BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Древние протобуряты Египта - Ханаана
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 57, 58, 59, 60, 61, ...112, 113, 114, 115, 116  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Буузын зугаа
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 08.08.18, 09:03 +0000     Ответить с цитатой

смотрите внимательно халаты, головные уборы, и т.д. наши бурятские!!!

Вот ещё ойрад-буряд с длинным копьём всё как было описано у историков - это самое грозное оружие ближнего боя!!!

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 08.08.18, 09:11 +0000     Ответить с цитатой

вот зуунгар буряад-ойрад в нашем халате и с шапочкой стоит со своим копьём

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 08.08.18, 09:35 +0000     Ответить с цитатой

вот зуунгарский конный караул ойрад-буряад.


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 08.08.18, 09:44 +0000     Ответить с цитатой

вот идёт подготовка к боевой операции, по отражению китайцев. Наши родные ойрад-буряад все в традиционных бурятских остроконечных шапках. Наши прадеды воины, герои степей!!!

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 08.08.18, 09:49 +0000     Ответить с цитатой

вот наши прадеды смотрят на вас их потомков! В их глазах укор нам всем - эх забыли нас наши правнуки!!!

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 09.08.18, 13:31 +0000     Ответить с цитатой

интересная информация от форумчанки из Феесбука. По причине особой гласности и необычности этой информации мы её фамилию - автора здесь писать не будем.

Историческая драма привела Алтай в объятия Российской империи. Основные военные действия джунгаро-китайской войны прекратились в 1759 году, и с политической карты Азии исчезло государство, существовавшее полторы сотни лет. Основная часть Джунгарии вошла в состав Цинской империи.






Донесения цинских чиновников свидетельствует: за 1755-1759 годы уничтожено свыше миллиона человек.






Уже осенью 1755 г. 18 алтайских
зайсанов писали прощение на письменности тодо бичик, которой пользовались все ойраты (в том числе и калмыки) о вхождении в состав Российской империи, но с ответом русские власти медлили. В результате чего цинские отряды присоединили к себе Туву, дошли до долины Беш-ичи современного Шебалинского района и установили там приграничные столбы. В связи с этим часть населения ушла на восток к западным бурятам, образовав среди них несколько родов – зунгар, дурлай, курумчи. Группа из 7 тыс. человек перешла на севере российскую границу и осталась жить в районе Горной Шории и Хакасии. Сегодня, ихними потомками среди хакасов считаются представители рода – хобый и пилтир.
Тобоева Е.Н. Учение из глубины веков. - Горно-Алтайск, 2014. С. 131].
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 10.08.18, 23:32 +0000     Ответить с цитатой

теперь начнём выяснять, исследовать, какими путями наши ара-хара монголы, ойрад-буряд пришли и влились в наши основные крупные племена!

Отследить их пути ветви - исход из Египта, из Месопотамии, с ближнего Востока, в центральную Азию в среднюю Азию и далее к нам. Цель та же, найти точную, доказательную нить ведущую от древнего нашего протонарода из тех далёких от нас земель Египта и Месопотамии к нашему разноликому народу)).

Будем цитировать крупных бурятских учёных-востоковедов этнографов и известных бурятских публицистов.

Прошу обратить особое внимание! После их фраз, показавшимися нам наиболее интересными, мы станем параллельно их авторскому мнению, в своих скобках, вставлять свои догадки и гипотезы!!

Надеюсь, что такие "параллельные мнения" доведут до вас уважаемые наши читатели много нового, интересного, и в некоторых случаях необычного!

Скажем так новый вариант на историческую картину - пища для вашего пытливого ума!!!

следует,
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 11.08.18, 00:20 +0000     Ответить с цитатой

Автор: Евгений Хамаганов



Три бурятские этнические группы, возможно, имеют одни исторические корни. От одной матери – Хун Шубуун хатан.
Рассматривая бурятский вопрос о родоплеменном или территориальном делении, следует не забывать о том, что по сути, уже к XX веку, «благодаря» политике русской администрации, начал складываться принцип «землячеств». В переписи 1898 года указываются рода бурят по территориальному признаку – от бурят балаганских и аларских до джидинских и агинских.

Вместе – от Закамны до Алари

Территория эта считается основным ареалом расселения хонгодоров, хотя помимо них, находясь в родстве, но не смешиваясь, жили другие рода, или колена родов. В частности, булагатские хурхуты, перешедшие с территории нынешнего Ольхонского района Иркутской области. Они жили у Байкала, о чем свидетельствует местность Куркут у залива Усть-Анга.

Ответвлением булагатов Н.П.Егунов и ряд историков также считают рода бурюуха, тэртэ, сайгут, hойhо, шаранут, хотя, впрочем, Егунов и самих хонгодоров записывал в булагатское колено. Но, скажем, согласно легендам рода тэртэ, они бежали из Монголии во главе с Торой бодон хошучи во времена войны 1688 (и 33 года после падения ханства Зуунгар) года.

Среди представителей родов, примкнувших к «большому племени» хонгодоров, тэртэ считаются вторыми по численности.

С определенной уверенностью можно сказать разве, что рода уряанхай, наймангут и хотогойт точно не относятся к местным, так как первые пришли с Тывы, осколки народа некогда могущественного Найманского ханства были рассеяны вплоть до нынешнего Осинского района Иркутской области. Немного сложнее с родом хотогойт, поскольку в документах русских и преданиях хонгодоров он не упоминается. Возможно, это осколок монгольских хотогойтов, из той же местности в Прихубсугулье, откуда ушли хонгодоры, и пришедший в Тунку и Закамну немного позднее.

И куда сложнее дела обстоят с наиболее многочисленной группой, которая жила в Приангарье до хонгодоров – шошолоками.

Разные рода от одного корня?

Ранее мы уже упоминали, что именно шошолоки приняли на себя удар войска Сухор-нойона. Любопытно, что среди территориальных групп тункинских и закаменских бурят упоминается и род соохэр, очевидно – из потомков того бесславного похода.

Само слово «шошоолог», вероятно, происходит от термина «шошохо» - впасть в оцепенение от внезапного испуга. Остается только гадать, чего они так испугались. Может, другого племени, от которого они ушли и спрятались на окраине монголосферы?
Шошолоки имели с хонгодорами довольно тесные связи, в то же время, не причисляя себя к ним. Русские документы также говорят о том, что «цысолики» в момент строительства Иркутского острога выделялись от хонгодоров. Но являлись ли они пришлым родом, или тоже, в свое время, отделились от общего прарода?

Еще в «Сокровенном сказании» говорилось об обряде раздела рода, когда ломали родовой котел, и разбирали куски, говоря – теперь мы разделились, как он, и никогда не соединимся, как и эти части.

Так, в свое время, Есугей-баатар выделился в самостоятельный ураг – Кият-борджигин, что позднее стало одной из причин ухода тайчиутов от Оэлун-эхэ. Вероятно, так в свое время разделились предки хонгодоров и шошолоков. Тем не менее, ряд историков настаивает на том, что этот род не имеет вообще никакого отношения к хонгодорам, и выводят из то ли из Джунгарии, то ли с Саяно-Алтая (а вот возможная доказательная нить из ханства Зуунгар буряад-ойрад ара-хара монголов, далее будем отслеживать этот род или племя).

Почему же мы уделяем столь много внимания, казалось бы, довольно немногочисленному роду? Дело в том, что ныне шошолоки и хонгодоры живут на одном и том же пространстве, от Закаменского до Аларского районов.

Дети одной матери

Известно, что в старые времена, шошолоки всегда были почетными гостями на родовых празднествах хонгодоров, менялись женами, и вообще ни в одном предании не говорится о каких-либо склоках и вражде между теми и другими.

Г.Р. Галданова пишет: «Белая птица - исконный тотем тюрков» являлась прародительницей шошологов, поэтому возможно предположить их тюркское происхождение». (Г.Р. Галданова пишет на наш взгляд довольно верно!)
Довольно странный вывод, учитывая то, что «белую птицу» можно найти гораздо ближе по расстоянию и времени, нежели чем у древних тюрков, у которых, впрочем, главным тотемом был волк. Разумеется – у хонгодоров, поклоняющихся матери-лебеди. Шошолоки так же поклонялись Шаргай-нойону, Буха-нойону (возможно эта зацепка Огуз по-туркменски бык, буха-по-бурятски бык, видимо эта нить к Огуз Хану - Модэ основателу Хунну), но первоначальным был, на что стоит обратить внимание – это, разумеется, культ Хун Шубуун хатан.(автор естественно эту точку зрения будет воспринимать в штыки, не зная всю предысторию)

В свою очередь, все это не то, чтобы подталкивает – бросает хонгодоров и шошолоков в объятия племени Хори. И туда же, в кучу –монгольских хонгиратов, род первой жены Чингис-хаана Борте-учжин.

Как отмечает О.А.Шагланова, особенностью шаманизма тункинских бурят, как религиозного института, является процесс его развития на основе архаичных религиозных представлений, содержащих различные этнические черты.

Насколько же далеко уходит эта архаика? И как соотносятся корни «хор» и «хон» в далекой истории этих родов и племен?

В преданиях шошолоков говорится о трех братьях – Хори, Хонгодоре и Шошолоке. Как отмечает Б.З.Нанзатов, один из «коренных» хонгодорских родов – тайбжан, также имеет название сагаан, что, разумеется, ведет к мысли о возможном сопряжении с хори-бурятским родом, ведущим начало от Сагаана, сына Хоридоя.

следует
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 11.08.18, 01:19 +0000     Ответить с цитатой

Автор: Сергей Басаев

Последний правитель Джунгарского ханства был похоронен на территории Бурятии.

Буддийская община "Ак Буркан" (Белый Бурхан) из Горноалтайска (Республика Алтай) весной 2018 года проведет в окрестностях села Новоселенгинск (Бурятия) молебен, посвященный хану Амарсане, последнему правителю Джунгарского ханства, которое существовало в Западной Монголии до середины XVIII века и было уничтожено маньчжурской Цинской империей.

Молебен пройдет рядом с историческим местом расположения Селенгинского острога, где, по мнению историка-краеведа из Улан-Удэ Эдуарда Демина, был захоронен последний хан Джунгарии Амарсана (рус. Амурсана, алт. Амыр Санаа). В ходе ритуала участники молебна, члены общины "Ак Буркан" и ламы Буддийской традиционной сангхи России установят на этом месте сакральный символ ханской власти - сульдэ хана Амарсаны (Амыр Санаа Хана) и совершат поклонение ему.

Как сообщил представитель общины "Ак Буркан", лама-астролог Агинского дацана БТСР Арам Кыпчаков, этот сакральный предмет (сульдэ) сохранялся до наших дней на Южном Алтае в семьях алтайцев, передаваясь как реликвия из поколения в поколение. Несколько лет назад он был обнаружен и приобретен у местных жителей историком Василием Ойношевым, руководителем Агентства по культуре и историческому наследию республики Алтай. Учёный передал сульдэ общине "Ак Буркан".

Сульдэ сейчас представляет собой навершие боевого знамени (тууга) ханского войска. Сам тууг (знамя) состоял из деревянного древка, бунчука из конского волоса, полотнища из шелка и металлического навершия в виде острия. До настоящего времени сохранилась только металлическая часть - сульдэ, являющееся символом ханской власти. Оно считалось хранилищем духа правителя (хана), военачальника.

Для буддистов Республики Алтай "сульдэ Амыр Санаа Хана" является священной реликвией. Напомним, что еще в конце XIX - начале XX века, в период освобождения Внешней Монголии (в дальнейшем - Монгольского государства, МНР) от господства империи Цин, в религиозной среде Западной Монголии, китайского Синьцзяна и на российском Алтае были широко распространены эсхатологические ожидания "возвращения" хана Амарсаны.

По народным представлениям, этот потомок последнего правителя Джунгарии Амарсаны (Амыр Санаа Хана) должен был возродить свое могущественное государство и защитить западных монголов-ойратов (торгутов, дербетов, хошутов, олетов), уйгуров, казахов и сибирских тюрков (алтайцев-ойротов, енисейских киргизов и др.) от Цинского Китая. Тогда в 1904 году на Южном Алтае (совр. Республика Алтай) появилось религиозное движение бурханизма, сочетавшее в себе элементы традиционной добуддийской религии алтайцев (веры в "белых бурханов") и буддизма.

В настоящее время буддийская община "Ак Буркан" (Белый бурхан) признает авторитет поклонения "сульдэ Амыр Санаа Хана" и намерена совершить первый подобный молебен на территории Бурятии.



Историческая справка

Амарсана (1722-1757) - монг. ᠠᠮᠤᠷᠰᠠᠨᠠᠭᠠ, последний правитель Джунгарского ханства (1755-1757 гг.), лидер монгольского освободительного движения.

В 1755 году западно-монгольский (ойратский) нойон Амарсана (Амурсана, Амыр Санаа), соперник джунгарского хана Дабачи, сначала с помощью цинской армии сверг Дабачи и занял трон правителя Джунгарии, а затем сам возглавил антиманьчжурское народное восстание. Целью восстания было объединить Джунгарию (Западную Монголию) и Халху (Восточную Монголию) и освободить их от ига империи Цин.

В 1756-1757 годах хан Амарсана вел активные военные операции против маньчжуро-китайского вторжения на территорию Джунгарского ханства. В ходе вторжения происходил геноцид западных монголов (ойратов), которые вырезались китайской армией поголовно.

В результате лишь 1/10 часть ойратов, основного населения Джунгарского ханства, спаслась от геноцида. Большая их часть (10 тысяч кибиток) с боями пробилась на Волгу и вошла в состав Калмыцкого ханства, вторая часть ушла на юг в Афганистан, Бадахшан и Бухару, где ойраты были приняты местными правителями на военную службу и впоследствии приняли ислам, третья - на север. Там с 1948 года эти ойраты стали называться алтайцами.

Летом 1757 года отряды Амарсаны-хана потерпели ряд поражений от цинской армии, многократно превосходящей их по численности, а сам лидер освободительного движения монголов бежал в Россию. Сначала в Семипалатинск, а затем в Тобольск, куда он был отправлен к сибирскому губернатору. В Тобольске последний правитель Джунгарии умер от оспы в сентябре 1757 года.

После смерти Амарсаны (Амурсаны) правительство в Пекине потребовало выдачи его тела, в чем русскими властями было отказано. В конце 1757 года тело было доставлено на границу с Китаем в Кяхту, где представители цинских властей опознали его и удостоверились в том, что их опасный враг мертв. Тело хана Амарсаны было захоронено на территории современной Бурятии, в окрестностях Селенгинского острога (Старого Селенгинска).

https://www.youtube.com/watch?v=TweAEupGv68
http://asiarussia.ru/news/19397/

следует,..
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 11.08.18, 03:08 +0000     Ответить с цитатой

Посмотрите, это наши прабабушки западные монголки - ойратки спасшиеся на Алтае от массового уничтожения цинами - фашистами в нашем ханстве Зуунгар!!!!

Хорошо видно, что их одежда сильно изношена вся практически в дырах и испытывают сильнейшую нужду.



Большинство учёных, калмыков, алтайцев, хакасов, бурятов, все пишут, что было уничтоженно свыше 1 000 000 ойрад, нашего родного народа!!!!

Сейчас, становится понятным, что не все буряты могут причислить себя к западным монголам - ойратам!!! В основном южные буряты и часть иркутских бурят могут себя осознавать потомками ойратов!!!


Последний раз редактировалось: Ханаанеец (11.08.18, 14:58 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 11.08.18, 14:14 +0000     Ответить с цитатой

рассмотрим других южных бурят которые возможно относят себя к ойрад-монголам к ара-хара монголам пришедшим с запада в Бурятию из Великой Степи!!!

Из истории расселения сартулов в Джидинской долине.

Корпушкеева Оюна, 10кл.,Алцакская с.ш. Джидинского района


История каждого народа, большого и малого, представляет собой уникальную общечеловеческую ценность, которая достойна бережного хранения, глубокого изучения и осмысления.
В последние годы историки пытаются проследить историю одной из составляющих бурятского народа – селенгинских бурят. Их родо-племенные отношения начали складываться во второй половине 17 века из представителей монгольских и бурятских родов.
В исторической литературе мы находим много материалов о 4-х основных племенах, составивших основу бурятского народа –
булагатах, хоринцах, эхиритах, хонгодорах. Эти четыре названия – племенные, а «селенгинцы» – наименование не этническое,а географическое, территориальное, объединяющее племена, роды, группы бурят разного происхождения. Под селенгинскими бурятами подразумевается часть бурятского народа, проживающая в течении последних трех столетий по левому берегу р. Селенги, выше города Улан-Удэ, по рекам Чикой, Темник, Джида.

Во второй половине 17 века,(время падения нашего ханства Зуунгар) большие группы монгольских племен, бывшие подданные Сайн-хана, Сэцэн-хана, Тушету-хана во времена феодальной раздробленности, перешли на север и закрепились на этой территории. Селенгинские буряты состоят из выходцев 8 западных ( найман баруун) родов Монголии и 6 восточных (зуун зургаан) родов Добайкалья. К 8 западным родам относятся сартулы, которые в 1630 году самыми первыми перебрались сюда, убегая от маньчжурских притеснений (настоящий ГЕНОЦИД). О переселении сартулов есть много легенд. Вот одна из них : к побегу готовились долго и тайно. Наконец, в одну из ночей двинулись в путь, оседлав коней задом наперед. Таким образом, они обманули астрологов, которые смотрели в свои зеркала ( « толи»), и видели , что беглецы возвращаются назад, а не уходят вперед. Поэтому за ними сразу и не была отправлена погоня. Первые сартулы расселились по побережью реки Джиды и ее притокам. В родословных записях наших односельчан повествуется о том, что предки прибыли сюда из окрестностей Лунной горы ( Сарата уула) и свое племенное название « сартул» они связывают с названием этой горы.
В научной литературе часто встречаются противоречивые высказывания о происхождении сартулов. Впервые в исторической хронике термин « сарт», « сартагул», « сартогол» встречается в послемонгольский период у Рашид-ад-Дина, П.Карпини, на известном « Чингисовом камне», у средневекового поэта и историка А.Навои.
Во второй половине 19 века был высказан ряд противоречивых мнений по поводу происхождения слова «сарт». Одни ученые считали сартов народом арийского происхождения (индоевропейского) с примесью монгольской расы, т.е. потомками переселенцев из Персии, вывезенных на территорию Средней Азии и Монголии в эпоху войн Чингис-хана. Это были в основном искусные ремесленники, ученые, строители. Другие полагали, что сарты - часть автохтонного населения Средней Азии, третьи, в частности, Г. Потанин, называли сартов «динлинами», ушедшими в Центральную Азию. Некоторые ученые понимали под словом « сарт» исключительно тюркизированную часть местного оседлого населения Ферганы и под «сартским» языком подразумевали преимущественно тюркский. Грум-_Гржимайло писал ,что « под
именем сартагол, сартагул, сартол у монголов эпохи Чингис-хана подразумевались жители обоих Туркестанов» и что « пленные, уведенные в Монголию, вероятно, и образовали там эту народность, получившую данные названия». Эту версию подтверждает предание о том, что некогда сартулы жили около Бухары (там и сейчас есть местность под названием Сартул ). Эту же версию поддерживал и наш великий земляк, первый бурятский ученый Доржи Банзаров.
Дальнейшая судьба взятых в плен сартулов связана с Монголией и Россией. Часть сартулов в 17 веке бежала в Забайкальскую область, где и поселилась, часть осталась жить в долине Дзабахан ( Монголия). В Забайкалье, по архивным документам, они числились то монголами, то бурятами, то тунгусами. По всему видно, что, сартулы, живущие в разных районах Забайкалья, составляли некогда единую этническую монголоязычную группу. На такое единство указывают работы исследователей, обнаруживших у сартулов один из сохранившихся древних среднеазиатских мусульманских обычаев – не употреблять в пищу кровь. Этот обычай до последнего времени сохранился только у сартулов и отличал их от всех других монгольских племен. У нас в деревне живут представители рода «Зээрдэ азарган» ( соловый жеребец), пожилые мужчины этого рода не употребляют в пищу кровь и у них есть своя легенда о происхождении рода :



Легенда о происхождении рода Солового жеребца племени
сартуулов.
Светлый хан Самаргаан во время войны Галдан Бошогто, возвращаясь на родину, остановился в гостях у богача Доржо, отца Дошонхо, и собираясь поесть кровяную колбасу (шуhа), упустил своего солового жеребца. Долго он искал и гонялся за ним , и наконец поймал своего солового коня в местности Бурада, где тот застыл, как вкопанный.
Когда Доржо поймал своего жеребца, говорят , он молвил так: « Из поколения в поколение запрещаю сыновьям своего рода есть кровяную колбасу, а есть ее могут только женщины». И вправду, до недавних пор мужчины этого рода не ели кровяную колбасу, когда забивали скот и никому не давали.
В 1633 году группа представителей этого рода явилась к иркутскому губернатору с просьбой о том, чтобы русский царь («сагаан хаан») взял их ( сартулов) под свою защиту. В ответ им сказали – сами найдите земли и обживите их. Через устье Убэр Зоохэй Атаган переплыл реку Селенгу на западную сторону Боргоя и обосновался на берегу озера. Род сартулов , табангутов остался в степи Ичетуя. Из этой группы один из 3-х сыновей в поисках родного уголка дошел до местности Хамни Шабарта, где и обосновался. Позже он говорил, что отыскал именно тот уголок с красивой природой и горной местностью.
Этот сартул Бужаган из рода Солового жеребца обосновал здесь своих 7-х сыновей. Трое сыновей остановились в Алцаке, в местностях Очир, Дабаан, Хунды, Эрлэн-Дабаан, а остальные четверо сыновей, согласно легенде, остались в Бургултае, Гэгэтуе, Ичетуе и Верхнем Торее.
( записано со слов Базарова Б.Б., февраль 1990 г.)

Мы, алцакцы, гордимся тем, что у нас в деревне жил человек, который бережно хранил историю своих предков. Это Буянтуев Олзо Ринчинович. В годы забвения, когда все национальное, старинное не хранилось, не изучалось, он по крупицам собирал историю своего села. По натуре и складу ума, Олзо Ринчинович был настоящим исследователем, ученым, философом. Свидетельство этому – его по-настоящему научный труд « Родословная жителей села Алцак, история их жизни с древнейших времен».Для написания своего труда, он использовал различные документы , хроники ( домог), легенды, рассказанные старожилами, исторические документы на монгольском, тибетском языках. Главным образом, он скрупулезно прослеживал историю каждой семьи, выяснял , к какому роду они относятся. В результате выявились 9 родов, проживающих в Алцаке. Олзо Ринчинович обнаружил, что предки 8 родов из 9 ( кроме рода «алагуй» - выходцев из Добайкалья) являются выходцами из Монголии.
Благодаря работе Буянтуева О.Р. мы не стали Иванами, не помнящими родства, сейчас каждая семья в Алцаке знает свою родословную, свои корни. Опираясь на труд Олзо Ринчиновича, мы продолжаем изучать родословные других семей, приехавших на жительство к нам. Сегодня у нас проживают представители 24 разных родов, выходцев из Монголии и Добайкалья.
В окрестностях Алцака проходит часть Игумновского тракта. В 1834 г. известный кяхтинский купец Н.М. Игумнов подал царскому правительству прошение на прокладку через Хамар-Дабан
частной дороги и принял первоначальные расходы на свой счет.
В 1871 году правительство узаконило право кяхтинских купцов на владение новой дорогой от Кяхты до Байкала. Несмотря на тяжелые географические условия, из-за чего на сооружение тракта было потрачено много средств, «игумновская дорога» была все же построена. По ней ездили многие десятки лет, пока не была построена новая дорога. По этой дороге представители монгольских родов, наши земляки провожали Доржи Банзарова ( первый бурятский ученый) в Иркутск, встречали в 1891 г. на станции Мысовая наследника российского престола Великого князя Николая. До сих пор сохранились остатки бревенчатых настилов игумновского тракта в болотистых местах Ара Алцака и Темника.
С 18 века часть джидинских бурят была занята на охране государственной границы и поэтому была причислена к казачьему сословию. Благодаря усилиям русского дипломата Саввы Рагузинского в 1727 году был заключен Буринский договор, установивший границу между Россией и Монголией. Первоначально казаки- буряты несли службу без огнестрельного оружия, имея лишь
луки и стрелы. Только при генерал-губернаторе Муравьеве –Амурском, буряты-казаки были приравнены в штатах и вооружении к русскому казачеству. Начало официального бурятского казачества относится к 1764 году. Сенат учредил 4 бурятских конных казачьих полка: Ашабагатский, Цонгольский, Атагановский и Сартульский.
Главным атаманом Бурятского казачьего войска был назначен зайсан Ашабагатского рода Цырен Бадалуев, который на этом посту находился 38 лет. В ашабагатском полку начинал свою службу дед Доржи Банзарова – Боргон. Его сын Банзар, отец Доржи, служил пятидесятником шестой сотни Ашабагатского полка.
Казаки нашего полка несли караульную службу в Харацае. Служба была очень трудной и обременительной для семьи. Семья должна была полностью снарядить сына для службы : полное воинское обмундирование на 4 года службы, хороший конь со снаряжением ,шпага. Для этого надо было сдать государству 10 рублей - по тем временам это были очень большие деньги. Иногда на службу родственники или односельчане –казаки сообща снаряжали казака.
С 1861 г. провели разделение земель между казаками и оседлым населением, по правому берегу речки Алцак стали жить казаки, а по левому берегу – оседлое. Казаки получали участки земли с 18 лет, а оседлое население – с рождения. Женщинам наделы земель не выделялись. На своих участках земли и казаки, и оседлые строили свои дома, а в летнее время жили на летниках.
Нередко были споры между братьями, родственниками из-за земельных участков, и на многие годы они теряли дружеские отношения.
Среди моих земляков было много образованных людей, они работали в дацанах, в Селенгинской Степной Думе.
Я являюсь представителем рода сартуул хачинууд , его представители прибыли в Алцак из Монголии через Тамчу, некоторые из них, в т.ч. и мой прадедушка несли караульную службу.

очень хорошая работа. ухааты бэрхэ басаган байгаал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 11.08.18, 15:16 +0000     Ответить с цитатой

вот эта статья наиболее конкретна и даёт нам понять, что сарты именно то что мы ищем - производные нашего народа из Наян-Наваа из Месопотамии!

Я слышал что у входа в Нац. парк Алханай, что в АБАО, есть отрывок из летописи, в котором упоминается о порабощении Сартульских племен войсками Чингисхана, из которого следует, что племена сартулов проживали в Ср. Азии и по вероисповеданию были мусульманами, а также что после походов Монгольских войск были насильно переселены с исконных мест проживания на территории современной Монголии и юга РБ, а еще там якобы сказано, что Чингисхан отдал захваченные племена Сартов в подданство Хонгодорам якобы 300 Сартульских воинов были отданы Хонгодорам в вечное пользование. В данной версии единственная логика, просто Чингисхану для дальнейших завоеваний было необходимо ставить под "ружье" все большее колво населения данная задача решалась с завоеванием Сартулов, которые являлись умелыми ремесленниками, в частности отличными кузнецами, в пользу данной версии имеется ряд доводов:
1) места современного расселения потомков данных племен проходят по смежной границе в частности, в РБ Джидинский, Закаменский и Тункинский районы, в Монголии аймаки Завхан и Хубсугул где проживают в соседстве, в настоящее время, современные потомки выше упомянутых племен;
2) антропо-метрические данные: широкий-круглый разрез глаз, острые носы с горбинкой, вытянутые лица - характерные тюркские черты лица у Сартулов.
Но для меня остается ряд открытых вопросов в связи с данными утверждениями: почему Сартулы не сохранили исконный язык, религию, традиции и т.п., а само фонетическое происхождение названия племени - "Сартул" от монг. Сартай Уул в пер. Лунная гора чисто по транскрипции и произношению созвучно наречию Халха и др. монголояз. племен.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 11.08.18, 15:29 +0000     Ответить с цитатой

вот ещё два мнения с нашего СБН из темы: О происхождении Сартулов.

Я не читала спец.литературы. Но тоже слышала, что сарты шли в авангарде Чингисхана (уж не знаю, были ли они пушечным мясом, либо типа зулусов устрашающих :lol: ), что они территориально ныне в Бурятии, каких-то арабских странах (тьфу, памяти нет - а ведь говорили точную страну типа Египта или Турции). В-общем, есливче, я наполовину сартулка :) , с большим вниманием слежу за этой темой, пишите)


Поспешу вставить свои скромные кыргызские три копейки. Возможно, что слово Сартуул произошло от двух слов:

САРТ и УУЛ= УУЛ-это сын, потомок по "тюркски", в смысле тюркоязычно, САРТ-это скорее тоже от двух "тюркских" слов-"САРЫ" и "ИТ", что можно перевести как "желтая собака". Как мне известно, "собака"-это тотемное животное многих народов. С окончанием "ИТ", можно встретить во многих племенах, например МЕРКИТ,ТЕЙИТ, ТЕЛЕНГИТ и т.п.

Кстати у кыргызов есть могучее племенное объединение как САРТТАР, поговоривают это окыргызывшиеся узбеки.

А то, что раньше современных узбеков называли Сарт, это верно. И до национально-территориального размежевания в 20-х годах в Средней Азии, этноним "УЗБЕК" вообще не встречался, а современных узбеков все и они себя сами называли САРТ.
Цитата:
Казахи до сих пор называют узбеков САРТы...правда, прозвище носит четкий уничижительный оттенок.

Не знаю как у казахов, но у кыргызов до сих пор часто узбеков называют "сарт", правда не в уничижительной форме.

http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=12420&postdays=0&postorder=asc&highlight=%F5%EE%F0%E8+%EC%EE%ED%E3%EE%EB&start=15

следует,
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 11.08.18, 16:16 +0000     Ответить с цитатой

вот ещё интересное мнение форумчанина на сбн с которым можно согласиться.


sveto4r писал(а):

горы Хонгор Уула, которая в Монголии находится.

Хребет с названием Хонгор Уула (русские зовут хангарульский хребет) вроде бы находится в Закамне. К северо-востоку от него, буквально рядом, идет Большой Хамар-дабан, а к юго-востоку в небольшом отдалении - начинается кажется Малый Хамар-дабан.
Но вообще, да, вы правы, гор с названием Хонгор уула в Монголии полно. Кажется так в древности называли вообще высокие горы, над которыми часто гремит гром. Слово хонгор в этом случае несет значение "громогласный".
В Монгольское время Хакасию, кажется, называли Хонгоро или Хонгорай.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ханаанеец
мүнхэ


Зарегистрирован: Sep 01, 2015
Сообщения: 2958
СообщениеДобавлено: 11.08.18, 16:33 +0000     Ответить с цитатой

цитата из форума сбн, западномонгольские хойты и хотогойты

http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=9762&postdays=0&postorder=asc&start=0

возможно этот род ведёт к Хоритам, Хуритам, из Месопотамии?

Сообщение Добавлено: 05.07.06, 12:48 +0000 Ответить с цитатой
Нашел наконец статью на портале хамаг-монгол. Правда, ссылку дать не могу, не получается опять зайти почему-то.

Прокомментируйте пожалуйста, кто что знает. Помогите понять происхождение хойтов и хотогойтов. И что означает их имя.
Цитата:

Хойт С.К. Об этнониме хойт (хойид)
// II межрегиональная научная конференция «Молодежь в науке: проблемы, поиски и перспективы». Российская академия наук, Калмыцкий институт гуманитарных исследований. Элиста, 20-21 октября 2004 г.

Несмотря на появляющиеся в последние годы публикации об этногенезе ойратов и монголов в целом, в этногенезе монгольских народов остается довольно много неисследованных моментов. В полной мере это относится к этнической группе «хойт», генезис которой неясен и по настоящее время. Отсутствие работ по данной этнической группе объясняется малым интересом, проявляемым к ней современными исследователями, а также скудностью данных, которыми они располагают.
Хойт (хойид, хойд, хойхат, хöд, хöс) один из основных элементов раннего ойратского союза. Авляев (2002) выводит родословную хойтских нойонов от Дува-Сохора, жившего по его предположению в сер. IX в., через Эмнега и Худуха-беки (современника Чингис-хана) к последующим хойтским владельцам. Он же (Авляев, 2002), ссылаясь на «Эрденин Тобчи» ордосского князя Саган Сэцэна приводит состав раннего ойратского союза, в котором помимо огулет (олет), багатут (баатут), кэргуд, упоминается и хойт (хойхат). Шильгин Норбо (1999), ссылаясь на обширный материал ойратских и других источников дает более развернутую картину: «В двух исторических сочинениях с одинаковым названием «Сказание о дöрбэн-ойрат» («Dörben Oyrad-un teüke»), авторами которых являются Габан Шараб и Баатур-Убаши Тюмень, а также в недавно найденной в Синьцзяне анонимной «Родословной монголов» («Mongγol-un uγ eki-yin teüke») и других, написанных на «ясном письме» исторических сочинениях и жизнеописаниях, называются 4 племенных объединения и 8 племен дöрбэн-ойрат: 1) хойт и баатут; 2) баргут и бурят; 3) öлöт и дэрбэт; 4) хошут и торгут. ... дöрбэн-ойраты по своему составу делятся хронологически на 3 группы: «ранних», «средних» и «поздних». ... Так по сообщению «Истории Хо-Öрлöка», в состав «ранних дöрбэн-ойратов» входили хойт и баатут, баргут и бурят, öлöт, дэрбэт». Несмотря на некоторые разночтения в «Эрденин Тобчи» и двух «Сказаниях о дöрбэн-ойрат», хойт упоминаются во всех перечисленных источниках. В последующие периоды аймак (или феодальное владение) «хойт» потерял свое доминирующее положение и почти исчез со страниц монголоязычных источников. В настоящее время хойт представлены немногочисленными группами в составе ойратского и халхасского населения Монголии (Жуковская, 1998), ойратского населения КНР, и РФ. В составе ойратских групп РФ хойт сохранились лишь в виде немногочисленных родов, что не помешало, однако, включить их в алфавитные перечни национальностей и языков Всероссийской переписи населения 2002 г. (Алфавитные перечни национальностей и языков…, 2002).
Целью данного сообщения является попытка систематизации и анализа информации об этимологии этнонима хойт, практически почти неисследованной до настоящего времени.
Толкование этнонима вызывает затруднения у современных исследователей, поэтому, как правило, они ограничиваются констатацией факта ее невыясненности, либо поверхностным предположением происхождения его от слова хö(н), со значением баран, овца (Авляев, 2002) (хöн – калм., хой – халх.). Однако, этноним передающийся в современной русскоязычной литературе как хойт, на старомонгольском пишется хойид, а слово баран, овца - хони(н), во множественном числе - хонид. Кроме того, до сих пор неизвестно ни одного случая тотемного этнонима, когда в качестве почитаемого животного-прародителя избирался именно баран, в отличие от быка, лебедя, волка, барса, беркута и пр. Помимо этой догадки имеется еще несколько версий, довольно сильно отличающихся друг от друга:
От слова «хойд» (со значением «север» в совр. халх.), оттуда же ее приводит Жуковская (1998). В современной Монголии существует этническая группа хотхойт (хотгойд, хотогойд, хотогойт), члены которой являются ветвью хойтов. Нямсамбуу (1992) пишет, что хотхойт это «халхазированные ойраты» и толкует этноним как «хойд хойд», то есть «северные северные». Имеется также мнение, что хотхойт это «хойд гойд» (особые хойты). Особенность их заключается видимо в соседстве с халха-монголами. В XVII-XVIII вв. их земли входили в состав Дзасактухановского аймака, а с кон. XVIII в. хотогойт живут в местах их нынешнего расселения - Хубсугульском и Дзабханском аймаках Монголии (Жуковская, 1998).
От этнонима «сойот», в тюркских языках «соян» (Бутанаева, Бутанаев, 2002). Представители сойотов проживают ныне на территории Окинского района Бурятии. Их происхождение связывают с древними самодийскими группами, представленными ныне немногочисленными энцами, ненцами, нганасанами и селькупами. Считают, что в XVII в. произошла тюркизация предков сойот, когда прокатилась сильная волна тюрок из Центральной Азии. А примерно в XIX в. сойот подверглись уже монголизации, когда они были ассимилированы группами бурят, пришедшими на эту территорию из более южных районов (Нагуслаева, 2001). Переход звука «с» в «х», точнее в «h» из всех монголоязычных групп наблюдается, по всей видимости, из-за длительного контакта с тунгусо-маньчжуроязычными группами (эвенками), только в языке современных бурят. Поэтому теоретически возможно допустить переход сойот-хойод-хойид.
От корня хо(о) со значениями «благородный, чистый» и «бледно-желтый». У Авляева (2002), описывавшего яс(у)н «хо меркит» в составе донских калмыков его наименование переводится как «благородные меркиты», а подразделение хоонут в составе дербетов, с корнем хоо – как «бледно-желтые», «благородные, чистые». Примерно в том же толковании - «благородные, прекрасные, светло-пестрые» дается корень «хо» у Алексеевой, Борманжинова (1999), и у них же в значении «соловые» (хо бухс – «соловые быки»).
Кроме того, слово гой(д) (со значением «особый, выдающийся, удивительный» в совр. халх.) можно рассматривать отдельно, вне этнонима хотогойт, как основу этнонима хойт.
Поиск в словарях по приведенным выше значениям с русского, и по словам с корнем хо (hо-го) с монгольских языков дал следующие результаты:
север - хойт зÿг, хойно, умар (в халх. ОМТ, 1982); хоор (хоор), хооран (хоороон) 1. на север, к северу 2. назад, обратно (в ойр. СЯОС, 2001; КРС, 1977);
хо 1) светло-рыжий; 2) белоснежный; хо цаhан чирäтä кÿÿкн а) девушка с нежно-белым лицом; б) девушка-шатенка 3) палевый (КРС, 1977); хоовр светло-желтый (КРС, 1977); хоогчн соловый (о масти кобылиц) (КРС, 1977); хоо (хоо) светлый, светло-рыжий (о масти лошади) (СЯОС, 2001);
hо шулуун/ 1) прямой; 2) перен. прямой, правдивый, честный (КМРС, 1986); hоо (hоо) 1. прямо, прямой; 2. прямой, правдивый, откровенный (СЯОС, 2001);
благородный - hольшг (РКС, 1964). hольшг аяндантай, эв зохистой/ вежливый, деликатный, тактичный (КМРС, 1986); hолшиг (hолшиг) вежливый, деликатный, тактичный; соблюдающий правила приличия (СЯОС, 2001);
hово (hоба) красивый, великолепный (СЯОС, 2001); hойо (hойо) красивый, чудесный; нарядный, элегантный (СЯОС, 2001); красивый – сайхан; гуа; сайхан гуа; цэвэр; красивая девушка сайхан хÿÿхэн; цэвэр охин; 2. ариун; 3. гоё; ганган, сайхан (ОМТ, 1982);
особенно – 1. гоц; гойд; их; 2. ялангуя (ОМТ, 1982).
Не являясь филологом, оставляю этот материал на рассмотрение лингвистам и просто лицам, хорошо владеющим старым монгольским письменным языком. Как видим, версии происхождения этнонима, большинство которых, как мне кажется, можно смело отбросить, довольно сильно расходятся, что наталкивает на мысль о том, что подлинный смысл этнонима в современных монгольских языках возможно утрачен.
Из приведенных выше версий, на мой взгляд, заслуживают внимания только две - происхождение от слова хойт(-д) (со значением «север»), и происхождение от этнонима сойот. В свою очередь этноним сойот можно попытаться толковать двумя способами. Поиск по словарям дал значение «клык» - соя (РКС, 1964), соёо (ОМТ, 1982), соя соёо (КМРС, 1986), сойаа (сойоо) (СЯОС, 2001) и «побег, росток» сойаа (сойоо) (СЯОС, 2001). Это значение дает возможность предположить, что современный топоним Саяны (от которого вероятно и происходит этноним сойот), возможно имеет монгольское происхождение. В этом случае, по всей вероятности, длительное соседство с иноязычными группами привело к трансформации сойот в хойот-хойид. Второе толкование может говорить о связи предков сойот с предками тюркоязычных алтайцев и кыргызов. В одной из легенд о происхождении тюрок, приводимых Гумилевым (1993), говорится об их происхождении от рода Со и волчицы. По легенде все представители рода Со погибли, только четыре внука волчицы уцелели. Первый превратился в лебедя, второй поселился между реками Абу и Гянь под именем Цигу, а третий и четвертый – на р. Чуси (Чуе) в южном Алтае. Аристов (1896), сопоставив Со легенды с родом Со у кумандинцев – североалтайской группы на р. Бие, первого внука увязал с племенем лебединцев – ку-кижи, а второго – с кыргызами, жившими между Абаканом (Абу) и Енисеем (Гянь-Кем).
Третья, никем ранее не высказывавшаяся, ускользнувшая от внимания исследователей, и на мой взгляд, наиболее приемлемая и очевидная версия происхождения этнонима хойт - происхождение от корня (х)ой-(х)ö со значением лес. В современных монгольских языках начальный звук х редуцировался (в совр. калм. ö, ö-модн; в совр. халх. - ой, ой мод означает лес, чаща, заросли (КМРС, 1986; РКС, 1964; КРС, 1977)). В пользу этой версии говорят упоминания в Сокровенном Сказании (1990) о хойин урянха (лесных урянха) и о хойин иргэд (лесных народах). В старописьменном варианте как существительное во множественном числе, «лесные» вполне может давать форму хойид.
Таким образом, существует три наиболее приемлемые этимологические версии этнонима хойт: от слова хойд, со значением «север», что может указывать на локализацию данной группы в определенный период; от этнонима сойот (современные носители которого являются по всей видимости самодийско-тюрко-монгольским конгломератом), этимология которого в свою очередь также нуждается в детальном исследовании; от монгольского слова хой, со значением «лес». Поскольку факты контактов монголоязычного населения, которое могло бы осуществить в своем языке переход сойот-хойот-хойид, с сойот до XIX в. не установлены (хотя их вероятность велика), а также поскольку значение «лесные» (хойид) или собирательно «лесные народы» (хойин иргэд) не вызывает сомнений в плане смысловой нагрузки в отличие скажем от значений «светлый», «желтый», «прямой» и пр., из этих двух версий более вероятной представляется третья (от слова хой, со значением «лес»). Значение же «север» или «северный» в отношении этнонима хойт (хойид) может иметь более позднее происхождение (XVII-XVIII вв.) и поэтому при выборе предполагаемого значения, на мой взгляд, уступает значению «лесной», которое по всей видимости, и является исходным для современного этнонима хойт.

Сокращения

КМРС - Калмыцко-монгольско-русский словарь.
КРС - Калмыцко-русский словарь.
ОМТ - Орос-монгол толь (Русско-монгольский словарь).
РКС - Русско-калмыцкий словарь.
СЯОС - Словарь языка ойратов Синьцзяна.

Литература

1. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. - 2-е изд., перераб. и исправл. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002.
2. Алексеева П.Э., Борманжинов А.Э. Об этническом составе донских калмыков. АПП «Джангар», Элиста, 1999.
3. Алфавитные перечни национальностей и языков для
кодирования ответов на вопросы 7 и 9 форм К и Д и вопроса 6 формы В переписных листов Всероссийской переписи населения 2002 года. Утверждены Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002 г. № 171. Москва, 2002.
4. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. X, 1896 (отдельный оттиск). Т. IV. C.5. цитировано по Гумилеву, 1993.
5. Бутанаева И.И., Бутанаев В.Я. Актуальные проблемы истории тюрков Саяно-Алтая // Материалы международной конференции. Бишкек, ноябрь 2001. Вып. 1. История стран Центральной Азии - совместное видение методологических проблем. Бишкек, 2002.
6. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Москва, Товарищество «Клышников, Комаров и Ко», 1993.
7. Дамдинсÿрэн Ц., Лувсандэндэв А. Орос-монгол толь. 55 орчим ÿг. Улсын хэвлийн газар. Улаанбаатар. 1982. (Русско-монгольский словарь. Исправленное и дополненное второе издание. Под ред. акад. Ш. Лувсанвандана. Госиздат. Улан-Батор, 1982).
8. Жуковская Н.Л. Хойты // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
9. Жуковская Н.Л. Хотогойты // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
10. Калмыцко-монгольско-русский словарь. Около 7000 слов. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1986.
11. Калмыцко-русский словарь. 2600 слов. Под ред. Б.Д. Муниева. М., «Русский язык», 1977.
12. Нагуслаева Т. Бурятия - земля сойотов // ИнформПолис № 30 (460) 25 июля 2001.
13. Нямсамбуу Х. "Монголын угсаатны зÿй. Удиртгал", Сурах бичиг хÿÿхдийн номын хэвлэлийн газар, Улаанбаатар, 1992.
14. Русско-калмыцкий словарь. Около 32000 слов. Под ред. И.К. Илишкина. М., Изд. «Советская Энциклопедия», 1964.
15. Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника 1240 г. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990.
16. Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (По версиям песен «Джангара» и полевым записям автора). Около 10000 слов / РАН. КИГИ. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Буузын зугаа Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 57, 58, 59, 60, 61, ...112, 113, 114, 115, 116  След.
Страница 59 из 116

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
электронный учебник бурятского языка




Рейтинг@Mail.ru