BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Сравнительные характеристики РФ и КНР в области этнополитики
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 04.05.10, 05:57 +0000     Сравнительные характеристики РФ и КНР в области этнополитики Ответить с цитатой

Этническое представительство в России и в Китае

3 мая 2010 г.
15:26


Институт этнического представительства является реальным инструментом национальной политики, механизмом межэтнического согласия. С этим трудно не согласиться, как и с тем, что межэтническое согласие в свою очередь является непременным условием для развития любого многонационального государства.
Почему для сравнительного анализа были взяты Российская Федерация и Китайская Народная Республика? Для этого есть несколько причин. Россия и Китай имеют схожую этническую структуру населения. Миноритарии двух стран, как правило, являются автохтонами, но большинство населения составляет соответственно русский и китайский (ханьшуй) этносы. По данным последней (2000 г.) переписи населения, этнические меньшинства Китая (шаошу минзу) составляют 8,41% от общей численности населения или 106 млн. человек. Остальные 91,59% – китайцы. В России, по данным переписи 2002 г., меньшинства составляют около 20% населения (29 млн.), русские, соответственно, 80% или 115868,5 чел.
Русская и китайская цивилизации представляют собой традиционные общества (обращенные в себя, замкнутые и самодостаточные системы) в том смысле, в каком его определил ведущий современный философ либерализма Ф. фон Хайек. Как известно, традиционные общества наиболее консервативны, их ценностные системы устойчивы и с трудом видоизменяются. Соответственной устойчивостью обладает комплекс сложившихся формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих политическую сферу и организующих ее в систему ролей и статусов, образующих политическую систему, в рамках которой собственно и функционирует институт этнического представительства.
В своей статье я попытаюсь показать, что основные модели взаимоотношений политического центра с миноритариями, принятые еще во времена Российской империи до сих пор во многом сохраняются в Российской Федерации. Также как сохраняются основные тренды во взаимоотношениях центра и автономий в современном Китае. Впрочем, сохранение традиций не отменяет определенную динамику.
Прежде чем более пристально взглянуть на то, что собой представляет институт этнического представительства в структурах китайской и российской власти, дополним анализ настоящего исторической перспективой.

Ясачные инородцы и «варвары»

До начала 19 в. отношения властей с «инородцами» в Российской империи носили сугубо фискальный характер и сводились к сбору ясака. Метрополия не вмешивалась во внутренние дела «инородцев», которые управлялись своей аристократией и судились согласно нормам обычного права. Первые попытки административного переустройства внутренней жизни нерусских народов были предприняты в 1822 г, когда правительство утвердило «Устав об управлении инородцев», подготовленный М.М.Сперанским. Так были созданы «инородческие» административные органы. В Сибири они получили название Степных дум. В других окраинах это были сходы. В конце 19 в. слишком либеральная для империи система местного самоуправления, отражавшая этническую специфику населения страны, и представлявшая собой, по сути, первый опыт этнического представительства на местном уровне, была упразднена. Что представляется вполне логичным, учитывая тот факт, что в российской империи не было института регионального (губернского) представительства. Монархия исключала парламентаризм в любом виде. Его элементы появились в России лишь в 1905 г, когда указом императора была учреждена первая Дума, просуществовавшая 72 дня.
Отношения Китая с так называемыми «варварами четырех сторон света», насчитывали к концу 19 в. не одну тысячу лет и носили принципиально иной характер. На его формирование оказало влияние внутреннее устройство китайской империи, которому всегда была свойственна децентрализация. Императору и его окружению отдавались права подбора наместников, ведения военных операций и установления общего порядка налогообложения, всеми же остальными вопросами занимались провинциальные власти. В соответствии с этим, а также в связи с тем, что внешний мир воспринимался китайцами не иначе как варварская периферия, Поднебесная всегда старалась сохранять дистанцию с ее обитателями, которые, даже будучи завоеванными, как правило, сохраняли независимость при условии выплаты символической дани императору и признания его Сыном Неба. Ни о каком административном включении «варварских» земель в состав Поднебесной, перераспределении собираемых там налогов в пользу двора императора, а значит и о необходимости представительства этих народов в структурах власти, речи не было.
Начиная с династии Юань и вплоть до конца 19 в. на территории империи действовала двойная административная система (tusi). Неханьские земли управлялись по своим законам, ханьские – напрямую из императорского двора. «Северные варвары» – монголы и маньчжуры, даже имели государственные привилегии, которые сохранялись до конца Цинской эпохи и были отменены лишь в 1906 г. указом императрицы Цыси. Причем главной политический целью этого указа, как того требовали восставшие китайские крестьяне, было изменение особого положения маньчжуров. Монголы тогда, что называется, попали под горячую руку даже не императрицы, а самой истории. Но, несмотря на отмену привилегий, вплоть до создания в 1949 г. КНР, монголы продолжали управляться по своим законам.
В 17 в. китайцам разрешалось лишь частичное освоение «варварских» земель, при этом срок их проживания и численность строго ограничивалась, межэтнические браки были запрещены. Позже крестьянам вообще запретили переселяться в монгольские степи. Этот закон действовал до начала 20 в. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что суть отношений китайцев с соседними народами сводилась к политике разделения ханьшуй и некитайцев.
Традиция была нарушена во второй половине 20 в., когда во время «культурной революции» коммунистическое правительство во главе с Мао Цзедуном предприняло попытку претворить в жизнь идею единой китайской нации (чжунхуа миньцзу), которая состояла бы из ханьшуй и неханьцев. Но кампании «исправления стилей», «большого скачка», «народных коммун», «движения вниз посланной молодежи» стали лишь периодами насильственной синизации этнических меньшинств и не дали искомого результата – политика ассимиляции неизбежно стимулировала их сопротивление, массовое переселение китайцев только усиливало антикитайские настроения.
Схожие процессы по конструированию «советской социалистической нации» за счет этнической культуры, традиций и языка нерусских народов проходили и в СССР, но в отличие от декады китайской «культурной революции» затянулись на долгие десятилетия и стали одной из причин развала государства. После распада СССР в национальных республиках с благословления центра была предпринята попытка своего рода обратного движения, которая привела к децентрализации и временному усилению регионов. Однако имперская традиция одержала верх – короткий период парада суверенитетов сменился еще большей, чем в советское время, централизацией власти. Финансовые потоки начали концентрироваться даже не в крупных городах, а большей частью в столице государства. Здесь же, особенно после отмены выборов глав регионов и изменения порядка формирования парламента, сконцентрировались все политические рычаги управления государством. Одновременно наметился новый-старый идеологический тренд: потерпев фиаско в проекте по созданию советского народа, государство занялось поиском путей конструирования российской нации, но опять же на основе этнического большинства. Политическая централизация привела к еще большему экономическому отставанию периферии, в том числе и национальных автономий. Несмотря на периоды национального возрождения, которые пережили большинство миноритарных народов России, тенденции 90-х гг. не получили продолжения. Преподавание на родных языках народов страны было восстановлено лишь отчасти, тенденция аккультурации и деградации этнических культур до сих пор сохраняет свою актуальность.
В КНР после смерти Мао в качестве инструмента интеграции народов страны был избран путь экономического развития, в том числе и национальных автономий, где миноритарии получили не только реальные культурные, но экономические и политические преимущества для развития. Процессы культурной синизации в автономиях пошли на спад. Новая политика «дала меньшинствам достаточно власти, образования и экономического успеха с тем, чтобы удержать их от требований независимости».
В Конституции КНР 1982 г. было подтверждено право автономий разрабатывать положение об автономии, корректировать государственные законы с учетом национальных и региональных особенностей, самостоятельно заниматься внешнеэкономической деятельностью. Необходимо отметить, что расширение полномочий автономных районов происходило на фоне общей тенденции возвращения к децентрализации государственного управления. По мнению некоторых зарубежных исследователей, «ошеломляющий экономический подъем Китая невозможно понять, если не учитывать растущей независимости местных и провинциальных органов власти от Центра».

Этнопредставительство в парламенте

Формально в современной России этнического представительства как принципа организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представляют не все население страны (или ее отдельной территории), а определенные этнические группы, от которых они непосредственно и избираются, не существует. Юридически этническое представительство признается «противоречащим принципу равного представительства и, следовательно, фундаментальному принципу равноправия граждан». Но означает ли это, что в РФ нет конституционных способов защиты интересов народов, в частности миноритарных этносов, к которым сегодня относятся около 29 млн. граждан страны?
Проблема этнического представительства институцианализируется в соответствии с уровнями власти: в федеральных, региональных и муниципальных органах. В современной российской легислатуре уже нет учрежденного когда-то большевиками Совета национальностей, выполнявшего функции представительной власти. Вместе с тем формально нынешний Совет Федерации является его приемником. Однако сегодня верхняя палата представляет регионы России, но не ее народы. Совет Федерации состоит из 178 представителей субъектов РФ, в том числе 27 национально-территориальных образований. Из них только 13 сенаторов являются представителями так называемых титульных народов. У алтайцев, карелов, ненцев, долган, тувинцев, хакасов, хантов, манси, чувашей и чукчей, которые также являются титульными народами и имеют свои автономии на территории страны, сегодня нет своих этнических представителей в СФ.
Что касается депутатского корпуса, то в Государственной Думе пятого созыва, избранной по партийным спискам также представлены далеко не все народы. По мнению многих наблюдателей, пропорциональная избирательная система, основанная на принципах равного представительства, сводит на нет шансы не только миноритарных этносов, но и целых регионов страны избрать своего депутата. Согласно последней редакции Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», получение депутатского мандата зависит не от относительного, а от абсолютного числа проголосовавших за ту или иную партию. Мандаты во вновь избранной Думе получили представители густонаселенных центральных областей, региональные отделения которых даже не преодолели 7% барьер, в то время как преодолевшие его, но малочисленные субъекты остались ни с чем. Таким образом, в Думе пятого созыва представители сибирских и дальневосточных регионов страны оказались в меньшинстве по причине того, что за Уралом сегодня проживает лишь 16 млн. россиян. С точки зрения формальной арифметики, это, наверное, логично, вместе с тем, очевидно, что жители малочисленных регионов, как и миноритарии, вправе рассчитывать на представительство и защиту своих интересов в парламенте страны. Но из-за институциональных проблем в организации системы представительства народов в федеральных органах власти, в частности в парламенте, это фактически невозможно. По мнению ряда исследователей именно «мизерное представительство нерусских в высших исполнительных органах и слишком их слабый голос в законодательном органе становится причиной доминирования унитарно-шовинистических представлений при решении этнополитических вопросов в стране».
Аналогом российского парламента, или точнее его представительной части, Совета Федерации, в Китае является Всекитайское собрание народных представителей. В современном собрании 2984 чел. В его структуру входят Постоянный комитет ВСНП, президиум сессии, специальные комиссии. Все члены ВСНП избираются от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил, каждая избирательная единица представлена в ВСНП несколькими депутатами, которые объединены в делегации (своего рода депутатские фракции). Делегации наделены правом законодательной инициативы. Но большинство решений принимает не сам ВСНП, который заседает по 2-3 недели в году, а его Постоянный комитет, который собирается раз в два месяца. 25 из 160-ти членов Постоянного комитета представляют этнические меньшинства. Заметим, что, несмотря на то, что доля миноритариев среди населения КНР (8,41%) в два с лишним раза ниже, чем их доля в РФ (около 19%), они шире представлены как в Постоянном комитете ВСНП, так и в собрании в целом. 3-е из 15-ти заместителей председателя Постоянного Комитета ВСНП также миноритарии: уйгур Исмайил Аймат, тибетец Жэди и монголка Уинчимэг. Отметим, что, в отличие от российских сенаторов, все депутаты ВСНП от автономий сами являются представителями миноритарных этносов.
Проблемы этнического представительства, как в России, так и в Китае несколько иначе институционализируются на региональном уровне.

Этнопредставительство в региональных парламентах

Законодательные собрания национальных республик РФ представляют собой известное многообразие как по структуре, числу депутатов, так и по представительству в них основных этнических групп. Рассмотрим в качестве примера Народный Хурал Республики Бурятия (НХ РБ).
НХ РБ является однопалатным органом, избирается раз в 5 лет, в его состав входят 65 депутатов. Национальная (этническая) квота в республиканской легислатуре есть только у эвенков. Депутатами четвертого созыва НХ РБ в декабре 2007 г. были избраны 31 бурят, 30 – русских, а также эвенк, дагестанец, грузин и немец. В предыдущем созыве бурят было 28 чел., русских – 34. Таким образом, в бурятском парламенте сохраняется примерно равное представительство основных этносов. Подобная картина наблюдается и среди депутатов муниципальных законодательных собраний.
Вместе с тем, ряд исследователей, очевидно разделяющих точку зрения о необходимости введения непредусмотренного российским законодательством пропорционального представительства (в соответствии с долей этноса среди населения республики) , ставит вопрос о нарушении в РБ принципа равных этнических прав. «В Республике Бурятия, – пишет А. Зверев, – создаётся миф о реальности равных этнических возможностей на представленность во власти, не учитывающий реального этнического соотношении в регионе, что приводит к непредумышленной неявственной дискриминации в пользу тех, кто представляет в регионе этническое меньшинство».
Между тем, паритет представителей основных этносов в РБ сохраняется только в законодательной власти. В исполнительной власти наблюдается иная картина. Например, на уровне первых руководителей в правительстве республики преимущество явно принадлежит русскому этносу. По данным на начало 2006 г. в 11 министерствах и ведомствах 8 министров были русскими, 3 – буряты. В декабре 2007 г. в правительстве также работали 8 русских министров и 2 руководителей бурят. «Силовой» блок был представлен 4 русскими руководителями (МВД, ФСБ, Военный комиссариат, МЧС) и 2 бурятами (Верховный Суд, Прокуратура). Среди руководителей агентств, комиссии и палат при правительстве РБ 7 русских, 2 бурят. Управления возглавляли 25 русских руководителей и 10 бурят.
В прошлом году доля бурят, занимавших руководящие должности в Администрации Президента республики, несколько снизилась. Если в апреле 2006 г. среди 8-ми советников президента было 5 русских и 3-е бурят, то в декабре 2007 г. из 5-ти советников только один был бурят, остальные русские. В 2006 г. 4 бурят (в том числе и первый заместитель) и 2-е русских являлись заместителями президента. В 2007 г. их число сократилось до 4-х чел., из них 2-е – буряты, 2-е – русские. Руководителем Администрации президента до смены власти в регионе был бурят, в работе ему помогали два русских заместителя. В прошлом году Администрацию Президента возглавил русский, оба заместителя также русские. Незначительно изменилась ситуация среди руководителей комитетов и управлений при Администрации президента: 2006 г. – 3-е бурят, 3-е русских, 1 кореянка; 2007 г. – 2-е бурят, 3-е русских и 1 кореянка. В ГД пятого созыва от Бурятии были избраны 3 русских депутата, 1 бурят. Сенаторами от РБ в Совете Федерации являются бурят и еврей.
Таким образом, вряд ли обосновано говорить о наличие в Бурятии «непредумышленной неявственной дискриминации» большинства, тем более констатировать «тенденцию увеличения этнической представленности в региональной элите коренного этноса». Кроме того, численный паритет не является показателем политического доминирования какого-либо этноса, тем более в отсутствии у его представителей этнической квоты в легислатуре и других структурах власти. В целом же можно констатировать, что Народный Хурал, как и муниципальные заксобрания в РБ, являются не только законодательными, но выполняют и представительные функции. Вместе с тем, представленность основных этнических групп населения в структурах власти не является результатом работы правовых норм. Скорее речь идет о социально-политической практике, сложившейся еще в советское время.
В институционализации политической системы Китая также не последнюю роль играют неформальные правила и принципы. Согласно одному из них партийные лидеры, в том числе и в национальных автономиях, назначаются только из числа ханьшуй. Однако помимо этого в стране работают и законодательные процедуры обеспечения этнической представленности миноритариев во власти.
В отличие от РФ, в КНР нет равного избирательного права. Неравный характер избирательного права выражается в сочетании увеличения норм представительства для сельского населения по сравнению с городским и их понижения для национальных меньшинств (которые также могут относиться к сельскому населению). Нормы представительства для миноритариев, в случае если их численность в автономии составляет менее 15%, могут быть уменьшены вполовину и более по принципу – чем меньше численность этноса, тем меньше норма представительства.
Выборы депутатов в местные собрания народных представителей в районах компактного проживания национальных меньшинств проводятся раздельно или совместно с другими национальностями “в зависимости от характера межнациональных отношений и с учетом места проживания различных национальностей в данном районе” (ст. 19 Закона о выборах). Одним словом, китайская избирательная система гарантирует получение мандата депутатами от этноменьшинств вне зависимости от их доли в составе населения или компактности расселения.

Этнопредставительство в исполнительной власти

Что касается исполнительной власти, в китайском варианте – народных правительств, то по закону их главами в автономных районах, округах и уездах назначаются граждане той национальности, которая осуществляет автономию. Кроме того, в законе оговаривается избыточное или чрезмерное этнопредставительство: «Если население национальности составляет менее половины или еще меньше от общего количества населения данного района, то численность кадров этой национальности по отношению к ее населению обычно бывает выше установленной пропорции». Европейским примером подобного механизма является Великобритания, где Шотландия и Уэльс имеют больше членов парламента в Британской палате общин, чем они имели бы, если бы единственным критерием была численность населения.
Необходимо также отметить, что делопроизводство в автономиях Китая ведется на двух языках, при этом китайские кадровые работники, как правило, в совершенстве владеют языком этноса, осуществляющего автономию. В России, как известно, делопроизводство повсеместно ведется на русском, и только в нескольких автономиях осуществляется частичный перевод документооборота на «титульные» языки.
Что касается представительства миноритариев в партийном аппарате КПК и высших органах исполнительной власти, то здесь можно говорить скорее о пропорциональном уровне этнопредставительства. Среди 24-х членов Политбюро ЦК КПК один представитель меньшинств – хуэец. В Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины (всего 121 чел.), 8 представители меньшинств (2 тибетца, 2 маньчжура, по одному мяо, баян, монгол, хуэ). В народном политическом консультативном совете КНР среди 27-ми заместителей председателя 5 – миноритарии (2 тибетца, хуэец, уйгур и чжуанец). Один из 3-х заместителей председателя Госсовета (аналог кабинета министров) хуэец. Напомним, что среди 5-ти заместителей главы правительства РФ представителей этноменьшинств нет.
Вместе с тем в большинстве государственных комиссий Всекитайского комитета НПКС этнические меньшинства не представлены. Исключение составляют комиссия по делам образования, науки и техники, культуры, здравоохранения и спорта – в ней из 14-ти заместителей председателя 4 миноритарии: двое чжуанцев и двое маньчжур, и комиссия по делам национальностей и религий, которой руководит маньчжур. 9 из 14-ти его заместителей также миноритарии (тибетка, чжуанец, маньчжур, монгол, кореец, уйгур, тибетец, мяо и хуэзец). Еще в одной комиссии – по иностранным делам, один из заместителей председателя маньчжур. Вместе с тем миноритарии, впрочем, как и в РФ, не представлены в «силовом» блоке: в Центральном Военном Совете, среди военачальников Народно-освободительной армии Китая, руководителей высшего и среднего звена Верховной народной прокуратуры, Верховного народного суда.
В нижней палате российского парламента также есть комитет по делам национальностей. В его составе двое – заместитель председателя и член комитета – представляют этнические меньшинства. Однако сам комитет можно назвать одним из самых непопулярных среди депутатов, в его составе всего 8 чел. В то время как, например, в составе комитета по бюджету и налогам – 43 депутата, по экономической политике и предпринимательству – 26, по обороне – 23. В Совете Федерации профильного комитета по делам национальностей нет. Есть комитет по делам Севера и малочисленных народов, но его деятельность ограничена делами одной группы этносов. В отличие от китайского аналога, руководитель этого комитета, его заместители и рядовые члены не являются этническими представителями малочисленных народов.
В высших органах исполнительной власти Российской Федерации в отличие от китайских госструктур, миноритарии представлены мало. Рассмотрим в качестве примера правительство РФ. Среди руководителей федеральных министерств, служб и агентств на уровне первых лиц и их заместителей работают 17 представителей российских этноменьшинств. 4 из них являются министрами правительства РФ (всего 16 министерств), 5 –заместителями федеральных министров, 2-е руководят федеральными агентствами (всего в правительстве 34 агентства), 5 являются заместителями глав федеральных агентств, 1 – руководит федеральной службой (всего 34 службы). Среди глав Госкомитетов и их заместителей представителей этноменьшинств нет.
В отличие от российского правительства, в Госсовете КНР со времен Мао и до сих пор работает Госкомитет по делам национальностей. И в китайской системе госуправления ему придается особое значение. Косвенно об этом свидетельствует то, что именно этот комитет возглавляет официальный список структур Госсовета КНР. Кроме него вопросами национальной (этнической) политики в стране ведают уже упомянутая выше комиссия ВК ПКС, подобная ей комиссия создана также при ВСНП.

***

Проведенный сравнительный анализ институтов этнического представительства в российских и китайских структурах власти не претендует на исчерпывающее освещение всех аспектов этой важной проблемы, но дает представление об основных тенденциях их развития. А они таковы.
В современной России, как свое время и в СССР, сохраняется невысокая представленность миноритариев в федеральных структурах исполнительной власти и сокращение их доли в общероссийских легислатурах. Вместе с тем, на региональном уровне, в частности в большинстве законодательных собраний национальных республик сохраняется паритетное представительство основных этнических групп, которое, однако, исходит не из законодательных гарантий, а является результатом действия неформальных правил и установок, организующих политическую систему.
В КНР сравнительно высокое этническое представительство миноритариев в органах власти разных уровней закреплено де-юре. Что, впрочем, пока не дает меньшинствам возможности для выработки и принятия политических решений. Но национальные автономии КНР самостоятельны в решении социальных, культурных и целого ряда важнейших экономических вопросов. За время, прошедшее с начала экономических реформ и политики открытых дверей, среди этноменьшинств сформировался свой класс состоятельных людей, чьи интересы оказывают все большее влияние на развитие автономий и в целом на характер отношений центра с регионами. По мнению наблюдателей, современный китайский унитаризм, выражающийся в значительной власти КПК как консолидирующей идеологической организации в сочетании с растущей экономической самостоятельностью регионов и автономий, постепенно перерастает в реальный федерализм. Л. Кондрашова полагает, что современный Китай представляет собой тип квазифедерального государства, для которого свойственна неполная автономия регионов с сильной федеральной властью.
Однако было бы поспешно только на основании положительного китайского опыта делать выводы о безусловной прямой корреляция между развитием института этнического представительства и тенденцией демократизации государственного устройства. Вместе с тем любой опыт, тем более страны во многом схожей с Россией, к тому же имеющей тысячелетние традиции государственности и достигшей больших экономических успехов в условиях жесткой международной конкуренции, безусловно, достоин внимательного изучения.


к.п.н. М. Романова (Сайдукова)

впервые опубликовано в журнале “Государственная Служба” (Ethnic Representation in the Russian and Chinese Authority Systems. State Service Magazine № 3 (53) May-June 2008, Moscow: Russian Academy of State Service of the President of Russian Federation (RASS). p. 190-1919. (in Russian)



http://buryat-mongolia.info/?p=1196
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 04.05.10, 07:56 +0000     Ответить с цитатой

Колоссальная работа, было очень интересно читать, дает пищу для серьезных размышлений. По идее, именно такими серьезными научными статьями должны были бы козырять многие наши новоиспеченные кандидаты наук. А то порой бывает даже чувство гадливости, ну или недоуменное сожаление, когда читаешь какую-нить полную ерунду, например, про "триста тридцать три дополнительных непреодолимых различия между бурятскими племенами", или "тантрический секс и сойоты" и тп - и просто не понимаешь, зачем автор тратил свое (и твое) время, вместо того, чтобы писать на реально интересные и полезные темы. Призываю всех будущих и настоящих аспирантов - даже если вы не собираетесь быть научными работниками, пишите свои работы так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитую аспирантуру )))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
titli
ахамад


Зарегистрирован: Apr 11, 2005
Сообщения: 521
Откуда: Cambridge
СообщениеДобавлено: 06.05.10, 00:26 +0000     Ответить с цитатой

про тантрический секс и сойтов - это сильно)))) :lol: :roll: :lol:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Batlay
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 06, 2010
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 07.05.10, 03:46 +0000     Ответить с цитатой

не будем забывать про государственное устройство РФ - оно федеративное, в отличие от Китая - унитарное государство. Другое дело, что китайцы следуют марксистко-ленинскому учению и репрезентативности национальных меньшинств(которые меньшинства условно, учитывая численность ханьцев)
Федеративное устроиство РФ хоть и наследие ленинской национальной политики, но никогда эта политика не соблюдалась. Вспомните ербанровские заметки про "коренизацию" министерств и ведомств - она проходила с трудом и рьяная работа Ербанова по коренизации в итоге привела к его расстрелу, т.к. продвижение бурят (справедливое и противное великорусским шовинистам) было воспринято и трактовано нквдшниками как политика панмонголизма.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 07.05.10, 03:59 +0000     Ответить с цитатой

titli, с интересом жду Вашей оценки современной политической элиты Монголии, какое место в ней ( элите ) занимают Буряты, Казахи, Дербеты, Захчины, Халхи, Урянхайцы. Интересно было бы почитать и не только мне.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
gure
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 18, 2003
Сообщения: 1334
СообщениеДобавлено: 07.05.10, 04:29 +0000     Ответить с цитатой

Batlay писал(а):
не будем забывать про государственное устройство РФ - оно федеративное, в отличие от Китая - унитарное государство.


Китай отнюдь не унитарное государство, хотя бы потому, что там есть специальные административные районы - что Гонконг, что Макао, что Шэньчжэнь и некторые другие СЭЗ первой волны (Сямэнь, Хайнань и т.д.).

Это не говоря уже о национальных автономных районах (СУАР, АРВМ, ТАР), автономных уездах в южных и юго-восточных провинциях.

Административные практики, применяемые в разных регионах, могут разниться довольно существенно.

Китай, собственно, никогда и не был унитарным государством в буквальном значении этого слова. Всегда провинции, особенно южные, обладали определенной долей автономии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
titli
ахамад


Зарегистрирован: Apr 11, 2005
Сообщения: 521
Откуда: Cambridge
СообщениеДобавлено: 08.05.10, 01:42 +0000     Ответить с цитатой

Batlay писал(а):
не будем забывать про государственное устройство РФ - оно федеративное, в отличие от Китая - унитарное государство.

в отношении западноевропейских терминов в обозначение российских институтов и процессов - федерация, автономия, референдум и пр - нужно четко понимать, что они практически ничего общего не имеют с аутентичным значениями, придаваемыми этим терминам на Западе. Еще Борис Шишло, ныне французский профессор жаловался, что никак не мог своим студентам в Сорбоне обяъснить, почему республики СССР в названии которых есть слово "автономная" фактически имеют меньше прав, чем те республики, в названии которых нет этого слова. Чтобы было понятней о чем я, еще один пример терминологического абсурда: в России есть национальный вопрос, т.е. вопрос этнических или нац.меньшинств, вместе с тем есть "национальные интересы", здесь речь идет о нации в целом, включая меньшинства.
Одним словом, важно не какой термин используется, а каковы реальные политические практики. Так вот реальность такова, что отдельные богатые провинции КНР достаточно самостоятельны, другие, типа СУАРа и АРВМ имееют меньше полномочий в силу, как я это называю, презумции нелояльности. Но если сравнивать КНР и РФ, то ни одна российская область или республика не обладала, за исключением короткого периода парада суверенитетов, правами, сопоставимыми с полномочиями и автономией южных провинций Китая или например Шанхая. И даже АРВМ имеет больше экономических прав, чем приграничные Чита и РБ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 10.05.10, 16:20 +0000     Ответить с цитатой

titli писал(а):
Batlay писал(а):
не будем забывать про государственное устройство РФ - оно федеративное, в отличие от Китая - унитарное государство.

в отношении западноевропейских терминов в обозначение российских институтов и процессов - федерация, автономия, референдум и пр - нужно четко понимать, что они практически ничего общего не имеют с аутентичным значениями, придаваемыми этим терминам на Западе. Еще Борис Шишло, ныне французский профессор жаловался, что никак не мог своим студентам в Сорбоне обяъснить, почему республики СССР в названии которых есть слово "автономная" фактически имеют меньше прав, чем те республики, в названии которых нет этого слова. Чтобы было понятней о чем я, еще один пример терминологического абсурда: в России есть национальный вопрос, т.е. вопрос этнических или нац.меньшинств, вместе с тем есть "национальные интересы", здесь речь идет о нации в целом, включая меньшинства.
Одним словом, важно не какой термин используется, а каковы реальные политические практики. Так вот реальность такова, что отдельные богатые провинции КНР достаточно самостоятельны, другие, типа СУАРа и АРВМ имееют меньше полномочий в силу, как я это называю, презумции нелояльности. Но если сравнивать КНР и РФ, то ни одна российская область или республика не обладала, за исключением короткого периода парада суверенитетов, правами, сопоставимыми с полномочиями и автономией южных провинций Китая или например Шанхая. И даже АРВМ имеет больше экономических прав, чем приграничные Чита и РБ.



ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ В 1990-1994 гг.

Цитата:
И юридически, и политически союзные республики бывшего СССР и автономные республики в составе союзных находились в очень разном положении, хотя это было нелегко уловить. Создавая многоступенчатую структуру советских национально-территориальных образований, Сталин и его соратники просто не принимали в расчет юридический аспект вопроса и отводили правовым формулировкам лишь легко забываемую ритуальную роль, считая нерушимым механизм реальной унитарной вертикали власти, базирующейся на структурах ВКП(б)—КПСС и на общесоюзной индустриальной и силовой бюрократии. Но когда диктатура ослабла, а на каждом шагу стали говорить о власти Закона, приоритете права и об общечеловеческих ценностях, немедленно выяснилось, что бесспорной правовой и политической базы для сохранения Советского Союза как единого государства нет. Стало ясно, что союзные республики с созданными в них номенклатурно-правовыми системами, ограниченными в реальной власти, но структурно полностью подобными «центральной» союзной системе, склонны и в состоянии сами выступать в качестве независимых политических субъектов, по крайней мере с точки зрения формальных требований международного права. Правовая противоречивость и политическая двойственность ситуации породили в 1988–1991 гг. невиданные правовые «новации» в виде разного рода «частичных» суверенитетов союзных республик — экономического, культурного и даже экологического. В этой ситуации политики, исходя из политической конъюнктуры, часто просто жонглировали словом «суверенитет» в попытках представить обладание им то как полную независимость, то как нечто совершенно иное — притом, что на международно-правовом языке суверенитет и независимость вполне синонимичны и этот «секрет» знает каждый, кто открывал хотя бы Дипломатический словарь.
Автономные образования в составе РСФСР начиная с 1990 г. по разным причинам стали также принимать декларации о суверенитете, аналогичные принимаемым союзными республиками. Но политические возможности этих национальных автономий и их формально-правовое положение были совершенно иными, нежели у союзных республик, а значит, и реально достижимые цели в ходе «парада суверенитетов» не могли быть аналогичными. Ни в одной, даже самой организационно сильной и склонной к традициям титульного этноса автономной республике не было политической инфраструктуры, способной без значительной поддержки из Москвы контролировать ситуацию хотя бы на уровне общественного порядка. К тому же РСФСР, в отличие от СССР, не была договорной федерацией, не была формально создана «снизу» (при всем том, насколько вообще можно ориентироваться на сталинское советское право), а потому ее субъекты имели куда меньше оснований ставить вопрос о ее полном или хотя бы частичном разрушении «снизу». (Право народов на свободное самоопределение, вплоть до образования самостоятельного государства, провозглашенное в Декларации прав народов России 2(15) ноября 1917 г. и перешедшее затем в международные документы, не имеет в мировой практике стандарта реализации, и реальная политика в этом вопросе всегда базируется на сочетании произвольных решений.) Ввиду названных причин — прежде всего политического характера — внутрироссийский «парад суверенитетов» носил двойственный и гораздо более неопределенный характер, чем тот, что шел на союзном уровне.
Эта неопределенность постоянно проявлялась в том, что некоторые лидеры национально-территориальных образований России (а за ними и руководители областей и краев) сочли полезным для достижения своих куда более локальных целей, нежели обретение хотя бы на ритуальном уровне государственной независимости, выступать в двойном качестве: независимом от России и включенном в Россию, в разных ситуациях подчеркивая то одно, то другое. Руководство же России, будучи заинтересованным в политической поддержке со стороны всех тех территорий, которые оно привыкло называть «субъектами Федерации», а также будучи уверенным в своей способности при необходимости с успехом надавить на них, не предприняло никаких шагов для того, чтобы установить более внятную и вместе с тем не упрощенную, не ведущую к потрясениям систему взаимоотношений с этими сильно отличающимися друг от друга территориями.
Президент СССР М.С.Горбачев не был готов к тому, что процесс политической дезинтеграции Советского Союза становится неизбежной реальностью, и вел себя крайне противоречиво, допустив ряд серьезных и трагических ошибок. Фактически он стал инициатором применения силы против населения в тех регионах СССР, где уже успели созреть мощные центробежные движения. Напротив, Б.Н.Ельцин быстро и уверенно нашел общий язык с лидерами союзных республик и сумел использовать политический альянс с ними для укрепления влияния «российской» Москвы и собственного статуса реального государственного руководителя. В сложившихся условиях «союзный центр» не препятствовал проявлениям «внутрироссийского» сепаратизма, так как видел в этом противовес резкому усилению позиций Ельцина и правящих кругов других союзных республик.
С.М.Шахрай (в то время главный консультант Б.Н.Ельцина по правовым вопросам политики) обосновал теоретическую схему противостояния двух центров власти в Москве (союзного во главе с Горбачевым и федерального российского во главе с Ельциным), которую приблизительно можно выразить формулой: «целостность России против целостности Союза». Шахрай считал, что Советский Союз может и должен распасться и что это та жертва, которую следует принести ради сохранения целостности Российской Федерации.
Возникшая коллизия наиболее резко, в сравнении с другими территориальными и национально-территориальными образованиями в составе РФ, проявилась в Чечне, хотя на пороге 90-х гг. это была всего лишь часть одной из самых политически незаметных российских «автономий» — Чечено-Ингушской АССР, а главным источником потенциальной внутрироссийской национально-региональной «фронды» выступал Татарстан. Чечено-Ингушетия, по крайней мере внешне, не без оснований считалась чуть ли не самой советской из всех советских автономных республик. Никто не заметил, что там десятилетиями развивался своеобразный культурный и политический андеграунд.




http://www.memo.ru/hr/hotpoints/CHECHEN/ITOGI/Index2.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
titli
ахамад


Зарегистрирован: Apr 11, 2005
Сообщения: 521
Откуда: Cambridge
СообщениеДобавлено: 10.05.10, 20:38 +0000     Ответить с цитатой

спасибо, очень иллюстративный фрагмент)))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 18.06.10, 05:55 +0000     Ответить с цитатой

Современное политбюро без национального акцента

09.06.2010 17:28
Олег Кусов
Кто бы вошёл из российских руководителей в политбюро, если бы оно существовало сегодня? В последнем советском политбюро заседали 24 человека. Представим себе 24 человека, находящихся сегодня наверху властной вертикали России. Президент, премьер, оба спикера, секретарь Совета безопасности, министры иностранных дел, обороны, безопасности, московский градоначальник (согласно советской градации), главы администраций президента и правительства…

Далее по степени сегодняшнего влияния во власти: два первых вице-премьера и два-три просто вице-премьера, министр транспорта, финансов, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям. Нельзя упустить из виду генсека партии «Единая Россия», главу думской фракции правящей партии, главу «Газпрома», ну и кого-нибудь из сферы культуры, скорее всего, Никиту Михалкова. Вот эти люди и могли бы составить современное российское политбюро. От коммунистического оно отличалось бы главным образом средним возрастом его членов. Но есть ещё довольно существенное отличие. В коммунистическом политбюро образца 1991 года заседали 14 представителей национальных республик, из них 4 кавказца. При том, что национальная политика СССР в целом была, если называть вещи своими именами, формально-разрушительной. Национальное представительство во власти само по себе никаких серьёзных проблем, конечно, не решало, ибо у коммунистической номенклатуры, как правило, национальности не было.

И всё же присутствие представителей национальных республик в высшем органе советской власти – это факт. А в современное «политбюро» не вошёл бы ни один из президентов российских республик (если говорить о степени их сегодняшнего влияния на внутрироссийские процессы). Сергея Шойгу за представителя национальных окраин выдать сложно. Получается, что в современной России нет национальной политики даже формальной. Более того, и на других этажах федеральной властной вертикали не просматриваются представители, например, кавказских или поволжских народов. Даже руководить сверхсложным северокавказским регионом России поручили человеку, который если и бывал здесь раньше, то, скорее всего, лишь на отдыхе. Советские национальные просчёты стали одним из факторов развала государства. Что же тогда ждёт Россию, которая и вовсе не думает об этом?


Read more: http://www.svobodanews.ru/content/blog/2066575.html#ixzz0rC2CMKWY
Under Creative Commons License: Attribution
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
ChimitD
ходо байгша


Зарегистрирован: Nov 29, 2009
Сообщения: 429
Откуда: Родился в Алма-Ата, Вырос в Улан-Удэ, живу в Якутск....... умру на Северном Полюсе???
СообщениеДобавлено: 18.06.10, 12:07 +0000     Ответить с цитатой

Рашид Гумарович Нургалиев
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 19.06.10, 09:49 +0000     Ответить с цитатой

Раша сильнее в краткосрочном аспекте...
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 21.09.10, 04:21 +0000     Ответить с цитатой

Политолог Игорь Бутаев: взгляд на проблему Кавказа и панмонголизма


40-летний Игорь Бутаев недавно защитил кандидатскую диссертацию по политологии и скромно относит себя к «молодым ученым», которым «несть числа».
Однако для Бурятии он личность уникальная. Не встретишь еще одного политолога, у которого за спиной не один десяток лет военной службы, звание подполковника серьезной силовой структуры и боевой опыт службы на Кавказе.
За тему своей новой научной работы о развития сепаратизма в национальных районах Китая (Синьцзян, Тибет и Внутренняя Монголия), держа в уме аналогичные проблемы, существующие в современной России, Игорь Бутаев взялся в непростое время.

<...>

Цитата:
По мнению Игоря Бутаева, все проблемы Китая связаны, с одной стороны, с распространением национализма в среде нацменьшинств, а с другой, со вновь возникшим там интересом к идеям панисламизма, пантюркизма и панмонголизма. Все эти проблемы имеют место и в России. Большая часть нерусского населения в стране является тюркоязычной. Лидеры пантюркистского движения сегодня в сферу своих интересов включают не только тюрков (ряд кавказских народов, татар, башкир, казахов и сибирских тюрков), но и монголо-маньчжурские народы. Пантюркисты, например, считают, что Чингисхан это их народный герой. И география турецких лицеев захватывает Бурятию и Монголию.
– Как и в Китае, в нашей стране все большее распространение получают идеи панисламизма, – считает Игорь Бутаев. – Среди экстремистов, участвующих в вооруженной борьбе на Кавказе, помимо национализма, большую роль играет религиозный исламский фактор. Терроризм остается одним из методов политической борьбы и пантюркистов, и панисламистов.
Кроме того, в России имеется относительно спокойное буддистское население, исторически связанное с тибетским ламаизмом, изучаются труды Цыбена Жамцарано и других идеологов панмонголизма. Я считаю, у России и Китая в отношении нацменьшинств проблемы во многом схожи. И нам можно использовать китайский опыт их разрешения, проявляющийся, в частности, в изменении национального представительства в органах власти автономных районов в пользу нацменьшинств. Например, доля представительства нацменьшинств во властных структурах Китая постоянно растет, при том что в национальном составе Китая они составляют лишь 7%, в то время как в России все наоборот. Национальные меньшинства у нас составляют более 20% населения, а доля их представительства в структурах власти неуклонно уменьшается!


<...>


http://newbur.ru/news/documents/1734
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Barkas
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Feb 04, 2006
Сообщения: 1412
Откуда: чужбинa
СообщениеДобавлено: 21.09.10, 07:09 +0000     Ответить с цитатой

в Китае нацменам дают много поблажек, простой пример из моего университета, учатся со мной нацмены, по секрету узнал, что им всем завышают баллы, потому что "так надо". С другой стороны в долгосрочной перспективе нацменам это не на руку, привыкнут к нахлебничеству, расслабятся, а в жизни закон джунглей самый первый
_________________
Имея ради чего жить, становится не так важно как жить...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 28.12.10, 01:37 +0000     Ответить с цитатой

Сравнительные характеристики РФ и КНР в области этнополитики
Этническое представительство в России и в Китае

Цитата:
В нижней палате российского парламента также есть комитет по делам национальностей. В его составе двое – заместитель председателя и член комитета – представляют этнические меньшинства. Однако сам комитет можно назвать одним из самых непопулярных среди депутатов, в его составе всего 8 чел. В то время как, например, в составе комитета по бюджету и налогам – 43 депутата, по экономической политике и предпринимательству – 26, по обороне – 23. В Совете Федерации профильного комитета по делам национальностей нет. Есть комитет по делам Севера и малочисленных народов, но его деятельность ограничена делами одной группы этносов. В отличие от китайского аналога, руководитель этого комитета, его заместители и рядовые члены не являются этническими представителями малочисленных народов.
В высших органах исполнительной власти Российской Федерации в отличие от китайских госструктур, миноритарии представлены мало. Рассмотрим в качестве примера правительство РФ. Среди руководителей федеральных министерств, служб и агентств на уровне первых лиц и их заместителей работают 17 представителей российских этноменьшинств. 4 из них являются министрами правительства РФ (всего 16 министерств), 5 –заместителями федеральных министров, 2-е руководят федеральными агентствами (всего в правительстве 34 агентства), 5 являются заместителями глав федеральных агентств, 1 – руководит федеральной службой (всего 34 службы). Среди глав Госкомитетов и их заместителей представителей этноменьшинств нет.
В отличие от российского правительства, в Госсовете КНР со времен Мао и до сих пор работает Госкомитет по делам национальностей. И в китайской системе госуправления ему придается особое значение. Косвенно об этом свидетельствует то, что именно этот комитет возглавляет официальный список структур Госсовета КНР. Кроме него вопросами национальной (этнической) политики в стране ведают уже упомянутая выше комиссия ВК ПКС, подобная ей комиссия создана также при ВСНП.


http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=20228





Президент России на Госсовете обозначил жесткие ориентиры в национальной политике страны.
Владимир Путин показал себя сторонником самых жестких мер


Цитата:
- Пресекать жестко, церемониться с ними не надо! - заявил Медведев. - У преступников нет национальности. Надо их изолировать и наказывать, не вдаваясь в тонкости этнографии и социологии, не разделяя на уровень близких и чуждых.
Президент подчеркнул, что для России межнациональные конфликты смертельно опасны и если отпустить ситуацию, в стране действительно могут сбыться самые пессимистичные сценарии, которые в 90-е расписывали западные специалисты по СССР. Главный посыл президента был в том, что работать нужно с каждым конкретным человеком, оказавшимся впутанным в межэтнические разборки, однако после погромов в Москве, как это обычно принято, создавать новые органы наподобие советского министерства национальностей не будут.
- Напомню, что деятельность подобной организации в прежней жизни никогда чем-то выдающимся не отличалась и не была особо эффективной, - пояснил Медведев. - Мы не будем создавать новых структур, нечего плодить новых бюрократов, начальников с мигалками. Браться за эту работу надо самим, всем, кто присутствует в этом зале, - обратился президент к губернаторам.


http://lifenews.ru/news/47877
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Ниигэм улас түрын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru