| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Pil ороошо
Зарегистрирован: Nov 01, 2004 Сообщения: 136
|
Добавлено: 17.01.06, 03:29 +0000 |
|
|
warorr писал(а): |
Ангара это от охоты Ан гара, выход зверей, а еще хозяин Иркутска Имныг саган нойон ... |
Ангара переводится с эвенкийского как расщелина, зев |
|
Вернуться к началу |
|
Andrey ороошо
Зарегистрирован: Feb 24, 2004 Сообщения: 68 Откуда: Эрхуу |
Добавлено: 17.01.06, 14:25 +0000 |
|
|
Последний раз редактировалось: Andrey (31.05.22, 18:23 +0000), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 18.01.06, 10:32 +0000 |
|
|
я конечно не знаток по западным бурятам. но мне кажется это свидетельствует о том что эхириты и есть средневековые икиресы. и по сравнению с булагатами они пришлые люди. |
|
Вернуться к началу |
|
Юраа баймга ороошо
Зарегистрирован: Jan 23, 2006 Сообщения: 285
|
Добавлено: 23.01.06, 15:32 +0000 |
|
|
ЗАДы - может это монгольского слово"ЗАД" или"ДЖАД"т.е период времяни зимой когда бывает большой падеж скота когда они немогут добывать себе корм из-за корки льда образованый резким таянием снега и обратно резким похолоданием. |
|
Вернуться к началу |
|
Юраа баймга ороошо
Зарегистрирован: Jan 23, 2006 Сообщения: 285
|
Добавлено: 23.01.06, 15:38 +0000 |
|
|
ЗАДы-есть еще монгольское слово "ДЖАД" т.е копье или штык. |
|
Вернуться к началу |
|
Sogd ороошо
Зарегистрирован: Aug 11, 2003 Сообщения: 77
|
Добавлено: 06.02.06, 15:56 +0000 |
|
|
Зады - по-бурятски звучит "Зэдэ"
Байтаг - так и звучит, живут эхириты племени Буура.
Гахан байтагский - живут эхириты племени Олзон.
Гахан баяндаевский - живут эхириты племени Абазай.
Баяндай - никаких Баян тала - изначально русское село на
земле эхиритского племени Баяндай.
Бохолдой - названо по имени одного из предков - живут Бэсэгэн Абазай.
Хогот, Харагун (бур.Хара уhун - черная вода) - эхириты племени Ехэ Абазай.
Буры - куст сел (Ахины, Бухтумур, Тимошинск), кстати до сих пор ходит автобус Иркутск-Буры. - эхириты племени Буура.
Хабаровск, южнее Новониколаевска - по-бурятски hааба ураг.
Хатар-Хадай, Хиней (бур. hингэ), Хандабай, Шохтой, Тамара (бур. Тамира) - буряты племени Хурумша.
Олой - живут булагаты племени олой.
Отонхой - булагаты племени Отонхой.
Вспомнил навскидку. |
|
Вернуться к началу |
|
Нана ходо байгша
Зарегистрирован: Mar 10, 2004 Сообщения: 384
|
Добавлено: 07.02.06, 02:53 +0000 |
|
|
Прошлым летом в иркутском, кажется, "Номере Один" (или то была "Копейка"?), короче - статья была о смешных типа названиях географических пунктов. Так вот там поглумились, кстати, над названием бурятского села в УОБАО - ЗАДЫ. Но, к чести издания и иркутян в целом, все же привели что-то из этимологии (хотя тоже со стебом).
Просто вспомнила. Привет всем от Жанны Санжихаевой, пишу с компутера Наны. Захотелось поприветствовать всех! |
|
Вернуться к началу |
|
Sogd ороошо
Зарегистрирован: Aug 11, 2003 Сообщения: 77
|
Добавлено: 07.02.06, 10:12 +0000 |
|
|
Зады - не Харазаргай, ноходится в другой стороне.
В Задах, Алужина, Булусе, Толодое живут абаганаты
в Харазаргае - ашибагаты
Кырма - бур. Хэрмэ(н)
Онгурен - бур.Унгэрэн - эхириты-хэнгэлдэры
Хужир (ольх) - шоно, сэгэнуу, харбад
Мал. Хужир - шоно, баяндай
Харанцы - бур.Харанса - шоно, сэгэнуд, галзуд
Алагуй, бугульдейка - алагуй |
|
Вернуться к началу |
|
KUULA заримдаа ороошо
Зарегистрирован: Apr 30, 2006 Сообщения: 18
|
Добавлено: 03.06.06, 04:52 +0000 |
|
|
Туяна писал(а): |
Например, откуда название села ЗАДЫ? |
"Зады" - это какие-то пришлые поселились.. не из местных. Чужаки, короче. Чужаки-соседи... Их и сейчас не очень-то поважают, задинских... |
|
Вернуться к началу |
|
KUULA заримдаа ороошо
Зарегистрирован: Apr 30, 2006 Сообщения: 18
|
Добавлено: 03.06.06, 05:02 +0000 |
|
|
songool писал(а): | я конечно не знаток по западным бурятам. но мне кажется это свидетельствует о том что эхириты и есть средневековые икиресы. и по сравнению с булагатами они пришлые люди. |
И эхитриты, и булагаты - прямые потомки курыкан, которые тут живут с невесть каких времен.. часть их по Лене сплавились на севера, и это "ядро" якутов (хотя потом к ним, похоже, присоединялись беженцы из хоринских-"хоролорских" родов). На западном берегу Байкала пришлые, во первых, ольхонские то ли хоринские, то ли баргузинские, во вторых аларские хонгодоры.
Различие между эхиритами и булагатами сложились по местам исконного обитания: булагаты - северяне, им привычнее лесостепи, и они издавна сталкивались с енисейскими народами - кето-аринскими "енисейцами" и киргизами. Эхириты же жители юго-востока, степных долин Куда и Мурина, хотя для них тайга также вполне привычная область жизни и деятельности. Нынешняя же аларская степь - земля исконно там живших найманов (нээмын), которые сдвинуты с мест проживания во времена Чингизовы... есть версия, что хонгодоры, как известно, пришедшие сюда в 17-18-м веках, как раз и есть потомки этих самых найманов, вернувшиеся на родину после нескольких веков отсутствия...
Зориктуев, кажется, утверждает, что название булагат происходит от тюркского Булага Ат - буланая лошадь, а эхирит - от Икере, близнец... |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 04.06.06, 10:36 +0000 |
|
|
Зориктуев, кажется в последнее время не настаивает на предложенной этимологии. Во всяк. случ. во всех последних его работах этой теории больше нет. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 05.06.06, 13:28 +0000 |
|
|
Версия була ат, где була "саврасая" (или какая-то еще, в общем масть) + ат "лошадь" является честно говоря малоперспективной, поскольку никоим образом не поясняет каким лядом между двух гласных вдруг берется -г- в термине булАГАд. Интервокальный -г- выпадает закономерно, но каким законом он берется ниоткуда - вот вопрос.
Еще более сомнительно эта теория выглядит, если учесть, что вообще-то этноним этот звучал по-бурятски булгад.
Думаю, что именно в свете таких нестыковок Зориктуев и оставил свою теорию последние лет 10. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 05.06.06, 13:31 +0000 |
|
|
songool писал(а): | я конечно не знаток по западным бурятам. но мне кажется это свидетельствует о том что эхириты и есть средневековые икиресы. и по сравнению с булагатами они пришлые люди. |
Современные эхириты состоят не только из ононских икиресов, там еще много подразделений, которые к ним не относятся, они-то на Лене (Зулхэ) - коренные, давние. А икиресов небольшая группа просто вошла в состав древних ленских монголов и дала им наименование. Так я думаю. |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 05.06.06, 14:55 +0000 |
|
|
Unkas писал(а): | songool писал(а): | я конечно не знаток по западным бурятам. но мне кажется это свидетельствует о том что эхириты и есть средневековые икиресы. и по сравнению с булагатами они пришлые люди. |
Современные эхириты состоят не только из ононских икиресов, там еще много подразделений, которые к ним не относятся, они-то на Лене (Зулхэ) - коренные, давние. А икиресов небольшая группа просто вошла в состав древних ленских монголов и дала им наименование. Так я думаю. |
наверное соглашусь. икиресы упоминаются еще в 17 веке. в Шара туджи написано что первая жена Цогту тайджи была дочерью икиересского Торуй буриэчи. она же мать первенца Цогту тайджи Арслана. не знаю где они обитали тогда, в источнике не указано. но если вспомнить среди халхасских отоков икересы так и не были то я думаю скорее всего она была эхириткой. отсюда как бы делаю вывод что в то время эхириты не были такими далекими соседями для халха, раз их представители имели титул трубач-буриэчи и выдавали своих дочерей за влиятельного халхасского тайджи. |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 05.06.06, 15:00 +0000 |
|
|
Цитата: |
икиресы упоминаются еще в 17 веке. в Шара туджи написано что первая жена Цогту тайджи была дочерью икиересского Торуй буриэчи. она же мать первенца Цогту тайджи Арслана. не знаю где они обитали тогда, в источнике не указано. но если вспомнить среди халхасских отоков икересы так и не были то я думаю скорее всего она была эхириткой. отсюда как бы делаю вывод что в то время эхириты не были такими далекими соседями для халха, раз их представители имели титул трубач-буриэчи и выдавали своих дочерей за влиятельного халхасского тайджи.
|
Помню, помню. Это очень интересная информация и здравая версия, вы уже писали. Я склонен согласиться.
Вообще буряты-эхириты - интересные в плане своего этногенеза люди, впрочем как и другие этнические группы. Но в отношении эхиритов много загадок. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|