BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


О необходимости создания исторического форума
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
v-endonov
баймга ороошо


Зарегистрирован: May 12, 2004
Сообщения: 252
Откуда: Mirny
СообщениеДобавлено: 29.06.04, 02:39 +0000     Ответить с цитатой

Исторический факт. Сталин "вождь всех народов" был бааа....льшим спецом по национальной политике. Чего стоит его книга "Национальное самосознание то ли самоопределение народов" (не помню точно, что около этого). Так вот он прекрасно понимал какую угрозу составляют бурят-монголы на востоке, поэтому партия все сделала чтобы разделить народ на три субъекта. И конечно большевик Ербанов хорошо приложил руку чтоб все это претворилось в жизнь. Первые репрессии в стране начались руками иркутских большевиков.еще в 1927 году именно в Бурятии, именно против интеллигенции и духовенства бурят как проводников идей «панмонголизма». Не верите, откройте книгу «Борцы за власть советов» (в архивах найдете), и подсчитайте сколько восточных и иркутских коммунистов (восточных только два- Ранжуров и какойто Будаев) боролись за власть коммунистов.. В Киргизии, ситуация была другая - их наоборот собрали «в кучку». Численность обеих наций в то время фактически была одинакова. Но вследствии консолидации численность киргизов по переписи 1989 года составляла уже 2.528.236 человек, а бурятов в СССР только 421.380 человек. Печально, но это результат разделения бурятского населения на три субъекта. А с 1989 года население бурятов увеличилость только до 445.300 человек, отстав даже от якутов по рождаемости, они уже догоняют нас. Не думайте, что я что-то имею против иркутских большевиков. Я за идею здорового «панмонголизма», почему надо разделяться по разным углам и брюзжать по поводу своей самобытности и «первичности» истории. К примеру, «пантюркисты» даже якутов считают за своих и включают их территорию в карту «Великого Тюркистана».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
v-endonov
баймга ороошо


Зарегистрирован: May 12, 2004
Сообщения: 252
Откуда: Mirny
СообщениеДобавлено: 29.06.04, 03:01 +0000     Ответить с цитатой

"истинные" в смысле что они живут в стране Монголия (географии), а не каком нибудь другом регионе. Например,
хори-буряты живут в Кижинге, Заиграево, Хоринском, Мухоршибирском, Еравнинском и т.п, но кто не знает этого называют хоринцами только бурятов с Хоринского (в смыле географии), хотя это не соответствует действительности
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
v-endonov
баймга ороошо


Зарегистрирован: May 12, 2004
Сообщения: 252
Откуда: Mirny
СообщениеДобавлено: 29.06.04, 03:08 +0000     Ответить с цитатой

исторический форум и форум по обычаям и обрядам разные вещи и по сиыслу и по содержанию, предлагаю разные форумы
ведь народ так мало знает о своей истории, хотя бы за последние 70-80 лет
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
LSH
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 4715
СообщениеДобавлено: 29.06.04, 04:29 +0000     Ответить с цитатой

Технически, для удобства модерирования и просмотра, лучше делать один форум. Кроме того, слишком большое количество форумов, опережающее рост аудитории, разбивает аудиторию на слишком большое количество групп общения, что не совсем хорошо.

Разделять форум на два стоит только тогда, когда количество обновлений тем в сутки будет больше двадцати и форумом станет неудобно пользоваться. Ну и разделять надо тогда, когда появится второй эффективно работающий модератор, а у нас для исторического форума еще и первой кандидатуры нет пока.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
v-endonov
баймга ороошо


Зарегистрирован: May 12, 2004
Сообщения: 252
Откуда: Mirny
СообщениеДобавлено: 29.06.04, 04:38 +0000     Ответить с цитатой

Lanshan, согласен, слишком мало посетителей, да и где историки нынешние и бывшие с коммунистической идеологией, раньше они так любили балаболить..... видимо, inet им не под силу
Есть история техники, общества, народов, но нет истории партии, вот они и задохнулись....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алексей
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 29, 2003
Сообщения: 2115
СообщениеДобавлено: 30.06.04, 06:22 +0000     Ответить с цитатой

Ну и чего порешили то?
А то у меня вопрос к историкам по традициям современных бурят или современным традициям бурят.
Для меня это очень интересно, так как родителя очень много не объясняли, а просто научили, мол так нужно.
Со своими так не хочется, хотелось бы знать что и почему.
Когда решение по историко-культурному форуму будет?
_________________
Либо я найду путь, либо проложу его.
Свифт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
DD
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Sep 8, 2003
Сообщения: 1754
СообщениеДобавлено: 30.06.04, 16:20 +0000     Ответить с цитатой

otlichnaya idea :) otkrivaite poskoree :!: i nadeus, istoricheskaya spravka pomozhet proyasnit, vse li obichai odinakovie u vseh buryatov iz raznih raionov, a to vdrug nachnetsya "u nas tak delaut, a nas po drugomu." Istoria i kultura dolzhni ob'ediniat nas, ne pravda li?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cундуев
ороошо


Зарегистрирован: May 10, 2004
Сообщения: 53
СообщениеДобавлено: 04.07.04, 03:45 +0000     Ответить с цитатой

А кто читал книгу А.Елаева по истории Бурятии?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 04.07.04, 09:32 +0000     Ответить с цитатой

у меня есть почти готовый материал, который после некоторой обработки я помещу у себя в бурятском разделе на www.hamagmongol.narod.ru
будут ли у бурятских братьев какие либо поправки и уточнения?

Бурят-монголы

Альтернативные этнонимы: бурийат, буряад, бурят, брат, бырат, пырат.

Современные бурят-монголы – составляют население Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской обл., Агинского Бурятского автономного округа Читинской обл. Живут также в некоторых других районах этих областей. За пределами РФ буряты проживают на Севере Монголии и небольшими группами на северо-востоке КНР (Михайлов, 1998).
Буряты — коренное население Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской обл. и Агинского Бурятского автономного округа Читинской обл. Буряты проживают также в Монголии (34,7 тыс. чел., 1989 г.), Казахстане (1,2 тыс., 1989 г.), в других странах СНГ (2,5 тыс., 1989 г.). Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education http://www.ethnos.nw.ru/cgi-bin/el.exe?etnoscod=126

Считается, что этноним «бурят» (бурийат) впервые упоминается в «Сокровенном сказании монголов» (1240). Однако имеет ли этот этноним отношение к современным бурят-монголам неизвестно. Этимология этнонима имеет несколько версий:
1. От термина «бури» (монг.) – волк, предполагает тотемный характер этнонима. По всей вероятности слово бури было табуировано в монгольских языках, в результате, чего впоследствии стало применяться другое – чоно (шоно, чино, чон);
2. От термина «бурут» (монг.) – неправильный, неверный, (иногда) предатель. Под бурутами монгольские группы подразумевали кыргызов, исповедующих ислам, поэтому использование этого термина для обозначения северных монгольских групп, бывших шаманистами и ламаистами, как и все остальные монголы, маловероятно.
3. От слова «брат» (рус.). Еще более маловероятная версия, рожденная, по всей видимости, ошибками в толковании некоторых русских летописей.

Численность бурят-монгол в:
России - 421 000 чел., в том числе в Бурятии - 249 500, в Усть-Ордынском автономном округе - 49 300, в Агинском автономном округе 42 400 чел., источник: Михайлов (1998).
Монголии - 70 000 чел., источник: Михайлов (1998).
Китае - 25 000 чел., источник: Михайлов (1998).
Общая числ. 520 тыс. чел., источник: Михайлов (1998).

1989 г. - 417,4 тыс. чел. , в т.ч. в т.ч. Бурятия - 249,5 тыс., Иркутской области - 77,3 тыс., из них 49,3 тыс. в Усть-Ордынском Бурятском авто-номном округе, Читинской области - 66,6 тыс., из них в Агинском Бурят-ском автономном округе - 42,3 тыс. чел., в других районах РФ - 24 тыс., в т.ч. в Москве - 1,5 тыс., Санкт-Петербурге - 1,0 тыс. человек. Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education http://www.ethnos.nw.ru/cgi-bin/el.exe?etnoscod=126

Числ. в России 421 тыс. чел., в т.ч. в Бурятии 249,5 тыс. чел., в Усть-Ордынском а.о. 49,3 тыс., в Агинском а.о. 42,4 тыс. За пределами России - в Сев. Монголии (70 тыс. чел.) и небольшие группы на С.-В. КНР (25 тыс. чел.). Общая числ. 520 тыс. чел.
http://nurali.newmail.ru/burat.htm

445 000 в РФ на 2002 http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nation.php

417000 в РФ, 341000 на терр. соотв. образ. Georussia http://www.georus.by.ru/russia/nationality.shtml.htm


Основная часть бурят-монгол проживает в РФ. Республика Бурятия признается Конституцией РФ государством в составе федерации. Усть-Ордынский и Агинский автономные округа являются субъектами федерации, но со статусом меньшим нежели республика.

Бурят-монголы говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education http://www.ethnos.nw.ru/cgi-bin/el.exe?etnoscod=126, некоторые из которых различаются довольно значительно. Как и все остальные монголы, бурят-монголы пользовались письменностью на основе уйгурской графики. Большая часть бурят-монгол (забайкальские) пользовалась этой письменностью до 1930 г., с 1931 г. - письменностью на основе латинской графики, а с 1939 г. - на основе русской графики (Михайлов, 1998). В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.

Для бурят, как и для всех других монгол традиционным являлся комплекс верований, условно обозначаемый термином шаманизм и/или т.н. тенгрианство, на монгольском языке он носил название «хара шашин» (черная вера). С кон. XVI в. был широкое распространение получил тибетский буддизм (ламаизм) школы Гелугпа или «шара шашин» (желтая вера), впитавший частично добуддийские верования. Особенностью распространения буддизма на бурят-монгольских территориях являлся больший удельный вес шаманских воззрений, по сравнению с другими территориями, населенными монголами.
Распространение христианства у бурят-монгол началось вместе с появлением первых русских поселенцев (Михайлов, 1998). Иркутская епархия, созданная в 1727 г., широко развернула миссионерскую работу. Христианизация усилилась во 2-й пол. XIX в. В начале XX в. в Бурятии функционировали 41 миссионерский стан, десятки миссионерских школ. Наибольших успехов христианство добилось у западных бурят. Это проявилось в том, что у западных бурят получили распространение христианские праздники: Новый год (Рождество), Пасха, Ильин день и др. Несмотря на поверхностную христианизацию, западные буряты оставались шаманистами, а забайкальские - буддистами.
В 1741 г. буддизм (в форме ламаизма) признан одной из официальных религий в России. Тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь - Тамчинский (Гусиноозёрский) дацан. С утверждением буддизма в крае связано распространение письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремёсел и народных промыслов. Он стал важным фактором формирования образа жизни, национальной психологии и нравственности. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. - период бурного расцвета бурятского буддизма. В дацанах работали богословские школы; здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивались богословие, наука, переводческо-издательское дело, художественная литература. В 1914 г. в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 000 лам. К кон. 1930-х гг. Бурятская буддийская церковь перестала существовать, все дацаны были закрыты и разграблены. Лишь в 1946 г. были заново открыты 2 дацана: Иволгинский и Агинский. Подлинное возрождение буддизма в Бурятии началось со 2-й половины 80-х гг. Восстановлены более 2-х десятков старых дацанов, ведётся подготовка лам в Буддийских академиях Монголии и Бурятии, восстановлен институт молодых послушников при монастырях. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят-монгол. Со 2-й пол. 1980-х гг. началось также возрождение шаманизма (Михайлов, 1998).

Современные бурят-монголы сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов (Михайлов, 1998), сложившегося в кон. ХVI – нач. XVII вв. (Златкин, 1964). В сер. XVII в. Территория Бурятии была присоединена к России, в связи с чем территории по обе стороны Байкала отделились от Монголии. В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племён. В итоге к концу XIX в. образовалась новая общность - бурятский этнос. Помимо прочих в него вошли отдельные группы халха- и ойрат-монгол, а также тюркские и тунгусские элементы. Территория бурят входила в Иркутскую губернию, в составе которой была выделена Забайкальская область (1851). Буряты подразделялись на оседлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. После событий 1917 г. была образована Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики (1921) и Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 г. они объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В неё вошла территория Прибайкальской губернии с русским населением. В 1937 г. из состава Бурят-Монгольской АССР выведен ряд районов, из которых были образованы бурятские автономные округа - Усть-Ордынский и Агинский; при этом некоторые районы с бурятским населением были выделены из состава автономий. В 1958 г. Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, с 1992 г. - в Республику Бурятия (Михайлов, 1998).

Литература

Михайлов Т.М. Буряты // Народы и религии мира. Энциклопедия. Главный редактор В.А. Тишков. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635 - 1758). Москва: Издательство "Наука", 1964.
Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника 1240 г. Элиста: Калмкнигоиздат, 1990.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
LSH
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 4715
СообщениеДобавлено: 05.07.04, 08:33 +0000     Ответить с цитатой

Ладно, тогда торопиться не будем. Для этого нужен модератор, будем надеяться, что за лето кто-нибудь и созреет : )
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Алексей
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 29, 2003
Сообщения: 2115
СообщениеДобавлено: 05.07.04, 10:08 +0000     Ответить с цитатой

Тогда здесь пообсуждаем пока.
Вопрос: традиция двойного имени -- это новоприобретенная традиция, или историческая (стародавняя)? То есть если бурята/ку зовут русским именем, частенько в дацане дают бурятское имя, которое как бы считается правильным, а первое (русское) как бы для паспорта. Мое ИМО -- это приобретенная традиция, связанная с ассимиляцией, то есть приобретенная в 20 веке.
Как Вы считаете?
_________________
Либо я найду путь, либо проложу его.
Свифт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Туяна
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Apr 12, 2004
Сообщения: 1629
СообщениеДобавлено: 06.07.04, 00:16 +0000     Ответить с цитатой

Насколько я поняла, традиция давать имя в дацане появилась с приходом буддизма, естественно. Если сейчас сразу советуются и дает имя лама, то оно идеально подходит по гороскопу буддийскому. Если есть имя данное родителями, например русское имя или тяжелое, например Саяна или Чингис, то в дацане могут дать другое. Знаю двих девочку и мальчика, кторым не подошло имя Саяна и Саян. В свидетельстве они так и остались под этими именами, а дома их стали называть буддийскими именами.

Дочери моей дали имя сразу в дацане. При этом не возбраняется завести и другое светское имя. А то, которе дал лама считается немного сакральным, лучше чтобы его знали только родные и близкие. Потому что, ругая человека, ругают его по имени, так пусть лучше ругают по светскому имени.
_________________
Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mike1
баймга ороошо


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 207
СообщениеДобавлено: 06.07.04, 23:20 +0000     Ответить с цитатой

v-endonov писал(а):
Исторический факт. Сталин "вождь всех народов" был бааа....льшим спецом по национальной политике. Чего стоит его книга "Национальное самосознание то ли самоопределение народов" (не помню точно, что около этого). ».

ну незнай назначили его по нац.вопросам - быстренько сняли ,неуживчив ,интриган . а вопрос как все же он власти добился имхо раскрыл все же троцкий (двухтомн. Сталин) почитайте полезно принципы тех времен до сих пор живы :D
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mike1
баймга ороошо


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 207
СообщениеДобавлено: 07.07.04, 00:11 +0000     Ответить с цитатой

конечно форум был бы полезен не только по бурятии но вообще по сибири , монголии , всей центральной азии - здесь столько много интересного , загадочного , нерасскрытого . Многие даже незнают на какой земле они живут ,какие легендарные люди здесь жили , какие события происходили . начало ХХ века , темные времена, древние и древнейшие сибирские, монгольские и т.п. ханства
но кому он будет нужен ??? я не вижу здесь не какого интереса к истории :( не кому это не нужно , и я понимаю это - время такое . ну приехал рупен ну и что , ну ученый книжки про наших предков писал и это все . тут писали в газете что рупен очень ценил жамцарано , больше чем ринчино . интересно кто нить задался вопросом а почему? потому что ринчино говорят был связан с нквд ? вообще сомневаюсь что кто знает что они -сделали :( доржиев и бадмаев- две легенды - которые добились очень много и были причастны к очень многому но большинству известны только по сухим биографиям . а чем занимался на старости лет Г. Цыбиков был ли он связан с Г Бокием (нач.спец.отд.при огпу)- загадочным масоном ??? это только ХХ в а если копнуть поглубже ? ермака все помнят а кучума , его трагичная судьба и борьба производят имхо большое впечатление . да вообще много чего интересного и не обязательно рыться в старине - Дандорон эта же связь времен .
короче пока народ этим не интересуется и форум имхо заглохнет :?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zorigoo
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 502
Откуда: Mongolia
СообщениеДобавлено: 07.07.04, 01:38 +0000     Ответить с цитатой

Вообще то есть сайт www.kyrgyz.ru
где можно обсуждать вопросы по историй нетолько монголоязычных народов но и по историй, культуры, традиция центрально азиатских стран если есть желающих.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru