BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


непонятное письмо

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Урашуул
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 08.11.04, 07:53 +0000     непонятное письмо Ответить с цитатой

7.11.2004
02:45 АМ

On air: Laika 1999 (?) ‘Sounds of satellites’
/smooth jazzy trip.hop

good evening
анонимное письмо, пришедшее по электронной почте с непонятного e-maila.

++++++++++++

Привет,
я уезжаю из страны на неопределенное время и разбираю оставшиеся дела. На моем компе осталось еще несколько старых файлов, один из которых я решил отправить тебе, помня, что ты интересовался Дандароном — так и не смог тогда уделить тебе времени с этим вопросом. Надеюсь, ты простишь мне этот промах. Если тебе будет интересен источник цитаты, обратись к Н., он поможет тебе профессионально, ведь он историк, как ты знаешь. Подумал, вспомнив наши беседы в сквере, что возможно тебе еще будет интересно прочитать мою дневниковую запись того периода — собственно, она основана на этой цитате. Ок, на твое усмотрение — читать или нет. :)))
Там, куда я еду, нет электронной связи и телефонов. Честно говоря, там нет даже почты или телеграфа. Поэтому возможно я выпаду вообще из зоны досягаемости на неопределенный срок. Желаю тебе удачи и успехов. Еще раз прости за мою невнимательность.



Человек, его исключительность и обязанность.

«Стало обычным рассматривать человека как звено в цепи живых существ, одно среди многих, и останавливаться на вопросе его происхождения, который приводит к массе искусственных гипотез лишь с несколькими обособленными фактами. Однако какими бы увлекательными эти гипотезы ни были, они уводят от человека и избегают рассмотрения непосредственно данного факта его исключительности, который не может быть произведен из чего-нибудь другого и который лежит в основе его человеческой природы, в сравнении с которой каждая другая форма жизни кажется дегенерированной. Буддизм признает шесть форм жизни: обитатели ада, духи и животные как ее негативные особенности, и люди, демоны и божества как ее положительные особенности. Даже если мы не желаем принять такую концепцию жизни потому, что кроме людей и животных другие формы не являются физически достоверными, тем не менее психологически они являются таковыми, и продолжаем ли мы верить в небо и ад или нет, сам человек остается постоянным центром интереса. Именно человек может в любой момент дегенерировать в неподдельное скотство, создать ады для себя и других, и вести мрачное существование духовного голодания, или может возвести себя в божественное или демоническое состояние».
(Из черновиков предположительно Бидии Дандарона, его неподписанной и неизданной работы с неизвестным названием;неоконченный набросок главы под названием «Человек, его исключительность и обязанность». Дата написания также неизвестна).

Сегодня отчетливо вспомнился один эпизод (как совсем недавно и уже очень давно это было…).
Душное метро, прилипчивый пот и ароматы неизбежных соседей по вагону с лихвой компенсировались отчетливым ощущением наступления мая, которое все требовательнее и настойчивее требовало мое тело в свои объятия. Жаркое солнце, казалось, уничтожало всю серость и болезни старухи зимы и это делало весьма напряжным необходимость езды в метрополитене — этой изношенной системе интенсивных грузопассажирских потоков с плохой вентиляцией.
По выходу из метро (кажется, это был район метро Курской) я бросился разыскивать дотоле незнакомую мне улицу по каким-то своим неотложным деловым обязательствам, при этом ощущая всю благость весны. Ароматы цветочных лотков и распускающейся сирени витали над улицей, забитой автомобилями в полдень напряженного рабочего ритма. Весеннее солнце уже нагрело город и, казалось, даже серые стены давно не ремонтировавшихся зданий стали чуточку моложе от вездесущих солнечных лучей. Улыбающиеся лица людей позволяли забыть о сиюминутности обычных трудовых будней. Атмосфера некоего праздничного предвкушения витала в воздухе — тому способствовали романтические улыбки как-то вмиг поярчевших женщин и приятные обрывки разговоров, доносившихся до моего слуха.
Люди — обитатели рая, сконструированного в один момент моим воображением. Ноги автоматически замедлили шаг, чтобы чуть-чуть продлить это минутное наслаждение.
И тут моим глазам предстала картина. Это был всего лишь человек «без определенного места жительства», расположившийся чуть поотдаль от живописных цветочных ларьков, и видимо выбравшийся из какого-то тайного закутка, а может быть, и вовсе из чрева вонючего подземелья, где он переждал холодную и неприветливую зиму. Это был человек, но одновременно это был и обитатель преисподней. Точнее, когда то в этой жизни это существо было человеком. Мне даже не удалось точно определить его пол. «Всеобщий принцип, неумолимый закон причин и следствий» превратил этого человека в обитателя ада с невероятно раздутыми ногами и руками. Солнце согрело его, выманило на оживленную улицу (куда, видимо, у него только и хватило сил вылезти) и заставило вытащить наружу все конечности из груды малоопределенного тряпья, источавшего смрад. Это существо явно экономило свои движения, видимо, не желая тратить на это истощающуюся жизненную энергию. Ноги существа, вероятно, были когда-то обморожены или обожжены — и на них видимо уже не помещалась никакая обувь. Более того, эти ноги какого-то не очень приятного фиолетового оттенка были покрыты желтой сукровицей, пленочкой гноя, обильно покрывшей обнаженные лодыжки и ступни почти слоновьего размера. Этот человек, вероятно, в своем алкогольном аду совсем не обратил внимания на такие существенные повреждения организма. По всем признакам распада, это существо доживало последний этап своего мучительного существования. Я, не в силах еще дольше останавливать взгляд (хотя все это в хронометраже длилось не более пяти-десяти секунд, что мне необходимо было пройти мимо него), с немного оглушенным сознанием автоматически поспешил выполнять свои какие-то важные деловые функции.
Ощущение рая было разрушено. Зачем нужен такой рай? И рай ли это, если в нем существуют такие существа? Неужели нельзя сделать так, чтобы все жили в раю? Неужели это невозможно? В конце концов, ведь должны же быть какие-нибудь городские социальные службы и прочие специальные люди. А мне нужно спешить, я опаздываю.
Немного позже с этими вопросами и мыслями рациональная память предоставила моему сознанию «incoming message» — историю об Асанге, старшем брате знаменитого Васубандху, автора «Абхидхармакоши». Асанга, твердо решивший развить свое понимание «ясных законов» Махаяны, ушел в глубокий ретрит — заточение и созерцание будды Майтреи. Поселившись в пещере на горе, он с глубоким усердием занялся созерцанием. Прошло три года созерцания, но Майтрея так и не появился. Асанга в отчаянии вышел из пещеры и пошел вниз по склону. Навстречу ему попался старик, который тер тряпкой железную палку. Асанга спросил старика, что тот делает. Старик ответил, что он делает иголку из этой палки. Асанга удивился, как можно сделать иголку такой мягкой тряпкой из этой толстой железной палки. На что старик ответил, что это возможно, хотя и трудно, но только нужна сильная воля. Асанга тотчас вернулся в пещеру. Прошло еще три года. Снова Асанга погрузился в отчание — он не видел никаких результатов. Выйдя из пещеры, он случайно увидел отверстие в скале неподалеку от своей пещеры. Это отверстие за много лет проточили капли воды. Асанга снова вернулся в пещеру, поняв цену настойчивости. Через три года заточения он так и не достиг желаемого. В начинающемся неверии Асанга вышел из пещеры и пошел в город, где проходил мимо рынка в своих глубоких раздумьях. И вдруг он увидел собаку — обычную бродячую собаку, нога которой была поранена и рана которой уже была покрыта личинками мух. Асанга не смог сдержаться от слез — настолько сильно его охватило нестерпимое чувство сострадания к этому существу. Он всем своим существом ощутил мучения этой собаки. Не зная, что делать, Асанга в волнении бросился к собаке, желая помочь ей. Увидев червей, личинок мух, кишащих в ране, он выхватил костяной нож и раскроил себе бедро, затем своим языком он стал доставать эти личинки из раны собаки и перекладывать себе в бедро, боясь хоть как то повредить собаке и червям. Слезы текли из его глаз, и когда он вытер их, чтобы они не мешали работе, он с изумлением обнаружил вместо бродячей собаки будду Майтреи — точнее, Майтрею в облике собаки. Асанга с упреками накинулся на него, говоря, что тот был несправедлив к нему, так долго искавшему этой долгожданной встречи. А Майтрея сказал Асанге, что на самом деле всегда был рядом с ним. Он был стариком, тряпкой и железной палкой, он был водой и проточенным в скале отверстием, он был собакой и червями в ране собаки. Майтрея сказал, что так же упорно ждал встречи с Асангой, как Асанга ждал Майтрею. Майтрея сказал, что немногие могут увидеть его. Он предложил Асанге провести опыт — взять эту бродячую собаку на плечи и походить по рынку и посмотреть, кто сможет увидеть собаку на его плечах. Весь день ходил Асанга по многолюдному рынку с бродячей собакой на плечах и только к вечеру его заметила одна старушка, ожидающая прихода смерти. Бабушка спросила, почему этот почтенный монах ходит по рынку с раненой бродячей собакой на плечах. После этого Майтрея забрал Асангу в одну из «чистых земель» — страну Тушита, где Асанга пробыл один день, прослушав учение о йоге. Вернувшись обратно, он обнаружил, что он отсутствовал пятьдесят лет.
Смысл этой притчи понятен. Рынок — это наш повседневный мир трудовых забот. Как говорил Дандарон, Нирвана есть та же Сансара, взятая без причин и условий.
Каждый может познать Истину после своей смерти, но не каждый сможет узнать ее в своей повседневной жизни. Не так важно знание и умение сами по себе, но так важно сочетание этих знаний и умений с чувством сострадания и добра. И каждый из нас — потенциальный Будда. Во всяком случае, так эту притчу понимаю я сегодня своим рациональным пониманием.
Но почему тогда я, знающий и принимающий смысл этой притчи, не был готов к встрече с бомжем на Курской? Почему не был готов облызать его полусгнившие конечности? Почему меня хватило только на то, чтобы с неким элементом гордости за самого себя описывать эту сцену? Почему мне не хватает настоящего чувства жалости и сострадания к существам? Почему я иногда готов убить кого-нибудь «просто так»? Почему я готов отказать в сострадании обитателю ада? Почему, зачем я отдаю себе отчет, что эти вопросы кому-то могут показаться глупыми? Неужели я сам — обитатель ада, который всего лишь возомнил себя носителем божественной исключительности? ..

Москва. Какой-то из тех немногих осенних дней, оставшихся до прихода зимы.

++++++++++++

Это письмо озадачило. Несмотря на то, что меня в свое время (во время студенчества) интересовали некоторые подробности жизни популярного тогда в определенных кругах бурят-монгольского философа и мистика Бидии Дандаровича Дандарона, я не мог припомнить, с кем мы могли обсуждать их. Да и вроде бы никто из моих друзей, родственников и знакомых не планировал никаких отъездов. Тем более, что мне неизвестно, какого историка по имени Н. имел в виду автор письма, забывший подписаться (не знаю, намеренно или неосознанно?). А такой книги у Дандарона я не помню, хотя, честно говоря, интерес к его личности у меня был временный — сейчас у меня уже просто не хватает времени в силу того, что я успел жениться и зарабатываю на жизнь интересной, отнимающей у меня все время работой (причем никак не связанной с книгами и тем более, с историей). Все, на что хватает меня — это плотно поужинать под щебет жены и заснуть под мурлыканье телевизора. Интересно, кто же все таки этот автор? Может, об этом знает моя жена? Пойду спрошу у нее. Хотя наверное это письмо попало ко мне по ошибке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Sky
Трубадур


Зарегистрирован: May 03, 2004
Сообщения: 2804
СообщениеДобавлено: 10.12.04, 11:09 +0000     Ответить с цитатой



Последний раз редактировалось: Sky (17.12.04, 10:21 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Sky
Трубадур


Зарегистрирован: May 03, 2004
Сообщения: 2804
СообщениеДобавлено: 10.12.04, 11:52 +0000     Ответить с цитатой

...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Урашуул Часовой пояс: GMT - 3
Страница 1 из 1

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru