BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Бурят-монголы на тропе войны: свидетельства и исследования
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 26.01.06, 04:49 +0000     Ответить с цитатой

http://dva-klinka.narod.ru/mongol.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
УгайЗам
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Jul 11, 2007
Сообщения: 24
СообщениеДобавлено: 11.07.07, 13:33 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:

Д.С. Дугаров
доктор исторических наук

ДААГАН ШАРГА
(исторические корни старинной бурятской военной песни)

...В четвертом номере газеты «Угай зам» мы продолжили публикации старинных песен хори-бурят, в том числе была опубликована песня «Дааган шарга». В комментарии песни мною было высказано мнение о том, что она имеет очень древнее происхождение, восходящее к концу ХП – нач. ХШ вв. Такое допущение вызвало повышенный интерес у некоторой части наших читателей и пожелание более определенно аргументировать свою точку зрения. Идя им навстречу, я хочу сейчас продолжить разговор по поводу указанной уникальнейшей песни.

Песня «Дааган шарга» представляет собой образец очень популярной среди древних и современных монголоязычных народов, так называемой, «диалогической песни». Таковыми были, например, известная «Золотоордынская песня на бересте» (нач. ХIV в.), найденная археологами на берегу р. Волги.

В ней ведется песенный диалог между молодым монгольским воином, заброшенным по воле судьбы в Поволжье, и его матерью, оставшейся в родных монгольских степях Центральной Азии. Диалогическими же были и опубликованные в том же 4-м номере газеты песни «Шэлдэй Занги», «Николай нойон» и другие песни хори-бурят.

Теперь рассмотрим ближе содержание нашей анализируемой песни «Дааган шарга». Дошли до нас только пять куплетов. Можно думать, что их прежде было гораздо больше. Для анализа приведем лишь два куплета:

Дааган, дааган шаргаараа
На лончаке соловой масти
Дархитын дабаа дабалайб,
Дархитуйский хребет перевалил.

Далан табанай насандаа
К своему семидесятилетию
Дайсанай олые даралайб…
Несметных врагов уничтожил

Баруун Хурьбын дабаанда
На западном Курьбинском хребте
Байра олон сэрэг лэ
Вражья рать собралась

Бахархажа мордосон
Отважно к ним отправившийся,
Манайл ахай алим бэ?…
Братец наш, где же он?…

Вот перед нами отрывок из обыкновенной традиционной хори-бурятской песни. На первый взгляд, ни о чем особенном она не говорит. Но, не будем спешить и попытаемся рассмотреть ее более внимательно.

Песня, видимо, очень древняя, ибо в исторически обозримое время у хори-бурят старики в свои 75 лет не отправлялись в ополчение, чтобы защищать независимость и свободу своего рода, племени от вражеских орд.

Согласно содержанию текста песни, именно такая многотысячная вражеская рать сосредоточилась на «западном Курьбинском хребте». Следовательно, прежде всего нам сейчас необходимо выяснить вопрос: существует ли на территории этнографической Бурятии горный хребет, называемый Курьбинским.
Если существует, то где он находится?

В качестве ориентира мы имеем два направления: Западный («Баруун») и Северный («Хойто») Курьбинский хребет. Это значит, что родина старого воина-ополченца, как и других его соратников находилась к востоку и к югу искомого хребта. А он, оказывается, действительно существует и обозначен на карте Забайкалья.

Курьбинский хребет находится на территории исконного и, по-видимому, дренейшего расселения предков современных хори-бурят. Хребет тянется с юго-запада на северо-восток к югу от большого горного хребта Улаан Бургаасы, между реками Уда и Курба.

Западные отроги хребта начинаются к северу от современного села Унэгэтэй, а на северо-востоке хребет достигает территории Еравнинского района к северу от села Можайка. Далее на север от хребта тянется сплошная и бесконечная сибирская тайга и горы. А на северо-западе горные хребты Хамар Дабаан, Улаан Бургаасы, Икатский хребет и другие горные массивы вплоть до плодородной и сравнительно небольшой Баргузинской долины...

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Mongol_Ard
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 946
СообщениеДобавлено: 11.07.07, 14:16 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
Таковыми были, например, известная «Золотоордынская песня на бересте» (нач. ХIV в.), найденная археологами на берегу р. Волги.

В ней ведется песенный диалог между молодым монгольским воином, заброшенным по воле судьбы в Поволжье, и его матерью, оставшейся в родных монгольских степях Центральной Азии.


Please copy /paste here full text of this song.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
frontline
ороошо


Зарегистрирован: Aug 02, 2007
Сообщения: 74
СообщениеДобавлено: 03.08.07, 08:55 +0000     Ответить с цитатой

Народ! А селенгинский казачий(бурятский) полк?! Они же еще Севастополь в Крымскую обороняли!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 03.08.07, 14:28 +0000     Ответить с цитатой

frontline писал(а):
Народ! А селенгинский казачий(бурятский) полк?! Они же еще Севастополь в Крымскую обороняли!

где-то читал, что Селенгинский полк, оборонявший Крым, не только не был бурятским, но и казачьим вообще не был. Обычный пехотный полк. Врочем, не поручусь за эту интерпретацию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 21.01.08, 03:56 +0000     Ответить с цитатой


Абагалдай. по мнению исследователей он был одним из руководителей сопротивления. Ныне сей шаманский умдэхэл хранится у шаманки из Дорнод аймака.
_________________
миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 03.02.08, 10:36 +0000     Ответить с цитатой

Кто-нить может это прокомментировать?
Цитата:

kerala.com/wiki-Cavalry_tactics

Mongolian troops had a Buryat longbow, the strongest known longbow[citation?needed], for showering the enemy with arrows from a safe distance. The aim on horseback was better than in a jiggling chariot, after it was discovered to shoot while all hooves of the horse were in the air.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
byir
муухай


Зарегистрирован: Jul 12, 2008
Сообщения: 2068
СообщениеДобавлено: 03.08.08, 04:20 +0000     Ответить с цитатой

Интересная тема, жаль - утихла.

Мне интересна политика Турухая Табунанга и напоминает политику Джамухи времен возвышения Тэмужина. Турухай первый в Забайкалье пошел на контакт с русскими и принял подданство, для этого он переселил свой народ с востока под стены Селенгинского острога. По всей видимости, таким образом он хотел защититься от набиравших силу халхазцев, которые опирались на манчжуров и одновременно хотел доминировать здесь, получив в свое распоряжение судьбы хоринцев, дауров, баргутов и тунгусов. Когда же русские пошли на контакт с манчжурами, хоринцами и Абу Монголовым с Гантимуром, Таргутай пошел на конфликт и, проиграв войну, ушел на юг. Основная масса его народа вернулась, приведя с собой еще и сартулов, ашабагатов и хонгодоров. Которые были расселены на приграничье от Оки на западе(хонгодоры), до Аргуни на востоке(сартолы).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
agio
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Sep 13, 2008
Сообщения: 3
СообщениеДобавлено: 13.09.08, 13:37 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
В ту пору ненависть между казаками и русской администрацией в городах иногда принимала такие вот вооруженные формы.


не казаки, а стрельцы. "ненависть между казаками и русской администрацией" - т.е. казаки и русская администрация - это не одно и то же? :)


Unkas писал(а):

Из Кабанского, Удинского (а может и Нерчинского) острогов свыше сотни казаков поплыли на разборку с иркутянами,


Удинский, Селенгинский, и Ильинский остроги. "Разборка" была не с "иркутянами", а с иркутским воеводой лично. :)

Unkas писал(а):

В чистом поле даже при наличии огнестрельного оружия казаки за весь 17 век ни разу не побеждали бурят.


До Петра 1 огнестрельное оружие не имело преимущества перед луком. На первое место выходило численность войск.


Unkas писал(а):

Карта сети острогов на востоке хорошо показывает кого боялись казаки: Кабанский, Удинский, Еравнинский, Нерчинский, Албазин.


Просто по рекам продвигались. дорог то не было
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
agio
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Sep 13, 2008
Сообщения: 3
СообщениеДобавлено: 13.09.08, 13:45 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
В чистом поле даже при наличии огнестрельного оружия казаки за весь 17 век ни разу не побеждали бурят.


До Петра 1 огнестрельное оружие не имело преимущества перед луком. На первое место выходило численность войск.

Unkas писал(а):

Карта сети острогов на востоке хорошо показывает кого боялись казаки: Кабанский, Удинский, Еравнинский, Нерчинский, Албазин.


Просто по рекам продвигались. дорог то не было :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 14.09.08, 13:41 +0000     Ответить с цитатой

agio писал(а):

не казаки, а стрельцы. "ненависть между казаками и русской администрацией" - т.е. казаки и русская администрация - это не одно и то же? :)

Ну, как вы наверное знаете (или должны бы знать, раз столько пафоса в ваших постах), казаки имели свои традиции и структуры управления. Русская админисрация - это адм-ция государства. А казаки с этим гос-вом не всегда в ладах были. Хотя и использовали друг друга. До тех пор пока государство их окончательно не подмяло под себя.

agio писал(а):

Удинский, Селенгинский, и Ильинский остроги. "Разборка" была не с "иркутянами", а с иркутским воеводой лично. :)

Ну да, конечно,разумеется, для разборки с таким крупным мужчиной понадобилось поднимать и гнать через море сотни людей. Видимо, лично воевода был чудовищных габаритов мэн. И еще имел примерно сто пар рук (превиликой длины) и столько же глаз, чтоб оборонять (причем успешно) свой город.

agio писал(а):

До Петра 1 огнестрельное оружие не имело преимущества перед луком. На первое место выходило численность войск.

Хех. Уж сколько раз твердили миру... Эта тема уже многократно обсуждена среди специалистов по военному делу народов Сибири и Центральной Азии. И закрыта. Потому что ясно, огнестрел в 17-то веке (!) безусловно ИМЕЛ преимущества перед луком. Точнее сказать имели преимущество армии, вооруженные огнестрелом перед армиями, вооруженными луками. Причем сразу по нескольким позициям.

agio писал(а):

Просто по рекам продвигались. дорог то не было

Хыхы. Ну дк, никто не спорит, что казаки по рекам шастали. Но дороги во-первых были. Во-вторых, в степях не везде они нужны. В-третьих, я сказал, что острогов не ставили в центре хоринской территории отнюдь не потому что там не было рек. Причем судоходных. Чикой был судоходен еще в сер. 20 века. Некторые говорят, что до 1970-х. И плавали по нему не струги или дощаники, а более солидные суда. Судоходна была Селенга (по ней пароходы ходили) вплоть до Халхи. так что в этом конкретном случае прямой жесткой связи рек и острогов не было. Была прямая связь с военно-политической ситуацией.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 14.09.08, 13:44 +0000     Ответить с цитатой

songool писал(а):

Абагалдай. по мнению исследователей он был одним из руководителей сопротивления. Ныне сей шаманский умдэхэл хранится у шаманки из Дорнод аймака.

Насколько я понял, есть версия, что упомянутый в руских источниках предводитель ольхонских хори Абыгандей или Обугалдей - это во-первых представитель цаганского отока Обоголдой. Во-вторых, имя этого реального Обоголдоя есть какой-то особый вариант имени Абагалдая. Поэтому связывают онгон с историческими событиями не только 13-16 вв., но и 1640-х годов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
byir
муухай


Зарегистрирован: Jul 12, 2008
Сообщения: 2068
СообщениеДобавлено: 14.09.08, 22:00 +0000     Ответить с цитатой

unkas писал(а):
agio писал(а):

До Петра 1 огнестрельное оружие не имело преимущества перед луком. На первое место выходило численность войск.

Хех. Уж сколько раз твердили миру... Эта тема уже многократно обсуждена среди специалистов по военному делу народов Сибири и Центральной Азии. И закрыта. Потому что ясно, огнестрел в 17-то веке (!) безусловно ИМЕЛ преимущества перед луком. Точнее сказать имели преимущество армии, вооруженные огнестрелом перед армиями, вооруженными луками. Причем сразу по нескольким позициям.

Нет, тут-бы я поспорил.
Бурятский костяной лук и по скорости стрельбы, и по дальности. и по меткости, и по поражающей способности вполне мог конкурировать с ружьями того времени. Основным их преимуществом была артилерия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 15.09.08, 03:28 +0000     Ответить с цитатой

byir писал(а):
unkas писал(а):
agio писал(а):

До Петра 1 огнестрельное оружие не имело преимущества перед луком. На первое место выходило численность войск.

Хех. Уж сколько раз твердили миру... Эта тема уже многократно обсуждена среди специалистов по военному делу народов Сибири и Центральной Азии. И закрыта. Потому что ясно, огнестрел в 17-то веке (!) безусловно ИМЕЛ преимущества перед луком. Точнее сказать имели преимущество армии, вооруженные огнестрелом перед армиями, вооруженными луками. Причем сразу по нескольким позициям.

Нет, тут-бы я поспорил.
Бурятский костяной лук и по скорости стрельбы, и по дальности. и по меткости, и по поражающей способности вполне мог конкурировать с ружьями того времени. Основным их преимуществом была артилерия.

Ну, позвольте, никто не утверждает, что ружья лучше пушек в 17 в. Речь шла об огнестреле вообще, прочитайте выше в двух цитатах двух авторов. Это во-первых.
Во-вторых, разреши, я пока не буду тут давно пройденную таблицу умножения приводить, подожду ответа agio.
byir, кстати, ты сам сообразишь по крайней мере 4 из пяти основных пунктов, составляющих существо превосходства армии с огнестрелом против армии без оного. Попробуй смоделировать бой казачьих пары сотен 1640-х гг. с бурятским отрядом примерно такой же или чуть большей численности.
В реальной истории кстати русские и казаки почти всегда, до 1680-х годов использовали укрепления - засеки, коши, надолбы, в.о. крепь...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
byir
муухай


Зарегистрирован: Jul 12, 2008
Сообщения: 2068
СообщениеДобавлено: 15.09.08, 06:08 +0000     Ответить с цитатой

Я говорю о поражающей способности бурятского лука.
Представил стрелка из лука и стрельца, - в пользу лучника.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 6 из 7

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru