BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Современное состояние шаманизма у монгольских народов
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
adm
dma


Зарегистрирован: Nov 19, 2003
Сообщения: 14584
СообщениеДобавлено: 23.05.06, 19:20 +0000     Ответить с цитатой

Объясните, плз, что такое тенгрианство. Это тот же шаманизм?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 23.05.06, 21:26 +0000     Ответить с цитатой

Кажется, не одно и то же, потому что смотрел я какую-то брошюру тэнгрианцев (не то балкарцев, не то татаров), там как-то не очень любезно характеризовали шаманизм, наоборот противопоставляли ему тэнгрианство и сетовали, что вот, европейцы, черти, все время спутают эти две разные вещи
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adm
dma


Зарегистрирован: Nov 19, 2003
Сообщения: 14584
СообщениеДобавлено: 23.05.06, 21:33 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Кажется, не одно и то же, потому что смотрел я какую-то брошюру тэнгрианцев (не то балкарцев, не то татаров), там как-то не очень любезно характеризовали шаманизм, наоборот противопоставляли ему тэнгрианство и сетовали, что вот, европейцы, черти, все время спутают эти две разные вещи

ну да, вот в теме про информац.компанию в общ.-политическом форуме прочитал интервью, взятое у хакасса:
Цитата:
У нас традиционные верования. Неправильно говорить "шаманизм", первый заместитель президента Кыргызстана самый воинствующий тенгрианец. Наша религия - тенгрианство, которая у тюрков была. А шаманы это - духовные служители тенгрианства. Он говорил мне: «Мы же православную церковь попизмом не называем, то же самое, если вы себя называете шаманистами. Тогда так и называйте православных - пописты, мусульмане – муллисты».

В общем, это разные вещи?

Хотя все равно общих черт много.


Последний раз редактировалось: adm (15.09.07, 04:50 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 23.05.06, 21:41 +0000     Ответить с цитатой

В общем, я не знаю точно. Но они мне кажется под шаманами разумеют не строго по научному лиц, способных (верящих в эту способность) в состоянии транса совершать путешествие в сверхестественные области (Верхний мир в основном), а просто жрецов, типа наших стариков, которые тайлаганы проводят.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 23.05.06, 22:51 +0000     Ответить с цитатой

мне кажется тут ситуация схожая с Японией, где на базе культов местных богов возник синтоизм с Аматэрасу и К. т.е. трансформированный шаманизм в местной форме, упорядоченный и и адаптированный для нужд национального самоосознания тогдашнего японского общества. причем толчок для продвижения идей национальнго возрождения традиционно (!) оличетворяется именно с синтоизмом, а не с буддизмом. последний как мне представляется в системе японского менталитета выполняет несколько иные функции.
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
warorr
бузарсараа муухай


Зарегистрирован: Sep 14, 2003
Сообщения: 3003
Откуда: самый хороший город
СообщениеДобавлено: 14.09.07, 07:24 +0000     Ответить с цитатой

народ, где конкретно можно почитать об инициациях бурятского шаманизма, жел-но интернет ссылки
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 14.09.07, 12:32 +0000     Ответить с цитатой

Вот тут пишут, что шаманизм даже у ту сохранился:
http://en.wikipedia.org/wiki/Tu_people


Последний раз редактировалось: Dobro (14.11.08, 11:33 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
warorr
бузарсараа муухай


Зарегистрирован: Sep 14, 2003
Сообщения: 3003
Откуда: самый хороший город
СообщениеДобавлено: 15.09.07, 12:23 +0000     Ответить с цитатой

я вот тут нарыл книжку Сарангерэл, это кажется американка написала Тункинского происхождения, книжка зачётная, только нельзя о шаманизме так писать в научно-популярном стиле, например, она описывает запредельные сакральные психотехники, что само по себе табу для простых людей
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 16.10.07, 17:19 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Кажется, не одно и то же, потому что смотрел я какую-то брошюру тэнгрианцев (не то балкарцев, не то татаров), там как-то не очень любезно характеризовали шаманизм, наоборот противопоставляли ему тэнгрианство и сетовали, что вот, европейцы, черти, все время спутают эти две разные вещи

А это не современная мода - противопоставление?
Ну, некоторые тюрки хотят национальную религию, не арабский ислам и не русское православие, упаси Б-же :lol: Но
поскольку сознание-то уже изменённоё, воссоздают всё-таки монотеистическую религию (хотя видел в Дγхэриг статью о тэнгрианстве у монголов, где тоде не очень отзывались о шаманизме. Опасная тенеденция).
А так тэнгрианства в чистом виде, может, и не существовало никогда :?:


Последний раз редактировалось: Dobro (16.10.07, 17:35 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 16.10.07, 17:31 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Не знаю. Для нее обозначения нет вроде бы.
Бурятскую религию в общем.
И как все это назвать одним термином, в итоге не знаю.

А нельзя ли сказать, что "монгольская религия" и состоит из четырёх элементов - шаманизма, язычества, тэнгрианства - и буддизма. И у всех монголов они представлен, только в разном соотношении (кроме исламизированных - баоаней. дунсян, моголов...) :?:


Последний раз редактировалось: Dobro (14.11.08, 11:34 +0000), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Zорик
ходо байгша


Зарегистрирован: Jul 05, 2008
Сообщения: 314
СообщениеДобавлено: 13.11.08, 04:22 +0000     Re: Шаманизм... Ответить с цитатой

VandA писал(а):
Ну почему же???в УОБАО все-таки существуют настоящие шаманы,но как вы уже сказали их осталось очень мало!Вы сказали,что шаманов много в Бурятии и АБАО,я так не считаю..


Unkas писал(а):


Те же, которые просто проводят обряды без "онго оруулха", их фактически нельзя называть шаманами, принесения жертв, "кормления монголов", сасали, дуhаалга и т.д. - это все делают жрецы. Это не шаманизм, а язычество!



Позволю с Вами не согласиться. После репрессий конца 20-х, начала 30-х годов почти все шаманы были уничтожены на всей территории Этнической Бурятии. Отдельные шаманы "старой" школы жили еще в 50-х, например я краем уха слышал таком старом шамане жившем в Осинском районе, который мог входить в транс (онго орулха), были такие единичные шаманы и Аге. Таким образом после 50-х годов на всей территории Этнической Бурятии НЕ БЫЛО ни одного шамана т.к. была прервана традиция, передача шаманских практик и навыков, не проводились обряды посвящения (шанар), в том числе новым шаманам. Однако даже в советское время появлялись люди которые при других обстоятельствах могли бы стать шаманами, у многих появлялись признаки шаманской болезни. У таких людей было два пути либо они погибали, либо принимали на себя некоторые шаманские функции. В шаманской иерархии было (и есть) несколько уровней, самая первая это "хуурай б88" (сухой шаман т.е. не получивший посвящения), по большому счету это даже не шаман, а ученик, человек готовящийся стать шаманом. Для него проводили небольшой обряд "мэдvvлхэ" (знакомство с духами родовыми или духами хозяевами местности) чтобы он мог им делать подношение. Но называть это шаманским посвящением нельзя, поэтому людей которые прошли обряд "мэдvvлхэ" и до сих пор проводят шаманские обряды, в частности в УОБАО называть шаманами неправильно, их называют "тагша баряашад" (держащие чашку для совершения подношения). В тункинском районе их называют "хадаша" (делающие подношение горам).
Кроме этого в бурятском шаманизме любой обряд совершается от имени конкретного лица, главы семьи/рода или уполномоченного на это. В случае большой семьи или рода это, как правило, был старший родственник мужского пола, который от имени всех родственников обращался к духам или божествам (в УОБАО их называют "айлай vбгvvд"). Причем делать он мог это как самостоятельно, так и через посредника-шамана. Т.е. участие шамана в проведении обряда вовсе не обязательно, если уполномоченное лицо знает каким духам и божествам молиться, как совершать обряд, он может делать его самостоятельно. Это в основном касалось регулярных ежегодных обрядов родовым духам, духам хозяевам местости и т.д.. Шаманов же приглашали (в те времена они были) тогда, когда "айлай vбгvvд" не знали как и/или кому проводить обряд, когда хотели получить информацию о причинах болезни, несчастий и т.д.
Называть же "айлай vбгvvд", а тем более "тагша баряашад" жрецами ошибка, в отличие от от них "айлай vбгvvд" и "тагша баряашад" совершают обряды ТОЛЬКО родственникам, кагда как жрецы всем подряд т.е. любому кто к ним обратится.
На сегодня грань между "тагша баряашад" и "айлай vбгvvд" в УОБАО практически стерта, многие "айлай vбгvvд" имеют удха (шаманский корень) и их можно наверное отнести к "тагша баряашад", при этом, ни те, ни другие не являются шаманами. Однако население вполне сознательно, в знак уважения, называет их "манай б88нэр", прекрасно понимая, что те шаманами не являются. Да и сами "тагша баряашад" больше частью это понимают, во всяком случае в их призываниях (молитвах) прямо говорится "эндэмнэй б88 вай (угы), тиигэд би арша хаянаб(тагша баряанаб)". Нельзя называть шаманами "тагша баряашад", и потому что у них полностью отсутствут какая-либо шаманская атрибутика, односторонний характер носит и связь с духами, и по качеству этой связи есть вопросы. Очень часто приходится слышать от земляков жалобы, что они сделали обряд, а он не дошел.
К этому надо добавить, что кроме "тагша баряашад" и "айлай vбгvvд" в УОБАО всегда были разного рода ясновидцы (узэлшэ), костоправы (баряаша) которые не являются шаманами. Как правило ясновидцы (узэлшэ) не имеют право "тагша баряаха" т.е совершать обряды. Например в 80-90х годах в Харануте жила узэлшэ баба Наталья, которая погибла (несчастный случай) поддавшись на уговоры соседки и совершила обряд (побрызгала). Сейчас в У-Орде живет узэлшэ на прозвищу Маха, который тоже не совершает обрядов, и не считает себя шаманом.

По поводу шаманов Аги обсждение на другой ветке
http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=4692&postdays=0&postorder=asc&start=105


Последний раз редактировалось: Zорик (14.11.08, 12:03 +0000), всего редактировалось 5 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zорик
ходо байгша


Зарегистрирован: Jul 05, 2008
Сообщения: 314
СообщениеДобавлено: 14.11.08, 10:59 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):


Для начала, думаю, надо четко разделить две совершенно разные формы религии - шаманизм и язычество.


dGalsan писал(а):

вопрос - а чем отличается язычество от шаманизма?


Начнем с термина язычество, слово древнерусское, появилось еще до распространения христианства на руси, и означало оно иноверец. В те времена древнерусские племена не называли себя язычниками, язычник для них был представитель иной веры т.е. и христиане, и мусульмане, и др. С распространением христианства язычниками стали называть нехристиан, по прежнему мусульман, но самое главное нехристиан русских (древнерусских). Однако со временем, т.к. у мусульман было самоназвание, а у древнерусских верований нет, от язычниками стали называть в основном последних, хотя если бы в то время знали буддистов, то их тоже бы назвали язычниками. Поэтому русские называли представителей сибирских народов язычниками, а их верования языческими.
Термин шаманизм возник на западе в результате изучения западными исследователями верований Сибири и Центральной азии (от тунгусо-манжурского "саман" - иступленный), а уже потом попал в русский язык. В первоначальном смысле шаманизм означал верования народов Сибири и Центральной азии. В дальнейшем когда западные исследователи изучали народы Африки, Америки, Австралии, Океании и т.д. то оказалось, что их верования похожи на сибирские. Поэтому шаманизмом стали называть верования всех "примитивных", "не цивилизованных" народов, а затем вообще все древние верования возникшие до появления мировых религий, в том числе и древнерусские.
С введением понятия измененные состояния сознания (ИСС), которым обозвали шаманский транс, рассширилось и понятие "шаман". Шаманами стали называть всех, кто тем или иным способом может входить в ИСС, в том числе русских и европейских (западных). В русском научном языке долгое время шла борьба между разными терминами язычество, идолопоклонство, примитивные религии и т.д. , на на сегодня победу фактически одержал термин шаманизм т.к. является общепринятым во всем мире. Таким образом, на сегодняшний день, термины шаманизм и язычество отличаются лишь тем, что первый общепринятый в мире, а второй чисто русский, и означают они примерно одно и тоже.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zорик
ходо байгша


Зарегистрирован: Jul 05, 2008
Сообщения: 314
СообщениеДобавлено: 14.11.08, 12:24 +0000     Ответить с цитатой

На сегодняшний день в научной литературе идет попытка определиться с понятиями шаманизм и шаманство. Некоторые исследователи не видят в них разницы и используют как синонимы. Другие же вкладывают в них разный смысл. Шаманство определяют, как всё, что связано с действиями шамана (наверно примерно это имеет ввиду Ункас) т.е. ритуально-обрядовую практику шамана. Шаманизм же рассматривают как систему взглядов, верований, плюс обрядовую практику (в том числе шаманскую). Таким образом понятие шаманизм более широкое, и понятие шаманство входит в него составной частью.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
v-endonov
баймга ороошо


Зарегистрирован: May 12, 2004
Сообщения: 252
Откуда: Mirny
СообщениеДобавлено: 27.11.08, 09:20 +0000     Ответить с цитатой

Гыук писал(а):
Кстати представители буддийской общины "Дари" и шаман Хагдаев спокойно провели совместный обряд и стояли на сцене Музыкального театра в Иркутске.
Всякие битвы между шаманизмом и буддизмом-это устарело.
Давайте, как наши предки, как Чингисхан, будем веротерпимыми, а уж буддизм и шаманизм у бурят настолько переплелись, что для многих бурят нет разницы к кому идти, ламе или шаману.
Да, Усть-Орда сохранила языческие традиции в большей степени нежели Бурятия и АБАО, но в чем смысл разделять их по этому принципу???

Не смеши... в реальности ламаизм готов "переварить" шаманизм, что с успехом давно и делает.. но, шаманизм ...увы... в дейстительности, шамаистское поклонение своим духам вырождается в обыкновенное пьянство.. на каждом бугорке.. стыдно.. сопроводите свадьбу с Иркутской области, именно с Ирктской, не с УОБАО (вы область просрали).. это ж пьянка на всем пути...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
CoolZero
_____


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 3860
СообщениеДобавлено: 27.11.08, 10:58 +0000     Ответить с цитатой

v-endonov писал(а):

бла-бла-бла

Очень высокоинтеллектуальные высказывания :?
_________________
"Это невозможно!" - сказала Причина. "Это безрассудство!" - заметил Опыт. "Это бесполезно!" - отрезала Гордость. "Попробуй..." - шепнула Мечта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 4 из 5

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru