BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Почему не Бурят-Монголия, а Бурятия?
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 14.06.10, 08:49 +0000     Ответить с цитатой

для гогов и магогов смысла конечно нет никакого. :lol:
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 17.09.10, 17:29 +0000     Ответить с цитатой

БУРЯТСКИЙ ЭТНОС И МОНГОЛЬСКИЙ МИР

14.09.10 11:56



В силу исторических обстоятельств монгольские народы живут разбросанно в различных регионах мира, в разных странах. Некогда единый монгольский мир расколот, потеряно монгольское единство.
Буряты (бурят-монголы) и калмыки (ойрат-монголы), живущие в пределах Российского государства, и южные монголы (чахары, тумэты, харч; хорчины, узэмчины и др.) из Внутренней Монголии Китая подверглись сильнейшему влиянию государствообразующих наций (русских и китайцев), безусловно, это негативно сказалось на их национальном языке, на их культуре, традициях и обычаях. К сегодняшнему дню эти монгольские народы пришли с известными потерями: часть их подверглась ассимиляции, многие представители нации, мягко говоря, проявляют безразличие к родному языку, к национальным традициям...
Всемирный форум монголов, состоявшийся в 1993 году в Улан-Баторе, явился масштабным событием в жизни монголов мира. Он продемонстрировал их единодушие общими усилиями убрать завалы в отношениях, их стремление совместно возродить национальную культуру, язык, традиции и обычаи, развивать в дальнейшем монгольскую цивилизацию с ориентиром на общечеловеческие ценности. На Всемирном монгольском хурале были определены приоритетные направления сотрудничества монголов в различных сферах и в области духовной культуры, в возрождении и развитии языка и письменности, и в области науки и технологии, торговли и экономики, и в области возрождения традиционного хозяйства...
Буряты, как один из монгольских народов, выразили готовность развить всестороннее сотрудничество, и сегодня налицо реальные результаты сотрудничества Бурятии с соседней Монголией в ряде сфер, в области культуры, науки и торговли. Однако на установление активных связей с монголами других регионов сказываются "издержки" прошлых десятилетий, когда связи бурят с ними были сведены к нулю.
К сожалению, современные поколения бурятского народа имеют слабое представление о своих национальных корнях, о прошлой своей единой монгольской цивилизации. Мы далеко отошли от монгольского историко-культурного наследия, являвшегося составной частью центрально-азиатской цивилизации.
Сегодня осталось мало людей, которые гордятся, когда говорят:"Мы - бурят-монголы!". Было время, когда в графе "национальность", писали: "Монгол-бурят" (тайша Селенгинской степной думы Дамби-Жалсан Ломбоцэрэнов), «Я - монгол рода эхиритов" (Элбэк-Доржи Ринчино), "Я - монгол хоринскогo рода хуацай" (Цыбен Жамцарано).
В ряде летописей, и монгольских, и бурят-монгольских, Прибайкалье Баргуджин-Тукум), родина бурят-монгольских племен и родов, называется Ара Монгол (Северная Монголия, или Окраинная Монголия). Действительно, исторически эта территория являлась северной окраиной монгольского мира. До прихода русских атаманов, служилых и промысловых людей прибайкальские земли, где обитали бурят-монгольские роды - хори, туматы, баргуты, икиресы булагаты, входили в орбиту монгольского мира, являлись подданными монгольских ханов.
Нынешние поколения бурят с европейским образованием, изучавшие историю своего народа, своей Республики по трудам, сочиненным в эпоху с тоталитарной идеологией, имеют искаженное представление о монгольской государственности, монгольских племенах, о монгольской цивилизации, о причастности бурят к ней. Если бы эти люди владели старомонгольской классической письменностью, которая являлась основой бурятского литературного (письменного) языка в течение нескольких столетий до 1931 года, и были знакомы с источниками на этой письменности, заговорили бы по-иному, с огромным уважением и гордостью говорили "Мы - бурят-монголы !".
Сегодня перед нами стоит задача - приобщить бурятское население к древней центрально-азиатской цивилизации, прежде всего к родственной бурятам монгольской культуре; возродить традиции, основанные на гуманистических принципах буддийской религиозно-философской системы; возродить духовное наследие бурят-монголов. Духовные традиции нашего народа - это не только религиозные верования и обычаи, это и компоненты восточной культуры, восточного образования, научных знаний, это художественно-литературное творчество, основанное на лучших образцах восточной классики.
Решению этой почетной и весьма непростой задачи прежде всего должно способствовать все более расширяющееся сотрудничество с соседним государством Монголия. Во-вторых, активизация связей с другими монгольским народами; в-третьих, установление регулярных связей с народами Центральной и Восточной Азии.
Следовательно, буряты как бурят-монгольский этнос сохранятся в том случае, если связи их с монгольскими народами и их азиатскими соседями примут активнейший характер во всех сферах жизнедеятельности. Ради сохранения этноса мы обязаны идти на всестороннее, всевозможное сближение с ними, прежде всего с соседней Монголией.
Так как проблема национального языка бурят крайне обострилась, хотелось бы обратить на нее особое внимание. Истина состоит в том, что судьба бурятского этноса во многом зависит от того, сумеем ли сохранить национальный язык, сумеем ли убедить молодежь уважительно и бережно относится к материнскому языку. Истина состоит в том, что сохранение бурят-монгольского этноса неразрывно связано с сохранением национального языка. Ни для кого не секрет, что у нас сегодня и кризис этноса, и кризис языка.
В связи с такой постановкой вопроса напомню решение культурно-национального совещания 1926 г., проходившего в столице Бурят-Монгольской АССР с участием представителей Монгольской Народной Республики. В нем говорилось: "Без реализации родного языка и его письменности не будет возрождения бурят-монголов как этнической единицы, ни развития национальной культуры... Отрыв языковой культуры бурят-монгольского народа от остальных монгольских племен путем создания какой-либо самостоятельной бурят-монгольской письменности считать совершенно недопустимым". Профессора Базар Барадин и Гомбожаб Цыбиков были за сохранение классического старомонгольского языка в качестве письменного (литературного) языка в Бурят-Монголии. С ними был солидарен тогдашний признанный лидер нации, секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) Михей Ербанов, заявивший следующее: "При разрешении алфавитного вопроса нужно исходить, во-первых, из строгого учета реальной действительности в отношении не только одной Бурятии или Внешней Монголии, но и всего монгольского Востока, взятого вместе, а, с другой - преследовать цель не разъединения, а сближения отдельных монгольских племен и создания единого культурного фронта В 20-х годах велась большая работа по созданию учебной и художественной литературы на старомонгольской письменности, на ней издавались газеты - журналы, велось делопроизводство.
Однако тоталитарный режим, господствовавший в СССР, не мог спокойно чувствовать, пока в БМАССР действовал старомонгольский язык, причисленный им к атрибутам панмонголизма. В ходе шумной кампании по разоблачению т.н. панмонголистов была решена судьба этого языка. В 1931 году левым решением сверху старомонгольская письменность была заменена латиницей, через пять лет сакающий бурятский язык был переведен на хоринский диалект, а в 1939 году латиница была заменена кириллицей. В результате этих «революционных" реформ бурятский литературный язык приобрел тот вид, который он имеет и сейчас. К великому сожалению, этот язык, насажденный сверху, без учета мнений носителей различных диалектов, не стал объединяющим фактором нации, к тому же явился одной из причин ослабления связей с монгольским миром. Уменьшению роли национального языка в бурятском обществе способствовала политика центра, насаждавшего повсеместно русский язык. Сверху была спущена "гениальная" концепция: культуры сближаются, народы сливаются, появилась новая общность людей - советский народ. Руководствуясь этой псевдонаучной теорией, парткомы стали ограничивать сферы применения бурятского языка. Следствием такой политики явилось то, что в 70-х годах в течение более десяти лет не велось преподавание на родном языке в бурятских школах. Результаты такой удушающей национальной политики мы сегодня и расхлебываем.
Появились целые поколения русскоязычных бурят. Сегодня имеем минимум два поколения бурят, не проявляющих желания говорить на родном языке. Это т.н. "немые" буряты. Печально то, что эти люди не хотят признавать свою ущербность, не стремятся приблизиться к родным корням, к материнской речи. Словом, буряты переживают языковую трагедию.
Нет у бурят, кроме Бурятии, другой родины, готовой встать на защиту нашего народа, его прав, его интересов. Бурят-Монгольская Республика создавалась ради защиты бурят-монгольского этноса, ради сохранения и приумножения этого древнего монгольского этноса, коренного народа Прибайкалья.
Этот титульный, государствообразующий народ, его государственность переживают трудные времена. Вспомним 1937 год, когда единая Бурят-Монголия была расчленена на пять частей. В результате был приостановлен процесс консолидации нации, приостановлено формирование единой национальной культуры, единой письменности, литературного языка. Буряты, оказавшиеся вне БМАССР, были лишены возможности участвовать в общенациональной жизни. Вспомним 1958 год, когда за спиной народа ликвидировали традиционное название Республики "Бурят-Монголия", название народа "бурят-монголы".
Народ, который к моменту образования Бурят-Монгольской АССР в 1923 году, составлял большинство в Республике (55,8 %), сегодня оказался национальным меньшинством (27,8 %, по данным переписи 2002 г.). Буряты потеряли многие традиции, выработанные предками в прошлом, и в области духовной культуры, и в области хозяйствования...
Считаем, что наши проблемы не приняли бы столь болезненного характера, если бы мы регулярно общались с Монголией, с монгольским миром и опирались на их помощь и поддержку. Нам надо понять, что если мы пойдем вместе с другими монгольскими народами, то мы, буряты, сохранимся как бурят-монгольский этнос. Необходимо расширять, углублять в первую очередь культурно-этнические, языковые связи, активно сотрудничать в научной области.
Мы, буряты, живем в многонациональной республике. Рядом с нами живут и трудятся эвенки, русские, татары, немцы, поляки, корейцы, евреи, представители кавказских этносов... Совместная жизнь была не безоблачной. Были мирные, добрые отношения. Были обиды, притеснения. Об этом свидетельствует историческая поездка делегации хори-бурят в Москву к Сагаан-хану - Петру Первому в 1702-1703 гг. с жалобой на притеснения со стороны местной царской администрации, атаманов и воевод, крестьян-переселенцев.
Решая свои национальные проблемы, в том числе вопросы сотрудничества с монгольским миром, бурятская общественность обязана учитывать также интересы народов, проживающих в республике. Мы обязаны руководствоваться девизом: "Уважая традиции и обычаи других, приумножать и возрождать традиции и обычаи своего народа."



Шираб Чимитдоржиев,
доктор исторических наук, профессор

http://minkultrb.ru/tema/tema/article/burjatskii-ehtnos-i-mongolskii-mir?tx_ttnews%5BbackPid%5D=1&cHash=59f45bde53
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 16.11.10, 08:58 +0000     Ответить с цитатой

Из блога Сергея Басаева:



350-летие уу против 350-летия "присоединения"

15 Ноя, 2010 at 12:18 PM

напейсал текст про ербанова для ньюбура в рубрику улицы в уу
идея рубрики в том што 350-летие образования удинского острога это реальная историческая дата в отличие от потаповско-вицынского мифического 350-летия "добровольного вхождения бурятии в состав россии)
текст про ербанова будет печататься скорее всего в сокращенном варианте частями
вот полный текст первой части




на фото геля маркизова на руках у сталина
михей ербанов на заднем плане
в свое время в сисисипи это фото тиражировалось со страшной силой
типо спасибо товарищу сталину за наше счастливое детство
вне бурятии все думали што на руках у сталина дочка ербанова) а сам ербанов фаворит сталина



Михей Ербанов – палач Колчака и жертва Чойбалсана

«Новая Бурятия» продолжает серию публикаций, посвященных нашим землякам, в честь которых названы улицы столицы Бурятии. Эта серия посвящена предстоящему в 2016 году и совсем не «мифическому» юбилею – 350-летию основания Удинского острога, давшему начало Верхнеудинску – Улан-Удэ. Сегодня мы расскажем о первом лидере и создателе Бурят-Монгольской республики, фаворите «отца народов» и жертве сталинских же репрессий Михее Ербанове.
Его имя дано одной из центральных улиц Улан-Удэ, которая проходит через начавшую строиться еще при Ербанове Площадь Советов. На этой улице, где сегодня расположены Национальная библиотека, хореографическое училище, Бурятский академический театр оперы и балета, гостелерадиокомпания «Бурятия», здания республиканских министерств, Бурятская филармония, кинотеатр «Прогресс» и гостиница «Байкал Плаза», бьется пульс нашего города.

Парадоксы Ербанова

Вот главные вопросы к этой не парадной биографии Михея Ербанова.
Почему созданную по инициативе Ленина Бурят-Монголию, «витрину» национальной политики молодой советской империи для народов Востока, возглавил именно он? То есть, почему во главе первого государственного образования бурят встали не реальный лидер национального движения, профессор-востоковед, идеолог панмонголизма и один из создателей независимого Монгольского государства Цыбен Жамцарано, не герой гражданской войны, активный деятель Коминтерна, автор монгольской Конституции и представитель «красной профессуры» Элбэк Ринчино, и даже не наиболее авторитетная среди бурят-коммунистов, пламенная революционерка и тоже коминтерновка Мария Сахьянова? Почему избранником стал неудавшийся студент, а впоследствии мелкий провинциальный клерк, землемер Михей Ербанов, которого в иркутской подпольной ячейке большевиков и ценили-то исключительно за хороший почерк и умение подделывать документы?
Другой вопрос. Почему сразу после «победы социализма» в СССР «показательную» Бурят-Монголию, на которую еще в 1936 году сыпался дождь наград из Москвы, не повысили до статуса «союзной республики», а «показательно» же наказали, расчленив ее территорию и передав значительную часть этой территории соседям – Иркутской и Читинской областям?
Почему для советских лидеров панмонголизм из «прогрессивного» орудия разрушения колониальной системы вдруг превращается в «реакционное» националистическое учение?
И, наконец, почему Михея Ербанова, вчерашнего сталинского фаворита и первого кандидата на роль лидера будущей объединенной Бурят-Монгольской ССР, потенциального советского «потомка Чингисхана» и вождя «бури над Азией», вдруг снимают со всех постов, объявляют «японским шпионом» и расстреливают?



Тихий землемер

До того, как наш герой встал во главе Бурят-Монгольской республики, в его биографии не было ничего замечательного и интригующего, кроме, пожалуй, одного эпизода, связанного с его участием в расстреле Александра Колчака. Но обо всем по порядку.
Михей Ербанов родился в 1889 году в улусе Ехэ Бахта Иркутской губернии в семье крестьянина Николая Ербанова. Закончил последовательно сельскую церковно-приходскую школу и Балаганское городское училище. В 19 лет он проваливает экзамены в Томский учительский институт и поступает на частные геодезические курсы. После их окончания через год Ербанов служит сначала топографом в лесном ведомстве Томского управления земледелия, затем в 1913 году вольнонаемным техником лесоустроительной партии лесного ведомства Управления Алтайского округа в Барнауле, еще позже землемером в Усть-Каменогорском лесничестве. В 1916 году Михей Ербанов возвращается в Иркутск, где устраивается младшим топографом в Иркутском управлении земледелия, а затем инструктором-ревизором Иркутского губернского союза кредитных товариществ.
Если бы не грянувшая в феврале 1917 года революция в России Михей Ербанов, который так и смог поступить в университет, скорее всего так и остался бы мелким губернским клерком. Однако весной 1917 года на родину в Иркутск вернулась из Петрограда 20-летняя курсистка высших женских курсов и первый среди бурят член партии большевиков (вступила в РСДРП (б) в 1916 году) Мария Сахьянова. Она и сколотила вокруг себя в Иркутске небольшую группу сочувствующей большевикам бурятской молодежи из 10 человек. Среди таких же, как она недоучившихся молодых людей под влияние Сахьяновой попал и 26-летний Михей Ербанов, явно не удовлетворенный своей складывающейся «карьерой» землемера.

Революция прошла мимо

В то время главным центром национальной жизни бурят была Чита, где работал руководящий орган управления бурят, – Центральный национальный комитет бурят-монголов Восточной Сибири (Бурнацком), - в который вошли наиболее авторитетные на тот момент среди бурят эсеры-народники. Это профессора Цыбен Жамцарано и Базар Барадийн, другие лидеры национально-демократического движения – Элбэк Ринчино, Михаил Богданов, Даши Сампилон (все трое в разное время возглавляли Бурнацком), а также Баэртон Вампилун и Петр Данбинов. В Иркутске тоже находился отдел Бурнацкома, избранный на губернском съезде бурят в апреле 1917 года.
Большинство бурят под влиянием Бурнацкома поддерживало тогдашнее русское правительство (Временный комитет Государственной думы, позже Временное правительство Российской республики), которое предоставило им более широкую автономию. На всероссийских выборах в Учредительное собрание, которое должно было законодательно закрепить в России демократическую форму правления и учредить государственные институты, буряты проголосовали за кандидата от Бурнацкома Михаила Богданова. Он и представлял в высшем представительном органе страны свой народ. О горстке иркутских бурят-большевиков и их предводительнице Марии Сахьяновой соплеменники знали мало или вообще ничего не знали.
В самой губернской организации большевиков работе «бурятской секции» большого значения не придавали и об участии бурят-большевиков в установлении власти Советов в Иркутске в декабре 1917 года в истории ничего не написано.
Вообще, декабрьские «революционные» события в Иркутске по масштабу боевых действий, количеству жертв и по размаху грабежей частных домов со стороны «восставших» стоят на втором месте после боев в Москве в это же время в рамках так называемого «большевистского переворота». По сравнению со «штурмом» Зимнего дворца в Петрограде, в ходе которого случайно погибли шесть человек, бои в Иркутске кажутся настоящими сражениями. Вот цифры потерь с обеих сторон на конец событий, то есть, на 17 декабря. У защитников Временного правительства: убито юнкеров и офицеров – 52 человека, убито казаков – 6 человек, ранено около 300. У восставших «за утверждение власти Советов рабочих и солдатских депутатов» солдат и «красногвардейцев» (дружины рабочих и уголовных элементов): убито 229 человек, ранено 167.
О том, где был во время «революции» в Иркутске Михей Ербанов, не известно. Героическая же Мария Сахьянова, к тому времени уже член Иркутского комитета РСДРП (б), и еще две девушки (по фамилии Иогансон и Бланкова) под видом сестер-волонтерок вывозили раненых из осажденного юнкерами Белого дома в Иркутске на повозках Красного креста. А заодно и доставляли защитникам Белого дома провиант и боеприпасы. Благородные юнкера, как известно, по Красному кресту не стреляли.
После «пирровой победы» большевиков в декабре 1917 года Михей Ербанов при помощи пришедших к власти коммунистов продвинулся по служебной лестнице в Иркутском губернском кредитсоюзе, став там аж заведующим лесным отделом.

Мастер по подделке документов

Летом 1918 года сибирский генерал Анатолий Пепеляев выбил большевиков из Иркутска, а затем разбил значительно превосходящие силы красных на юге Байкала. В конце августа белые части демократической Директории (Временного сибирского правительства) заняли Верхнеудинск, очистив всю территорию Забайкалья от красных. Мария Сахьянова к тому времени занимала пост в региональном советском правительстве - Центральном исполнительном комитете Советов Сибири (Центросибири). В июне 1918 года она вместе со всеми советскими учреждениями эвакуируется сначала в Верхнеудинск, затем в Читу. После роспуска Центросибири и перехода большевистских структур на нелегальное положение ее следы на время теряются на Дальнем Востоке.
Ербанов же, как ни в чем не бывало, остается в Иркутске и по-прежнему спокойно служит в своем кредитсоюзе при власти сибиряков. В мае 1919 года, когда разгромленная партийная организация большевиков была восстановлена, Ербанов вновь налаживает связи с однопартийцами и включается в подпольную работу против Сибирской Директории, а затем против правительства свергнувшего сибиряков адмирала Колчака.
Подпольный губком РКП (б) назначил его заведующим своего «паспортного бюро». На практике это означало, что Ербанов занимался подделкой документов для подпольщиков, дезертиров и людей, бежавших из тюрьмы. Для удобства своей подпольной работы Михей Николаевич увольняется из кредитсоюза и устраивается на работу в планово-чертежный сектор земельного отдела Иркутской губернской управы. Такая «работа» давала ему возможность использовать для подделки паспортов и справок имеющийся в его распоряжении чертежно-копировальный и картографический материал, штамп и печати Управы.
- Получив новые документы, я опять пришел к Ербанову. Он встретил меня с очень хорошим настроением и сразу спросил: "Ну что, получил новые документы? Покажи". Когда я показал, он похлопал меня по плечу: "А теперь я покажу, что произошло с твоими старыми документами". Смотрю - те же документы, но в них не 16 лет, а 36, и сделано это было так чисто, что будто так и было. Когда я сказал, что я стал сразу на 20 лет старше, он ответил: "Это не ты. Ты теперь Виктор, а Морхоз - это твой "новый старший брат". Понял? И ни слова никому", - весело вспоминает о тех днях ветеран компартии Морхоз Хабаев.
К тому же времени относится и появление у Михея Ербанова его первых подчиненных по «партийной линии». В помощь ему иркутские подпольщики отряжали в разное время разных девушек – Шуру Ширман, Таню Кузьмину, Гутю Лихачеву и Сару Берновскую. Вообще же, до того как возглавить в январе 1920 года вновь созданную бурятскую секцию губернского комитета большевиков, Михей Ербанов в партии не руководил более чем одной-двумя девушками.

«Карточный домик» автономии бурят

Напомним, что во главе «бурсекции» немногочисленных иркутских большевиков Ербанов оказался по причине отсутствия в это время в Иркутске Марии Сахьяновой. «Бурятская Мария Спиридонова» в это время жила уже в китайском Шанхае в качестве «жены» посланца Коминтерна Ивана Мамаева. Известно, что коминтерновские агенты как раз в это время обрабатывали в коммунистическом духе Чэнь Дусю, одного из ведущих в Китае интеллектуалов, лидера интеллигентского «Движения за новую культуру» и духовного наставника Мао Дзедуна. Сам будущий председатель Мао, тогда владелец небольшого книжного магазина под названием «Общество культурной книги», как раз в то время тоже приезжал в Шанхай из Хунани.
- Национально обособленные органы власти … обречены на неизбежную гибель если не завтра, то послезавтра! Так зачем отдавать свои силы на создание картонного домика, когда можно строить башни?! – говорила Мария Сахьянова еще в апреле 1918 года на губернском Съезде иркутских бурят в своей знаменитой речи «К бурятскому съезду».
Пока Мария Сахьянова в Китае строила одну из мировых башен коммунистического Интернационала, тихий землемер и изготовитель поддельных паспортов Михей Ербанов в Иркутске прибирал в свои руки «карточный домик» будущей бурятской автономии.
Каким же образом Ербанов стал вождем бурятских коммунистов? Учитывая тот факт, что в отсутствии Марии Сахьяновой на эту роль претендовали также и сотрудник большевистского сибирского правительства (Центросибири), будущий секретарь монгольский секции Дальневосточного секретариата Коминтерна Георгий Данчинов, и инструктор Центросибири, а затем командир повстанческого отряда Василий Трубачеев, и в то время молодой и способный студент учительского института, а позже известный большевик Семен Николаев.

Хорошо посидели…

В июне 1919 года в Иркутск из Новониколаевска (совр. Новосибирск) прибыл авторитетный среди сибирских большевиков Иван Сурнов (партийная кличка «Глеб»), который вскоре стал членом Сибирского комитета РКП (б). Михей Ербанов сопровождал «ответственного товарища» Глеба в одной из его поездок по губернии с целью поиска разбредшихся по тайге красных и неясных оттенков партизан, а также налаживания связей с мелкими «атаманами»-анархистами. Вот тут-то Михей Ербанов и завез Сурнова в свой родной улус Ехэ Бахта как раз во время шаманского праздника тайлаган, известного массовыми возлияниями спиртным и обильными угощениями. Это событие настолько запомнилось Сурнову, что он в дальнейшем в своих воспоминаниях дал подробное этнографическое описание этого праздника. Из этой «увеселительной» поездки Ербанов приехал личным другом партийного функционера «Глеба», а вскоре возглавил при его поддержке бурятскую секцию иркутских большевиков.
Иван Сурнов писал: «Одним из результатов этой поездки вместе с т. Ербановым была мысль о создании при губкоме нашей партии Бурятской секции. Нашу мысль (т.е., его, Сурнова, мысль - С.Б.) поддержал губком. Бурсекция была организована. Руководителем был назначен т. Ербанов».

«Герой гражданской войны»

Окончательную точку в таком «кадровом решении партии» поставил уже сам Ербанов, каким-то образом оказавшийся среди участников исторического расстрела на льду Ангары «верховного правителя России» адмирала Колчака и премьер министра его правительства Виктора Пепеляева. Внесудебная казнь Александра Колчака состоялась 7 февраля 1920 года в Иркутске, который находился на осадном положении во время наступления на город белых частей генерала Каппеля, поставившего перед красными ультиматум – дать ему проход за Байкал и освободить Колчака. За две недели до расстрела деморализованный приближением каппелевцев эсеровский Политцентр, отобравший в результате восстания власть у колчаковцев, безвольно передал эту самую власть иркутским большевикам. Большевики не стали продолжать расследование и судить Колчака, а просто кинули «концы в воду» у проруби возле Знаменского женского монастыря. Командовал расстрелом большевистский комиссар Самуил Чудновский, ставший впоследствии председателем вновь созданной губернской ЧК, а подручным у него был другой большевик Борис Блатлиндер, ставший к тому времени (по подделанным Ербановым документам) Иваном Бурсаком. Данное Ербановым имя Блатлиндер носил до конца своих дней. Сам же Михей Ербанов непосредственно расстреливал лидеров белого движения в Сибири в качестве стрелка расстрельного взвода.
Этим «подвигом» Михей Ербанов снискал себе славу «героя гражданской войны», а знакомством с руководителями иркутского ЧК он окончательно утвердил свой авторитет среди бурятских большевиков, не имевших, как правило, «боевого опыта». В дальнейшем умение быть полезным станет одним из главных качеств, приведших Ербанов к вершинам его партийной карьеры.
В тот чрезвычайный момент Иван Сурнов 20 января 1920 года был назначен Иркутским ревкомом комиссаром Советского управления губернией. Ербанова он взял себе в помощники. 23 января Ербанов проводит свое первое в качестве руководителя «бурсекции» собрание бурятских коммунистов и сочувствующих. 17 февраля, после снятия осадного положения и ухода каппелевцев за Байкал, он становится заведующим губернским земельным отделом Иркутского Военно-революционного комитета. Как говорится, «из грязи в князи».

Как стать главой бурятского государства?

К моменту возвращения Марии Сахьяновой из Китая в Иркутск в 1921 году Михей Ербанов уже прочно занял положение главного бурятского большевика. Еще в мае 1920 года Ербанов отослал Василия Трубачеева и Семена Николаева в распоряжение Дальбюро РКП (б) в Хабаровск, а Георгия Данчинова - в Монголию руководить монгольской секцией Дальневосточного секретариата ИККИ (Коминтерна). Летом 1921 года объявившаяся на родине Мария Сахьянова была вновь отослана им подальше. На этом раз в Москву «на учебу» в Коммунистический университет. Там она и провела все время, пока на ее далекой родине образовывались сначала автономные области бурят-монголов в составе РСФСР и Дальневосточной республики (ДВР), а затем в 1923 году – Бурят-Монгольская АССР в составе Восточно-Сибирского края РСФСР.
Несмотря на то, что глава Советской России Владимир Ленин принимал решение об образовании автономий «в первую голову для калмыков и бурят-монголов» после встречи с Элбэком Ринчино и Агваном Доржиевым, руководить этими национально-государственными образованиями стал Михей Ербанов. Сначала в качестве председателя Центрального комитета бурят-монголов (ЦК управлял автономными областями), а затем председателя Бурревкома, председателя Совета народных комиссаров (СНК) и одновременно председателя Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Бурят-Монгольской АССР.
Парадоксы истории. Создание республики и всю политическую подготовку этого исторического акта проделали те, кого впоследствии назовут бурятскими националистами – деятели Бурнацкома из Читы, а возглавили республику иркутские большевики, которые первоначально под влиянием старших товарищей из Иркутского губкома вообще выступали против создания автономии для бурят.
Столицей Бурятии стал Верхнеудинск, бывший уездный город и бывшая временная столица Дальневосточной республики. В сентябре 1923 года все учреждения и организации бывших автономных областей бурят-монголов переезжают из Иркутска и Читы в Верхнеудинск. При выборе столицы республики именно ему отдали предпочтение перед другими небольшими уездными центрами – Селенгинском и Петровским заводом.


Продолжение в следующем номере…
Сергей Басаев

http://sarvarupa.livejournal.com/9820.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
seregbayan
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: May 23, 2010
Сообщения: 4
СообщениеДобавлено: 03.12.10, 08:55 +0000     Ответить с цитатой

ТИГРПРОСТОТИГР писал(а):
Tseb Dr. писал(а):
Работы Б.Р. Зориктуева можно найти в библиотеке. Об этнониме бурят. Там же в конце библиография вопроса, хотя и не особо полная, но другой доступной для всех книги пока не знаю. Читай. Вообще дискуссия о терминах ьбурят, бурят-монгол настолько обширная с соответствующим кол-вом трудов, что у меня денег не хватит на и-нет, это все писать.


денег, времени не хватит.
О чём спор? Кого бурятами обозвать?

Нет такого народа -"БУРЯТЫ".

Возможно, старики опротестуют, есть Бурят-Монголы.

А пурят не знаю, знать не хочу, тьфу.

ЗУБ, ЭТИМОЛ. БАРЯДУУД - "БАРИХА",
ИСТОР. "ОРОСОВ БАРЮЛАН"
ЕЩЕ ХАЛХА - "ХАЛАВ" γлэхэ,
γлэгдэл
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
seregbayan
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: May 23, 2010
Сообщения: 4
СообщениеДобавлено: 03.12.10, 09:05 +0000     Ответить с цитатой

seregbayan писал(а):
ТИГРПРОСТОТИГР писал(а):
Tseb Dr. писал(а):
Работы Б.Р. Зориктуева можно найти в библиотеке. Об этнониме бурят. Там же в конце библиография вопроса, хотя и не особо полная, но другой доступной для всех книги пока не знаю. Читай. Вообще дискуссия о терминах ьбурят, бурят-монгол настолько обширная с соответствующим кол-вом трудов, что у меня денег не хватит на и-нет, это все писать.


денег, времени не хватит.
О чём спор? Кого бурятами обозвать?

Нет такого народа -"БУРЯТЫ".

Возможно, старики опротестуют, есть Бурят-Монголы.

А пурят не знаю, знать не хочу, тьфу.

ЗУБ, ЭТИМОЛ. БАРЯДУУД - "БАРИХА",
ИСТОР. "ОРОСОВ БАРЮЛАН"
ЕЩЕ ХАЛХА - "ХАЛАВ" γлэхэ,
γлэгдэл

ЭХИРИТ ХЭЛНЫ БАРЯДУШЕ ХАРАШ МУ БОЛШО ЯДА диал
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эрчис
баймга ороошо


Зарегистрирован: Dec 25, 2013
Сообщения: 227
СообщениеДобавлено: 06.11.14, 11:15 +0000     Ответить с цитатой

--

Последний раз редактировалось: Эрчис (02.07.19, 12:20 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
darkhan
бузарсараа муухай


Зарегистрирован: Oct 19, 2014
Сообщения: 135
СообщениеДобавлено: 11.11.14, 05:41 +0000     Ответить с цитатой

Эрчис писал(а):
Я читал о переименовании БМАССР несколько лет назад: Один иностранец спросил у Хрущёва "почему на территории России бывает государство под названием Бурят-Монголия?". После этого события Хрущёв вернулся в Москву и переименовал названия автономных республик, включая Бурят-Монголию.

Это все туфта, легенды. Название Бурятия звучит лучше намного.
Все эти люди, которые носятся с этим названием как будто одержимые сабдаками, они просто бездельники. Это их шанс показать себя патриотами на словах, ничего реального не делая для народа и республики.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
darkhan
бузарсараа муухай


Зарегистрирован: Oct 19, 2014
Сообщения: 135
СообщениеДобавлено: 19.02.15, 17:43 +0000     Ответить с цитатой

Марина Сайдукова писал(а):


Я - бурятка. Не россиянка. И даже не бурят-монголка. Как бы не хотелось того моим дорогим друзьям, особенно тем из них, кто сентиментально и совершенно искренне верит в существование особого взаимного притяжения монголов и бурят. Притяжения нет, есть некоторые сходства, есть общее историческое прошлое, но мы разные. Окончательно и безвозвратно другие. Я прожила в Монголии три замечательных года, было на что посмотреть, есть с чем сравнить, и для меня это так – мы разные.

http://snob.ru/profile/28033/blog/71698
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эрчис
баймга ороошо


Зарегистрирован: Dec 25, 2013
Сообщения: 227
СообщениеДобавлено: 16.03.16, 11:04 +0000     Ответить с цитатой

--

Последний раз редактировалось: Эрчис (02.07.19, 12:20 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nikolay_b
баймга ороошо


Зарегистрирован: Sep 03, 2015
Сообщения: 190
СообщениеДобавлено: 16.03.16, 11:29 +0000     Ответить с цитатой

Эрчис писал(а):

Как русских сделали украинцами. Это русские. Нет, мы украинцы.
Есть одна загадочная штука... Я русский учил в школе и понимаю по-русски. Но польский язык, чешский, сербский -я не учил... и всёравно понимаю эти языки. Вы говорите по-русски -но понимаете ли вы эти языки свободно??? Так чтобы слушать радио и всё понимать?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эрчис
баймга ороошо


Зарегистрирован: Dec 25, 2013
Сообщения: 227
СообщениеДобавлено: 17.03.16, 04:17 +0000     Ответить с цитатой

--

Последний раз редактировалось: Эрчис (02.07.19, 12:20 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эрчис
баймга ороошо


Зарегистрирован: Dec 25, 2013
Сообщения: 227
СообщениеДобавлено: 17.03.16, 13:43 +0000     Ответить с цитатой

--

Последний раз редактировалось: Эрчис (02.07.19, 12:19 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эрчис
баймга ороошо


Зарегистрирован: Dec 25, 2013
Сообщения: 227
СообщениеДобавлено: 19.03.16, 11:58 +0000     Ответить с цитатой

--

Последний раз редактировалось: Эрчис (02.07.19, 12:18 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zamboulaanaiv
баймга ороошо


Зарегистрирован: Oct 06, 2016
Сообщения: 166
СообщениеДобавлено: 08.11.16, 12:20 +0000     Ответить с цитатой

20161108 Xyndete niutagarxid, sain baina.
Друзья мои, эти споры непродуктивны, т.к. разделяют наш народ, и без того не могущий похвастаться своим количеством, сплочённостью и перспективами развития языка и культуры. Лучше было бы найти то, что нас, ну, может не объединяет, а хотя бы не вызывает споров.
Думается, проблему следует разделить: самоназвание народа – это одно, название региона – это другое.
Р) С точки зрения языковедения название региона должно иметь три вида {а) полное (н/п, Чеченская республика Ичкерия), б) краткое (Чечня), в) аббревиатура (ЧРИ)} и быть индивидуальным (чтобы и по аббревиатуре можно было понять, о чём речь: н/п, абб-ра «РЧ» не описывает однозначно – то ли это Чечня, то ли это Чувашия; равно как и «РБ» не говорит, о чём речь – о Башкортостане или о Бурятии). Если у нас захотят переименовать регион {а в свете разговоров об укрупнении можно предположить, что нас захотят назвать областью (или автономной областью – ну и что – были же 70 лет автономией?)}, то имеет смысл рассмотреть название именно в том ключе, каком рассматривали до 1958г., только слегка изменив: а) Буриаад-Монгольская республика (область?), б) Республика Буриаад-Монголия, в) БМР.
Н) Изложенное, разумеется, не означает, что буриаады (последовательнее, думается, называться так) должны переименоваться в буриаад-монголов – это будет очень долгий процесс, если мы хотим, чтобы он не вызвал больших расходов (а кто их хочет).
С уважением ко всем, кому дорога hистоори ба кулитўўрэ родного народа,
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Smith
баймга ороошо


Зарегистрирован: Jul 18, 2016
Сообщения: 192
СообщениеДобавлено: 08.11.16, 23:09 +0000     Ответить с цитатой

Делом займитесь, а то сидят тут рассуждают какие они на самом деле буряад-монголы :lol:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 9 из 10

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
электронный учебник бурятского языка




Рейтинг@Mail.ru