BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Опять о Чингис Хане: малоизвестные события в биографии
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jasmine
шэнэхэн


Зарегистрирован: Nov 12, 2004
Сообщения: 8
СообщениеДобавлено: 17.12.04, 07:55 +0000     вот што нашла... Ответить с цитатой

источники: Алтан Тобчи, Сказание об Ойратах, записи Владимирцова, труды Рашид Ад Дина...
есть несколько версий легенды.. все сводится к нахождению ребенка под деревом, вокруг которого летала сова, охраняла и кормила его.. у каких-то народов дерево и птица - родители ребенка (причем где-то мать это дерево и сова - отец, а где-то наоборот), в некоторых сказаниях дерево произошло от
совы.. ребенка назвали Чорос (богатырь), который стал предводителем джунгаров и дербетов..
впоследстивии произошло отождествление Чороса с Чингис-Ханом, думаю, под влиянием политических тенденций..
кто подразумевается под Татар-ханом, не ясно..
Татищев:
Татар хан, брат Могул хана, потомок Турка, сына Иафета-праотца.. Турк стал основателем тюркского народа, изобрел кибитку, или юрту.. междум прочим Рус (происхождение народа русов) - младший брат Турка.. от Татар-хана и пошла
династия Татар-Ханов..
Гумилев: хунну (династия Могул-хана) и дунху (династия Татар-хана) постоянно смешивались за счет династических браков и подчинения одних другими.
В 1265-1267 в Бенгалии правил Татар-Хан..
Захир ад-дин Мухаммед Бабур (1483-1530), потомок Тимура и Чингисхана упоминает некоего Татар-хана в описаниях своих походов по Средней Азии, Афганистану и Индии..
В докладах Кочибея (турецкий писатель 17 в.) султану Ибрагиму Татар-ханами зовутся крымские ханы..
В Гезлеве (Евпатории) есть мечеть, которую начал строить Ходжи Девлет Гирей.. другой турецкий историк Эс-Сад, назвал ее "Мечеть Татар-хана"

Понятно что европейский писатель Беклер в конце 17 века мог неправильно интерпретировать отрывочные факты ..
но щит с совой должен существовать..

может кто-нибудь видел этот щит, или его изображение??
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 17.12.04, 12:00 +0000     Re: вот што нашла... Ответить с цитатой

Jasmine писал(а):

есть несколько версий легенды.. все сводится к нахождению ребенка под деревом, вокруг которого летала сова, охраняла и кормила его.. у каких-то народов дерево и птица - родители ребенка (причем где-то мать это дерево и сова - отец, а где-то наоборот), в некоторых сказаниях дерево произошло от
совы.. ребенка назвали Чорос (богатырь), который стал предводителем джунгаров и дербетов..

Да. В одних версиях сюжета ребенка кормит и охраняет птица ГУУЛИ(н). Причем в этих случаях ребенок в люльке, которая висит на дереве или даже сама люлька - древесный нарос. Это - прародитель чоросов и икинатов / зуунгаров (зап. буряты). Птица кормит ребенка через трубочку - чорго, отсюда легенда выводит этноним - чоргос, в дальнейшем - чорос. Есть другая группа легенд. Это хоринцы Якутии и те же опять икинаты, а также маньчжуры - ГИОРО. По этой версии птица ворон или орел (хоринцы Якутии) спасает новорожденного ребенка, когда тот с матерью умирает от холода и голода во время наводнения. У икинатов, точнее у ответвления их - рода нарат, тот же сюжет, но птица - сорока. Очень похожий сюжет у маньчжуров, где снова сорока. У хоринцев Восточной Бурятии орел или коршун называется прародителем по мужской линии, а лебедь - по женской. В большинстве легенд эти птицы так или иначе связаны с мифом о дарении огня. Филин - по-бурятски - БОО-БААТАР, т.е. - шаман-батур, считается, что он охраняет маленьких детей, спасает их от холода, когда они одни дома. Он умеет раздувать потухший очаг, махая крыльями и подбрасывая щепки. Еще в начале 20 века, говорят, в юртах некоторых бурятов встречались домашние филины.

Я считаю, неслучайным именно такое распространение сюжетов о птице, покровителе ребенка. Думаю, это связано с миграциями хоринцев. В 8 веке или даже гораздо раньше от селенгинских хори отделилась группа, мигрировавшая в Зап. Бурятию. Это предки двух племен - Хайтал и Чоргод / Хогодол и Чингинут, в современном произношении - хайталы и цэгэнуты. Возможно, от них отделилась и ушла на север часть хоринцев, положившая начало хоринцам Якутии. Икинаты в свою очередь -сравнительно недавняя ветвь цэгэнутов, от которых в 16 в. отделилась группа под названием зуунгар (не путать с Джунгарией), а от них уже пошли икинаты.

Позже в Ангаро-Ленское междуречье прибывает основная масса хори (хоори) или хори-туматов. В 12 веке военные отряды хоринцев - туматы, видимо, вторгаются на терр. енисейских кыргызов - Тува и Хакасия, где их застает монгольское великодержавие. После ряда крупных восстаний хори-туматы были отданы Чингисханом под власть их бывшего пленника, ойратского вождя Худуга-беки. Часть хори осталась среди ойратов до настоящего времени. Кроме родов шарайт, галзут, гучит, это могли быть и предки чоросов. Среди хакасов, алтайцев и, кажется, тувинцев остались сеоки тумат. В р-не Хубсугала и Тувы остались хонгодоры, отделившиеся от Хотогойтского княжества и вернувшиеся в Бурятию в 16-17 вв.
Остальная часть хори-туматов ушла на терр. Маньчжурии и Внутренней Монголии, где вступила в контакт с предками дайцинской династии, получивших наименование ГИОРО.

Из Маньчжурии и Ордоса хоринцы возвращались на родину предков несколькими потоками. Одна группа во главе с легендарным Буртэ вернулась в Аларь и Нукуты (Зап. Бурятия) в 1580-х гг. или чуть раньше. Это нынешние роды ХАНГИН и ШАРАЙТ. В Ордосе остались они также. Хангины даже играли важную роль в культе Чингисхана в Эжэн-хороо, хангинский князь - джинонг хранил знамя Монгольской империи. Остальные хоринцы, основная масса вернулась на родину, в Агу, в долину Селенги, Уды, Хилка и Тугнуя, на Ольхон и Вехнюю Лену в 1594-1613 гг.

На всем пути этих поражающих воображение миграций в течении тысячелетия мы встречаем сюжеты о покровительстве божественной птицы ребенку - основателю племени или правящей династии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
зоригто
ороошо


Зарегистрирован: Jan 31, 2005
Сообщения: 130
Откуда: Yangon, Myanmar
СообщениеДобавлено: 03.02.05, 19:26 +0000     Ответить с цитатой

в странах юго-восточной азии, птица филин\сова является священной птицей. так сказать охраняет очаг дома. в каждом доме можно найти, искуственно изготовленные формы этих филинов\сов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 05.02.05, 07:05 +0000     Ответить с цитатой

u nas filina nazyvayut "begbaatar" ya ne ponimal shto eto oznachaet beg okazyvaetsa shaman kak v SSM usun beki
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 20.02.05, 08:26 +0000     Ответить с цитатой

Честно говоря, я не уверен, что бэг именно "шаман" у халха. Просто в материалах бур. этнографа М.Н. Хангалова этот филин назван БОО-БААТАР и он же и перевел это как "шаман-батур". На классическом монгольском шаман пишется boge? По идее, если название филина происходит от этого слова, то в халхаском и бурятском одинаково должно звучать боо. Таким образом, как-то не понятно, откуда взялось бэг. Может, бур. боо-баатар и халх. бэг-баатар не от слова "шаман", а от другого?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 22.02.05, 07:15 +0000     Ответить с цитатой

a selenginskie tsongoly noehontsy govoryat bu'gbaatar
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
arzar
баймга ороошо


Зарегистрирован: Jan 20, 2005
Сообщения: 243
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 01.03.05, 12:31 +0000     Ответить с цитатой

В мартовском выпуске журнала "Gala Биография" (уже появился в продаже, на обложке крупным планом актер Андрей Миронов) на 10 страницах опубликован материал " Чингисхан: великий реформатор".
_________________
http://arkady-zarubin.moikrug.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Алексей
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 29, 2003
Сообщения: 2115
СообщениеДобавлено: 01.08.05, 11:25 +0000     Ответить с цитатой

http://www.newsru.com/cinema/01aug2005/china_film.html

Может это и не к этой теме, но лучше сюда, чем в Общий форум или в Буузную старой кривоножки
_________________
Либо я найду путь, либо проложу его.
Свифт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Алексей
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 29, 2003
Сообщения: 2115
СообщениеДобавлено: 01.08.05, 11:56 +0000     Ответить с цитатой

Вышеупомянутый фильм снимается по книге Николая Лугинова "По велению Чингисхана". Кратко мне эту книгу охарактеризовали так: "сокровенное сказание монголов было изложено так, как будто это не монголы были, а якуты". Проще говоря якутский писатель отобрал великое прошлое у одного народа и приписал другому, Чингисхан -- предок якутов, и только их. Выражаюсь так для краткости, прошу за неточность формулировок не казнить.
_________________
Либо я найду путь, либо проложу его.
Свифт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Tsebeen
Мудур кэку


Зарегистрирован: Dec 9, 2003
Сообщения: 3030
Откуда: Yдэ голой урда бэе
СообщениеДобавлено: 02.08.05, 16:00 +0000     Ответить с цитатой

отрывки из якутского исказителя :twisted:

Цитата:

Берте-Чоной
Куо-Маралтай
Уоджу Борохул
Салы Хачай
Еке-Нжудун
Сим Сэг
Дуба-Соххор отличался исключительной зоркостью, несмотря на то, что был слепым на один глаз, а потому и прозывался Соххором — кривым.
Четыре брата, сыновья Алан-Куо, дали начало крупным родам.
Бэлгинэтэй — Бэлгиниэты...
Бугунатай — Бугунуоты...
Беге Хадагы — Хадагы...
Букутай-Салджы — Салджы...
От младшего же, Бодончора, пошли великие Бурджугуты...
Семь сыновей внука Бодончора, Менге-Тудуна, расширили родовое древо так:
От старшего из них, Хойду, пошли Тайшеты и Бэситы.
От Джодун-Ортогоя — Оронгоры, Хонгкотои, Арыласы, Сонгуты, Хатыргасы, Кэнигэсы.
Громадный Барылатай дал жизнь известным обжорам, рослым и крупнотелым Барыласам.
Харандай основал род Быдаа, которые пошли в своих предков тюнгкэлинцев привычкой к беспорядку и хаосу.
От одного из внуков Менге-Тудуна, горделивого и спесивого Наяхыдая, берет начало Найахинский род, ни на йоту не растерявший в веках нрав своего прародителя.
Сын Хачыана, непримиримый упрямец Адархай Адаар, — зачинатель рода Хадаар, что означает грубый, ищущий причину для ссоры.
Два сына Начын-Батыра от его младшей жены, Урутай и Мангытай, дали Степи великих воителей, мужественных и стойких Урутов и Мангытаев.
Потомство Тумбуная-Сэсэнэ было величайшим из великих, сравнимым лишь с сиянием небесных светил. Его сын Хангыл-Хаган сумел объединить и возглавить всех Моголов.
Правнуку же Хангыл-Хагана Тэмучину, прозванному Чингисханом, суждено было объять своей дланью треть Земли...
че за хрень млять :twisted:
А Владимир Ясно Солнышко у них наверно какой-нибудь Болуодя
А не якутом ли был Ричард Львиное сердце?


И украинцы туда же: Чингисхан родился на территории, где теперь находится Украина
Цитата:
Как утверждает историк, мать Чингисхана была славянка, звали ее Елена, а отец - еврей по имени Исаак. Родился великий завоеватель, считает ученый, не в Монголии, как это принято считать, а на территории, где теперь находится Украина, где-то между Доном и Днепром, сообщает медиагруппа "Объектив".



Вопшем диагноз такой же как у товарища великого математического историка, или исторического математика Фоменко
_________________
Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tenzor
бузарсараа муухай


Зарегистрирован: Aug 26, 2004
Сообщения: 321
СообщениеДобавлено: 03.08.05, 01:36 +0000     Ответить с цитатой

Ункас Писал

Откуда такая информация
Цитата:
Из Маньчжурии и Ордоса хоринцы возвращались на родину предков несколькими потоками. Одна группа во главе с легендарным Буртэ вернулась в Аларь и Нукуты (Зап. Бурятия) в 1580-х гг. или чуть раньше. Это нынешние роды ХАНГИН и ШАРАЙТ. В Ордосе остались они также. Хангины даже играли важную роль в культе Чингисхана в Эжэн-хороо, хангинский князь - джинонг хранил знамя Монгольской империи. Остальные хоринцы, основная масса вернулась на родину, в Агу, в долину Селенги, Уды, Хилка и Тугнуя, на Ольхон и Вехнюю Лену в 1594-1613 гг.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru