BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Наяан Наваа...
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
lee
ороошо


Зарегистрирован: Sep 14, 2004
Сообщения: 102
Откуда: мой город
СообщениеДобавлено: 31.05.05, 02:27 +0000     Наяан Наваа... Ответить с цитатой

Очень интересная тема. Но, к сожалению, очень мало знаю об этом. Только вот это:
во время похода Чингис-хана на запад в районе Афганистана осталась часть его людей. жили они там очень хорошо. земля была необыкновенно плодородной. за год снимали три урожая.
еще есть легенда, в которой говорится, что копыта монгольской лошади точно повторяет отпечаток большого абрикоса.
они прожили там 300 лет. но вынуждены были покинуть эту землю из-за притеснений местных жителей.
возвращались долго. путь был очень тяжелый. много народу полегло. от болезней, голода, сражений.
но и в родных краях пришлось не сладко. когда они уже подходили к Байкалу, их встретил Баяндай-хан с 3000-ным войском. но идущие из Наяан-Наваа одолели их смекалкой.
они дошди до Байкала, но им там не понравилось. поэтому они вернулись на территорию нынешней Аги через Монголию.
А вы что-нибудь об этом знаете?
_________________
если не можешь делать добро, не создавай зла.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Ayush
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Aug 25, 2004
Сообщения: 42
СообщениеДобавлено: 31.05.05, 02:33 +0000     Ответить с цитатой

Наян нава не только песня тысячелетия

(Два века бурятской истории связаны с Месопотамией?)


У хори-бурят существует очень старинная и широко известная песня «Наян-Наваа» со словами:

Аян (хан) заяа заяанай
Наян-Наваа минии лэ
Байдан, Байдан байдалай
Бада-Ёго минии лэ

Походная жизнь от судьбы
Наян-Нава ты моя
Байдан-байдан от жизненной ситуации
Бада-Ёго ты моя

На вопрос, что означает содержание этой песни, наши предки всегда давали однозначное разъяснение о том, что в очень давние времена наш народ проживал в прекрасном южном крае, расположенном очень далеко и с названием Наян-Наваа, а после того как люди покинули родные места и родилась эта песня.
В народной памяти слова Наян-Нава и Бада-Ёго ассоциируется с названиями местностей. В связи с этим встает вопрос, а где расположен этот прекрасный и загадочный ныне край, на многие века оставшийся в преданиях и песнях?

Этот загадочный край находится в современном Ираке в провинции Наи Нава. Буряты в 13-15 веках кочевали в верхне-месопатамской провинции Наян-Нава в предгорной возвышенности с хорошими пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заба и Малый Заба (В бурятских преданиях упоминается и Заян Заба). Известно, что когда Месопотамия входила в состав монгольского государства Джелаиридов (1340-1410 г.г.), то резиденцией ее правителей был Багдад. Хори-Буряты держали власть согласно «Ясе» Чингис-хана в улусе Хулагидов, куда входили Ирак, Иран, Турция, Азербайджан.
-----------
Почему буряты оказались там? «Золотой род» Темуджина (Чингис-хана) является ответвлением от хори-туматского племени Баргуджин-Тукум, которая начиналась «вниз по течению реки Селенги». По хроникам персидского ученого Рашид-ад-Дина знаем, что коренной юрт или фамильные владения чингисидов по бассейнам рек Онон и Керулен (современное Забайкалье и часть Северо-Восточной Монголии) – гол ун улус (гол-ось, стержень, основа), был передан согласно обычаям, младшему сыну Чингис-хана Толую. А сыновья Толуя – Мункэ и Хулагу, в середине 13 века снарядили крупную военную экспедицию из 30 тыс. человек под командованием Хулагу, для закрепления и колонизации завоеванных еще в 20-30-х годах Ирана, Багдада и Западной Азии.
Хори-Буряты в улусе Хулагидов (провинция Наян-Нава) правили 2 столетия. Это 7-9 поколений бурят. Для них загадочный край Наян-Нава стала второй родиной. После ухода хоринцев из Наян-Нава вероятно многие топонимы изменили свое название, но всегда остаются неизменяющиеся названия, такие как сама географическая область «Наи Нава». В этой провинции Ирака сегодня обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих с упоминаемыми в бурятских преданиях. Например, немного севернее города Мосул (Могул) – административного центра провинции Наи Нава, есть населенный пункт Айн-Зьала (в бурятской песне – Аян Заяла), к западу от Мосула расположен городок Эль-Бади, т.е. Бада (Эль - приставка в арабском написании названий) (ст. Бада в Читинской области). Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур (Хабар), а на северной окраине провинции есть город Заху (Заха). На реке Заба стоит городок Алтын кёпрю, есть город Майдан (Байдан). И все это на небольшой территории провинции Наи Нава государства Ирак.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
luckymax
ходо байгша


Зарегистрирован: Mar 13, 2004
Сообщения: 389
Откуда: квартала-ла
СообщениеДобавлено: 31.05.05, 04:27 +0000     re Ответить с цитатой

Ayush
заримша-писал(а)

Цитата:
«Золотой род» Темуджина (Чингис-хана) является ответвлением от хори-туматского племени Баргуджин-Тукум, которая начиналась «вниз по течению реки Селенги»

БРАВО хорошие знания, а если не секрет от куда источник..?
_________________
легко быть первым, когда ты лучший.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 31.05.05, 14:12 +0000     Ответить с цитатой

Насчет Ирака, вообще-то это ПОКА остается чисто умозрительной теорией, подкрепленной только совпадением, скорее даже созвучием некоторых слов из песни Наян Наваа (в старинном написании найан наба) с некоторыми топонимами Сев. Ирака - Бада, Наба и еще какого-то. И вот пока все.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 31.05.05, 14:26 +0000     Re: re Ответить с цитатой

Цитата:

>«Золотой род» Темуджина (Чингис-хана) является ответвлением от хори-туматского племени Баргуджин-Тукум, которая начиналась «вниз по течению реки Селенги»<
БРАВО хорошие знания, а если не секрет от куда источник..?


Не знаю, какой источник у Аюра, но вообще-то не "Золотой род" (алтан уруг) идет от хори-туматов. Алтан уруг идет от самого Чингисхана или его отца. Но сам ОТЕЦ Чингисхана был представителем группы борджигин, основанной сыном хори-туматской княжны Алан-го Бодончаром. Об этом говорится в "Тайном своде монголов" (или "Сокровенное сказание монголов") и целом ряде других письменных памятников. Никто из ученых этого не опровергает. Это наукой признанный факт. Просто на нем не акцентируют внимание, да и зачем? Во многих странах государство основывали разные этнические группы, но из этого не всегда делают сенсацию. Так в России не любят цитаты русской летописной истории о призвании на Русь основателей государства - князей и их дружин из Скандинавии. Ну не нравится им это, что с того. Зато в Европе эти факты очень любят цитировать, опять же и что с этого?
Суть не в том, откуда основатели и прародители, суть в том, каков народ, который пошел за ними. Силен если этот народ, способен к развитию, будет держава, нет - завоюют другие, а собственно знать определяет направление, но не весь конечный результат. Хотя конечно от вождей многое зависит...

Из "Тайного свода монголов":
Цитата:

Добун-Мерган побывал у тех людей, и в самом деле там оказалась молодица, по имени Алан-гоа, красивая очень знатного рода и еще ни за кого не просватанная.
§ 8. А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун...

...Здесь-то Добун-Мерган и просил руки Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-усуне, и таким-то образом Добун-Мерган женился...

§ 42. Бельгунотай стал родоначальником племени Бельгунот. Бугунотай стал родоначальником племени Бугунот. Бугу-Хатаги стал родоначальником племени Хатаги. Бухуту-Салчжи стал родоначальником племени Салчжиут. Бодончар стал родоначальником поколения Борджигин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ayush
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Aug 25, 2004
Сообщения: 42
СообщениеДобавлено: 31.05.05, 18:33 +0000     Re: re Ответить с цитатой

luckymax писал(а):
Ayush
заримша-писал(а)

[quote
БРАВО хорошие знания, а если не секрет от куда источник..?

aginsk.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 01.06.05, 06:16 +0000     Ответить с цитатой

А есть у кого-нить слова песни "Наян-Наваа", которую пела Аюшеева?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ayush
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Aug 25, 2004
Сообщения: 42
СообщениеДобавлено: 01.06.05, 18:27 +0000     Ответить с цитатой

Да надо найти текст песни, очень интересно. У меня давнее желание прочитать песню
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 03.06.05, 14:10 +0000     Ответить с цитатой

В анонимном хоринском историческом очерке, условно называемом "Ацагатский очерк о хори-бурятах" или "Qori buriyad-un tuqai acaYad-tu bicigdegsen tobci teuke" (нач. прошлого века) текст записан так:

Nayan naba nayalai
Nayan naba miniy koo
Bayidan bayidan bayidala
Bayidal yaY-a miniy koo
Jayаn jay-a jayalai
Jayan yaY-a miniy koo

Наян наба наялай
Наян наба миний хоо
Байдан Байдан байдала
Байдал яга миний хоо
Заян зая заялай
Заян яга миний хоо


Тут, благодаря классическому монгольскому
(на котором
написан очерк
),
можно заметить множество нюансов, которые теряются при чтении на современной кириллице. Вместо привычных наваа, заяа, яагаа обнаруживается более точные варианты - наба, зая, яга. Предположительно, долготы гласных в современном написании появились из-за напевного исполнения
(это песня
). Так что, по крайней мере, слово заяа из современного текста оказывается не "судьба", а какое-то неизвестное слово зая. В классическом написании также нет и наименования Бада, которое по сведениям агинских хоринских информантов преклонного возраста, появилось в песне совсем недавно, только в 19 веке, когда часть хоринцев под давлением русской администрации была вынуждена покинуть Баду. Вместо Бады в "классике" обнаруживается Байдан (дважды) или Байдал (один раз).
Со словом яагаа также возникают вопросы. В классическом написании обнаруживается яга (йага), а в ряде фольклорных версий на месте этого термина отмечается ёго. В легендах так называют страну (местность или владение), в которой хоринцы жили перед самым возвращением в Бурятию (что происходило между 1593 и 1613 гг.
). Обычно под "страной Ёго" или "горой Ёго-уула" подразумевают или Хухэ-нуур (Кукунор) или "Внутреннюю Монголию", причем старики и вообще раньше все хоринцы в понятие "Внутренняя Монголия" (Убэр Монгол или Дотоода Монгол) включают практически всю территорию к северу от восточного участка Китайской стены до самой Халхи, Аргуни и Амура, исключая р-н Хулун-Буира (Барги). Т.е. сюда входит обширная территория восточной половины совр. АРВМ и трех совр. провинций Маньчжурии (Дунбэй) - Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян.

Таким образом, оказывается, что район поисков того места, где хоринцы провели около 2-3 столетий, достаточно обширен. При этом, интерпретации наиболее загадочных терминов наян и наба все еще остаются спорными. Есть версия, что слово наба является бурятской формой киданьского (средневекового восточно-монгольского
) набо "укрепленный походный лагерь гвардии". Есть предположение, что вся песня сложена на одном из "тайных языков", употреблявшихся в ритуальных текстах или в закрытых для непосвященных сообществах (тайные союзы). Есть другая версия, что наян наба - это айан аба, т.е. "отец Айан", где последний термин - имя бога грома. Словом, версий много.

Относительно версии о связи песни с иракскими топонимами, надо сказать, что версия остается чисто умозрительной и не подкрепленной. Факт, что во владениях хулагуидов, захватывавших и Ирак, весьма видную (но не самую ведущую
) роль играли ойраты. В свою очередь ойраты времен ильханства хулагуидов представляли собой не тот относительный монолит, о котором можно было бы более-менее вести речь применительно к 12 веку, а объединение уже достаточно пестрое. Ойраты, первыми из северо-западных улусов подчинившиеся Чингисхану, получили особое благоволение чингисидов, и постепенно превратились в "региональный центр", вокруг которого начали "вращаться" и к которому стали примыкать остальные группы Саяно-Алтая, Енисея, Приангарья. Самым (или одним из самых) существенным вливанием того периода в состав ойратов надо признать хори-туматов, которые после продолжительной войны и разгрома, были отданы под надзор ойратских князей. У ойратов фиксируются хоринские роды, хоринские мотивы этногонической мифологии и т.д. Словом, несомненно, что часть хори-туматов была вовлечена в орбиту ойратов уже в 1230-40-х годах и чуть позже - ассимилирована ими.
Какая-то часть хоринцев вместе с ойратами, конечно, могла уйти в сторону Ирака и так скорее всего и было. Очень может быть (почему нет? но нет и прямых доказательств
),
что хоринцы принесли с собой и какие-то топонимы. Но вот что вряд ли могло быть, так это возвращение какой-то более-менее значительной группы ильханских ойратов с хоринцами обратно в Бурятию. Нет буквально никаких намеков на остатки ислама, деталей костюма, вооружения, вообще никаких этнографических нюансов, никаких следов в языке, в расовом облике, которые указывали бы на связь между современными хоринцами и теми, что остались в ильханате.

Современные хоринцы - ветвь совершенно иной части хори-туматов. После подавления восстаний 1217-18 гг. немало хори-туматов влилось в состав ойратов, но какая-то группа после драматических событий времен междуцарствия, затем гражданской войны оказалась на Кукуноре. Многие ученые и сами хоринские сказители (и косвенно - авторы летописей) полагают, что потомками той группы хори-туматов стали южномонгольские тумэты (строго говоря, не все тумэты, а наверное, какая-то их часть
). Прямых доказательств тому пока нет. Но некоторые данные фольклора и письменных памятников в целом дают основание под эту теорию. Однако, была ли эта группа той самой, от которой оторвались на рубеже 16-17 веков предки современных хоринцев? Вряд ли. Опять же маловато языковых и этнографических деталей, позволяющих поддержать эту версию.

Множество данных свидетельствуют, что была третья группа хори-туматов. Та ветвь, что не осталась с ойратами и не ушла на Кукунор. По данным старейших хоринских летописей можно полагать, что эта группа к 1270-м годам мигрировала на побережье Тихого океана. Здесь в бассейне Сунгари, между Кореей и Чахаром, вероятно, и осели непосредственные предки современных хоринских бурят. Тогда этот громадный регион еще не назывался Маньчжурией. В конце 13 века здесь еще продолжался процесс растворения в монгольской империи прежних этнических групп, в первую очередь - монголоязычных киданей (вспомним, слово набо - наба) и тунгусоязычных чжурчженей.
Здесь вплоть до недавних времен царило разнообразие диалектов и говоров, из которых ни один не довлел, и в гуще которых могло сохраниться своеобразие протобурятского языка. Здесь у предков хоринцев также, как и у западных бурят, мог сохраниться бурятский h, общая с западными бурятами лексика, грамматика и фразеология.
За 400 лет основа своеобразия северных монгольских диалектов не могла бы сохраниться у хоринцев ни в Кукуноре, ни в Ираке, ни в Джунгарии. Но в будущей Маньчжурии такой "диалектный заповедник" оказаться мог.
Здесь же сохранялся и специфический покрой национального костюма с квадратной вставкой на груди (бур. энгэр), который окончательно распространился среди ойратов, южных и халхаских монголов только после завершения маньчжурских завоеваний. Но хоринцы этот покрой (равно как и мужскую прическу в виде одной косы сзади) принесли с собой в Бурятию даже раньше чем маньчжуры приступили к внешним походам. Есть также множество других фольклорных, языковых, этнографических, письменных свидетельств того, что именно из региона современных Ляонина и Гирина между 1594 и 1613 гг. возвращались в Бурятию (в Агу, в Кудару, на Ольхон и вплоть до Верхней Лены
) непосредственные предки нынешних хоринских бурят.

В завершении отметим, что драматические события времен, когда Чингисхан, подавляя центробежные тенденции, собирал империю, разрушили многие монголоязычные "региональные державы". Пали и никогда более не возродились великие царства найманов, кэрэитов, мощные военно-политические союзы керуленских татар и селенгинских мэркитов. Некогда крупный и сильнейший в регионе Приангарья и истоков Енисея в военном отношении улус хори-туматов, притязать на родство с которым считали за честь чингизиды, в результате восстаний и войн 13 века был расколот на множество частей, у каждой из которой отныне была своя историческая судьба.
Джунгарская и ильханская ветви ойратов, кукунорские тумэты и саяно-алтайские осколки
не воссоединились в массовом порядке со своими ушедшими сородичами.
Многие хори-туматы отюречились и вошли в состав народностей Южной Сибири - хакасов, алтайцев, тувинцев.

Но по крайней мере одна крупная группа, осколок свободолюбивых хори-туматов, возможно, отстояла свою самобытность и даже смогла вернуться в Бурятию, практически в те же годы (чуть позже
), когда из Маньчжурии возвращались прапрапрадеды нынешних хоринцев. В 1640-х годах в Тунку и Аларь с территории княжества хотогойтских алтан-ханов хлынули массы хонгодоров, как и нынешние хоринцы, сохранившие своеобразие северных монгольских диалектов (из к-рых сложился совр. бурятский), и, как и хоринцы, свою родословную возводившие к легендарному Хоридаю и небесной деве, прилетавшей к Байкалу в облике лебеди.
Впрочем, хонгодоры, скорее всего, никогда надолго не разрывали связей с Приангарьем.
Вероятно, они были той частью хори-туматов, которая, населяя обширную территорию между Ангарой и Енисеем, после подавления восстаний так и осталась на своем месте, но не подпала под влияние ойратов. Предки хонгодоров, возможно, как и предки нынешних булагатов (бурийадов / т.е. бурят) были подчинены непосредственно имперскому центру в лице одного из наиболее авторитетных военных и политических деятелей Монгольской империи - Буха-нойону (он также по некоторым сведениям был зятем Чингисхана).

Хонгодоры, видимо, кочевали по Оке и Иркуту, между Аларью и истоками Енисея до самого распада Монгольской империи. К моменту образования княжества хотогойтов они стали одной из опор алтан-ханов. По преданиям самих хонгодоров они были ханским войском, а глава племени одновременно являлся и главным полководцем в государстве. Какие-то, пока неясные причины, междоусобицы внутри княжества алтан-ханов вынудили хонгодоров окончательно покинуть район Хубсугула и Тувы и вернуться в Бурятию, где им довелось оказаться в самый разгар вооруженного противостояния между бурятами и русскими
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 05.06.05, 11:37 +0000     Ответить с цитатой

sheneheenai badmahanda duulahan naya nabaa eneensoo baina.
http://www.morinhuur.com/multiplay/playWMV2.asp?id=672
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
warorr
бузарсараа муухай


Зарегистрирован: Sep 14, 2003
Сообщения: 3003
Откуда: самый хороший город
СообщениеДобавлено: 17.06.05, 05:11 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):

...Со словом яагаа также возникают вопросы. В классическом написании обнаруживается яга (йага), а в ряде фольклорных версий на месте этого термина отмечается ёго. В легендах так называют страну (местность или владение), в которой хоринцы жили перед самым возвращением в Бурятию (что происходило между 1593 и 1613 гг.
). Обычно под "страной Ёго" или "горой Ёго-уула" подразумевают или Хухэ-нуур (Кукунор) или "Внутреннюю Монголию", причем старики и вообще раньше все хоринцы в понятие "Внутренняя Монголия" (Убэр Монгол или Дотоода Монгол) включают практически всю территорию к северу от восточного участка Китайской стены до самой Халхи, Аргуни и Амура, исключая р-н Хулун-Буира (Барги). Т.е. сюда входит обширная территория восточной половины совр. АРВМ и трех совр. провинций Маньчжурии (Дунбэй) - Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян.

...Относительно версии о связи песни с иракскими топонимами, надо сказать, что версия остается чисто умозрительной и не подкрепленной. Факт, что во владениях хулагуидов, захватывавших и Ирак, весьма видную (но не самую ведущую
) роль играли ойраты. В свою очередь ойраты времен ильханства хулагуидов представляли собой не тот относительный монолит, о котором можно было бы более-менее вести речь применительно к 12 веку, а объединение уже достаточно пестрое. Ойраты, первыми из северо-западных улусов подчинившиеся Чингисхану, получили особое благоволение чингисидов, и постепенно превратились в "региональный центр", вокруг которого начали "вращаться" и к которому стали примыкать остальные группы Саяно-Алтая, Енисея, Приангарья. Самым (или одним из самых) существенным вливанием того периода в состав ойратов надо признать хори-туматов, которые после продолжительной войны и разгрома, были отданы под надзор ойратских князей. У ойратов фиксируются хоринские роды, хоринские мотивы этногонической мифологии и т.д. Словом, несомненно, что часть хори-туматов была вовлечена в орбиту ойратов уже в 1230-40-х годах и чуть позже - ассимилирована ими.
Какая-то часть хоринцев вместе с ойратами, конечно, могла уйти в сторону Ирака и так скорее всего и было. Очень может быть (почему нет? но нет и прямых доказательств
),
что хоринцы принесли с собой и какие-то топонимы. Но вот что вряд ли могло быть, так это возвращение какой-то более-менее значительной группы ильханских ойратов с хоринцами обратно в Бурятию. Нет буквально никаких намеков на остатки ислама, деталей костюма, вооружения, вообще никаких этнографических нюансов, никаких следов в языке, в расовом облике, которые указывали бы на связь между современными хоринцами и теми, что остались в ильханате...

...Современные хоринцы - ветвь совершенно иной части хори-туматов...

да согласен с вами Наи Нава, не в Ираке, а где то Южнее пустыни Гоби на 700 км, этот как раз район Кук-нуура, гора Ёго,
об этом есть много бурятских улигеров.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zorigoo
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 502
Откуда: Mongolia
СообщениеДобавлено: 18.06.05, 00:42 +0000     Ответить с цитатой

A ya chital chto pesnya Nayan Nava ( Zayan Nava ) unasledovan ot Hunnu.

A ved' Hunnu jili v Ordose.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
TuyanaEfimova
шэнэхэн


Зарегистрирован: Feb 26, 2005
Сообщения: 10
СообщениеДобавлено: 07.08.05, 23:30 +0000     Ответить с цитатой

Ayush писал(а):
Наян нава не только песня тысячелетия

(Два века бурятской истории связаны с Месопотамией?)

Этот загадочный край находится в современном Ираке в провинции Наи Нава. Буряты в 13-15 веках кочевали в верхне-месопатамской провинции Наян-Нава в предгорной возвышенности с хорошими пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заба и Малый Заба (В бурятских преданиях упоминается и Заян Заба). Известно, что когда Месопотамия входила в состав монгольского государства Джелаиридов (1340-1410 г.г.), то резиденцией ее правителей был Багдад. Хори-Буряты держали власть согласно «Ясе» Чингис-хана в улусе Хулагидов, куда входили Ирак, Иран, Турция, Азербайджан.

interesno

ya znakoma s koreyankoi kotoraya zamuzhem za iranzem
i ih doch zovut Tiana

a yesho ya besedovala s drugim iranzem sluchayno v parke on skazal shto a ochen pohozha na ih maluyu narodnost
on dazhe nazival provinziyu irana gde oni zhivut
no ya k sozhaleniyu zabila.

kak grustno i krasivo, pravda?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
wertha
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jan 28, 2005
Сообщения: 1342
Откуда: Однажды, в Улан-Удэ...
СообщениеДобавлено: 08.08.05, 08:27 +0000     Ответить с цитатой

что такое бури и заримда ороошо? у якутов кстати тоже нет буквы В, так же говорят Баня(имя). а вот все таки, по информации, это разные народы..насколько разные?? глаза то узкие. встречала якутов с серыми глазами правда...слыхала, когда то давно делили эти народы байкал... только ли они соседи? может все таки родственные....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 23.09.05, 12:34 +0000     Re: Туматы Ответить с цитатой

Удуит писал(а):

С какой стати монголоязычные туматы столь упорно сопротивлялись обьединению Монгольского народа?
И неправда, что все хори-туматы шли против любимого
Чынгыса.

А они сопротивлялись не объединению монгольского народа, а самоуправству наместника - раз, и боролись за уважительное отношение к себе - два.
Монголоязычные же тайчиуты ("двоюродные братья" борджигинов Чингисхана) боролись с хаганом не менее яростно, впрочем как и монголоязычные мэркиты.

Удуит писал(а):

Хори - ветвь баргутов упоминаются от туматов
отдельно и они были близкими родственниками роду Чин-гизхана по материнской линии.

Хори отдельно от туматов упомянуты Рашид Аддином, который не был монголом, и писал век спустя после того, как военная группировка тумат прекратила свое существование, тогда как этническая группа хори сохранилась. Вообще он написал, что хори, баяут и тумат - родственны баргутам, но из этого не следует прямо, что туматы - это иной народ чем хори. В монгольских источниках они упоминаются как хори-туматы. Хори отдельно от туматов не упомянуты.

Удуит писал(а):

Хори не воевали с монголами, они раньше были зависимы
от чрезвычайно воинственных тубинцев и они у них забирали
девушек.

Бред! "Тубинцы" - русский термин 17 века, а хори-туматские войны происходили в 13 в. Если вы имеете в виду племя тубас, то это ж была небольшая группа, которую только и упомянули-то в списке множества других мелких этнических единиц. Тогда как хори-туматы были крупным и значительным по военной мощи объединением. Они захватили обнаглевшего наместника, разгромили ойратов взяв в плен их вождя Худугу (а ойраты сами по себе были тоже немаленьким союзом), успешно громили и имперские войска (убив одного из маршалов Чингисхана Борахула).

Удуит писал(а):

Когда все монголы отправлялись на войну с гос-вом Цзинь и
сартаулами, туматы в это время все время устраивали восстания и громили один за другим все тумены отправленные против них. Что же они были закоренелыми предателями монгольского интереса?

Да нет же, конечно. Предателем был наместник (из багаринских нойонов), действия которого и спровоцировали восстание 1217 года. А дальше уж была ошибка или нежелание разобраться со стороны имперского руководства. Когда хаган очевидно не прав, защищая своего набедокурившего губернатора (который кстати, даже не был наместником именно среди хори, он вообще получается залез на чужую территорию), то хори-туматы не сочли для себя возможным признать неправыми себя.

Удуит писал(а):

Между тем туматы жили в пределах Кыргызского
каганата и все их восстания поддерживались кыргызами Алтая. Т.е. тут налицо вытекает линия защиты собственной государственности этими туматами в союзе с кыргызами.

Не все восстания поддерживались кыргызами. В 1207 году кыргызы без сопротивления били челом войску Джучи, а хори-туматы отказились подчиниться на обычных условиях.
В начале 1217 года кыргызы отсиделись в разгар экспедиции Худуги, и во время битв с армией Борахула.
Они не присоединились к хори-туматам и во время третьего похода имперской армии во главе с Дорбаем (из дорбэтов).
Только очередная экспедиция во главе с Буха-нойоном, а затем и Джучи (который потребовал от кыргызов принять участие в войне с хори-туматами) заставила их восстать. По каким-то причинам кыргызы предпочли воевать против армии Чингисхана, чем против хори-туматов. Они решили, что для них лучше стать союзниками хори-туматов, нежели их врагами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
электронный учебник бурятского языка




Рейтинг@Mail.ru