BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Новости из Башкортостана и Татарстана
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
АлтынБотак
шэнэхэн


Зарегистрирован: Dec 23, 2008
Сообщения: 9
СообщениеДобавлено: 14.04.09, 08:27 +0000     Ответить с цитатой

Данный сайт будет для Вас полезным www.rb21vek.com

Независимый Башкирский Форум www.bashforum.net
Сайт Московских Башкир www.bashkort.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
АлтынБотак
шэнэхэн


Зарегистрирован: Dec 23, 2008
Сообщения: 9
СообщениеДобавлено: 15.04.09, 03:01 +0000     Ответить с цитатой

Размещаю данную башкирскую статью, думаю поможет вам, бурятам собраться с мыслями и пойти своим дорогой
Бог Вам в помощь.

Вызов ХХI века: «пересобрать» башкирский народ

Разрушение традиционного общества в конце ХХ века и переход к новой модели исторического развития, обернулось для народов бывшего СССР сильнейшей катастрофой цивилизационного характера. Несмотря на то, что для национальных элит нерусских этносов 90-е годы стали воплощением их заветных желаний о «самостоятельной национальной государственности» (пусть даже в рамках либерально-демократической РФ), с каждым годом опасность этнического рассыпания любого постсоветского народа становится угрожающей реальностью. Постепенно с утратой утопических иллюзий 90-х годов проступает совершенно новая социальная действительность, которая заставляет различные силы любого постсоветского народа реагировать на вызовы разрушения. Это реакция принимает различные формы – от радикального ислама до выступления националистов. От разговоров интеллигенции о деградации национальной культуры до попыток объединиться в этнические диаспоры в городах. И за всеми этими импульсами этничности кроется одна и та же причина – попытка противостоять радикальной либерализации общества.
Неспособность постсоветского народа выработать защитные механизмы на революционное насаждение либеральных ценностей и стилей жизни, приводит к сильнейшему кризису идентичности. Большинство населения бывшего СССР находиться в состоянии фрустрации и растерянности, интеллигенция этнических регионов РФ, с одной стороны видит формальный «расцвет национальной культуры» своих народов, с другой – подсознательно чувствует сильнейшие болевые импульсы, исходящие от этноса. Суверенитетская эйфория 90-х годов, а также узкорационалистические установки в среде интеллигенции национальных республик, до сих пор являются главной причиной, мешающей выработать адекватное восприятие происходящих социокультурных и этнических процессов. И дело здесь не только в ее нежелании – «старая» национальная советская интеллигенция боится признаться себе, что она совершила непростительную историческую ошибку. И вот туман суверенитетских иллюзий рассеялся, и на развалинах советской традиционной идентичности остались лежать жалкие постсоветские этнические и социальные группы, которые никак не собираются в единый народ с четким национальным самосознанием.
И это вполне закономерно, поскольку слом большой суперцивилизации, лишь на время отсрочил распад культур народов СССР. Этническая и социальная энтропия не бывает одномоментной. Защитные механизмы культуры имеют большой защитный потенциал, но, тем не менее, ресурс культуры не вечен. И поэтому сегодня перед каждым народом РФ (и, прежде всего интеллигенций), должна стать проблема этнической «пересборки» того «материала», который остался от советской идентичности. Как ни парадоксально это звучит нужно пересоздать бывшие народы СССР в новых реалиях ХХI века. Пока новых субъектов истории на постсоветском пространстве еще нет. Появятся ли они? Будет зависеть от защитных сил, которые захотят выполнить эту работу. То есть в первую очередь от национальной интеллигенции. Но для этого нужно понять суть происходивших и происходящих этнических процессов у своего народа. Выработать единые установки и единый методологический «язык». Этнос – это живой организм. Но как новорожденный ребенок не есть еще человек, так и новая генерация людей не есть еще Народ.


Дореволюционная идентичность у башкир

Традиционная российская империя была четко структурирована. В ее основании был заложен системообразующий принцип иерархичности. Нерусские народы в ходе многовекового складывания евразийской цивилизации были не ассимилированы русским этносом, но включены в ее структуры посредством сложного механизма интеграции в самодержавную империю. Этот механизм был выработан в ходе культурного взаимодействия Православной Руси, Ислама и Великой степи. Как взаимопроникающий и дополняющий друг друга синтез культур. Это обусловило в свою очередь синтетический характер самой русской культуры, роль русского народа была определена как системообразующая для всей евразийской цивилизации. Образно говоря русский народ, был «народом-каркасом», «народом-клеем». Именно поэтому Очарованный странник Лескова – это человек, который легко входит в различные этнокультурные среды, не теряя при этом свой идентичности. У русского человека нет узкого понимания родной «почвы» как у нерусских народов России, так как для него вся империя это его Родина. И поэтому сегодня русские проживая где-нибудь в суверенном Татарстане, не чувствуют себя по большому счету ущемленными, это ведь и их земля. Кроме того, всплеск этнонационализма в 1990-е годы в республиках не вызвал ответной реакции у русскоязычного населения. А, например, лишь недавно организованный в Башкортостане русский «Народный собор» возник не как вызов проявлениям местного национализма в регионе, а как защита от радикальной либерализации российского общества.
Процесс интеграции этносов России был сложным, конфликтным и кровопролитным. Постепенное расширение империи, включение в нее новых народов и территорий шло сложным и непростым путем. Попытки насильственной христианизации нерусских народов, усмирение особо непокорных этносов – все это было, но, тем не менее, форму тотального геноцида все же не вылилось. В результате была выработана устойчивая система взаимодействия народов Евразии, негласные правила общежития, которые со временем приняли естественный характер. И даже сегодня многие воспринимают это как нечто всегда существовавшее и неподдающееся изменению.
Интеграция башкирского народа в систему империи носила особенно трагический и кровавый характер. Во всей истории России, кроме «завоевания Кавказа», никто такую «цену за вход» не заплатил. Возможно именно поэтому, впоследствии, башкирское общество оказалось наиболее замкнутым и локализованным. Во внутренний мир башкирского традиционного общества империя особо не лезла, наученная горьким опытом, не пыталась коренным образом его сломать. Кроме того, как компенсация за кровавые подавления бунтов, учитывая характер и менталитет народа, башкиры со временем в иерархии империи получили статус военного сословия. Активно принимали участие в войнах России. Никто до сих пор до конца не понимает, что башкиры по психологии не только этатистский народ, но и народ с державным, имперским мышлением. И действительно, как только либеральные реформы Александра II лишили башкир статуса военного сословия, а развитие капитализма в крае начало размывать их локальный общинный мир, при первой же возможности они автоматически отреагировали движением за автономию во главе с А.З.Валиди.
Вторичный слом, но уже советской империи, вновь поставил народ на грань культурного уничтожения. Ведь очевидно, что в формирующейся сегодня либеральной системе новой российской реальности, башкирам будет отведена самая низкая этносоциальная ниша. Ибо башкиры могли и могут существовать лишь в рамках больших традиционных империй. Они не могут сегодня, как скажем, представители татарского этноса, достаточно безболезненно включится в новую систему отношений. У них нет большого опыта и навыков проживания в условиях большого города и складывающегося «общества потребления».
В дореволюционной империи каждый народ был наделен своими функциями. Кто-то нес военную службу, кто-то занимался торговлей, а кто-то жил за счет ростовщичества. Даже в этнически нивелированной советской империи это стратификация подспудно сохранялась. Кавказцы, например, занимались продажей фруктов в советских городах. Существовал «Армяншабашстрой» - прообраз этнических строительных бригад. Люди с Урала традиционно считались хорошими и дисциплинированными солдатами. Евреи были врачами, сатириками, актерами. И все это существовало в рамках традиционного общества.
Помнится, на заре суверенитетского бума, известный татарский шовинист Айдар Халим, сокрушался по поводу того, что образ татарина в русской литературе наделен лишь чертами старьевщика и дворника. Особенно его почему-то обижала строчка из стихотворения Бориса Корнилова:
Кричит татарин на дворе:
«Шурум-бурум берем!».
Не поленился он собрать целый перечень образов (насколько знал, а их намного больше) где дореволюционные татары в произведениях русских классиков фигурируют в лице дворников, официантов и т.д. Досталось тогда от Халима и Л.Н. Толстому и Б. Пастернаку, а между тем, ничего унизительно в этом не было – писатели лишь отобразили существовавшую социальную нишу татарского народа в российской империи. Более того, была целая система интеграции знати нерусских народов в высшую (дворянскую) элиту России, в которой татары были неплохо представлены. Башкирского дворянства как такого было намного меньше. Почему так получилось? Потому что татары после падения Казани, были намного сильнее интегрированы в русское общество и постепенно стали этносом городской цивилизации. Башкирский же локальный мир сохранил свою социокультурную замкнутость, хоть и ценой больших человеческих потерь. Такая замкнутость сохранилась и у некоторых других народов России, например, чеченцев. Именно поэтому этнические и кровнородственные связи у них не ослабли, а традиционные установки и поведение существуют в сильно выраженном виде до сих пор.
У татар была своя функция - просветителей внутри Великой степи. Отсюда и шовинистические всплески время от времени среди части татарской интеллигенции. У башкир же таких устремлений никогда в истории не было. У них нет шовинистического комплекса неполноценности, поскольку они всегда боролись за свою свободу, но никогда не бредили всякими «идель-ураловскими» штатами. Современные татарский и башкирский народы, при всей внешней схожести, «скроены» по разным образцам. И поэтому сегодня в одном супермаркете могут работать продавцами татарка и башкирка, но при этом последняя будет неосознанно ощущать сильнейший психологический дискомфорт, поскольку в этом плане башкирская культура защитных механизмов не выработала, так как башкиры не жили в больших городах.
Кроме того, и менталитет, естественно, не способствует для безболезненной интеграции в «общество потребления». Большинство русского населения также с трудом встраивается в эту систему, державные архетипы не способствуют коммерческой деятельности, но это пока неочевидно, поскольку русских численно больше. Их общество сложнее структурировано.
Итак, дореволюционная идентичность башкир была защищена рамками замкнутого традиционного общинного мира. Внутри имперской иерархии это подкреплялось сословным (военным) статусом, а также традиционным Исламом. Комплекс о религиозной (мусульманской) неполноценности башкир, является плодом отдельных представителей советской (башкирской) интеллигенции и не может быть всерьез принята. У башкирского народа нет внешнего формального увлечения Исламом, но в глубине души это глубоко религиозный народ.

Советский период: попытки строительства башкирской нации

С победой Октябрьской социалистической революции, началось складывание основ советской цивилизации. Перед пришедшими к власти большевиками встал вопрос о решении национального вопроса. Поскольку вся их идеологическая риторика была подвержена вульгарному истмату и находилась под влиянием норм модернистского Просвещения, необходимо рассматривать действия в этой сфере по факту сделанного, а не то, что ими декларировалось. К началу 1917 г. бывшие народы самодержавной империи находились на разных уровнях развития. Конечно, миф о примитивном состоянии нерусских народов в условиях самодержавия, плод советской пропаганды («Россия была тюрьмой народов»). Но доля правды в этом была. Все-таки чуваши и, скажем, украинцы стояли на разных уровнях развития. Состояние народов Севера, не соответствовало уровню тюркских этносов России. Здесь речь не идет в евроцентристских рамках «отсталый – развитый», а в рамках уровня социополитичесого развития этноса (цивилизационной иерархичности). Именно поэтому в основу национально-территориального устройства СССР был заложен имперский принцип этнической стратификации.
Был, на мой взгляд, неудачно создан миф о «старшем брате», хотя в дискурсе «общества-семьи» он был вполне закономерен. Как бы то ни было, в подобном устройстве была отражена существующая на тот момент этническая карта народов Евразии – разные этносы стояли на разных уровнях. Лишь к концу советского периода положение народов СССР, в целом, сравнялось. В этом смысле, действительно требовалось этот миф аккуратно демонтировать. Однако национальная политика СССР была крайне неустойчивой. Годы борьбы с проявлениями «буржуазного национализма» сменялись периодами укрепления национальных культур, «коренизацией» партаппарата и огосударствлением языков. Одновременно шел процесс аккультурации и неосознанной ассимиляции. Но в целом локальные миры этносов СССР были под защитой традиционного общества. Советская идентичность, формально подавляя идентичность этническую, косвенно стимулировала традиционность своих народов.
Это выразилось в том, что башкирский этнос, сохраняя свою этническую идентичность, приобрел некоторые черты нации. В то время как на Западе в нацию народ собирался, пройдя через процесс разрушения традиционного общества. То есть в рамках советской модернизации шел процесс образования нации-народа, при сохранении традиционной идентичности. В этом ничего удивительного нет, поскольку, например, в СССР была проведена индустриализация, а индустриального общества не возникло. То есть советская цивилизация была реальной альтернативой развития западному обществу. При этом «единый советский народ» был социальной и этнической реальностью. Это был новый виток этногенеза. Изменение антропологического типа русского человека отметил еще Н.Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма».
Так, у башкирского народа появились новые элементы «высокого» искусства. Была политика по выращиванию новой национальной (советской) интеллигенции. Системы высшего образования. В 1923 г. был создан новый литературный башкирский язык. Была образована система национальной печати, в рамках ВУЗов открыты кафедры башкирской филологии. Была создана структура национальных театров. В рамках уфимского филиала Академии наук РАН создан Институт истории, языка и литературы – кузница будущих национальных кадров от науки. Другими словами все это не с неба свалилось, а было результатом целенаправленной национальной политики. Республиканское отделение Союза писателей вырастило немало громких имен башкирской национальной культуры, от Р.Гарипова до М.Карима. Подключение к русской культуре давало выход к культуре мировой.
Но у этого процесса была и обратная сторона – русоцентризм башкирской советской культуры, с грубыми евроцентристскими штампами. В культурных явлениях советского периода очень непросто разобраться, поскольку многие процессы накладывались друг на друга. Укажу лишь на один пример. В рамках СССР башкирский народ прошел через ряд волн урбанизации. Это процесс очень болезненный. Он автоматически родил скрытый запрос на актуализацию этнического сознания. Положил начало появления русскоязычных башкир, с их отдельной субкультурой. До этого цельный и замкнутый башкирский этнос стал постепенно «разваливаться на части». Что, в принципе, было процессом объективным, результатом урбанизации этноса. Структурно он стал более сложен. Однако подросшая башкирская национальная интеллигенция (будущие предводители «движения за суверенитет») молодые и романтически настроенные, восприняли эти болевые импульсы как дефект советской системы. Именно, таким образом, урбанизация обусловила коренной сдвиг в сознании башкирской интеллигенции позднесоветского периода.
В 70-му году урбанизация и образовательная революция завершила «переход к современности». Башкирское общество стало не только индустриальным, но и городским. Однако сохранение традиционного «деревенского» сознания и мощного пласта архаической культуры, вкупе с романтической интеллигенцией создавало крайне опасный сплав для взрыва этничности. И таким детонатором стала начавшаяся в 1985г. «перестройка», которая в БАССР пошла под знаменем «национального самоопределения» и «мифа о возвращении к корням».
Поскольку старая «буржуазная» интеллигенция, незначительная и «крестьянская» была уничтожена еще в ходе гражданской войны и в годы репрессий. Новая интеллигенция БАССР (например, вузовские преподаватели старшего поколения) поднялись в результате высокой мобильности вертикального социального лифта из самых недр башкирского народа. Итак, эта башкирская интеллигенция была подлинно народной. Формируясь в условиях социалистической и городской действительности, она считала себя продолжательницей исторической миссии дореволюционной башкирской интеллигенции, хранительницей национальной идентичности, культуры, языка, традиции. Она брала на себя роль общественного лидера, ответственного за судьбу национального развития, передачу характерной системы ценностей из поколения поколению. Башкирская (советская) интеллигенция воспринимала себя как особый, харизматический слой башкирского общества, заняв место дореволюционной исламской и «буржуазной» элиты. И это притом, что она была, в сущности, новым типом башкирской культуры. Именно в ее среде начался постепенный отход от норм рационального мышления и здравого смысла.
С постепенной децентрализацией советской системы возник и до сих пор существует в башкирском обществе национально-мифологический тип сознания, который и провел вместе с советской интеллигенцией к краху страны. Именно этот тип мышления является главным канализатором этнической энергии в узко националистическое русло. С.Г. Кара-Мурза размышляя о роли советской интеллигенции в разрушении СССР приходит к горькому выводу: «Историческая ловушка социалистической модернизации, которой, видимо, нельзя избежать, заключалась в том, что социализм, вырастающий из недр традиционного сословного общества, порождает своего могильщика в лице интеллигенции с ее высокой духовностью мессианского типа. И порождает этого могильщика гораздо более неуклонно, нежели буржуазия порождает своего могильщика в лице пролетариата».
Я знаю, что подобные оценки лидерам суверенитета вызывают среди части башкир сильное неприятие. И мне часто говорят, зачем так писать - вести дело к расколу и т.д. Это неприятие даже слабой критики в адрес «стариков» вполне объяснимо – башкирское общество, как и любое традиционное общество, пока еще сильно табуировано негласными запретами (начавшаяся либерализация скоро их снимет). Это вызывает бессознательное отторжение, тем более у тюркских народов с их почитанием старших. Но ведь кто-то же должен нести ответственность за сегодняшнее состояние башкирского общества. Нужно ведь осознать этот исторический урок, чтобы впредь выработать иммунитет на подобную безответственность. В результате, в том числе и романтической «шалости» башкирской интеллигенции вылезшей на политическую арену в 90-е годы, деревня сегодня пришла в упадок, многие спились и умерли, другая часть работает в колхозе за полторы тысячи, кто-то уехал на Север и т.д. И если не сегодня-завтра ребята из Кремля демонтирует республиканский режим – распад народа может принять необратимый характер.
Таким образом, советская башкирская идентичность была, в том числе и результатом сложной социальной инженерии. Она подавляла этноцентризм башкирского народа, но и одновременно держала этнос в рамках традиционного общества. В результате попыток нациестроительства, башкирский народ стал более сложно структурирован. Были запущены процессы его урбанизации. Она стала обладать формальными признаками нации, но оставалась глубоко традиционным этносом, с романтически и мифологически настроенной гуманитарной интеллигенцией. Технической интеллигенции было очень немного, да и она была с «крестьянскими» корнями. В результате попыток нациестроительства появилось множество башкирских локальных групп, со своей субкультурой. Это писательские и артистические среды, городские и русскоязычные башкиры, гуманитарная интеллигенция и даже башкирская «золотая» молодежь в г. Уфе.
В период «парада суверенитетов» на общественную арену вышло поколение, обладающее утопическим типом мышления в лице башкирской гуманитарной интеллигенции. Оно считало, что социальные структуры, обеспечивающие стабильное и благополучное жизнеустройство в рамках советской цивилизации, не могут быть уничтожены или повреждены вследствие неосторожных политических действий.


Постсоветская действительность: кризис идентичностей


Итак, советская цивилизация в ходе либеральной революции оказалась сломанной, что же в итоге? Результат крайне трагический и опасный. Несмотря на формальную декларацию о суверенитете, пустую риторику о «национальном возрождении», наблюдается ускоряющаяся атомизация башкирского общества. Упадок духовной и моральной нравственности, маргинализация значительной части башкирского населения. Постепенное «выдавливание» башкир из престижных социальных ниш. Неконкурентоспособность молодых башкир в коммерческой и производственной сферах. Формирование общества потребления в республике и встраивание в нее башкирской культуры в виде буржуазного декора. Насаждение западных стандартов потребления у молодежи и западного стиля жизни. Размывание этнической национальной культуры и нарастающий процесс появления различных антитрадиционных субкультур. Опасный разрыв между «старым» поколением башкир и теми, кто прошел социализацию в 90-е годы, в условиях уже постсоветской действительности. Отпадение от народа потенциального «этнического материала» в лице русскоязычных, городских и «татароязычных» башкир. Архаическое замыкание поля этничности рамками носителей башкирского языка и деревенской культуры. Отсутствие новой национальной интеллигенции и четко выработанной исторической мифологии. Недееспособность институциональных форм национальной самоорганизации (например, Всемирного Курултая башкир) выступить консолидирующей народ силой.
Башкирское современное общество – это дикий сплав архаики и постмодерна, аномальное и непредсказуемое состояние социума. Одной из черт архаизации можно считать восстановление клановости и сословности в башкирском современном обществе. Одной из социальных иллюзий 90-х гг. является миф о повышении социального статуса башкирского народа в условиях суверенитета. Но в действительности этатизация башкирского общества привела к резкому закрытию каналов социальной мобильности для башкир из простых семей. Суверенитетская башкирская интеллигенция, выбравшаяся на верхние этажи общества за счет мобильного советского лифта, приобрела со временем черты замкнутого социального сословия. Башкирский этнос приобретает сословные черты. Передача социальных мест своим детям («по наследству»), приобретает массовый характер. Возможность молодых башкир из нижних этажей общества повысить свой социальный статус резко снизилась.

Как «собрать» новый башкирский народ

Сборка нового народа в условиях информационного общества должно стать главной и основной задачей башкирской национальной интеллигенции. Для этого необходимо не только выработать единый методологический язык для описания этнических, социальных и политических процессов касающихся башкирского народа, но и создать свою идеологию. Сегодня башкирский народ стоит перед исторической альтернативой – пойти по пути создания нации через либеральный гражданский национализм, или же собрать народ на основе традиционной общинной идеологии.
В первом случае нужно будет способствовать окончательному разрушению черт традиционного общества, и, пройдя через процесс форсированной атомизации, собраться в рамках либерального национализма. Это также означает десакрализацию традиционного общества, подавление «крестьянской» архаики и форсированное создание структур и идеологии общества потребления.
Традиционалисты Башкортостана считают данный путь губительным и неприемлемым для башкирского народа и его самобытной культуры.
Существует другая альтернатива исторического развития – консолидация этноса на основе традиционных и религиозных ценностей, государственного и семейного патернализма, в рамках идеологии «народа-семьи». Необходимо определить новую карту символов цементирующих башкирский этнос. Кроме существующих исторических символов: Салавата Юлаева, участников восстаний и башкирского национального движения, деятелей советского периода, необходимо подключить новые культурные пласты в лице исламских религиозных деятелей. Стимулировать появление работ и их массовое тиражирование, нацеленных на сохранение и защиту существующих символов-талисманов, исторических символов. Башкирские национальные организации должны сбить референтную зависимость от существующего политического режима и постепенно образовать структуры квазигражданского общества в республике.
Сборка нового народа должна опираться на мировоззренческое ядро башкирского общества. В него должны включаться традиционные установки и ценности, главные ценности Ислама. Исламизация башкирского общества не должна подавлять этнической идентичности. Главной идеологией башкирского общества должна стать идеология традиционного общества. Башкирский народ собирается на основе этнического самосознания (если человек считает себя башкиром, значит этого достаточно). Ни язык, ни религия, ни социальное происхождение не являются доминирующими признаками башкирского народа. В целях новой консолидации необходимо снять комплекс этнической неполноценности с русскоязычных башкир.
Для того чтобы сегодня запустить виток этногенеза нужно наличие силы, которая бы осуществила новый пассионарный взрыв. Эту роль может взять на себя национальная башкирская интеллигенция. В нее должны и могут быть включены научная, городская и сельская интеллигенция, религиозные деятели – представители мусульманских общин, политические и общественные лидеры. Новый народ, несмотря на идейную неоднородность должен сплотиться вокруг общей системы ценностей и исторических символов. В условиях попыток демонтажа политического режима Республики Башкортостан как последнего гаранта существования башкирского общества, необходимо быть готовым для политической мобилизации нашего народа. А. Хайбуллин
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
АлтынБотак
шэнэхэн


Зарегистрирован: Dec 23, 2008
Сообщения: 9
СообщениеДобавлено: 15.04.09, 03:02 +0000     Ответить с цитатой

Газета «Коммерсантъ» № 67(4122) от 15.04.2009

Татарские общественные организации объявили о начале общероссийской акции по сбору подписей в поддержку идеи придания татарскому языку статуса второго государственного языка в России. До конца года в рамках акции планируется собрать 100 тыс. подписей, после чего оформить идею как законодательную инициативу для внесения в Госдуму. Перспективы затеи скептически оценили даже в самой Татарии.

Вчера председатель бюро Всемирного форума татарской молодежи (создан в 2004 году под эгидой Всемирного конгресса татар), один из координаторов местного движения "Узебез" ("Мы сами") Руслан Айсин сообщил о начале проведения акции "Татарский язык — язык мира и матери". "В ходе акции, которая стартовала 2 апреля, мы собираем подписи в поддержку придания татарскому языку статуса второго государственного языка в Российской Федерации",— заявил он. Господин Айсин отметил, что татары являются второй по численности нацией в России, а татарский язык, соответственно, вторым по распространению в стране (согласно итогам переписи населения, проведенной в России в 2002 году, численность татар составляет 5,56 млн человек, или около 4% населения). "Кроме того, татарский выступает языком межтюркского общения народов России, стран СНГ и других зарубежных стран,— добавил Руслан Айсин.— Мы намерены добиться, чтобы его признали вторым государственным языком хотя бы в тех регионах России, где татары являются вторым по численности народом. До конца года мы рассчитываем собрать 100 тыс. подписей и оформить нашу акцию как законодательную инициативу".

Как сообщил представитель Всемирного форума татарской молодежи, сбор подписей в поддержку инициативы ведут представители татарских молодежных общественных организаций более чем в 50 регионах России. Господин Айсин отметил, что проголосовать за придание татарскому языку статуса второго государственного языка России вскоре можно будет также на сайтах форума и движения. Кроме того, инициаторы акции рассчитывают на помощь депутатов госсовета Татарии и депутатов Госдумы от республики.

"Мы рассмотрим инициативу, если она к нам поступит,— сообщил вчера "Ъ" глава комитета госсовета Татарии по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев.— Логика в постановке вопроса есть. Тем более что есть мировые прецеденты. Например, в Финляндии шведский язык признан вторым государственным, так как шведы являются там второй по численности нацией, хотя и составляют менее 6% населения страны". Впрочем, господин Валеев скептически оценивает перспективы одобрения инициативы на российском уровне. "В то время, когда татарам запрещают пользоваться латинской графикой как основой языка, а из системы образования убирают национально-региональный компонент, маловероятно, чтобы новая инициатива была встречена с пониманием",— сказал он.

Напомним, прежние образовательные стандарты включали три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент конкретного образовательного учреждения. Двух последних с 1 сентября этого года, когда вступят в действие новые образовательные стандарты, больше не будет (соответствующие изменения в законодательство были внесены в декабре 2007 года). Они уже вызвали волну акций протеста в национальных республиках. В декабре прошлого года против введения новых образовательных стандартов на пикеты вышли представители татарских и башкирских общественных организаций. Против новых образовательных стандартов публично высказывался и глава Татарии Минтимер Шаймиев, заявивший, что они "порождают в федеральном государстве второсортный народ".


Ирина Ъ-Бегимбетова, Казань


Последний раз редактировалось: АлтынБотак (15.04.09, 03:05 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Искра
муухайхан


Зарегистрирован: Dec 18, 2007
Сообщения: 586
СообщениеДобавлено: 16.04.09, 00:48 +0000     Ответить с цитатой

АлтынБотак писал(а):
Татарские общественные организации объявили о начале общероссийской акции по сбору подписей в поддержку идеи придания татарскому языку статуса второго государственного языка в России. До конца года в рамках акции планируется собрать 100 тыс. подписей, после чего оформить идею как законодательную инициативу для внесения в Госдуму.

Заранее присоедините подписи членов Демсоюза Надежды Низовкиной и Татьяны Стецуры. Хотя и скромновато просят друзья из Татарстана. "Возвысить" родной язык до языка завоевателей не такая уж высокая честь для татарского. Но не всякий исторический этап легко перепрыгнуть в сапогах-скороходах, как лужу, а вы энергичны и не отшатываетесь назад.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 16.04.09, 04:50 +0000     Ответить с цитатой

просьба переслать тем, кто знает, ссылку на это голосование. думаю, здесь также будет много желающих поддержать татар в этой инициативе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 16.04.09, 05:01 +0000     Ответить с цитатой

АлтынБотак писал(а):
Размещаю данную башкирскую статью, думаю поможет вам, бурятам собраться с мыслями и пойти своим дорогой
Бог Вам в помощь.


а что в ней такого уж нового? очень просоветская статья, полная различных оценочных штампов, и вовсе непонятно, причем здесь чей-то бог.

риторически конечно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nurgun
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 25, 2006
Сообщения: 371
СообщениеДобавлено: 20.04.09, 22:37 +0000     Ответить с цитатой

Конгресс народа Саха призвал всех сахалар на защиту НР компонента в образовании http://sakhalife.ru/news/14010.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 21.04.09, 00:08 +0000     Ответить с цитатой

Nurgun писал(а):
Конгресс народа Саха призвал всех сахалар на защиту НР компонента в образовании http://sakhalife.ru/news/14010.html
одни мы сидим... точнее лежим...
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
batukhan
шэнэхэн


Зарегистрирован: Apr 27, 2009
Сообщения: 5
СообщениеДобавлено: 27.04.09, 08:27 +0000     Ответить с цитатой

голасуйте за http://belem.ru/tatar_tele-ikenche_daulat_telebez
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 07.06.09, 07:36 +0000     скандальное жесткое интервью Рахимова Ответить с цитатой

Диссидент республики Башкортостан
Михаил Ростовский

Муртаза Рахимов: “У нас сейчас по сути однопартийная система. На Госдуму стыдно смотреть. Уровень централизации хуже, чем в советские времена”



Новый яростный обличитель появился у путинской вертикали власти, партии “Единая Россия” и политической системы страны в целом. На сей раз в этой роли выступил не какой-нибудь последователь Немцова, Каспарова или Касьянова, а плоть от плоти нынешнего российского истеблишмента: бессменный лидер Башкирии с 1990 года, один из крестных отцов “Единой России” — Муртаза Рахимов.
С чем связана такая “смелость” известного своей осторожностью и безошибочным политическим нюхом политического тяжеловеса? Идет ли речь о чисто тактическом упреждающем ходе старожила российского губернаторского корпуса? Или регионы действительно больше не в силах выносить давление со стороны федерального центра? Наконец, что конкретно Муртаза Рахимов ставит в вину партии власти?
Бесконечный скандал в благородном единороссовском семействе напоминали в последнее время отношения между Москвой и властями Башкирии. Началось все с, казалось бы, пустяка. Весной 2008 года президент республики и один из отцов-основателей “Единой России” Муртаза Рахимов со скандалом уволил главу своей администрации Радия Хабирова. Низверженный чиновник вскоре всплыл на крупной должности в кремлевском аппарате. И тут началось: возбуждение и отмена уголовных дел против Хабирова, его исключение и новое “включение” в ряды партии власти “ЕР”. На это наложились споры о будущей судьбе самого башкирского руководства. Плюс драка за контроль над башкирским ТЭКом, которую в конце концов выиграла крупная московская корпорация.
Недавно автор этих строк обвинил власти Уфы в использовании недозволенного приема: разыгранной националистической карты. Муртаза Рахимов тут же выразил готовность ответить и рассказать свою правду о взаимоотношениях центра и регионов.
Ответы одного из отцов-основателей “Единой России” на чисто башкирские вопросы укладываются в нехитрую формулу “всё вам наврали”. Но вот размышления на более общие темы как минимум заставляют серьезно задуматься.


Принцип чайника

— Муртаза Губайдуллович, в Москве считают, что в ходе недавнего конфликта с федеральным центром руководство Башкирии активно разыгрывало националистическую карту. Что вы можете на это ответить?

— То, что я не понимаю, о чем идет речь. Одно дело, если бы в республике все было бы только для башкир. Но у нас же все наоборот! Я всегда заявлял, что многонациональность — это благо. У нас одна треть семей живет в смешанных браках. Мы даже преподавание ведем на четырнадцати языках. У нас ко всем относятся одинаково!

— А как насчет прошлогодних демонстраций в городе Сибай под лозунгами “Федералы, руки прочь от Башкирии” и “Здесь вам не Чечня”? Говорят, что это было организовано местной властью, а демонстрантов привезли на автобусах из другого города.

— Все это абсолютно не так. Демонстрации были направлены против депутата Госдумы Андрея Назарова, и лозунги были соответствующие. Внезапно сбоку появились два-три парня и растянули лозунги, о которых вы упомянули. Провисели они буквально полминуты. Но и этого хватило, чтобы все заснять и погнать потом провокационную волну. По этому факту — все вопросы к Назарову. Он решил таким образом защищаться.
Что же до настоящих националистов, то есть у нас таких несколько человек, живущих по принципу “мой чайник — сам в него и гажу”. Но какое отношение это имеет к республике в целом? Да, я выступаю категорически против действий министра Фурсенко, отменившего национальный компонент образования. Но опять же — при чем здесь национализм? Мы же не требуем, чтобы все в республике обязательно изучали башкирский язык, — только по желанию. Но я хочу, чтобы башкиры, татары, чуваши, марийцы, все другие имели право и возможность изучать свой язык, культуру, обычаи, традиции. Что в этом криминального?

— Вас упрекают в том, что вы пытаетесь вернуть времена региональной вольницы начала 90-х годов с их лозунгом “берите суверенитета сколько хотите”…

— Но мы же брали столько, сколько Борис Николаевич давал, не больше.

— А вот сейчас Владимир Владимирович берет все обратно, а вы не хотите отдавать. Разве не так?

— Вредны любые перекосы — и в сторону излишней регионализации, и в сторону излишней централизации. Сейчас мы наблюдаем именно второй вариант. Смысл федерализма — в компромиссах между центральной властью и регионами. У нас принято говорить о вертикали власти. Но не менее важно и горизонтальное устройство государства. Только так можно учесть все интересы республик, областей и народов. Я глубоко убежден, что на нынешнем этапе необходимо дать больше полномочий регионам. В свое время я был участником переговоров о сохранении Советского Союза. Помню, как Михаила Сергеевича просили: “Дайте нам экономическую самостоятельность”. Думаю, что если бы к таким просьбам прислушались, тогда, может быть, Советский Союз и не развалился бы.

— И что, Россия тоже может повторить судьбу Советского Союза?

— У деятелей советского периода есть одна общая черта с некоторыми нынешними идеологами федерального центра. Они не хотят понять и признать абсолютную необходимость федерализма. Надо радоваться, что Россия — многонациональная страна. В многонациональных семьях и дети красивые рождаются. А что до вашего вопроса, то кто в здравом рассудке уйдет из хорошего дома? Надо просто добиваться, чтобы наш общий дом был именно таковым.
У нас сейчас все насаждается сверху. Уровень централизации даже хуже, чем в советские времена. По отношению к местным проводится политика недоверия и неуважения. Я считаю неправильным, например, что в последние годы местные кадры в региональных представительствах федеральных ведомств заменяются на присланных из центра. Еще один пример — “Единая Россия”. Я только что прочитал, что партия “Единая Россия” должна быть “независимой” — “не под лапой губернатора”. В качестве образца для подражания приводят советскую ситуацию, когда председатель облисполкома подчинялся первому секретарю обкома КПСС. Извините, но основа партии должна формироваться снизу. А у нас пока этого не видно. Партией пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали. Разве так может быть?

Как слезть с иглы

— А всегда ли местные достойны доверия? Например, не является ли лозунг “Башкирия и Россия — вместе навеки” тонким намеком, что Башкирия — это не совсем Россия?

— Без России Башкирии нет. Но и без Башкирии России тоже нет. Россия — федеративное государство, а его основу заложили в том числе и мы, образовав в свое время первую российскую автономию.
Но вам не кажется, что мы не о том говорим? О том, как поднять экономику, — вот о чем надо думать, а не о том, кто куда уйдет! У нас в газетах каждый день пишут: какого губернатора выгоняют, кто сам уходит, какой черный список в администрации президента лежит. С утра до вечера пишут: когда Рахимова снимут или не снимут, как будто я только переживаю об этом…
Я вот нефтяник, 34 года на заводе проработал. За это время ни разу не слышал понятие “баррель” и не знал, что оно означает. А сегодня про баррель каждая бабка знает, как будто высшее образование получила. Слышит, сколько баррель стоит, и все думает: “Теперь уж точно пенсии не будет!” Мы все знаем, что живем за счет нефти, газа, металла. Структуру экономики надо так изменить, чтобы мы все сами делали, а не импортировали. Если у нас сегодня все отрасли экономики были бы конкурентоспособны, никакие кризисы нас бы в такой степени не коснулись!

— Но ведь снять экономику с нефтяной иглы — легче сказать, чем сделать?

— А как может быть по-другому, если у нас производительность труда в десять раз меньше, чем в Америке, а зарплата все последние годы росла? Многие банки и корпорации в конце года выдавали бонусы. Какие могут быть бонусы, если они все в долгах? А члены совета получают миллионы долларов. За что? Какая это экономика выдержит? Только у нас такое возможно, в другом месте за такое с работы бы сняли.
После кризиса 1998 года никто экономику России так по-настоящему и не поднял. Уровень жизни поднялся только за счет удорожания нефти. Мы же перспективой не занимаемся. Сегодня, пока есть нефть, газ, — щеки надуваем. А дальше что будем делать?

— И что конкретно вы предлагаете?

— Я считаю, продавать сегодня нефть — это преступление. Нужно продавать продукты переработки. Мы в республике научились делать бензин и дизельку на уровне стандарта “Евро-4” и “Евро-5”. А для этого нужно было проводить реконструкцию всех перерабатывающих заводов. И не только перерабатывающих — большинство наших предприятий срочно нуждаются в реконструкции и перевооружении. У нас же оборудование по 30—40 лет не менялось. Сколько еще таких производств по стране? Пока мы не начнем экономить и привлекать новейшие импортные технологии, мы экономику никогда не поднимем.

— И насколько успешно, по вашему мнению, правительство сейчас действует в этом направлении?

— Пока мне трудно сказать. Но вы же слышали, как Дмитрий Анатольевич сам сказал: многие из выделенных на борьбу с кризисом сотен миллиардов долларов были потрачены неэффективно. Мы в республике этих денег не видели и не почувствовали. И еще я не понимаю: зачем нам спасать Дерипаску и прочих олигархов? Если они плохие менеджеры, пусть на их места придут другие. Почему же мы с вами должны оплачивать их просчеты из собственного кармана? Тем более что просчеты там такие, что никаких резервов не хватит. Когда у страны было 100 миллиардов долларов долгов, все валили на “тяжелое наследие СССР”. Сегодня объем корпоративной задолженности близок к 500 миллиардам долларов. В этой-то катастрофе кто виноват?

Так жить можно?

— В свое время вы выступили в поддержку системы назначаемости региональных лидеров. Вам не кажется, что если бы принцип избираемости губернаторов сохранился, проблем между центром и регионами было бы меньше?

— Я не очень хорошо знаю ситуацию в других регионах, и поэтому мне трудно ответить на этот вопрос. Но меня очень беспокоит, что страна постепенно отходит от процессов демократизации. Возьмем Госдуму. Разве это парламент? Стыдно смотреть! Население же смеется! Я в свое время был членом Верховного Совета. У нас и представить себе было нельзя, чтобы в пустом зале голосовали, словно на пианино играют. Люди же все видят!
Или возьмем Совет Федерации. Членом СФ я тоже был. Но в мое время он действительно отвечал требованиям, предусмотренным Конституцией. А сегодня что происходит? Я верю, что Дмитрий Анатольевич постепенно придет к тому, что эту систему надо кардинально реформировать. Ведь сейчас у нас по сути однопартийная система. При этом избиратели не знают, кого они избирают. А депутатам руководители фракций говорят: “Если ты нам не понравишься, мы тебя отчислим!” Что же это такое? Должно же быть хоть какое-то уважение!

— Очень забавно слышать такое из уст одного из отцов-основателей “Единой России”: ведь именно ваша партия контролирует парламент.

— И очень плохо, что все контролирует одна партия. Должно быть как минимум две партии — точно так же, как в Англии и Америке.

— И что же нужно делать, чтобы появились две партии?

— Мне трудно сказать, что нужно делать. Но какие-то изменения должны быть обязательно. Мы не можем так жить, чтобы одна партия диктовала. Мы идем к тому, откуда ушли.

— Не можем жить, но живем же.

— Жить можно было и при советской власти, когда все говорили: “Лишь бы не было войны!” Но при таком подходе мы так и никогда не построим нормального гражданского общества и правового государства.

О креслах и наследниках

— Вы ругаете федеральную политику за застойные явления. Но разве у вас не то же самое на уровне республики?

— Застой? У нас нет застоя. Экономика идет вверх. Мы больше всех по стране строим жилья на селе. В Уфе все меняется на глазах. Мы деньги тратим на решение социальных вопросов, строительство школ и больниц.

— Ну, естественно, нефть была дорогая, вот и была возможность тратить...

— У нас всего 11 млн. тонн нефти в год добывается. И в отличие от других регионов мы всю свою нефть у себя и перерабатываем. Как в Москву приедешь, так все нефтяники только и спрашивают: “Можно нашу нефть у вас переработать?” Я очень горжусь тем, что мы сумели рационально распорядиться нашей нефтянкой. Оренбургская область, например, добывает нефти чуть ли не в два раза больше, чем мы, — 18—19 млн. тонн в год и 21 миллиард кубов газа. Но нефтяных доходов в бюджете у нас все равно в два раза больше! У нас собственник в республике остался!

— И все-таки не зря ли отменили норму, ограничивающую срок пребывания у власти региональных лидеров?

— Опять намекаете на долгий срок моей работы? А за что меня выгонять? За хорошую работу? За то, что республика созидает, работает? Вы можете к нам в республику с любой стороны въехать и сразу понять, что вы именно в Башкирии. Почему? Потому что мы не дали село развалить. Помню, как на меня Борис Николаевич ругался за то, что мы приостановили на нашей территории действие его указа о роспуске совхозов. Я ему тогда в шутку ответил: “Колхозы разрушим — воровать даже неоткуда будет!” И что в результате? А то, что сегодня из Москвы приезжают и удивляются: “Надо же, у вас, оказывается, в деревнях люди живут!”

— А насколько вы держитесь за свое кресло? Вы планируете управлять Башкирией как можно дольше или все-таки выйти на пенсию через какое-то время?

— За свое кресло я как раз держусь. Я его с завода принес, где был директором. Сам его ремонтирую. У меня даже инструмент свой заводской есть (показывает. — “МК”). Ну а если отвечать на ваш вопрос по существу, то абсолютно нет у меня желания бесконечно продолжать. Доработаю свой срок и уйду на пенсию. Я уже многим, наверно, надоел. Очень важно вовремя уйти самому. Другой вопрос: кто вместо меня придет, чтобы все сделанное не развалили?

— Вы уже наметили кандидатуру преемника? Есть мнение, что вы хотите передать власть в республике по наследству вашему сыну Уралу в лице его ставленника Сарбаева?

— Преемника пока не наметил. Успею еще. У меня ведь срок заканчивается в октябре 2011 года. Кто после этого станет новым главой Башкирии? Как Президент России скажет, так и будет. Однако кандидатуры и Урала, и Сарбаева я сегодня абсолютно исключаю.
У нас же 40% населения живет на селе, а Урал — чисто городской человек. Он никогда не занимался и не стремился заниматься чисто хозяйственными делами. Он прекрасный менеджер, вот пусть и работает в своей сфере.
Что же до Сарбаева, то он энергичен, хорошо себя показал и как глава района, и как министр. Но лидером республики может быть только человек, к которому есть большое доверие. А Сарбаев только начал работать. Время покажет.
Добавлю к этому только одно. Человека извне республика не примет. Помню, приехал я в один дальний район, а мне местный старик и говорит: “Вы из побывавших у нас руководителей — первый человек после Пугачева”.

— То есть президент Башкирии обязательно должен быть башкиром?

— Башкиром, может, и не обязательно должен быть. Но башкирский язык должен знать. Вы же видели, как я со всеми — башкирами, татарами, русскими — разговаривал на их родном языке. Ну невозможно это — без знания языка руководить многонациональной республикой! Кстати, в царской России губернатор имел 15% надбавки к жалованью за знание местного языка. Я, правда, не прошу добавки, мне не надо, и так хватает.

— Насчет “хватает”: говорят, ваш сын Урал — самый богатый человек в республике, долларовый миллиардер.

— Самый богатый — это я. (Смех.) Вот, говорят, сын у меня мафиозник. На самом деле он крепкий менеджер. И, кроме зарплаты, у него нет ни копейки. Зарплата большая, не спорю. Но что вы хотите, если на руководимых им предприятиях средняя зарплата была 69 тысяч рублей? А так у него есть только квартира в 27 кв. метров у моей тещи.

— А здание дворцового типа на Коммунистической улице в Уфе — это что?

— Так там же офис его был. Сейчас все полностью передано новым хозяевам башкирского ТЭКа.


Опубликованно в газете "Московский Комсомолец" № 25072 за 05.06.2009

http://www.mk.ru/politics/293874.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 07.06.09, 07:44 +0000     кремль и белый дом разозлились на Рахимова Ответить с цитатой

Муртазу Рахимова разоружат перед партией
// Острое интервью может стоить ему партбилета "Единой России"

Газета «Коммерсантъ» № 101 (4156) от 06.06.2009



Глава Башкирии Муртаза Рахимов может быть исключен из "Единой России". Как пояснил "Ъ" член бюро высшего совета партии Андрей Исаев, такой может быть реакция на оскорбления, которые башкирский президент нанес "Единой России" в интервью газете "Московский комсомолец", опубликованном в пятницу. В нем Муртаза Рахимов выступил с крайне резкими заявлениями в адрес федеральной власти и руководства "Единой России". За последнее время это уже второй серьезный выпад против Кремля со стороны региональных лидеров. Аналогичные выступления мурманского губернатора Юрия Евдокимова завершились его отставкой.
"В определенном возрасте некоторые мозговые реакции наступают запоздало",— откомментировал интервью Муртазы Рахимова член бюро высшего совета "Единой России" Андрей Исаев, подчеркнувший, что своими высказываниями башкирский президент "нанес оскорбления" "Единой России". "Он сам принял для себя решение, и он не должен больше состоять в партии "Единая Россия"",— заявил "Ъ" представитель руководства партии. По его словам, реакция партии последует в ближайшее время, и башкирский президент будет исключен из ее состава. Что касается перспектив Муртазы Рахимова на посту президента Башкирии, господин Исаев считает, что "это решение принадлежит президенту, но со стороны "Единой России" поддержки он больше не встретит".
Глава исполкома "Единой России" Андрей Воробьев поздно вечером заявил, что также удивлен поступком башкирского президента. "У нас будет с ним разговор",- сказал он.
Пресс-секретарь президента Башкирии Айрат Мурзагалеев сказал "Ъ": "Мы оставляем это высказывание без комментариев". А член политсовета башкирского отделения "Единой России" Рустем Ахмадинуров заявил "Ъ", что у местных партийцев возможность принятия такого решения "вызывает недоумение".
Скандал разгорелся вчера после того, как в газете "Московский комсомолец" под заголовком "Диссидент Республики Башкортостан" было опубликовано обширное интервью президента Башкирии Муртазы Рахимова. В нем он беспрецедентно жестко раскритиковал действующую политическую систему.
Прежде всего башкирский президент выступил против региональной политики федерального центра. "Вредны любые перекосы — и в сторону излишней регионализации, и в сторону излишней централизации. Сейчас мы наблюдаем именно второй вариант,— говорится в интервью.— У нас сейчас все насаждается сверху. Уровень централизации даже хуже, чем в советские времена. По отношению к местным проводится политика недоверия и неуважения. Я считаю неправильным, например, что в последние годы местные кадры в региональных представительствах федеральных ведомств заменяются на присланные из центра".
Резкая критика прозвучала и в адрес "Единой России". "Я только что прочитал, что партия "Единая Россия" должна быть "независимой" — "не под лапой губернатора". В качестве образца для подражания приводят советскую ситуацию, когда председатель облисполкома подчинялся первому секретарю обкома КПСС. Извините, но основа партии должна формироваться снизу. А у нас пока этого не видно. Партией пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали. Разве так может быть?" — задает он вопрос. По его мнению, отход от демократии допустили в своей работе Госдума, Совет федерации и вся страна в целом: "...меня очень беспокоит, что страна постепенно отходит от процессов демократизации. Возьмем Госдуму. Разве это парламент? Стыдно смотреть! Население же смеется... когда голосуют в пустом зале, словно на пианино играют". Апеллирует он к президенту России. "Я верю, что Дмитрий Анатольевич постепенно придет к тому, что эту систему надо кардинально реформировать. Ведь сейчас у нас, по сути, однопартийная система. Избиратели не знают, кого они избирают. А депутатам руководители фракций говорят: "Если ты нам не понравишься, мы тебя отчислим!" Что же это такое? Должно же быть хоть какое-то уважение!" — возмущен господин Рахимов.
Президент Башкирии заявил, что доработает свой срок до конца полномочий в октябре 2011 года, преемника пока не наметил. При этом отверг предположение о своем сыне Урале в этом качестве. По его словам, "как президент России скажет, так и будет", но "человека извне республика не примет", "глава республики необязательно должен быть башкиром, но язык должен знать".
Столь резких политических заявлений Муртаза Рахимов не позволял себе, пожалуй, за все время своего управления республикой с 1993 года. Не были исключением и периоды обострения его отношений с Кремлем. А такие периоды были у башкирского лидера, который с ельцинских времен считался сторонником национального парада суверенитетов.
Год назад слухи о досрочной отставке Муртазы Рахимова распространились в очередной раз: тогда он уволил главу своей администрации Радия Хабирова, якобы посчитав, что Кремль готовит ему преемника. В республике господин Хабиров был изгнан из партии, на него было заведено уголовное дело. Однако затем господин Хабиров в Москве был вновь принят в партию и в настоящее время работает на должности заместителя главы управления внутренней политики президента — в подразделении, находящемся в ведении первого заместителя главы кремлевской администрации Владислава Суркова.
Отношения Муртазы Рахимова с "Единой Россией", у истоков создания которой он стоял вместе с другими региональными старожилами, также нельзя назвать чрезвычайно теплыми. Однако, похоже, дело дошло до полного разрыва.
Эксперты "Ъ" считают, что причиной выпада Муртазы Рахимова стало предчувствие скорой отставки. "Видно, в вопросе о преемственности власти в Башкирии Москва не желает учитывать интересы его семьи",— полагает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Титков. Политолог Глеб Павловский заявил, что состояние Муртазы Рахимова вызвано "преувеличенными страхами возможного увольнения и попыткой нанести упреждающий удар, прозондировать штыком неопределенную ситуацию — а вдруг между президентом и премьером возникнет спор по этому вопросу?". Также господин Павловский добавил: "Думаю, что антикоррупционные действия президента подействовали на него депрессивным образом. Про собственность сына ему вообще надо было промолчать и не позориться". (Сын Муртазы Рахимова Урал, по неофициальной информации, контролировал активы башкирского ТЭКа, которые в этом году перешли к группе АФК "Система".)
За последнее время это уже второй открытый политический выпад со стороны региональных лидеров-старожилов. Напомним, мурманский губернатор Юрий Евдокимов в марте во время избирательной кампании мэра Мурманска допустил резкие критические замечания в адрес "Единой России". Конфликт завершился его отставкой. Об этом напомнил "Ъ" и источник в администрации президента, отметив: "Аналогия полная".


Ирина Ъ-Нагорных; Илья Ъ-Амладов, Уфа
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1184560


____________________________________________

Минтимер Шаймиев собрался на отдых



Газета «Коммерсантъ» № 101 (4156) от 06.06.2009
Президент Татарии Минтимер Шаймиев готовится покинуть свой пост. Вчера президент Татарии Шаймиев сообщил агентству Reuters, что больше не будет выдвигаться на пост президента республики. "Я всю жизнь у власти. То, что пора отдохнуть, это не подлежит сомнению,— заявил господин Шаймиев представителю агентства в кулуарах экономического форума в Санкт-Петербурге.— Меня жена уже начиная с 60 лет терроризирует, чтобы я уходил".
72-летний Минтимер Шаймиев фактически руководит республикой с 1989 года — тогда он занял пост первого секретаря Татарского обкома КПСС. В 1990 году господин Шаймиев был избран председателем Верховного совета ТАССР. В том же году была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. В июне 1991 года Минтимер Шаймиев был избран первым президентом Татарии, затем дважды — в 1996 и 2001 годах — избирался вновь. В марте 2005 года, сразу после отмены прямых губернаторских выборов, президент Владимир Путин предложил госсовету Татарии наделить господина Шаймиева президентскими полномочиями на новый срок. Перед этим, в феврале 2004 года, Минтимер Шаймиев в интервью радио "Свобода", отвечая на вопрос о предстоящих выборах президента республики и своем участии в них, сказал: "Я бы не хотел, чтобы у Татарстана был 70-летний президент..."


Ирина Ъ-Бегимбетова, Казань
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1184581
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 08.06.09, 08:50 +0000     Ответить с цитатой

Шаймиев уйдет, Рахимову нужно объясниться

— 6.06.09 16:43 —

ТЕКСТ: СВЕТЛАНА БОЧАРОВА
ФОТО: ИТАР-ТАСС



Признанные политические тяжеловесы – президент Татарстана Минтимер Шаймиев и президент Башкирии Муртаза Рахимов – заявили о намерении покинуть свои посты по окончании очередных сроков своих полномочий. Рахимову предстоит объясниться с соратниками по «Единой России», которую он раскритиковал в интервью.
72-летний Минтимер Шаймиев, почти 20 лет возглавляющий Татарстан, заявил о намерении покинуть свой пост в 2010 году, после того, как окончится очередной срок его полномочий. «Я всю жизнь у власти. То, что пора отдохнуть - это не подлежит сомнению. Меня жена уже начиная с 60-ти лет терроризирует, чтобы я уходил», – сказал Шаймиев Reuters в пятницу вечером в кулуарах экономического форума в Санкт-Петербурге.
«Я уже давно не собираюсь баллотироваться», – добавил татарстанский лидер.
Нынешний срок президентства у Шаймиева уже четвертый. Он – один из наиболее авторитетных российских губернаторов, не раз позволявший себе критиковать федеральные власти даже после провозглашения в стране вертикали власти. Минувшей осенью Шаймиев первым из губернаторов высказался за возврат всенародных выборов губернаторов, и поддержать его отважились лишь несколько других губернаторов-тяжеловесов – башкирский лидер Муртаза Рахимов и мэр Москвы Юрий Лужков. Лужков стал последним. После его выступления эксперты заговорили о создании новой губернаторской фронды, ставящей себе целью расширение полномочий регионов в условиях экономического кризиса, а президент РФ Дмитрий Медведев предложил уволиться всем главам регионов, не согласных с курсом, который проводят федеральные власти. Республиканские СМИ отмечают, что людей с политическими амбициями вокруг Шаймиева не осталось. В последние годы периодически возникали слухи о его отставке, но ни один из них не оправдался.
Заявление Шаймиева о намерении уйти на покой прозвучало в тот же день, когда аналогичное заявление в интервью «Московскому комсомольцу» сделал бессменный президент Башкирии Муртаза Рахимов,
очередной срок которого истекает в 2011 году. Правда, он обосновал свое намерение желанием «уйти вовремя» и «уйти самому». «Абсолютно нет у меня желания бесконечно продолжать. Доработаю свой срок и уйду на пенсию. Я уже многим, наверное, надоел», – сказал Рахимов.
Главным для Рахимова является вопрос о сменщике: «Другой вопрос: кто вместо меня придет, чтобы все сделанное не развалили?» – сказал он, отметив при этом, что «человека извне республика не примет». Однако очевидных претендентов на пост президента Башкирии в республике нет, дал понять Рахимов. Сын – Урал Рахимов – на эту должность не подходит, потому что он «городской житель», а 40% населения Башкирии живет в селах, пояснил президент. Не ясен пока Рахимову и потенциал нынешнего главы правительства Раиля Сарбаева, которого считают выдвиженцем Рахимова-младшего. Действующий глава республики дал понять, что Сарбаев хороший управленец, но ему не хватает популярности среди населения.
Слухи о скорой отставке Рахимова в последний год циркулируют безостановочно. Технически к ней готово почти все:
собственником предприятий республиканского ТЭКа, за возвращение которого в государственную собственность столько лет бился федеральный центр, вместо Урала Рахимова стала дружественная Кремлю АФК «Система». Выдвиженцы Рахимова-старшего на постах руководителей региональных представительств федеральных ведомств заменены выдвиженцами Москвы. Осуществлению отставки башкирского лидера мешает только отсутствие равноценной замены Рахимову, считают эксперты.
Теперь у наблюдателей появился новый повод ждать санкций федерального центра в отношении Рахимова.
В том же интервью МК он не только пообещал уйти на пенсию, но и раскритиковал федеральный центр за высокомерное отношение к регионам, а также скептически оценил потенциал идеологов партии «Единая Россия». «Вредны любые перекосы — и в сторону излишней регионализации, и в сторону излишней централизации. Сейчас мы наблюдаем именно второй вариант», – сказал Рахимов. По его мнению, нынешние «идеологи федерального центра», как и советские, «не хотят понять и признать абсолютную необходимость федерализма», проводя по отношению к регионам «политику недоверия». Нынешняя Госдума, по наблюдениям Рахимова, вызывает смех у населения, которое даже не знает, кого оно туда избирает.
Партийную систему в стране башкирский президент назвал «по сути, однопартийной», а про главную партию «Единая Россия», у истоков создания которой он сам же и стоял, сказал, что сейчас ею «пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали».
Федеральные власти на заявления Рахимова пока не отреагировали. Но единороссы очень обиделись. Глава ЦИК партии Андрей Воробьев сказал «Газете.Ru», что партийцы считают высказывания башкирского президента «как минимум некорректными». «Безусловно, такие высказывания вызывают недоумение», – сказал Воробьев.
Единороссы, по словам Воробьева, считают «целесообразным пригласить Муртазу Губайдулловича, чтобы он объяснился».
«Мы хотели бы узнать, что стало основанием для таких высказываний», – сказал собеседник «Газеты.Ru». «Никаких действий (в отношении партийной принадлежности Рахимова. – «Газета. Ru») без обсуждения предпринято не будет. Это современная норма принятия решений», – заверил Воробьев. Когда и куда может быть приглашен Рахимов для дачи объяснений, собеседник «Газеты.Ru» не уточнил, сказав, что и на этот счет партийцами будет принято «коллегиальное решение».


http://www.gazeta.ru/politics/2009/06/06_a_3207684.shtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Туяна
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Apr 12, 2004
Сообщения: 1629
СообщениеДобавлено: 08.06.09, 10:49 +0000     Ответить с цитатой

Жаль, что они уходят. И в то же время какая у них сила воли! Потапов вон до последнего хватался за кресло.

Ничего с ними Кремль и тем более единороги не сделают. Порождать напряженность в еще двух национальных республиках, да еще мусульманских, когда Чечня с Дагестаном головную боль приносят ежедневно?

Центр рад радехонек, что уходят такие непослушные лидеры и сейчас постараются марионетку своего поставить.
_________________
Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
arzar
баймга ороошо


Зарегистрирован: Jan 20, 2005
Сообщения: 243
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 08.06.09, 12:24 +0000     Ответить с цитатой

Центру не нужны экономически сильные национальные регионы. Тем более - имеющие государственную границу. Подозреваю: руководству Бурятии поступают циркуляры из Москвы с указиловкой тормозить социально-экономический рост республики, снижать численность населения.

Агентство инвестиций Бурятии уничтожили, практически не создав никакой альтернативы. То есть разрушили ведомство, которое должно было привлекать внебюджетные инвестиции. Конечно, зачем они нужны?! Москва лучше будет держать нас на коротком поводке, выделяя федеральное финансирование. Когда нужно "крантик" прикроют.

Из тех же соображений федералам выгодно держать в региональной власти проворовавшихся, но лояльных чиновников. Они предсказуемы и легко управляемы.
_________________
http://arkady-zarubin.moikrug.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 08.06.09, 12:30 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
Агентство инвестиций Бурятии уничтожили, практически не создав никакой альтернативы. То есть разрушили ведомство, которое должно было привлекать внебюджетные инвестиции. Конечно, зачем они нужны?! Москва лучше будет держать нас на коротком поводке, выделяя федеральное финансирование. Когда нужно "крантик" прикроют.


Да таких примеров дофуя. Что уж говорить, при Саганове этим занималось целое министерство внешэкономсвязей, чуть было Дельту эйрлайнз в наш аэропорт не привели, а потом - кирдык-с.

ТАК БУДЕТ ВСЕГДА, ЕПТ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 2 из 6

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru