BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Бурят-монголы на тропе войны: свидетельства и исследования
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 09.10.04, 12:02 +0000     Ответить с цитатой

Ну, я тут цитату приведу из челобитной, а уж сами решайте, могло ли такое выступление сойти за осаду :
"А как де были крещены и по Иркуцку поверстаны в дети боярские Петрушка Тайшин, Васька Степанов и ины мяхочины, -умысляя воровски, собрався во многолюдстве из Иркуцка, видя их, служилых людей, малолюдство... и ведая, что де в государевой кахне в Иркуцку и в острогах мелкого ручного ружья нет, а у кого и есть, и то де плохо и в службе к нужному делу не надежно, и изготовясь де с ружьем те вышеписанные изменники, задавя жену и убив дочь свою русской породы, со многими мяхочины в 40 человеках, отогнав весь городской табун и ис под Иркуцку за Ангару реку в Мунгальскую землю, изменя, бежали"
Лично мне как-то не очень. Особенно, что начали такое дело с убийства двух женщин. Впрочем, мало ли какие там причины были и родная ли это дочь была Тайшина или от русского, не понятно. В те поры постоянно администрация так заставляла бурятских нойонов на русских вдовах с детьми жениться.
Но они с Тайшиным не набегали в общем-то на Иркутск, а убегали из него. Там они служили после крещения и принятия Тайшиным титула сына боярского.
Гыук, хорошая была наводка на Тайшина с той, хотя бы, точки зрения, что кажись поточнее выясняется прототип Богдоя (или его имени) - упомянутого в челобитной крещеного монгола Степанова, по родному, вероятно, звали Бодой. Так что, вы, пожалуй, правы, что именно Тайшинская выходка послужила одним из источников вдохновения для автора повести. Но автор черпал инфу из поздних перепечаток иркутских сочинений 18-19 века. Там уже все сплелось воедино: мелкая выходка тайшина приобрела эпические масштабы из-за того, что в те времена уже как-то странным иркутянам казалось, что сами же русские казаки, только из Селенгино-удинских острогов, могли осаждать Иркутск, пусть и в союзе с бурятами. Вот и "убрали" казаков, оставили бурят. Начали искать, какие именно могли быть. Нашли Тайшина , к-рый к тому ж, скорее всего, и не бурят, а халхасец. Образ Тайшина и особенно монахини Эрдэни-тойн выглядели романтично, колоритно. Один князь, другая - амазонка. Подошло. Понравилось.
Далее, на казачью осаду могли наложиться действительно впечатляющие походы Бугачи и штурм Тункинского при войне с Тушету-ханом в 1680-х.
Поскольку в этом топике, насколько я понимаю, обсуждается не столько реальная история, сколько художественные произведения, то еще заметка:
В повести Кунгурова описывалась одежда бурятских воинов, а именно остроконечные ВЫСОКИЕ шапки с красными кистями. Это головной убор хоринских бурят. Это сейчас такой носят почти все буряты, а раньше только хоринцы. Они принесли такой покрой из Маньчжурии в 1594 и 1613 гг.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 10.10.04, 22:36 +0000     Ответить с цитатой

Про калмыцкое мужество логичнее было бы спрашивать на калмыцких сайтах.
Кстати у калмыков есть свой Петр Тайшин, крещеный калмык, который чем-то отличился при Петре I.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 11.10.04, 00:30 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
... слово туйсэ, которым буряты (не помню, какие именно) называют ее. ...


Это слово не "уйсэ" (vйсэ) которое на монг. языке обозначает просто "кора дерева"?
Монголы говорят о берестяных изделии просто как "vйсэн сав", "vйсэн эдлэл".
Берестяная грамота - "vйсэн дээрх бичиг"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 11.10.04, 08:36 +0000     Ответить с цитатой

Может быть, и уйсэ в самом деле.

А вот мне попался сайт поклонников Рерихов, и там строчки, перекликающиеся отдаленно с инфой Альпина о бурятских охранниках экспедиций в Тибет.
http://www.mystic-world.net/Roerich/Publications/altai27.htm :

Утром едем как всегда. Впереди Юрий и П.К. в разъезде. Затем все верхо-вые - мы и ламы. За нами на некотором расстоянии - торгуты с мулами. А дальше отстал караван с верблюдами под охраной Голубина, Кончока и Церинга. Впереди нас ущелье с двумя холмами. Елена Ивановна, всегда чуткая, слышит далекий лай собак... Вдруг через ущелье между холмами начинают проскакивать вооруженные всадники, скрываясь за холмом. Сан-ге-лама кричит: "Аранган", то есть разбойники. Даю приказ повернуть на-зад, чтобы занять вершину холма и соединиться с торгутами. На вершине вместо атакованных мы оказались атакующими и командующими положе-нием. Отряд панагов остановился, очевидно, не ожидав нашего маневра. К ним подскакали полковник, торгут Очир и бурят Бухаев с грозным преду-преждением. Остальные, готовые к бою, наблюдали. Панаги, неожиданно застигнутые, спешились и в знак покорности положили винтовки. Один из них держал длинное копье - знак объявленной войны. Мы хотели купить это копье, но они сказали: "Мы не можем продать, это - друг наш". Глав-ное, всегда действуйте смело.
На другой день готовилось еще нападение, но сильная снежная метель с громом расстроила суеверных панагов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 12.10.04, 06:49 +0000     Ответить с цитатой

Вот еще из художественной литературы о бурятских воинах.
На этот раз "Жестокий век" Исая Калашникова. Хори-туматы и мэркиты. Сильно сомневаюсь, что в те времена (12-13 вв.) они могли между собой воевать, но тем не менее... Сюжет любопытен противопоставлением воинов лесных монголов и степняков, а также описание засады, в которую хоринцы заманили мэркитов:

- Чтобы уберечь свой покой, мы отказываемся пристать к меркитам, к хану Тэмуджину, к любому другому нойону. И если дело дойдет до драки, хори-туматы себя покажут. На них нет железных шлемов, их сердце не прикрывают крепкие куяки. Но у каждого есть лук и стрелы. А кто сравнится
с хори-туматами в умении стрелять? С детства мы научены бить на бегу косулю и быстро летящую птицу, прямо в сердце разить лося и медведя.
- Это мне известно.
- Но тебе не известно другое. Степные люди глохнут и слепнут в наших лесах. Деревья и скалы, реки и болота становятся нашими воинами...

В лесу, остановив коней, Чиледу снял Дайдухул-Сохора, положил на землю. На его губах пузырилась кровавая пена, он что-то порывался сказать, но не мог.
Шум сражения приближался. Хори-туматы откатывались в лес. С Дайдухул-Сохором на руках Чиледу поднялся в седло. Им владела одна мысль - спасти Дайдухул-Сохора. И, не прислушиваясь к шуму сражения, не думая, чем оно кончится, помчался по узкой тропе к тому месту, где оставили Ботохой с
пешими лучниками.
Прискакал, загнав лошадь. Множество рук протянулось к Дайдухул-Сохору. Положили на разостланную кошму, Чиледу склонился над ним.
Дайдухул-Сохор был мертв.
Подошла Ботохой-Толстая. Легко, как младенца, подняла мужа на руки, приложилась ухом к его груди. Ее губы округлились, вытолкнув глухой стон:
- О-о-о!
Бережно положила мужа на кошму, медленно выпрямилась, посмотрела в ту сторону, откуда наплывал шум сражения... Глаза ее горели черным огнем.
Хори-туматы бежали, преследуемые меркитами по пятам. Проскочив узкий проход между двух гор, они спешивались, карабкались на крутые склоны, к укрывшимся лучникам. Прячась за рогатым выворотнем, Чиледу провожал
взглядом каждого конного воина. Олбора среди них не было. Промчались последние хори-туматы. В проход густой толпой, с победными криками, навстречу своей гибели хлынули меркиты.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 18.10.04, 08:50 +0000     Ответить с цитатой

Немного не в тему, но интересно.
http://www.tyumen.net/tcourier/108/erm1809c.shtml

"Неизвестное об известном. Георгиевский кавалер Тюмень
Игорь Ермаков
185 лет назад среди награжденных орденом Святого Георгия появился офицер с диковинной для слуха россиян фамилией - сотник 12-го иррегулярного кавалерийского полка Сербенжап Тюмень.
Уроженец Кяхты добровольно вступил в армейский строй еще в 1810 году. Ко времени начала освобождения стран Европы от наполеоновского ига в 1813 году 36-летний Сербенжап, возможно, был единственным бурятом, дослужившимся до офицерского чина в русской армии.
Особенно отличился командир "летучей" сотни, состоящей из башкирских лучников, в бою при Фер-Шампенуазе, близ Парижа.

"В деле 14 мая 1814 года лучники сотника Тюмени засыпали французских гренадеров тучами стрел каленых. Сам же доблестный сотник саблею зарубил 32 нижних чина неприятеля и, ранив стрелою из лука, взял в плен полковника гвардии французской", - писал в наградном представлении на отважного офицера генерал Михаил Милорадович.
Летом 1815 года орден Святого Георгия 4-й степени, эполеты капитана и личное дворянство стали наградой храброму кавалеристу "по прозванию" Тюмень, отличившемуся в последних боях на французской земле. "
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nakamichi
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Oct 09, 2004
Сообщения: 47
СообщениеДобавлено: 18.10.04, 09:23 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Немного не в тему, но интересно.
http://www.tyumen.net/tcourier/108/erm1809c.shtml

"Неизвестное об известном. Георгиевский кавалер Тюмень
Игорь Ермаков
185 лет назад среди награжденных орденом Святого Георгия появился офицер с диковинной для слуха россиян фамилией - сотник 12-го иррегулярного кавалерийского полка Сербенжап Тюмень.
Уроженец Кяхты добровольно вступил в армейский строй еще в 1810 году. Ко времени начала освобождения стран Европы от наполеоновского ига в 1813 году 36-летний Сербенжап, возможно, был единственным бурятом, дослужившимся до офицерского чина в русской армии.
Особенно отличился командир "летучей" сотни, состоящей из башкирских лучников, в бою при Фер-Шампенуазе, близ Парижа.

"В деле 14 мая 1814 года лучники сотника Тюмени засыпали французских гренадеров тучами стрел каленых. Сам же доблестный сотник саблею зарубил 32 нижних чина неприятеля и, ранив стрелою из лука, взял в плен полковника гвардии французской", - писал в наградном представлении на отважного офицера генерал Михаил Милорадович.
Летом 1815 года орден Святого Георгия 4-й степени, эполеты капитана и личное дворянство стали наградой храброму кавалеристу "по прозванию" Тюмень, отличившемуся в последних боях на французской земле. "


ВОТ ЭТО ТЕМА - ТАКИЕ ПРИМЕРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ У БУРЯТСКИХ ДЕТЕЙ!!! Ункас- тебе надо тоже медаль за свои труды!!! :wink:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 18.10.04, 13:27 +0000     Ответить с цитатой

Честно говоря, Накамичи, эту ссылку надо еще сто раз проверять на предмет того, откуда у них информация.
Дело в том, что Серебджаб Тюмень на самом деле калмыцкий офицер, он не бурят. Но в том сайте дается указание на место рождения - Кяхта и дважды говорится, что это бурят. А также уточняется, что он командовал башкирской конной сотней.
Калмыцкий Тюмень родился явно не в Кяхте и командовал не башкирами, а своими калмыками. Поэтому интерес вызывает тот момент, что, не исключается возможность существования и некоего бурята, принимавшего участие в войне 1812 года. Но, возможность эта довольно слабая. А поставил ссылку я сюда потому что все таки здесь рассматривается по большей части то, как бурятских воинов воспринимают со стороны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 18.10.04, 22:39 +0000     Ответить с цитатой

Цыренжап Тумэн (ов?) видимо в нашей транскрипции.

А название города Тюмень вероятно от нашего "тумэн" и произошло?
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 19.10.04, 01:36 +0000     Ответить с цитатой

ya toje dumal shto on kalmyk
kak mojno on roditsa v kyahte. yesli deistvitelno buryat bylo by kruto voobshe to predki grili shto my vo vseh voinah uchastvovali kotorie rossiya vela. mojet i takoi buryat kazak otlichilsa v voine s franzusami. :o
gorod tyumen deistvitelno nashe slovo i yesho moskva :lol:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Dan
Великий и ужасный


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 6047
СообщениеДобавлено: 19.10.04, 02:21 +0000     Ответить с цитатой

[quote="Unkas"]
Гыук писал(а):
Культ военных богов Хухэ-Моритон в Кударе (Кабанский р-н РБ) распространен до сих пор. Один уважаемый форумчанин об этом знает. Его бабушка, кажется, делала специальный обряд этим богам для него.
В годы войны в Кударе обряды эти массово проводились. В 1946 и 1955 (10 лет победы во 2 мировой) гг. там огромные тайлаганы с тысячами участников собирались, говорят.

:shock:
возможно, это я что-то не знаю, и чего-то не понимаю, но Байкало-Кудара (Кабанский р-н РБ) - чисто русская деревня, окруженная небольшими бурятскими поселениями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Tseb Dr.
ороошо


Зарегистрирован: Nov 13, 2003
Сообщения: 110
СообщениеДобавлено: 19.10.04, 04:00 +0000     Ответить с цитатой

Кудара - это вообще бурятское название местности, которую сейчас называют почему-то Кабанским районом из-за Кабанского острога. (А жители этой местности теперь - кабанцы, глупо же звучит, ей богу.) В узком смысле термин Кудара может использоваться к названию конкретной деревни, но вообще район вокруг дельты Селенги называть лучше Кударой. Все таки больше соответствия национальным традициям.
Мне не нравится, что постоянно автохтонные названия заменяют русскими. Например, река Бурэн теперь идет Брянка (еще сто с небольшим лет назад была Бурэн) и поселки в Заиграевском р-не - Новая и Старая Брянь стали, в Алари река Булэн теперь переделана в Белую, там где-то был Бельский острог, кажется.
А насчет Серебджаба Тюменя - он точно калмык, но и впрямь надо провести небольшое исследование на предмет того, не получилось ли так, что наложились друг на друга два разных образа. На самом деле мог быть бурятский казак из-под Кяхты, биография которого оказалась сходной с биографией калмыцкого Тюменя, поэтому и спуталось. Тем более, что бурятские казаки не отправлялись вроде бы на войну с Францией какими либо частями. Тот парень (если он был на самом деле) действительно мог попасть туда случайно и быть зачисленным на службу в башкирские части, раз своих бурятских не было. А вот калмыку действительно было бы странно оказаться в башкирской сотне.
У кого есть инет халявный, напишите в ту газету, откуда инфа у них. А то, вдруг мы такую яркую личность не знаем, не ведаем. Хотя шанс, конечно, не велик.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 19.10.04, 06:06 +0000     Ответить с цитатой

Кудара?? - это Хvдэр что ли.
Значит нашей монголии местность называется Хvдэр, а бурятская часть Кудара --> Кабанка :roll: .
Вообще то Хvдэр это не кабан.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Санал
шэнэхэн


Зарегистрирован: Oct 20, 2004
Сообщения: 9
СообщениеДобавлено: 20.10.04, 15:52 +0000     Ответить с цитатой

songool писал(а):
ya toje dumal shto on kalmyk
kak mojno on roditsa v kyahte. yesli deistvitelno buryat bylo by kruto voobshe to predki grili shto my vo vseh voinah uchastvovali kotorie rossiya vela. mojet i takoi buryat kazak otlichilsa v voine s franzusami. :o
gorod tyumen deistvitelno nashe slovo i yesho moskva :lol:


Сербенджаб Тюмень - владетельный князь Хошеутовского улуса. Командовал калмыцким корпусом во время войны 1812 г. Награжден геогиевским крестом. После окончания войны возвел в память павших калмыких воинов Хошеутовский хурул -жемчужину калмыцкого зодчества (в настоящее время находится на территории Астраханской области. До 1943 часть Астраханской области входила в осстав Калмыцкой АССР, часть в состав Сталингардской области. После восстановления Калмыкии, эти земли не были возвращены Калмыкии). Его ставку на берегу Волги посещали Дюма-сын и Александр Гумбольдт. Хошеутовский хурул - единственный храм сохранившийся до наших дней, остальные уничтожены во время советской власти.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ajuka
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Oct 13, 2004
Сообщения: 26
СообщениеДобавлено: 20.10.04, 16:10 +0000     Ответить с цитатой

Тюмень - калмыцкий князь. Мой прадед у него телохранителем был, а прабабка в Хошеутовском хуруле работала.

Для удобства создан отдельный раздел, где продолжается обсуждение казачьих и других военных формирований из числа бурят-монголов (модератор):

http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=4944
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 4 из 7

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru