать оттуда. Моя мама, родившаяся в 44 году, тоже разделила все тяготы "кочевой" жизни.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
a-unside
ахамад


Зарегистрирован: Sep 21, 2009
Сообщения: 942
СообщениеДобавлено: 22.09.09, 22:31 +0000     Ответить с цитатой

2тангут. Спасибо! Оценка событий Р.Руперта очень интересна. Как взгляд со стороны. И взгляд специалиста. И она подтверждает то, что мы, буряты, на себе ощутили. Это в полной мере о моем прадеде. Именно из той плеяды интеллигенции он был.

А Дангина опубликовала рассказ в "Байкале"? Я не вижу сообщения об этом?
п.с. Мой прадед тоже агинский.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Унэтэ
шэнэхэн


Зарегистрирован: Sep 25, 2009
Сообщения: 10
СообщениеДобавлено: 25.09.09, 08:15 +0000     Ответить с цитатой

ай, да всем досталось.
тем же калмыкам давали мизерное время на сборы, везя на север в морозы.
Другие районы, абсолютно русские были подвергнуты репрессиям.
Давайте теперь будем разжигать ненависть, чтобы бурятов в Москве по одному убивали отморозки, прочитавшие на своих фОшистких сайтах ваши "добрые" тексты...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a-unside
ахамад


Зарегистрирован: Sep 21, 2009
Сообщения: 942
СообщениеДобавлено: 25.09.09, 12:40 +0000     Ответить с цитатой

конечно всем досталось. Никто же не обвиняет в этом представителей какой-либо национальности. И русский генофонд пострадал.
В этой теме мы отдаем дань памяти всем пострадавшим в репрессиях, я думаю.
И вот еще в чем идиотизм репрессивной машины: сибиряков везли в Казахстан. А казахстанцев в Сибирь. И гибли люди и там, и здесь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 05.10.09, 14:28 +0000     Ответить с цитатой

a-unside писал(а):
2тангут. Спасибо! Оценка событий Р.Руперта очень интересна. Как взгляд со стороны. И взгляд специалиста. И она подтверждает то, что мы, буряты, на себе ощутили. Это в полной мере о моем прадеде. Именно из той плеяды интеллигенции он был.

А Дангина опубликовала рассказ в "Байкале"? Я не вижу сообщения об этом?
п.с. Мой прадед тоже агинский.

Хочу полностью выложить эту книгу, очень интересная. Но нет под рукой сканера, придеться перепечатать. К выходным обязательно сделаю.
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
BayarGunzenbalay
мүнхэ


Зарегистрирован: Aug 27, 2008
Сообщения: 2222
Откуда: Худан Хэжэнгын тала
СообщениеДобавлено: 08.10.09, 13:02 +0000     Ответить с цитатой

Дангина писал(а):
Уважаемые пользователи сайта!
Прошу больше не публиковать рассказы без моего согласия в периодике.

С уважением, Дангина


Темэ:
Гансахан хyнэй гансахан наhанай
Газар дээрээ охорхоншье hаа,
Yгэлhэн yгэ, yйлэ хэрэгынь
Yеын yедэ мyнхэ болтогой! (Дондог Улзытуев)
Аянгата, шуурга hалхита дайнай
Агаар шуура татан, yндэhөөрнь модо галдан,
Yнгэрhэншье болболнь,
Yхэлгyй мyнхэ байна–
Хyрьhэтэ дэлхэйн шэмэг– хyн тyрэлтэн!
Тyймэр бурмада yрэбхигдэhэн набша
Тyбиие дахяад ногоохон нюдөөрөө харахагyй.
Гэбэшье, тэрэнэй орондо,
Тэрэнэй yнгэ абажа,
Залуухан намаа задардаг– хэнш барихагyй…
Н. Дамдинов «Эсэгын нэрэ»
«Айлшалалга» гэhэн хөөрөөн дээрэ ажал

Зорилго: 1. hургалгын: Уран зохёолой удха ба уран арганууд. 30 оной хардалга хюдалгын yе нэгэ гэр булын намтарай жэшээ дээрэ шэнжэлгэ. Тyyхын ба географиин, уран зохёолой талаhаа зэргэсyyлэн шэнжэлгэ. ХХ з.ж. 30– аад оной саг шэнжэлхэ, хожомой ерээдyйдэ hэргылхэ yyргэ тушаа тyрyyшын шатын бодолнуудые болбосоруулга.

2. Хyгжөөлгын: hурагшадай аман ба бэшэмэл хэлэлгэ хyгжөөлгэ, ухаан бодолыень хурсадхаха.Уран yгын мyн арад зонойнгоо тyyхын удха гyнзэгыгөөр ойлгохо дадал тyрyyлэн хyгжөөхэ.

3. Хyмyyжyyлгын: hурагшадай хоорондоо хани нyхэсэл, бэе бэеэ дэмжэлгэ, харюусалгатай хандаса, нигyyлсэхы сэдьхэл уран hайханай бyтээлнyyд дээрэ yндэhэлэн тyрyyлхэ, сэгнэжэ hургаха. Оршон тойронхи байдалые обёорон мэдэрэлгэ дэмжэхэ, ажабайдал, тyрэhэн хэлэн, тyyхэ тухайгаа мартангyй ябаха сэнэг тyрyyлгэ. Тоонто нютагтаа, Буряад арадтаа ёhотой эзэн мэтэ хандаса олгуулха.

1. Хэшээлэй хэрэгсэлнyyд: Интернет онол арга, хөөрөөнyyд , дэбтэр, оньhото хэрэгсэл (компьютер), самбар, зурагууд, проектор; гyрэн тyрын карта , тyyхын баримтанууд, презентаци, Жамба Шадраагай намтар, Н. Дамдиновай «Эсэгын нэрэ» поэмэ.
Хэшээлэй тyхэл: интегрированнэ хэшээл.
ТОлитой худэлмэри: Хардалга, хиналга, хюдалга
1. Хэшээлэй ябаса:
Эмхидхэлэй yе:
Сайн байна. Мyнөөдэрэй хэшээлнай тyyхын хуудаhа иража, сэмyyн 30 аад онуудай жэлнyyдтэ зорюулагдана. Энэ темэ таанад тyyхын хэшээлдэ yзэhэн байхат , мyн 8 дахи класста болон 10 классуудта Ц. Доной «Хиртэhэн hара» болон «Брынзын санха» yзэхэдөө танилсаhанта. Ц. Дон хардалгада орожо тyрмэдэ наhа бараhыень мэдэнэт. Тэрэ 30 аад оной жэлнyyдтэ нэгэ гэр бyлэдэ ямар гашуудал тодхор асарhыень хаража yзэхэт. Тиимэhээ 3 бyлэг боложо хyдэлхэбди. Дэбтэр соогоо бэшэебди hара yдэрөө,темэ , хэшээлэй эпиграф. Уран гоёор уншажа yгыт даа.
Энэ «Айлшалалга» гэhэн рассказ тyрyyн Интернет соо, хожом «Угай зам» мyн «Хэжэнгэ » сониндо гараhан тyyхэтэй, авторынь Агаhаа гарбалтай Жалсанова Оюна гээшэ. Хэдэн олон уншагшадай зyрхэ хyдэлгэжэ, хэдэн жэл соо нюуса байhан жэлнyyдэй гэршэ боложо yгэбэ. Хэдэн олон тоото хyнyyдэй арад зоной хуби заяан буруутажа, yншэрэлгын зоболонгой тама болоо гээшэб гэжэ олон хyнyyд энэ хөөрөөндэ сэгнэлтэ yгэhэн юм. Харин бидэ 3 тээhээ шэнжэлжэ yзэеэ. Бyлэг бyхэн бэе бэеэдээ сэгнэлтэ табихат, тиимэhээ харюунуудые анхаралтайгаар шагнагты, нэмэжэ yгэгты.
Бyлэгтэ нэрэ зохёоно, бэеэ бэеэ шагнажа сэгнэлтэ yгэнэ.
Танай анхаралда презентаци: Хэрэгтэй юумэеэ тэмдэглэжэ абагты харюунууд соогоо хэрэглээрэйгты.
1 бyлэг ТYYХЭ ШЭНЖЭЛЭГШЭД: Энэ хөөрөө тyyхын талаhаа шэнжэлхэт
Энэ мyнөө yеын залуу хyнэй хөөрөөн гэжэ эли байна, гар утаhан, буряад хэлэеэ мэдэхэгyй буряадууд, хэндэшье дуулгангyй ябашооб, би энэ гуримда багаhаа hуранхайб г.м. yгэнyyдээрнь элирyyлхээр байна. Харин гэр бyлынгөө гашуудалта 30 аад онуудhаа боложо тарашаhан тyyхэнь хyнэй сэдьхэл дайрана лэ.
30 аад ондо Сталинай гyрэн тyрэ толгойлхо yедэ арад зондо мyн манай багахан буряад арад зондо ниилээн ехэ хохидол асарhан тyyхэтэй юм. Тэрэ yе тухай дэлисэтэй yргэнөөр бэшэгдэжэ эхилэнхэйшье hаань, дууhан энэ темэ тайлбарилагдаагyй. Мэдээжэ хyн зоной, уран зохёолшодой намтар юумэн шэнжэлэгдэнэ, харин Хитад, Монгол бэшэ тээ гаража ябаhан буряад зоной юрын хyн тухай хөөрөөнууд хомор ааб даа. Энэ зохёол соо, тэрэ yеын зэбyyрмэ ааша ябадал, хэдэн хyн зоной хохидол харагдана. Без суда иследствия гэhэн yгэнyyдэй удха оодоо тайлбарилагдана бшуу. 1931 оной байдал yхибyyнэй нюдөөр хаража, юундэ хэндэ муу юумэ хээ гээшэбибди гэhэн асуудалда харюу yгэхэ хyн байгаагyйл, мyнөөшье хэн харюусахаб???
50–аад онуудаар тyрэлхидтэйнь юун болоhыень мэдэгдэhэн байгаа. Тэрэ ашаанай хамбы тогтоожо хэhээгээ. Тyмэр харгыда hуулгаад Эрхyy абаашажа, хyн бyхэндэ яла тохоо. Эхэнэрнyyдтэ бага yхибyyдээ Эрхyyдэ yлээгты гэбэ, хyyгэдyyд зэмэтэй бэшэ ха юм. Теэд яажа эхэ хyн yреэ орхихаб даа. Хари орондо ошобол сугтаа…Сyyдлyyлhэн саарhантайнь шада яда танилсуулаад, yхэр мал шэрэдэг вагонуудта hуулгаад, аяар холо Казахстан абаашаа. Семипалатинск хотодо Эхэ орондоо «урбагшадай» лагерь байгаа.
Yбэл, хооhон тала, гэгээн хyхэ тэнгэри доро хyнyyд. олонхинь тyрyyшын yдэрнyyдтэ yхөө. Хандама харгыдаа хадхаляатаhан байгаа, yхэр малай вагонуудай забhар заалинхайгаар hалхи хабшаа бэзэ. Yхибyyдээ абаржа ерээд, Семипалатинск хyрэhөөр наhа бараhан байгаа. Тэрэнэй yхибyyдые ондоо буряад айлнууд yргэжэ абаа. Тэдэнэй hайгаар хаана холо yлэhэн хизаарта эсэгэтэй, ахатай гэжэ мэдэхэ болоо.
Гансал 1948 ондо буряадуудта тоонтодонь дyтэ зөөхэ арга олгоо, зyгөөр Эрхyyhээ зyyлжээ ошохо арга yгы зандаа. Хужартай газар дээгyyр олоной тамир тэнхэй hаланхай байгаа. Пагма Должиндо ороходоо бэеэ ехээр гэмэлтэhэн байгаа, тиигээд богони наhатай байшоо. Уhан тунгалаг сэбэр байдаг гэжэ гансал Эрхyyдэ мэдээ, энээнhээ урда гансал шарабтар хужартай уhаар хоол хээ бшуу. Эды олон жэлнyyдтэ хэзээ нэгэтэ эсэгэтэеэ уулзахабди гэhэн найдалаар ажамидараа. Аяар 1959 ондо Хитадтай хилэ нээгдэжэ, тyрэлхидээрээ золгоо. /ама Цыренhээ жаргалтай хyн yгы hэн. Гансал эхынгээ шарай hананагyй, олон жэлдэ мартахагyйгөө оролдоошье hаа.
Эдэ мyрнyyд соо тэрэ yеын саг элихэнээр харагдана. Хэдэн айл, гэр бyлэ иигэжэ хосорооб, тооолошогyй олон ааб даа.
Хэдэн бэрхэ ударидагшад, лама санаартан, уран зохёолшо мyн эрдэмтэд , юрын зон, хyyгэд энэ жэлнyyдтэ хосорооб. Жэшээнь манай Хэжэнгэhээ Бидья Дандарон, Галсан баабай 1907 2000 ондо наhа бараа. Тиихэдэ нэгэн байhан арад зониие хэдэн тээшэнь абажа хуубаагааб, иигэжэ татажа таhалаад, тyрэhэн хэлэ, ёhо заншалыень булаха гэжэ оролдоо гээшэб. Теэд авторнай НАРАНай байгаа сагта буряад арадни хосорхогyй гэжэ найдуулна. Бидэ өөhэдөөшье тyyхэ иража, хэhэн алдуунуудые гаргахагyй гэжэ орлдон арса мэтэ багаханшье hаа, алтаргана мэтэ ажамидаран байха ёhотойбди. Булта нэгэдэн нэгэ туг доро ниилэхэеэ оролдохо ёhотойбди. Алтаргана, Сурхарбаан, Сагаалган, Эрын гурбан наадан эдэ мэтэ буряад зониие эблэрyyлжэ, эхын yгэhэн хэлэеэ, тyyхэеэ алдахагyй гэhэн удхатай юм.
2 бyлэг уран yгын талаhаа шэнжэлэлгэ: Энэ хөөрөө хэдэн хуби болгожо хубаахаар байна:
1 хуби оролто yгэ Ага айлшалга, эжытэеэ уулзалга, Хитадта hуудаг нагаса тухай мэдээсэл
2 хуби аян замай тэмдэглэл
харгын тэмдэглэл болоно, аян замда ябаhанаа зураглана: Хятад, Маньчжури, Хайлар, Нантунь, Баруун /омо, Москва hуурин хурэтэр ябаhан тухай.
Yглөөдэрынь Хятад гарабабди. Маньчжури дээрэ автомашинаяа орхёод, Хайлар хyрэтэр автобусоор. Ошохо бyхэндөө манайхид Манчжуриин нэгэ ресторанhаа нагасындаа хонхододог, мyнөөшье тэрэ гуримаараа дуулгаба.
Хайлар хyрэтэр хоёр сагай хугасаа соо хyрэбэбди. Би бyхэли харгыгаа унтажа гарабаб. Москваhаа наашанхи харгымни өөрыгөө харуулна хаш. Хайлар дээрэ Намсалма хээтэймнай угтажа, yшөө саашаа Нантунь хyрэтэр автобустабабди. Хахад саг yлyyтэй ябажа хyрөөд баярлаhымни эртэ байшаба. Нагсатанаймнай байдаг Баруун /омо hуурин хyрэтэр yшөө хорёод модо. Нантунь хyрэтэр сэбэр сэхэ тала, саhан орожо эхилбэ.
3 хуби хөөрөөн соохи хөөрөөн Альмара абжагай гэр бyлын тyyхэ хөөрэлгэ
4 хуби тyгэсхэл

Параллелизм ба зэргэсyyлгэ хэрэглэнэ, Хөөрөөн доторхи хөөрөөн болоно:
Нагасымни шалажа, амархаа ошоходонь Альмара абжаа гэр бyлынгөө тyyхэ хөөрэжэ оробо.

1931 он. Yбэл. Бооржын тала. Арба гаран yрхэтэ айл yбэлзөөнөө эндэ тyхеэрэнхэй байгаа. Нэгэтэ хyйтэн hyни унаатай хyн ерэжэ, яаралтайгаар эд зөөреэ суглуулжа хилэ гарагты, хойто зyгhөө ородууд ерэнхэй, харгы хyндэлэн хаажа байна, тэдэниие yрдихэ хэрэгтэй гэбэ. Зуу гаран буряадууд тyрмэдэ хаагдаа. Ехэ хyлгөөн боложо, бараагаа, малаа хамталган эхилбэ. Зон хоёр бyлэг боложо хубаарба, нэгэ зариманиинь малаа эмхидхэнэ, нyгөөдyyл бараагаа абаба.

Yбэр Монгол айлшалалгамни yргэлжэлтэй байшоо. Улаан Yдын аэропорт дээрэ самолёдоо хyлеэжэ байтараа нэгэ yбгэжөөлые анхарааб. Жаахан, шyрдэгэрхэн, наhыеньшье ойлгохоор бэшэ. /андай дээрэ hуугаад урагша хойшоо гараашадhаа юумэ асуужа, гасаалжа hуугаа. Ганса буряадаар зугаалхадань тойронхи залуушуул бултадаа харюусажа шадахагyй байhаниинь муул даа.
Энэ yедэ Альмара абжаагай гар утаhан хонходожо, Шара далайн эрье ажалаараа ошонхой дунда ахай Аюша дуугарба. Талаангyйгөөр албанайнь хабсарhанда ехэ голхоржо, хожом айлшалхаб гэжэ найдуулаад, хyн бyхэнтэй хөөрэлдэбэ.
Эндэ мyн эпитет хэрэглэгдэнэ:
Оршон тойронхи зураглахадаа иимэ yгэнyyдые хэрэглэнэ :
бyрyyл гэрэй оройдо бишыхан зайн галай лампа
уняа бутарма халуун
хооhон тала, гэгээн хyхэ тэнгэри
Уhан тунгалаг сэбэр байдаг
Хара багаhаа
Ёhо заншалай абдарhаа: Эрэ хyн эрдэни, эрхимэй дээжэдэ хyртэхэ ёhотой гэжэ,
эрэ солотой хадаа иимэл табисууртай байна ха юм, ямар зохидоор энэ нютагта аха захатанаа хyндэлнэ гээшэб, /ургуулигyй хyн хyн бэшэ
3 бyлэг энэ 30 аад оной темэ буряад литературада ба нютагай тyyхэhээ.

Н. Дамдинов «Эсэгын нэрэ» гэжэ автобиографическа лиро эпическэ помэ соогоо 1937 ондо хардалгада орожо ябаhан эсэгэ тухайгаа бэшэнэ .
Дурасхаалта ном сооэсэгэ тухайнь иигжэ тэдэглэнхэй Гармаев Дамдин Жаб Гармаевич Баргажанай аймаг Угнаасай тосхон, декабриин 30, 58.1 а, 58.2,58.9, 58.11. сагаруулагдаа июлиин 13 1957 он военный трибунал ЗАБВО.
Энэ поэмэ 1957 1962 онуудта бэшэгдээ.
Н. Дамдинов 1932 ондо тyрэhэн 1937 ондо 5 байгаа. Энээн тухайгаа иигэжэ бэшэнэ:
Табатай байгааб тиихэдэ,
Табатай…
Талха шарад табихадань зооглоохо
Хабатай.
Yглөө бyхэндэ гэрээр дyyрэн
Наран.
Yлыжэ байжа энеэхэш, тэрэниие
Харан.
Гоё hайхан нааданхай асарха:
Аба!
Юун хэрэгтэйб даа yшөө
Нарай нялхада?
Юртэмсышни эрмэгынь
Хойто, урда хада.
Орой дээрэ тэнгэри,
Улла дорошни шорой .
Ондоо юуншье
Хамаатай бэшэл орой…
.................................
Хамтын суглаан.
Хатуу, хатуу yгэнyyд.
Гyрэнэй гэмтэн мэтээр гyлдышэhэн эхэ.
Эршэтэй огсом, шэрyyн yгэ hyхэнyyд
Бууна дээрэhээнь,
Дээрэhээнь бууна сэхэ.
Абымни нэрэ бузарлуулан будагдаа.
Алдуу гараа гyлгэры зyрхэм зyгнэнэ.
....................................
Элдэб yхэл байдаг.
Харин тэрэ, хара hанаата хyнyyдэй
Хардалгаhаа боложо ушарhан yхэл
Энэ дэлхэйдэхи тyмэн yхэлнyyдэй
Эгээн шоротойнь гэжэ хэншье хэлэхэл.
Хэжэнгэ нютагай тyyхэhээ:
Шадраагай Жамба арад зон соо Галсан баабай гэжэ сууда гараhан хэдэн ламанарай багша 30 аад оной байдал амасаhан юм. 1934 ондо нютагтаа хyдэлжэ байхадань, гал аюул боложо, yбhэ, hолоомо шаташаба. 2 yхибyyд галдаhан байгаа, харин хардалга yгэсэлгын ябуулгаар 10 жэлээр сyлэлгэдэ эльгээгдээ. Могзондо, Шэтэдэ, Шэтын наана Черновскойн саана Хадалаа гэжэ шахтада 1935 1938 он болотор ажаллаа. Тэндэhээ Колыма алта бэдэрэлгын газарта хyдэлөө 1944 оной апрелиин 28 да табигдаhан. Табилга абажа, элдэб тээ ажал хэжэ ябаа. 1968 ондо Хөөрхэ нyyжэ ерэhэн.

Хэшээлэ й тобшолол
Презентациин yргэлжэлэл хараябди. Хэшээлэй темэ ба эпиграфта дахин хандая, ямар удха даанаб гээшые элирyyлэе.
Мyнөө хэшээлдээ 30 аад оной зоболонгой замаар ябаhан арад зоноймнай тyyхэ харабабди, ерээдyйн сагта иимэ ушарнууд бy болоhай гэжэ найдаха ёhотойбди. Энэ хадаа ургажа байhан таанадhаа дулдыдаха, ямаршье ажалтай байхат, элдэб хyн зонтой ушархат иимэ хyниие доромжолhон ааша гаргаха ёhогyйт. Нэгэ хyнэй засагта байhанай yедэ ямар олон хyн зон зобожо гараа гээшэб. Иигэжэ хэдэн тээшээ таhаржа ябаhан буряад зоноймнай зам саашадаа ямар байха гээшэб? Энэ асуудалда таанад лэ харюу бэдэрхэт.
Гэрэй даабари : Найруулга энэ хэшээлэй удхаар, yгы гэбэл Элидхэл «Хэжэнгэ нютагайм 30 аад онуудта хардалгада ороhон хyнyyд» Нэгэ бyлын, нэгэ хyнэй намтар.
Любовь Ширапова "Кижингинский лицей"


Последний раз редактировалось: BayarGunzenbalay (09.10.09, 01:07 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
BayarGunzenbalay
мүнхэ


Зарегистрирован: Aug 27, 2008
Сообщения: 2222
Откуда: Худан Хэжэнгын тала
СообщениеДобавлено: 08.10.09, 13:23 +0000     Ответить с цитатой

Когда впервые прочитал рассказ, я был ошеломлен. Такая пронзительная стилистика и правдивость. Сперва опубликовал у себя в районной газете на русском, не успокоился, перевел на бурятский. Читатели были в восторге. Но как знают мои читатели СБН, народ в кодуно- кижингинской долине - не привыкший бурно радоваться и выражать восторг. Все молча, достаточно пары дружеских похлопываний и достаточно.
Передам только одно свидетельство: у нас есть одна женщина, которая одинокая и немного лишенная разума. Очень по своему мудрая и рассудительная, в минуты возвращения ума. Так вот она однажды зашла в мой кабинет, и очень долго возмущалась тем фактом, что увезли всех и даже младенцев в тюрьму. "Ямммар муухай, фашистнууд мэтэ зон гээшэб" буквальное воспроизведение возмущения. Тем более когдa я публиковал, сделал в качестве иллюстрации снимок юных шэнэхэйнских девчушек в буpятских дэгэлах. И она несколько раз показывала и спрашивала меня, неужели даже ее увезли..!!!

Спасибо "Дангине" ещё раз. И именно тогда возникла мысль, что обязательно надо ее рассказ применить на уроке бурятской литературы. И совместно с хозяйкой, набросали схему урока. Что приведено в верхнем посту.
Урок прошёл на ура. Дети надеемся взяли многое, да и присутствовавшие коллеги немалое почерпнули. Тем более, к сожалению, что данный отрезок истории не отражен совсем- совсем в современной бурятской литературе.
P.S. Спасибо сайту бурятского народа.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 08.10.09, 13:36 +0000     Ответить с цитатой

BayarGunzenbalay, еще примерно о том же самом есть в рассказе "Тоска" Виктора Балдоржиева - http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=15060

(там по названиям посмотрите)

возможно, он вам пригодился бы в дополнение рассказу Дангины.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дангина
айналайын


Зарегистрирован: Jul 18, 2003
Сообщения: 3091
Откуда: .......................
СообщениеДобавлено: 08.10.09, 15:28 +0000     Ответить с цитатой

может, кто-нибудь полностью переведет Баяра Гунзэнбалай? :roll:
би уhан буряад хэлэ угы :cry:
_________________
Аймшагтай Агын басаган!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Dorg
мүнхэ


Зарегистрирован: Mar 14, 2009
Сообщения: 3421
СообщениеДобавлено: 30.10.09, 17:10 +0000     Ответить с цитатой

Дангина писал(а):
Дашидондок писал(а):
Я тоже очень и очень впечатлен силой и искренностью рассказа. А дедушка тот часом не Балбар-ламахай был? Очень похож по описанию на него. Это ведь последний представитель старого настоящего бурятского ламства.


он самый. летел к сыну.

Сегодня отмечается День памяти политических репрессии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
buljamuur
ороошо


Зарегистрирован: Aug 27, 2009
Сообщения: 127
СообщениеДобавлено: 31.10.09, 01:39 +0000     Ответить с цитатой

Dorg писал(а):
Сегодня отмечается День памяти политических репрессии.

http://www.youtube.com/watch?v=IEztJonLUGo
Медведев: Репрессиям нет оправданий
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2009/10/091030_repression_victims_day.shtml
Слова Медведева о Сталине - сигнал обществу?
http://blog.kremlin.ru/post/35/transcript
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
BayarGunzenbalay
мүнхэ


Зарегистрирован: Aug 27, 2008
Сообщения: 2222
Откуда: Худан Хэжэнгын тала
СообщениеДобавлено: 31.10.09, 11:41 +0000     Ответить с цитатой

dGalsan писал(а):
BayarGunzenbalay, еще примерно о том же самом есть в рассказе "Тоска" Виктора Балдоржиева - http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=15060

(там по названиям посмотрите)

возможно, он вам пригодился бы в дополнение рассказу Дангины.


ОК. Эта тема , наверное, как урок на будущее. Не отстанет от нас да и в принципе у любого здравомыслящего педагога краеведа.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zalu
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Apr 06, 2009
Сообщения: 30
СообщениеДобавлено: 13.11.09, 01:44 +0000     http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8 Ответить с цитатой

"УЛЫБКА БУДДЫ"
(Новое дело о ритуальных жертвоприношениях)
С 18 по 25 декабря 1972г. в народном суде Октябрьского
р-на г.Улан-Удэ проходил судебный процесс над научным сотрудником Бурятского института общественных наук (БИОН) Сибирского отделения АН СССР Б.Д.ДАНДАРОНОМ, обвинявшимся по ст.227 ч.1 ("посягательство на личность и права граждан под видом совершения религиозных обрядов") и ст.147 ч.III ("мошеничество, т.е. завладение личным имуществом граждан или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием, причинившее значительный ущерб потерпевшему, либо совершенное особо опасным рецидивистом") УК РСФСР. Состав суда: председатель И.Х.ДЕМИН, народные заседатели Д.С.ДЫМБРЫЛОВА и А.Д.МЕРКЕЛЬ, прокурор А.Ф.БАЙБОРОДИН, адвокат - Н.Я.НИМИРИНСКАЯ.

Об этом деле очень кратко сообщалось в "Хронике" N27.
Ниже приводятся дальнейшие подробности.

Б.Д.ДАНДАРОН - крупнейший ученый - буддолог, родился в
1914г., был репрессирован в 1937г. по ст.58 тогдашнего уголовного кодекса, получил второй срок в 1947г., отсидел почти 20 лет, в 1956г. полностью реабилитирован. На теперешнем процессе ДАНДАРОН обвинялся в организации и руководстве в 1971-1972гг. "тайной буддийской сектой"; в частности, ДАНДАРОНУ и восьми его "ученикам" инкриминировалось отправление на дому религиозных обрядов-согшодов (в городах Ленинграде, Тарту, Улан-Удэ, Кижинге), сопровождавшихся "кровавыми жертвоприношениями", "ритуальными совокуплениями", свидетельствующими о "cексуальном мистицизме" членов "секты". В числе формулировок обвинения фигурировали также "покушения на убийство и избиения бывших членов секты, пожелавших порвать с ней", а также "связи с заграницей и международным сионизмом". Перед судом должны были предстать более 80 свидетелей; задержанию, обыскам, допросам были подвергнуты специалисты-буддологи Москвы, Ленинграда, Вильнюса, Тарту. В частности, следователем Черемушкинского р-на Москвы Е.В.БУРОБИНОЙ (на основании постановления следственного управления прокуратуры Бурятской АССР) был произведен обыск у одного из крупнейших специалистов по санскриту и буддийской философии О.Ф.ВОЛКОВОЙ, научного сотрудника Института востоковедения АН СССР. У ВОЛКОВОЙ были изъяты несколько тибетских канонических текстов, произведения буддийского искусства, а также два экз.Библии, После этого ВОЛКОВА, а также известные ученые А.М.ПЯТИГОРСКИЙ, Ю.М.ПАРФЯНОВИЧ (Москва) и Л.Э.МЯЛЛЬ (Тарту) подверглись допросам по "делу о буддийской секте". ВОЛКОВА направила Н.В.ПОДГОРНОМУ и Р.А.РУДЕНКО заявление протеста против этого "грубого и безграмотного акта", в котором отметила, что в буддизме за всю его историю существования не было кровавых жертвоприношений, как не существует в нем и понятия "религиозной группы", потребовала возвращения изъятых предметов и просила вмешательства во все это затеянное бурятской прокуратурой "дело".

Огласка, которую получила задуманная операция, побудила,
очевидно, бурятскую прокуратуру, хотя бы отчасти, замять дело. Так, ВОЛКОВОЙ были возвращены все отобранные при обыске вещи, а ПЯТИГОРСКОМУ и ПАРФЯНОВИЧУ бурятская прокуратура письменно объяснила "суть дела", заявив, что к ним лично никаких претензий нет, в отличие от ДАНДАРОНА, который в этих "объяснениях" был охарактеризован, как "дважды судимый за антигосударственную деятельность" (позднее, на суде прокурор БАЙБОРОДИН в ответ на протест адвоката по поводу неправомерности такой характеристики заявил, что "во времена ХРУЩЕВА реабилитировали кого попало").

Четверых из арестованных вместе с ДАНДАРОНОМ:
Ю.К.ЛАВРОВА, А.И.ЖЕЛЕЗНОВА, Д.БУТКУСА и В.М.МОНТЛЕВИЧА психиатрическая экспертиза городской больницы N1 г. Улан-Удэ (В составе Ф.П.БАБАКОВОЙ, В.М.ВЕСЕЛОВА и В.С.СМИРНОВА) признала невменяемыми с рекомендациями о направлении в психбольницы специального типа; диагноз - "шизофрения" (с вариациями от "вялотекущей" до "параноидальной" следовал во всех случаях после фраз: "в окружающем ориентируется правильно", "со стороны центральной нервной системы патологических изменений не обнаружено", "эмоционально упрощен", " недостаточно обеспокоен своей личной судьбой", "память и интеллект соответствуют полученным знаниям и приобретенному опыту", "склонен к резонернству" и "на вопросы отвечает формально"; наиболее явными различиями в характеристиках оказались степени готовности отвечать на заданные вопросы от "сдержанно" до "охотно").

Четверых других обвиняемых: В.Н.ПУПЫШЕВА, Н.С.МУКИНУ,
Д.Д.БАЯРТУЕВУ и О.В.АЛЬБЕДИЛЯ из-под стражи освободили, выдав на руки почти идентичные постановления о прекращении уголовного дела (подписанные следователем майором И.ХАМАЕВЫМ и утвержденные зам.прокурора Бурятской АССР гос.советником юстиции III класса Б.ЦЫДЕНЖАПОВЫМ), в которых говорилось, что они являются "активными участниками буддийской секты, руководимой ДАНДАРОНОМ..., участвовали в согшодах,... на которых ДАНДАРОН проповедовал и внушал своим "ученикам" беспрекословное и угодливое подчинение ему, как "учителю", обожествлял себя и внушал культ насилия и необходимость физического подавления и уничтожения всего, что мешает буддийской вере, сексуальный мистицизм, совершал посягательства на права, честь, достоинство и личную собственность своих учеников... За совершенные преступления... подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст.227 ч.II УК РСФСР, но, учитывая, что основные участники преступлений ЖЕЛЕЗНОВ, МОНТЛЕВИЧ, БУТКУС и ЛАВРОВ... определением народного суда направлены в психиатрические лечебницы закрытого типа, привлекать (имя рек) к уголовной ответственности нецелесообразно, так как он может быть исправлен мерами общественного воздействия". Резюме: "Уголовное дело... прекратить и материал на него передать на рассмотрение товарищеского суда по месту работы". Все четверо были уволены (товарищеского суда не понадобилось) как потерявшие моральное право быть преподавателями на основании ст.254 п.3 КЗОТ РСФСР. С работы были уволены также (как родственники ДАНДАРОНА) непричастные к "делу" Д.С.МУНКИНА, Б.С.МУНКИНА и Д.Г.БАЯРТУЕВ (директор школы в Кижинге, заслуженный учитель РСФСР). Жена О.В.АЛЬБЕДИЛЯ М.Ф.АЛЬБЕДИЛЬ исключена из аспирантуры Ленинградского университета. Кроме того, суд вынес частное определение о направлении письма в Ленинградский горком КПСС о плохом состоянии идеологической работы в Ленинграде, где окончили вузы большинство привлекавшихся к процессу.

Следствие и суд изобиловали нарушениями закона. Так
обнаружилось, что "отказ" ДАНДАРОНА от защиты,снабженный его подписью, был подделан. Таким же подложным оказалось фигурирование на суде письмо бывшего секретаря Кижингинского райкома партии ДУГАРОВА Бато-Далая, вышедшего из партии и пожелавшего стать буддийским ламой, о том, что эти поступки были совершены им якобы под влиянием ДАНДАРОНА. (Запуганный и запутанный изматывающими допросами, продолжавшимися с 9 час. утра до 3 час. ночи, ДУГАРОВ давал на следствии показания о влиянии на него ДАНДАРОНА, но на суде решительно отказался от них). Адвокату НИМИРИНСКОЙ удалось реализовать свое право на свидание с подзащитным наедине при подписании статьи 201 лишь после нескольких протестов и заявлений о намерении написать протест Генеральному прокурору СССР. Свидетель МЯЛЛЬ ("неугодный" обвинению) не был вызван своевременно в суд, а когда он все же приехал в Улан-Удэ, сотрудники КГБ во главе с майором ХАМАЕВЫМ пытались не допустить его в зал суда. После дачи показаний МЯЛЛЬ был задержан и доставлен в прокуратуру, где у него снова потребовали показаний по делу ДАНДАРОНА, а после его отказа - "свидетельских" показаний по его собственному "делу" (выделенному в особое дело). Уже упомянутый выше прокурор БАЙБОРОДИН был одновременно главным следователем по делу ДАНДАРОНА; ходатайство адвоката об его отводе не было удовлетворено. На суде БАЙБОРОДИН заявил, что ненормальность и ущербность причастных к процессу лиц видна из того, что "все умные люди уезжают из Бурятии", а эти в ней остались; требование адвоката о вынесении судом частного определения по поводу подобных высказываний обвинителя так же не было удовлетворено. Когда суд удалился на совещание, в совещательную комнату вошел полковник МВД АХМЕДЗЯНОВ и остался там до конца совещания, из совещательной комнаты были слышны частые телефонные звонки.

В ходе процесса почти все обвинения были практически
сняты. В тексте "научно-атеистической, искусствоведческой" экспертизы, представленном заведующей сектором буддологии БИОН К.М.ГЕРАСИМОВОЙ и непосредственным начальником ДАНДАРОНА А.Д.ДУГАР-НИМАЕВЫМ, содержались нелепые измышления о "сексуальном мистицизме" буддийской религии, о том, что "буддизм есть насилие, в нем существуют изуверские секты". На заседании суда ГЕРАСИМОВОЙ не было, а ДУГАР-НИМАЕВ отказался отвечать на вопросы адвоката, сославшись на свою некомпетентность в вопросах буддизма. Свидетель Петр ДАМБАДАРЖАЕВ, доставленный в зал суда из больницы, где он лечился от алкоголизма, уличенный МЯЛЛЕМ, который якобы избивал его и хотел убить за "отход от секты", менял свои показания на ходу и в конце концов совсем запутался в них. Главная свидетельница, аспирантка Института этнографии АН СССР БАДМАЕВА, которую до суда допрашивали по много часов 21 день подряд, на суде была в истерике. Так же многократно и подолгу допрашиваемые супруги ПЕТРОВЫ отказались подтвердить, что их 16-летний сын посещал согшоды и под влиянием ДАНДАРОНА обратился в буддизм, так что отпали и обвинения "в растлевающем влиянии на молодежь". Верховный лама Бурятии пандид ХАМБО ЛАМА отказался поддержать обвинения ДАНДАРОНА в сектанстве и опроверг их, дав исчерпывающие (хотя и не "научно-атеистические") разяснения по поводу характера буддийских ритуалов. Адвокат НИМИРИНСКАЯ в своей четырехчасовой речи полностью доказала невиновность своего подзащитного

Таким образом, налицо поразительное сходство "дела
ДАНДАРОНА" со знаменитым "делом БЕЙЛИСА", описанным В.Г.КОРОЛЕНКО (и закончившимся, благодаря его вмешательству, оправданием обвиняемых инородцев) делом о "мултанских жертвоприношениях". Но на лицо и отличие: обвинительный приговор.

Цитируем с сохранением особенностей стиля:
"Доказательства виновности:
1) ...Участники группы в полном составе собирались
на моления-согшоды, о чем подтверждали как ДАНДАРОН, так
и все его ученики.
2) Была создана подпольная касса. ДАНДАРОН назначил
кассиром сначала БАДМАЕВУ, а затем ЛАВРОВА. Об этом
подтвердили ДАНДАРОН, БАДМАЕВА, АРОНОВ, ПУПЫШЕВ и др.
3) Из заключения научно-атеистической экспертизы
видно, что буддизму свойственны преклонения, почитания,
обожествление учителя, преподношения ему. ДАНДАРОН не
оспаривает, что он был учителем, свидетели ПЕТРОВЫ,
РЕПКА, АЛЬБЕДИЛЬ и многие другие подтвердили, что они
преклонялись перед ним, как перед духовных учителем. Об
этом свидетельствуют репродукции фотографий ДАНДАРОНА в
ламском одеянии..." (Речь идет о фотографии, снятой
корреспондентом Агенства печати "Новости" по его просьбе
в "этнографических целях").
В результате Б.Д.ДАНДАРОН признан виновным в совершении
преступлений, предусмотренных ст.227 ч.1 и 147 ч.III, и осужден (на основании второй из этих статей) к 5 годам лишения свободы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
IrisGD
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Dec 07, 2009
Сообщения: 29
СообщениеДобавлено: 26.12.09, 01:15 +0000     Ответить с цитатой

Спасибо Дангина за подвижническую работу по восстановлению истинной истории бурятского народа. Многие из нас знают её лишь по скупым рассказам бабушек и дедушек. По отцовской линии у моей бабушки из зажиточной семьи, уроженки улуса Табтанай, увезли в Красноярский край и на строительство Беломорканала родителей, братьев, дочь. Бабушка была замужем за простым охотником и жила во время арестов в Эбэр-Алханае. Когда узнала про отправку дочери, то взяв справку в сельсовете о том, что это её дочь, а не зажиточных родителей, верхом на лошади добиралась до ст.Могойтуй, откуда отправлялись эшелоны с репрессированными земляками и не успела забрать дочь. Оттуда не вернулся почти никто, один родственник бабушки вернулся в 50-е годы, но вскоре умер. Мой отец рассказывал, что у них в семье был табун лошадей, коровы, бараны, швейная машинка "Зингер" и т.д. Кроме того, у них была торговая лавка. Всё это было конфисковано, подтверждено записью в книгах по описи колхозного имущества (отец мой видел). Очень жаль, что я не успела расспросить подробнее об этом времени у своего отца.

Последний раз редактировалось: IrisGD (17.01.10, 11:57 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 8, 9, 10, 11, 12  След.
Страница 10 из 12

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru