BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Почему не Бурят-Монголия, а Бурятия?
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Доржиев
ороошо


Зарегистрирован: Jun 16, 2008
Сообщения: 138
СообщениеДобавлено: 29.09.08, 23:04 +0000     Ответить с цитатой

Действительно геостратегическое расположение Бурятии делает его в глазах российских геополитиков более важным, чем Кавказ. В отличие от Кавказа за нами они видят растущую Азию. И считая Бурятию слабым звеном, совершают телодвижения, возможно необоснованные.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Монголмаа
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 21, 2006
Сообщения: 151
СообщениеДобавлено: 01.04.09, 04:10 +0000     Дэлхий даяар 18 сая хөх толбот “Монгол үндэстэн” амьдарч бай Ответить с цитатой

Buryt-Mongolia
_________________
Я Даяармонголка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
bushido
ахамад


Зарегистрирован: Dec 12, 2007
Сообщения: 592
Откуда: Нармай Монгол Улас
СообщениеДобавлено: 01.04.09, 07:23 +0000     Ответить с цитатой

В 2009 году в Бурятии пройдет 30 мероприятий по случаю вхождения республики в состав России
11:39 27.03.2009

Первое заседание государственной комиссии по подготовке праздновании 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства пройдет в Улан-Удэ в первой декаде апреля. Мероприятие состоится с участием руководителей федеральных органов государственной власти, передает «Восток-Телеинформ».
Как рассказал агентству заместитель министра культуры Бурятии Сергей Добрынин, в ведомстве уже составлен 3-годичный план по реализации всех мероприятий в рамках празднования даты.
В частности, на 2009 год планируется проведение более 30 крупных городских, республиканских и межрегиональных мероприятий. В числе последних – проведение летом этого года Дней культуры Москвы в Бурятии, а в 2011 году – Дней культуры Бурятии в Москве.
— Также у нас есть договоренность с Москвой, — продолжает Добрынин, — на финансирование крупного театрализованного представления к тому времени уже в готовом новом стадионе на Набережной в 2011 году.
Празднование 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства будет отмечаться в 2011 году. Соответствующий указ подписал президент России Дмитрий Медведев. Правительство Бурятии разработало программу подготовки этого события. Проект всех мероприятий оценивается в 16 миллиардов рублей.

http://www.extra-media.ru/frontier/?id=14814
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Монголмаа
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 21, 2006
Сообщения: 151
СообщениеДобавлено: 02.04.09, 06:01 +0000     Дэлхий даяар 18 сая хөх толбот “Монгол үндэстэн” амьдарч бай Ответить с цитатой

bushido писал(а):
В 2009 году в Бурятии пройдет 30 мероприятий по случаю вхождения республики в состав России
11:39 27.03.2009

Первое заседание государственной комиссии по подготовке праздновании 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства пройдет в Улан-Удэ в первой декаде апреля. Мероприятие состоится с участием руководителей федеральных органов государственной власти, передает «Восток-Телеинформ».
Как рассказал агентству заместитель министра культуры Бурятии Сергей Добрынин, в ведомстве уже составлен 3-годичный план по реализации всех мероприятий в рамках празднования даты.
В частности, на 2009 год планируется проведение более 30 крупных городских, республиканских и межрегиональных мероприятий. В числе последних – проведение летом этого года Дней культуры Москвы в Бурятии, а в 2011 году – Дней культуры Бурятии в Москве.
— Также у нас есть договоренность с Москвой, — продолжает Добрынин, — на финансирование крупного театрализованного представления к тому времени уже в готовом новом стадионе на Набережной в 2011 году.
Празднование 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства будет отмечаться в 2011 году. Соответствующий указ подписал президент России Дмитрий Медведев. Правительство Бурятии разработало программу подготовки этого события. Проект всех мероприятий оценивается в 16 миллиардов рублей.

http://www.extra-media.ru/frontier/?id=14814



kak dobrovolino?
_________________
Я Даяармонголка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 02.04.09, 12:54 +0000     Ответить с цитатой

а вот так.

все нерусские на земли которых когда пришли русские сейчас будут омечать свое добровольное вхождение в состав русского государства. это такая политика рф.

в бурятии на федеральные деньги по этой программе будут что либо строить и т.п.? или ограничатся только мероприятиями?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 02.04.09, 23:17 +0000     Ответить с цитатой

ан нет. у чеченов то установление добрососедских отношении.

И вообще в 1659 году что было? Ничего. Откуда это дата?
Тогда не было единого бурятского народа.
Бурятия с нынешней своей границей отошла к Российской империи только в 1727 году.
А присоединение то кажется местами не было добровольным. Война за западную бурятию почти 30 лет длилось и закончилось тем что большинство западные буряты укочевали в Монголию.
_________________
миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Монголмаа
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 21, 2006
Сообщения: 151
СообщениеДобавлено: 03.04.09, 03:32 +0000     Ответить с цитатой

sanj писал(а):
а вот так.

все нерусские на земли которых когда пришли русские сейчас будут омечать свое добровольное вхождение в состав русского государства. это такая политика рф.

в бурятии на федеральные деньги по этой программе будут что либо строить и т.п.? или ограничатся только мероприятиями?


Luchee postroil bi Pamytnik Chinggiskhana
_________________
Я Даяармонголка
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 03.04.09, 04:18 +0000     Ответить с цитатой

songool писал(а):
ан нет. у чеченов то установление добрососедских отношении.

И вообще в 1659 году что было? Ничего. Откуда это дата?
Тогда не было единого бурятского народа.
Бурятия с нынешней своей границей отошла к Российской империи только в 1727 году.
А присоединение то кажется местами не было добровольным. Война за западную бурятию почти 30 лет длилось и закончилось тем что большинство западные буряты укочевали в Монголию.


чечены 10 лет воевали, поэтому им поблажку сделали.

а даты от балды берутся. у нас вот 1609 г. хотя тоже ничего не было в этом году. да и с русскими в это время отношения не ахти были.

к тому же как писал один историк вхождение народа в состав государства предполагает размещение людей на территории этого государства. была ли росия в сибири в это время?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
gure
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 18, 2003
Сообщения: 1334
СообщениеДобавлено: 09.04.09, 20:37 +0000     Ответить с цитатой

Котвич, русский дипломат, страшно удивлялся, когда его пригласили в 1912 г. на прием в дом Тушету-хана - правителя одного из аймаков Халх-Монголии и крупного деятеля правительства автономной Монголии. Это была обычная юрта, оборудованная ничем не лучше средней монгольской. Быт этого чингисида был совершенно непритязательным.
Об этом же можно судить по запискам Г. Цыбикова, где он описывает быт правителей монгольских аймаков в Цинхае.
Так что тезис о "жадности" монгольских правителей требует с вашей стороны хоть-какого-то подтверждения.

"Добровольность" вхождения (а такие прецеденты, действительно, были, особенно для восточных бурят) обусловлена не теми несостоятельными с исторической точки зрения мотивами, что вы приводите, а сложной политической обстановкой в Монголии - с одной стороны, давление маньчжуров и борьба с ними, с другой - наступление джунгаров Галдан Бошогту. Именно последний фактор чаще всего и поминается, например, среди селенгинских бурят.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Altang
ходо байгша


Зарегистрирован: Feb 01, 2008
Сообщения: 352
СообщениеДобавлено: 10.04.09, 03:40 +0000     Ответить с цитатой

Вот тоже российский источник из Ирка, постоянно мониторит и изучает бурят.

http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/buryat/1_1.html



Цитата:
3. Актуализируется расширение этнических и географических границ общности буряты: хори включаются в нее через мифологических предков и через "историческое" обоснование генеалогического родства. Причем отличительной чертой этого процесса конструирования границ этнического являлось то, что он осуществлялся в поле коллективного бессознательного, что определяло и неоднородность мифологического текста этнической культуры. Границы общности буряты конструируются через разные комбинации эпонимов - Эхирит, Булагат, Хоридой, Хонгодор, Шошолог.5 Закрепляется этноним буряты и за селенгинцами, выходцами из Монголии: сэлэнгын буряад отог [БТБ, 1992, с. 139], сэлэнгын бурядууд [Там же, с. 141], у которых, может быть, большую актуальность демонстрировал этноним монгол-бурядууд [см. БТБ, с. 126 и далее]. (Подробнее см.: Скрынникова, 1999, с.8-10)

К середине XIX в. можно говорить о существовании представления об общности, обозначаемой этнонимом бурят, хотя мифологические тексты свидетельствуют о незавершенности процесса сложения этой общности, что нашло отражение как в упоминаемых в примечании различных комбинациях, так и в числовом коде мифа, когда за зуун найман даже в одной традиции видятся как хоринские, так и селенгинские буряты, что было обусловлено нелинейностью процесса этногенеза и этнической истории.

4. Кроме того, уже в середине XIX в. отмечается наряду с этнонимом буряты и одновременное функционирование иного таксона - бурят-монголы, подчеркивающего общность бурят, прежде всего хоринских и селенгинских, с монголами. В летописях хоринцы или считаются родами, отделившимися от монгольского народа, или одиннадцать хоринских родов выступают как приданое Балжан (дочь Лигдан-хана - потомка Чингисхана, бывшего главой монголов в XVII в.), с которыми она и ее муж прикочевали в Нерчинский округ. Т. Тобоев подчеркивает общность хоринцев с монголами, начиная свою рукопись с фразы: "Они (хоринские и агинские буряты. - Т. С.) отделились от монгольского народа"5 [БЛ, 1995, с. 5], причем отмечается, что Хоридой был младшим сыном Баргу-батор-дайчин-нойона двух монгольских тумэтов [Там же]. У Хоридоя было одиннадцать сыновей, ставших родоначальниками одиннадцати хоринских родов.

К докладу Доржи Дарбаева, заседателя Хоринской степной думы, представленному в 1839 г., приложена легенда, согласно которой у силача и богатыря Баргу-батора, который прибыл со своими родичами с юго-востока, было три сына - Олюдай, Бурят и Хоридой. Олюдай по приказанию отца откочевал на Алтай и Хангай, Бурят остался при отце, и теперь его потомки живут по обе стороны Байкала, а потомки Хоридоя, страстного охотника, живут в таежных местах [Цыдендамбаев, 1972, с. 54-55]. Как видим, в общность включаются олёты, живущие на западе Монголии. Тему обоснования этногенетической близости хоринцев и монголов продолжает В. Юмсунов, разворачивая биографию Чингисхана (12-е поколение после Буртэ Шоно), его потомка Лигдан-хана, выдавшего замуж свою дочь Балжан за Дай-Хун-тайджи (сына солонгутского Бубэй-бэйлэ-батора), прикочевавшего в Нерчинский округ в 1594 г., согласно Т. Тобоеву [БЛ, 1995, с. 6], или в 1613г., согласно В. Юмсунову [Там же, с. 38]. 11 хоринских родов были приданым (инжи), которое принесла Балжан.

В. Юмсунов связывает происхождение 11 хоринских родов с монголами, когда пишет в преамбуле к своей "Истории происхождения 11 хоринских родов": "Сделав сопоставления сочинений их обоих (Сахиева и Тобоева. - Т. С.), а также других повествований о прежних монгольских ханах ...пишем нижеследующее" [БЛ, 1995, с. 36]. Связывается это с тем, что "наш главный нойон Шилдэй занги из рода Галзут, из хухура Жинхан, бывший у нас последним занги-нойоном, кочевал в нынешней Монголии, близ реки Керулен" [БЛ, 1995, с. 68]. Вот почему "оставшиеся в Монголии" называются В. Юмсуновым "нашими сородичами" [Там же, с. 39] (изагуур Монгол газарта гээгдэhэн аха дуунэрнай бидэнээ) [БТБ, 1992, с. 36], хотя здесь же, характеризуя их как противников, пожелавших вернуть обратно те группы хоринцев, которые откочевали к Байкалу, В. Юмсунов обозначает их как Монголой сэрэгууд, что имплицитно содержит идею различения хоринцев и монголов.

Если в летописях хоринских бурят отмечается связь их происхождения с монголами, то селенгинские прямо называются или буряад-монголнууд [БТБ, с. 132], или буряад-монголшууд [Там же, с. 139, 152], или Сэлэнгын монгол-буряад [Там же, с. 152]. Понятно, что для селенгинских бурят их монгольское происхождение (монгол изагур [БТБ, с. 131]) более актуально, уделяется много внимания Чингисхану, его завоеваниям (даже Сибири [БЛ, 1995, с. 108]) и его потомкам [БЛ, с. 104-108]. И Ломбоцыренов называет бурят-монголами тех, кто кочевал в районе Посольска, Верхнеудинска, Итанце [БТБ, с. 132]. Если Ломбоцыренов употреблял обе формы этнонима - и бурят-монголы, и монгол-буряты, - то в "Бишихан записка" (1833) отмечается вторая форма - монгол буряад [БТБ, 1992, с. 179, 183, 184, 185, 187, 189, 190]. Только когда речь идет о цонголах, указывается, что этот род пришел из хошуна Хулэ Сара Монголии [с. 191], о хатаганах говорится, что они подданные монгольского Сайн-нойона [с. 195]. Причем пишущие эту записку объединяют Сайн-ноёна с Тушету-ханом, упоминая их как одно лицо [БТБ, с. 133, 136]. Авторы этой записки отличают от бурят-монголов (или монгол-бурят) упомянутых групп, пришедших из Монголии, бурят, которые были подданными русского царя [БЛ, с. 151; БТБ, с.199], и хори-бурят 11 родов [БЛ, с. 152; БТБ, там же].

Непременной темой, сопровождающей описание принадлежности части бурят к общемонгольскому миру, является история буддизма у бурят и монголов. С нею связан следующий уровень самоидентификации бурят.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 10.04.09, 03:46 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
Я хотел промолчать, но теперь всё же, скажу отрицать книги, изданные в России это признак вовсе даже не большого ума и свободомыслия.

чи орос юм бэшуу? юундээ буряад болохо гэжэ ядаа юмбэ?
чамайг буряад гэжэ хэлэхэдэ б88льжис8м хурэнэ.
_________________
миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
gure
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 18, 2003
Сообщения: 1334
СообщениеДобавлено: 10.04.09, 03:51 +0000     Ответить с цитатой

mik писал(а):
Поправьте меня если Джунгары не монголы? Из ойрат если я не ошибаюсь. С точки зрения потомков не состоятельны, а с точки зрения вассала выбирающего сюзерена вполне состоятельные.
Более того, добровольное вхождение должно было быть повальным. Иначе русским бы не удалось присоединить нашу землю такими силами.


не тупите. речь идет о несостоятельности мотива "жадности местных князьков", о котором вы говорите. повинности и налоги, "албан", которые нес "арад зон" в Монголии не были выше тех, что несли ясачные инородцы в России - структура их была примерно та же самая. Строительство и содержание дорог, ямскую службу и охрану границ буряты в составе России несли так же, как их предки в Монголии.

Я все же на первый план выдвинул бы мотив "безопасности": признав вассалитет "белого царя", предки бурят выпадали из небезопасного политического контекста тогдашней Монголии - халхо-джунгарские войны, плавно перешедщие в цинско-джунгарские, длились до середины 18 века, а отличались они ожесточенным, истребительным характером, вплоть до взаимного геноцида.

Те же ашебагаты, уйдя из Прибайкалья в Халху в середине 17 в., из-за войн Галдан-Бошогту вернулись уже на Чикой.

Для некоторых бурятских групп немаловажен был мотив "неприятия Цинской власти" - недаром значительный прилив на бурятскую территорию связан с тем периодом, когда Внутренняя Монголия перешла под вассалитет маньчжуров в 1620-1630-х гг. (хори), а также после Долоннорского съезда 1690-х, когда и внешняя Монголия приняла вассалитет Цинов (цонголы и др.).

Первые правители бурятских аймаков в составе России были плоть от плоти монгольской политической элиты того времени, "местными князьками", по вашей терминологии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
gure
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 18, 2003
Сообщения: 1334
СообщениеДобавлено: 10.04.09, 06:06 +0000     Ответить с цитатой

зачем знати пастбища? не надо примитизировать проблему.

Вопросы политической борьбы, все же, не так явно связаны с чисто экономическими причинами. Монголов того времени вряд ли было больше чем сейчас, скорее, на уровне 1,5-2 млн, это вместе с увурмонголами, халхами, ойратами, бурятами (щас - где-то 8 млн). Земли они занимали побольше, чем сейчас - плюсом к нынешним идут практически полностью Цинхай, большая часть Синьцзяна, северный Тибет, пол-Казахстана, Южная Сибирь и Южный Урал. Если сейчас на территории Монголии вполне успешно кормятся 3 млн человек с 40 млн скота (и люди эти обладают современными материальными запросами, на порядок большими, чем в те времена), то на той, большей территории, простора для номадной экономики было более чем достаточно.

На мой взгляд, дело все-таки было в другом, но это целая дискуссия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 09.06.10, 18:08 +0000     Ответить с цитатой

Бурятия – разменная фишка в большой игре


Республику создавали, расчленяли и переименовывали ради демонстрации отношения правителей к сопредельным зависимым странам?


30 мая исполнилось 87 лет с тех пор, как была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика (БМАССР). Создание ее шло тяжело и сопровождалось закулисными интригами. В 1937 году территорию республики расчленили на пять частей – собственно республику, два округа – Агу и Усть-Орду, и два куска отдали Иркутской и Читинской областям. Почему происходили эти процессы? Однозначного ответа нет до сих пор. Попробуем проанализировать лишь основные моменты.


Предтечи

Собственно бурятская государственность получила свое оформление еще в 1917 году. В апреле, буквально через месяц после падения монархии, состоялся первый Всебурятский съезд в Чите. На нем видными национальными деятелями Михаилом Богдановым и Элбеком-Доржи Ринчино была представлена модель национального государства в виде «Буряад-Монгол улс» – государство Бурят-Монголия. Территория его представляла собой чересполосицу, перемежающуюся с землями, занятыми русским населением. Национальным правительством, равно как и законодательным органом, стал Центральный национальный комитет бурят-монголов Восточной Сибири (Бурнацком). Любопытно, что именно Чита, а не Верхнеудинск, была центром национального правительства. С началом гражданской войны Бурнацком, позже при атамане Семенове переименованный в Бурят-Монгольскую народную Думу, стал заложником политических распрей. Несмотря на то, что Бурнацком официально объявил о неучастии бурят в гражданской войне, те или иные его члены постоянно использовали эту структуру в своих целях. В конце концов, Бурнардуме пришлось сотрудничать с атаманом Семеновым, что и погубило её.
Даурское панмонгольское правительство, которое, дескать, объединяло Бурят-Монголию, Халха-Монголию и Внутреннюю Монголию Китая, с самого начала была проектом японцев, действовавших через атамана Семенова. Главой правительства стал марионеточный лидер буддистов Внутренней Монголии Нейсе-гэгээн. Однако государство с самого начала оказалось нежизнеспособным.
На территории Кижинги свое государство пытался организовать религиозный деятель Лубсан-Сандан Цыденов. Теократическое балагатское движение просуществовало недолгое время. Хитросплетения политики, выходящей на международный уровень, до сих пор пристально изучаются.

Область или республика?

При установлении Советской власти Бурят-Монголия оказалась разорванной между РСФСР и Дальневосточной республикой (ДВР) – буферным государством между Россией и Японией. После того, как было создан Советский Союз, встал вопрос о будущности бурятской автономии. Дальневосточное бюро компартии стояло на позиции – необходимо просто объединить области в одну. Бурятские коммунисты считали, что нужна республика. «Образование бурятской автономии может служить для заграничной азиатской массы наглядным показателем революционного курса в национально-колониальном вопросе, какой Советская Россия проводит у себя дома», – писал глава Бурят-Монгольской Автономной области РСФСР Михей Ербанов в записке для Дальневосточного Бюро ЦК РКП(б). В результате к словам видного большевика прислушались, и в мае республика была образована. Слова Ербанова были отнюдь не случайны. В Монголии в это время происходили сложные процессы перехода от феодального общества к социализму, и продемонстрировать «как хорошо мы живем в своей республике» было бы неплохо. К Бурят-Монголии присматривалась и Танну-Тувинская народная республика, тогда еще независимая.
Говоря о внешнеполитических процессах, стоит сделать еще один небольшой экскурс. В 1940 году была образована Карело-Финская Советская Союзная Республика. По мнению некоторых историков, КФССР представляла угрозу для Финляндии, так как могла быть потенциальным «заделом» для её присоединения к СССР. В пользу этой теории говорит то, что ранее, 1 декабря 1939 на территории СССР было провозглашено т. н. Народное Правительство Финляндской Демократической Республики из финских коммунистов во главе с Отто Куусиненом, который впоследствии возглавил КФССР. Подобный сценарий в виде «потенцального задела» был использован и с созданием Бурят-Монголии. Председатель Реввоенсовета МНР Элбек-Доржи Ринчино, да впрочем и товарищ Ербанов, рассчитывали на то, что в будущем Монголия войдет в состав Советского Союза, и объединится с Бурят-Монголией. Тем самым, повысив статус объединенной территории до союзной республики. Однако, в МНР эти идеи не вызвали энтузиазма. Напротив, Ринчино был лишен всех постов.

Расчленение

Да и в центре подобную идею все же не рассматривали, БМАССР нужна была лишь для демонстрации, как в будущем и Карело-Финская ССР.
Такая же демонстрация была проведена, когда на территории РСФСР появилась Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья, дабы продемонстрировать Германии, где революция потерпела поражение, что немцам хорошо при социализме. В августе 1941 года республику советских немцев ликвидировали.
Когда отпала надобность в заигрывании с финнами, статус союзной потеряла Карело-Финская ССР. А когда стало понятно, что с монголами все в порядке, из слова «Бурят-Монгольская» убрали последнее слово.
Кампания по отъему территорий Бурят-Монголии сопровождалась подлинным геноцидом бурят, продолжавшемся еще с 20-х годов, апофеозом которого стал 1937-й.
От деяний сталинщины пострадали не только буряты. Но именно на бурятах первой была отыграна концепция «виновного народа», который должен страдать за свою, якобы, нелояльность режиму. Позже эта участь постигнет советских немцев, турок-месхетинцев, чеченцев, калмыков и ингушей.
Первым делом вся бурятская элита была обвинена в «национализме и буржуазном панмонголизме». Казалось бы, чего страшного, республика то называется Бурят-Монголия, да и сама МНР уже социалистическая. Но угроза то, дескать, была в том, что речь шла о «буржуазном». И тут стоит вспомнить, что в это время Япония довольно успешно вела боевые действия в Маньчжурии. И весь этот проект был затеян для того, чтобы, якобы, очистить руководство республики от потенциальных пораженцев и предателей. Как правило, всех «буржуазных панмонголистов» заодно объявляли японскими шпионами.
Напугало сталинщину и то, что баргуты, чахары и многие буряты, жившие во Внутренней Монголии, воевали на стороне японцев. Типичная логика тех времен – Бурятский батальон в армии Маньжоу-Го? Расчленить республику!
Калмыцкий батальон СС? – Выслать всех калмыков!
Зверская политика на западе против якобы сочувствующих Германии вполне соотносится с такой же против якобы сочувствующих Японии на востоке.
Бурятам повезло разве в том, что их просто некуда было выселять.

PS: Республика до сих пор остается фишкой на поле, вызывая территориальный и экономический интерес Китая и геополитический интерес США. Так что, возможно, нам еще предстоит стать очевидцами очередного игрища.


Евгений Хамаганов, “Вечерний Улан-Удэ – Неделя”

http://buryat-mongolia.info/?p=1217
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 09.06.10, 18:13 +0000     открытое письмо Ответить с цитатой

К 87-летней годовщине Бурят-Монгольской республики: «Откуда пошло название бурят и Бурят-Монголия»


Вот уже прошло более полувека, как было отнято в 1958 году, собственное имя народа и республики Бурят-Монголия. Несколько ранее в 1937 году, тоталитарный режим сталинизма, по ложному обвинению в пресловутом «панмонголизме», кощунственно разделил Бурят-Монгольскую АССР на пять частей. Как сказал выдающийся писатель Ч.Айтматов: «разделение состоялось по принципу колонизаторов «разделяй и властвуй», всегда беспроигрышному для владычества». Исходя из вышесказанного, невольно вспоминаешь то, что когда в начале 1990 годов в стране повеяло демократией, все народы стали возрождаться, многие республики приняли названия, которые у них никогда и не были. Например, Якутская АССР стала Саха-Якутией, Марийская АССР – Марий Эл, Северо-Осетинская АССР – Северной Осетией- Аланией и т.д. Единственной республике, т.е. Бурятской АССР, которая по сравнению с другими республиками гораздо раньше них имела название Бурят-Монголия, не дали восстановить первоначальное имя. Иначе говоря, название Бурят-Монголия в своей сущности было заблокировано пришлой диаспорой под абсурдным вымыслом все того же пресловутого «панмонголизма».
По этому поводу приведу слова, произнесенные выдающимся русским писателем А.Солженицыным: « Если хочешь уничтожить народ, то надо уничтожить его корни» А корни у бурят монгольские. Так что высказывание писателя вполне можно отнести и к названию Бурят-Монголия. В своей книге «Архипелаг Гулаг» А. Солженицын констатирует: «… только в 1929 году было репрессировано и уничтожено 35 тысяч бурят-монголов». В настоящее время бурятский народ стоит на грани вырождения как этнос. Бурятский язык, как исчезающий, занесен ЮНЕСКО в Красную Книгу. Как говорится, нет языка, нет и народа. С другой стороны, сыграло немаловажную роль и то, что многие из населения республики, в частности, её диаспора, не знают действительной истории происхождения коренного народа (искажалось тоталитарным режимом), и название республики Бурят-Монгольская АССР. Многие из пришлой диаспоры полагают, что Бурятия и Монголия составляли единую Бурят-Монгольскую АССР. Затем Монголия отошла и осталась Бурятская АССР. Этого, как известно, никогда и не было, а была Бурят-Монгольская АССР в составе СССР и суверенное государство МНР.
Чтобы понять и знать всю её суть правды, совершим экскурс в её древнюю историю. Крупный ученый, доктор исторических наук, профессор Т.М.Михайлов в книге «Цыбиковские чтения-6» констатирует: «К приходу русских в Восточную Сибирь, Забайкалье и Прибайкалье являясь окраиной Северной Монголии называемой Ара Монгол и составляла часть Монгольского государства. Никакой бурятской народности тогда не существовало. Преобладающим этническим массивом в регионе оказались монголо-язычные группы, племена и роды – икинаты, хонгодоры, булагаты, эхириты, хори, сонголы и т.д. Этноним «бурят» при активном содействии русской администрации стал символом складывающейся общности. Царская администрация образовывала новый народ буряты для того, чтобы закрепить за собой земли Ара Монгол и чтобы маньчжуры не говорили, что Забайкалье и Прибайкалье это монгольская земля и не притязали на нее. Вот как об этом в 1788 году свидетельствовал надворный советник Фридрих Ланганс: «Монголы, в российском подданстве находящиеся … объявляют, что будто бы им монголами называться от Российских правительств давно запрещено. В ревизиях действительно писаны братскими».
Но при всех этих обстоятельствах сравнения трудов Миллера и Георги, не говоря об официальных источниках, позволяет установить тенденцию замены названия монгол именем бурят. «Но никакого племени или рода именуемого бурятским к XVII веку не было» (Е.М.Залкинд «Присоединение Бурятии к России»), доктор философских наук И.С.Урбанаева в книге «Человек у Байкала и мир Центральной Азии», утверждает: «Лишь волей случая этноним «бурят» стал общим для северных монголов, предпринявших отчаянную попытку спасти осколки монгольского мира». Выдающийся русский ученый, академик А.П.Окладников в книге «Очерки из истории западных бурят-монголов», пишет: «Судьбы эхирит-булагатов XVII в. – монголов по языку… принадлежит к числу древнейших, собственно монгольских племен».
В «Сборнике летописей» великого историка, древности Рашид-ад-дина, описавшего все племена и роды Байкальской Азии, нет ни племени, ни рода, именуемого бурятами. Например, он пишет, что: «На Ангаре- реке живет монгольское племя усату-мангут». Единственно, где ошибочно упоминается слово «бурят», это в «Сокровенном сказании монголов» в §239: «В год Зайца (1207г.) Чжочи был послан с войском правой руки к лесным народам. Проводником отбыл Буха… Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шихшит. Подчинив Ойратов, Бурятов…Чжочи подступил к Тумен-Киргизам». Здесь очевидна ошибка переводчика, так как Чжочи вошел в Шихшит, где жили буряты, а предки бурят представляли из себя монгольские племена – икиресов (эхиритов), хонгиратов (хонгодоров), хори-туматов (хоринцев), булагачинов (булагатов), никогда не живших в Шихшите, а живших в Баргуджин Тухуме (Бурят-Монголии). Естественно напрашивается вопрос, так откуда же произошел этноним «бурят». Этноним «бурят» произошел от искажения слова все тех же бурутов, племени проживающего по реке Енисею, в районе республики Хакасия, от произнесенного с акцентом енисейскими киргизами – «пюрат», «бюрат», в русском произношении перефразированные в «брат», «братский», «бурят». В дальнейшем царская администрация в своих корыстно-колонизаторских целях распространила этот этноним, на монгольские племена Ара Монгол (Бурят-Монголия). В Российской империи все нерусские народы унизительно назывались «инородцами» (т.е. без роду и племени), в том числе и бурят-монголы. И, как называть прибайкальских и забайкальских «инородцев» у русского правительства возник после 1728 года, когда были определены границы между Российской и Цинской империями.
Вначале их даже хотели называть калмыками из-за сходства языка и обычаев. Но бурятская делегация в Санкт-Петербурге этому воспротивилась, хотя и признала родство с калмыками. Тогда им было предложено именоваться «брацкими мунгалами», и это название бурятским депутатам понравилась». («Международная жизнь» – 1993г. – №5-6 с.124). В русском языке ХХ века брацкие мунгалы XVIII века, превращаются в бурят-монголов. Но надо сказать о том, что официально бурят-монголы в Российской империи так и оставались «инородцами» вплоть до Октябрьской революции. При образовании республики было оставлено название определенное еще в XVIII веке царским правительством «брацкие-мунгалы» (бурят-монголы). Известны слова великого В.И.Ленина, что: «В первую голову дать автономию бурят-монголам и калмыкам».
И республика стала называться Бурят-Монгольская АССР. Исходя из вышеизложенного, как пишет А.Хамарханов: «Название бурят-монголы не придумано бурятскими националистами начала ХХ века, как представляли недоброжелатели возрождения коренного бурят-монгольского народа, а царским правительством Российской империи». Если исходить из исторической достоверности, то республика могла бы называться Ара Монгол (Северная Монголия) ввиду того, что до присоединения к Российской империи она называлась так, а коренной народ монголами, в дальнейшем переименованные царской администрацией в «братских» (бурят). Но, исходя из первоначального названия республики Бурят-Монголия, ее коренной народ, возлагает большие надежды на правительства России и Республики Бурятия, по реабилитации бурят-монгольского народа в границах 1937 года и восстановлению первоначального имени Республики Бурят-Монголия!
По всем параграфам закона Российской Федерации о репрессированных народах – бурятский народ является репрессированным народом. Да восторжествует историческая справедливость!!!



Бакалин Васильев,
ветеран труда


http://buryat-mongolia.info/?p=1212
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 8 из 10

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru