BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Знаменитые буряты и калмыки в новейшей истории монголов
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9, 10, 11, 12, 13  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 11.03.05, 11:28 +0000     Ответить с цитатой

PS: Этот пост не прямо относится по смыслу темы, извиняюсь.

Дамдины Сvхбаатар


Из желтой прессы: газета “Маш нууц” (Совершенно секретно) №07(348), Март 2005.03.11

Согласно по списку “Перечень рода, имени, возраста, семьи населении и числа скот хошуна Ёст бэйса Доржжава Сэцэн хановского аймака”
Сухэбатор принадлежит к роду “хайс” (хуайс, хуас, ховас ...?). Этот род имеется у агинских бурятов. В родном крае Сухэбатора, нынешнем Сухэбаторском аймаке, живут люди из рода хариад, буриад и т.д. И не исключается что предки Сухэбатора принадлежали бурятскому роду “хайс”.

Мать Сухэбатора Ханджав была из рода “хэрээд” (хэрэйд, кэрэйт). А жена Сухэбатора Янжмаа родом из хvрлvvд (курлаут).

Сухэбатор умер молодым. В соц. время официально проводили провокацию что его отравили ламы-контрреволюционеры. Но официального подтверждения и хотя бы ареста кого нибудь ламов нет.
Но логично выводится что скончание Сухэбатора было дело из рук Коминтерна, организованное бывшим-эсером Элбэгдорж Ринчино. Вообще Элбэгдорж Ринчино отрицательная личность.

Сухэбатор и последний ламаистский Богдо хан были в дружественном отношении и уважали друг друга. Был случай что Сухэбатор выходил из дворца Богда хана слегка опъянившсь. И ещё был случай что Богдо хан подарил Сухэбатору и его жене Янжмаа золотых колец.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
aquila
ороошо


Зарегистрирован: Mar 14, 2005
Сообщения: 139
СообщениеДобавлено: 15.03.05, 06:48 +0000     Ответить с цитатой

Сухбаатрын хувьд бол яах аргагуй монгол улсын тусгаар тогтнолын телее тэмцсэн ардын баатар.Харин гарал ууслийн хувьд бол маш маргаантай байдаг юм.Би ч гэсэн бага байхдаа энэ тухай сонссон юм байна.
Гэхдээ би Сухбаатар жанжиныг буриад байна уу,халх байна уу,ойрд байна уу гэдийг нэг их тоож уздэггуй. Учир нь тэр хун монгол ундэстэний оршин байхуу гэдгийн телее л явсан би хувьдаа боддог юм. Харин суулд (энэ уед жанжин нас барчихсан байсан юм)1926- оноос хойш тагна тува,буриад болон бусад ястангуудын асуудлууд босож ирсэн.Харин евермонгол бол суулд хятадын арга залинд молигодуулж хятад улсын бурэлдэхуунд орсон юм.Уунийг дэлхий даяр мэдэж байгаа.
Ер нь монгол улсын эхэн уе ардын засгын уед бараг бух сэхээтнууд буриад ястангууд байсан юм.Энэ ч бас тэд нар орос хэл мэддэгтэй их холбоотой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
1978
ахамад


Зарегистрирован: Mar 21, 2005
Сообщения: 737
Откуда: РФ
СообщениеДобавлено: 18.05.05, 01:47 +0000     Ответить с цитатой

enhd писал(а):
Бямбын Ринчен - Ринчен Бимбаев

В сегодняшней номере ежедневной газеты “θиєєдєр” (Today) читал маленький репортаж проведенный с невестой нашего знаменитого академика Бямбына Ринчена в связи с празднованием годовщины 100-летия дня рождения.
Оказывается что зовут его невести И. М. Ринчен – Хабаева, наверно бурятка, сам я лично никогда раньше не слышал о нее и вовсе не знаю такого человека.
Фотка на газете выглядит симпатичная монголка ну кажется фото ее молодых лет.

Судя по репортажу она исскусствовед и балерина. Живет в России и приехала в связи с выходом её новой (единственной в Монголии?) книги о монгольских художников.
И ещё она значит вкладывала свои усилия в создании и развитии классического балетного исскусства в Монголии.
Сыном её и внуком акад. Ринчена является скульптор Дэнзэн, странный монгол в основном живущий в Европе или что ещё где.
И внук академика скульптор Дэнзэн будет строить бронзовую скульптуру своего деда и установит ее на место где уже было определена построить – впереди Национальной Библиотеки.

да насколько я знаю, эта женщина бурятка, дочь морхоза хабаева. ректора педа что ли .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
WarriorSpirit
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 15, 2003
Сообщения: 1945
Откуда: Монголия. Улаанбаатар
СообщениеДобавлено: 25.05.05, 11:54 +0000     Ответить с цитатой

20 мая в центре монгольской столицы состоялось открытие памятника академику Ринчену Бимбаеву, известного в Монголии под именем Бямбын Ринчен., в связи и исполняюшимся его 100-летием. Его судьба, кажется, вместила наиболее важные события 20 века – века переломного не только в истории России и Монголии. Периода взлета великих деяний и побед, периода человеческих драм и трагедий. Ринчен родился в семье бурятского казака Раднажапа Бимбаева из села Большой луг Кяхтинского района, человека образованного, владевшего несколькими иностранными языками, за добросовестную службу удостоенного царским правительством России благодарственных грамот и наград. Ринчен от отца унаследовал дар к познанию языков, рано научился читать и писать по-староомонгольски, с семи обучился русскому языку. В числе первой группы монгольских ребят из 13 человек Ринчен был направлен на учебу в Санкт-Петербург, где на Восточном факультете университета окунается в мир знаний и большой науки. Ринчену сильно повезло. Его учителями стали такие научные светила как академики монголовед Б.Владимирцев, синолог и индолог С.Ольденберг, историк Б.Бартольд, академик М.Алексеев и другие. Завершив учебу, по возвращению на Родину Ринчен приступил к самостоятельной работе во вновь созданном Институте языка и литературы, преданно и талантливо трудился там многие годы, с небольшими прерывами в довоенный и военный период Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Широко известны его труды по лингвистике, культурологии, историографии. Ринчен - автор романа «Заря над Востоком» и других книг изданных в России и других зарубежных странах.Он избран действительным членом монгольской академии наук и плочетным членом ряда закадемий зарубежных стран. Восьмиметровую скульптуру Б.Ринчена из меди создал его внук Б.Дэнзэн.

из БайкалИнформ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dagurov
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Jun 27, 2005
Сообщения: 2
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: 27.06.05, 10:14 +0000     Ответить с цитатой

Дагуров Геннадий Владимирович родился в 1909 г. в улусе Тараса Боханского района Иркутской области в бурятской крестьянской семье. По профессии - филолог. Стихи начал писать с 16 лет. Его поэзия была одобрена писателем В.Зазубриным, а также М.Горьким. Работал оргсекретарем Бурятского отделения Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Его связывали дружеские отношения с поэтами Павлом Васильевым и Солбонэ Туя. Занимался преподавательской деятельностью.

Участник Великой Отечественной войны. Прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина артиллеристом, награжден орденами и медалями, имел ранения, гвардии капитан запаса.

Был профессором Коломенского педагогического института (Московская область), доктор филологических наук, Отличник просвещения СССР.

Печатался в альманахе "Будущая Сибирь", в журналах: "Сибирские огни", "Байкал", "Урал" и в других поэтических сборниках и газетах.

Печатался в Антологии бурятской поэзии (1958). Первая книга стихов Геннадия Дагурова "Тараса" вышла в 1963 году в бурятском книжном издательстве. Затем вышли книги "Павел Балтахинов" (поэма), "Байкальская баллада" (стихи, 1997) и "Избранное" (стихи и поэмы, 1998).

Умер в Москве 15 ноября 1999 г. Похоронен на Перепеченском кладбище.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Кыргыз
ороошо


Зарегистрирован: May 12, 2005
Сообщения: 87
СообщениеДобавлено: 01.07.05, 12:27 +0000     Ответить с цитатой

Вооружение и тактика восточных и западных монголов в эпоху позднего средневековья (XVII в.).



СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ: Смотрите внизу.

Реконструкции трех основных сражений ойрато-маньчжурской войны 1688- 1697 гг.
Ологойская битва (21 июля 1690 г.)
Реконструкция внешнего вида среднеазиатских тяжеловооруженных воинов второй пол. XVI – первой пол. XVII вв. (по материалам бухарских и самаркандских миниатюр).
Галдан Бошокту-хан и русский посол Киберев наблюдают за ходом боя у оз. Ологой 21 июля 1690 г.
Джунгарский копейщик и кашгарский "мушкетер" армии Галдана Бошокту-хана кон. XVII в.
Ойратский «мушкетер» армии Галдана Бошокту- хана в походном снаряжении. Знатный кашгарец на службе у джунгарского правителя. Джунгарский офицер кон. XVII в. Халхасский феодал в доспехах цинского офицера.
Военная история, тактика, а отчасти и вооружение монгольских кочевников позднего средневековья вплоть до сегодняшнего дня остаются фактически белым пятном в отечественной историографии. Только в начале 90-х годов появились работы, рассматривающие элементы вооружения народов северной периферии восточно-евразийской степи (Худяков, 1991, С. 87-100; Михайлов, 1993). Среди собственно монгольского военного комплекса было проанализировано только защитное вооружение (Горелик, 1979, С. 96-99; Бобров, 2000, С. 80-88). Вместе с тем существует значительный массив археологических, иконографических и письменных источников достаточно полно освещающих интересующую нас тематику.

Оценка эффективности военного искусства того или иного народа складывается из трех основных компонентов: оценки уровня вооружения этноса, его тактических действий на поле боя, общего стратегического итога войны. При анализе двух последних компонентов по отношению к монголам XVII в. исключительно важную роль играют письменные источники их ближайших соседей: маньчжуров, русских, жителей Средней Азии. Большинство из этих работ в последнее время было переиздано и переведено на русский язык (Материалы по истории русско-монгольских отношений тома 1-3, 1959, 1996,2000; Хроники Шах Махмуда Чураса 1976, «Записки о монгольских кочевьях» (Мен-гу-ю-му-цзы), 1895 и т.д.). Труднодоступные материалы китайских авторов привел в своей работе (хотя и не подверг военно-историческому анализу) И.Я. Златкин (Златкин, 1964,1983). Безусловно, важным иконографическим источникам для нас является маньчжурская миниатюра XVII-XVIII вв., а также собственно монгольские источники: документы права и (при критическом подходе) эпос.

Известные материалы позволяют нам достаточно четко дифференцировать вооружение и тактику монголов XVII в. по географическому и даже этническому признаку. Ключевым моментом в таком разделении являются особенности ведения боя, а так же количество, способы и масштабы применения наиболее совершенного на тот момент типа вооружения: ручного огнестрельного оружия.

Используя подобный подход общемонгольское военное искусство условно можно разделить на два основных компонента: восточномонгольский (к его носителям можно отнести халхасцев, монголов государства Алтын – ханов, чахаров, бурятов, а из немонгольских народов – енисейских кыргызов) и западномонгольский (или джунгарский ).

Военное искусство восточных монголов.

Вооружение. В XVII в. единственной ударной силой восточномонгольских войск, как и столетия назад продолжала оставаться кавалерия, делившаяся на легкую (бездоспешные лучники) и среднюю (копейщики – куяшники ) (Материалы… , 2000, С. 124, С. 144). Последние достаточно широко использовали разнообразные виды защитного вооружения: пластинчато-нашивные и ламеллярные панцири, различные типы шлемов и наручей, как местного, так и иностранного производства (Бобров, 2000,с.81). В государстве Алтын-ханов до середины XVIIв. «не только лутчие люди , но и их кони были защищены железными доспесями и приправами» (Материалы… , 1959, С. 286). Однако в условиях феодальной раздробленности, отсутствии жесткой вертикали власти, разрыва отношений с традиционными поставщиками оружия восточномонгольские нойоны в первую очередь были озабочены укомплектованностью своих личных дружин и в результате основная масса простых воинов – аратов была вооружена достаточно слабо. Отсутствовала унификация вооружения, не хватало не только панцирей, шлемов и сабель, но и копий и даже луков. Даже после вхождения Халхи в состав Цинского государства новым властям на протяжении еще 20 лет приходилось вводить все новые и новые штрафы, чтобы заставить монгольское население производить и покупать необходимые предметы вооружения (Халха Джурум , 1965, С. 82,85).

По словам монгольских послов вплоть до 30-х годов XVII в. «вогненного боя в кочевьях не было» (Материалы… ,1959,с.286). Да и в более поздний период широкого распространения среди восточных монголов огнестрельное оружие так и не получило. Во многом это было связано с нежеланием снабжать своего неспокойного соседа (а в будущем потенциального противника) столь совершенным видом вооружения. Причем порой борьба с потенциальной контрабандой принимала достаточно жесткие формы. Так московские власти не останавливались даже перед обыском официальных монгольских посольств ведших переговоры о вхождении своих княжеств в состав Российского государства (Материалы… , 1959, С. 289). Похожую позицию заняли и правители Поднебесной.

Комплектование и тактика. Легкую конницу, – основу халхасских и чахарских армий, – составляло народное ополчение скотоводов-аратов. Отряды средней кавалерии комплектовались из профессиональных воинов: дружинников владетельных ханов и представителей мелкой феодальной знати. Обычно латники действовали вместе с легковооруженной конницей, но иногда из них комплектовались отдельные отряды, достигавшие внушительной цифры в 4-5 тысяч человек (Материалы… , 2000, С. 141). Общая численность войск Халхи по сведениям русской разведки превышала 100 тыс. человек (Материалы… , 2000, С. 181). Однако политическая раздробленность Восточной Монголии, непрекращающиеся междоусобицы привели к тому, что армии халхассцев к моменту решающей схватки с джунгарскими агрессорами не превышали 10 тыс. человек (Златкин, 1983, С. 186). Армии северной периферии степи были еще менее многочисленны: войска Алтын-ханов насчитывали 10- 18 тыс. человек (Материалы… , 2000, С. 235), енисейских кыргызов 5-6 тыс. чел., бурятов 2 тыс. чел. (Михайлов, 1993 ,с.52).

Тактика ведения боя восточными монголами практически не изменилась со времен Чингисхана. Она включала в себя 3 фазы: обстрел противника из луков, атака копейной конницы, рукопашный бой на клинковом оружии (Материалы…, 1959, С. 54, 286). Однако такая тактическая схема для XVII в. была уже явным анахронизмом, а в купе с низким уровнем дисциплины и слабой индивидуальной подготовкой воинов неизменно приводила монгольские войска к поражению, даже в столкновении с двукратно уступающим по численности противником (Материалы… , 2000, С. 319).

Военное искусство джунгар.

Вооружение и комплектование. Вплоть до середины XVII в. система вооружения и комплектования джунгарских армий мало отличалась от восточномонгольских аналогов. Однако здесь военное и культурное влияние государств Запада (Бухарского ханства и России) уже со второй четверти XVII в. становится достаточно ощутимым. Ойраты начинают достаточно широко применять в общем-то не свойственные монголам предметы вооружения: кольчато-пластинчатые доспехи (бехтерцы), кольчуги, рогатины и т.д. , как среднеазиатского, так и выполненного русскими ясачными людьми производства (Потапов Л.П.,1953, С. 137).. Однако по настоящему серьезные изменения произошли в 60- 70-е годы и были связаны с широким внедрением ручного огнестрельного оружия в ойратской армии. По всей видимости, это было связано с тем, что джунгарские правители во время серии ойрато-казахо-бухарских войн, смогли наглядно убедиться в эффективности действий пехоты, вооруженной ружьями и занимающей укрепленные позиции (Златкин, 1964, С. 198). Сам факт применения кочевниками огнестрельного оружия неудивителен (вспомним, как быстро и успешно усвоили монголы Чингис-хана осадную джурдженьскую технику), поражает размах перевооружения.

Современники называли цифры в 20 и даже 30 тысяч стрелков с огненным боем» (Материалы… , 2000, С. 335, С. 338, С. 385). Последнее, при общей численности джунгарской армии в 40- 50 тыс. человек (Бичурин, 1991, С. 48), маловероятно, но сам факт широкого применения джунгарами огнестрельного оружия неоспорим. Русские летописцы и осведомители настойчиво подчеркивают эту особенность ведения боя ойратами, причем это становится особенно заметно, когда джунгар начинают сравнивать с их восточными собратьями: «И калмыки (джунгары) в военном деле гораздо мунгалов (халхасцев – Л.Б.) сильны и много имеют огненного боя от бухарцев» (Материалы… , 2000, С. 181), «…калмыцкий Бошохту-хан с людьми своими со многим огненным боем мунгальского хана… разбил» (там же, С. 303) и т.д.

В начале XVIII в. ружья и пищали стали производиться и в самой Ойратии, но в XVII веке основным экспортером этого вида вооружения, по сведениям русских осведомителей, были среднеазиатские государства (Материалы… , 2000, С. 181). Однако мощный поток контрабанды шел и с территории России. Закупкой огнестрельного оружия в Москве занимались бухарские купцы (которых в отличии от монгольских послов русские власти осматривать не решались), в результате вплоть до начала 80-х гг. в Джунгарию регулярно отправлялись по 30 и больше возов с огнестрельным оружием (Материалы… , 1996, С. 357).

Судя по маньчжурским миниатюрам, ойратские мушкетеры не носили доспехов и небыли способны вести рукопашный бой, поэтому в сражении их прикрывали воины с копьями и пиками. Которые, накануне Ологойской битвы, были выданы из ханских арсеналам даже русским послам (Материалы…, 2000, С. 385).

Кроме стрелков из огнестрельного оружия (передвигавшихся на лошадях и спешивавшихся на поле боя) в состав армии входили конные стрелки из лука, а так же латники вооруженные древковым и клинковым оружием (Потапов, 1953, С. 137). Помимо самих ойратов в составе войск Галдана Бошокту-хана числились отряды данников и союзников Джунгарии: кыргызов (Материалы…, 2000, С.426), бухарцев (там же С. 349), халхассов.

Тактика. Непрекращающиеся войны, которые вела Джунгария, предопределили гибкость тактики ойратов. И если на Западе колмаки сделали ставку на быстрые рейды своей латной конницы, то на Востоке, где им противостояли более многочисленные и лучше вооруженные отряды империи Цин, джунгары предпочитали вести оборонительные бои и добиваться победы в контратаках.

На поле боя ойраты выстраивались в две линии, так чтобы фланги были выдвинуты в сторону противника и прикрыты болотом, лесом или горами (Златкин, 1983, С. 190). В первую линию боевого порядка становились мушкетеры и возможно копейщики. Их позиции джунгарские полководцы пытались прикрыть либо естественными складками местности, либо плетеным тыном (Златкин, 1983, С. 194). В случае если противник нападал на армию джунгар внезапно живым щитом , для прикрытия стрелков, могли выступать стада крупного рогатого скота (Материалы… , 2000, С. 349). Плотность огня ойратов была настолько велика, что маньчжурские воины, несмотря на поддержку собственной артиллерии, были вынуждены спешиваться и атаковать Галдана в пехотных колоннах. (Записки… , 1895, С. 350-351.). Основной задачей стрелков было остановить атаку войск противника, в то время как кавалерия (составлявшая вторую линию джунгарских войск) должна была опрокинуть его фланги. Такая тактика, основанная на активных действиях кавалерии с опорой на огнестрельную пехоту широко применялась в Средней Азии еще в XVI веке (Дюпюи, 1997, С. 344), но была совершенно неизвестна на степных просторах к востоку от Алтайских гор. Именно она стала предпоследней стадией развития военного искусства кочевников. Во многом благодаря ей были одержаны победы над халхассами (приведшие к ликвидации восточномонгольской государственности) и лучший армией Дальнего Востока регулярными войсками империи Цин. Особенно ярко превосходство джунгарской тактики над тактикой воинов Халхи было продемонстрировано во время сражения у оз. Олгой в самом начале войны, когда после степной кавалерийской схватки халхасцы были оттеснены джунгарами к топким озерным берегам, где …не мочно де было … конем ездить и были (не смотря на наспех возведенные укрепления) в упор расстреляны подоспевшей огнестрельной пехотой , причем вырваться из окружения удалось только самому Тушету-хану с кучкой телохранителей (Материалы… , 2000, С. 335). После этого сражения только вступление в войну Цинской империи воспрепятствовало объединению Монголии в единое государство.

Причину поражения джунгар в войне 1688-1697 г.г. следует искать не на поле боя (где джунгарская армия показала почти безупречно), а в стратегических просчетах ойратских полководцев и междоусобной грызне джунгарской знати.

Таким образом, можно констатировать, что основное отличие военного искусства кочевников Ойратии от Восточной Монголии заключалось в том, что для первых огнестрельное оружие стало основой ведения сражения, а для вторых лишь одной из многих форм дистанционного боя. Это во многом предопределило военное поражение Халхи, приведшее к ликвидации ее национальной независимости и как следствие к завершению развития ее военного искусства, как самостоятельного военно-исторического феномена. В то время как джунгарская продолжала развиваться по пути возрастания значимости огнестрельного оружия, его производства в степных условиях и создания собственной артиллерии.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор НГУ Ю.С. Худяков

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

Реконструкции трех основных сражений ойрато-маньчжурской войны 1688- 1697 гг.
Ологойская битва (21 июля 1690 г.)
Реконструкция внешнего вида среднеазиатских тяжеловооруженных воинов второй пол. XVI – первой пол. XVII вв. (по материалам бухарских и самаркандских миниатюр).
Галдан Бошокту-хан и русский посол Киберев наблюдают за ходом боя у оз. Ологой 21 июля 1690 г.
Джунгарский копейщик и кашгарский "мушкетер" армии Галдана Бошокту-хана кон. XVII в.
Ойратский «мушкетер» армии Галдана Бошокту- хана в походном снаряжении. Знатный кашгарец на службе у джунгарского правителя. Джунгарский офицер кон. XVII в. Халхасский феодал в доспехах цинского офицера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия. Элиста,1991.
Бобров Л.А. Защитное вооружение кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в период позднего средневековья. // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Материалы РАЭСК 2000. Т.3. Новосибирск, 2000.
Горелик М.В. Средневековый монгольский доспех // Третий международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 1979.
Горелик М.В. Степной бой. // Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск,1990.
Записки о монгольских кочевьях (Мен-гу-ю-му-цзы ). СПб., 1895.
Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1964, 1983.
Материалы по истории русско – монгольских отношений 1607-1636. М., 1959.
Материалы по истории русско – монгольских отношений 1636-1654. М., 1974.
Материалы по истории русско – монгольских отношений 1654-1685. М., 1996.
Материалы по истории русско – монгольских отношений 1685-1691. М., 2000.
Михайлов В.А. Оружие и доспехи бурят. Улан-Удэ, 1993.
Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М., 1953.
Халха Джурум (памятник монгольского феодального права). М., 1965г.
Худяков Ю.С. Защитное вооружение кыргызского воина в позднем средневековье. // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1991


Известные материалы позволяют нам достаточно четко дифференцировать вооружение и тактику монголов XVII в. по географическому и даже этническому признаку. Ключевым моментом в таком разделении являются особенности ведения боя, а так же количество, способы и масштабы применения наиболее совершенного на тот момент типа вооружения: ручного огнестрельного оружия.

последней четверти XVII в. Джунгарское ханство добилось значительных внешнеполитических успехов: был подчинен Восточный Туркестан, временно ликвидирована опасность со стороны казахских жузов, ослаблена Халха. Казалось, наступил благоприятный момент для объединения Монголии в единое государство. В 1688 г. войска Галдана Бошокту-хана вторглись в Восточную Монголию. Очень быстро войска халхасцев были разбиты, но на их стороне в войну вступила Цинская империя, сама мечтавшая о подчинении Монголии. Однако маньчжурский экспедиционный корпус был разбит ойратами в Ологойской битве (летом 1690 г.). Но император Сюань-Е, объявивший Галдана злейшим врагом династии не собирался сдаваться, тем более, что в Ойратии, метрополии Бошокту-хана, поднял мятеж его племянник Галдан – Церен, который отрезал дядю от родных кочевий. Узнав об этом Галдан начал отступать на север , но был настигнут в Улан-Бутуне стотысячной маньчжурской армией, однако сумел отбиться и отойти. Находящейся между двух огней , покинутый союзниками, лишенный баз, надеющийся только на помощь России, Галдан сражался еще 6 лет. И только в 1696 г. маньчжурам, в тяжелом для обоих сторон сражении у Дзун-Мод, удалось одержать верх. В следующем 1697 г. , Галдан Бошокту- хан умер. И война прекратилась, но только для того, чтобы в XVIII в. вспыхнуть с новой силой.

Представленные здесь реконструкции трех основных сражений ойрато-маньчжурской войны 1688- 1697 гг. выполнены по материалам русских летописей (Материалы , 2000), сообщениям маньчжурских военных чиновников (Мен-гу-ю-му-цзы , 1895, С. 348-351; Златкин, 1983, С. 190-195, и др.).

Подписи к цветной карте:

1. Сражение у оз. Ологой. 21 июля 1690 г. (рис. 1.1).

Джунгары: 20 000 – 25 000 чел. (кавалерия, спешенные воины вооруженные огнестрельным оружием, копейщики).

Цинские войска: 20 000 чел. ( кавалерия легким делом, с копьи, луки и сайдаки ).

А). Нападение на джунгарский лагерь 500 халхасов и 200 воинов из Южной Монголии, скравших ойратские караулы, отбито латниками Галдана Бошокту-хана.

Б). Джунгары, распределив свое войско в две линии, построились полумесяцем и ружейным огнем отбили атаку маньчжуров.

В). Объединенная атака халхасов и цинского резерва захлебнулась, так и не достигнув переднего края обороны джунгар. После того, когда наша первая часть войска с калкаским войском на них наступала, то калка, опасаясь их огненного ружья, прежде всех побежала, за которыми и все джасакские (южно-монгольские) не видя себе подкрепления, им уступили" (из сообщения командования войск Цинской империи). Фланги цинской армии были сметены атакой джунгарской конницы, обступавшей основные силы имперцев. Видя опасность окружения, Арани отдал приказ о начале общего отступления. Ойраты преследовали цинов несколько недель, но полностью уничтожить группировку Арани им все же не удалось.

2. Битва при Улан-Бутуне. 1-2 августа 1690г. (рис.1.2).

Джунгары: 20 000 чел.

Цинские войска: 100 – 110 000 чел. (кавалерия, стрелки из ручного огнестрельного оружия, артиллерия).

На заре 1 августа маньчжурская разведка обнаружила на берегу реки ойратские войска. Джунгары разместили отряды в лесу на высоких, откосных берегах реки, для защиты положа перед собой верблюдов" (в последующие дни применялись щиты из прутьев и укрепления из сваленных деревьев). Пользуясь пятикратным превосходством в живой силе, цины сковали центр ойратской армии перестрелкой из ружей и пушек, в то время как их отряды на обоих флангах переправились на тот берег.

Левому крылу маньчжуров удалось окружить и сбить с позиций джунгарских стрелков, на правом фланге наступление цинов было менее удачным. Восьмизнаменная конница увязла в болотах и была отброшена джунгарской контратакой.

Вечером маньчжурские полководцы, так и не сумев укрепиться на вражеском берегу, отвели войска. Следующие 4 дня сражения не принесли успеха ни одной из сторон. В итоге сражение закончилось в ничью. Ночью(5 августа) Галдан снялся с позиций и ушел на север. Цины не преследовали его.

Сражение при Улан-Бутуне демонстрирует блестящие боевые возможности джунгарской армии: несмотря на 5-ти кратное превосходство в живой силе, наличие артиллерии и резервов Цины (лучшая армия Дальнего Востока не так давно сокрушившая многомиллионный Китай) так и не сумели уничтожить войска Галдана Бошокту-хана.

3. Битва у Дзун-Мод. Июнь 1696 г. (рис.1.3).

Джунгары: 5-6 000 чел.

Цинские войска: 35-40 000 чел. (пехота, кавалерия, артиллерия).

А). Авангард цинской армии встретив джунгарские отряды, отошел на основные позиции. В ожидании ойратов, Цины построили армию в боевой порядок (в центре – китайские войска, справа и слева от них столичные шо-пинь-фуские и синаньские войска, на флангах – монголы. Датунский отряд был послан в засаду в обход горы напоминавшей лошадиное седло , небольшие отряды Цзунь-бину Така (1000 чел.) и нинь-янский отряд (1300 чел.) заняли соответствующие позиции за артиллерией на правом и левом флангах).

Как только цинская армия построилась на вершине горы, стало ясно, что ойраты так же начали общую атаку , но увидав, что войско (цинов – Л.Б.) уже заняло вершину горы, они остановились у восточного склона ее и под его прикрытием открыли пальбу из ружей вверх .

Б). Когда солнце приблизилось к полудню Галдан Бошокту-хан бросил все силы на прорыв центра маньчжурской армии. Тогда цинским войскам был отдан приказ спешиться, каждый солдат взял по пять лошадей, а остальные пешими устремились в бой . Был открыт огонь из орудий, но Галдан с женой Ану и другими мятежниками, не взирая на пушки и стрелы, сражались, побросав лошадей. Натиск их был настолько силен, что не было возможности нанести им поражение. Потери убитыми и ранеными с той и другой стороны были одинаковы (из сообщения цинского командования).

Цинский центр прогнулся, наступил решающий момент сражения. В это мгновение маньчжурский отряд, посланный в засаду, обрушился на беззащитный ойратский лагерь и тылы джунгарской армии, а цинские полководцы начали контрнаступление по всему фронту. Большая часть ойратской армии (более 3 тыс. человек попало в окружение и было уничтожено), а меньшая бежала с поля боя.


Спешившиеся на время боя и укрывшиеся за деревянными щитами ойратские и кашгарские «мушкетеры» отражают ружейным огнем атаку маньчжурской и халхасской конницы.






1. Галдан Бошокту-хан (в центре).

Свое детство и юность будущий правитель Джунгарии провел в Тибете при дворе Далай-ламы, где и был подстрижен в монахи, но, даже став светским государем, он не изменил привычкам юности, так, по сведениям современников, он до конца своей жизни так и не отрастил косу, следуя своему монашескому обету.

Галдан одет в желтый китайский халат, поверх которого он носит панцирь типа «куяк» (металлические пластины изнутри приклепаны к матерчатой основе, так что взгляду постороннего видны лишь ряды заклепок). По покрою панцирь представляет собой «жилет» маньчжурского типа с осевым разрезом, но в отличие от своих цинских аналогов перехвачен поясом. К нижней части «жилета» пристегнуты лопасти, прикрывающие ноги всадника. Грудная часть панциря бронирована крупными прямоугольными (12 на 8см.) пластинами, подол – более мелкими (8 на 6 см.). ( Пластины обнаружены Лбовой Л.В. и Именохоевым П.М. и хранятся в музее БНЦ СО РАН). Наплечники и «подмышечники» реконструированы по аналогии.

Руки хана от кисти до локтя прикрывают створчатые наручи бухарского производства. В левой он держит сфероконический «шелом» с козырьком и трехчастной бармицей. Поверхность шлема покрыта черным лаком и украшена золотой насечкой (шлем хранится в Государственном Эрмитаже). Во втулку шлема вставлена трубочка, к которой прикреплен флажок и пучок перьев (с маньчжурских миниатюр кон. XVII в.).

На ногах ойратского правителя сапоги «гутулы» украшенные цветной аппликацией. К поясу подвешен колчан со стрелами. Его лицевая сторона украшена бронзовыми дисками, резными металлическими накладками и ракушками.

Боевой конь Галдана покрыт броней (для кон. XVII в. это уже относительная редкость) кольчато-пластинчатого типа. Монгольские конские доспехи этого периода до нас не дошли. На рисунке изображен классический полный конский доспех широко использовавшийся мусульманской знатью от Герата до Дели, и от Бухары до Кашгарии (в частности изображенный на рисунке образец находится в экспозиции лондонского Тауэра). Он состоит из «нашейника» (из двух половин), нагрудника, накрупника (из трех сегментов) и маски с нащечниками. В сплошную броню вплетены металлические диски, усиливающие ее защитные свойства. Не стоит удивляться тому факту, что ярый ламаист использует элементы вооружения «правоверных» (незадолго до войны с Цинской империей Галдан подчинил Джунгарии Восточный Туркестан населенный мусульманами. Во время его похода на Восток в его армии насчитывалось не менее 5 тысяч «бухарцев» и кашгарцев. Да и по описаниям выходит, что комплекс вооружения ойратов был ближе скорее к Средней Азии, чем к Восточной Монголии). Нижняя кромка конских лат по монголо-тибетской традиции украшена лентами и крашеным конским волосом. Бунчуками и колокольчиками украшена и лошадиная сбруя.

2. Русский посол казак Кибирев (справа).

«Албазинская» война с Цинской империей показала Москве, что тягаться на равных с Китаем на Дальнем Востоке Русское государство пока не может. Поэтому джунгаро-маньчжурская война пришлась, как нельзя кстати: халхасские нойоны, еще недавно угрожавшие русскому пограничью, были разгромлены Галданом, а интересы Цинской династии почти на столетие переключились с Севера на Запад. Противоборствующие стороны переоценивали военную мощь «Белого царя» и поэтому любыми способами пытались втянуть Россию в войну на своей стороне. Россия уклонилась от прямых военных действий и одновременно вела переговоры с обоими противниками, но в начале войны ее симпатии были явно на стороне западных монголов. Стремясь склонить русских на свою сторону, Галдан и пригласил Киберева «для освидетельствования» на поле боя у оз. Ологой.

В Сибири, в отличие от европейской части России, где уже с 70-х гг. в обиход входят «ляшские и венгерские одежи», даже в кон. XVII продолжают носить одежду по покрою близкую ко временам правления Алексея Михайловича.

На голове посла высокий колпак крытый синим атласом, с меховой опушкой. Кафтан с короткими рукавами, по казачьей моде, наброшен только на одно плечо и стянут на поясе кушаком. Поверх нательной рубахи одета кольчуга с «твердым» воротником и рукавами до середины предплечья (Красноярский музей).

Простые двухстворчатые наручи работы московских мастеров. Стрелецкие «перчатки».

3. Тибетский телохранитель Галдана Бошокту-хана.

Шлем из 4 металлических подтреугольных пластин со срезанными вершинами. Стыки пластин прикрыты резными накладками с выпуклыми «ребрами». Пластины соединены между собой кожаными ремешками. Плоское круглое навершие с узкой железной втулкой. К передней лицевой пластине шлема прикреплен небольшой треугольный козырек. К боковым и затылочной пластинам прикреплены три лопасти из красной парчи с белым рисунком и зеленой окантовкой. Ширина боковых лопастей по 44см., диаметр 22см. Длинна втулки – 6 см. (реконструкция выполнена по материалам тибетской коллекции МАЭ). Плюмаж из конского волоса и небольшого флажка укрепленного на деревянном пруте, вставленном во втулку шлема реконструирован по аналогиям в китайской и маньчжурской миниатюре XVI- XVH вв. Ламеллярный «халат» с осевым разрезом из металлических пластин соединенных кожаными шнурами («люй-е-цзя»). Панцирь состоит из ламеллярного жилета с тремя длинными полами ( две из которых прикрывают ноги воина, а третья- крестец).

Правая передняя сторона панциря составлена из 15 рядов пластин, левая из 16 (длинна пластин 9 см., ширина 2 см.), спина и лопасть, прикрывающая крестец – из 17 рядов. К «халату» прикреплен пояс, крепящийся к правому боку и завязанный узлом на левом. Верхний ряд пластин снабжен кожаным воротником (ширина Зсм.), предохраняющим горло владельца от пореза об острые края пластин.

Наплечники (длина 49 см.) состоят из 10 рядов пластин и крепятся отдельными лямками к предплечью латника.

Руки телохранителя («хя») прикрывают кожаные наручи с металлическими накладками. На левом запястье- плеть. В правой руке воин держит копье со значком сюзерена, в левой – плетеный щит («халха»). К поясу подвешен колчан, налучье и палаш. На ногах бронированные металлическими пластинами гутулы.


Реконструкция выполнена по материалам маньчжурской и среднеазиатской иконографии, археологическим находкам, экспонатам российских и зарубежных музеев.


1). Ойратский «мушкетер» армии Галдана Бошокту-хана в походном снаряжении (реконструкция сделана по маньчжурским изображениям XVII -перв. пол. XVIII вв.). Стрелок одет в халат («тон») с длинными рукавами («чен») и обшлагами(«уштук>>). Халат подпоясан кушаком. На ногах – мягкие сапоги («чымчак идик»). В руках воина- среднеазиатское фитильное ружье («мултук») с сошками и тонким изогнутым прикладом (Оружейная палата). К поясу подвешен нож и сабля «бухарского типа». За спину заброшен щит сбитый из деревянных планок.

Во время боя (судя по маньчжурским миниатюрам) полы халата заправлялись за пояс, а сошки распрямлялись. Стрельбу вели с колена, реже стоя. Произведя выстрел «мушкетер» отходил назад и перезаряжал ружье, а его место занимал следующий воин.

2). Знатный кашгарец на службе у джунгарского правителя (реконструкция сделана по материалам маверонахрской миниатюры XVII в. и экспонатам Оружейной палаты). Поверх стального шлема из пластин с наушами и плюмажом из конского волоса намотана чалма. Кольчужная рубашка с коротким подолом и рукавами до середины предплечья поддета под плотный войлочный халат («чопкут») с осевым разрезом, стоячим воротником и наплечниками. Грудь и живот латника предохраняет зерцальный доспех состоящий из четырех прямоугольных пластин ( последние фиксируются на корпусе с помощью наплечных и нашейных ремней). Железные наручи прикрывают руки, а кольчато-пластинчатая броня- ноги воина. На боку-колчан со стрелами, налуч и сабля. За спиной – прутяной щит. Голова лошади прикрыта железной маской.

3). Джунгарский офицер кон. XVII в. Высокий «вазообразный» шлем с козырьком , кожаными наушами и назатыльником, плюмажом из конского волоса и перьев. Кольчато-пластинчатый панцирь («бехтерец») среднеазиатского производства. Наручи.

4). Халхасский феодал в доспехах цинского офицера ( по материалам музеев КНР). «Пирамидальный» шлем с плюмажом и пластинчато-нашивными наушами и назатыльником. Типичный маьчжурский жилет дополнен рукавами (в материю вшиты металлические пластины так, что наблюдателю видны лишь ряды заклепок), наплечниками и «подмышечниками». На тканевую основу подола нашиты пластинки от ламеллярного доспеха . «Жилет», по монгольской традиции, подпоясан кушаком (сами маньчжуры не подпоясывали верхнюю одежду). На ногах халхасца оформленные цветной аппликацией «кадыг идики». К поясу подвешен нож, колчан со стрелами и налуч. В руках – маньчжурский палаш и плетеный прутяной щит с умбоном

На этом все.

Урматоо менен,


Последний раз редактировалось: Кыргыз (04.07.05, 11:08 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кыргыз
ороошо


Зарегистрирован: May 12, 2005
Сообщения: 87
СообщениеДобавлено: 01.07.05, 12:41 +0000     Вооружение джунгар и халха-монголов Ответить с цитатой

Про вооружение джунгар и халха-монголов в эпоху позднего средневековья, дорогие жители сайта БУРЯТИЯ Вы также можете посмотреть тут:
http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&p=137176#137176


Урматоо менен,
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 28.07.05, 07:28 +0000     Ответить с цитатой

на hamagmongol.narod.ru добавил биографию бааза-багши
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
tara
мүнхэ


Зарегистрирован: Aug 30, 2005
Сообщения: 2003
Откуда: Canada
СообщениеДобавлено: 29.09.05, 07:32 +0000     Ответить с цитатой

Как интересно! Огромное спасибо!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Fenrir
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Jan 06, 2006
Сообщения: 17
Откуда: Хермания
СообщениеДобавлено: 06.01.06, 21:39 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Манлай Баатар Дамдинсурэн был из шэнэ барга, т.е. из "бурятских" баргутов. Интересная личность. У нас про него мало что знают.
по4ему мало. если вам интерессно, я могу вам даже пару интерессных статеек поставить. если вам коне4но не будет трудно 4итать по-монгольски.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение MSN Messenger
Fenrir
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Jan 06, 2006
Сообщения: 17
Откуда: Хермания
СообщениеДобавлено: 06.01.06, 21:49 +0000     Ответить с цитатой

Fenrir писал(а):
Unkas писал(а):
Манлай Баатар Дамдинсурэн был из шэнэ барга, т.е. из "бурятских" баргутов. Интересная личность. У нас про него мало что знают.
по4ему мало. если вам интерессно, я могу вам даже пару интерессных статеек поставить. если вам коне4но не будет трудно 4итать по-монгольски.



Барын тавхай.

Дээр үед Сайн ноён хан аймгийн Ганжууржав түшээ гүний хошуунаас (одооний Булганы Хутаг сум) хэдэн хүн жин тээж яваад Ивэнгийн голын хөвөөнд буудаллан байтал хэдэн хятад иргэд наймаа хийхээр иржээ. Тэгээд тэднийг даган пүүсэнд нь очихоор нэг жинчин нь явжээ. Гэтэл замд нь хоёр майхан шаачихсан өөр аянчид тааралджээ. Тэгээд майхны хажуугаар өнгөрөх гэснээ хамт явсан хөгшин данжаад нь: “Ай. Ямар аймшигтай хэрэг вэ” гээд царай бууруулан аньснаа дахин майханруу хялалзан харж мориныхоо амыг татан, аянчны хүнд ойртон сэмхэнээр: “Тэр майхны хаыгаар уюг зухуйж байгааг харваа чуу?” гэхэд ажиглан харахад нэг хүний нүцгэн тавхай цухуйж байв гэнэ. Хөхөө өвлийн идэр есийн хүйтэнд ингэж байдаг ямар галзуу амьтан бэ? гэж бодоод, хүний хөлийн л тавхай байна шүү дээ гэхэд “Ай тийм ч бишээ! Чи юу эс мэдваа! гэхэд гэж хятадыг өгүүлхэд нөгөө хүн хоелаа орье, юу л байвал гэж! гэхэд хятад нь толгойгоо сэгсэрч “Би айж байна, чи орвоо!” гэжээ. Жинчин эр майханд ортол нэг хүн толгой дээгүүрээ дээл нөмрөн унтаж байв гэнээ. Зориуд ханиалган, унтсан хүнийг сэрээтэл золбоолог бор хүү босож ирсэн нь “Гучин гурт, Гурван хайлантайн” Магсаржав байжээ. Буцаж очоод данжааддаа хэлэхэд “Ай, нас бие гүйцсэн идэр барын тавхай байсан шүү, өдий болтол өвөр дөчин ес, халх дөрвөөр тэнэж явахдаа ийм хүн шинжиж харж олоогуй юм. Энэ хүн ямарч бууны суманд даагдахгуй, халдах дайснаа дарах халхын ганц баатар болно доо, ай аймараа, аймараа...” гэжээ. Ийнхүү ирээдүйд Монголын тусгаар тогтнолыг хамгаалах баатар эрийн сүрнээс хятад данжаад айж байсан гэдэг.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение MSN Messenger
Засагтхан
ходо байгша


Зарегистрирован: Feb 19, 2006
Сообщения: 356
СообщениеДобавлено: 20.02.06, 07:21 +0000     Ответить с цитатой

WarriorSpirit писал(а):
Бямбын Ринчен., в связи и исполняюшимся его 100-летием. Его судьба, кажется, вместила наиболее важные события 20 века – века переломного не только в истории России и Монголии.

Широко известны его труды по лингвистике, культурологии, историографии.


Б. Ринчен был репрессирован и даже приговорён к высшей мере наказания, но чудом избежал этой участи.

Он также написал многотомную монографию о монгольском языке - наверное, самое полное описание за всю историю. Потом томов недосчитаются. В период репрессий некоторые из них были сожжены и утеряны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 24.02.06, 04:57 +0000     Ответить с цитатой

в хуххото были опубликованы все четыре тома его докторскои диссертации, на старомонгольском. сожжен был третий том.
великий был человек. духовный лидер всех инакомысляших того времени.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Засагтхан
ходо байгша


Зарегистрирован: Feb 19, 2006
Сообщения: 356
СообщениеДобавлено: 24.02.06, 07:59 +0000     Ответить с цитатой

Да, Б. Ринчен великий человек. Был весьма известен на Западе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Юраа
баймга ороошо


Зарегистрирован: Jan 23, 2006
Сообщения: 285
СообщениеДобавлено: 02.03.06, 02:57 +0000     Раднажап Будаевич Бимбаев - отец акад. Б.Ринчена Ответить с цитатой

Раднажап Будаевич Бимбаев(отец Ринчин Бимбаева) - 1874г.рожд.,титулярный советник,полковник казачьих воиск,погиб 47лет от рук наемных красных бандитов.,обладал незаурядными способностями,редким трудолюбием,упорством и настоичивостью в достижении поставленных целеи. Верховный правитель Монголии - Богдо Гыгэн высоко оценил деятельность Бимбаева Р.Б. во время межправительственных переговоров между Россией и Монголиеи в 1911-1912гг. и наградил его высшим орденом "Очир эрдэни",также он награжден многими орденами и медалями России. Один из первых выпускников Ургинской школы переводчиков ,он совершенстве владел китаиским ,англииским,немецкими языками, занимался научно-педогогическои деятельностью. Он составил несколько русско-монгольскии и монголо-русские словари,был на фронте первои мировой воины до 1915г, с1917-20 годы включается в активную деятельность по организации аймаков в которых будут проводится демократические преобразования. Он учавствовал непосредственно в работе пограничного комиссариата г.Троицкосавска . 1921г. погиб долгои и мучительнои смертью учиненный группои бандитов,которые под видом красных занималсь убийствами и грабежами бурятских улусов(Бичурские семейские,точнее Окино-Ключевские есть конкретные имена кто это сделал)рядом с моим селом Харлун, там до сих пор живет глубокии старик, который помнит эту расправу.
На гибель Р.Бимбаева откликнулся министр по национальным вопросам тогдашнего правительства ДВР(дальневосточнои республики) К.Я.Лукс от 28.06.1921г.:"были убиты кандидат в воинские начальники Чикоиского аймака Аюша Найданов,председатель аймачного суда Гомбо Байнов и Раднажап Бимбаев известный монгольскии переводчик,знаток китайского тибетского и ряда иностранных языков........Смерть Бимбаева большое несчастье не только для бурят но и для русских, для нашего правительства" Его сын Ринчин Бимбаев по матери ведет род от Окина тайши,она была правнучкои 4 сына Окина - Унагачи, а Окин является внуком халхаского просветителя,поэта Цокто хун тайжа с матерью Тайгал Чинтайху хатун переводили с тибетского"Биографии Милараиббы " и др книги,возможно из этих переведенных книг хранится в нашеи деревне (Харлун) в семье известного кинорежисера Арьи Дашиева. Акад.Б Я Владимерцов изучал наскальные стихи Цокто-тайджи. В этих стихах Цокто пишет о своих чувствах когда вспоминает свою тетю которая живет в Онон Керулене среди Оннигудов тоесть Авгасов. Вот откуда филологическая способность семьи Бимбаевых. Юраа
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9, 10, 11, 12, 13  След.
Страница 3 из 13

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru