BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Современная Монголия - продукт и оплот панмонголизма
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
WarriorSpirit
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 15, 2003
Сообщения: 1945
Откуда: Монголия. Улаанбаатар
СообщениеДобавлено: 22.01.05, 02:51 +0000     Современная Монголия - продукт и оплот панмонголизма Ответить с цитатой

Прочитав многие статьи и комментарии на форуме, у меня появилась одна мысль, возможно неверная, но все таки я напишу ее.

Как известно, история современной Монголии после 1640х годов, смерти Лигдэн хана, последнего великого хана всей Могнолии с печатью Чингиса хана и империи Юань, де-факто страна раскололась на Южную (Внутреннюю Монголию), где чахарский хан, сын Лигдэна, добровольно отдал печать (тамга) манчжурскому императору, и признал его власть, Западную, где правили джунгарские ханы, кто после смерти Лигдэна перестали формально подчиняться власти единого всемонгольского хана (преемника Лигдэна не смогли назначить), Восточную от нынешнего озера Хубсугула до Гоби и далее до Манчжурии, Северную (нынешняя Бурят-Монголия, от Тувы до Манчжурии - в историческом плане, тогда разумеется Иркусткой области не было), которая была близка административно к Восточной Монголии и которая медленно попала во власть Российской империи.

Таким образом после смерти Лигдэна образовалось два независимых крыла, Западная и Восточная Монголии, которые после многих ссор и конфликтов, также как и попыток помириться и обьединиться в единую федерацию, что было очень трудно без формулы всемонгольского хана, в конце 17 века ввязались в кровоплитную войну (вот написанный мной отрывок из другого форума).Причиной войны стал престол Засагт ханства, самого западного восточномонгольского или халхасского ханства, на границе между Джунгарией и халхасскими ханствами (их было 3), центральным было Тушээт ханство.

--Тушээт хан и Галдан поссорились из за престола (вакантного) Засагт ханства. После смерти героя антиманчжурской борьбы Тушээт хан Гомбодоржа, новый Тушээт хан Чанхундорж (с 1655 по 1699) по признанию историков был одним из виновников междоусобной войны. Он отступил от единого кодекса 40+4, послал собственного сына в заложники манчжурам, подружился с манчжурами, получал от них подарки. После 1661 года когда умер хан Засагт ханства в западном крыле Халха, (и следовательно вблизи Восточного крыла ойратов - зүүнгар), началась свара между его наследниками, Цу мэргэн и внуком первого халхасского хана Гэрсэнза, потомка всемонгольского хана Даян хана Ванчигом.

Хотгойды (часть подданных Засагт ханства) поддержали Цу мэргэна, убили Ванчига и силой передали власть Цу. Сторонники Ванчига обратились за помощь к соседнему центральномонгольскому хану Тушээт, который помог им военной силой. Галдан хан в то время стал уже ханом Ойратов из рода чорос, в возрасте 27 лет в 1671 году.

Галдан хотел союза ойратов и халха против манчжуров. В это время манчжурский император не признал Цү, и представил на правление в Засагт ханстве сына Ванчига Цэнгүна. В его правление продолжалась смута в Засагт ханстве, и всевозможные проблемы. Манчжуры в то время опасались Галдана и его возможного союза против манчжуров с халхасскими ханами и стали всячески сталкивать Тушээт хана против Галдана.

В политику все стороны умудрились завлечь даже Далай ламу. Далай лама предложил западному крылу халха и восточному крылу ойратов помириться в 1682 но Тушээт хан наотрез отказался. В 1686 при посредничестве Далай ламы и манчжурского императора, который незаметно превратился в нечто вроде третейского судьи для междумонгольских свар, состоялся конгресс 60 халхасских ханов и ноенов при наличии представилетей Галдана в месте Хүрэн Билчир у Заг Байдрага (нынешний северный Баянхонгор) и всякие проблемы с Засагт ханством были улажены.

Но конгресс не смог найти решения по главным вопросам - кто будет или вообще ли будет единый хан над обеими Халха и Ойратами, кто из халхасских ханов будет главный (их было 3). Споры стали сильнее. Манжуры попытались поставить хутагт Жавзундамба, представителя буддийской церкви, властным представителем монгольских ханов (что им кстати удалось на 200 лет - превратив позже Монголию в теократию) на том конгрессе. Представитель (халхасской) церкви Жавзундамба при активной поддержке Манчжуров и императора Канси прочитал молитву на конгрессе участникам, де факто присягнув на единую церковную власть также и над ойратскими буддистами. Манчжуры сделали так, что Жавзундамба стал всячески превозноситься наряду с Галданом и даже устроили так, что его сидение было рядом с сидением Галдана и на одинаковой высоте. Галдан понимал что его сталкивают на столкновение с ламами.

В это время Тушээт хан Чанхүндорж мечтал стать единовластным ханом Халха и хотел поддержки манчжуров. Те обещали ему помощь но в ответ захотели его поддержки против Галдана. Тушээт хан породнился с Очирт Сэцэн ханом Кукунора и тот обещал ему союз против Галдана. Манчжуры запретили торговлю ойратов с Китаем. Галдан остался один. Он нашел себе союзника из нового халхасского Засагт хана Шара, и в 1687 году подготовил наступление из района Ховда (Кобдо). Но Тушээт хан опередил его. Тумэн войска Тушээт хана напал на Засагт ханство, Засагт хан Шар был убит. Зять Тушээт хана из Кукунора двинулся также против Галдана с армией и соединился с главными силами Тушээт хана.

Галдан хан послал весной 1688 года с войском родного брата Доржжава против Тушээт хана, но тот был разбит и погиб. Тушээт хан продвинулся вглубь долины Ховда (Кобдо), убил шедшего на соединение с Галданом западнохалхасского нойона Дэгдээхий, но вернулся назад по требованию манчжурского императора Канси, который потребовал созыва мирного конгресса. На самом деле, манчжуры не хотели ни победы Галдана, ни победы Тушээт хана, ибо опасались усиления и того и другого.

Обе стороны однако отказались от переговоров. Галдан весной 1688 года перешел в наступление, где его поддержали западные халха Засагт ханства, которое уже было истерзано междоусобными войнами и смутами. Однако при продвижении вглубь владений Тушээт ханства сопротивление Галдану резко возросло. Сын Тушээт хана Галдандорж и полководец Эрхэм Тушээт ханства с тумэном солдат встретились с армией Галдана у места Төмөрт где бой продолжался 3 дня. Галдандорж проиграл бой и с оставшими 300 солдатами отступил к Цахирту, потеряв почти весь тумэн.

Один тумэн войска Галдана под руководством полководцев Данзан Омбо, Данжила и Дугар Равдана стал преследовать хутагту Жавзундамба, который почти с 300 человек из свиты и семьи Тушээт хана бежал из Эрдэнэ Зуу (Каракорума) почти поперек Гоби. Хотя войска Галдана продолжали преследовать Жавзундамба, манчжурский император взял последнего под охрану. Оставшийся в тылу Тушээт хан собрал силы около Хэрлэна, и обе армии встретились в сентябре 1688 года у места Олгой нуур. Чрезвычайно тяжелая битва продолжалась несколько дней, когда полк Шамба эрх дайчингийн хороо в центре построения войск Тушээт хана не выдержал напора ойратских войск и отступил, сломав все формирование.

Тушээт хан был разбит наголову. Погибло почти все главное войско Тушээт ханства. После этого халхасские ханы не смогли выставить какое либо большое войско против Галдана. Тушээт хан попросил помощи у манжчуров.

Теснимые Галданом и с другой стороны впавшие в зависимость от императора Канси халхасские религиозные и светские ханы Тушээт, хутагт Жавзундамба и Сэцэн хан встретились в месте Ар элст у сунидов. Это был третий и самый печальный конгресс 17 века, с конгресса 1640 года где был принят Закон 40 и 4 (об создании единой федерации), и с конгресса 1686 года. Смута между ханами продолжилась и там, и всех халха мог представлять только Жавзундамба, тот же склонился к решению о просьбе манжчурам как самым "милосердным" и даже единоверцам (буддистам).

Это решение было закреплено позорным конгрессом в Долооннуре в 1691 год, где халхасским ханам манчжурские законы помогли втолковать влиятельные нойоны 49 хошунов Внутренней Монголии, вошедшей в манжчурскую державу 60 лет до этого.Так окончилась печально борьба за престол маленького Засагт ханства, продолжившаяся 30 лет.

Манчжурский хан выполнил свое обещание и выставил войско, которое вместе с халхасскими войсками разбило Галдана. Галдан хан продолжил борьбу против манчжуров до своей смерти в 1697 году, но уже в начале 1690х в самой Джунгарии произошел переворот и джунгары предали своего Галдан хана, воевавшего на востоке Монголии. Войско Галдан хана потеряло тыловую поддержку и погибло отступая под ударами обьединенного манчжуро-халхасского войска. По легенде, в 1697 году последний его отряд был разбит и его верная жена, принцесса Анужин, дочь манжчурского императора по происождению, погибла вместе с Галдан ханом.

В конце 2004 года в Кобдосским аймаге Монголии, родине Галдан хана, открыт памятник великому ойратскому хану.

Далее, воссоединение восточных и западных монголов -


О воссоединении восточных и западных монголов (цитирую уважаемого енхд, из форума элиста.орг)
--- http://www.elista.org/forums/viewtopic.php?t=1516&start=0

После разгромления Зvvнгар (Джунгария), маньчжурцы в 1760-ых годах создали под управлением Кобдосского губернатора маньчжи (Ховдын амбан манж сайд) Кобдосский край (Ховдын хязгаар) населяемый ойратами.

В составе Кобдосского края входили 3 хошунов дурбета (хошун – административная единица созданная маньчжурцами после присоединения монголов), 2 хошуна хойты, 1 хошун хошуты, 1 хошун торгуты, 1 хошун єєлеты, 7 хошунов алтайские урянхайцы, 2 хошуна урянхайцы алтан нуура (озеро алтын), 1 хошун мянгаты, 11 хошунов баяты, 2 хошуна захчины и всего 32 хошунов.

В 1910-11 годах когда национально-освободительное движение сильно развивалось и как результат внешняя Монголия (халха) разгоняв маньчжурских наместников провозглашал свою независимость. Созданный в 30 ноября 1911 года “Временная полномочная администрация (правительство) Халхасского Хурээ“ (“Халхын Хvрээний бvх хэргийг тvр ерєнхийлєн шийтгэх газар“) выпустил всеобщее обращение за независимость на всех монголов.
Ойраты тоже высоко оценили и приняли с радостью этот обращение, вовсюду рассуждали этот призыв. Только ситуация что при главной администрации Кобдосском губернаторстве находились маньчжурское войско зеленого знамени, присутствие китайских купцов во множестве и удаленность от Хурээ (нынешний Улаанбаатар) задержал и примедлил их восстание. Во весне 1912 году когда зимний холод отступал, в Улаангомском хурээ-не проходил совещание всех ноёонов Кобдосского края и обсуждался вопрос присоединения в свою Монгольскую государству. Совещание проходило в полемиках и разногласиях. Некоторые ойратские ноёоны были против присоединения с халха или правительством в Хурээ, все ещё сохранилось и сказалось многовековое недоверие вызванное от прежних войн и противоборства. Но большинство присутствующих были за присоединение в Монголию.
И от 30 хошунов Кобдосского края писали просительную письму Богдо хану что мы хотим присоединяться в Монгольское государство (Монголын тулгар тєрд) и подкрепили печатью каждого хошунов. Эти все документы с печатью и подписью ноёонов каждого хошунов хранятся сейчас в национальном архиве и считаются национальной ценностью народа. ---


Продолжение следует
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 22.01.05, 03:21 +0000     Ответить с цитатой

da deistvitel'no vse nachalos' so smuty v zasaktuhanskom aimake.
v tom je 1662 godu iz zasaktuhanskoga aimaka dvegruppy abaganarov poddalis secen hanu, no tot ih ne vajno vstretil i popyatlsa v svoe vladenie vklyuchit'. im stepnym aristokratam iz roda belgutaya nichego ostavalos kak voiti v sostav tsinskoi imperii. tem bolee tam uje byli ih rodstvenniki dva abagsskih hoshunov v sostave shilingolinskogo seima.
_________________
миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
WarriorSpirit
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 15, 2003
Сообщения: 1945
Откуда: Монголия. Улаанбаатар
СообщениеДобавлено: 22.01.05, 12:16 +0000     Ответить с цитатой

В возрождении независимой обьединенной Монголии участвовали не только западные и восточные монголы. Огромный вклад внесли южные ( о них также много написано) и северные бурят-монголы. Вклад бурят-монголов был не только военный, но главным образом культурно-просветительский, от Ринчино и многих других, модернизировавших культуру и общество новой единой Монголии. Многие из них видели в возрождении единой Монголии надежду на освобождение Бурят-Монголии от царизма и вообще русского засилья, недаром Коминтерн и Москва настолько испугались этого, что в ходе 30х годов и даже ранее почти все деятели бурятской культуры и политики были поголовно уничтожены - многие именно под обвинением в панмонголизме. Хотя бурятские деятели культуры и политики не смогли освободить свою байкальскую Родину от русских, тем не менее они заложили фундамент или плацдарм борьбы за нее в виде новой независимой Монголии с элементами европейской культуры в сочетании с традиционной. До сих пор в тех отраслях науки и культуры Монголии, которые были созданы после 1921 года, бурятское наследие живо сейчас, например в опере, филологии, науке. Позже через 90е годы, это наследие помогло бурятам встать во вглаве нового движения в политике и именно монгольские буряты ликвидировали в начале 90х годов все что было связано с русскими в Монголии - от советских баз до доминирования кириллицы.

Ойраты же, чьи предки так много лет воевали с восточными монголами в 17 веке, в новой Монголии не только сразу поддержали манифест Богдо гэгээна о возрождении независимой и единой Монголии 1911 года, но также внесли огромный вклад в ее политическое и военное строительство. В каком то смысле великий ойратский хан Галдан добился своего - ойраты возглавили правительство Монголии, но мирным путем, через Цеденбала, 40 лет правившего Монголией, его преемника Батмунха, 8 лет правившего Монголией и давшего добро на политические перемены 1990 годов, после чего он уступил власть демократам. И сейчас правительство Монголии и ее многие ведущие позиции находятся в руках ойратов, которые составляют наиболее верный и лояльный часть гос аппарата.

После войны 1945 года многие южные монголы перебрались в Монголию и сделали большой вклад в развитие восточных связей страны, а именно с Японией. Первые учителя японского и китайского в Монголии были именно внутренние монголы.

Я говорю об этом, потому что существует мнение что нынешняя Монголия является каким чисто халхасским государтсвом и хотел показать что это совсем не так. Но если понимать панмонголизм как строительство единой Монголии, то именно нынешняя Монголии и есть чистейший продукт панмонголизма, где все ветви монголов играют свою, ведущую роль в государстве. Разумеется, халха внесли свой вклад - например, составлению костяка государства по своей численности, например, до сохранения все таки независимости Монголии, функцию возложенную на них еще далеко в 15 веке всемонгольским ханом Батмунхом, который даже и дал им имя халх - от слова защищать- древний очаг монголов в Восточной Монголии по берегам Хэрлэна, место рождения императора Чингиса.

ПОка существует независимоя Монголия, которая включает в себя все ветви монголов - северных бурят-монголов, южных, западных и восточных, всегда будет существовать невидимое соединение между ними и монголами живущими поныне в (временно) оккупированных территориях и никогда не угаснет надежда на свободу
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 06.01.10, 11:47 +0000     Ответить с цитатой

Формирование бурятского этнического анклава в Монголии произошло в результате массового переселения в конце XIX – первой трети XX в. Как известно, одной из сущностных характеристик диаспоры является «критическая масса» переселенцев как условие сохранения общинности или формирования новой . Согласно официальным данным последней Всеобщей переписи населения Монголии 2000 г., число бурят составляет 40 620 чел., т.е. 1,7% общего числа населения Монголии. Буряты представляют пятую по численности этническую группу (ястан) , после таких групп, как халха, казахи, дэрбэты, баяты . Буряты Монголии живут в основном в следующих аймаках: Дорнодском (сомоны Баян Уул, Баяндун, Дашбалбар, Цагаан Обоо), Хэнтэйском (сомоны Батширээт, Биндэр, Дадал, Норовлин, Бяан-Адарга), Булганском (сомон Тэшиг), Селенгинском (сомоны Ероо, Хyдэр, Шаамар, район Алтанбулага), Центральном (сомон Монгонмор), Хубсугульском (сомон Цагаан –yyр). Около 10 тыс. бурят живет в столице – Улан-Баторе. По материалам же периодических изданий и научных трудов численность бурят в Монголии варьирует от 30 до 100 тыс. чел. Данное противоречие, затрагивая проблему политики переписи, свидетельствует как об относительности трактовки переписных материалов, так и о сложности изучения идентичности бурят, проживающих в Монголии. Оценить достоверность приводимых цифр относительно численности бурят действительно трудно. Многие буряты предпочитают не только не демонстрировать свою «бурятскость» в повседневной практике, но и, более того, скрывать свою этничность. Исследование этого явления, истоки которого кроются в событиях политических репрессий, затрагивает политико-антропологические аспекты диаспоральной темы, а именно форму и степень политического влияния бурятской диаспоры во внутригосударственных делах Монгольской Народной Республики и в системе межгосударственных отношений Монголии с Россией в 1920–1930-е гг. ХХ ХХ в.

Наделение бурятской этничности политическим контекстом (отождествление бурят и политических врагов) в 30-х гг. ХХ ХХ в. привело к фиксированию в социальной памяти бурят Монголии важнейшей отсылки ко времени репрессий как ключевого момента, когда быть бурятом стало жизненно опасно. Личностная идентификация и ход собственной жизни стали просчитываться через конкретные события арестов, судов и приговоров за шпионаж и контрреволюционную деятельность, затронувшие практически каждую бурятскую семью. По данным Музея политических репрессий , в г. Улан-Баторе к смертной казни было приговорено большинство мужчин-бурят, часто были случаи ареста и изведения целых бурятских семей . Из-за страха перед преследованием в среде бурят наметилась тенденция сокрытия своей этнической принадлежности, прежде всего через отказ от таких маркеров культурной отличительности, как одежда и язык: они прекратили носить свою традиционную одежду и употреблять бурятский язык в общественных местах. Истребление большинства мужчин вызвало значительный рост смешанных браков, в частности халхаско-бурятских, что привело к ускорению темпов ассимиляции.
Как показали исследования У. Булаг, сложности выделения бурят из современного монгольского социума связаны также со сложившейся в Монголии спецификой конструирования этнической идентичности, позволяющей манипулировать идентичностью, когда «не халха монгол старается подражать халха-монголу», «быть халха означает быть не только более/лучше монголом, но и настоящим/истинным монголом (jin in hin in Mongo ongo ongo ongo l)». Приравнивание доминирующей этнической группы халха с «настоящими/истинными» монголами способствовало установлению иерархии этнических статусов – кто более монгол, а кто менее. Интересно заметить, что в паспортах обязательно фиксировалась этническая принадлежность, скрывать ее считалось нарушением закона. Причем «монгол» как этнический термин не использовался, а «халха» как этническая идентичность была доступной для каждого .
Материалы, собранные У. Булага во время проведения полевых исследований в 1991–1992 гг. в Хэнтэйском, Дорнодском аймаках и г. Улан-Баторе, привели его к выводу о том, что желание стать халха более очевидно можно наблюдать во втором поколении. Приведем всего лишь несколько конкретных примеров из его работы .
Дугарсурэн – среднего возраста барга из Хэнтэйского аймака. Его мать – барга, отец – бурят. Как сказал Дугарсурэн, согласно локальной практике, дети от смешанных браков, в данном случае барга и бурят, обычно выбирают идентичность стороны матери. Его жена бурятка, у них четверо детей. Все они учатся в Улан-Баторе. Они зарегистрированы как халха. Дугарсурэн пытался убедить, уговорить их зарегистрироваться как буряты, но ни один не послушался.
Проведенные нами в 2001–2002 гг. интервью, беседы с монгольскими мигрантами в Японии, а также наблюдения за бытовым дискурсом выявили следующий устойчивый факт: монголы Внутренней Монголии называли представителей Внешней Монголии обобщенно «халхачууд». Закономерен вопрос – почему именуют именно «халхачууд», только ли потому что халха-монголы составляют большую часть в этнической структуре Монголии?
Не являются ли ассимиляционные процессы одним из вариантов ния сформировавшегося на обыденном уровне представления об «этнической престижности» халха .
Из содержания бесед с мигрантами из Монголии следовало, что вопрос об этнической принадлежности стоит на периферии их идентификационной матрицы. По словам информантов, их личностная включенность в свой этнический статус носила лишь формальный характер и находила выражение в необходимости фиксировать пункт об этнической принадлежности в паспорте. Между тем было заметно, что в обыденном сознании четко зафиксирована корреляция между местом проживания и этнической группой. Традиционными в монгольской культуре являются вопросы «Аль нутаг вэ?» («С каких земель? Где ваша Родина?»), «Аль аймаг вэ?» («С какого района? С какого племени?»). Можно сказать, что эти вопросы обязательно включаются в традиционный этикет знакомства. В ответ, как правило, называют тот или иной административный район современной Монголии, что служит основанием для идентификации человека по этническому признаку. Например, если человек говорит, что он из Хэнтэя или Дорнода, то собеседник подразумевает, что он, возможно, бурят, поскольку на этой территории в основном проживают именно буряты. Что касается других распространенных ассоциаций территорий с этнической группой, то они следующие: Кобдо, Увс – торгуты, захчины, дурбэты, баяты; Баян Улгы – казахи; Сухэ-Батор – дарьганга; Убэр-Хангай, Ара-Хангай, Баян-Хонгор, Забхан, Туб аймаг, Гоби Алтай (некоторые сомоны), Дорно-Гоби, Дунда-Гоби, Умно-Гоби – халха; и т.д. Не менее важным признаком, по мнению многих, по которому можно определить этническую принадлежность, является диалект. Однако в настоящее время этот признак практически утратил свое значение, поскольку большинство населения Монголии хорошо говорит на халха-монгольском диалекте. В результате анализа собранного материала мы пришли к выводу о том, что как бы формально не отрицалась значимость принадлежности к этнической группе (ястан) в среде
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 06.01.10, 11:52 +0000     Ответить с цитатой

современных молодых людей Монголии, эта форма групповой идентичности все равно находит свою пусть даже и косвенную (через ассоциацию с территорией) рефлексию. В конце 90-х гг. ХХ ХХ в. в Монголии была осуществлена смена гражданских паспортов. В новых паспортах в отличие от старого образца не указывается этническая принадлежность, но зато обязательным является пункт о родовой принадлежности. Целесообразность последнего объясняют назревшей необходимостью регуляции семейно-брачных отношений, поскольку численность населения страны невысокая.
В личностной иерархии идентификационных предпочтений на первое место из групповых идентичностей, как правило, выдвигается категория «я – монгол». В данном случае в один термин включаются и этническое содержание (монгольская нация / монгол ундэстэн), и понятие со-гражданства (монгол иргэн). Возможно, именно в силу этого обстоятельства некоторые граждане Монголии считают, что только те этнические группы (ястан), которые проживают в Монголии, имеют полное право называть себя «монголами». Причем, как было изложено выше, в специфически многоэтничной Монголии «настоящими» / «jin in hin in » монголами признаются халха, поскольку трансформация многоэтнического сообщества в единую монгольскую социалистическую нацию происходила на основе унификации, опирающейся на культуру и язык именно халхасцев.
Степень и форма осознания, т.е. этнической идентичности, бурят Монголии, во-первых, отягощены психологическом комплексом «страха», отпечатком печальных событий в образе прошлого, сформированным в контексте социальной памяти, во-вторых, обусловлены государственной политикой по формированию единой монгольской нации, приведшей к процессу «халхализации». Игнорировать присутствие бурят как отдельной этнической группы в социалистической Монголии не могли, поскольку в СССР как этнофедеративном государстве они обладали реальным и символическим статусом в качестве титульной нации и реализовали право на национальную автономию. Вследствие чего буряты при всех переписях населения Монголии непременно включались в «список народов». Однако условность ных данных относительно числа жителей, определяющих себя как буряты, как нам представляется, всегда была очевидной.
Учитывая, что реальность диаспоры зависит не только от демографических параметров, но и от наличия организации и возможности поддерживать хотя бы среди части соплеменников диаспоральную идентичность , считаем необходимым указать, что в настоящее время в Монголии действует бурятская организация «Фонд по развитию бурятской культуры и традиций» . Его создание (1993 г.) стало возможным в связи с распадом социалистической системы и превращением этничности в один из эффективно функционирующих институтов. Деятельность Фонда внесла свой позитивный вклад в возрождение бурятского языка, традиций и обычаев, в установление культурных связей между бурятами разных стран и регионов в России: инициированный фондом в 1994 г. фестиваль «Алтаргана» перерос региональные рамки и стал одним из главных «новых» праздников общебурятского масштаба, который проводится один раз в два года . Центрами этнической активности бурятской элиты являются г. Улан-Батор, Дорнодский и Хэнтэйский аймаки, где ежегодно проводятся этнокультурные мероприятия. Буряты же Селенгинского, Булганского и Хубсугульского аймаков находятся на периферии этнического дискурса.
Анализ характера взаимоотношений между разными территориальными группами бурят Монголии подтверждает факт сохранения значимости субэтнической принадлежности. Их административно-территориальная организация до настоящего времени сохраняет и воспроизводит родо-племенную структуру бурятского общества, например: Хэнтэйский аймак в основном населяют хори буряты (роды: цагаан, галзууд, бодонгууд, шарайд, хальбин, батнай, худай, гучид, хубдууд, харгана, хуацай, баатад, баргужин, гахан, олхонуд, хурлаш, чонод, хар намяад, шарнууд, шээжин) ; в Селенгинском аймаке доминируют представители этнографической группы так называемых селенгинских бурят (роды: абгад, атаган-цонгол, ач абгад, ашибагад, баатад, баруун абга, батнай, бодонгууд, булган-харнууд, гучид, юншээбуу, урлууд, узон, олед, поонхон, хамниган, хангад, хар намяд, хатагин, хирид, шарнууд, чонос) ; в Дорнодском аймаке большинство составляют агинские буряты (роды: цагаан, галзууд, бодонгууд, шарайд, хальбин, худай, гучид, батнай, харгана, кроме них, шонос, буурал, абзай, хурамши, олзон, бахи) ; в Хубсугульском, Булганском аймаках основались представители племен хонгодор и булагат (роды: тэртэ, шошоолог, хурхууд, долоод, урянхан, хавхчин, хонгодор, хурхад, уляад, тараач, мормонтонгууд, галзууд) .
Как отмечают исследователи по материалам полевых исследований, контакты между этими группами носят редкий характер. В частности, польский исследователь Ш. Збигнев пишет: «Слабое сотрудничество между разными группами бурят в Монголии и гораздо большее значение родовых и территориальных контактов может указывать на незавершенность процесса этнической консолидации бурят в Монголии. Нельзя забывать, что изоляция отдельных бурятских групп, рассеяние в монгольской среде и годы репрессий не способствовали таким процессам. Родственные и территориально-родовые связи составляют на сегодняшний день эффективную форму групповой организации, направленной на достижение определенных экономических, политических и социальных целей. Этническая идентичность зачастую бывает прежде всего социальной практикой, используемой в повседневной реальности. Некоторые из этих групп в поле своего влияния создают сеть неформальных – но общепринятых – свя зей, иерархий и взаимных обязательств» . Действительно, приходится констатировать, что в повседневной стратегии монгольские буряты, компактно проживая на приграничной территории, больше ориентированы на контакты с родственниками по другую сторону границы, чем на местные внутрибурятские отношения, а администрации аймаков с «бурятскими» сомонами устанавливают дружественные связи с «родственными» районами в Бурятии, например, между Селенгинским аймаком Монголии и Селенгинским районом Республики Бурятия недавно подписан официальный взаимовыгодный договор об экономическом и культурном сотрудничестве, а население Хубсугульского, Булганского аймаков является непременным участником крупных мероприятий в Тункинском, Закаменском районах Республики Бурятия, самым знаковым из которых является фестиваль хонгодоров . Бурятское население Хубсугульского, Булганского, Селенгинского аймаков не проявляет широкой инициативы, направленной на интеграцию с хоринскими и агинскими бурятами Хэнтэйского и Дорнодского аймаков, а ограничивается делегациями на фестиваль «Алтаргана». Другими словами, внутренняя культурная вариативность и деление на несколько групп есть реальность бурятской диаспоры в Монголии. Причины устойчивости их деления на локальные группы кроются, видимо, в содержании социальной памяти, обращенной к далекому прошлому (воспоминания об этнических истоках, происхождении), а также в особенностях исторического развития бурят. Как известно, буряты переселились в Монголию в основной своей массе в первой трети ХХ ХХ в., когда родоплеменная организация бурятского общества выступала основой групповой солидарности. Дальнейшее их этническое развитие определялось стратегией социально-политического развития страны проживания.
Национальная политика страны исхода (СССР) и страны проживания (МНР) в силу единства идеологических установок преследовала одну цель – формирование единого интегрированного народа: в одном случае – советского народа, в другом – монгольской нации. Теоретически казалось бы, что буряты Монголии и СССР должны пройти одинаковый путь этнического становления. Однако если в СССР этносоциальная структура населения носила сложный иерархический характер в силу признания советских этнонаций, в ряду которых значилась и бурятская нация, то в Монголии, которая является специфически многоэтничным государством, поскольку большинство населяющих ее этнических групп находятся в языковом и культурном родстве с халхасцами, концепт этнонаций с их правом на самоопределение не был востребован, и потому буряты Монголии в отличие от своих соплеменников в СССР не были включены в бурятский национальный дискурс. Последнее не способствовало формированию особого этнолокального самосознания монгольских бурят и росту этнической сплоченности. Вероятно, именно поэтому родоплеменные, территориальные связи продолжают выполнять насущную потребность в преемственности, оставаясь в социальной памяти основным звеном в цепочке представлений об образе прошлого. С изменением социальной среды эти связи не утрачивают функционального содержания: именно этот уровень личностной идентификации продолжает играть «роль этнического маркера и института вхождения в унаследованную от предков этничность через акцентирование «примордиальной» струны, присутствующей в каждом человеке» и вместе с тем внутренних барьеров в отношениях бурят Монголии.

Дарима Бороноева

http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2008/08/Boronoeva.pdf
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 07.01.10, 10:56 +0000     Ответить с цитатой

Дашийн Бямбасурэн: «Государство, которое не понимает ценности этнических меньшинств, обречено на распад»
29 декабря 2009 г., 16:57



“Ничего плохого буряты российскому государству не сделали”

В начале 1990-х Монголия вопреки всем ожиданиям и прогнозам выбрала демократический путь развития. Одним из влиятельных политиков, стоявших у истоков монгольской независимости был глава совета старейшин Бурятского культурного общества Монголии, член Политсовета Демократического союза Монголии, занимавший в 1990-1992 гг. пост премьер-министра страны Дашийн Бямбасурен. БМИ публикует интервью с одним из авторов экономических реформ в Монголии, возглавлявшим правительство этой страны в самые трудные первые годы становления демократической системы.

- Уважаемый господин Бямбясурэн, прежде всего, большое спасибо, что нашли возможность встретиться. Мой первый вопрос касается конца 1980-х – начала 1990-х годов. Когда Монголия, после коллапса СССР, оказалась предоставленной самой себе, вы уже возглавляли кабинет министров страны и были членом МНРП. Почему вы приняли решение покинуть партию и поддержать демократов?

- Когда я был мальчишкой, в моем родном селе не было ни одного старого бурята. Их всех уничтожили, расстреляли, отправили на каторгу в Россию. В Дотыл сомоне, например, в 1937 году забрали всех бурят, начиная с 17 лет. Когда летом наш айл (община – ред.) хотел зарезать барана, звали мужчин-халхов из другого села. Я никогда не забуду, как женщины потом пели песни и плакали всю ночь. Вот так было. Потом бурят забирали в армию и заставляли воевать с казахами. На казахско-монгольской границе до 1953 г. было не спокойно. С тех пор в моем сердце остался горький осадок и вопрос: почему так было? В 1986 г. в Чехословакии собирались представители социалистических стран, обсуждали разные проблемы, в том числе ставился вопрос о том, как нам развиваться дальше. Я тогда возглавлял монгольскую делегацию. Мы пришли к выводу, что нельзя совершенствовать социализм, ограничивая права собственности и права человека. И когда в МНР в конце 80-х начались острые дискуссии о том, какой должна стать новая Монголия, внутренне я уже был готов к принятию демократических процессов.
23 октября 1989 года был создан Демократический союз Монголии, я его поддержал и до сих пор придерживаюсь демократических взглядов и являюсь членом Политсовета этой партии.

- Как вы оцениваете современную политическую ситуацию в Монголии? Демократия уже принесла свои плоды стране и ее народу?

- Демократия – это большое пространство. Там можно идти по-пиратски, по-умному, и по-дурацки. Коррупция на разных уровнях монгольской власти представляет сегодня самую большую опасность для страны. Ситуация когда все сверху донизу коррумпировано близка к тому, что власть может продать Монголию. Причем среди потенциальных продавцов есть и демократы, и старые коммунисты.

- Есть надежда, что ситуация изменится?

- Есть. Монголы – непредсказуемый народ. В 1990 году американские военные докладывали Конгрессу США, что Монголия не представляет для Штатов никакого интереса, что она пойдет за Союзом, немного изменит социализм и этим ограничится. Но прогноз не оправдался. Монгольская демократия – это не социализм. Мы уже 20 лет избираем парламент на свободных прямых выборах. В Монголии действуют тысячи общественных организаций, сохраняется свобода слова и печати.

- Во время кампании по объединению Усть-Ордынского округа с Иркутской областью в интернете появилось письмо, в котором якобы Вы обращались к президенту РФ и высказывались против укрупнения бурятских автономий.

- Я не писал это письмо. Его написали за меня, не поставив меня в известность. Но это уже не так важно. Если бы я это сделал, то написал бы намного жестче. Если ты поднимаешь голову, надо поднимать ее высоко и мужественно, а не просить.
Государство, которое не понимает ценности этнических меньшинств, обречено на распад. Ничего плохого буряты российскому государству не сделали. Пусть этот цветок будет маленьким, но его надо сохранить. Каждый цветок в степи уникален, каждый имеет свое значение в экологии. Сейчас идет процесс глобализации. Но если понимать под этим только то, что все будут говорить по-китайски или по-английски, это просто нелепо. Российская политика зря пытается все выровнять и насадить везде одинаковые подсолнухи. В советское время тоже говорили, что есть только одна нация – советский народ, но время все расставило по местам.

- Некоторые бурятские исследователи и ученые-выходцы из Южной Монголии, утверждают, что в Монголии существует халхасский этнический национализм. Что вы об этом думаете? Действительно ли в Монголии есть такая проблема?

- Я думаю, что это сильно преувеличено. В Монголии нет такой проблемы. Я, бурят – сонгол могу сказать, что ко мне относятся также как к любому другому монголу: халху, баяуту, дербету. Есть немного другая проблема – отношение русских и китайских монголов к монголам Монголии. Простому монголу не понятно, почему его братья, например, российские буряты, с одной стороны очень на него похожи, с другой – совсем не знают своего языка и относятся к нему свысока за то, что он живет сегодня так, как жили наши общие предки. И не какие-то пращуры, а отцы наших отцов. Да, наши люди живут в гырах (юртах – ред.) и Улаанбаатар – не Нью-Йорк. Но это наша страна и наш образ жизни. У нас до сих пор нет электричества в некоторых сомонах, но мы говорим на своем языке, развиваем свою культуру. Я думаю, что если есть такая проблема, то скорее на бытовом уровне и то, как ответная реакция на заносчивость, особенно некоторых русских монголов.

- Кого вы называете русскими монголами?

- Орос монголнууд: это буряты, калмыки, тувинцы.

- Но тувинцы ведь тюрки?

- Я знаю. Но мы рождены одной землей. Обычаи, образ жизни, пища, одежда, праздники, вера у нас общие. Урянхайский край – это бывшая территория Монголии. В приграничных сомонах Тувы до сих пор говорят по-монгольски. Я думаю, что мы если не родные, то точно двоюродные братья.

- Получается кровь и почва важнее всего?

- Кровь важна, но важнее самосознание. То, кем ты себя считаешь. Никакими законами или директивами не определено ведь, что значит быть монголом. Каждый ищет свой ответ на этот вопрос. Я считаю монголами не только жителей своей страны. Буряты, калмыки, тувинцы, жители Южной Монголии тоже монголы. Они часть общей культуры, истории. Но они должны сохранять своеобразие, оставаться не похожими.

- В современной Монголии есть политические силы, разделяющие идеи панмонголизма?

- Возможно, некоторые движения несут такую идеологию, но я думаю, у них нет перспектив. Ставить такой вопрос в современном мире нелепо. Я считаю, что основная причина геноцида бурят в Монголии была связана именно с панмонголизмом. Кому-то показалось, что буряты хотят, некоторые даже думали, что смогут, создать одно большое монгольское государство. До сих пор цифры о числе расстрелянных и высланных из страны бурят не стали достоянием общественности. Мы потеряли десятки тысяч сынов, а сколько детей не было рождено…

- Известное своими антикитайскими погромами движение «Даяр Монгол» считает, что в Монголии должна быть одна нация – нация «чистых» монголов. Что Вы об этом думаете?

- Несмотря на то, что кто-то пытается проводить параллели, «Даяр Монгол» не похожи на русских скинхедов. Как вы правильно заметили, например нас, бурят-монголов как и другие монгольские ястан (племена – ред.), они признают монголами и выступают только против китайцев. К другим иностранцам, насколько я знаю, они относятся спокойно. Но я их все равно не поддерживаю. Китайцы тоже иностранцы, а все иностранные граждане должны чувствовать себя в безопасности в моей стране. И потом, надо бороться не с китайскими лавочниками, а противостоять китайскому экономическому экстремизму.

- На одной научной конференции в Элисте я познакомилась с очень интересным исследователем из Хух-Хото (КНР). Но мы, две монголки, даже внешне похожие друг на друга, не могли общаться. Она знала только китайский, я – русский и английский…

- Я знаю, что многие буряты и калмыки не владеют родным языком. Южные монголы обычно напротив не испытывают трудностей с монгольским. Правда, в последнее время в Китае действительно появились городские монголы, которые не знают родного языка. Что сказать? Это политика великих держав, которые всегда стремятся навязать свой язык, культуру тем народам, кого они завоевали. В Бурятии много ученых, в Калмыкии мало. Но проблема с родным языком все равно есть и там, и там.

- Как вы думаете, русские и китайские монголы, в конце концов, потеряют свой язык?

- А в конце-концов – это когда? (Смеется). Надеюсь, что нет. Но понимаю, что это серьезная проблема и ее трудно решить. Нельзя заставить людей учить язык, который им не нужен в повседневной жизни. Это надо понимать. Но не надо сильно переживать, пока есть Монголия, монгольский язык будет жить и развиваться. Приезжайте к нам учить родной язык!

- В Улан-Баторе можно выучить только монгольский.

- А вы хотите учиться только в столице? В любом бурятском сомоне вас научат бурят-монгольскому и монгольскому заодно. (Улыбается).

- Согласно официальным данным, сегодня в Монголии проживает 46 тысяч бурят. Но есть и другие, не совпадающие с официальной статистикой цифры. С чем это связано?

- Когда в 1921 году Сухэ-батор встречался с Лениным, он предложил обсудить семь вопросов, один из них касался бурят. Монгольская делегация настаивала на том, чтобы Советы не препятствовали их переселению в Монголию. Примерно 100 тысяч тогда откочевали из России. В 30-е годы большинство были репрессированы: одних казнили, других отправили в ГУЛАГ. Мой дед был казнен, отца матери отправили в лагерь на 25 лет. Поэтому после репрессий люди боялись называть себя бурятами. По моим данным сегодня в Монголии живет 80 тысяч бурят.

- Бурятские монголы как-то поддерживают друг друга?

- Да, поддерживают, но это не выходит на политический уровень. Никакого бурятского лобби в правительстве или парламенте нет. Буряты сегодня разбросаны по всей стране, раз в год на Сагаалган они обходят друг друга. Но это кровные отношения, это традиции, а не политика.

- Как Вы относитесь к вопросу о двойном гражданстве?

- Я думаю монгольское государство должно быть открытым. Я всегда выступал за то, чтобы все монголы мира могли стать гражданами Монголии, не теряя статуса гражданина там, где они родились и выросли. Нас не так много в мире. Было бы хорошо, если бы, например, буряты, калмыки приезжали к нам, приобретали недвижимость, землю, развивали бизнес.


БЕСЕДОВАЛА МАРИНА РОМАНОВА-САЙДУКОВА
http://buryat-mongolia.info/?p=1000#more-1000
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 13.01.10, 17:26 +0000     Ответить с цитатой

11/01/2010 Имя Зая-Пандиты Намхайжамца будет присвоено Ховдскому госуниверситету
Хамаг монгол улус

В конце минувшего 2009 года в столице Монголии г. Улан-Батор прошла международная научная конференция, посвященная 410-летию со дня рождения великого ойратского просветителя, общественного и политического деятеля, ученого Равжамбы Зая-Пандиты Намхайжамца и 360-летию созданной им письменности «Тодо бичиг».

Инициаторами и организаторами этого масштабного мероприятия выступили общественные организации «Тод номын гэрэл» и «Бумбин орн». Их инициативу активно поддержали Институт языкознания Академии наук Монголии, «Фонд развития Ховд аймака», Администрация аймака Увс, Монгольский государственный педагогический университет, Ховдский Университет, Администрации аймаков Ховд и Баян-Улгий, монастырь Чойдар Одсэрлин, Академия исследования «Тодо бичиг», Союзы и общества исследования торгутов, олётов, хотонов, хошудов.

В морозное утро 17 декабря в пресс-конференц зале отеля «Кемпински Хан Палас» собралось 200 участников. Конференцию открыл Председатель Правления Центра «Тод номын гэрэл» и Монгольско-Калмыцкого культурно-экономического центра «Бумбин Орн» Баатаржав Бат-Амгалан. Приветственный адрес от Президента Монголии Ц.Элбэгдоржа зачитал Советник Президента Монголии Р.Болд. Приветственный адрес от Главы Республики Калмыкия К.Илюмжинова зачитала Член правления Монгольско-Калмыцкого культурно-экономического центра Э.Батырева. Участников и гостей международной конференции приветствовали Главы Администраций аймаков Увс и Ховд Э.Цасчихэр и Г.Нямдаваа.

Участники конференции с огромным интересом заслушали доклады ученых из Монголии, Китая и Калмыкии. Их выступления были посвящены вопросам общественной, научной и религиозной деятельности Зая-Пандиты Намхайжамца и проблемам исследования и популяризации ойратской письменности «Тодо бичиг».

Несомненным украшением международной научной конференции стала выставка принтов живописных произведений Народного художника России, непревзойденного классика калмыцкого изобразительного искусства Гарри Олеговича Рокчинского.

Открытие этой уникальной выставки стало возможным благодаря финансовой поддержке Монгольско-калмыцкого культурно-экономического центра «Бумбин Орн» и компаний «Тэрэлж», «Red Mount», «MNMT». Со словами глубокой благодарности и признательности этим организациям от имени семьи Рокчинского обратилась внучка художника Э.Батырева. На выставке были представлены принты основных эпических произведений калмыцкого живописца «Мать-земля родная», «Джангарчи Ээлян Овла», «Джунгария», «Вечное синее небо».

На следующий день организаторов и гостей международной научной конференции во Дворце Правительства принял Глава Администрации Президента Монголии Д.Дорлигжав. Он тепло поздравил участников конференции с успешным проведением юбилейных мероприятий. В ходе беседы организаторы конференции обратились с предложением присвоить имя выдающегося научного и общественного деятеля Зая-Пандиты Намхайжамца Ховдскому госуниверситету.

Глава Администрации Д.Дорлигжав обещал оказать всемерную поддержку в решении данного вопроса. Он также высказал уверенность в том, что международная научная конференция, посвященная 410-летию Зая-Пандиты и 360-летию ойратской письменности «Тодо бичиг», несомненно вызвала общественный резонанс во всем монголоязычном мире.

Завершил юбилейные мероприятия Круглый стол по вопросам изучения истории, культуры, языка, письменности ойрад-монголов.

Батыр Мучаев

http://www.bumbinorn.ru/2010/01/11/imja_zajapandity_namkhajjzhamca_budet_prisvoeno_khovdskomu_gosuniversitetu_48654.html

это и другие события в теме "взаимодействия" на http://khamagmongol.com/chuulgan/viewtopic.php?f=11&t=27
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 13.01.10, 17:43 +0000     Ответить с цитатой

Особенно же монгольской элите импонирует то, что именно калмыцкий президент является особо активным проводником концепции так называемого "экономического панмонголизма", которую Илюмжинов провозгласил в 2006 году. Идея сводится к объединению трех основных "монгольских центров мира" с Элистой и формированию между ними особых политических и коммерческих отношений, замыкая их в своеобразный "монгольский пояс".

Первый центр - "монгольские" провинции КНР: Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) и Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ). "Синьцзянский проект" начал реализовываться в 2005 году после подписания соглашения Калмыкии и СУАР об организации частичного переселения китайских калмыков из Синьцзяна на берега Волги (несколько десятков семей синьцзянских калмыков уже живут в Калмыкии). В рамках этого проекта предусматривается строительство железной дороги из Синьцзяна в Калмыкию. Кроме того, предполагается поставка в Калмыкию дешевой и квалифицированной рабочей силы из "монгольских районов" КНР, а также приток инвестиций, в частности, для строительства крупнейшего на юге РФ автобусного завода. В 2007 году в Элисте побывала делегация из АРВМ. Руководители провинции подписали с калмыцкими властями три соглашения, важнейшее из которых предусматривает участие китайских бизнесменов в создании молокоперерабатывающей индустрии Калмыкии.

Второй центр - собственно Монголия. В конце 2006 года в Элисте побывала делегация из Улан-Батора во главе с тогдашним президентом Намбарыном Энхбаяром. Были подписаны соглашения о сотрудничестве Калмыкии и Монголии в сфере образования и культуры, а также достигнуты договоренности об открытии в Элисте монгольского консульства.

Наконец, третий полюс "экономического панмонголизма" - Тайвань. Здесь проживают тысячи монголов, в том числе и калмыков - потомков беженцев из Синьцзяна на остров во время отступления армии Чан Кайши. Китайские калмыки занимают важные посты в силовых структурах и бизнес-сообществе Тайваня: в частности, мэром столицы острова - Тайбэя является синьцзянский калмык. А развитие отношений Калмыкии с Тайванем дорогого стоит…

Строительство же в калмыцкой столице европейской резиденции Живого Будды повышает статус Калмыкии внутри монгольского мира.

Несомненно, "панмонгольский фактор" пользуется поддержкой и в российском руководстве. Ради него Илюмжинову готовы прощать многие просчеты в руководстве республикой. По мнению политолога Дмитрия Савельева, следует ожидать еще более активного использования Россией "калмыцкого фактора" в борьбе за монгольские природные ресурсы. Причем особо важно то, что идею "панмонголизма" поддерживает и нынешнее руководство Монголии, пришедшее на смену бывшему президенту Намбарыну Энхбаяру.

Правда, политолог Дмитрий Орешкин оценивает ситуацию куда более сдержанно. Он считает, что Монголии в первую очередь нужны не идеи, а деньги, чтобы добывать ресурсы. И она пойдет навстречу прежде всего тому, кто эти деньги предложит.

И все же нельзя не отметить, что усилия главы Калмыкии и ФИДЕ вкупе с усилиями российского руководства дают свои результаты - и не только экономические: перед приездом президента России 17 августа впервые за долгое время в Монголии начались совместные военные учения двух наших стран, которые продлятся до 15 сентября.

До этого Монголия держалась курса на военное сотрудничество с другими странами. Улан-Батор отправил небольшой контингент своих военных в Ирак, и с тех пор монгольские войска находятся в коалиции под руководством США. Монголия также направила своих военных в Афганистан. Кроме того, монгольские военные принимают участие в миротворческих миссиях ООН в Конго и Сьерра-Леоне. В сентябре 2008 года на полигоне к западу от Улан-Батора прошли военные учения, в которых приняли участие войска из США и ряда других стран. Тогда наблюдатели заговорили о желании Монголии диверсифицировать свои отношения, которые в течение долгого времени были завязаны на двух могущественных соседей - Китай и Россию. Но, очевидно, поспешили.

Пока шахматная партия в "стране голубого неба" разыгрывается с перевесом в пользу России. И не в последнюю очередь благодаря сильной калмыцкой фигуре.

Обозреватель Александр Сидоров
http://www.interfax-russia.ru/South/print.asp?id=41118&type=view
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 13.01.10, 17:56 +0000     Ответить с цитатой

тфу блин, опять кирсановский пиар.

не играет он никакой особой роли в политике. просто пытается цепляться за кресло, уже если уж не своей республикой так другими монголами пытаясь пораздувать свою значимость.

кое-какие встречи между чиновниками действительно были. но закончились как всегда - ничем. обычно после этого в газетах пишут "подписан протокол о намерениях". за 15 лет кирсановщины наверно уже тысячи протоколов подписаны. а дел нет.

а даже помню как бурятская делегация из парламента приезжала, кто-то там сказал по телеку, что типа мы будем в калмыкию воду чистую поставлять и вертолеты ( :shock: !).
ну и все. как приехали так и уехали. какой там на хрен с кирсаном "экономический панмонголизм".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
AltaiHangai1
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2003
Сообщения: 714
СообщениеДобавлено: 15.01.10, 08:35 +0000     Ответить с цитатой

Статъя почему то напрочь забыла о "монгольских" провинциях РФ. :lol:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тунген2
ороошо


Зарегистрирован: Aug 25, 2009
Сообщения: 83
СообщениеДобавлено: 22.08.10, 00:12 +0000     Ответить с цитатой

"...Тут у нас недавно был прецедент. Гражданин КНР, урожденный внутренней монголии Батзангаа был арестован в Улаанбаатаре. В китае он считается политическим диссидентом. Он попросил у нас политического убежища. Арестовали его КИТАЙСКИЕ полицейские (здесь, в столице)!!! Наше правительство просто закрыло на это глаза, дабы не портить отношение с китайцами. Общество приняло это очень негативно. Ещё бы, нашего брата, который пришел с мольбой о помощи к нам просто сдали китайским властям. Мне стыдно что наше правительство не смогло постоят за его защиту...

Я уверен, нынешнее молодое поколение монголо-язычных народов в будущем сможет принять шаги на воссоединение. И уж тогда мне не будет стыдно за своих."
http://forum.freekalmykia.org/index.php?showtopic=1022&st=20

Что это действительно так и было?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 22.08.10, 09:01 +0000     Ответить с цитатой

Насколько я знаю тот человек бежал просто от уголовной ответственности. Он был директором частного университета восточной медицины у себя на родине и задолжав большие суммы денег убежал в Монголию.
Эти сведении я получил от южных же монголов. Они не признали в нем политического беженца.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Тунген2
ороошо


Зарегистрирован: Aug 25, 2009
Сообщения: 83
СообщениеДобавлено: 22.08.10, 21:56 +0000     Ответить с цитатой

Спасибо, songool. Остается вопрос - участвовала ли в его задержании кит. полиция и в какой мере? Ведь есть же здесь какие-то межд. правила.
Уйгуры жалуются , что в Киргизии и Казахстане их хватают китайские спецслужбы и вывозят в КНР.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 23.08.10, 10:07 +0000     Ответить с цитатой

Тунген2 писал(а):
Спасибо, songool. Остается вопрос - участвовала ли в его задержании кит. полиция и в какой мере? Ведь есть же здесь какие-то межд. правила.
Уйгуры жалуются , что в Киргизии и Казахстане их хватают китайские спецслужбы и вывозят в КНР.


Да, что то слышал что были там китайские офицеры. Но они сами не арестовывали кажется, им просто передали.

Как я понял тот Батзангаа теперь на свободе. Китайцы ведь тоже не хотят чтобы из него сделали мученика.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unshagsha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 17, 2009
Сообщения: 1040
СообщениеДобавлено: 17.09.10, 17:33 +0000     Ответить с цитатой

БУРЯТСКИЙ ЭТНОС И МОНГОЛЬСКИЙ МИР

14.09.10 11:56



В силу исторических обстоятельств монгольские народы живут разбросанно в различных регионах мира, в разных странах. Некогда единый монгольский мир расколот, потеряно монгольское единство.
Буряты (бурят-монголы) и калмыки (ойрат-монголы), живущие в пределах Российского государства, и южные монголы (чахары, тумэты, харч; хорчины, узэмчины и др.) из Внутренней Монголии Китая подверглись сильнейшему влиянию государствообразующих наций (русских и китайцев), безусловно, это негативно сказалось на их национальном языке, на их культуре, традициях и обычаях. К сегодняшнему дню эти монгольские народы пришли с известными потерями: часть их подверглась ассимиляции, многие представители нации, мягко говоря, проявляют безразличие к родному языку, к национальным традициям...
Всемирный форум монголов, состоявшийся в 1993 году в Улан-Баторе, явился масштабным событием в жизни монголов мира. Он продемонстрировал их единодушие общими усилиями убрать завалы в отношениях, их стремление совместно возродить национальную культуру, язык, традиции и обычаи, развивать в дальнейшем монгольскую цивилизацию с ориентиром на общечеловеческие ценности. На Всемирном монгольском хурале были определены приоритетные направления сотрудничества монголов в различных сферах и в области духовной культуры, в возрождении и развитии языка и письменности, и в области науки и технологии, торговли и экономики, и в области возрождения традиционного хозяйства...
Буряты, как один из монгольских народов, выразили готовность развить всестороннее сотрудничество, и сегодня налицо реальные результаты сотрудничества Бурятии с соседней Монголией в ряде сфер, в области культуры, науки и торговли. Однако на установление активных связей с монголами других регионов сказываются "издержки" прошлых десятилетий, когда связи бурят с ними были сведены к нулю.
К сожалению, современные поколения бурятского народа имеют слабое представление о своих национальных корнях, о прошлой своей единой монгольской цивилизации. Мы далеко отошли от монгольского историко-культурного наследия, являвшегося составной частью центрально-азиатской цивилизации.
Сегодня осталось мало людей, которые гордятся, когда говорят:"Мы - бурят-монголы!". Было время, когда в графе "национальность", писали: "Монгол-бурят" (тайша Селенгинской степной думы Дамби-Жалсан Ломбоцэрэнов), «Я - монгол рода эхиритов" (Элбэк-Доржи Ринчино), "Я - монгол хоринскогo рода хуацай" (Цыбен Жамцарано).
В ряде летописей, и монгольских, и бурят-монгольских, Прибайкалье Баргуджин-Тукум), родина бурят-монгольских племен и родов, называется Ара Монгол (Северная Монголия, или Окраинная Монголия). Действительно, исторически эта территория являлась северной окраиной монгольского мира. До прихода русских атаманов, служилых и промысловых людей прибайкальские земли, где обитали бурят-монгольские роды - хори, туматы, баргуты, икиресы булагаты, входили в орбиту монгольского мира, являлись подданными монгольских ханов.
Нынешние поколения бурят с европейским образованием, изучавшие историю своего народа, своей Республики по трудам, сочиненным в эпоху с тоталитарной идеологией, имеют искаженное представление о монгольской государственности, монгольских племенах, о монгольской цивилизации, о причастности бурят к ней. Если бы эти люди владели старомонгольской классической письменностью, которая являлась основой бурятского литературного (письменного) языка в течение нескольких столетий до 1931 года, и были знакомы с источниками на этой письменности, заговорили бы по-иному, с огромным уважением и гордостью говорили "Мы - бурят-монголы !".
Сегодня перед нами стоит задача - приобщить бурятское население к древней центрально-азиатской цивилизации, прежде всего к родственной бурятам монгольской культуре; возродить традиции, основанные на гуманистических принципах буддийской религиозно-философской системы; возродить духовное наследие бурят-монголов. Духовные традиции нашего народа - это не только религиозные верования и обычаи, это и компоненты восточной культуры, восточного образования, научных знаний, это художественно-литературное творчество, основанное на лучших образцах восточной классики.
Решению этой почетной и весьма непростой задачи прежде всего должно способствовать все более расширяющееся сотрудничество с соседним государством Монголия. Во-вторых, активизация связей с другими монгольским народами; в-третьих, установление регулярных связей с народами Центральной и Восточной Азии.
Следовательно, буряты как бурят-монгольский этнос сохранятся в том случае, если связи их с монгольскими народами и их азиатскими соседями примут активнейший характер во всех сферах жизнедеятельности. Ради сохранения этноса мы обязаны идти на всестороннее, всевозможное сближение с ними, прежде всего с соседней Монголией.
Так как проблема национального языка бурят крайне обострилась, хотелось бы обратить на нее особое внимание. Истина состоит в том, что судьба бурятского этноса во многом зависит от того, сумеем ли сохранить национальный язык, сумеем ли убедить молодежь уважительно и бережно относится к материнскому языку. Истина состоит в том, что сохранение бурят-монгольского этноса неразрывно связано с сохранением национального языка. Ни для кого не секрет, что у нас сегодня и кризис этноса, и кризис языка.
В связи с такой постановкой вопроса напомню решение культурно-национального совещания 1926 г., проходившего в столице Бурят-Монгольской АССР с участием представителей Монгольской Народной Республики. В нем говорилось: "Без реализации родного языка и его письменности не будет возрождения бурят-монголов как этнической единицы, ни развития национальной культуры... Отрыв языковой культуры бурят-монгольского народа от остальных монгольских племен путем создания какой-либо самостоятельной бурят-монгольской письменности считать совершенно недопустимым". Профессора Базар Барадин и Гомбожаб Цыбиков были за сохранение классического старомонгольского языка в качестве письменного (литературного) языка в Бурят-Монголии. С ними был солидарен тогдашний признанный лидер нации, секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) Михей Ербанов, заявивший следующее: "При разрешении алфавитного вопроса нужно исходить, во-первых, из строгого учета реальной действительности в отношении не только одной Бурятии или Внешней Монголии, но и всего монгольского Востока, взятого вместе, а, с другой - преследовать цель не разъединения, а сближения отдельных монгольских племен и создания единого культурного фронта В 20-х годах велась большая работа по созданию учебной и художественной литературы на старомонгольской письменности, на ней издавались газеты - журналы, велось делопроизводство.
Однако тоталитарный режим, господствовавший в СССР, не мог спокойно чувствовать, пока в БМАССР действовал старомонгольский язык, причисленный им к атрибутам панмонголизма. В ходе шумной кампании по разоблачению т.н. панмонголистов была решена судьба этого языка. В 1931 году левым решением сверху старомонгольская письменность была заменена латиницей, через пять лет сакающий бурятский язык был переведен на хоринский диалект, а в 1939 году латиница была заменена кириллицей. В результате этих «революционных" реформ бурятский литературный язык приобрел тот вид, который он имеет и сейчас. К великому сожалению, этот язык, насажденный сверху, без учета мнений носителей различных диалектов, не стал объединяющим фактором нации, к тому же явился одной из причин ослабления связей с монгольским миром. Уменьшению роли национального языка в бурятском обществе способствовала политика центра, насаждавшего повсеместно русский язык. Сверху была спущена "гениальная" концепция: культуры сближаются, народы сливаются, появилась новая общность людей - советский народ. Руководствуясь этой псевдонаучной теорией, парткомы стали ограничивать сферы применения бурятского языка. Следствием такой политики явилось то, что в 70-х годах в течение более десяти лет не велось преподавание на родном языке в бурятских школах. Результаты такой удушающей национальной политики мы сегодня и расхлебываем.
Появились целые поколения русскоязычных бурят. Сегодня имеем минимум два поколения бурят, не проявляющих желания говорить на родном языке. Это т.н. "немые" буряты. Печально то, что эти люди не хотят признавать свою ущербность, не стремятся приблизиться к родным корням, к материнской речи. Словом, буряты переживают языковую трагедию.
Нет у бурят, кроме Бурятии, другой родины, готовой встать на защиту нашего народа, его прав, его интересов. Бурят-Монгольская Республика создавалась ради защиты бурят-монгольского этноса, ради сохранения и приумножения этого древнего монгольского этноса, коренного народа Прибайкалья.
Этот титульный, государствообразующий народ, его государственность переживают трудные времена. Вспомним 1937 год, когда единая Бурят-Монголия была расчленена на пять частей. В результате был приостановлен процесс консолидации нации, приостановлено формирование единой национальной культуры, единой письменности, литературного языка. Буряты, оказавшиеся вне БМАССР, были лишены возможности участвовать в общенациональной жизни. Вспомним 1958 год, когда за спиной народа ликвидировали традиционное название Республики "Бурят-Монголия", название народа "бурят-монголы".
Народ, который к моменту образования Бурят-Монгольской АССР в 1923 году, составлял большинство в Республике (55,8 %), сегодня оказался национальным меньшинством (27,8 %, по данным переписи 2002 г.). Буряты потеряли многие традиции, выработанные предками в прошлом, и в области духовной культуры, и в области хозяйствования...
Считаем, что наши проблемы не приняли бы столь болезненного характера, если бы мы регулярно общались с Монголией, с монгольским миром и опирались на их помощь и поддержку. Нам надо понять, что если мы пойдем вместе с другими монгольскими народами, то мы, буряты, сохранимся как бурят-монгольский этнос. Необходимо расширять, углублять в первую очередь культурно-этнические, языковые связи, активно сотрудничать в научной области.
Мы, буряты, живем в многонациональной республике. Рядом с нами живут и трудятся эвенки, русские, татары, немцы, поляки, корейцы, евреи, представители кавказских этносов... Совместная жизнь была не безоблачной. Были мирные, добрые отношения. Были обиды, притеснения. Об этом свидетельствует историческая поездка делегации хори-бурят в Москву к Сагаан-хану - Петру Первому в 1702-1703 гг. с жалобой на притеснения со стороны местной царской администрации, атаманов и воевод, крестьян-переселенцев.
Решая свои национальные проблемы, в том числе вопросы сотрудничества с монгольским миром, бурятская общественность обязана учитывать также интересы народов, проживающих в республике. Мы обязаны руководствоваться девизом: "Уважая традиции и обычаи других, приумножать и возрождать традиции и обычаи своего народа."



Шираб Чимитдоржиев,
доктор исторических наук, профессор

http://minkultrb.ru/tema/tema/article/burjatskii-ehtnos-i-mongolskii-mir?tx_ttnews%5BbackPid%5D=1&cHash=59f45bde53
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Книга Зүрхэ сэдьхэлэй оëорhоо. Гармаева С. Д.




Рейтинг@Mail.ru