BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Хунну и гунны, монголы и тюрки: история и преемственность
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7, 8, 9, 10, 11  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 06.11.04, 06:57 +0000     Ответить с цитатой

kakie yeshe bula aty eto mongol'skoe slovo bulagad to est' soboli
a vasha boma eto je nashe
alag aduutan(kit. boma)
altan tulgatan
mungun biluurten
bulgan deeverten
bulug tso'lug ulus
_________________
миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
monhoo
ороошо


Зарегистрирован: May 15, 2004
Сообщения: 77
Откуда: Ulaanbaatar-Shanghai
СообщениеДобавлено: 07.11.04, 12:49 +0000     Ответить с цитатой

Donghu-东胡 gedeg chin manai deedes bish yum uu.Donghu nar Hunnu-xiongnu-匈奴-tei baildaj yalagdaad ergune golin zug zugtsan gedeg domog baidag biz dee.Dong gej zuun gesen ug hu gedgiig toli bichgees harval ertnii undesnii ner gesen baina.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
monhoo
ороошо


Зарегистрирован: May 15, 2004
Сообщения: 77
Откуда: Ulaanbaatar-Shanghai
СообщениеДобавлено: 07.11.04, 12:54 +0000     Ответить с цитатой

Soninoos huuchir gesen ug bol hyatadin huqin gesen ug.Hu nariin huur gesen utgatai.Qin gedeg bol hyatadaar utast hogjimiig nerlesen eronhii ner yum.Jishee n yochin baina.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 08.11.04, 14:05 +0000     Re: Кун улууса Ответить с цитатой

Удуит писал(а):

Если бы от хуннского похода на Европу остались хоть какой-нибудь монголоязычный этнос, можно было бы у тюрков оспорить данное положение. Между тем потомки гуннов – болгары, савиры, хазары, буртасы и т.д. все были тюркоязычными, от них остался прямой их потомок – чувашский язык. И тюркские языки не так уж разделены, по крайней мере по сравнению с монгольскими или даже бурятскими диалектами. Гагауз из Молдавии, кыргыс из Хонгороя, сары-югур из Такла-Макана, кашкаец из Фарса легко поймут друг друга, без всякого переводчика. Особняком в этом ряду стоят только чувашский и якутский языки. Все это говорить только о том, что тюркские (огузо-уйгуро-кыпчакские) языки образовались в результате распространения хуннских племен по всему периметру Евразийских степей, а чувашский язык является прямым потомком гуннского языка. Как и якутский – потомок хуннского племени бома-алатов, проживавшего на Ангаре реке.

Насчет времени разделения и степени различия внутри группы в ваших словах есть доля истины, причем именно она и лишний раз подтверждает НЕТЮРКИЗМ хунну. Я лично склоняюсь к мнению, что монгольское языковое единство начало распадаться раньше тюркского. Взять хотя бы разделение ХОРОВ на хунну и дун-ху. Это произошло на неск. веков раньше предполоожительного времени распада тюркской общ-сти. А последняя-то и распалась скорее всего под ударом хунну.
Но и это не все. У меня есть основание полагать, что еще до выделения хунну состоялось выделение еще одной монголоязычной группировки, которая ушла на зап. берег Байкала, и от диалекта которой остались кое-какие слова неясной этимологии в эхиритских диалектах и якутских говорах. Я пока собираю материал на эту тему, поэтому не буду сильно распространяться. Вновь подчеркну лишь, что сказанное вами о внутренней близости тюрских яз-в говорит не в пользу тюркизма хунну. Наличие очень древних монголизмов в чувашском зато дает основание полагать, что европейские гунны были конгломератом отюреченных за неск. веков племен, среди которых монголоязычные играли ведущую роль.

Цитата:
Ныне буряты в своей массе славяноязычные, означает ли это, как уже говорят некоторые бурятские ученые, например Дугаров, что они издревле были индоевропейцами?

Нет, не думаю. Поэтому-то нынешние тюркоязычие чувашей и якутов совершенно не доказывает тюркоязычие хунну.
[/quote]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pil
ороошо


Зарегистрирован: Nov 01, 2004
Сообщения: 136
СообщениеДобавлено: 09.11.04, 01:01 +0000     Ответить с цитатой

[quote="AltaiHangai1"]
Unkas писал(а):
И вот что интересно, этот общий для дун-ху и хунну "Дом Ху", точнее его название ху, как полагают некоторые ученые, является не чем иным, как китайским искажением термина этнической ономастики ХОР (или хур). Таких этнонимов полно в монгольском мире: хори (хори-туматы, хоринцы), хордуты, хорлосы, хорчины...
И немало этнонимов, происходящих по моему мнению, от термина ХУН, т.е. хунну. Я думаю, это монгольское слово хун(г) лебедь, а кит. сюнну - это монг. множ. число хунгууд. Отсюда я склонен выводить этнонимы: хунгирад (хунгийн арад лебединый народ), хонгоодор (совр. буряты Тунки и Алари). Цыденжапов, кажется, от хун(г) выводил хонхотан, но тут я пока воздержусь от комментариев, хотя в принципе очень может быть, что и так.
Хори-туматы свое мифологическое происхождение выводят от небесной девы, которая принимала облик лебеди.


У эхиритов и булагатов хун означает человек, худут - во множественном числе. зон - народ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Pil
ороошо


Зарегистрирован: Nov 01, 2004
Сообщения: 136
СообщениеДобавлено: 09.11.04, 01:18 +0000     Re: Хунну и гунны, монголы и тюрки: история и преемственност Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Заголовок Темы говорит сам за себя.

Хотел бы привести пример переписки между хунским шаньюем и китайской императрицей:
При императоре Сяо-хуэе и императрице Гао-хоу Маодунь, мало-помалу становившийся [очень] заносчивым, написал письмо и отправил гонца доставить его Гао-хоу. В письме говорилось: «Я, одинокий и находящийся [от этого] в возбуждении государь, родился среди низин и болот, вырос в краю степных волов и лошадей. Несколько раз я подходил к границам, желая подружиться со Срединным государством. Вы, Ваше Величество, сидите одна на престоле, а я, одинокий и возбужденный, не имею никого рядом. Обоим нам скучно, мы лишены того, чем могли бы потешить себя. Хотелось бы променять то, что имею, на то, чего не имею».
Гао-хоу пришла в ярость, вызвала Чэнь Пина, занимавшего должность главного помощника, Фань Куая, Цзи Бу и других сановников и стала обсуждать с ними вопрос о казни гонца и отправке войск для нападения на Мао-дуня.
Фань Куай сказал: „Прошу дать мне 100-тысячное войско, и я беспрепятственно пройду вдоль и поперек по землям сюнну". [Гао-хоу] спросила мнение Цзи Бу, и он сказал: „Фань Куая [за его слова] следует обезглавить. В прошлом, когда Чэнь Си поднял восстание в Дай, в ханьских войсках насчитывалось 320 тыс. воинов, к тому же Фань Куай занимал пост старшего военачальника. Тогда сюнну окружили [императора] Гао-ди в Пинчэне, но [Фань] Куай оказался не в состоянии снять окружение. Об этом в Поднебесной тогда пели: „Под Пинчэном также пришлось действительно горько, [там| семь дней войска не имели пищи, [воины] не могли натянуть лука". Ныне, когда еще слышны звуки этой песни, а раненые только что встали на ноги, Фань. Куай хочет [снова] потрясти Поднебесную и безрассудно заявляет, что беспрепятственно пройдет вдоль и поперек [по землям сюнну] во главе 100-тысячного-войска. Он обманывает в глаза. Кроме того, варвары подобны диким зверям и птицам, их добрые слова не должны вызывать радости, а дурные олова не должны вызывать гнева".
Гао-хоу сказала: „Превосходно" — и приказала Чжан Цзэ, занимавшему должность старшего чиновника по поручениям, составить ответное письмо, в котором говорилось: «Шаньюй не забыл меня, возглавляющую бедное владение, а удостоил письмом. Я, стоящая во главе бедного владения, испугалась, и, удалившись, обдумывала письмо. Я стара летами, моя душа одряхлела, волосы и зубы выпали, походка утратила твердость. Вы, шаньюй, неверно, слышали обо мне, вам не следует марать себя. Я, стоящая во главе бедной страны, не виновата и должна быть прощена [за отказ]. У меня есть две императорские колесницы и две четверки упряжных лошадей, которые подношу вам-для обычных выездов».
Таким образом, чтобы отклонить пылкие притязания Маодуня, Гао-хоу не постеснялась изобразить себя дряхлой старухой.
Источник: МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ГРУППЫ ДУНХУ. Стр. 317.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Pil
ороошо


Зарегистрирован: Nov 01, 2004
Сообщения: 136
СообщениеДобавлено: 09.11.04, 02:32 +0000     Ответить с цитатой

Хотел бы привести выдержки из одной книги, которая у меня есть. Они посвящены монголоязычным племенам дунху, ухуань и сяньби.

Сыма Цянь: «Когда Маодунь вступил на престол, дунху (считаются предками монголоязычных народов) были сильны и достигли расцвета. Узнав, что Маодунь убил отца и вступил на престол, они отправили гонца сообщить Маодуню, что хотят получить бывшего у Тоуманя (отец Мао-дуня) коня, пробегающего в день 1000 ли. Маодунь посоветовался с сановниками, и все они сказали: „Конь, пробегающий в день 1000 ли, является драгоценным конем для сюнну, не отдавайте его". Маодунь ответил: „Разве можно жить рядом с другим государством и жалеть для него одного коня?"— и отдал дунху коня, пробегающего в день 1000 ли.
Через некоторое время дунху, думая, что Маодунь боится их, отправили гонца сказать ему, что они хотят получить одну из шаньюйских жен (яньчжи). Маодунь снова стал советоваться с приближенными, и все они с негодованием ответили: „Дунху не знают правил приличия, а поэтому и требуют жену. Нападите на них". Маодунь ответил: „Разве можно жить рядом с другим государством и жалеть для него одну женщину?". Затем взял любимую жену и отдал ее дунху.
Правитель дунху, еще более возгордясь, начал захватывать земли на западе. Между [дунху] и сюнну пролегали брошенные земли, на которых на расстоянии более 1000 ли никто не жил; те и другие жили по краям, образуя оуто (орда). Дунху отправили гонца сказать Маодуню: „Брошенную землю за пределами оуто, служащую границей между сюнну и нами, сюнну не должны посещать, мы хотим владеть ею". Маодунь снова посоветовался с сановниками, и некоторые из них сказали: „Это брошенная земля, ее можно отдать и можно не отдавать". Крайне разгневанный, Маодунь ответил: „Земля — основа государства, разве можно отдавать ее!". Всем советовавшим отдать землю он отрубил головы.
[3атем] Маодунь сел на коня, приказал рубить голову каждому в государстве, кто опоздает явиться [к месту сбора], двинулся на восток и внезапно напал на дунху. Дунху, с пренебрежением относившиеся до сих пор к Маодуню, не принимали мер предосторожности. [Поэтому], когда Маодунь во главе войск напал на дунху, он разгромил их наголову, убил их правителя, захватил пленных из его народа и принадлежавший ему домашний скот»
Источник: МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ГРУППЫ ДУНХУ. Перевод и комментарии В.С.Таскина. Стр. 296.

Сунский ученый Пэй Сунчжи:
Ухуани являются [потомками] дунху. Когда в начале династии Хань сюннуский [шаньюй] Маодунь уничтожил владение дунху, остатки народа укрылись у горы Ухуань, от которой и получили свое название.
По существующим обычаям они искусны в верховой езде и стрельбе из лука, пасут скот, отыскивая места с [хорошей] водой и травой, для жилья не имеют постоянного места, а домом для них служит куполообразный шалаш, выход из которого обращен на восток, к [восходу] солнца. Охотятся на диких птиц и зверей, едят мясо, пьют кислое молоко, одежды делают из грубой и тонкой шерсти. Уважают молодых и с пренебрежением относятся к старым.
По характеру отважны и заносчивы. В гневе убивают отцов и старших братьев, но никогда не причиняют вреда матери, поскольку у матери есть сородичи, из-за чего отцы и старшие братья, считая себя основой рода, избегают взаимной мести. Храброго и сильного, который может разбирать [возникающие] тяжбы и взаимные захваты, всегда выбирают старейшиной. Во главе каждого рода (ило) имеется мелкий вождь. Власть не передается по наследству. Несколько сотен или тысяч юрт (ло) образуют кочевье (бу). Когда старейшине нужно вызвать кого-нибудь, он вырезает зарубки на дереве, которые служат письмом. [Палочка] передается по родам, и, хотя у них нет письменных знаков, члены кочевья не смеют нарушать [полученного распоряжения]. Нет постоянных родовых фамилий, в качестве фамилии используется имя сильного старейшины. От старейшин и ниже каждый сам пасет скот и ведет хозяйство, не привлекая друг друга к выполнению трудовых повинностей.
При заключении брака все [мужчины] сначала вступают с девушкой в связь и похищают ее, а затем через полгода или 100 дней отправляют сватов, посылая с ними в качестве свадебных подарков крупный рогатый скот, лошадей и овец. Далее зять вместе с женой возвращается [в ее дом], где каждое утро, встав от сна, совершает поклоны перед живущими в ее семье вне зависимости от того, высокое или низкое положение они занимают, причем не кланяется только ее отцу и матери. После того как он пробудет в семье жены на положении слуги два года, семья жены щедро одаривает женщину и провожает ее. Место для жительства и все имущество предоставляются семьей жены, поэтому по существующим среди них обычаям {мужчины] при составлении [хозяйственных] расчетов следуют мнению женщин и только во время войны сами решают связанные с ней вопросы. Отцы и дети, мужчины и женщины садятся друг против друга на корточки. Все бреют головы, считая, что это приносит облегчение и удобство.
Когда женщина достигает брачного возраста, она отращивает волосы, которые делит на пряди, и надевает [головной убор] гоуцзюэ, украшенный золотом и яшмой, похожий на имеющийся в Срединном государстве головной убор буяо.
В случае смерти отца или старшего брата женятся на мачехе и берут в жены вдову старшего брата. Если некому взять в жены вдову старшего брата, роднят с ней собственного сына, а затем выдают замуж за старшего или младшего брата его отца, а когда (новый муж] умирает, женщина возвращается в семью прежнего мужа.
По существующим обычаям знают сроки вывода птенцов и кормления молодняка у диких птиц и зверей, различая по ним четыре сезона года. При возделывании земли время работ всегда определяют по крику кукушки. Земля благоприятна для произрастания черного проса и [растения] дунцян. Дунцян напоминает по виду пэнцао (erigeron acris — В.С.ТАСКИН), а его семена похожи на семена подсолнечника. Созревает в 10-й луне. Умеют делать водку, но не знают, как делать для нее закваску. В отношении обрушенного зерна всегда полагаются на Срединное государство.
Взрослые умеют делать луки, стрелы, седла, уздечки, ковать оружие из металла и железа, могут вышивать по коже, делать узорчатые вышивки, ткать шерстяные ткани.
Когда заболевают, используют полынь для прижигания, накаляют камень и гладят [больное место], нагревают огнем землю и ложатся на нее, кроме того, ножом вскрывают вену в больном месте и выпускают кровь, совершая при этом моление духам Неба, Земли, гор и рек. Не имеют игл для укалывания и лекарств.
Высоко ценят смерть в бою. Тело покойника кладут в гроб. Сразу после смерти оплакивают умершего, но во время похорон его провожают с песнями и плясками. Откармливают собаку, которую ведут на цветном шнуре, а также берут лошадь, на которой умерший ездил, его вещи и одежду, украшения, которые он носил при жизни, все сжигают и провожают покойного. Специально поручают собаке охранять душу умершего при его возвращении на гору Чишань. Гора Чишань находится в нескольких тысячах ли к северо-западу от округа Ляодун, и на нее возвращаются души умерших, подобно тому как возвращаются на гору Тайшань души умерших в Срединном государстве.
Ночью, накануне погребения, собирают родственников и старых друзей покойного, которые садятся кругом, и проводят собаку и лошадь около того места, где лежит покойник, причем некоторые из поющих и пляшущих бросают им мясо. Двоим велят читать заклинания, чтобы душа покойного кратчайшим путем, минуя препятствия и не встречая задержек со стороны злых духов, достигла горы Чишань. После этого собаку и лошадь убивают, берут одежду и вещи и все сжигают.
Почитают души умерших и духов, приносят жертвы Небу, Земле, солнцу, луне, звездам, созвездиям, горам и рекам. Такие же жертвы приносят покойным старейшинам, прославившимся своими подвигами. Для жертвоприношений используют крупный рогатый скот и овец, туши которых по окончании жертвоприношения сжигают. Прежде чем начать пить и есть, непременно приносят жертву.
По законам, о которых они договорились между собой, нарушивший распоряжение старейшины подлежит смерти; постоянно занимающийся воровством подлежит смерти; в случае убийства членам кочевья разрешается самим мстить, но, если вражда не прекращается, являются к старейшине, который примиряет стороны, и виновный откупается от {наказания] смертью крупным рогатым скотом и овцами. Убийство отца или старшего брата не считается преступлением. Мятежников, которых ловят старейшины, роды (ило) не соглашаются принимать, а стараются изгнать в дикие земли. В этих землях, лежащих к юго-западу от динлинов и к северо-востоку от усуней, нет гор, там простирается пустыня, встречаются вода, трава, деревья и много ядовитых змей. Туда изгоняют, чтобы довести изгоняемого до бедственного положения.
После того как предки ухуаней были разбиты сюнну, народ ослабел и подчинился сюнну, ежегодно поставлял им крупный рогатый скот, лошадей и овец. В случае непредставления [дани] в срок сюнну угоняли в полон их жен и детей.
При сюннуском шаньюе Ияньти (в „Хань-шу" — Хуяньти.— В.С.ТАСКИН) ухуани усилились и раскопали могилу сюннуского шаньюя, чтобы отомстить этим за позор поражения, которое они потерпели от Маодуня. Страшно разгневанный, шаньюй Ияньти послал 20 тыс. всадников для нападения на ухуаней. Услышав об этом, великий военачальник Хо Гуан приказал Фань Минъю, занимавшему должность заляоского военачальника, выступить во главе 30 тыс. всадников из округа Ляодун для нападения на сюнну. Когда войска Фань Минъю пришли к месту назначения, оказалось, что сюнну уже отошли. Тогда [Фань Минъю], воспользовавшись усталостью ухуаней, только что подвергнувшихся нападению сюнну, напал на них, порубил более 6 тыс. человек, взял с собой отрубленные головы трех князей и возвратился обратно. После этого ухуани несколько раз нарушали границу, но Фань Минъю {снова] выступил в поход и нанес им поражение.
В конце правления Ван Мана ухуани совместно с сюнну совершали грабительские набеги.
Император Гуан-у, установив спокойствие в Поднебесной, приказал Ма Юаню, имевшему звание военачальника—усмирителя волн, выступить во главе 3 тыс. всадников через заставу Уюаньгуань, перейти укрепленную линию и покарать ухуаней, но он ничего не добился, а только потерял более 1000 лошадей.
После этого ухуани усилились и стали нападать на сюнну, а когда сюнну отошли на 1000 ли, земли к югу от пустыни опустели.
В 25-м году эры правления Цзянь-у (49) ухуаньский старейшина Хэце и другие старейшины вместе со своим народом — 9 тыс. человек — явились ко двору, в связи с этим более чем 80 ухуаньским вождям были пожалованы титулы хоу и ванов, им было велено жить в пределах укрепленной линии, и они были расселены в землях зависимых владений в Ляодуне, в округах Ляо-си, Юбэйпин, Юйян, Гуанъян, Шангу, Дайцзюнь, Яньмынь, Тайюань и Шо-фан. Они получили распоряжение привлекать сородичей, снабжать их одеждой и пищей. Для управления и надзора за ухуанями был назначен полковник, после чего они стали нести для Хань разведывательную службу, нападать на сюнну и сяньбийцев.
В эру правления Юн-пин (58—75) ухуаньский старейшина в округе Юйян Циньчжиби возглавил свое кочевье и поднял мятеж. Воспользовавшись этим, вернувшиеся сяньбийцы стали совершать грабительские набеги. Правитель округа Ляодун Цзи Юн с помощью наемного убийцы убил Циньчжиби и разбил его народ.
В правление императора Ань-ди (107—125) ухуани, жившие в округах Юйян и Юбэйпин, а также ухуаньский старейшина Ухэ из округа Яньмынь, имевший титул шуайчжун-вана, снова объединившись с сякьбийцами и сюнну, стали грабить округа Дайцзюнь, Шангу, Чжоцзюнь и Уюань. В связи с этим начальник сельскохозяйственного приказа Хэ Си был назначен исполняющим обязанности военачальника, командующего колесницами и конницей, одновременно с этим в поход против них были посланы воины из пяти лагерей правого и левого отрядов императорской гвардии и воины из лиянского лагеря, стоявшие в семи округах вдоль границы, общей численностью 20 тыс. человек. В результате сюнну изъявили покорность, а сяньбийцы и ухуани отошли далеко от укрепленной линии. В дальнейшем ухуани постепенно снова сблизились [с династией Хань] и подчинились ей, за что их старейшине Жунмохуэю был пожалован титул главного воеводы.
При императоре Шунь-ди (126—144) Жунмохуэй, Догуй, Цюйян и другие вместе с надзирающим за ухуанями полковником Гэн Е выступили за укрепленную линию для нападения на сяньбийцев и отличились в этом походе, за что по возвращении они были пожалованы титулом шуайчжун-вана и награждены шелковыми тканями» [83а, гл. 30, л. 2а—36].

Источник: МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ГРУППЫ ДУНХУ. Перевод и комментарии В.С.Таскина. Стр. 326-329.

Юй Хуань «Вэй-шу»:
«Сяньбийцы, так же (как и ухуани], остатки [народа] дунху. Они отдельно осели у горы Сяньби, от которой получили свое название. Их язык и обычаи сходны с ухуаньскими. Их земли на востоке доходят до р. Ляошуй, а на западе—до Западного края. В последнем месяце весны всегда устраивают многочисленные сборища на р. Цзолэ для выдачи дочерей замуж и женитьбы сыновей, где бреют головы и пируют.
Из диких зверей, отличных от имеющихся в Срединном государстве, [в их землях] водятся дикая лошадь, дикая овца и дуаньню, из рогов которого делают луки, называемые в просторечье луками из рога дуаньню. Имеются еще соболи, лисицы и белки, мех которых мягок, поэтому в Поднебесной из него делают шубы, которые широко известны.
После того как сяньбийцы были разбиты Маодунем, они бежали в земли, расположенные далеко от укрепленной линии в округе Ляодун, не боролись за господство е другими владениями, оставались неизвестными династии Хань, не имели с ней связей и жили рядом с ухуанями.
При императоре Гуан-у южный и северный шаньюи нападали друг на друга, силы сюнну истощились, что помогло усилиться сяньбийцам.
В 30-м году эры правления Цзянь-у (54) сяньбийский старейшина Юйчоу-пэнь во главе сородичей явился ко двору для представления дани, и ему был пожалован титул вана.
В эру правления Юн-пин (58—75) Цзи Юн, назначенный правителем округа Ляодун, соблазнил и подкупил сяньбийцев, чтобы они отрубили головы мятежному ухуаньскому [старейшине] Циньчжиби и другим, после чего все сяньбийские старейшины родов к востоку от округов Дуньхуан и Цзюцюань явились в округ Ляодун для получения награды. Две области — Цинчжоу и Сюйчжоу — ежегодно, как правило, выплачивали им '[сяньбийским старейшинам] 270 млн. монет.
При императоре Хэ-ди (89—107) полковник великого главного надзирателя сяньбийцев Гуй во главе своего народа, последовав за надзирающим за ухуанями полковником Жэнь Чаном, напал на бунтовщиков, за что ему был пожалован титул шуайчжун-вана.
При императоре Шан-ди, в эру правления Янь-пин (106), сяньбийцы нарушили, укрепленную линию на востоке и убили правителя округа Юйян Чжан Сяня.
При императоре Ань-ди (107—126) сяньбийский старейшина Яньлияи явился ко двору. Ханьский двор пожаловал ему печать сяньбийского вана со шнуром, красную колесницу с тремя упряжными лошадьми, приказал жить под г. Нинчэн, в котором находился надзирающий за ухуанями полковник, и торговать на рынках для хусцев. Были построены южное и северное подворья для заложников, куда прислали заложников от 20 [сяньбийских] родов. В дальнейшем сяньбийцы то восставали, то изъявляли покорность, то нападали на сюнну и ухуаней, которые также нападали на них.
В конце правления императора Ань-ди из пограничных земель было послано свыше 20 тыс. пеших и конных воинов, которые расположились лагерями в важных стратегических пунктах.
В дальнейшем 8 тыс. или 9 тыс. сяньбийских всадников прошли через округ Дайцзюнь, перебили старших чиновников и подошли к укрепленной линии у г. Мачэн. Ханьский двор послал заляоского военачальника Дэн Цзуня и начальника охранной стражи телохранителей Ма Сюя, которые вышли за укрепленную линию, догнали сяньбийцев и нанесли им поражение, после которого сяньбийские старейшины Улунь и Цичжицзянь во главе более 7 тыс. человек явились к Дэн Цзуню с изъявлением покорности. Улуню был пожалован титул вана, а Цичжицзяню — титул хоу, кроме того, они были награждены шелковыми тканями.
После того как Дэн Цзунь вернулся обратно, Цичжицзянь снова поднял мятеж и окружил надзирающего за ухуанями полковника в г. Мачэн. Заляоский военачальник Гэн Куй и правитель области Ючжоу пришли на помощь и сняли осаду с города.
Усилившийся Цичжицзянь, у которого было несколько десятков тысяч воинов, натягивающих луки, в нескольких местах нарушил укрепленную линию и устремился к г. Нинмо в округе Уюань, напал на шаньюя южных сюнну и убил левого юйцзянь жичжу-вана.
При императоре Шунь-ди [Цичжицзянь] снова нарушил укрепленную линию и убил правителя округа Дайцзюнь. Ханьский двор приказал воинам из лиянского лагеря расположиться в округе Чжуншань, воинам из пограничных округов стать лагерями у укрепленной линии, перебросил пять отрядов искусных стрелков из самострела, велев им упражняться в стрельбе, причем на помощь династии Хань пришел южный шаньюй во главе более 10 тыс. пехотинцев и всадников. [Объединив свои силы, они] напали на сяньбийцев и заставили их отступить.
В дальнейшем Гэн Е, занимавший должность надзирающего за ухуанями полковника, во главе [войск] шуайчжун-вана вышел за укрепленную линию и напал на сяньбийцев, многие из которых были убиты или взяты в плен, после чего свыше 30 тыс. сяньбийских юрт явились в округ Ляодун и изъявили желание сдаться.
После бегства сюнну и северного шаньюя оставшийся народ, более 100 тыс. юрт, явился в округ Ляодун и стал смешанно жить [с сяньбийцами], называя себя сяньбийскими воинами.
Когда [сяньбиец] Тоулухоу три года служил в войсках сюнну, его жена, оставшаяся дома, родила сына. Вернувшись, он удивился этому и хотел убить ребенка. [Однако] жена объяснила, что как-то днем, идя по дороге, она услышала удар грома. Когда она подняла голову, чтобы посмотреть на небо, ей в рот упала градина, которую она проглотила, после чего забеременела и через десять месяцев родила сына. Этого ребенка, [сказала] жена, непременно ждет необыкновенное (будущее], поэтому его следует вырастить. Тоулухоу не поверил жене, тогда она попросила домашних, чтобы они взяли и вырастили младенца, которому она дала прозвище Таньшихуай.
Выросши, Таньшихуай отличался смелостью и физической силой, а умом превосходил окружающих. Когда ему было 14 или 15 лет, Бупэньи, старейшина другого кочевья, похитил у родителей его матери крупный рогатый скот и овец. Погоняя коня плетью, Таньшихуай погнался за похитителями, напал на них, и никто, куда бы он ни устремлялся, не мог противостоять ему. Он отбил весь угнанный скот, после чего напуганные члены его кочевья подчинились ему. Затем он ввел предусмотренные законом правила для решения дел между правыми и виноватыми, причем никто не смел нарушать их. В результате его избрали старейшиной.
Придя к власти, Таньшихуай учредил ставку на р. Чочоу, у горы Таньхань, находившуюся в 300 с лишним ли к северу от Гаолю, и ему подчинились все старейшины восточных и западных кочевий. Имея многочисленное войско, на юге [Таньшихуай] грабил ханьские пограничные земли, на севере отразил динлинов, на востоке заставил отступить [владение] Фуюй, на западе нападал на усуней и овладел всеми бывшими сюннускими землями, которые тянулись с востока на запад более чем на 12 тыс. ли, а с юга на север — более чем на 7 тыс. ли и были пересечены горами, реками, изобиловали пресными и солеными озерами. Династия Хань страдала от него.
При императоре Хуань-ди Чжан Хуань, занимавший должность начальника охранной стражи телохранителей, надзирающего за сюнну, выступил против Таньшихуая в карательный поход, но не добился успеха, после чего к Таньшихуаю был отправлен посол доставить печать со шнуром и возвести его в титул вана с целью установления мира, основанного на родстве. Однако Таньшихуай отказался принять титул, стал пуще прежнего заниматься набегами и грабежами. Он разделил свои земли на три части: среднюю, восточную и западную. Земли от округа Юбэйпин на восток до округа Ляодун, [владения] Фуюй и [племени] мо составляли восточную часть, где находилось более 20 кочевий. Старейшинами [наиболее крупных кочевий] были Мицзя, Цюэцзи, Сули и Хуайтоу. Земли от округа Юбэйпин на запад до округа Шангу составляли среднюю часть, на которой находилось более 10 кочевий, старейшины (наиболее крупных кочевий] — Кэцзуй, Цюэцзюй и Мужун — являлись крупными вождями. Земли от округа Шангу на запад до округа Дуньхуан и усуней составляли западную часть, на которой находилось более 20 кочевий. Старейшинами [наиболее крупных кочевий] были Чжицзяньло, Ложилюй, Туйянь и Яньлию. Все старейшины подчинялись Таньшихуаю.
При императоре Лин-ди (168—190) сяньбийцы совершали крупные грабежи во всех пограничных округах, входивших в состав областей Ю и Бин, причем не было ни одного года, когда бы эти земли не страдали от них.
В 6-м году эры правления Си-пин (177) полковник Ся Юй, надзирающий за ухуанями, начальник охранной стражи телохранителей — победитель сяньбийцев Тянь Янь, начальник охранной стражи телохранителей, надзирающий за сюнну, Цзан Минь вместе с южным шаньюем выступили за укрепленную линию в округе Яньмынь и прошли свыше 2 тыс. ли, чтобы покарать сяньбийцев. Таньшихуай, возглавив свой народ, нанес контрудар, в результате которого Цзан Минь и другие, потерпев поражение, бежали, из каждого десятка воинов назад вернулся только один.
Численность сяньбийцев увеличивалась с каждым днем, скотоводство и охота уже не могли удовлетворить их потребностей в пище. В связи с этим в дальнейшем Таньшихуай выехал осмотреть р. Ухоуцинь, тянувшуюся на несколько сотен ли. Там, где были заводи, встречалось много рыбы, но ловить ее сяньбийцы не умели. Услышав, что ханьцы искусны в ловле рыбы, Таньшихуай напал на востоке на владение Хань, захватил более 1000 семей и, переселив их на берега р. Ухоуцинь, приказал ловить рыбу, чтобы восполнить недостаток в пище. До сих пор на берегах р. Ухоуцинь имеется несколько сотен дворов ханьцев.
Таньшихуай умер в возрасте 45 лет. К власти пришел его сын Хэлянь. В силе и способностях Хэлянь уступал отцу, отличался алчностью и беспутством, выносил несправедливые решения [по возникающим тяжбам], поэтому половина народа восстала против него. В конце правления императора Лин-дй Хэлянь несколько раз предпринимал грабительские набеги. Во время нападения на округ Бэйди один из простолюдинов этого округа, искусный стрелок из самострела, попал в него стрелой, от которой он умер.
Сын Хэляня, Цяньмань, был молод, поэтому к власти пришел Куйтоу, сын старшего брата Хэляня. Когда Цяньмань вырос, он вступил в борьбу за власть в государстве с Куйтоу, в связи с чем народ рассеялся. После смерти Куйтоу к власти пришел его младший брат Будугэнь.
После смерти Таньшихуая звание старейшины стало передаваться по наследству из поколения в поколение»
Источник: МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ГРУППЫ ДУНХУ. Перевод и комментарии В.С.Таскина. Стр. 329-331.
Впоследствии дунху и сяньби основали на севере Китая несколько государств, наиболее известные из которых - Тогон и Северная Вэй.


Последний раз редактировалось: Pil (13.12.04, 03:52 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 09.11.04, 06:47 +0000     Ответить с цитатой

uduit shto oznachaet slovo "saha"?
kakoi smysl imeet v yakutskom?
to akskl po tvoemu shto oznachayut imena samyh legendarnyh predvoditelei hunnov,takie kak Maodun',Hulugu, Attila, Dengizih
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 12.11.04, 07:56 +0000     Ответить с цитатой

Есть у кого-нить данные по этимологиям и реконструкциям хуннских слов?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 13.11.04, 00:18 +0000     Ответить с цитатой

Please visit site: Huns

Nu tam kitaiskie vzglyady na Hunnu i vsego prochie. Mojiet byt' interesno.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
AltaiHangai1
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2003
Сообщения: 714
СообщениеДобавлено: 15.11.04, 13:51 +0000     Ответить с цитатой

Nu zakvasil vobsche kak vsegda. Ne znal chto volosy sakha chem to otlichautsa ot volos "sovremennyh mongol". Interesno.

Attila - Etsel - Ijil (volga po tyurko-mongolski), gde on rodilsa.
Maodun - eto kitaizirovannoe slovo Baghatur.
Chanyu - eto vobsche to ot mongolskogo kornya sain.
kulut - eto chto to obschego imeet s nogami naverno?

Avary vobsche to ne byli joujanami i ne sdelali nichego osobenno. Kakoi to tam saksonskii korol' Otto ih na golovu razbil i potom dal kakie to zemli v Vengrii gde oni cherez odno dve pokolenii ischezli.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
LSH
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 4715
СообщениеДобавлено: 15.11.04, 19:31 +0000     Re: Хьюни Ответить с цитатой

Удуит писал(а):
По медико-генетическим данным, волосы этих кулутов найденные в Ноин Ула оказались сходны с волосами современных монголов, а волосы их старост-кнутовщиков с саха.


Ссылку, пожалуйста, на публикацию, и если есть, то информацию о методе и выборке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 17.11.04, 17:08 +0000     Re: Хьюни Ответить с цитатой

Lanshan писал(а):
Удуит писал(а):
По медико-генетическим данным, волосы этих кулутов найденные в Ноин Ула оказались сходны с волосами современных монголов, а волосы их старост-кнутовщиков с саха.


Ссылку, пожалуйста, на публикацию, и если есть, то информацию о методе и выборке.


Мне кажется, Удуит имеет в виду слово кул, которым обозначали рабов, холопов, вассалов.
Инфа насчет генетического анализа волос действительно была, но точно не помню, как она была подана, так ли, как Удуит пишет, или по другому. А вообще, саха на треть - это отюреченные монголы (вилюйчане, хоролоры, туматы, чуть ли не весь Боотурусский улус, бётунцы, многие другие), так что, мало что доказывает фраза Удуита.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 17.11.04, 21:23 +0000     Re: Хьюни Ответить с цитатой

Удуит писал(а):

С таким же основанием можно утверждать, что все монголы
и буряты в большинстве потомки хуннов т.е. окитаенные.
Где это видано, чтоб туматов тем более хори относили к татарам. К монголам да, понятно. Конечно я понимаю, что китайский язык самый великий и могучий, скоро все люди на
земле будут говорить на нем, но буряты всегда входили в передовую гвардию древнетюркских каганов!


Ну, я-то основываюсь на том, что ученые из Якутии пишут, а вы на чем? Вот я например могу сказать и подтвердить ссылками на якутских ученых, что в якутском языке около 28% лексики - монголизмы, а вот вы Удуит сможете сказать, что монгольские ученые говорят о монголах, как о монголизированных китайцах?
Хех. Боюсь, вряд ли вы это сможете найти. Но впрочем посмотрим. Интересно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
AltaiHangai1
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2003
Сообщения: 714
СообщениеДобавлено: 20.11.04, 14:14 +0000     Ответить с цитатой

Geneticheskie issledovaniya kak raz pokazyvaut chto mif ob altaiskih predkah severnyh kitaitsev ne pravda. A vot naoborot u altaiskih ethnosov dovolno mnogo yujno-mongoloidnyh primesei. Iz-za tangutov naverno.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7, 8, 9, 10, 11  След.
Страница 2 из 11

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru