BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Интервью Богдо-гэгэна IX Джебцзундамба-хутухты агентству &qu

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Reloader
баймга ороошо


Зарегистрирован: Apr 13, 2007
Сообщения: 178
СообщениеДобавлено: 13.11.09, 05:00 +0000     Интервью Богдо-гэгэна IX Джебцзундамба-хутухты агентству &qu Ответить с цитатой

Монгольский Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба-хутухта находится в Монголии по приглашению главного монастыря страны – Гандантэгчинлин. Он удостоил своим посещением дуган Жанрайсэг, поклонился великому Очирдара, в большом Цогчин-дугане принял участие в хурале, где обратился ко всем верующим Монголии. Также он даровал лундэн (буллу) о приглашении на трон седьмого хубилгана (перерожденца) Манджушри-хутухты и провел церемонию его интронизации.

Великий Богдо чувствовал себя неважно, но очень старался посетить Монголию. Корреспондент агентства "Монцамэ" Д. Догсмаа взяла у него краткое интервью.

– Осень в Монголии – это время, когда у каждого человека в душе радость и благодать. В такое время Вы, Великий Ринпоче, посещаете страну. Благодарю Вас от имени всех верующих. Не могли бы Вы поделиться впечатлениями от поездки?

– Я очень рад посещению Монголии по приглашению монастыря Гандантэгчинлин и встрече с Вами. В мире много мест, где проповедуют буддизм и много мест, где его нет. Встретить буддийскую религию – религию великого пути спасения – это большое везение. Далай-лама сказал, что Монголия имеет давнюю связь с религией Будды, может и дальше развивать буддийскую традицию. Мой нынешний визит связан не с поисками золота или денег, а с развитием буддизма.

Хочу сказать всем, ламам и ученикам, что Богдо-гэгэн VIII, его хутухты, хубилганы, преодолев трудные времена, дали независимость Монголии, и всем вам передали суверенное Государство Монголия. Богдо-гэгэн I когда-то тоже сыграл большую роль в трудное время.

Сегодня граждане Монголии имеют свободу вероисповедания. В это прекрасное время надо развивать религию Будды. Религия Будды – это не только внешние проявления. Даже если есть монастыри и дуганы, будет трудно, если нет внутренней веры. Главным должно быть понимание буддизма и осознание веры. Поэтому ламы и хувараки должны в храмах и монастырях вести религиозную деятельность согласно канону, поддерживать между собой и между верующими дружественные отношения, проводить разъяснительную работу о роли и значении религиозных учений и книг. Тогда долго будет жить религия Будды. Долгая жизнь религии Будды – это путь обретения счастья всеми живыми существами. Сейчас в Монголии эпидемия гриппа. Настоятельно советую для блага себя и остальных провести специальные хуралы с чтением книг. Очень важно, что вера в Будду всех лам и учеников очень глубока. Мне это очень приятно.

– Прошло много лет после выявления Вас девятым хубилганом Богдо. Была ли у Вас связь с монголами в течение этого времени?

– Связь всегда есть. Через молитвы старых людей, через молитвы истинно верующих. Когда молятся: "Мой Богдо", монголы, верящие в Будду, имеют крепкую связь с девятым Богдо, тем более, через религиозное учение. Богдо имеет связь с верующими, как отец с детьми, как учитель с учениками. Поэтому Богдо и его ученики имеют крепкие религиозные связи. Сейчас у Богдо есть много учеников.

– Раньше в Монголии было время, когда учение Будды было под запретом. Как Вы рассматриваете то время?

– В то тяжелое время трудности были не только у религии, но и у всех верующих. Далай-лама говорил: "Монголы Вас пригласят, или нет? Вы у них в душах и мыслях". Как монголы не потеряли драгоценную веру в Богдо, так и я ни на минуту не терял духовную связь с монголами. Я очень, очень старался приехать в Монголию. Человек не вечен. Очень важна связь "учитель – ученик". Умереть, не посетив Монголию, было бы очень плохо в отношении религиозной связи. Были дела, которые я должен был выполнить. Я должен был приехать в Монголию, как Бодхисаттва, отвечающий за нее.

– Какую Вы видите разницу в развитии религии Будды между прошлым и настоящим? Что надо делать дальше, чтобы она не пришла в упадок?

– Ныне монголы живут в свободном обществе, где каждый может определять, что делать или не делать. В такое время народ и религиозные лидеры не должны забывать о религиозном образовании. Не сравнить состояние религии в прошлом и настоящем. Раньше религия принадлежала высоким ученым ламам. Об этом свидетельствует тот факт, что в Монголии родились многие ученые ламы Тибета: Геше Агванчойдон, Гоман-Хамбо бурят Тувдэнням и многие другие. Я не могу говорить, что надо делать так или этак, чтобы религия Будды не пришла в упадок. Причина в том, что это зависит от держателей религии, ее учений. Потому молодые держатели религии должны стремиться искать пути образования. Тогда буддизм будет развиваться долго.

– Где и как Вы переродитесь в будущем, Великий Хутухта?

– Монголы – очень верующий народ. Его Святейшество Далай-лама об этом много раз говорил. Поэтому все должны умножать добродетели и благопожелания. Тогда десятый Богдо может переродиться в Монголии.

– Очень интересно Ваше детство, кто впервые выявил Богдо-гэгэна IX?

– Я родился в 1932 г. в Тибете, в области У. С моего рождения до сих пор со мной связано имя "Монгол". "Этот мальчик является хубилганом Богдо-гэгэна VIII", – так в то время с уважением говорили обо мне монгольские хувараки. Но, как бы опережая мое рождение, в Монголии изменился общественный строй. После этого, можно считать, не осталось людей, почитавших Богдо. Однако, хотя строй изменился, охранители веры и ученики говорили тайком: "Вы и есть Богдо Халха". Мое детство прошло в окрестностях Поталы – дворца Далай-лам. Мой дом был поблизости. На одной стороне улицы – наш дом, на другой жил тибетский лама. В то время власть в Тибете принадлежала высоким ламам. Почему я говорю о ламах-чиновниках? Далай-лама XIII в свое время отправил такого ламу в Монголию в качестве сойбона к Богдо-гэгэну VIII. Тот человек служил сойбоном у Богдо-гэгэна. Когда наступило смутное время (уничтожение буддизма в Монголии красными – прим. перев.), он вернулся в Тибет. Я очень хорошо знал того ламу, поскольку мы жили рядом, по разные стороны одной улицы. Поскольку он был сойбоном у восьмого Богдо, у него было несколько вещей, принадлежавших восьмому Богдо. Однажды на улице, где сушили белье, висело шелковое платье. Сорвав его, я убежал. Так мне рассказывали. В то время мне было три или четыре года.

В четыре года я начал изучать тибетские буквы. Мой учитель – аристократ Радэн Ринпоче тогда имел почти ханскую власть, был государственным чиновником. В то давнее время я немного разговаривал по-монгольски. В семь лет, скрывая, что я Богдо Халха, меня отправили в школу Гоман-дацана как простого ребенка, а не как хубилгана. Когда снизошли охранители Далай-ламы – Нэчунг-чойчжон и Гадан-чойчжон, меня признали хубилганом Богдо Халха.

До 20 лет я занимался изучением буддийской философии в дацане, в результате чего приобретается понимание Пустоты. В 1959 г. по причине трудностей (китайские репрессии после подавления восстания в Тибете – прим. перев.) я ушел в Индию. После этого, как иммигранту, мне в жизни многое довелось преодолеть, все приходилось делать – начиная от занятий земледелием до торговли шерстяными рубашками. В 1991 г. Далай-лама XIV официально утвердил личной печатью: "Истинный Богдо Халха".

– Вы были во дворце-музее восьмого Богдо?

– Сейчас пока не успел посетить. Но в 1999 г. посещал. Пробудились прежние дары. Впечатление было такое, что все пронеслось перед глазами. Очень мало вещей осталось от предыдущего Богдо.

– Каков будет Ваш наказ верующему народу?

– Все вы, каждый в самом себе, старайтесь умножать добродетели и добрые благопожелания. Надо много читать Мани и Мигзэм. Весь смысл буддийского учения содержится в слоге Мани. Думайте о Пустоте и будьте исполненными сострадания. Надо почитать и возносить Авалокитешвару. Надо от всего сердца читать Мани. Ламы и хувараки должны держать в чистоте духовные обеты. Самое главное – миролюбие. Буддийское учение – это соединение метода и мудрости. Метод – это Сострадание, мудрость – это Пустота. В этом состоит их сущность. Мани – это мантра Авалокитешвары. Все Учение Будды умещается в Мани. Нельзя быть недовольным тем, что Мани – краткое учение. Далай-лама уделяет большое внимание постоянному чтению Мани. Учитель Далай-лама наказывал мне давать верующим учения Богдо Цонкапы "Этапы пути Просветления", Ганданлхавжанма, давать посвящение Калачакры. Я уже старый, неважно себя чувствую, потому не могу дать большое посвящение Калачакры. Но я дал лунги на Ганданлхавжанма, Мани, Мигзэм. В них заключается суть учения.

Все меньше остается верующих стариков в новом веке. Но, так или иначе, религия в новом веке нужна обязательно. Религию Будды надо наследовать строго по канону. Ламы и хувараки должны высоко почитать принцип "учитель – ученик" и держать в чистоте духовные обеты.

Перевод с монгольского Ж. Оюунчимэг специально для www.savetibet.ru

http://savetibet.ru/2009/11/12/bogdo_gegen.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 13.01.10, 17:24 +0000     Ответить с цитатой

Буддийский хан
Известный и неизвестный Богдо-гэгэн IX
2009-08-19 / Марина Васильевна Монгуш - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии.


Монгольские власти исторический дворец Богдо-гэгэнов в Улан-Баторе не вернут, но взамен построят главе местных буддистов новую резиденцию.
Фото с сайта www.mongolia.co
Однажды, находясь в научной командировке в Индии, я познакомилась с Богдо-гэгэном IX, или Джебцун Римпоче, одним из известных иерархов тибетского буддизма. Его имя сейчас в России получило широкую популярность. По просьбе российских буддистов он регулярно посещает нашу страну, чтобы проповедовать учение буддизма и благословлять верующих. Местом его постоянного жительства является небольшой город Дхарамсала на севере Индии, где с 1959 года находится тибетское правительство в изгнании.
При встрече Джебцун Римпоче был доброжелателен, откровенен, с удовольствием отвечал на все мои вопросы. Одной из интересных тем, которые мы с ним обсуждали, были «высокие перерожденцы» в современном буддизме. Однако сам Богдо-гэгэн, будучи, согласно мнению буддистов, очередной реинкарнацией духовного лица, весьма неохотно рассказывал о себе, поэтому мне пришлось приложить немало усилий и терпения, чтобы буквально по крупицам собрать информацию о линии преемственности Джебцуна Римпоче.
Импортированный лама
Богдо-гэгэн Джебцун Дамба-хутухта, наряду с Далай-ламой XIV, является одной из авторитетных и почитаемых личностей в тибетском буддизме. Его титул Богдо-гэгэн с монгольского переводится как «живой святой». В отличие от Далай-ламы Богдо-гэгэн не облачен в монашеское одеяние, но тем не менее он считается одним из высших хранителей буддийского учения, прекрасным знатоком Сутры – философской основы буддизма, и Тантры – практического аспекта учения. К нему так же выстраивается бесконечная череда верующих, желающих получить благословение. И обращаются к нему не иначе как Ваше Святейшество. Если нынешний Далай-лама считается четырнадцатой реинкарнацией в своей линии преемственности, то Богдо-гэгэн – девятой в своей линии.

О женском священстве и латентной любви к Богу
Институт Богдо-гэгэна, или Джебцун Дамба-хутухты, традиционного главы буддизма в Монголии и сопредельных странах, получил широкую популярность еще во времена господства Алтын-ханов на территории Центральной Азии и Южной Сибири (ХVI–ХVII вв.). Линия Богдо-гэгэнов считается линией перерождений известного тибетского философа и ученого Таранатхи Кунга Ньимо (1575–1637), изъявившего желание от жизни к жизни поддерживать учение Будды в Монголии. Известно предание о том, что однажды Таранатха, занимавшийся распространением буддизма в Тибете, спросил своих учеников, где должна произойти его следующая реинкарнация. Один из учеников, монгол по происхождению, попросил переродиться в Монголии. Позже, как верят ламаисты, Таранатха действительно переродился в Монголии, в ханской семье. Это был первый Джебцун Дамба-хутухта (ХVII – начало ХVIII в.), его гуру был Далай-лама V. Буддисты считают, что с тех пор у Богдо-гэгэна с Далай-ламой сложилась сильная кармическая связь.
Метод опознавания перерожденцев, столь популярный в тибетском буддизме, уже в те далекие времена был тщательно разработан, так как впоследствии все Далай-ламы, Богдо-гэгэны и другие духовные лидеры пользовались им при определении новых реинкарнаций, в том числе реинкарнаций друг друга. Тибетцы утверждают, что ныне здравствующие Далай-лама ХIV и Богдо-гэгэн IX суть лишь новые перевоплощения тех самых исторических лиц, которые впервые встретились во времена Алтын-ханов.
Буддийский хан
Интересные свидетельства о предыдущих воплощениях Богдо-гэгэна оставили его современники. Известно, что Богдо-гэгэн VII умер в 1871 году. Через несколько лет, как это принято, поисковая группа отыскала в Тибете по определенным признакам его новое воплощение. До четырех лет этот мальчик жил со своей матерью во дворце Далай-ламы. Потом его разлучили с ней и отвезли в Ургу (современный Улан-Батор), где его воспитанием и образованием занялись известные монгольские ламы. Достигнув совершеннолетия, глава монгольских буддистов приступил к исполнению своих обязанностей под именем Богдо-гэгэна VIII.

Владимир Федорович Люба, много лет проработавший в российском консульстве в Урге, писал в 1912 году, что хутухта «склонен к разгулу и безумному мотовству», у русских купцов скупает «целые склады вещей, решительно никому не нужных», имеет жену и сына Тойн-ламу, частенько выпивает и устраивает оргии. Однако несмотря на свои пороки, он, как признают многие современники, был весьма способным политическим и государственным деятелем. Власть его носила не только духовный, но и светский характер, о чем свидетельствует изданный им указ, в котором религия и государство соединялись в единое целое. В его время в Монголии было установлено полное учение буддизма – Сутра и Тантра. Это позволило впоследствии причислить Богдо-гэгэна VIII к лику святых.
Вера монголов в могущество и величие Богдо-гэгэна VIII оставалась непоколебимой. Несмотря ни на что, в их благоговейном представлении он продолжал быть божеством, перед которым «можно только падать ниц в сознании своего ничтожества». Кутежи Богдо-гэгэна VIII, как отмечал известный русский востоковед Алексей Матвеевич Позднеев, нисколько не уменьшали его авторитет в глазах народа, который на всякую эксцентричность в его поведении смотрел как на нечто загадочное и все его поступки старался оправдать тезисом «святым дозволено все». Ученый был потрясен увиденным однажды поклонением верующих Богдо-гэгэну VIII. Оно совершалось на площади перед его резиденцией и длилось пять-шесть дней.
Толпа паломников, съехавшихся со всех концов некогда могущественной Монгольской империи, уселась «длинными рядами прямо от ворот гэгэновского дворца и в этом положении ожидала его появления». «Можно удивляться, – пишет Позднеев, – с каким благоговением смотрят все они в сторону, откуда должен появиться гэгэн народу, и какая тишина царствует во все это время, длящееся для некоторых иногда два и три часа». Столь высокую популярность Богдо-гэгэна VIII он объяснял так: «Сравнительная замкнутость и недоступность хутухты, равно как и та внешняя обстановка и великолепие, в которых он является народу, действуют на массу также поразительно. Вот почему к хутухте со всех сторон тянутся толпы поклонников».
Паломничество в Ургу на поклонение Богдо-гэгэну Джебцуну Дамба-хутухте было чрезвычайно распространено. Обычно оно начиналось ранней весной и продолжалось до глубокой осени. Уезжали паломники группами по 10–15 человек и более. Отправляясь за тысячу верст, они, безусловно, тратили огромные средства на дорогу и ценные подношения главе монгольского буддизма. Однако вернувшись домой, они чувствовали себя баловнями судьбы, получившими благословение от «живого святого».
Иногда сам Богдо-гэгэн совершал поездки в соседние страны. Так, в 1910 году он был приглашен в Туву, где его уважали и почитали ничуть не меньше, чем в Монголии. Здесь он воспринимался не только как духовный наставник, но и как глава всех тувинских монастырей. Русский геодезист Всеволод Родевич, проезжая через Хемчикский кожуун, где размещалась ставка тувинского правителя, свидетельствовал: «Для кормления и услуги гэгэна и его свиты и всего монастыря была назначена целая большая сойотская (тувинская. – «НГР») деревня, гэгэну и его желаниям вообще отказа нет, он святой, и сойоты доставляют ему скот и всякое добро для отвоза в Монголию именно столько, сколько он пожелает».
Монгольская революция 1921 года заметно, хотя и не сразу, пошатнула власть Богдо-гэгэна VIII. Новый режим, решительно настроенный против религиозных институтов, не без оснований опасался авторитетного духовного главы, а потому решил тихо и незаметно отодвинуть его в тень. Сделать это оказалось не так просто, но все же возможно. Кроме того, Богдо-гэгэн VIII был уже не молод и не совсем здоров. В 1924 году он скончался.

Джебцун Римпоче в общении мягок, доброжелателен, охотно отвечает на вопросы посетителей.
Фото с сайта www.buddism.ru
Центральный комитет Монгольской народно-революционной партии тут же официально уведомил Далай-ламу ХIII о том, что не следует искать новое воплощение Богдо-гэгэна, так как его роль в истории монгольского народа полностью исчерпана. Резиденция гэгэнов впоследствии была использована для размещения музейного комплекса.
Новая жизнь Богдо-гэгэна
Биография нынешнего Богдо-гэгэна IX не лишена драматических коллизий. Родился он в 1932 году недалеко от Лхасы в местности Тромтсикан. Когда мальчику было всего шесть месяцев, родители развелись. Отец вскоре женился на другой женщине, а маленького Намдола Чокьи Гьялцена (такое имя было дано ему при рождении) воспитывала мать. Взрослые неоднократно говорили ему, что он является реинкарнацией высокого духовного лица, носившего в предыдущей жизни титул Богдо-гэгэна. Специальной поисковой группой было установлено, что Чокьи Гьялцен, то есть Богдо-гэгэн, переродился у прежней родни (т.е. родственников предыдущего хутухты - Прим. ред.). В его опознавании не принимал участия Далай-лама ХIII, как этого требует традиция, так как к этому времени он умер и вместо него правил регент. Однако в безошибочности опознавательной процедуры, считает сам Богдо-гэгэн IX, сомневаться не приходится, поскольку она выстроена таким образом, что ошибка полностью исключается.
«Когда я умер в прошлой жизни, – рассказывал Богдо-гэгэн IX, – остались в живых три человека, которые мне были очень близки и безотлучно находились рядом со мной. Один из них был моим лечащим врачом, двое других – слугами. Когда я вновь переродился и достиг трехлетнего возраста, их специально пригласили из Монголии в Тибет. Они привезли мои личные вещи, которыми я пользовался в прошлой жизни. Мне показывали их вместе с точно исполненными копиями, но я каждый раз выбирал оригинал. Но этого оказалось недостаточно, поэтому члены поисковой группы – ламы, обладающие ясновидением, – решили проверить, есть ли на моем теле особые знаки, подтверждающие, что я действительно являюсь реинкарнацией Богдо-гэгэна VIII. Такие знаки были найдены. Но и это было не все. Решили обратиться к двум оракулам Далай-ламы, чтобы каждый из них, войдя в транс, подтвердил или опроверг выводы поисковой группы. После специальной процедуры оракулы дали положительный ответ».
Слышать подобные признания от самого Богдо-гэгэна IX было чрезвычайно интересно, но мне все же хотелось узнать, как же возможно, чтобы маленький ребенок помнил что-то из своей предыдущей жизни. И Богдо-гэгэн IX рассказал следующий эпизод.
«Это случилось, когда я еще не умел говорить, но уже научился делать первые шаги. Взрослые однажды начали говорить о коммунизме, причем не в негативном, а в позитивном ключе. И в моем сознании всплыл опыт прежней жизни: коммунисты разрушают монастыри, устраивают гонения на монахов, заставляют отказываться от своих убеждений и так далее. Я был свидетелем всего этого в конце своей прошлой жизни. Я заплакал, забился в истерике, потому что никому не мог рассказать о том, что чувствовал», – вспоминает духовный лидер.
Дальнейшая судьба мальчика складывалась не так, как обычно у высоких перерожденцев. Семи лет его определили в известный монастырь Дрейпунг Гоман. Когда ему исполнился 21 год, он уехал в местность Таранатха, где поселился в монастыре предыдущих Богдо-гэгэнов, фактически став хозяином этого монастыря. В 29 лет Чокьи Гьялцен покинул Тибет и поселился в Индии. 14 лет преподавал в монастыре Дарджилинг, потом судьба забросила его на юг Индии. Он женился и у него родились пять мальчиков и две девочки. Он всех их поставил на ноги. Сейчас у Богдо-гэгэна IX семь внуков.
В начале 1990-х годов ушла в мир иной супруга Богдо-гэгэна – верная спутница, надежный друг и незаменимый помощник в делах. В те же годы произошло другое событие в жизни Чокьи Гьялцена – его официально признали реинкарнацией Богдо-гэгэна Джебцуна Дамба-хутухты. Когда Далай-лама XIV увидел, в какой нищете живет столь высокое лицо тибетского буддизма, он распорядился, чтобы для него в Дхарамсале построили резиденцию. На плечи Богдо-гэгэна была возложена ответственность за возрождение буддийского учения в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.

Особое благоговение к его личности испытывают монголы, в исторической судьбе которых Богдо-гэгэн сыграл выдающуюся роль. Правительство Монголии ведет сейчас в Улан-Баторе строительство роскошной резиденции для Богдо-гэгэна, чтобы таким образом восстановить справедливость, вернуть то, что было отнято.

http://religion.ng.ru/people/2009-08-19/6_khan.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл Часовой пояс: GMT - 3
Страница 1 из 1

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
электронный учебник бурятского языка




Рейтинг@Mail.ru