BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Ассимиляционные процессы с русским населением
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дмитрий Гер
ахамад


Зарегистрирован: Nov 14, 2003
Сообщения: 905
СообщениеДобавлено: 27.08.04, 11:11 +0000     Ассимиляционные процессы с русским населением Ответить с цитатой

Ассимиляционные процессы с русским населением

В ХVII в. соседями подавляющего большинства этносов Сибири стали русские люди. Естественным результатом этого стали процессы взаимовлияний. В силу численного преобладания русского населения уже к началу ХVIII в., а также более высокого уровня развития их хозяйства в Сибири преобладали процессы ассимиляции коренного населения. В ХVII - ХVIII вв. в состав верхних слоев русского сибирского общества вливались представители верхушки местного населения, которые жаловались высокими чинами и званиями и привлекались к военной и административной службе. Известны такие династии служилых людей, детей боярских и дворян, как потомки мансийского князя Аблегирима (род Албычевых), мурзы Енбулата, кондинского князя Сатыги, знатного кыргыза Айкана, якутских тойонов Сахалтина, Матвеева-Отконова, Поротова, обуряченных тунгусских князей Гантимуровых и др.

Для несения воинской службы широко привлекались и простые люди из числа коренных жителей. Например, в г. Тара в 1626 г. служилых юртовских татар насчитывалось 57 человек, а в 1701 г. - 84 (37). В 1627 г. томские татары и чатские мурзы составляли около трети служилого населения Томска ( 38 ). В ХVII - ХVIII вв. качинцы также составляли значительную часть гарнизона Красноярска, много местных жителей служили в гарнизонах Тобольска, Кузнецка, Якутска и других городов. В Забайкалье в начале 60-х гг. ХVIII вв. создавались казачьи полки из конных тунгусов (500 человек) и бурят (2 400 человек).

Второй крупной группой коренного населения, влившейся в состав русских сибиряков, являются так называемые "ясыри", т. е. пленные. В большинстве своем они проживали в русской среде, в результате чего крестились и обычно обрусевали. В ХVII - начале ХVIII в. документы многих сибирских городов содержат большое количество таких сообщений.

В течение же ХVIII в. указанные процессы постепенно прекратились, уступив место явлениям более широкой, народной ассимиляции. Именно в это время в связи с почти повсеместным прекращением боевых действий русское население выходит из-за стен острогов и широко расселяется рядом с коренными жителями. Тем не менее в ХVIII в. еще не наблюдалось явлений массовой ассимиляции. Почти все группы коренного населения отмечались там, где они фиксировались и ранее. Однако постепенные процессы культурных влияний со стороны соседнего русского населения, проходившие в это время, к середине ХIХ в. привели к полному слиянию с ним целого ряда территориальных групп коренного населения, таких как "канские татары", чулымские тюрки, проживавшие по р. Кия, Большой и Малый Кемчуг, эвенки бассейна Средней Ангары, буряты или обуряченные тунгусы западной части Прибайкалья и бассейна Верхней Ангары, все коренное (тюркизированное к тому времени) население Красноярского лесостепного района и не переселившееся на левобережье (также в основном тюркизированное) население правого берега Енисея от Восточного до Западного Саяна (включая, например, всех койбалов), большинство так называемых "сымских остяков". К концу ХIХ - началу ХХ в. это были районы чисто русского крестьянского расселения, и коренное население там уже официально не фиксировалось. Лишь "воспоминанием о прежних тунгусских жителях по Чуне и Бирюсе, - писал о населении бассейна левобережья Средней Ангары С. К. Патканов, - служит тип их нынешних обитателей, несколько напоминающий тунгусов" ( 39 ).

Как показали результаты антропологических обследований в районе р. Ангары, у русского старожильского населения прослеживается заметная монголоидная примесь, свидетельствующая о недавних процессах расового смешивания ( 40 ). К началу ХIХ в. красноярские качинцы и аринцы настолько обрусели, что даже Качинская степная дума, учитывая трудности сбора ясака с них из-за значительной отдаленности, в 1827 г. была вынуждена объявить, что "...ежели они (красноярские качинцы) не возвратятся в свои кочевья, т. е. в Минусинскую округу к своим князцам, то будут переименованы в крестьяне". Однако даже перспектива уплачивать более высокие подати, видимо, не испугала их; обрусевшие качинцы продолжали оставаться на прежних местах ( 41 ) и проживали вместе с русскими в д. Маганской, Шало, Юксеево и др. Перепись 1897 г. уже не отметила здесь туземного населения. Основная масса тунгусского населения Забайкалья, обитавшая на юго-востоке области, к концу ХIХ в. проживала вместе с русскими людьми, в результате чего современное русское население многих сел Борзинского и соседних районов Читинской области имеет заметную монголоидную примесь.

К концу ХIХ в. фактически обрусели и буряты, проживавшие между р. Хилок и Чикой (Цонголов род); в результате ононская русская группа Забайкалья отличается явными признаками монголоидности, свидетельствующими о массовости смешения с местным населением: доля бурят, вошедших в эту группу, составляет примерно 40 %, а эвенков - 20 % ( 42 ). В ХIХ в. на территории Бурятии по р. Селенга и Уда также появилась крупная смешанная группа в результает масштабной деятельности Троицко-Селенгинского монастыря, выкупавшего за калым у бурят женщин и выдававшего их после крещения замуж за русских мужчин (беглых и ссыльных). По данным антропологических исследований, в забайкальских популяциях смешанного происхождения доля бурятской крови в целом составляет более 40 % ( 43 ). Антропологические обследования русского населения на Верхней Лене выявили, видимо, бытовавшую здесь в ХVIII - ХIХ вв. сильную метисацию, уменьшившуюся затем в результате нового прилива русских поселенцев. Здесь в русскую среду вошла крупная группа якутов. Старожильческие группы русского на селения, проживающие в Заполярье от Лены до Колымы, включили в свой состав значительное число местных жителей - юкагиров, тунгусов и якутов. В настоящее время большая часть этих русских групп близка по своему расовому типу якутам при наличии явных следов участия в этническом смешении эвенов и юкагиров ( 44 ).

В меньшей степени процессы вливания коренного населения в состав русского характерны для Западного Зауралья, поскольку проживавшее здесь татарское населения (как и другое мусульманское население Западной Сибири) по причинам религиозных различий слабо вступало в контакты с русским. Тем не менее и здесь зафиксирован такой факт, как смена к концу ХVII в. прежнего татарского населения по р. Исеть русским ( 45 ). Произошло это в основном в результате этнического смешения. С конца ХVI и до конца ХVII в. наблюдается сокращение татарского населения среднеиртышского региона ( 46 ). Численность тюменско-туринских татар несколько уменьшилась и в конце ХVIII в.: с 6 501 человек в 1763 г. до 6 268 в 1782 г.( 47 ). К концу ХIХ в. сильно обрусели телеуты, проживавшие в русской среде по р. Ур, Ускат, Кондома и Томь, т. е. в отрыве от центра своего расселения ( 48 ). В советское время религиозные препятствия стали играть заметно меньшую роль и межэтнические контакты усилились; так, полностью растворились среди русского населения туринские и обские татары, значительная часть калмаков, меньшая часть эуштинцев и барабинцев. В настоящее время количество межэтнических браков (более чем на 85 % с русскими людьми) у татар Западной Сибири, проживающих в городах, достигает 60 - 80 %, а в сельской местности - 20 - 40 % в разных регионах (49). В 1981 - 1985 гг. количество межэтнических браков у приобских селькупов (также в основном с русскими людьми) составило более 97 %
( 50 ).

Большое влияние на динамику численности некоторых народов в ХХ в. оказали процессы индустриализации и связанной с этим урбанизации. Наиболее ярким примером здесь является судьба шорцев, проживающих в основном на территории Кемеровской области - одной из самых урбанизированных в России. Так, по переписи 1897 г. учтено 12 037 шорцев, а по переписи 1979 г. - 16 033 (из них в Кемеровской области - 12 767). Известно также, что в 1926 г. в городах проживало всего 45 шорцев, а в 1989 г. - уже 9,3 тыс. В 1970 г. только за пределами РСФСР проживало 1,5 тыс. шорцев ( 51 ). В последние десятилетия шорцы стали одним из самых урбанизированных народов не только Сибири, но и страны в целом. Оказавшись в иноэтничной среде, в отрыве от родных мест, эта весьма значительная часть шорского народа не могла не подвергаться широким процессам ассимиляции и растворялась среди других этносов, в основном в русском. Если до 1970 г. еще шел общий численный рост шорцев, то в 1979 г. и в дальнейшем фиксировался его спад как в Кемеровской области, так и по стране в целом ( 52 ). Вторым по степени урбанизированности из числа крупных сибирских народов, видимо, является хакасский. Например, с 1926 по 1939 г. число хакасов-горожан выросло в 25 раз и составило 5 186 человек в настоящее время удельный вес их в общей численности народа выше, чем у алтайцев и бурят. Удельный вес лиц, проживающих за пределами своей республики, у хакасов также выше, чем у алтайцев, тувинцев и бурят ( 53 ). Таким образом, объективный процесс урбанизации в Сибири в ХХ в. повлиял и на развитие коренных сибирских этносов.

Одновременно и русское население вливалось в состав коренного. Эти процессы, хотя и уступавшие по массовости первым двум, имели место на всей территории Сибири. Наиболее заметны они в районах, где русское население по своей численности уступало коренному, например, так называемые "затундренные крестьяне" на Таймыре, участвовавшие в сложении нового сибирского народа - долган, "ленские ямщики", частично вошедшие в состав якутов.

Процессы ассимиляции коренного населения (как внутренние, так и с русскими людьми) наряду с факторами иного характера заметно сказывались на динамике его численности. Так, устойчиво положительной она была лишь у наиболее крупных и компактно проживавших этносов Сибири - бурят и якутов. Происходило это за счет как внутреннего воспроизводства, так и включения в свой состав иноэтничных элементов. В результате в период с XVII в. до конца XIX в. численность бурят выросла с 25 - 27 до 288,6 тыс. человек, а численность якутов - с 28 - 30 до 225,8 тыс. человек. При этом уменьшалась, иногда до полного исчезновения, численность проживавших на этих же территориях тунгусов, юкагиров, карагасов и сойотов. Например, в Якутской области в 1859 - 1897 гг. число тунгусов уменьшилось с 13 152 до 12 231 человек ( 54 ). Совокупное же число коренных жителей неизменно росло. Так, в середине 70-х гг. ХVII в. в Якутском уезде ясачных якутов, тунгусов и юкагиров значилось 9 515 человек, в 1737 - 1738 гг. - 14 175, а в 1775 г. - 30 183 человек. В 1818 г. в Якутской области численность коренного населения составляла 142 405 человек, в 1897 г. - 235 623, а к 1911 г. 256 253 человек ( 55 ). Значительно прибавили в численности, особенно в течение ХIХ в., и так называемые "минусинские" или "абаканские татары", фактически включив в свой состав большинство окружающих иноэтничных групп. Выросло и число сибирских татар; например, только численность барабинцев выросла с 845 человек в 1701 г. до 4983 в 1823 г., а общая численность тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в 1816 г. достигала 35,6 тыс. человек ( 56 ). В 1989 г. только сибирских татар здесь уже проживало 180 тыс. человек
( 57 ). При этом численность соседних с татарами ханты, манси и селькупов росла значительно медленнее, а некоторые их территориальные группы исчезли вовсе. Так, если в ХVII - середине ХIХ в. в местах проживания обских татар фиксировались и "татары" и "остяки", то в начале ХХ в. "остяки" не упоминались вовсе.

Таким образом, сильные процессы ассимиляции, а также ряд других факторов сдерживали рост численности некоторых малочисленных или сильно рассеянных на больших территориях этносов. В первую очередь, это относится к сибирским тунгусам, расселенность которых на обширных территориях вела к их слиянию с соседями - бурятами, якутами, русским и другими народами. В XVII - конце XIX в. общая численность тунгусов выросла в 3,5 раза, составив 62 068 человек ( 58 ). Однако динамика роста, особенно применительно к отдельным территориям, была крайне неустойчивой. Например, в ХVII в. численность тунгусов Средней и Западной Сибири, по подсчетам В. А. Туголукова, составляла 12,6 тыс. человек, в 1897 г. она снизилась до 9,8 тыс., а к 1927 г. - до 7,7 тыс. человек, что автор объясняет широкими процессами ассимиляции распыленно проживавшего на огромных пространствах тунгусского населения со стороны многочисленных соседей
( 59 ). По этим и иным причинам слабо росла численность некоторых групп населения Обь-Енисейского междуречья. Как уже отмечалось, число селькупов Нарымского края по данным ясашной книги 1629 г. приблизительно совпадает с их численностью по материалам переписи 1897 г. Мало выросла за это время и численность ненцев и энцев - приблизительно с 8 тыс. в ХVII в. до 11,5 тыс. человек в 1897 г. (при этом около 10 - 12 % ненцев происходило от ассимилированных ханты). В последние десятилетия стала заметнее уменьшаться численность чулымских тюрков, так как это, пожалуй, единственный народ Сибири, у которого метисы не вливаются в данный этнос, а предпочитают русскую национальность ( 60 ).

Процессы ассимиляции, особенно заметные с ХIХ в., привели к существенному изменению этнической карты Сибири. Их определяющая роль в имевших место замедлениях роста, колебаниях численности или общего уменьшения, иногда вплоть до полного исчезновения отдельных этнических групп, подтверждается фактом роста общей численности совокупного коренного населения Сибири в ХVII - ХХ вв., несмотря на широкие процессы вливания коренного населения в состав русских сибиряков.

Косвенным подтверждением сказанного служит пример этнического развития южных алтайцев, предки которых вошли в состав России в 60-е гг. ХVIII в. и долгое время жили в фактической изоляции от русского и других народов в силу ряда ограничений административного характера. Не имея каких-либо этнических контактов с другими народами, алтайцы показывали устойчивый рост своей численности - в 1763 г. - около 1 тыс. человек, в 1857 г. - 11 775, в 1897 г. - 45,7 тыс. человек ( 61 ). В дальнейшем с ростом межэтнических контактов темпы увеличения численности замедлились, и в период с 1897 по 1989 г. алтайцев стало больше лишь в 1,6 раза (62). Следует сказать и об одной из групп сибирских татар (ясколбинских или "заболотных татар"), живших чистым этническим массивом. Изолированные непроходимыми болотами от русского и другого населения, ясколбинцы в ХVII - начале ХIХ в. показывали устойчивый рост своей численности: в 1629 - 1631 гг. - 285 человек, в 1660 г. - 550, в 1700 г. - 865, в 1782 г. - 1 160, в 1816 г. - 1 394 человек (63). Другие же народы или этнические группы Сибири имели обычно более сложную динамику роста.

Демография коренных народов Сибири в XVII - XX вв.: колебания численности и их причины

С.Г. Скобелев, кандидат исторических наук.

http://www.ngs.ru/novosibirsk/demograph.shtml


Последний раз редактировалось: Дмитрий Гер (31.08.04, 08:45 +0000), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Дмитрий Гер
ахамад


Зарегистрирован: Nov 14, 2003
Сообщения: 905
СообщениеДобавлено: 31.08.04, 08:53 +0000     Ответить с цитатой

Проголосовал, выбрал четвертый вариант. По моему, если бурятскому народу грозит ассимиляция, то ассимиляция именно русским народом - наименее благоприятно. С другой стороны, лично я не против смешанных браков, с иными нерусскими народами.
_________________
Не в состоянии скрыть свою радость!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
koms
баймга ороошо


Зарегистрирован: Apr 09, 2004
Сообщения: 184
СообщениеДобавлено: 31.08.04, 09:51 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
По моему, если бурятскому народу грозит ассимиляция, то ассимиляция именно русским народом - наименее благоприятно. С другой стороны, лично я не против смешанных браков, с иными нерусскими народами.

А почему? думаешь браки с иными нерусскими народами не приведут к ассимиляции или она будет более благоприятной. а кого по твоему мнению считать бурятом, только того кто внешне бурят? случай из жизни: моего брата в первом классе перевели из одной школы в другую, после первого дня мать спрашивает - сколько бурят в классе? -двое. мать удивилась, в сельской школе должно быть не меньше половины, на что брат ответил - да какие они буряты, они по бурятски разговаривать не умеют.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Дмитрий Гер
ахамад


Зарегистрирован: Nov 14, 2003
Сообщения: 905
СообщениеДобавлено: 31.08.04, 10:03 +0000     Ответить с цитатой

Алексей писал(а):
1. Когда я предлагал усовершенствовать опрос, то имел ввиду что бы были не две крайне полярные точки зрения, а несколько оттенков негативности и позитивности в ответах. В моем варианте такая логика и сохранялась.


Алексей, в твоем варианте я четко проследил твою линию. А именно то, что твой вариант опроса психологически склоняет отвечающего к выбору, в положительную сторону ассимиляции русскими бурят. Я же, в этот раз, сделал менее пристрассно чем ты. Мой вариант позволяет более серьезно ответить на эти вопросы и я не ставил два "положительных" ответа подряд и первыми, а смешал, в порядке очередности.

Цитата:
А зачем были добавлены варианты "Я уже ассимилировался" и "Мне по барабану"? Ну "Мне по боку" я не против, а "Я уже ассимилировался" -- это никуда не лезет, ни по логике и по здравому смыслу.


Это твое личное мнение. А на счет последнего варианта. Ты знаешь, на нашем форуме в опросах есть такая специфика, что последний вариант исчезает. Не за мечал? Я думал, что последний, менее важный, может быть утерян.

Если второе, то нафига опрос то проводить?

Что бы знать мнение форумчан.

Цитата:
2. Когда я предлагал свой вариант, то вопросы стояли в нужном порядке, то есть от отрицательного к положительному. Такой порядок диктует методика проведения социологических опросов, а тот порядок, который стоит сейчас ваще никуда не годиться, отрицательные ответы перемежаются в положительными.


Алексей: Предлагаю:
Как Вы относитесь к ассимиляции бурятского народа русским?
1. Положительно, ничего плохого не вижу в этом.
2. Больше положительно, чем отрицательно, так как не вижу ничего плохого.

3. Больше отрицательно, чем положительно, так как не вижу ничего хорошего.
4. Крайне отрицательно, это очень меня беспокоит.

Цитата:
Я лично против неквалифицированных опросов на нашем сайте, если уж некоторые претендуют на серьезные темы, то ИМХО, следует в обсуждении применять серьезные аргументы и инструменты, которым и является мнение форумчан, которое ТАКИМ корявым способом выясненное будет никак не соответстсвующим действительности.
Вот такие дела.


У каждого свое мнение.
_________________
Не в состоянии скрыть свою радость!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Дмитрий Гер
ахамад


Зарегистрирован: Nov 14, 2003
Сообщения: 905
СообщениеДобавлено: 31.08.04, 10:32 +0000     Ответить с цитатой

koms писал(а):
Цитата:
По моему, если бурятскому народу грозит ассимиляция, то ассимиляция именно русским народом - наименее благоприятно. С другой стороны, лично я не против смешанных браков, с иными нерусскими народами.

А почему? думаешь браки с иными нерусскими народами не приведут к ассимиляции или она будет более благоприятной. а кого по твоему мнению считать бурятом, только того кто внешне бурят? случай из жизни: моего брата в первом классе перевели из одной школы в другую, после первого дня мать спрашивает - сколько бурят в классе? -двое. мать удивилась, в сельской школе должно быть не меньше половины, на что брат ответил - да какие они буряты, они по бурятски разговаривать не умеют.


Ты видно не жил на Западе России, раз задаешь такой вопрос. Здесь, национальность определяется на внешних данных, тебе просто на это укажут. А на счет браков с иными нерусскими народами - если буряты будут родниться только между собой, то это приведет к вырождению нации. Я встречал русско-бурятских метисов, так и метисов от смешаных браков иного типа, первые(особенно если мать русская) часто не любят свою бурятскую сторону.
_________________
Не в состоянии скрыть свою радость!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
seven
Добрый и пушистый


Зарегистрирован: Dec 4, 2003
Сообщения: 777
Откуда: Масква
СообщениеДобавлено: 31.08.04, 10:42 +0000     Ответить с цитатой

Дмитрий Гер писал(а):
Проголосовал, выбрал четвертый вариант. По моему, если бурятскому народу грозит ассимиляция, то ассимиляция именно русским народом - наименее благоприятно. С другой стороны, лично я не против смешанных браков, с иными нерусскими народами.


Мне интересно,почему именно ассимиляция с русским народом-наименее благоприятна?У меня была догатка,что у нас очень разные культуры,а если ассимилироваться с родственными народами-это не так явно сказываеться.Надеюсь,Дима у тебя нет фантазий-насчет японцев и корейцев?Какие нерусские народы,ты имел в виду?
Я ничего не имею- против смешанных браков.По моему мнению-дети,родившиеся в таких браках,берут лучшие качества родителей!
_________________
"что не убивает, то делает сильнее"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Дмитрий Гер
ахамад


Зарегистрирован: Nov 14, 2003
Сообщения: 905
СообщениеДобавлено: 31.08.04, 11:15 +0000     Ответить с цитатой

seven писал(а):
Мне интересно,почему именно ассимиляция с русским народом-наименее благоприятна?У меня была догатка,что у нас очень разные культуры,а если ассимилироваться с родственными народами-это не так явно сказываеться.


Различие культур одна причина. Самая важная то, что русские - государственнообразующая нация. Ребенок от смешанной русско-бурятской пары чаще выбирает русскую сторону - влияние русской культуры, пропагандируемой на российском телевидении и радио. Ему будет комфортнее считаться русским и чувствовать причастным к русской истории и культуре, чем истории и культуре нацменьшинства - бурят.

Цитата:
Надеюсь,Дима у тебя нет фантазий-насчет японцев и корейцев?Какие нерусские народы,ты имел в виду?


На счет японцев и корейцев я иллюзий не строю. Это народы так же как и русские могут поглотить бурят. Под нерусскими я имею ввиду например калмыков, хакасов, эвенков, якутов и другие немногочисленные народы РФ. Я встречал якуто-бурятских метисов и тувинско-бурятских - они чаще считают себя бурятами.

Цитата:
Я ничего не имею- против смешанных браков.По моему мнению-дети,родившиеся в таких браках,берут лучшие качества родителей!


Русско-бурятские дети-метисы нередко ненавидят бурят. Я таких встречал.
_________________
Не в состоянии скрыть свою радость!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
seven
Добрый и пушистый


Зарегистрирован: Dec 4, 2003
Сообщения: 777
Откуда: Масква
СообщениеДобавлено: 31.08.04, 11:56 +0000     Ответить с цитатой

Все-четко и аргументировано!Я понял тебя,Дима и наверное даже соглашусь с твоими доводами!
_________________
"что не убивает, то делает сильнее"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Алексей
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 29, 2003
Сообщения: 2115
СообщениеДобавлено: 01.09.04, 03:24 +0000     Ответить с цитатой

Дмитрий Гер писал(а):

Алексей, в твоем варианте я четко проследил твою линию. А именно то, что твой вариант опроса психологически склоняет отвечающего к выбору, в положительную сторону ассимиляции русскими бурят. Я же, в этот раз, сделал менее пристрассно чем ты. Мой вариант позволяет более серьезно ответить на эти вопросы и я не ставил два "положительных" ответа подряд и первыми, а смешал, в порядке очередности.


Ну ты и упертый! Фанатизм и радикализм также не приемлю, как и глупость, хотя в твоем случае хочется применить именно радикализм, хоть и слабо верится что поможет.
_________________
Либо я найду путь, либо проложу его.
Свифт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Дмитрий Гер
ахамад


Зарегистрирован: Nov 14, 2003
Сообщения: 905
СообщениеДобавлено: 01.09.04, 04:23 +0000     Ответить с цитатой

Дети-метисы в России

В России большинство этих детей - граждане РФ. Они пользуются всеми соответствующими правами. Но с молчаливого согласия воспитателей и учителей их могут годами травить сверстники в детских садах и школах.

Их преследуют оскорбительные замечания и неуместное любопытство прохожих, в дни "праздников", отмечаемых скинхедами, им не рекомендуют выходить из дома.
На улице у подросших метисов постоянно проверяют документы. Потом у них могут начаться проблемы с приемом на работу…

Точных данных о числе детей-метисов в России нет. Далеко не все они рождаются в официально зарегистрированных браках. Нередко матери оставляют таких детей в роддомах и домах ребенка, пользуясь при этом правом не называть национальную или расовую принадлежность отца, случайно, а иногда умышленно называя ее неточно. В метрике ребенка-метиса в таких случаях может фигурировать, например, отец-"грузин арабского происхождения".
С начала 90-х годов был отменен жесткий порядок регистрации и постановки на консульский учет граждан, прибывших из России в африканские государства. С тех пор данные, предоставляемые консульской службой МИДа, утратили точность. Во время эвакуации русских женщин из зон вооруженных конфликтов в Республике Конго, Руанде и других странах Африки на места в самолетах МЧС претендовало значительно больше русских женщин с детьми, чем предполагалось на основе консульской статистики. (Крылова Н. Гражданско-правовые приключения детей-метисов в России, или загадки отцовства)

По оценкам специалистов Института Африки РАН, в России и за рубежом живут около 40 тыс. людей, родившихся от афро-русских браков. Каждый четвертый из них еще не достиг совершеннолетия.

Есть приблизительные данные по Москве и Московской области: от четырех до девяти тысяч метисов - детей и взрослых.
Среди метисов, родившихся в афро-русских семьях, немало детей дипломатов, бизнесменов, ученых. Вместе с родителями они переезжают из страны в страну.

Эти дети получают хорошее образование, многие владеют двумя и более языками. Большинство из них вполне благополучны, однако у такого образа жизни есть свои издержки: детям слишком часто приходится приживаться на новом месте, они не успевают обзавестись друзьями…

Дети африканских студентов, окончивших российские вузы, иногда вместе с родителями уезжали в Африку. Но многим смешанным семьям из-за военных конфликтов впоследствии пришлось вернуться и столкнуться с теми же проблемами, с которыми вынуждены мириться афро-русские семьи, оставшиеся в России.

Восемь из десяти детей-метисов в России воспитывают матери-одиночки. Такие цифры называет основатель Фонда "Метис" Эмилия Менса. Дочь афроамериканского фермера и украинки, уехавшая из СССР в Гану, на родину мужа, после его смерти вернулась в Россию с детьми. Региональный благотворительный общественный фонд помощи детям от расово-смешанных браков она создала еще в начале 90-х, официально он был зарегистрирован лишь в 1999 году.

По убеждению Эмилии Менсы, детям-метисам в России нужна особая поддержка. Трудности, с которыми они сталкиваются, не сводятся к низкому достатку, характерному для подавляющего большинства неполных семей. Конечно, фонд помогает, например, женщинам с детьми-метисами, приехавшим из провинции или из стран бывшего Союза на заработки в Москву (таких случаев достаточно много).

По просьбе сотрудников фонда "Метис" в посольствах женщинам дают рекомендательные письма, которые помогают устроить ребенка в детский сад или школу. Малоимущие с детьми-метисами получают гуманитарную помощь от некоммерческих организаций, поддержку оказывают представители африканских землячеств.

Решить проблемы, которые привносят в жизнь детей-метисов сверстники и их родители, воспитатели, школьные учителя, случайные прохожие, акцентирующие внимание на внешности ребенка, значительно сложнее.
Школа самоидентификации, которую проходит каждый ребенок, для метиса оказывается особенно суровой, считает Наталия Крылова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН.

Перед ребенком встает вопрос, в какую культуру интегрироваться – в культуру матери или в культуру отца. Параллельно маленькому метису приходится постоянно защищаться от бытового расизма.
У Игоря (все имена детей в статье изменены - прим.ред.), сына африканского студента и русской женщины, серьезные проблемы начались с поступления в школу. За несколько месяцев дети задразнили его до такой степени, что мальчика пришлось перевести в другую школу. Там продолжалось то же самое, пока за Игоря не вступился классный руководитель, который не поленился поговорить с родителями одноклассников Игоря, обсудить с ребятами причины постоянных ссор. В результате школьный конфликт удалось уладить.

Потом семья переехала в другой район. Во дворе подростка избили. Как рассказала бабушка Игоря, семье удалось добиться передачи дела в суд, но потом иск пришлось отозвать из-за угроз родителей "мальчика из хорошей семьи", затеявшего драку.

Дети и подростки, пострадавшие от расизма, учатся сопротивляться агрессии, которая может быть направлена на них в любой момент. Находясь в постоянном напряжении, они способны без очевидной необходимости пойти на крайние меры.
Недавно популярная московская газета описывала инцидент, произошедший в одном из спальных районов столицы: случайному прохожему было достаточно сказать несколько обидных слов, чтобы парень-метис бросился на него с ножом. Удар оказался смертельным. Потом Антон объяснил свое поведение тем, что решил, будто обидчик собирается напасть на него, и ударил первым.

За несколько часов до этого сотрудники дискотеки, на которую собирался пойти Антон, сказали ему: "Сегодня здесь будет проходить вечеринка для белых".

Ученые считают, что в Европе и Америке, где веками вырабатывалась культура взаимоотношений между колониями и метрополией, бытовой расизм имеет классические формы. В России же наблюдается феномен "архаического синдрома".

"Неприязнь, подозрительность, публичная грубость, даже брезгливость могут сочетаться с почти наивным любопытством, великодушием, покровительством и преданностью", - так характеризует "расизм по-русски" Н.Крылова (Крылова Н. Расизм по-русски).

"Черно-белые" браки у нас начали заключаться относительно недавно, с начала грандиозного политико-образовательного эксперимента 50-х годов, когда молодые африканцы начали приезжать на учебу в СССР. К расово-смешанным семьям россияне просто не успели с тех пор привыкнуть. Все еще действует стереотип, согласно которому брак с африканцем – позор для русской девушки и ее семьи.
Такая женщина воспринимается общественным мнением либо как безнадежная кандидатура на местном рынке невест, либо как девица легкого поведения, либо как искательница приключений, авантюристка.

Обычно элементы "архаического синдрома" проявляются в период крупных общественных преобразований, отмечает Н.Крылова. Происходит одновременный всплеск шпиономании, интереса к оккультным наукам и неприятия людей, не похожих на большинство.

До начала 90-х от "архаического синдрома" метисов защищала идеология интернационализма. Потом защита ослабла.
Актуальность проблемы детей-метисов современное российское общество в основном не осознает. Когда представители фонда "Метис" пытаются налаживать контакты с российскими коммерческими организациями, финансирующими некоторые социальные проекты, им отвечают, что есть и более нуждающиеся благополучатели. Представители госструктур говорят: “Ваши дети ходят в школы, чего же вы еще хотите?”.

Н.Крылова рассказывает, как один депутат Госдумы в частной беседе возмущался поведением матерей метисов: “А чего они жалуются? Сами виноваты. Надо было думать, за кого замуж выходить и от кого детей рожать!”.

Эмилия Менса прогнозирует дальнейший отток афро-русских семей в африканские страны, в США, Канаду, Голландию – туда, где государство дорожит своими гражданами независимо от цвета кожи, где бытовые стереотипы не действуют на государственном уровне.

Несколько лет назад одна российская семья взяла на воспитание девочку-метиску. Приемные родители вкладывали в ее воспитание очень много сил. Вскоре выяснилось, что у нее хороший голос. О юном даровании, подрастающем в провинции, заговорили.

И вот однажды приемным родителям позвонили представители органов опеки и предложили отдать девочку на международное усыновление: мол, вы уже люди немолодые, да и о судьбе самой Маши подумайте. Приемные родители с негодованием отказались. “А я бы отдала! – говорит Эмилия Менса. - Чем терпеть бесконечные оскорбления из-за своего цвета кожи здесь, лучше жить там, где не будешь чувствовать себя чужой”.

В последние годы в общеобразовательных школах идут уроки толерантности. В Москве и регионах проводятся конференции, посвященные проблеме ксенофобии. По мнению Н.Крыловой, было бы полезно для детей, интересующихся культурой Африки, создать этнические центры по модели советских клубов интернациональной дружбы.

Оценить эффективность этих усилий можно будет лишь через годы. В любом случае последнее слово останется за семьей. Результат будет зависеть от отношения к "своим" и "чужим" папы и мамы, которое воспроизводит ребенок, и изменить которое с помощью законов и школьных программ ох как непросто.

http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=11&menu_id=96§ion_id=1462


Количество русско-бурятских детей метисов увеличивается. По моим наблюдениям самый нелучший тип, когда мать русская, а отец бурят, именно от таких браков очень часто дети ненавидят или просто не любят свою бурятскую сторону. Тип семьи русский-бурятка, по-моему, менее отрицателен чем первый, так как, по-моему дети от таких браков чаще считают себя бурятами. Не однократно я встречал такое, что муж-русский уходил от своей жены-бурятки, в таком случае сын-метис даже может отвергать свою русскую сторону. Евреи, как известно, ведут род по материнской линии, а они уже существуют 6000 лет и не ассимилировались.


КРИЗИС САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

7 марта – Пурим(из истории еврейского народа)


Напомню в двух словах содержание Книги Эстер, которую мы читаем в Пурим. Дело происходит в Персидской империи приблизительно во II веке до н. э. Империя, по определению, многонациональна. Один из многих заселяющих ее народов – евреи. Высший имперский сановник Аман, в современном понимании премьер-министр, предлагает царю полностью истребить евреев и конфисковать оставшиеся бесхозными средства и имущество. Царь идею одобряет. Этому плану противостоят царица Эстер, о еврействе которой никто при дворе не догадывается, и ее дядя Мордехай, занимающий высокое положение в дворцовой иерархии. В конце концов все завершается хорошо: еврейский народ спасен.
О Пуриме написаны горы комментариев, научных трудов, статей и эссе. Я хочу обратить ваше внимание лишь на один аспект этой истории. До того, как неожиданно грянула гроза, еврейский небосклон был совершенно безоблачным. Положение евреев в империи казалось устойчивым и благополучным. Книга Эстер дает для такого вывода все основания.

Мордехай, который постоянно подчеркивал свое еврейство, был приближенным царя, и до поры до времени это нисколько ему не мешало. А Эстер так и вовсе стала царицей. Да, она никому не говорила о своем происхождении, но ведь им никто и не интересовался. Ей не пришлось заполнять анкету. В конце концов, при желании и без анкеты ничего не стоило бы выяснить, какого она рода-племени, да только это не играло никакой роли – ни царя, ни его приближенных это совершенно не занимало.

На пиру, устроенном царем, среди приглашенных евреи были равными среди равных, причем (и это подчеркивается) никто не заставлял их есть и пить то, что они не считали возможным.

И вдруг все разом рушится. Почему?

Комментаторы считают, что как раз на этом злополучном пиру все и начинается. Да, евреев никто не принуждает есть и пить некошерное, но они это делают и безо всякого принуждения: они хотят быть как все.

Переведу суть этой проблемы на универсальный язык: речь здесь идет о кризисе самоидентификации. Именно в силу этого евреи становятся объектом атаки Амана. Когда человек уверен в себе, когда он внутренне в полном порядке, действует один из самых мощных защитных механизмов. При прочих равных на уверенных в себе не нападают. Напротив, внутренняя неуверенность способна агрессию стимулировать.

Мордехай и Эстер сознают, что сгустившиеся над народом тучи – результат отнюдь не одной только человеческой злонамеренности, что корень беды – в поведении самих евреев. Поэтому они не отвечают на интригу Амана стремительной дворцовой контринтригой, как естественно было бы ожидать. Сначала народ должен привести себя в порядок.

Прежде чем идти к царю, Эстер постится три дня, и вместе с ней постится весь народ. В этом совместном общем посте перед лицом грозящей катастрофы народ вновь обретает единство и поставленную под вопрос самоидентификацию. Только тогда Эстер начинает действовать.

http://www.e-slovo.ru/183/1pol1.htm
_________________
Не в состоянии скрыть свою радость!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Мара
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Aug 19, 2004
Сообщения: 48
СообщениеДобавлено: 02.09.04, 02:14 +0000     Ответить с цитатой

Ученые считают, что в Европе и Америке, где веками вырабатывалась культура взаимоотношений между колониями и метрополией, бытовой расизм имеет классические формы. В России же наблюдается феномен "архаического синдрома".

Насчет бытового расизма полностью согласна. Могу судить об этом, поскольку я, чистокровная бурятка (насколько могут быть чистокровными западные буряты), родилась, выросла и продолжаю существовать в русской среде. Степень неприятия русскими инородцев на бытовом уровне поражает. Особенно ярко это проявляется у детей, что вполне объяснимо.

Один вопрос: почему в России, начавшей экспансию в Сибирь еще при Иване Грозном, имеющей такую долгую историю вполне мирного сосуществования разных народов (правда, после нескольких десятилетий кровавой бани эпохи покорения Сибири)), начисто отстутствует толерантность русских по отношению к другим народам? И самое главное, почему статус кво поддерживается государством? Разделяй и властвуй, наверное так. Пока государствообразующая нация ищет врагов в других народах, ей не до социальных проблем, следовательно, государство может спать спокойно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 02.09.04, 12:08 +0000     Ответить с цитатой

http://www.elista.org/forums/viewtopic.php?t=1438
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 02.09.04, 12:15 +0000     Ответить с цитатой

вообще то когда то давно (год если не 2 назад) заводил я подобную темку на елисте "уникальность или унификация", щас найти ее не могу. так тогда большинство публики высказалось в том смысле что насрать на уникальность лучше мы будем как все, но кто эти все не конкретизировалось.

за это время настроения у посетителей на елисте несколько изменились, как впрочем и посетители. с удовлетворением могу сказать не без моей помощи. и теперь довольно много таких, кто поменял свою точку зрения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
азиат
ходо байгша


Зарегистрирован: Aug 7, 2003
Сообщения: 375
Откуда: Гавриково
СообщениеДобавлено: 02.09.04, 12:41 +0000     Ответить с цитатой

Мара писал(а):
Ученые считают, что в Европе и Америке, где веками вырабатывалась культура взаимоотношений между колониями и метрополией, бытовой расизм имеет классические формы. В России же наблюдается феномен "архаического синдрома".

Насчет бытового расизма полностью согласна. Могу судить об этом, поскольку я, чистокровная бурятка (насколько могут быть чистокровными западные буряты), родилась, выросла и продолжаю существовать в русской среде. Степень неприятия русскими инородцев на бытовом уровне поражает. Особенно ярко это проявляется у детей, что вполне объяснимо.

Один вопрос: почему в России, начавшей экспансию в Сибирь еще при Иване Грозном, имеющей такую долгую историю вполне мирного сосуществования разных народов (правда, после нескольких десятилетий кровавой бани эпохи покорения Сибири)), начисто отстутствует толерантность русских по отношению к другим народам? И самое главное, почему статус кво поддерживается государством? Разделяй и властвуй, наверное так. Пока государствообразующая нация ищет врагов в других народах, ей не до социальных проблем, следовательно, государство может спать спокойно.


Действительно. Сестра, приезжая изредка в Москву, говорит, что русские дети пялятся на нее изо всех сил, прямо-таки из кожи вон лезут. Ни кавказцы, ни негры не вызывают у них такого "интереса", как азиаты. И ни один из любящих родителей не сказал ребенку, что так делать некрасиво.
_________________
Ниитака ноборе!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 616
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 02.09.04, 20:31 +0000     Ответить с цитатой

Русские не любят когда чужие вблизи у них разговаривают на своем языке.
Если те являются иностранцами то ничего не скажут, а если те являются своими т.е. "россиянами" то резко и кратко скажут (женщины кричат) "-говори по русски-", а те "россияне" так и делают :) .
Довольно мног раз мне приходилось видеть вот таких явлении.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 1 из 7

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru