BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Юрид. прецедент признанию бурятского народа репрессированным
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 06:14 +0000     Юрид. прецендент бурятскому народу для признания репрессии Ответить с цитатой

Вчера Верховный суд реабилитировал убитых РОмановых, признав их жертвами репрессии. Юристы уже говорят о создании прецендента. Поляки, добивающиеся признания убийства неск. тыс. польских военнопленных геноцидом, теперь уверены в своей судебной победе.

Буряты, которым ранее, как и Романовым, было отказано в реабилитации под предлогом отсутствия государственного обвинения, теперь также получают полный шанс добиться признания бурятского народа репрессированным, если не политическим путем (признанием в соответствии с ФЗ "О реабилитации репрессированных народов"), то судебным.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rotary
муухайхан


Зарегистрирован: Feb 14, 2006
Сообщения: 840
Откуда: Иркутск
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 06:35 +0000     Re: Реабилитация Романовых - юрид. прецендент бурятскому нар Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Вчера Верховный суд реабилитировал убитых РОмановых, признав их жертвами репрессии. Юристы уже говорят о создании прецендента. Поляки, добивающиеся признания убийства неск. тыс. польских военнопленных геноцидом, теперь уверены в своей судебной победе.

Буряты, которым ранее, как и Романовым, было отказано в реабилитации под предлогом отсутствия государственного обвинения, теперь также получают полный шанс добиться признания бурятского народа репрессированным, если не политическим путем (признанием в соответствии с ФЗ "О реабилитации репрессированных народов"), то судебным.


а почему вы считаете, что народ репрессированый?
_________________
нет будущего кроме того, что мы творим сами
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 06:41 +0000     Re: Реабилитация Романовых - юрид. прецендент бурятскому нар Ответить с цитатой

rotary писал(а):

а почему вы считаете, что народ репрессированый?

Sorry, но об этом уже столько писали, столько писали... В другое время я бы просто адресовал бы вас к яндексу и гуглу. Но сейчас все же поищу для вас пару ссылок.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 09:42 +0000     Ответить с цитатой

http://buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=15010

http://buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=2332&highlight=%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

http://buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&p=121584#121584
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 10:19 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:

http://www.tuvaonline.ru/2006/03/17/obedinenie.html

вне автономного образования буряты не смогут сохраниться как этнос. Делегаты были единодушны в стремлении сохранить автономию Усть-Орды. "О 37-м годе говорили почти все делегаты. Но сколько можно об этом говорить? Нужно действовать, - считает 25-летний Булат Цыденешеев, журналист ТРК "Ариг Ус".

"Почему же с Иркутской областью?" - задавались вопросом делегаты съезда. "Если в Москве собрались укрупнять субъекты Федерации, то по исторической справедливости Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа должны быть воссоединены с Республикой Бурятия, потому что до геноцида 1937 года эти два округа составляли единое целое с Республикой Бурятия. Из-за ложного обвинения в пресловутом «панмонголизме» Бурят-Монгольская АССР подверглась жесточайшей репрессии и была расчленена на 5 частей. Отторгнутые от республики два округа, а также два района, не вошедшие в автономию, Ольхонский и Улан-Ононский (Ононский), были отданы Иркутской и Читинской областям. В дальнейшем изменили название республики Бурят-Монголия. Тоталитарный режим проводил ту же политику по отношению к коренным народам, что и царское самодержавие.

Разделение единого народа (по принципу «разделяй и властвуй») стало трагедией для всего бурятского народа, особенно для бурят из Усть-Орды. Почему о трагедиях адыгейцев, бурят или татар говорится неизмеримо меньше, а многие вообще о них ничего не знают?

Отколотые от своей нации усть-ордынские буряты, оставшись наедине со своей незавидной судьбой, подверглись всепоглощающей ассимиляции, превратившись в национальное меньшинство в своем округе, к тому же утратив знание родного языка. "Полнейшая ассимиляция, деградация и манкуртизация бурят из Усть-Орды послужили поводом рассматривать их как самое слабое звено (из всех национальных субъектов страны) для ликвидации округа в связи с губернизацией России" - пишут журналисты Бурятии.

"Надо полагать, что такая же участь ждет как Республику Бурятия, так и Агинский Бурятский автономный округ. Слово «губерния» ассоциируется у коренного народа с возвращением колониального прошлого, когда буряты были ущемлены в своих правах и унизительно назывались «инородцами» - людьми второго сорта на своей родной земле.

Д.Д. Нимаев в книге «Бурятия» написал: «У бурят началось постепенное сужение их былой этнической территории, продолжающееся, кстати, до наших дней. К 1 января 1917 года ввиду отобранных в колонизационный фонд бурятской земли размеры землепользования бурят Верхоленского уезда сократились на 51%, Карминского - 75%, Хоготовского - 51%, Верхнекуданского - 75, Баяндаевского -74, Ользоновского - 49, Зунгаро-Быкотского - 80, Унгинского - 64, Нельхайского - 72 и т.д. Со своих лучших земель проживания по берегам реки Ингоды были вытеснены агинские буряты в засушливую голую степь, где сейчас они и живут, т.е. в основных районах расселения бурят их земельные наделы сократились на 53,5%». Хищнический захват бурятской земли колониальными властями вызвал у коренного народа целый ряд волнений и выступлений за свои права, против грабительского произвола самодержавия. Но все выступления бурят подавлялись властями.

Единственным в свое время защитником бурят после их обращения к престолу Российской империи был сам царь - Петр I. Он издал Указ о неприкосновенности территории проживания «братских иноземцев» (бурят). Но после правления Петра I захваты бурятской земли в колонизационный фонд и грабительский ясак с бурят еще более усилились. Что привело к потере более половины бурятских земель, к рассеиванию расселения, к размыванию этнического самосознания и к утрате родного языка. И продолжателем политики самодержавия выступил тоталитарный сталинский режим, расчленивший бурятский народ уже на официальном уровне, тем самым лишив его территориальной целостности".

«Разделение бурятского народа на три автономии - это действительно исторический парадокс. Буряты - единственная нация сегодня, которая разделена на три части. В настоящее время сокращение «шагреневой кожи» автономности усть-ордынских бурят, видимо, стало удобным во всех отношениях для ее ликвидации. И надо полагать, что, окажись буряты в губернии, они снова превратятся в «инородцев» без роду и племени и даже могут лишиться родной земли своих предков. Президент Российской Федерации В.В. Путин, будучи в Татарстане, положительно отозвался о татарском народе, отстаивающем свою автономную государственность и родной татарский язык. И здесь появился луч надежды на то, что президент Российской Федерации В.В. Путин положительно решит вопрос и о реабилитации репрессированного бурятского народа. По всем параграфам закона о репрессированных народах буряты являются репрессированным народом" - считают в Бурятии.

В 1990 году шестидесять ветеранов написали в Кремль о реабилитации репрессированного бурятского народа: «Сколько обид и несправедливости допущено по отношению к бурятскому народу! Вопреки Конституции БМАССР и РСФСР, вопреки воле и желанию народа, была разрушена его единая национальная государственность. Стремление народа сохранить свое богатейшее наследие и духовные ценности, самобытность и традиции жизни объявлялись буржуазным национализмом, панмонголизме. Пострадали интеллигенция, лучшие сыны бурят. Подавлялась уникальная бурятская культур, созданная на стыке буддийской культуры и западной русской культуры».

О репрессиях бурят говорил и Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ»: «только за восстание в 1929 году было уничтожено около 35 тысяч бурят-монголов». По прямому указанию И.В.Сталина НКВД СССР провел зачистку приграничной территории от "неблагонадежных элементов". В Казахстан и республики Средней Азии из Бурят-Монгольской АССР, Читинской области, Хабаровского и Приморского краев было депортировано 120000 корейцев и 8000 китайцев".

Как утверждает историк А.А.Елаев: "На депортацию бурятского населения из трех аймаков, которые отходили от Бурят-Монгольской АССР, Центр, очевидно, не решился по той причин, что буряты имели, в отличие от корейцев и китайцев, собственное национально-государственное образование, а потому и не относились, по принятой тогда квалификации, так называемым "текучим национальным группам", не имевшим определенной классовой структуры и, якобы, исторической территории, что давало Центру повод для их депортации"



"историк Елаев" просто был не в курсе, что депортацию бурятского населения и зачистку от него территории Центр все-таки провел в ряде районов Бурятии. Об этом см. в КИФ тему "Памяти жертв репрессии бурятского народа".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 10:26 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:

http://www.rian.ru/spravka/20061030/55232145.html

Уже в предвоенные годы началось массовое выселение целых народов. Жертвами депортации стали поляки, курды, корейцы, буряты и другие народы. 3,5 миллиона исчисляется количество репрессированных по национальному признаку с середины 40-х по 1961 год. Силой, под страхом расстрела, выселялись из Поволжья, Москвы, Московской области и других регионов лица немецкой национальности. Были выселены из родных мест калмыки, крымские татары и другие народы. Депортация коснулась 14 народов целиком и 48 - частично
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 14:09 +0000     Ответить с цитатой

Обратите внимание на пропорции репрессированных в 1937 году (насколько я помню, эти данные охватывают не все месяцы года): бурятское духовенство (только буддисты, не считая шаманов) - 1701 человек, в то время как священнослужителей православной церкви 101 человек (среди которых не все русские), старообрядческой - 24 человека. В Южной Осетии пострадало по российским официальным данным 1400 чел., из которых документально подтвержденных убитых менее четырех сотен, причем в большинстве своем взрослых мужчин, изрядная часть которых погибла в бою с оружием в руках. И это офиц. представители РФ признали геноцидом, что внушает и заставляет думать, что, если элементарная логика и простейшая математика известны этим офиц. кругам, то признать геноцид бурятского народа им будет нетрудно, ведь буряты потеряли намного больше. Численность бурятского народа на своей родной земле сократилась на десятки (!) тысяч человек.

Заметим, что поскольку буддийское духовенство составляло примерно десятую часть всего бурятского населения буддийских районов, а нам известно, что буддизм был уничтожен в СССР полностью, то отсюда должно следовать, что как минимум каждый 10 бурятский буддист так или иначе пострадал от репрессивной политики властей. От особо зверского налогообложения, трудовых повинностей, выселения с мест проживания, поражений в правах, насилия над свободой совести. Наконец, высшее духовенство бурят-монголов было уничтожено физически, заключено в тюрьмы, лагеря, подверглось высылке в отдаленные регионы, на каторжные работы и просто было расстреляно.

Цитата:


http://mion.isu.ru/pub/sb-confess/1_9.html

Курас Л.В., Цыремпилова И.С.

Религиозные конфессии в Бурят-Монгольской АССР в 20-30-е годы ХХ в.

ОГПУ инкриминировали духовенству разложенческо-вредительскую работу в колхозах, военный шпионаж, диверсии14. Поэтому среди мер, направленных против духовенства, широко применялись аресты. Помимо духовенства аресту подвергались и верующие.

Во второй половине 30-х годов в Бурят-Монголии продолжалось закрытие, церквей, храмов, молельных домов, монастырей, дацанов. Спецслужбы по сравнению с другими показателями наиболее успешно проводили борьбу "с вредителями в рясах". Особый упор делался на борьбу с буддийским духовенством.

В мае 1936 года была подготовлена "Особая папка" Бурят-Монгольского ОК ВКП(б), в которой содержались специальные рекомендации о методах сокращения численности бурятских лам: более широкий масштаб "привлечения" лам в дорожном строительстве, лесоразработках; выселение за пределы республики и края по мотивам обвинения в антисоветской контрреволюционной деятельности, в хищении национализированного имущества; усиление налогового обложения; увольнение с работы в колхозах, совхозах, на новостройках; закрытие столярных, кузнечных и прочих мастерских, которые дацанские и степные ламы организовывали для обслуживания населения, конфискации сырья и оборудования этих мастерских; лишение избирательного права; решительная чистка в колхозах, опермероприятия по ламским организациям (15).

В целях дальнейшего сокращения лам НКВД осуществлял строгую проверку паспортного режима. В апреле 1936 года ЦИК и СНК БМАССР приняли совместное постановление "О воспрещении лечения населения методом тибетской медицины", в результате чего число эмчи-лам сократилось с 440 до 53 человек (16).

Самым печальным было уничтожение предметов культа религиозных конфессий при закрытии и ликвидации церквей, дацанов, синагог, молитвенных домов, которые представляли собой огромную культурную и научную ценность. Только в середине 1930 года Президиум ЦИК БМАССР принял Постановление "Об охране предметов музейного значения", что позволило хотя бы частично сохранить культовое имущество и особенно литературных источников от полного разграбления и уничтожения.

Конец 1936 - начало 1937 годов характеризуется активизацией религиозных обществ в республике. Это было обусловлено принятием Конституции СССР 1936 года, которая гарантировала "Свободу отправления религиозных культов". В соответствии со статьей 135 духовенство получило избирательное право наравне со всеми гражданами страны. В феврале 1937 Центральный совет Союза Воинствующих безбожников провел обследование антирелигиозной работы и деятельности религиозных организаций в БМАССР, указав на активизацию деятельности церкви и роста религиозных настроений на территории республики. Это же было отмечено в постановлении Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б). Причем, особенно отмечалась активизация ламаизма, шаманства, старообрядчества17. Верующие других конфессий продолжали отправление своих религиозных потребностей, проведение религиозных праздников. Ответом на эти действия верующих бюро ЦИК, СНК БМАССР и Бурят-Монгольский ОК ВКП(б) ужесточили налогообложение, осуществили ряд репрессивных мероприятий.

Коренным образом, обстановка в стране и в республике изменилась после известного февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б), санкционировавшего большой террор. По данным материалов базы данных Республиканской Книги памяти жертв политических репрессий было репрессировано священнослужителей православной церкви 101 человек, буддийской церкви - 1701 человек, старообрядческой - 24 человека. Данные по другим конфессиям отсутствуют, что можно объяснить проводившейся тактикой "пролетаризации" и "орабочивания" верхушки религиозных конфессий.

15. История Бурятии. Век ХХ. Улан-Удэ, 1993. С. 67.

16. Архив Управления ФСБ России по Республике Бурятия, ф. 3, оп. 1, д. 56, л. 64

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 14:36 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:

Александр Солженицын

Архипелаг ГУЛаг
Опыт художественного исследования


Вычитка по изд. YMCA-PRESS, Paris, 1973
YMCA-PRESS, 11, rue de la Montagne Ste-Genevie`ve, Paris 5

-- что текут и национальности то с одной окраины, то с другой.
Сажают якутов после восстания 1928 года.
Сажают бурят-монголов после восстания 1929 года. (Расстреляно, как говорят, около 35 тысяч. Проверить
нам не дано.)


Цитата:

В данном месте Солженицын пишет о погибших 35 тыс. бурят-монголов ДО 1937 года. Написал он в 1973. Очевидно, что он имел доступ к данным переписей 1927 и 1939 гг., а, возможно, каким-то образом, он владел информацией по засекреченной переписи 1937 года, данные которой были существенно более объективными, и которые Сталин приказал скрыть для маскировки масштаба геноцида. Солженицы не взял цифру с потолка. Он сослался на "говорят", и ему явно говорили информированные люди. Потому что сходная цифра получается путем вычислений даже открытых данных. Другое дело, что у нас нет документальных оснований говорить вслед за ним о том, что те 35 тыс. были именно расстреляны. Это довольно близкая к реальности цифра потерь бурятской нации, но потерь не вполне задокументированных, потому что мы не знаем, сколько из этих людей были непосредственно пострадавшими от действий властей, а сколько - пострадавшими и умершими в результате ПОСЛЕДСТВИЙ противоправных деяний власти.


Как бы то ни было, даже т.н. вторичные потери международным правом, как я понимаю, признаются геноцидом. В определении, насколько я помню, наличствует пункт о признании геноцидом также и "создание невыносимых условий для проживания национальных, расовых или религиозных групп". Погибшие в результате создания государством таких условий, конечно, также являются жертвами геноцида.

О каких условиях идет речь и как классифицирует это наука, можно узнать из ниже приводимого фрагмента исследования, которое, при этом, охватывает только малую часть тех злодеяний, что привели к массовой гибели бурят-монголов:

Цитата:

ДАГБАЕВА Вера Данзановна

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
В БУРЯТ-МОНГОЛИИ В 1920-е-1941 гг.

Межевые и землеустроительные работы в Бурят-Монголии, которые имели цель изыскать больше земель для принятия переселенцев из европейской части страны, проводились без учета особенностей хозяйственного уклада скотоводческого населения. В общей сложности за 1920-е - 1930-е гг. было захвачено и отчуждено свыше 70 тыс. дес. земельных угодий бурятского населения. Данный период отмечается постоянными земельными конфликтами между бурятским и русским населением, которые чаще разрешались в пользу второго.

Коллективизация, «раскулачивание» привели к кардинальным социально-экономическим и демографическим последствиям в Бурят-Монголии. В этот период происходит уменьшение численности бурят из-за снижения уровня жизни, увеличения смертности вследствие государственной политики в области сельского хозяйства, которая выразилась в быстром и насильственном переводе кочевого населения на оседлость, обобществлении поголовья скота – основного источника питания бурят. Необходимо отметить, что некоторая часть бурятского населения, наиболее хозяйственная, предприимчивая, была вынуждена иммигрировать в соседнюю Монгольскую республику и в район Внутренняя Монголия Китайской республики.

...В июле 1929 г. была организована Бурят-Монгольская экспедиция Переселенческого управления Всесоюзного Наркомзема для обследования земельного фонда и перспектив заселения БМАССР. Непосредственные изыскания экспедиции были направлены на учет земельного фонда, отбор первоочередных колонизационных районов, обследование в них экономики и техники сельского хозяйства и установление их колонизационной емкости.

Общее заключение, к которому пришла экспедиция, - перспектива для заселения переселенцами во всех группах аймаков БМАССР при-сутствует, но готовых земель нет. Исходя из данного положения работа экспедиции заключалась в изыскании внутринадельных земельных излишков и свободных государственных фондов в обжитых районах.
Было решено изъять излишки земель трудового пользования по линии бурятских землепользований, как дающих меньшую степень освоения территорий. Эти мероприятия должны были значительно сократить площадь сельскохозяйственных угодий кочевых и полукочевых хозяйств, освобождая, таким образом, место для переселенцев...

...В документах переселенческого отдела имеется информация о доброжелательном отношении рядовых колхозников-бурят и русских-старожилов к прибывшим переселенцам. Наряду с этим присутствовало и недоброжелательное отношение. Принимались необходимые меры по ликвидации имевшихся недостатков, вплоть до следственных мероприятий НКВД...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 16:13 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:

http://www.buddhism.ru/buddhru/bru6/buddhist_petersburg.php

Анатолий Алексеев
В декабре 1933 года прозвучала последняя пуджа. Вскоре власти объявили лам "социально-опасными элементами" и "врагами социалистического переустройства". Их массовые аресты ведут отсчет с весны 1935 года. Начавшись высылкой в лагеря на три - пять лет, своей кульминации репрессии достигли осенью 1937 года, когда последняя группа лам и учёные-буддологи Б. Барадийн, Ц. Жамцарано и другие были арестованы и приговорены к расстрелу.

Все они похоронены на специальном кладбище НКВД в Левашовской пустоши. Санкт-петербургская буддологическая школа академика Ф. И. Щербатского и другие направления отечественной буддологии также подверглись полному разгрому.

Результатом тридцатилетней борьбы с "реакционным духовенством" стало полное уничтожение буддийских монастырей и ликвидация ламского сословия
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 16:53 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:

http://www.narodru.ru/article4981.html

10 февраля 2006

Ш.Б. Чимитдоржиев

К вопросу о реабилитации репрессированного бурят-монгольского народа

68 лет прошло с того времени, когда было обнародовано постановление ЦИК СССР о расчленении БМАССР.

Бурят-Монголия оказалась раздробленной на несколько административно-территориальных образований. Республика потеряла почти 40 процентов территории, районы (аймаки) с наибольшим количеством бурятского населения. Республика потеряла хлебную важнейшую житницу и молочно-мясную базу в приангарье, животноводческие аймаки, особенно овцеводческие в Восточном Забайкалье.

Сегодня утвердилось мнение (и населения, и властных структур) о том, что в 1937 г.в отношении бурятского народа был совершен акт незаконный, противоправный. Акт нанесший ему душевную травму. В 1937 г. в условиях массовых репрессий народ не мог открыто высказать свою боль, свой протест.

Спустя полувека со времени расчленения Республики впервые подняли вопрос о его антиконституционности, антинародности. В этом велика заслуга почетных ветеранов бурят-монгольского народа, выступивших в августе 1990 г. с заявлением и обращением в Верховный Совет СССР с требованием восстановить историческую справедливость.

До сих пор мы не располагаем данными, от кого исходила инициатива расчленения бурят-монгольского народа БМАССР. В постановлении от 26.09.1937 в директивном стиле декларировался раздел республики без указания причин этого шага союзного руководства. Там имеется весьма обтекаемое утверждение о том, что решение это принято "с тем, чтобы приблизить руководство областных советских органов к районам, к предприятиям, колхозам и совхозам".

Одно ясно: оно свершилось без согласия народа, за его спиной, без согласия законно избранного руководства республики. Прежде чем совершить антиконституционный акт, обезглавили национальное руководство республики, отправили в Гулаг и расстреляли всех первых руководителей БМАССР и их заместителей, почти всех видных деятелей бурятской научной и творческой интеллигенции. Было состряпано дело о "широком контрреволюционном панмонгольском движении". Теория обострения классовой борьбы по мере углубления социалистической революции не могла не привести к обострению социально-политической обстановки в СССР. Стало опасно высказываться о родственных связях с монгольскими народами. В условиях террора тоталитарного режима было растоптано суверенное право бурят-монгольского народа.

На самом деле панмонголизма как политической организации на территории БМАССР не было. Сегодня полностью реабилитированы те, кто в прошлые десятилетия, особенно в суровые тридцатые годы, обвинялся в панмонголизме. Вынесены оправдательные приговоры, в которых отмечается, что на территории Бурят-Монголии, также в МНР не было никакой контрреволюционной панмонгольской организации: дела т.н. панмонголистов сфабрикованы по заданию сверху работниками НКВД СССР и БМАССР, также карательными органами МНР.

О 1937 годе и последствиях его имеется достаточно богатая литература. В сборниках, журналах, газетах были опубликованы статьи ученых и общественных деятелей. Издана Советом Конгресса бурятского народа книга "Как исчезла единая Бурят-Монголия" (1-е изд, 1997; 2-е доп. изд, 2004, сост. Ш.Б.Чимитдоржиев). во 2-м издании наряду с материалами характеризующими антиконституционный акт 1937 г. представлены документальные и аналитические материалы. Это Постановление Верховного Совета Республики Бурятия "О реабилитации народов Бурятии" (3.06.93). письмо Председателя Правительства РБ В.Б.Саганова на имя вице-президента российского правительства (26.11.94), Письмо Президента Конгресса бурятского народа Е.М.Егорова Председателю Народного Хурала РБ с просьбой поддержать инициативу Совета КБН и направить в Госдуму материалы по реабилитации бурятского народа (30.06.97). Поэтому я ограничусь сказанным по истории вопроса.

Я неоднократно в своих книгах, статьях и докладах высказывал свое мнение. Суть его в следующем. В 1937г. Была совершена незаконная антиконституционная акция был совершен дискриминационный акт в отношении бурят-монгольского народа, растоптано его суверенное право на свободное самоопределение. Разделение республики пере6дача шести аймаков соседним областям имели весьма отрицательные последствия. Республика была ослаблена политически и экономически, сокращена ее территория, было нарушено единство национального хозяйства бурятского народа. Прекратилась национальная консолидация нашего народа. С этого времени началась деформация родного языка, наших культурных национальных традиций и обычаев. Вследствие антиконституционного акта значительно ослабли культурно-этнические связи, затормозились процессы формирование единой письме6нности и литературного языка.

Буряты проживающие вне республики по существу, оказались вне пределов не общенациональной жизни. Выросли целые поколение бурят, незнающих родной язык. Разъединение отрицательно сказалось на демографических процессах, на росте численности бурят.

Наше мнение поддерживают многие ученые, широкая общественность республики и автономных округов.

Так подчеркнув антиконституционный характер акта 1937г. И отменив, что больше территории, населенные бурятами, оказались вне пределов бурятских национальных образований И.С.Урбанаева, Т.М.Михайлова, Ю.Б.Рандалов, И.Д.Бураев пишут: "вне национально-государственных структур оказались: в Иркутской области – ольхонские, верхоленские (качугские), китойские, молькинские (балаганские), сайгутские и нижнеудинские буряты. Причем, если площадь Аларского, Боханского, Эхирит-Булагатского района составляла 246670 кв.км. сейчас 129 000 кв.км." /См.: Национальный вопрос в Бурятии. У – Удэ; 1989, с. 5/ с.

Известный общественный деятель из Аги Жигжитжаб Доржиев свидетельствует о том что значительная часть У-Ононского аймака ранее составляющего часть БМАССР, не была включена в состав Агинского Бурятского национального округа, а предана в прямое подчинение Читинской области.

Сейчас хочу ознакомить с высказываниями наших оппонентов.

Теперь о позиции исследователей из Новосибирска – В.А.Димидова, В.В.Димидова и В.С. Познаннского. Они положительно оценивают акт 1937 г. Постановление ЦИК СССР от 26.09.37 о разделении Бурят-Монгольской АССР, пишут о том, что это решение отвечало конкретно-историческим условиям и учитывало экономические, географические и национальные факторы /См.: В.А.Демидов, В.В.Демидов, В.С.Познаннский. Народы Сибири на путях интернационализма НС. 1990 с.80/. Мнение этих авторов базируются на тезисе географической отдаленности территории бурятских округов от центральной Бурят-Монголии. В условиях неразвитой инфраструктуры региона (отсутствие оперативной связи, хороших дорог, средств передвижения и пр.) существовали серьезные проблемы снабжения данных территории и управления ими. К тому же, присоединение бурятских аймаков с их сельскохозяйственным потенциалом (производство зерновых культур и мясомолочное животноводство) было крайне важным для экономики Иркутской области.

Обнародованию Постановления ЦИК СССР от 26.09.37 способствовало и наличие старых территориальных споров БМАССР с Иркутском. Иркутский губисполком противодействовал образованию Бурят-Монгольской АССР в 1923г. Несколько позже иркутские органы власти выступили с проектом об образовании Ленско-Байкальской области с включением БМАССР на правах округа. По словам вышеупомянутых новосибирских авторов, решение ЦИК СССР от 1937г. Было призвано решить спорные проблемы между соседями.

Высказывания В.А.Демидова и его коллег вызвали недовольство и резкий протест бурятских ученных, которые в своем коллективном письме, также в своих публикациях выразили решительное несогласие.

Нас не могут интересовать мотивы, которыми руководились союзные власти, принимая Постановление ЦИК СССР от 26.09.37. каковы были реальные, не надуманные, причины? Почему Бурят-Монгольская Республика была растоптана, расчленена, раздроблена на части?

Пытаясь ответить на эти вопросы, мы обратились к решению 1 сессии Верховного Совета БМАССР (6-8 июля 1938г.). она записала в своем решении дословно следующие слова из постановления ЦИК СССР: " С тем, чтобы приблизить руководство областных советских органов к районам, к предприятиям, МТС, колхозам и совхозам, ЦИК СССР принял решение… о разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области, вследствие чего в состав Иркутской области от Бурят-Монгольской АССР отошли аймаки: Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский, Ольхонский и в состав Читинской области отошли Агинский и Улан-Ононский аймаки". Таково было "самостоятельное" решение парламента БМАССР. Нет смыла обвинять этот орган в неискренности, ибо в тогдашнем тоталитарном советском обществе отсутствовали элементарные условия свободного волеизъявления.

Скорее всего объяснение данное в письме – обращении бурятских ветеранов соответствует истине. В нем сказано: "Формальным поводом для дробления единого народа была территориальная разбросанность, а фактически судя по времени совершения этого чудовищного акта беззакония и произвола, инициаторы и организаторы дробления и без того маленького народа хотели ликвидировать экономическую территориальную основу "панмонголизма". Следовательно, в контрреволюционном "панмонголизме" обвинялись не только отдельные лица, но и весь бурятский народ".

В книге "История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" под редакцией профессора Л.М.Дамешека (М., 1995, с.436) говорится, что "анализ этого решения (постановления ЦИК СССР-Ш.Чимитдоржиев) приводит к мысли о том, что создание округов из аймаков Бурят-Монгольской АССР, "разбавленных" другими территориями, было нацелено не только на расчленение, но и своеобразную экстерриториальную изоляцию республики, оказавшейся "зараженной панмонголизмом" и прочими "типичными" для того времени "болезнями". Иркутская же область представлялась, вероятно, более надежной территорией, хотя бы уже потому что здесь с 1936 по 1937г. Работал верный соратник самого Сталина – А.С.Щербаков, "видный" деятель Коммунистической партии Советского государства первый секретарь обкома ВКП(б)".

По словам Е.Н.Палхаевой (БГУ), разделение Бурят-Монгольской АССР "связано с ее геополитическим положением, которое в конце 30-х годов было исключительно важным благодаря наличию Транссибирской магистрали и отсутствию иных путей, которые связывали бы Юго-Восточную Сибирь и Дальний Восток с центральными районами страны. Важность данного вопроса была очевидна для руководства страны, ведь именно в это время было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали – альтернативы Транссибу".

Интересные мысли по рассматриваемому вопросу содержатся в статье Е.Н.Палхаевой, К.Б.Митупова "Репрессивная политика тоталитарного государства по отношению к Бурят-Монголии в 1930-х гг." /Вестник БГУ, серия 4. история и востоковедение. Вып.9. У-У.,2004, с.124-133/. Ниже остановимся на их сути.

На взгляд авторов, основные причины разделения БМАССР кроются в общей политике ЦК ВКП(б) и Советского правительства в области национального вопроса. Классовый подход в решении национального вопроса диктовал изменение политики в зависимости от остановки. В связи с возрастанием военной угрозы, советское правительство принимает меры по укреплению обороспособности страны, в частности на восточных рубежах.

На фоне возрастания японской угрозы ход национального строительства в Бурят-Монгольской АССР не устраивал руководство страны. Бурят-Монголия занимала стратегически исключительно важное положение, через нее проходила Транссибирская магистраль. Иных путей связывающих восточных районы с центом страны не было.

Вышеназванные авторы пишут: "Готовясь к войне, высшее руководство страны использовало все средства и методы для укрепления политической стабильности и управляемости в приграничных районах, в том числе и незаконные. К примеру, с августа по ноябрь 1937г. По прямому указанию И.В.Сталина НКВД СССР провел "зачистку" приграничной территории от "неблагонадежных элементов". В Казахстан и республики Средней Азии из Бурят-Монгольской АССР, Читинской области, Хабаровского и Приморского краев было депортировано 120000 корейцев и 8000 китайцев".

Как утверждает А.А.Елаев: "На депортацию бурятского населения из трех аймаков, которые отходили от Бурят-Монгольской АССР, Центр, очевидно, не решился по той причин, что буряты имели, в отличие от корейцев и китайцев, собственное национально-государственное образование, а потому и не относились, по принятой тогда квалификации, так называемым "текучим национальным группам", не имевшим определенной классовой структуры и, якобы, исторической территории, что давало Центру повод для их депортации" /Путь к автономии и государственности. М.1994 с.125/.

Как меняют Е.Палхаева, К.Митупов проблему "связующего звена – Бурят-Монгольская АССР" необходимо было решить любым путем, так как ЦК ВКП(б) не мог себе позволить даже мысли о возможности национального сепаратизма (в форме "панмонголизма") в республике, являвшейся в регионе крупнейшим и единственным национальным образованием. Поэтому ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР решили ослабить БМАССР как национальное образование путем разделения ее территорией на три части. Далее они делают вывод о том, что причины раздела БМАССР кроются в доктрине, осуществляемой большевистской партией и политике Москвы проводимой в рамках борьбы за мировую революцию. Тоталитарный режим, господствовавший в СССР, при решении проблем любого уровня не признавал верховенство законов законов, а руководствовался соображениями субъективной целесообразности. Наглядным свидетельством этого является расчленение Бурят-Монголии. Территориальная целостность автономной республики была принесена в жертву субъективной идее "приграничная автономия без панмонголизма – надежная оборона восточных рубежей".

По разумению Центра, Бурят-Монгольская АССР, бурят-монголы страдали неизлечимой болезнью – панмонголизмом, поэтому он решил искоренить ее путем расчленения Республики на отдельные части.

В последние годы перед федеральными властями РФ неоднократно ставился вопрос об отмене антиконституционного акта 1937 года, о политической реабилитации репрессированного бурят-монгольского народа. Верховный Совет РБ принял решение о реабилитации нашего народа. Однако письма-ходатайства органов власти РБ и Конгресса бурятского народа, основанные на документальных и аналитических материалах, не дали желаемых результатов.

Бурятский народ не теряет надежд на восстановление исторической справедливости.

Ш.Б. Чимитдоржиев, почетный академик Монголии, доктор исторических наук, профессор, Бурятский научный центр СО РАН, г. Улан-Удэ.

08.02.2006
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 17:17 +0000     Ответить с цитатой

Арест основателя бурятской государственности Цэвэна Жамцарано вызвал переписку на высшем уровне в СССР. Очевидно, Сталин держал руку на пульсе геноцида бурят-монголов (по нынешней терминологии "взял дело под личный контроль"), поскольку по поводу ареста крупного бурятского политического лидера прошлых лет НКВД в лице министра обращается к нему самому.

Цитата:

Документ №43

Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину об аресте профессора-монголоведа Ц.Ж. Жамсарано
28.03.1937

№ 56472
Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ

Управление НКВД по Ленинградской области запросило санкцию на арест профессора монголоведа ЖАМСАРАНО Цывен Жамсарановича, работающего в настоящее время в Институте востоковедения Академии наук в Ленинграде, и его ближайшего ученика, аспиранта Академии наук МЕРГЕНА Гомбожан — сына крупного монгольского князя.

На ЖАМСАРАНО имеются следующие материалы: проживая с 1932 года в Ленинграде, ЖАМСАРАНО систематически группирует вокруг себя учащихся монгол, обрабатывает их в японофильском и антисоветском духе.

По материалам следствия арестованной в Ленинграде группы бурят-монгольских студентов — ЖАМСАРАНО изобличается как руководитель бурят-монгольского контрреволюционного центра, существующего в Ленинграде, ставящего целью — свержение Советской власти в Бурят-Монголии, ликвидация советского влияния в Монгольской Народной Республике под японофильским лозунгом объединения всех монгольских народностей в одно самостоятельное государство.

ЖАМСАРАНО проводит вербовки среди учащихся монгол в Ленинграде и направляет своих агентов в Бурятию и Монголию с заданиями организации контрреволюционных повстанческих ячеек среди ламства и феодально-кулацких элементов.

Активным помощником в проводимой ЖАМСАРАНОМ работе является аспирант Академии наук — МЕРГЕН Гомбожан.

Материалами следствия по делу ликвидированного в Иркутске контрреволюционного повстанческого панмонгольского центра подтверждается роль ЖАМСАРАНО как идеолога и непосредственного руководителя этой организации в Бурят-Монголии.

Прошу разрешить арест граждан Монгольской Народной Республики проф. ЖАМСАРАНО и МЕРГЕНА Гомбожана.

Народный комиссар внутренних дел СССР

Генеральный комиссар гос. безопасности ЕЖОВ

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 204. Л. 91—92. Подлинник. Машинопись.

На первом листе имеется резолюция: «За арест. Ст.»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 17:37 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:

...Автор этих воспоминаний, будучи одной из жертв репрессий, имеет возможность осветить положение дел в Бурятии в те трагические времена.
Почти весь жизненный путь автора, семнадцать лет ходившего с клеймом "враг народа", был посвящен борьбе за восстановление своего доброго имени, друзей и соратников.
Так как дела фабриковались за закрытыми дверями, многие еще не имеют реального представления о них. Хочется восстановить имена товарищей, погибших в этой неравной борьбе.
Эти воспоминания - не приключенческий роман, не детектив, но горькая правда жизни.
Будучи членном Коммунистической партии с 1928 года, окончив трехгодичные курсы совпартшколы, я работал секретарем Улан-Удэнского горкома партии, а в 1937 году был избран секретарем Бурятского обкома комсомола. Имел должную политическую подготовку, был в курсе жизни партии.

Должен отметить, что практически до середины 1937 года политическая обстановка в Бурятии была вполне нормальной.
Я был делегатом Х съезда ВЛКСМ. Коль скоро партийной организации было поручено поднять работу Бурятской областной организации комсомола, прилагал все усилия для этого...

...С 4 по 26 сентября 1937 года в "Правде" появились несколько зубодробительных статей, сугубо демагогических, без всяких обоснований обвиняющих руководство Бурятского обкома партии и правительство в контрреволюционной деятельности. И до настоящего времени автор этих клеветнических выступлений в печати, некий Овчаров, и ниже за ним стоящие отмалчиваются.
В печати прошла волна разнузданной клеветы на весь партийный актив, послуживший основой для массовых репрессий и гибели большого количества коммунистов и беспартийного актива.
Все газеты пестрили выражениями: "вредители, шпионы, диверсанты, убийцы"....

...В судебных делах периода репрессий в Кяхтинском районе, прокурор И.В. Гришин установил, что многие вместо росписи ставили оттиски обмокнутых в чернила пальцев, а в протоколе допроса написано обвинение, что они были "панмонголистами", о чем, конечно, эти безграмотные люди не имели понятия. Более нелепого обвинения трудно придумать.

Арестовали в Бурятии столько людей, что КПЗ (камеры предварительного заключения) были переполнены так, что заключенным нечем было дышать.
В центральной тюрьме г. Улан-Удэ были заполнены все четыре этажа, включая подвальный. Людям негде было лежать. В западном подвале сделали двойные нары. Острые языки с печальным юмором называли лежащих на верхних нарах "верхнеудинцами", лежащих на цементном полу - "нижнеудинцами", а кто лежал на средних нарах - "улан-уденцами".

Организаторы репрессий приняли дополнительные меры по укреплению режима в тюрьме. Неприступное здание, огрожденное высокими стенами, еще было обнесено колючей проволокой: на всех окнах снаружи были навешаны деревянные щиты, которые заключенные называли "намордниками", стекла на окнах закрашены краской. Все это говорило о безнадежности положения заключенного - "там погибнешь".
Приделы жизнедеятельности человеческого организма трудно определить. Некоторые заключенные по несколько лет сидели в этой тюрьме при таких условиях но выжили...

...Размах арестов чем-то не устраивал организаторов. Осенью 1937 года по указанию из центра Ежов направил в
в Бурятию трех лиц с чрезвычайными положениями. Один нарком внутренних дел (ныне КГБ) Ткачев, второй - Полканов, замнаркома, начальник секретно политической части и третий - Гайковский, начальник особого отдела. Они и развернули настоящую "работу". Из камерной информации стало известно, что Гайковский вызвал к себе в кабинет из камеры заключенного Ардина и в течении недели о чем-то с ним говорил.
Плодом их "труда" явились "показания" Ардина о том, что в Бурятии создана контрреволюционная панмонгольская организация под руководством первого секретаря Бурятского областного комитета партии Михея Николаевича Ербанова. В списке, по показаниям Ардина, значится 137 человек.
В дальнейшем, что Ардин такие показания дал под невыносимым давлением следователя. Но есть предложение другого порядка.
Но заключенные говорили, что Ардин не испытывал давления следствия. У многих возникло мнение, что Гайковский с Ардиным сговорились. Гайковскому необходимо было найти компромат на Ербанова и других, а Ардин имел основание ненавидеть руководителей парторганизации за критику его националистических настроений.
Трудно подсчитать сколько человек погибло от этого обвинения. Персонально Гайковский и Ардин являются организаторами другого дела так называемой "панмонгольской контрреволюционной организации" в Бурятии, сделав ее жупелом, которого некоторые до сих пор побаиваются.
Дело в том что во время революции, когда шло политическое брожение, среди бурятского населения Прибайкалья и Забайкалья находились деятели, высказывающиеся за "объединение всех монгольских народов под эгидой японского императора". В частности, с такой идеей выступали профессор Барадин, преподаватель Бурятского педтехникума. Но широкие народные массы не поддержали абсурдную идею, и Бурятия пошла по пути советизации.
Тот же Ардин, работая в издательстве, допускал выпады националистического характера. Но коммунисты правильно отреагировали на это, и он был исключен из партии.
Проявление национализма, как идеологического явления, всегда было в центре внимания областной партийной организации. Но наличие контрреволюционных признаков на этой почве, конечно не было.


ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ДЕЛ НА СЛЕДСТВИИ

Морально-психологическая обстановка в то время была невыносимой. Многие без особого сопротивления подписывали различные показания.
В той атмосфере сам факт ареста морально убивал человека. Коль посадили, значит, нет надежды выхода отсюда, потеряна семья, нет надежды на жизнь. Человека, потерявшего надежду на жизнь, не так трудно заставить подписать любую бумажку.
Первым вопросом к возвращавшемуся с допроса был: "Подписал?" или: "Почему подписал?". Почти каждый отвечал, что на смог вынести издевательства следователя, пусть уж скорее расстреляют.
Невозможно категорически осуждать этих людей. Тот, кто не был в их положении, может легко говорить: "Зачем так поступил?".
Но более отчаянные, решительные товарищи боролись с произволом до конца и зачастую погибли в этой неравной борьбе. У них, кроме смелости и табуретки, в руках ничего не было.
Перед работниками следственного аппарата была поставлена основная задача6 коль арестовали человека, надо, чтобы он подписался, что "он - враг народа". А что дальше следователь сочинит, на это почти никто не обращал внимание.
Перед следователем стояла главная цель - добейся подписи! Если он этого не достигнет, значит, никуда не годный работник или сообщник подследственного. Отсюда, чем больше подписей "врагов народа", тем больше похвалы и роста его по служебной лестнице. Такого принципа придерживались вплоть до верхних этажей следственной машины.
Во многих случаях во время следствия человека доводили до такого состояния, когда ему казалось лучше подписать любой приговор - даже смертный, лишь бы скорее! К такому решению приходили многие.
Но были коммунисты, которые отчаяно дрались. Единственным оружием у них была табуретка. И в этих случаях, когда нервы у человека напряжены до предела, он становиться в несколько раз сильнее, чем в обычной обстановке. И такой человек тоже становиться страшным противником.
Например, из камерной информации стало известно, что коммунист Бураев, бывший председатель Аларского райисполкома, человек атлетического сложения, при схватке со следователем дал такой отпор, что тому пришлось кричать "караул". Сбежавшаяся свора следователей зверски расправилась с ним.
Тот же А. Савельев при столкновении со следователем поднял табуретку, и последний вынужден был отступить.
В отношении некоторых арестованных применяли организованное избиение. Лаврентий Помытов - старый чекист. Его дважды с допроса в камеру приводили сильно избитым.
Были камерные сообщения о том, что били Александра Ильича Гросса, бывшего прокурора республики. В избиении принимал участие НКВД Ткачев. Говорили об избиении замнаркомзема Баханова.
Сам Гайковский несколько раз угрожал Шулунову П.М. и говорил: "Еще мало били!". Но по непонятным причинам организованного избиения не применял.
Занимались избиениями следователи с садистскими наклонностями но таких, к счастью, было немного.
Старые чекистские кадры не выходили из рамок законности. Было даже неловко наблюдать как некоторые из них выполняют свои служебные обязанности.
Когда Шулунов П.М. вернулся из Колымы и был реабилитирован, его друг коммунист В. Бараев, сообщил, что этот Губайдулин работает в органах КГБ в Крыму и посоветовал ему написать туда.
На его письмо Крымский обком партии прислал ответ, что Губайдулин исключен из партии.
...В 1939 году из Мосвы прибыла комиссия, которая освободила людей, находящихся по 2-3 года в тюрьме под следствием.
Почти всех, кто подписал бумагу указывающую на то что он является "врагом народа" расстреляли...

...Наркомом просвещения работал Дугаржаб Доржиевич Донгидон, член партии с 1924 года. Был избран секретарем Хоринского райкома комсомола. Далее выдвинулся до секретаря обкома комсомола. Во время учебы в коммунистическом университете его направили на работу начальником политотдела совхоза. Затем назначили наркомом просвещения Бурятии.
Организаторы репрессий, конечно, не обошли его. Он был принципиальным и честным человеком. В тюрьме держался стойко. И тем не менее организаторы репрессий расправились с ним, подведя его под расстрельную статью. В этом заключенные убедились, когда увидели в тюремном дворе его жену, ее вели вместе с женой Базарона - наркома финансовых дел.
Из Москвы дали указание арестовать жен расстрелянных коммунистов,
После ареста Дугаржаба Донгидона министром просвещения Бурятии поставили Бальбура Ивановича Мугдуева. Однако и он был арестован и впоследствии расстрелян.
В Агинском аймаке работал председателем сомонного совета молодой парень - Батожаргал Базарович Базарон. Вскоре его выдвинули председателем Агинского аймачного исполкома, а оттуда взяли на работу зав. Орготделом Бурятского ЦИК. Затем он был назначен наркомом финансов Бурятской АССР. Был арестован и расстрелян. Посадили в тюрьму и его жену.
Василий Федорович Балтуев стал комсомольцем в 1920 году. Принимал участие в гражданской войне. Член партии с 1926 года.
В должности наркома торговли Бурятии был арестован и расстрелян.
На партийной работе выдвинулся коммунист с 1920 года Виктор Кириллович Ананьин. В конце 30-х годов он работал председателем Госплана Бурятии. Человек эрудированный и безукоризненного поведения. Расстрелян.
Квалифицированный юрист, коммунист с 1920 года Иннокентий Петрович Хабаев. Челове безукоризненного поведения. Работал председателем Главсуда республики. Расстрелян.
Был арестован ректор Бурятского педагогического института им. Доржи Банзарова Морхоз Петрович Хабаев, член партии с 1921 года, участник гражданской войны. Арестовали и его заместителя Александра Убугунова.
Савранна Яковлевна Ербановна, член партии с 1927 года, жена Михея Николаевича Ербанова, работала заместителем председателя Госплана Бурятии, была арестована. Она долго просидела в тюрьме, выдержала все трудности, не подписывала всякую ложь и клевету. Но приговором особого совещания ей дали пять лет лагерей.
После снятия с работы заведующего промышленно-транспортным отделом обкома партии Верходубова на эту должность был назначен инженер Александр Асалханович Артиков. Через некоторое время он также был арестован.
Были репрессированы старые коммунисты - братья Шангановы, Карл и Кирилл.
Основное торговое обеспечения населения в тот период осуществлялось через Буркоопсоюз. Председателем его работал Михаил Миронович Пилунов, член партии с 1920 года, участник гражданской войны. Арестовали и расстреляли его в июне 1938 года.
Кирилл Михайлович Мадаев, работал председателем городского планового отдела. Окончил Иркутский финансово-экономический институт, член партии с 1927 года. Но когда развернулись репрессии, он на этой должности оказался "подлежащим" аресту. Два года отсидел в тюрьме. Не подписывал всякую ложь и клевету и в волну освобождения, в 1937 году, вышел из тюрьмы. Впоследствии работал управляющим Госбанком и министром финансов Бурятии.
Посадили в тюрьму Петра Николаевича Шестакова, член партии с 1928 года, был приговорен к расстрелу. 20 апреля 1957 года Военная коллегия признала его невиновным и реабилитировала.
Был арестован коммунист с 1924 года Афанасий Игнатьевич Ихенов, работал представителем правительства Бурятии в Москве. По данным камерной информации, в 1939 году его ночью вызвали, завели в тюремную баню, помыли, побрили и увезли в неизвестном направлении. Так исчез человек...

...Исключительно упорное сопротивление режиму оказывал коммунист Радна Базарон - директор научно- исследовательского института культуры. Его держали в яме, где мучили не подписывающих показания.
Под лестницами восточных одиночек яма - в ширину два шага, в длину полтора. Потолок наклонный - по верху едет лестница. Цементный пол, нет даже топчана. Нет ни окна, ни печки. Электролампу включали только на время проверки. В остальное время - темнота абсолютная.
Позже Радна Базарона расстреляли...

...Вывод.

В годы массовых репрессий было много арестов и много расстрелов невинных людей. Много сидели по 5 - 10 лет а затем были расстреляны, а кто выходил те были подавленны как морально так и физически. Некоторые после тюрьмы не выдерживали и доканчивали с собой. Почти весь творческий круг Бурятии и не только пострадали в эти годы. Кто знает если бы не те репрессии 30-х как повернулась бы судьба Бурятии, может быть Бурятия сейчас бы не была в таком положении. Однозначно можно сказать что репрессии 30-х это были жесточайшие непонятные не кому меры Сталина, много не винных не выдержав жестокого обращения в тюрьмах подписывали любые бумаги. Да репрессии 30-х это позор в истории России....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 17:48 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:

http://trst.narod.ru/rogovin/t3/xl.htm

"Параллельно с рекламной подготовкой "сталинской конституции, - писал Троцкий, - шла в Кремле полоса банкетов, в которых члены правительства обнимались с представителями рабочей и колхозной аристократии ("стахановцы"). На банкетах провозглашалось, что для СССР наступила, наконец, эпоха "счастливой жизни". Сталин был окончательно утверждён в звании "отца народов", который любит человека и нежно заботится о нём. Каждый день советская печать публиковала фотографии, где Сталин изображался в кругу счастливых людей, нередко со смеющимся ребенком на руках или на коленях... При виде этих идиллических фотографий я не раз говорил друзьям: "Очевидно, готовится что-то страшное"[8].

Символическим подтверждением этого предвидения стала судьба девочки, сфотографированной с букетом цветов на руках у Сталина. Эта фотография облетела в начале 1936 года всю страну. Спустя два года отца девочки - одного из руководителей Бурят-Монгольской АССР А. Маркизова - расстреляли, а сама девочка - Геля Маркизова вместе с матерью была отправлена в ссылку.


Цитата:

Ардан Ангадыкович Маркизов, член партии с 1919 года, участник гражданской войны, выходец из бедной крестьянской семьи. С первых дней советизации Бурятии он боролся за установления и укрепление Советской власти в Аларском, а затем Селенгинском и Баргузинском районах.
Человек с безукоризненной характеристикой, А.А. Маркизов возглавлял Контрольную комиссию Рабкрина Бурятии. Работал вторым секретарем Бурятского обкома КПСС. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Расстрелян в 1938 году.

Дожуп Дансоранович Доржиев. Выходец из бедняцкой крестьянской семьи. Совсем молодым принял участие в гражданской войне. Член Коммунистической партии с 1920 года. Руководил партийными организациями Аларского и Хоринского районов. Был наркомом земледелия Бурятии. В 1929 году выдвинут председателем Совнаркома Бурятии. Был неутомимым организатором. Принимал деятельное участие в развитии народного хозяйства, культуры Бурятии, за что был награжден орденом Ленина.
Расстрелян в 1938 году.

Ирилто Дампилович Дампилон. Выходец из семьи скотовода Хоринского района. Человек безукоризненного поведения и с широкими знаниями. Был избран Председателем Верховного Совета Бурятской АССР.
Сделал большой вклад в хозяйственное и культурное строительство республики.
В 1937 году арестован, в 1938-м расстрелян

Яков Трофимович Похосоев. Выходец из бедной крестьянской семьи. Участник борьбы за восстановление Советской власти в Бурятии. Член партии с 1920 года.
После окончания в Москве сельскохозяйственной академии имени Тимирязева работал заведующим сельскохозяйственным отделом Бурятского обкома партии, был членом бюро Бурятского обкома. Он был человеком обаятельным, скромным, хорошо знал сельское хозяйство республики. Награжден орденом Трудового Красного знамени.
В 1938 году расстрелян.

Базар Ванчикович Ванчиков. Прекрасный партийный работник, вел лучшим образом газету "Унэн". Был арестован и расстрелян.

Даши-Дондок Доржин. Работал редактором молодежной газеты Бурятии. Был арестован и отправлен на Колыму.
Но он, выдержал все тяготы и лишения, дождался своего освобождения. Впоследствии работал в Агинском национальном округе в различных строительных организациях.

Базыр Николаевич Вампилов. Работал Председателем Комитета партийного контроля при Бурятском обкоме партии.
Когда начались аресты, ему удалось уехать в Москву. Там он под покровительством старого большевика Емельяна Ярославского остался на свободе.

Такова была трагическая судьба многих работников обкома партии Бурятии. Нерепрессированным остались: Кошаров - заведущий отделом руководящих партийных органов обкома КПСС и Оршанский - редактор газеты "Бурят-Монгольская правда". Их не арестовали, возможно,
Потому, что они только что прибыли на работу в Бурятию из других областей страны. Тем не менее оба были сняты с работы.
Об остальном партийно-советском активе, в том числе обо всех министрах и других руководящих кадрах, я расскажу ниже. Заранее забегая вперед, нужно сказать, что все правительство, весь актив был репрессирован.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 02.10.08, 18:11 +0000     Ответить с цитатой

Кстати, уже найдены две из легендарных секретных телеграмм переписки Сталина - Ежова - Ербанова накануне Раздела Республики! О них вспоминали в одном из острых дискуссий СБН. Все подтвердилось и все оказалось правдой!

Цитата:

17 июля 1937 .Шифровка (вх. № 1288/ш) в ЦК ВКП(б) тов. Сталину из Улан-Удэ от Ерванова с просьбой разъяснить права утвержденной ЦК "тройки" по Бурят-Монголии и сроке работы.(1 л.)

21 июля 1937 .Шифровка № 1077/ш И. Сталина в обком ВКП(б) Улан-Удэ т. Ерванову - О правах "троек" по установленной практике выносить приговоры, являющиеся окончательными". (1 л.)

Видна только в кэше яндекса

http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fmemory.sakharov-center.ru%2Fkpss.asp&text=%E0%F0%E5%F1%F2%FB%20%E2%20%D3%EB%E0%ED-%D3%E4%FD%201937

А вот и документик о том, как иркутские секретари обкома упрашивали великого вождя товарища Сталина дать им право отстрелять побольше "панмонголистов":
Цитата:

25 августа 1938.Шифровка (вх. №1080/ш) секретаря Иркутского обкома ВКП(б) Филиппова, начальника УНКВД Малышева в ЦК ВКП(б) тов. Сталину, НКВД т. Ежову - Просьба о дополнительном лимите для очистки Иркутской области от "право-троцкистских белогвардейских панмонгольских контрреволюционно-враждебных элементов, колчаковцев, харбинцев, эсеров, кулаков" - на 5 тысяч человек по первой категории. (1 л.)


Вакханалия массового террора, ускоренная "работа" всех этих "троек", "четверок", "особых совещаний" и т. д. продолжалась вплоть до конца 1938 года.

Сталинский эмиссар Мехлис 28 октября 1938 года посылает из Иркутска шифровку:

"ЦК ВКП(б) - т. Сталину. Наркому внудел т. Ежову.

27 октября выехал из Читы в Москву. В Улан-Удэ ко мне заходили секретарь обкома ВКП(б) Игнатьев и НКВД Бурято-Монгольской АССР Ткачев. В беседе они сообщили, что лимиты по приказу НКВД 00 447 они израсходовали, а в тюрьмах находится свыше 2.000 арестованных, сроки содержания которых давно истекли. Сидят участники буржуазно -националистической и ламской к-р (контр-революции. - Прим. авт.) - кулаки, ламы и белогвардейцы. Дела на всех давно оформлены, тюрьмы переполнены до отказа, но тройка не получила разрешение на их рассмотре ние. Просят дать лимит на 2.500 человек, о чем и докладываю.

28/Х. № 672 Мехлис".

Вдумайтесь в смысл фразы: "Просят дать лимит на 2500 человек...!" Она означает - просят разрешить расстрелять еще 2500 душ сверх установленного плана (в нашем плановом хозяйстве был и такой изуверский план).

В конце 1938 года главный вдохновитель и организатор беззакония в стране - Сталин, этот "туз" репрессивной системы (если продолжить карточную терминологию), посчитал, что "игра сделана", и решил умыть руки, списав "перегибы" на "врагов народа, пробравшихся в органы НКВД и Прокуратуры". 17 ноября 1938 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), в котором содержатся следующие слова: "...Отмеченные в работе НКВД и Прокуратуры совершенно нетерпимые недостатки были возможны только потому, что пробравшиеся в органы НКВД и Прокуратуры враги народа всячести пытались оторвать работу органов НКВД и Прокуратуры от партийных органов, уйти от партийного контроля и руководства..."

Но перед вами прошли документы, как раз свидетельствующие о том, что вся работа, связанная с "большим террором" в 1937-1938 годах, проводилась под руководством Политбюро и лично Сталина.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rotary
муухайхан


Зарегистрирован: Feb 14, 2006
Сообщения: 840
Откуда: Иркутск
СообщениеДобавлено: 03.10.08, 00:26 +0000     Ответить с цитатой

Очень интересно было прочитать. Спасибо, Ункас.
_________________
нет будущего кроме того, что мы творим сами
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru