| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
Tsebeen Мудур кэку
Зарегистрирован: Dec 9, 2003 Сообщения: 3030 Откуда: Yдэ голой урда бэе |
Добавлено: 24.07.07, 21:46 +0000 |
|
|
ансельма писал(а): | ...вспомните слова Катрин о достоинствах калмыка и как она это говорила.
ссылка:javascript:init(); |
ссылку поправьте, плз _________________ Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской |
|
Вернуться к началу |
|
ансельма ороошо
Зарегистрирован: Feb 04, 2007 Сообщения: 92
|
|
Вернуться к началу |
|
frontline ороошо
Зарегистрирован: Aug 02, 2007 Сообщения: 74
|
Добавлено: 03.08.07, 07:58 +0000 |
|
|
Агван Доржиев! |
|
Вернуться к началу |
|
ансельма ороошо
Зарегистрирован: Feb 04, 2007 Сообщения: 92
|
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 30.08.07, 20:38 +0000 |
|
|
tamerlan-76 писал(а): | О Лубсан Сандане Цыденове смотрите в журнале "Гаруда" № 2-3. Я вляется инициатором теократического движения в Забайкалье, которое было названо в советской историографии "Балагатским". Можно также в книге Хаптаева П.Т. "Гражданская война в забайкалье", но в ней много надо фильтровать, а так книга интересна, хотя и перенасыщена идеологической мутью. Смотрите еще в "Обновленческое движение в бурятском ламаизме", К.М.Герасимовой, старушка тем же страдала на идеологическом фронте.
Л.С.Цыденов был одним из образованнейших лам своего времени принимал участие в коронации Николая 2 , отказался от коленопреклонения перед ним, бурятской делегации стоило больших трудов оправдаться. За время пребывания в Петербурге на прием к нему просились многие европейские буддологи, но он никого не принял. Выступал за отказ от дацанской формы ламаизма, возвращению к первоначальному буддизму, говорил "дацан это сансара." В годы гражданской войны был по просьбе верующих обьявлен главой теократического государства в которое входили кижингинский район , часть хоринского, еравнинского, заиграевского и др. районов.
В кижинге о нем ходит немало легенд о чудесах им совершенных. |
О движении балагатов есть просто супер книга Очиржапова (название не помню, и не знаю: издавалась ли она вообще с 1930-40-х годов? эта книга лежит на столе в кабинете у одного форумчанина )))
То что я успел там прочитать, мне кажется, было бы способно произвести небольшое потрясение в умах многих молодых бурят. Наша история предстает совсем в другом, не рафинированном виде, и больше всего она напоминает очерки о горячей точке. Такое было, и причем довольно в серьезных масштабах, оказывается. |
|
Вернуться к началу |
|
Mongol_Ard ахамад
Зарегистрирован: Jul 28, 2006 Сообщения: 946
|
Добавлено: 05.09.07, 21:01 +0000 |
|
|
ЭРДЭНЭ БАТХААН (1888-1942)
НИКИТА ФЕДОРОВИЧ БУТУХАНОВ
Эрдэни Батухан (Никита Федорович Бутуханов )– видный государственный деятель, первый министр просвещения Монголии, активный участник становления дружественных отношений Монголии и России.
Камнем мудрости назвал Эрдэни Батухана писатель Максим Горький и не без основания. Никита Федорович Бутуханов был человеком разносторонних и глубоких знаний, владеющий многими иностранными языками и особенно восточными. Государственную и научную деятельность он успешно сочетал с педагогической работой. Среди его первых трудов такие популярные издания, как «Всеобщая география», «Страноведение Азии», несколько учебников по истории. Позднее, в 1934 году он закончил институт истории, философии и лингвистики в Ленинграде. Увлекался искусством, в частности кинематографией. Будучи доцентом Восточного института в Ленинграде Успешно сыграл роль профессора Джонбона в фильме «Ущелье Алмазов», снимался в кинокартинах «Девушка западной юрты», «Наместник Будды» и других.
Никита Федорович Бутуханов родился в 1888 году в улусе Нижняя Тараса Боханского хошуна Балаганского уезда Иркутской губернии, в семье бедного бурята. Рос он смышленым, любознательным и вскоре отец определил его в Идинское инородческое училище. После успешного окончания училища, юноша поступил в Иркутскую учительскую семинарию. Там он примкнул к революционно настроенной студенческой молодежи. В годы первой мировой войны молодой Бутуханов переехал в Монголию, где занимался учительством во вновь организованной школе. Организатором этой школы был бурят из Алари, член РСДРП Николай Тарасович Данчинов. Вместе с ним работали Данил Алтаевич Абашеев из Укыра, Варвара и Анна Владимировна Вампиловы из Алари и другие прогрессивные деятели просвещения. Они все обучали монгольских детей русской грамоте, знакомили с азами европейской культуры и науки. В числе их учеников был Х. Чойболсан, будущий маршал МНР, глава правительства Монголии.
В Монголии Эрдэни Батухан (Н.Ф. Бутуханов) под влиянием известного доктора Санжимытыча Цыбиктарова включился в революционное движение, вошел в состав подпольного комитета и принимал участие в работе первого съезда Монгольской народной партии в г. Кяхте в 1921 году. Вскоре он был назначен секретарем Временного революционного правительства Монголии.
Батухан принимал активное участие в работе МНРП, постоянно находился рядом с Сухэ-Батором. Поэтому он один из немногих, кто в составе Монгольской делегации, был на встрече с В.И. Лениным в Москве в ноябре 1921 года, в качестве переводчика. Сначала переговоры с Монгольской делегацией происходили в гостинице «Метрополь», где в то время размещался планово-экономический отдел Народного Комиссариата Иностранных дел. Заключительное заседание и подписание соглашения состоялось в особняке НКИЖ на Софийской Набережной.
В сборнике «Культурные и научные связи между СССР и МНР под редакцией Б. Чимитдоржиева опубликована статья Б. Балжиргарма и Гомбонамжила «Знаменательные встречи Эрдэни Батухана», в которой приводятся воспоминания члена монгольской делегации Ижи Доржи: «Владимир Ильич заинтересовался Батуханом и спросил его: «Откуда родом и где он научился так говорить по-русски?» Батухан ответил, что он бурят из Боханской волости, окончил Иркутскую учительскую семинарию, где получил профессию учителя. Также ответил на другие вопросы Владимира Ильича. Ильич остался доволен беседой с Бутухановым».
Будучи Министром просвещения МНР, Никита Федорович Бутуханов сразу же взялся за ликвидацию неграмотности, принимал активное участие в культурном строительстве молодого государства. Именно в те годы были заложены основы современной системы народного образования в Монголии. В своей деятельности Бутуханов всегда стремился к тесным связям советских школ с монгольскими. В своем выступлении на конференции учителей в Улан-Баторе в августе 1928 года он выразил уверенность, что конференция обратит серьезное внимание на связи СССР и Монголии.
Участник Первого учредительного съезда Монгольской народной партии в г. Кяхта в 1921 году, с1921 по 1924 гг. – секретарь временного Правительства Монголии, с 1924 по1929 гг. – министр просвещения Монголии, с 1925 по 1926 гг. – член ЦК МНРП, с 1925-1928 гг. – член государственного Совета Монголии. Таковы основные вехи жизни и деятельности нашего выдающегося соотечественника Никиты Федоровича Бутуханова (Эрдэни Батухан).
В 1929 году Эрдэни Батухан был незаконно объявлен «врагом революции» и изгнан из Монголии, 9 июля 1939 г. он был репрессирован и скончался 5 января 1942 года в Вяткинском ГУЛАГе. В 1956 году реабилитирован прокуратурой Ленинградского военного округа.
Дети и внуки Бутуханова в настоящее время проживают в Монголии. Дочь Оюун – народная артистка МНР, лауреат государственной премии, кандидат искусствоведения, драматург театра. В 1962 году окончила в СССР аспирантуру государственного института театрального искусства ГИТИС имени А.В. Луначарского. В декабре 1963 года в составе Монгольской делегации по культурным связям побывала в Бохане и выступила в РДК с лекцией «Современная Монголия в культурном строительстве». Лекция сопровождалась показом кинофильма.
Сын Радна Эрдэни-Бат работал ректором института усовершенствования учителей в г. Улан-Баторе. В середине 70-х годов в Москве он завершил диссертацию на ученое звание кандидата педагогических наук. По пути из Москвы в Монголию Радна побывал в Тарасе, на родине отца. Другой младший сын Агван-Доржи 1927 года рождения по профессии энергетик, ныне пенсионер, проживает в Монголии.
Н. Александров, краевед
Член Союза журналистов СССР.
В 2003 году на родине Никиты Федоровича Бутуханова – в селе Тараса Боханского района УОБАО – состоялась научно-практическая конференция, посвященная 115-летию со дня рождения выдающегося государственного, политического и общественного деятеля России и Монголии Эрдэни Батухана.
http://burland.ru/ |
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 06.09.07, 06:27 +0000 сорри за офф-топ |
|
|
мне кажется, Бутуханов бы просто плевался от того, что написано в разделе "Добро пожаловать" сайта burland.ru
Цитата: | Процесс объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа обуславливает необходимость создания информационной площадки для привлечения общественного внимания к проблеме сохранения и развития уникальной культуры бурятского этноса. Концепция Интернет-проекта: «Buryatland . Встречи с бурятской культурой» основана на осознании того факта, что сохранение этносом лингво-культурной самобытности и национального самосознания есть фактор стабильности в полиэтническом государстве и важнейшее условие консолидации российского общества.... |
просто пипец какой-то аборигенский, простите мне за резкость. |
|
Вернуться к началу |
|
tamerlan-76 ороошо
Зарегистрирован: Apr 07, 2007 Сообщения: 70
|
Добавлено: 08.09.07, 03:04 +0000 |
|
|
Работа Очиржапова Ц. "Теократическое-балагатское движение и бандитизм по Хоринскому аймаку (1917-1927гг.)" хранится в рукописном отделе ИМБиТ БНЦ СО РАН. Это отчет по движению, и еще не переиздавалась и вряд ли издадут. |
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 08.09.07, 05:32 +0000 |
|
|
tamerlan-76 писал(а): | Работа Очиржапова Ц. "Теократическое-балагатское движение и бандитизм по Хоринскому аймаку (1917-1927гг.)" хранится в рукописном отделе ИМБиТ БНЦ СО РАН. Это отчет по движению, и еще не переиздавалась и вряд ли издадут. |
да-да, именно эта книга. думаю, ее нужно было бы издать, хотя бы в интернете - это просто совершенно неизвестная нам наша история, которая заставляет на все взглянуть совершенно иными глазами. |
|
Вернуться к началу |
|
Дашидондок ахамад
Зарегистрирован: Jul 8, 2003 Сообщения: 671 Откуда: Улан-Удэ |
Добавлено: 08.09.07, 06:05 +0000 |
|
|
tamerlan-76 писал(а): | Работа Очиржапова Ц. "Теократическое-балагатское движение и бандитизм по Хоринскому аймаку (1917-1927гг.)" хранится в рукописном отделе ИМБиТ БНЦ СО РАН. Это отчет по движению, и еще не переиздавалась и вряд ли издадут. |
Издадут, довольно скоро. _________________ зкщ ищтщ згидшсщ
|
|
Вернуться к началу |
|
HORIDOIMERGEN_2 ахамад
Зарегистрирован: Jul 11, 2007 Сообщения: 502 Откуда: Castle of Pan-Mongol |
|
Вернуться к началу |
|
tamerlan-76 ороошо
Зарегистрирован: Apr 07, 2007 Сообщения: 70
|
Добавлено: 08.09.07, 10:01 +0000 |
|
|
Движение балагатов очень противоречивое, дело в том что борьба велась не просто за независимость, а за создание собственного теократического государства. Причем в этой борьбе уничтожались любые противники, буряты убивали бурят. |
|
Вернуться к началу |
|
wtc хүндэтэ айлшан
Зарегистрирован: Sep 10, 2007 Сообщения: 3
|
Добавлено: 10.09.07, 03:56 +0000 |
|
|
Цем Тулку Ринпоче родился в 1965 году на Тайване по матери он торгут т.е ойрат(калмык) биологический отец тибетец. вырос в сша в калмыцкой общине в нью-джерси т.к его мать вышла замуж за американского калмыка. очень хорошо говорит на калмыцком.
Цем Тулку Ринпоче (Бюрча Бугаев) перерожденец большого буддийского учителя (я не знаю кого) сейчас живет в малазии у него большой буддийский центр он там как Багша.
Тело Тулку Ринпоче (Эрдни Басан Омбадыков) американский калмык- Шаджин Лама Калмыцкого народа (типа Хамбо Ламы у бурят) является реанкорнации индийского святого- махасиддхи Тилопы. прежнее рождение - Делова Хутухту, жил в монголии. говорят блогодаря его духовной силе монголия осталась независемой от русских. он ушел из монголии позже Богдо-гегяна. в 50 годах оказался в америке и жил среди калмыков
геше Вангъял - калмык эмигрант родился в калмыкии в поселке Шин мер кетченеровского района. вошел в историю буддизма америки. преподовал в колумбийском уневеситете. автор нескольких книг по буддизму. был учителем Роберта Турмана, Алекса Берзина, Алена Гинсбурга и др. умер в начале 80х. |
|
Вернуться к началу |
|
morchoz хүндэтэ айлшан
Зарегистрирован: Aug 28, 2007 Сообщения: 4
|
Добавлено: 19.10.07, 12:07 +0000 |
|
|
Добавлю несколько имен:
- Бямбасурэн- премьер министр в начале 90-х, "монгольский Гайдар"
- Пурэвдорж - прекрасный бас монгольской оперы
- Отец и сын Жаргалсайхан - известные певцы.Оба гастролировали в Улан-Удэ и на исторической родине - в Аге.
- Командующий пограничными войсками Монголии в 70-е годы, фамилию не помню, но точно бурят.
Вообще в руководстве Монголии в 20-30-е годы было много бурят, присланных через Коминтерн.Они создавали министерство обороны, КГБ, первую газету"Нислуу".Все они были репрессированы.
По словам моих знакомых монголов, в халха считают бурят умнымыми, хитрыми и образованными людьми.Поэтому и бояться их допускать во власть. |
|
Вернуться к началу |
|
dGalsan тэнгэри
Зарегистрирован: Feb 12, 2004 Сообщения: 10453 Откуда: mw |
Добавлено: 21.10.07, 08:10 +0000 |
|
|
14 сентября. Новости Бурятии.
Республиканская газета «Буряад Унэн», в рамках мероприятий, приуроченных празднованию 85-летнему юбилею, объявила конкурс на лучшую публикацию, посвященную известному бурятскому общественному деятелю, воину, труженику, легендарному окинцу Шарлаю Аюшеву.
АЮШЕЕВ Шарлай Убушеевич (1885-1974).
Родился 9 октября 1885 года в улусе Хурга Окинского хушуна в многодетной семье крестьянина-скотовода Убаши Аюшеева.
С юных лет отличался качествами лидера, смекалкой, необыкновенным мужеством и природной закалкой. В Бурятии стал известен в 20-30-х годах прошлого столетия как легендарный окинец, Ахын Ехэ Шарлэй (Великий Окинский Шарлай). Заслужил уважение и благодарность своих земляков-окинцев готовностью к бескорыстному служению Окинскому краю, её людям.
Возглавлял боевые действия против бесчинств вооруженных многочисленных отрядов анархистов на территории Тункинского и Окинского улусов в первые годы Советской власти. В 1921 году в одиночку пленил более двадцати вооруженных людей, совершивших ограбление Иркутского филиала Госбанка РСФСР, и осуществляющих прорыв в сопредельную Монголию через территорию Оки. Был представлен к высшей награде СССР ордену Красного Знамени, награжден именным оружием СНК Советской Республики.
Шарлай Аюшеев стоял у истоков образования Окинского аймака в составе Бурят-Монгольской АССР, был членом БурЦИК, многие годы руководил исполнительной властью аймака, в том числе в суровые годы Великой Отечественной войны. Принимал участие в организации работ по демаркации государственной границы СССР на вверенной территории, внес неоценимый вклад деле исследования минерально-сырьевой базы, флоры и фауны Восточных Саян ведущими геологами и учеными АН СССР. Избирался депутатом Верховного совета Бурят-Монгольской АССР первого созыва. В 1936 году был принят высшими руководителями СССР И.В. Сталиным, М.И. Калининым.
Награжден правительственными наградами СССР, удостоен именного оружия. В частности, орденами Боевого Красного Знамени (1967), Знак Почета (1936), медалями За трудовое отличие (1938), За победу над Германией (1946) и многих других. Имел огромный авторитет среди руководства Бурятской АССР.
Руководство республики ценило Шарлая Аюшева как настоящего лидера окинцев, обладающего чувством высокого гражданского долга, умением принимать точные решения. В Оке до сих пор ходят легенды о его необыкновенном мужестве, природной закалке, мудрости и доброте.
В Оке много легенд, былей и небылиц, сотканных из эпизодов жизни Шарлая Аюшеева. Он мог долгими вечерами рассказывать соседским детям улигеры про Абай Гэсэр-хана, часами вручную косить сено, купаться в ледяной проруби, месяцами находиться в зимней тайге без запасов теплой одежды и пищи. До последних дней своей жизни не утратил жизненной энергии, любви к родному краю, окинцам, стремился сделать их жизнь лучше. Родные помнят случай, летом 1973 года Шарлай Аюшев отказался от благоустроенного жилья в Улан-Удэ, представленного руководством республики, в пользу пострадавших от наводнения.
Скончался Шарлай Аюшеев в июле 1974 года в Кыренской больнице от ран, полученных в результате несчастного случая.
У Шарлая Аюшева была большая и дружная семья. Сегодня в Оке живут его многочисленные родственники, внуки, правнуки, праправнуки.
На протяжении многих лет большие полосы «Буряад Унэн» были посвящены эпизодам из жизни Шарлая Аюшева. Первые публикации были датированы 30-40 годами. Авторами очерков, публикаций выступали известные журналисты Филипп Ильич Балдаев, Владимир Доржиевич Галсанов, Клим Дашеевич Тулуев и многие другие.
Судьба Шарлая Аюшеева, выходца из народа, живущего на окраинах страны, стала ярким примером беззаветного служения Отчеству.
Республика Бурятия, Улан-Удэ, ИД Буряад Унэн. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|