BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Бурят-монголы на тропе войны: свидетельства и исследования
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 07.10.04, 05:17 +0000     Ответить с цитатой

sain ers
nu chto ya znayu pro nih navernoe vot takoe
"hayagaa hadarahgui
harsanaa abahgui"
no postarayus' shto nit' naiti i postavit' a to shto Altaihangai grit navernoe "Uulyn Temur" to yest Timur gory. seichas pro nego film snyali i pokazyvayut v kino
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 07.10.04, 07:02 +0000     Ответить с цитатой

Недавно на каком-то газете читал интервью с одним венгром который заболел или исследует традиции "сайн эр" и личностей.
Казалось что он больше знает чем мы, и ещё он говорит что нынче живут некоторые "сайн эр"-ы на юге.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
AltaiHangai1
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2003
Сообщения: 714
СообщениеДобавлено: 07.10.04, 09:14 +0000     Ответить с цитатой

songool писал(а):
sain ers
nu chto ya znayu pro nih navernoe vot takoe
"hayagaa hadarahgui
harsanaa abahgui"
no postarayus' shto nit' naiti i postavit' a to shto Altaihangai grit navernoe "Uulyn Temur" to yest Timur gory. seichas pro nego film snyali i pokazyvayut v kino


Net, ne on. On jenatyi byl, govril jenu ukral s pomoschyu starshih etc.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 07.10.04, 12:12 +0000     Ответить с цитатой

AltaiHangai1 писал(а):
songool писал(а):
sain ers
nu chto ya znayu pro nih navernoe vot takoe
"hayagaa hadarahgui
harsanaa abahgui"
no postarayus' shto nit' naiti i postavit' a to shto Altaihangai grit navernoe "Uulyn Temur" to yest Timur gory. seichas pro nego film snyali i pokazyvayut v kino


Net, ne on. On jenatyi byl, govril jenu ukral s pomoschyu starshih etc.

Ребята, я новую специальную тему создал о сайнэрах.
http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=2981
Приглашаю и даже прошу всех, кто что-то интересное знает об этом явлении.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 07.10.04, 13:29 +0000     Ответить с цитатой

alpin писал(а):
ей богу, не могу вспомнить. в магазине бегло просматривал. сюжет такой.
Гурджиев ехал при поддержке П.Бадмаева куда-то в наши края (Монголия, Тибет). его прикрывали четверо бурят (полумонахов, полувоинов, но очень крутых). обеспечивали контакты, безопасность и т.д. с ними случайно (?) увязался какой-то пруссак, который как-то в дороге отравил этих бурят. ну и т.д.

А в каком магазине? На обложке что было нарисовано?
Так-то сюжет интересный напрочь. И он литературный или это мемуары? Если мемуары, так и вовсе начинает любопытство разбирать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 07.10.04, 14:42 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
В густом предутреннем тумане по зарослям, по рытвинам ползли со стороны бурятского стана лазутчики-запальщики. Раздвигая кусты да болотистые травы, без шума и шороха, как тени, подползли они к крепостному рву, миновали его;
скользкими ужами проползли меж колючек и коряжин, ощупали городские стены. Каждый приволок с собой пучок соломы, берестяные трубки, наполненные смолой. У каждого наготове кремень и трут; надо только закрыться с головой полою своего халата, выбить искру, поджечь смолье, а там и не заметишь, как начнет хватать огонь бревно за бревном. Подпальщики ждали сигнала. Его должны были дать с горы горящим снопом,
подброшенным пиками вверх. Напрасно они напрягали глаза, всматриваясь в темноту: сигнала не было. Молодой бурят Солобон, прильнув к земле, мечтал о том, как поползут желтые языки огня, рухнут стены -- и он первый ворвется в город.


Учитывая сказанное о внешней линии обороны русских крепостей в Сибири (см. http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=2957 ), проползти к самой стене острога само по себе было очень непросто. Только вот автор повести об истории Иркутска этой линии не выписал в тексте. Ее нет просто, только ров. А между тем, Иркутск стал к 1690-м годам сильнейшей крепостью в Восточной Сибири и в пятерке сильнейших во всей Сибири. Осада, которая предположительно легла в основу сюжета, происходила в 1690-х годах.
Почему у автора казачий бунт спутался с бурятским походом? Тому есть причины. Уже писал, что казаки из Кабанского, Удинского (Улан-Удэ 8) ) острогов призывали с собой бурятов на штурм Иркутска. Этот поход, кстати, сплотил бурят и казаков на восточной стороне против Иркутского присуда. И через несколько лет хоринцы отправляют посольство к Петру 1, миссия благополучно минует территории подконтрольные мятежным острогам. И еще есть причины.
Во-первых, чуть раньше был серьезный штурм Тункинского острога (неудачный правда), который предприняли бурятские беженцы, укрывшиеся в Монголии. Их активно поддержали отряды тушету-хана.
Во-вторых, в те же годы в лесах под Иркутском, в Черемхове и особенно в Тункинских горах действовал дерзкий отряд бурятских сайнэров под предводительством Богачея (бур. Бугачи?). Об этой истории поговорим в соответствующем месте: http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=2981
А во всем куске из повести любопытным и даже несколько правдоподобным моментом мне представляется описание снаряжения бурятских диверсантов:
"Каждый приволок с собой пучок соломы, берестяные трубки, наполненные смолой. У каждого наготове кремень и трут"
Точнее я обратил внимание на "берестяные трубки, наполненные смолой". Вполне может быть. Несмотря на то, что некоторые склонны считать, будто монголы вообще, и буряты в частности не умели изготовлять берестяной посуда, а заимствовали у русских, я считаю, что это чисто бурятская и довольно давняя традиция.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 07.10.04, 22:56 +0000     Ответить с цитатой

Недавно вычитал кое-что про культ "хγхэ моритон".
Интересно, есть ли какая-нибудь связь с "хара моритон" или нет?
Насчет Иркутска-имеется в виду налет Петра Тайшина в 1690-х годах, совместно с монгольскими силами, во главе которых стояла некая женщина воин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 08.10.04, 00:53 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
alpin писал(а):
ей богу, не могу вспомнить. в магазине бегло просматривал. сюжет такой.
Гурджиев ехал при поддержке П.Бадмаева куда-то в наши края (Монголия, Тибет). его прикрывали четверо бурят (полумонахов, полувоинов, но очень крутых). обеспечивали контакты, безопасность и т.д. с ними случайно (?) увязался какой-то пруссак, который как-то в дороге отравил этих бурят. ну и т.д.

А в каком магазине? На обложке что было нарисовано?
Так-то сюжет интересный напрочь. И он литературный или это мемуары? Если мемуары, так и вовсе начинает любопытство разбирать.
кажется повествование шло от первого лица. типа мемуаров.
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 08.10.04, 00:54 +0000     Ответить с цитатой

Sharaldai писал(а):
alpin писал(а):
его прикрывали четверо бурят (полумонахов, полувоинов, но очень крутых). .


не со сломаными ушами.. :lol:
фото и иллюстраций не было :lol: :lol: :lol:
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 08.10.04, 01:11 +0000     Ответить с цитатой

мама рассказывала, что в Баргузине еще были старики, которые помнили, как тамошние буряты с тунгусами и бандитами стрелялись из луков, т.к. царское Прав-во запрещало использовать огнестрельное оружие.
насчет берестяных туесков и трубок. достаточно зайти в любой музей и посмотреть, скажем, те же эвенкийские берестяные изделия, чтобы оценить искусство обработки. ну а т.к. буряты мягко выражаясь, тесно общались с тунгусами, то и технологию их, даже если её не было у них самих ранее, могли легко перенять.
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 08.10.04, 03:11 +0000     Ответить с цитатой

Немножко не по топику. Но художественный образ бурятского воина в фольклоре нашего народа. Но воин этот не жил в эпоху русских завоеваний и не сложил голову за бурят а за царя батюшки Николай. Сами судите кем их считать. Я про бурят-казаков. На мой взгляд приведенный здесь песня очень поучительна для нынешних бурят-монголов.

Буряад хасагай дуун

Боро хараан боложо
Буугаа тургэн hомоллойб
Буудал буудал тальбажэ
Бушуу дайнда яванам.
Сурхэй хуйтэн нухэндэ
hунео дуурэн байжа
hурэг олон дайсанда
Сулоош угы бууданам.
Аяар гурбан жэл болооб
Абяа шэмээн угы дээ
Аба эжым хаанам?
Амараг нухэдни яаhам?
Шархаш багатай бэшэлби
Шагай сэмгэм угы
Шамдаа хуроод ерэхэдээ
Шадал тэнхээм угы.
Эжэл эжэл нухэдэhоом
Эреэн саарсан ерэнэгуй
Эжыл аба хоёрhоом
Элэhэн письмо ерэнаа гоо.
Амараг амараг нухэдэhоом
Амар мэндэл ерэхэдээ
Аляа ганса амарагым
Абаа гэндээ бишэл хун.
Эжэл эжэл нухэдэhоом
Эреэн саараса ерэхэдээ
Эжы аба хоёрым
Элиhэн хушаа гэнэл дээ.
Хайлан уйлан байхадажэ
Харюу гэртээ бэшэнэм
Хариин дайсанай сомони
Харбан намдаа ерэнэл hоо.
Энэ минии бэшэгые
Эжэл нухэдэм олыто
Эреэн нюдоо доhолжо
Эльгээ тэбэрин унанам.

Вот такова была учесть тех людей. И этим кончился так бесславно доблестный воинственность предков хоть и на русском службе.
Аналогичная песня по моему у хоринцев тоже есть про Шилдэ занги будто бы он при казне маньчжуров так воспевал.

Алаг хара нюдэни
Аягансоогоо шэргэхэ лэ
Алда хара гэзэгни
(Холбоотойгоо? забыл) илжрэхэ лэ
Хоёр алаг нюдэни
Хоргонсоогоо шэргэхэ лэ
Хоёр алда гэзэгни
Холбоотойгоо илжэрэхэ лэ
Магад минии тологой
Манай нютагруу унхэрэхэ лэ
Манжа муухай дайсан
Мангарлан ошожо ушхэлэхэ лэ.
Еще раз прошу прощении за несоответсвий.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 08.10.04, 04:45 +0000     Ответить с цитатой

Да нормально, Сонгоол. Ценный постинг вышел. Можно сказать ты ввел в оборот новые версии старинных бурятских народных песен. Теперь нашим знатокам надо заняться переводом и анализом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 08.10.04, 05:24 +0000     Ответить с цитатой

Гыук писал(а):
Недавно вычитал кое-что про культ "хγхэ моритон".
Интересно, есть ли какая-нибудь связь с "хара моритон" или нет?
Насчет Иркутска-имеется в виду налет Петра Тайшина в 1690-х годах, совместно с монгольскими силами, во главе которых стояла некая женщина воин.

С хара-моритон связь, я думаю, есть. Культ военных богов Хухэ-Моритон в Кударе (Кабанский р-н РБ) распространен до сих пор. Один уважаемый форумчанин об этом знает. Его бабушка, кажется, делала специальный обряд этим богам для него.
В годы войны в Кударе обряды эти массово проводились. В 1946 и 1955 (10 лет победы во 2 мировой) гг. там огромные тайлаганы с тысячами участников собирались, говорят.
А вот про Тайшина, не знаю, не уверен. Его мятеж даже налетом назвать трудно. С десятком-другим своих людей они поднялись на бунт, угнали из-под города табуны и поскакали в Халху, но были, кажись, схвачены. Хотя у меня мало инфы о том деле.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 08.10.04, 08:11 +0000     Ответить с цитатой

alpin писал(а):
насчет берестяных туесков и трубок. достаточно зайти в любой музей и посмотреть, скажем, те же эвенкийские берестяные изделия, чтобы оценить искусство обработки. ну а т.к. буряты мягко выражаясь, тесно общались с тунгусами, то и технологию их, даже если её не было у них самих ранее, могли легко перенять.

Точно. Я как-то сразу не подумал, что можно такой пример с эвенками привести. Тот чел, который мне свою теорию про заимствование берестяной посуды бурятами у рууских выдвигал, указывал на слово туйсэ, которым буряты (не помню, какие именно) называют ее. И он считал, что это туйсэ бурятское происходит от русское туес, туесок, и выводил отсюда подтверждние своей теории, основанной в основном на том, что халха и ойраты берестяной посуды якобы не делали.

Цитата:
мама рассказывала, что в Баргузине еще были старики, которые помнили, как тамошние буряты с тунгусами и бандитами стрелялись из луков, т.к. царское Прав-во запрещало использовать огнестрельное оружие.

Это да, это было. для бурят 19-начала 20 веков было такое страшное слово ХААТАРЖАН, каторжник. Они бежали пачками с каторги. В руских сибирских деревнях для них в каждой избе далали специальное окошко или полочку на уровне колена где-то в сенях. Там ставили продукты, кто чем богат. Беглые (тогда их называли "орлы" и "бродяги" - это были какие-то две категории тогдашних уголовников) по ночам еду забирали и шли дальше на Русь. А вот буряты их не любили, потому что те грабили их, постоянно нападали на девчонок, караулили, когда мужчины-буряты отлучатся, похищали и утаскивали с собою в лес. Потом бросали. Во многих местах в Бурятии еще рассказывают воспоминания дедов и прадедов, как они участвовали в погонях за хатаржанами. Иногда по многу недель преследовали, чтобы отомстить за девушек.
Местные русские власти такую вражду между уголовниками и бурятами использовали, чтобы облегчить работу своим полицаям. Они знали, что если бурят поставить в охрану этапа, никто из катордан не сбежит точно. А сбежит, далеко не уйдет.
Потом после революции, бурятам это все припомнили. Каторжане стали в моде, как пострадавшие от режима, а буряты и казаки оказались теперь приспешниками жандармов.
Уголовные в массовом порядке шли в "красные партизаны", потом превращались в "ветеранов", в депутатов и на законных основаниях теперь уже измывались над бурятами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 08.10.04, 23:24 +0000     Ответить с цитатой

Из старого форума:http://buryatskiynarod.pips.ru/php4/forum/discuss.phtml?id=2701&part=22383&disc=50224&start=342
Довольно подробная статья о нападении Тайшина была размещена в свое время в иркутском "СМ-Номер 1".
Получается, что было не одно, а два нападения.
Т.н. Эрдэни-нойон и вовсе является, согласно источникам,
монгольской женщиной-воительницой.
Т.е. получается, что имели место совместные бурят-монгольские действия.
Также, факт, несколько раз уже упоминавшийся на форуме-
" Зимой 1641 года боярский сын Василий Власьев с отрядом подступил к улусу Шебшея, расположенному в "Куленгинском хойморе" (хоймор - северная почетная сторона в жилище бурята). На предложение платить ясаг князец Шебшей ответил отказом. Завязался бой. Основные силы улусников были разбиты. Оставалась невзятой юрта Шебшея. С главой рода находились старший сын (от первой жены) и молодая жена с годовалым сыном. Запасов стрел было достаточно. Шебшей и его старший сын стреляли метко, особенно сам Шебшей. Как потом писал в донесении Власьев, стрелы Шебшея насквозь пробивали куяки (кольчуги). Власьев предложил Шебшею через переводчика-эвенка сдаться на почетных условиях. Шебшей не пошел на это. Когда он понял, что конец неминуем (юрта уже начала гореть), он крикнул осаждавшим, что сдает на их милость жену и годовалого сына-отхона (меньшого, младшего). В донесении Власьев писал: "выкинул их из юрты". А сам Шебшей со старшим сыном погиб, не сдавшись".Этот эпизод - со страниц донесения боярского сына Власьева ленскому воеводе - попал в фундаментальный труд российского академика Иоганна Эберхарда Фишера "Сибирская история" (С.Петербург, 1774г.).
Любопытная дискуссия в связи с этим возникла на старом форуме:

http://buryatskiynarod.pips.ru/php4/forum/discuss.phtml?id=2701&part=22383&disc=105508&start=144&dstart=45
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 3 из 7

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru