BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Наяан Наваа...
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 08.03.08, 08:23 +0000     Ответить с цитатой

Эрдэм, в очередной раз благодарю за интересный материал, но снова же просьба - пожалуйста, прежде чем открывать новую тему, пользуйтесь поиском, чтобы не было дублирования. Соединил открытую вами тему с темой, открытой еще несколько лет назад.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 09.03.08, 04:18 +0000     Ная Нава - легендарная земля хори-бурят Ответить с цитатой

Понял. Начинаю вникать в структуру сайта.

[b]Цыбикжап Доржин

Ная Нава – легендарная земля хори-бурят[/b


ЖИВЯ В РОССИИ, мы больше наслышаны о Золотой Орде, но недостаточно представляем, что наибольшая монгольская
экспансия происходила именно в юго-западном направлении,4 где были наиболее богатые и культурные страны того времени, да и природно-климатические условия благоприятствовали круглогодичному пастбищному жизнеобеспечению как
многочисленного конного войска с его скотоводческим тылом, так и для последовавших за ними многочисленных монгольских переселенцев.4 Определенную роль играла и поддержка монголов со стороны местных кочевых тюркских племен (туркменских, азербайджанских и др.)
Кочевые монгольские племена того времени, как известно, были организованы как полностью конные, вооруженные и обильные сообщества, соответствующие понятию - народ-воин. Отсутствие необходимых транспортных коммуникаций в средние века, вынуждало правителей огромной империи для закрепления своих завоеваний переселять в далекие страны на
поселение и колонизацию значительное количество монгольского населения, представленное теми или иными племенами.
Характерным примером такой стратегии (при длительной экспансии) может служить то, как полководец Тимура – Джангир, получивший в управление территорию от Кандагара до реки Инд, переселил туда многочисленные отряды своих воинов вместе с их семьями.5
Огромные масштабы переселения монголов на юго-запад подтверждает и то, что именно там навсегда осели и
впоследствии, особенно начиная с 15-16 веков, ассимилировались в составе новообразовавшихся народов - узбеков, казахов, хазарейцев, таджиков, азербайджанцев, иранцев, а также туркмен, персов и других, такие крупные коренные монгольские племена как - кереиты, хонгираты, джалаиры, аргуны, мангиты, хатаганы, бесуты, тайчжиуты, сальжиуты и другие, перечисленные и в «Сокровенном сказании монголов», и в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина и сыгравшие важную роль в истории монгольского государства Чингисхана.6
Для нас, например, представляется особенно интересным то, что среди монгольских племен, позднее вошедших в состав
узбекского народа, называются баргуты, а иногда и буряты.7 Как известно, баргуты фактически являются разновидностью хоринцев и состоят из тех же одиннадцати (хоринских) родов.
Также одним из ярких свидетельств крупномасштабности монгольской экспансии 13 века в Юго-Западную Азию является
ныне проживающий в центральных, горных районах Афганистана и в Иране двухмиллионный народ хазарейцев, которые сами себя считают потомками монгольских военных поселенцев и которые сохранили предания об этом, а соседние народы (пуштуны – гильзаи и др.) как называли, так и называют до сих пор их «монголы».8
Западные исследователи (А. Берне, Г. Белью, Г. Вамберк, Б. Дорн и др.) считают, что только с 17 века можно говорить о хазарейском народе, а до этого они представляли те или иные монгольские орды, такие как Бесуд, Дайзанги и т. п.9
Тут нужно отметить, что большая часть хазарейских кланов или племен является в своей основе территориальными, а не кровнородственными, объединениями и потому нынешние свои названия они получили по именам своих предводителей – обычно прославленных военачальников.
В топонимике Хазараджата неоднократно встречаются такие названия как Ная, Нау, Бада, Хор. Вообще, по мнению всех
исследователей, монгольский пласт в топонимах регионов довольно большой. Дж. Даллинг утверждает, что и ныне монгольские элементы составляют заметную часть хазарейской лексики, а отдельные группы хазарейцев в силу различных причин сохранили монгольский язык, пользуются им в быту, дополнительно к языку фарси.10
Ряд исследователей (Г. Вамбери, Х. Шарман и др.) доказывают, что хазарейцы вплоть до 16 века были фактически язычниками.11 О фактическом сохранении язычества у кочевых народов Средней Азии вплоть до 19 века писал Ч.Ч. Валиханов, исследовавший эволюцию Тянь-Шаньских киргизов в 1856 году.12
В связи с рассматриваемой темой можно упомянуть и о такой народности этого региона как моголы (40 тысяч человек),
которые до настоящего времени остаются монголоязычными или о народе чаар-аймак (свыше 700 тысяч человек), проживаю
-щих на северо-западе Афганистана и в Хоросане (Иран), о существовавшей хоросан-монгольской цивилизации.
По хроникам персидского ученого Рашид-ад-дина известно, что коренной юрт или фамильные владения чингисидов по
бассейнам рек Онон и Керулен (современное Забайкалье и Северо-Восточная Монголия) – гол ун улус (гол – ось,
стержень, основа – авт.) был передан, согласно обычаям, младшему сыну Чин-гисхана – Толую.13 А сыновья Толуя –
Мунхэ хан и Хулагу в середине 13 века снарядили крупную военную экспедицию из 30 тысяч человек, под командованием
последнего, для закрепления и колонизации завоеванных еще в 20-30-х годах Ирана, Багдада и Западной Азии.14
Войско, согласно «Ясе» Чингисхана состояло из подразделений, представляющих собой отдельные племена и роды.15
Потому представляется довольно очевидным, что оно должно было включить в себя племена нынешнего Забайкалья –
владений Толуя, а затем Хулагу, где и обитали хоринцы. Вообще это время в Центральной, Средней и Западной Азии
характеризуется как эпоха великого переселения народов, а большинство монгольского населения в этот период
передвинулось в южном и юго-западном направлениях, вслед за действующими армиями, ближе к ним, по причине необходимости тылового обеспечения длительной военной экспансии. Вспомним, что это был кочевой народ-воин.
Хулагу же на юго-западе создал «самовольно», в пику Джучидам из Золотой Орды, улус ильканов (улусных ханов)
Хулагуидов (Хулагидов) (1256-1353), признанный Хубилай ханом только в 1261 году и охватывающий территории от реки
Инд в Индии до Средиземного и Черного морей на западе, от Индийского океана на юге до Кавказского хребта и Аму-
Дарьи на севере.
Греческое Трапезундское царство, Грузия, Киликия, султанат сельджукидов Рума и даже островное королевство Кипр
стали вассалами Хулагуидов, платили дань и поставляли вспомогательные войска.16
Покорение монголами Юго-Западной Азии сопровождалось не только неизбежными опустошениями и разрушениями в ходе
военных действий, но и нередко носило для части людей освободительный характер. Например, если в Багдаде Хулагу
хан учинил всеобщую резню за сопротивление, исключив ущемленных в правах христиан и иудеев как своих потенциальных сторонников, то шиитское население Хиллы, наведя мост через реку Ефрат, вышло навстречу монгольскому войску и радовалось его приходу.17
Исторические хроники свидетельствуют также о больших созидательных усилиях монголов по обустройству своего
государства. Они охотно брали на службу врачей, хирургов; ученых, которых использовали в строительстве, в финансовом ведомстве; историков, которые должны были восхвалять (праведные) деяния Чингис-хана и его потомков.
Например, Хулагу хан построил для крупнейшего математика и астронома Насир-ад-дин Туси большую обсерваторию в
Мараге с библиотекой из 20 тысяч книг, в которой работали наряду с местными, индийские и китайские астрономы.
Великий ученый-летописец монгольской истории Рашид-ад-дин в Тебризе создал библиотеку в 60 тысяч книг, ряд медресе
с 6-7 тысячами студентов и госпиталь, где работали 50 хирургов, окулистов и врачей других специальностей из Ин-
дии, Китая, Сирии и Египта. Этот летописец характеризует Халагу хана следующим образом: «Хан чрезвычайно любил
благоустройство, из построек которые он возвел остались много. В Аладаге он соорудил дворец…».18 «… он очень любил
знания, поощрял ученых к спорам в науках, был весьма склонен к алхимии…».19
Монголы «... в 1294 году в г. Тебриз выпустили в обращение (впервые для страны – авт.) бумажные деньги и указ был
таков, чтобы тотчас казнили каждого, кто не будет их принимать».20

Продолжение следует.

Добавил Эрдэм.
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 09.03.08, 05:25 +0000     Ная Нава - легендарная земля хори-бурят Ответить с цитатой

[b]Цыбикжап Доржин

Ная Нава – легендарная земля хори-бурят[/b

Продолжение.

Примечательно, что именно в улусе Хулагуидов созданы величайшие труды по средневековой истории монголов и Монголии. Например, в 1260 году (!) Ата Малик Джувейни создал большой исторический труд «История миропокорителя» (Чингисхана), а вазир Рашид-ад-дин около 1310 года составил в сотрудничестве со знатоками
языков и истории разных народов грандиозный труд «Сборник ле-тописей». Первая ее часть, в трех томах, содержит историю монголов и созданных ими государств, в частности Хулагуидского, до смерти Газан-хана, сына Аргун-хана. Ценен исторический труд Вассафа (1328 г.). Возможно, многие вопросы прояснило бы нам целевое изучение написанных по-персидски трудов Х. Казвини – исторического (1330 г.) и географического (1340 г.), содержащих подробное описание государства Хулагуидов. При монголах создавал свои всемирно известные произведения гениальный персидский поэт Муслих ад-дин Саади, написавший элегии на взятие Багдада Хулагу ханом.
После гибели в Гургане последнего ильхана Туга Тумур хана в 1353 году, империя Хулагуидов (Хулагидов) распалась на несколько самостоятельных государств во главе с потомками Чингисхана, важнейшим из которых было государство монгольской династии Джелаиридов, просуществовавший до 1410 года на западе Ирана и в Ираке, до захвата его Тимуром и Тимуридами.
Если первоначальной столицей улуса Хулагуидов был город Марага к юго-востоку от озера Урмия, а позже ими стали города Тебриз и Султания, то столицей Джелаиридов был город Багдад. Но ильханы и Джелаириды вели полукочевой образ жизни и в столицах пребывали только часть года, а остальное время проводили в кочевьях: летних – в горах, зимних - в степях.21
ЗДЕСЬ НЕОБХОДИМО отметить два важных момента.
Во-первых, надо иметь ввиду, что под общим названием «монголы» улуса Хулагуидов и последовавших за ним других монгольских династий подразумеваются и хоринцы т. е. предки нынешних хори-бурят. Во всех завоеванных странах представители разных монголоязычных племен были известны под общим названием - монголы, монгольское войско...
Во-вторых. Автор, кратко описывая в целом улус Хулагуидов, считает необходимым показать в общем контексте ход исторических событий и обстановку в регионе, в котором в 13-15 веках оказались и проживали хоринцы.
Монгольские кочевья на территории улуса Хулагуидов были расположены в самых разных его частях, но при этом занимали обязательно такое стратегическое положение, чтобы одновременно быть недалеко и от границы страны, и от крупных административных центров. Это вытекало из необходимости контролировать огромную страну с преобладающим инородным населением, которое периодически поднимало восстания, где нередко существовали повстанческие движения. Об этом можно сделать выводы из различных источников, в т. ч. и из работы Рашид-ад-дина. Например, когда он описывает ярлык (зарлик) Газан-хана от 1303 года о наделении землями икта всех без исключения монголов, несших военную службу от реки Амуйе до Мисра,22 с правом наследования для потомков.
Из географических карт видно, что наиболее удобным районом для монгольских кочевий во всех отношениях (и по стратегическому положению, и по природно-климатическим условиям) была верхнемесопотамская провинция Наи Нава (Ная Нава) – предгорная возвышенность с хорошими и обширными пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заба и Малый Заба (в хоринских преданиях о Наи Нава иногда упоминается и Заян Заба).23 Важность стратегического положения географической области Наи Нава заключалась в том, что она находилась в узловом центре монгольского государства Хулагуидов, недалеко от всех вышеперечисленных ее столиц, на стыке между Ираном, Ираком арабским, Сирией, Румом (большая часть нынешней Турции), Арменией и Азербайджаном, т.е. разных частей, регионов единой тогда
страны. Также здесь был передовой форпост экспансионистских устремлений Хулагуидов против Еги-петского султаната с Палестиной заключивших военных союз с Золотой Ордой против улуса Хулагуидов и Крестоносцев.
Одновременно с этим, природно-климатические условия Наи-Нава (Ная-Нава) очень благоприятствовали для кочевого и полукочевого скотоводства. Поэтому, пришедшие сюда монголы, как известно из исторических хроник, начали заселение и обустройство запустевшей в результате военных действий, но благодатной области в Верхней Месопотамии. Хулагу хан назначал наместником в Месопотамии персид-ского историка Ала-ад-дина Джувейни24 (не путать с Ата Малик Джувейни и Шанс-ад-дин Джувейни), который в течении 20 лет провел большие работы по оро-шению и обустройству Верхней Месопотамии, восстанавливал дамбы и каналы.
Говоря о Месопотамии, наверное, нельзя не отметить то, что это родина древ-нейших человеческих цивилизаций, где еще в четвертом тысячелетии до нашей эры Шумеры создали регулярную систему ирригации и города-государства, а во 2-м ты-сячелетии до нашей эры образовалось Вавилонское государство. В 1-ом тысячелении до н. э. здесь было Ассирийское царство; во 2-ом веке до нашей эры образовалось Парфянское царство, население которого говорило на арамейском языке. С 3 по 7 век нашей эры здесь существовало государство Сасанидов; с 7 века Месопотамия входит в Арабский халифат; в 11 веке завоевана сельджуками. В 13-15 веках Месопотамия - под властью монголов,25 в числе которых были предки хори-бурят.
Правители государства Хулагуидов, будучи все чингисидами, ведущими происхождение своего «золотого» рода от хори-туматов из Баргуджин тукума, как видно, не только поселили хоринцев на благодатных для полукочевого скотоводства землях Наи Нава, недалеко от своих столиц, но и проявили серьезную заботу о них, целенаправленно проводя огромные работы по орошению, обустройству и заселению края, опустевшего после военных действий.
Климат этой предгорной географической области субтропический сухой, с жарким летом (до +30 градусов С) и сравнительно теплой зимой (средняя температура января +7 градусов С), со среднегодовым количеством осадков в 400-600 мм., и входит в так называемую степную зону Плодородного полумесяца. Здесь имеются значительные насаждения винограда, инжира, фисташки; посадки плодовых культур - персика, абрикоса, сливы...
Как уже отмечалось, в летнюю жару монгольские кочевья уходили на горные пастбища. Весь север и восток области Наи Нава окаймляют сплошные горные об-ласти, где высоты достигают 3-4 тыс. метров над уровнем моря. Известно, что когда Месопотамия входила в состав монгольского государства Джелаиридов (1340-1410 гг), то зимней резиденцией ее правителей служил город Багдад,26 а летом они ухо-дили в монгольские кочевья - в горы. А горные работы могли быть только на севере или на востоке области Наи Нава (см. физическую карту).
Особенно важно то, что главное богатство полукочевого уклада жизни – скот, мог пастись на естественных пастбищах круглогодично, не боясь главного бича скотоводов Дзута - холодных снежных зим, ведь кочевники не заготавливали на зиму сено. Овец там стригли два раза в год, весной и осенью. Шерсть, получаемая осенью, считалась лучшей по качеству.27
Жизнь широких масс простого монгольского населения за столетия текла своим чередом. Несмотря на то, что с монгольского населения взимался Купчур (монг. – налог) – по 1 голове со 100 голов каждого вида скота и он был не тяжел, по сравнению с подушными податями – Джизйа с оседлых крестьян и горожан или Тамга (монг.) от ремесел и торговли, которые взимались деньгами и были очень тяжелыми для христиан, иудеев, зороастрийцев и мусульман, все же имели место случаи, когда обедневшие монголы участвовали в бунтах и прятались от властей в горных ущельях, лесах и степях.28
Представляется небезынтересным то, что в улусе Хулагуидов первоначально (в 13 в.) покровительством монгольских правителей пользовались христианская (несторианская) и, особенно, буддийская религии. Рашид-ад-дин описывает факт тор-жественного поклонения Шакьямуни-бурхану монголов во главе с самим Аргун-ханом («Сборник летописей». Повествование об Аргун-хане. Стр. 120). Или же в повествовании о Гейхату хане (царствовал на ханском престоле с 1291 по 1295 гг.)
Рашид-ад-дин пишет: «Гейхату-хан, сын Абага-хана, внук Хулагу-хана (мать Нукдан хатун из рода татар). В детстве его Бахши нарекли именем Иринчин-Дорджи».29
Вероятно, эта тенденция была связана с известной попыткой Хубилай хана офици-ально насадить буддизм в Монголии.
Принятие Газан-ханом (1295-1305) сыном Аргун хана, по совету Рашид-ад-дина, исламской веры, в форме шиизма, в целях укрепления власти и опоры на влиятельное
мусульманское духовенство в связи с антимонгольскими восстаниями му-сульманского большинства населения под религиозными знаменами, «встретило ожесточенное
сопротивление монгольского населения»,30 и поэтому традиционная монгольская веротерпимость сохранилась. Да и правление Газан-хана, как видим, продолжалось недолго, - менее десяти лет. Как пишет Л. Темирханов, «даже в наши дни (в 20 веке – Ц. Д.) хазарейцы (тоже бывшие монголы улуса Хулагуидов - Ц.Д.) хотя и называются мусульманами-шиитами, они почти не молятся и не имеют мече-тей. В их среде бытуют многие доисламские пережитки, не совместимые с догмами ислама».31
Что касается хоринцев, то они за каких-нибудь 1,5-2 столетия с их разви-тым родоплеменным самосознанием, конечно, никак не могли забыть свой язык, культуру и традиции, тем более - они жили отдельно в своих кочевьях, не подвергаясь давлению и насилию, а наоборот имели привилегии как монголы.
Эта истина подтверждается даже тем, что моголы поживающие на тер-ритории бывшего улуса Хулагуидов уже восьмое столетие (750 лет!) до сих остаются монголоязычными, а хазарейцы вплоть до 17 века оставались в своем изначально-монгольском виде, о чем было уже сказано.
После ухода хоринцев из Наи Нава вероятно многие топонимы изменили свои названия, но всегда остаются неизменяющиеся названия, такие как сама географическая область - Наи Нава. Потому и сейчас в этой области (провинции) обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих и перекликающихся с упоминающимися в
бурятских преданиях. Например, немного севернее города Мо-сул (Могул) – административного центра провинции Наи Нава, есть населенный пункт Айн-Зьала ( в бурятской песне Аян (хан) Заяла (й), недалеко к западу от Мосу-ла расположен городок Эль-Бади, т. е. Бада (эль – приставка в арабском написании названий).
Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур, а на северной окраине есть город Заху. На реке Заба стоит городок Алтын кепрю (слово Алтын – не араб-ское и не персидское, а монгольское (монголо-тюрское), есть город Майдан (Бай-дан). Сохранились в этом регионе и другие названия монгольского корня, такие как, Чиган, Мандали, Бово-Нур, Кара-Булак, Барлут, Карату, Мангайш, Мала-Кара, Дор-банд и т.д. У шоссе Мосул-Холмс стоит населенный пункт Аршан, у северных окраин Наи Нава протекают речка Кяхта и есть населенный пункт Кяхта.
Все это на небольшой территории области Наи Нава и в приграничных с ней местностях.
Надо иметь ввиду, что монголы нередко давали свои, монгольские, названия местностям, где они обитали. Об этом Рашид-ад-дин пишет: «...на реке Заринаруд, которую монголы называют Чагату и Нагату...»,32 где Чагату означает «белый». А что означает слово «Нагату»? Возможно, так назвали реку в честь имени одной из легендарных жен Хоридоя - Нагатай, от которой ведут свое происхождение 6 хори-бурятских родов (Харгана, Бодонгуд, Худай, Батнай, Саган и Хальбин)? Он же пишет, что реку Аксу монголы называют Чаган морен (т. е. Белая река - авт.) или же «до Караруда, который монголы называют Туркан морен (т. е. Быстрая река - авт.)33 и т. д.
Из исторических хроник известно, что в 16 веке Верхняя Месопотамия (Наи Нава) снова характеризуется как опустевшая, малолюдная область, такой же безлюдной она оставалась и в первой половине 17 века. Даже расположенный значи-тельно южнее город Багдад насчитывал в 1650 году всего 15 тысяч жителей, против 90 тысяч в 1401 г. и 250 тысяч перед взятием его монголами в феврале 1258 года.34 В связи с этим интересно отметить то, что в хоринских преданиях говорится о том, что после их ухода из Наи Нава, край этот долго оставался незаселенным.
Вероятно, информацию об этом хоринцы, находясь в южной Монголии, могли получать через своих мусульманских соседей - уйгуров, дунган (хуэй), монголоязычных дун-сян (ширинголов), которые постоянно поддерживали религиозные связи ( в т.ч. па-ломнические) с Юго-Западной Азией.
Как уже отмечалось, на территории улуса Халагуидов были, кроме Наи Нава, и другие районы расселения монгольских кочевий. Например, важное стратегическое положение на востоке Центрального Ирана занимал город Наин у восточных скло-нов крупной горной системы Кухруд, на границе с Хоросаном. О нем в хрониках говорится, что после прихода монголов в некогда крупном, цветущем городе осталось всего 500 домов. Здесь, недалеко от Наина, у хребта Кухе-Сарх, находятся населенные пункты Хор и Бадам. Район этот также благоприятен для скотоводческо-кочевого уклада жизни с сочетанием летних - горных и зимних - степных пастбищ.
Вообще кочевая монгольская знать (с 15 века монгольская и монголо-тюркская) продолжала быть руководящей политической силой как в государстве Тимуридов (1407-1507 г.г.) на востоке Ирана, так и в государстве Ак-Коюнлу (1468-1508 гг) на западе Ирана и Месопотамии, вплоть до самого конца 15 века. (История стран зарубежной Азии в средние века. Изд. «Наука», Москва, 1970 г., стр. 361). В этом плане показателен пример того, что Тимур (Тамерлан) в 1396 году дал своему сыну Шахруху в качестве его личной охраны, когда тот был назначен правителем Хоросана, 1000 монгольских воинов (именно монголов!), которые были поселены в плодородной долине Бадагиса.35

Продолжение следует.

Добавил Эрдэм.
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 09.03.08, 12:31 +0000     Ная Нава - легендарная земля хори-бурят Ответить с цитатой

Цыбикжап Доржин

Ная Нава – легендарная земля хори-бурят


Продолжение.

ЖЕСТОКИЙ РАЗЛАД и окончательный кризис в монгольском государстве Юго-Западной Азии, приведший к краху династии
Хулагуидов и в дальнейшем со-провождавшийся междоусобными войнами, способствовал завоеванию Ирана в конце 14 века Тимуром. Этот вставший у власти самаркандский монгол из племени бар-лас, действовал не только как реставратор монгольских государственных традиций, но и как кровавый усмиритель народных восстаний. Поэтому его поддержала монгольская кочевая знать, которая не могла справиться своими силами с народными движениями Ирана.36 Однако и после, монгольская военная знать и племенные вер-хи не были заинтересованы в сильной центральной власти и стремились к феодальной самостоятельности.
Кочевые монгольские и тюркские феодалы обычно отличались своеволием и часто были мятежными. Нередко организаторами мятежей являлись отдельные царевичи из самих правящих династий, несогласные с той или иной политикой.Но помимо всех тяжелых смут, одно только неприятие угрозы ассимиля-ции, уже охватившей самые верхние слои монгольского общества этого регио-на, могло быть достаточной причиной для ухода части их племен на историче-скую родину. В этом, наверное, можно не сомневаться. Даже в наш просвещен-ный век мы становимся свидетелями массового исхода русскоязычного населения из бывших республик СССР, например, только за последние 10 лет из одного Казахстана выехало более 4 миллионов человек. История имеет сроки прихода и уходов народов. У монголов было исторически обусловленное время прихода в Юго-Западную Азию, а потом, для наиболее сохранившейся, не ассимилированной, части
их, пришло время ухода.
Учитывая реальности и традиции того времени, а также нравы правителей монгольских династий, зачастую военным
путем наводивших нужный им порядок и утверждавших свою власть, можно полагать, что хоринцы не могли, если бы и
захотели, свободно сняться с насиженных мест и двинуться постепенно в Монголию. О том, чтобы они ушли оттуда при
династии Хулагуидов не могло быть и речи. Для этого нужны серьезные и объективные причины. Предположительно, это
могло стать возможным:
а) в период последовавший после разгрома династии Джелаиридов (на западе Ирана и в Месопотамии) Тимуром и
Тимуридами и смерти самого Тимура в 1405 году в возрасте 69 лет, в самом начале его грандиозного похода на Китай.
(Как из-вестно, после его смерти начались феодальные смуты и кровавые междоусобицы среди потомков завоевателя
длившиеся 5 лет);
в) в самом начале 16 века, в связи с окончательным крахом монгольских династий на территории бывшего улуса
Хулагуидов, с их исчезновением.
На взгляд автора, первый вариант представляется все же маловероятным, либо после распада империи Хулагуидов
сразу же образовались на ее месте новые госу-дарства, во главе которых стояли Чингисиды. Поэтому более вероятным
представ-ляется, что уход предков хори-бурят из Наи Нава мог произойти в начале 15 ве-ка, или даже в самом начале
16 века. Если это так, то возможно сначала они пе-редвинулись или были переселены из Месопотамии на восток, в сторону Хоросана, оттуда и ушли в Южную Монголию или Кукунор.
Например, Д. Г. Дамдинов в своей книге «К истории изучения языка хори-бурят» пишет: «Буряты каким-то образом
были связаны не только с киргизами, но и с другими среднеазиатскими народами. Как сообщает Т. И. Султанов, среди узбекских кочевых племен было племя «бурат», о чем упоминается в традиционных списках 16 века. По предположению Г. Д. Санжеева, эти буряты вместе с другими монгольскими группами оказались в Средней Азии еще в 13-14 веках. Возможно, то бы-ли хори-буряты, которые оттуда направились на восток до Внутренней Монголии»37
Все вышеизложенное, а также фактологические данные, сохранившиеся в на-родной памяти в форме преданий и
исторической песни «Ная Нава» дают очень вес-кое основание для рассмотрения версии о местонахождении «загадочной»
родины многих (6-9) поколений бурят 13-15 веков, в пределах территории улуса Хулагуидов.
Несомненно, пространственно-временные факторы должны были как-то сказаться на качестве сохранившейся в народной
памяти информации. Дошедшие до нас сведения в силу большой давности, изменения идеологии и интересов новых по-
колений людей - сглажены, скупы и носят обобщенный характер. Также они свобод-ны от эпическо-сказочного пафоса и легкости, строги, реалистичны, подобно стилю «Сокровенного сказания». Но, несмотря на некоторые издержки, эти
сохранившиеся в преданиях данные все же проясняют суть рассматриваемого нами вопроса.
Итак, в преданиях сохранились названия края, где жили хоринцы в 13-15 веках - Ная Нава (Наи Нава) и местностей
(топонимов) Бада Его, Заян Заба, Аян Заяла. Из вышеизложенного мы видим, что совпадение названия геогра-фической (историко-географической) области Наи Нава с его топонимами, с названиями из преданий и песни не случайное. Именно здесь располагались коче-вья монгольских племен ( в том числе и племени Хори) во времена улуса Хула-гуидов (1256-
1353 гг.), государства Джелаиридов (1340-1410 гг.) и даже Ак-Коюнлу (1468-1508 гг.)
Далее, хори-буряты ставят (ставили) семейную коновязь (сэргэ) обязательно на юго-западной стороне от своего дома и
этим указывали, в согласии с преданиями, юго-западное направление местоположения Наи Нава.
В преданиях обязательно подчеркивается очень большая отдаленность края Наи Нава, указывается, что она расположена намного дальше Монголии. Но в то время Монголия включала в себя и Кукунор (Верхняя Монголия) и Джунгарию (Западная
Монголия), которая всего 250 лет назад охватывала нынешние терри-тории вокруг озер Иссык-Куль в Киргизии и Балхаш в
Юго-Восточном Казахстане, в то время в основном с монголоязычным населением, впоследствии поголовно ис-требленным (по некоторым сведениям 600-700 тысяч человек) маньчжуро-китайскими захватчиками.
В народных сказаниях фактически дана характеристика природно-климатическим условиям того региона, когда
утверждается «отсутствие холодных снежных зим в том прекрасном крае с мягким климатом и вечно-зеленой раститель-
ностью». Это очень важный ориентир для установления географического положения местности. География же нам
удостоверяет, что в верхнемесопотамской провинции Наи Нава средиземноморский климат континентального типа, со
средней температурой самого холодного месяца - января +7 градусов С, город Могул (или Мосул).
В преданиях говорится, что в том краю, бывало, кони топтали своими копыта-ми изюм, т.е. виноград, что мориной тую
(бурятск.) - углубление на днище конских копыт, бывало забито этим «узумом»-виноградом. Об этом пишет, например,
известный монгольский писатель, лауреат государственной премии Монголии С. Эрдэнэ в своей книге «Встретимся в той
жизни». Так вот, из географической науки мы знаем, что традиционными районами виноградарства являются именно районы Юго-Западной Азии, но никак не Восточной или Южной Азии.
В народной памяти сохранились еще сведения о том, как двигавшиеся из далекого западного края Наи Нава (по
некоторым данным под предводительством известного своим крутым нравом Лобо-найона)38 хоринцы встретились на юго-
западе Монголии (в стороне Алтайских гор) со своими сородичами. Этот эпизод из преданий приводит, например, и дочь генерал-лейтенанта японской армии, бурята, Уржина Гармаева - Гармын Уржэнэй Шэмэд, в своей статье «Заян, заян,
заялай...», об исторической бурятской песне.39
В связи со сказанным можно предположить, что этими сородичами могли быть, скажем, часть хоринцев, ушедших из Наи Нава раньше, возможно, - с западными монголами-баятами (баитами), ассимилированная часть которых до сих проживает
на западе и востоке Ирана.
Как видим, все вышеперечисленные явления и факты, связанные с племенем Хори, указывают на территорию улуса
Хулагуидов - монгольского государства(ильханата) 13-14 веков в Юго-Западной Азии.
Также представляется небезынтересным и то, что в некоторых старинных хо-ринских песнях улавливается отдаленно-вторичная близость мелодий с некоторыми узбекскими мелодиями, тогда как подобные параллели трудно уловить при сравнении с тибетскими, казахскими или халха-монгольскими, не говоря уже о китайских, якутских или эвенкийских мелодиях. Объяснением тому, возможно является то. что среди этих народов только предки хоринцев и узбеков, в состав которых вошло бо-лее десятка монгольских племен, подвергались влиянию средневековой персидской культуры.
И, наконец, - в преданиях в краткой форме описывается маршрут пере-движения кочевников из Наи Нава, где
подчеркивается очень большая даль-ность и сложность пути, на котором им пришлось переправляться через большое
количество крупных рек, преодолевать бесчисленное множество очень вы-соких горных хребтов, пройти огромную песчаную пустыню.
Наши предки, не изучавшие географию, все же передали своим потомкам информацию, позволяющую определить маршрут их передвижения из Наи Нава. Объективный анализ физико-географической карты убеждает в том, что вышеописанный
маршрут мог быть только из Юго-Западной Азии, а все другие возможные варианты сразу отпадают, хотя бы потому что
при других допустимых маршрутах кочевникам никак не пришлось бы преодолевать и «бескрайнее песчаное море» пустыни и огромное количество очень высоких горных хребтов и переправляться через большое количество крупных рек (т. е.
незамерзающих). Для ясности возьмем и рассмотрим, в качестве примера, маршрут из Пекина до забайкальской реки Онон. Только беглый взгляд на физико-географическую карту убеждает нас в отсутствии на нем всего того, о чем говорится в преданиях. Более то-го, известен факт, когда забайкальские казаки с запасными конями «добежали» из Даурии до Пекина за одну неделю. Это расстояние сопоставимое с расстоянием из той же Даурии до Иркутска. А в преданиях всегда подчеркивается очень большая дальность Наян Нава.
Таким образом, не вдаваясь во многие подробности, можно достаточно смело констатировать, что на пути из Наи Нава
хоринцам пришлось преодолеть Памиро-Тянь-Шаньское нагорье и выйти к великой песчаной пустыне Такла-Макан.
Эту огромную песчаную пустыню можно обойти по древним торгово-караванным путям, или по ее северной стороне, через
Лоб Нор, ближе к Алтайским горам (где хоринцы возможно и встретились со своими соплеменниками), или же по ее южной
стороне, через город Хотан, реку Ния с ее одноименным и загадочным мертвым городом у северных отрогов мощной горной системы Кунь-Лунь (кстати, из китайских источников известно, что еще во времена династии Тан (7-9 века), там, в предгорьях Кунь-Луня жили буруты). Но при любом направлении, обойдя пустыню Такла-Макан, они должны были неизбежно выйти на малолюдные куко-норские пастбища.
Некоторое обилие монгольских топонимов и названий Хор, Хоро, Хорь в северо-восточном Тибете и Куконоре связано,
возможно, с проживанием в 16 веке при-бывших туда хоринцев, которые и принесли сюда эти названия. Но многие из них
могут быть значительно более раннего периода, ибо тибетские племена проживаю-щие к северу и к востоку от города
Чамдо (в округах Лхадок, Нанчин, Дэргэ, Дзачю-Кава, Нголок и Хорь) не без гордости считают себя потомками ассимилированных шарайголов (шара и хара монголов или протомонголов), оставшихся после ухода обратно на север
большинства их народа. Прибытие же воинственных протомонголов вместе с Гэсэр ханом и проживание их в данных местах под предводительством Эрхэ тайчжи связывают с царствованием в Тибете монгола Орон Цзан Гамбо и относится, согласно китайским и тибетским источникам, к 7-9 векам,40 что совпадает с перио-дом господства в Центральной Азии (особенно, в его северо-западных районах) тюр-коязычных племен. Но это уже тема для отдельного разговора.

Продолжение следует.

Добавил Эрдэм.
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Azarov
ходо байгша


Зарегистрирован: Dec 09, 2007
Сообщения: 405
Откуда: Новая Заря
СообщениеДобавлено: 11.03.08, 22:03 +0000     Ная Нава - легендарная земля хори-бурят Ответить с цитатой

Цыбикжап Доржин

Ная Нава – легендарная земля хори-бурят

Окончание

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 16 века, к времени выдачи замуж княжны Бальжан хатан (примерно в 1580 году) за Дай Хун Тайжи, сына солонгутского Бубэй Бэйлэ Батора хоринцы кочевали на землях Тумэта и Ордоса, по берегам северной излучи-ны Желтой реки (Хуанхэ), чуть западнее столицы тогдашней Монголии города Хух Хото. Насчет этой княжны существует предание, согласно которой в среде пришед-ших с далекого запада (Наи Нава) хоринцев была очень высокородная княжна, кото-рую сосватал большой монгольский хан. От этого брака и вела свое происхождение Бальжан хатан, дочь Алтан хана тумэтского, внучка (по отцовской линии) Бэрс Бу-лад нойона – третьего сына Бата Мунхэ Даян хана всемонгольского, ведущих свой род от Толуя - младшего сына Чингисхана.
Это утверждение подтверждает со ссылкой на многие источники, историк из Внутренней Монголии Бодонгуд Абида в своей статье «Бальжин хатан тухай угуул-хэнь».41 Вообще известно, что у Алтан хана тумэтского были 3 жены, от которых он имел 9 сыновей и 3 дочерей.
Согласно традициям, по которым монгольские ханы еще со времен Чингисха-на передавали своих поданных детям, хоринцы стали «энжэ» Бальжан хатан «чтобы она могла отдыхать среди своих сородичей» и двинулись вместе с ней на север, в земли Дай Хун Тайжи, сына Бубэй Бэйлэ Батора.
Дальнейшая судьба Бальжан хатан, как известно, сложилась трагично, как и судьба самой Монголии. В связи с этими событиями логично полагать, что скрытые пружи ны принципиального раздора этой княжны с ее новой свекровью – молодой женой Бубэй Бэйлэ Батора, могли лежать в плоскости поддержки или не поддержки маньчжурской экспансии, по той причине, что новая жена Бубэй Бэйлэ солонгутско-го была из племени харчинов, активно поддержавших маньчжуров.42 И, как показа-ли дальнейшие события, солонгуты действительно стали активными союзниками маньчжуров. Бальжан хатан же, будучи дочерью Алтан хана тумэтского, всю свою жизнь жестоко противостоявшего маньчжуро-китайцам, оказала твердое неповино-вение свекрови и ушла со своими подданными хоринцами на северо-запад, - «на по-родные земли, где в древности жил и размножался их народ из рода Хори, Буртэ чи-но», - как пишут хоринские летописи.43
Сам брак Бальжан хатан с Дай Хун Тайжи, сыном солонгутского Бубэй Бэйлэ был затеян еще при жизни ее отца, видимо, в целях скрепления союза в период сложных междоусобных раздоров в Монголии накануне маньчжуро-китайской аг-рессии. Легенды утверждают, что еще до замужества у княжны был другой избран-ник сердца за которого она сама желала выйти замуж.44 Очевидно, одной из глав-ных причин большого почитания Бальжан хатан хоринцами была поддержка ими ее позиции неповиновения маньчжуро-китайскому захвату Монголии, из-за чего она поплатилась своей жизнью.
За столетия малолюдности, после ухода в 13 веке хоринцев и других монго-лоязычных племен и родов на юг, в горно-таежные районы Забайкалья, в которых произрастает тундровое растение – ягель, являющийся кормом для оленей, стали постепенно проникать представители северной оленеводческой цивилизации – эвен-ки.45 Они, как пишут бурятские летописи и говорят предания, - встретили возвра-щение бурятских кочевников враждебно из-за охотничьих угодий, стали заниматься воровством и разбоем мирного скотоводческого населения. Одновременно с этим, с юга совершали набеги подвластные маньчжурам и мобилизованные ими монголь-ские военные отряды с целью покорения хоринцев. В борьбе с этим бедами просла-вился Бабжа Батор, сын Бэхи Бухы их рода хуасай, который заставил отступить и тех, и других. Наверное, происходило то, что и должно было произойти.

ОБЪЕКТИВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ сложившейся в 17 веке новой геополити-ческой ситуации в Центральной Азии стало принятие хоринцами подданства русско-го царя. Далекая Москва была для них более приемлема, чем соседняя огромная маньчжуро-китайская империя, с которой центральноазиатская степная цивилизация номадов вела практически беспрерывную борьбу не в течение веков, а в течение ты-сячелетий, ярким памятником чего является Великая китайская стена.
С установлением русско-китайской границы, утверждают исторические хро-ники, наступила относительно мирная жизнь. Если численность хоринцев мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет в 1766 году составляла 11 тысяч 33 человека (т. е. всего населения было около 44 тысяч человек), то в настоящее время численность бурят хоринского происхождения можно оценить в 240-290 тысяч человек, абсолют-ное большинство которых владеет родным разговорным языком (будь то в Шэнхэне КНР или на северо-востоке Монголии), который они пронесли через все непростые века второго тысячелетия. Подтверждением последнего является то, что язык хорин-цев имеет коренную близость или даже единство с говорами некоторых других бу-рятских родов и племен.
За обозреваемую нами, более чем тысячелетнюю, историю хоринцев, не-редко часть их народа по различным причинам откладывалось от основной массы и впоследствии ассимилировалось в состав других племен и народов.46 Свидетельством этого являются обнаруживаемые ныне целые группы населе-ния хоринского происхождения по родоплеменным и иным признакам, и среди волжских калмыков на западе и среди баргутов на востоке Внутренней Монго-лии, и среди якутов на севере и среди узбеков и киргизов на юге, а также в сре-де некоторых других бурятских племен. Можно утверждать даже и то, что в со-став русских вошло, согласно историческим хроникам, немалое число так на-зываемых крещенных инородцев из их среды.
Например, фольклоре якутов, народа представляющего собой самый северный в мире ареал носителей центральной азиатской скотоводческой культуры, видное место отводится легендам и рассказам о хоринцах, прибывших в бассейн средней Лены с юга, через Алдан вместе с Улуу Хоро и неким витязем Хородой Хойогос, ос-новавших Борогонский улус и Хоринский наслег. Считается, что с этим связано об-наружение в якутском языке 2,5 тысяч слов монгольского происхождения - 25 % словарного состава якутского языка. Исследование Ф. Г. Сафоновым и Г. В. Попо-вым выявленных 1083 языческих имен якутов показало, что 47 % из них тюркского, 37 % монгольского и лишь менее 10 % из них имели эвенкийские и иные корни.
Любопытно, что якутки в старину, аналогично хори-бурятским женщинам, ус-лышав крики лебединых стай, выбегали из юрты в головном уборе и безрукавке, с ковшом, брызгали навстречу летящей стае молочную пищу.
Помимо целого ряда наслегов и родов, сохранивших название хоро, среди яку-тов также распространены и другие монгольско-бурятские этнонимы – барын, хата-гын, борто, нохой, тумат, сартол. Проникновение же монголо-язычных племен и ро-дов на среднюю Лену по предположению якутских историков происходило начиная с 13 века и вплоть до 15-16 веков.
Все вышеизложенное указывает и напоминает нам о достаточной древности племен хори и недостаточной изученности ее непростой истории.
Современные хори-буряты ныне компактно проживают, занимая значи-тельные территории, в большинстве районов южной половины Забайкалья, а также в смежных с ней районах Монголии и КНР. Они составляют основную часть коренного населения трех субъектов Российской Федерации – Бурятии, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, являются ос-новным населением в десятке приграничных сомонов северо-востока респуб-лики Монголия и в трех сомонах Хулунбуирского аймака Внутренней Монго-лии КНР.

ВЫВОДЫ

Историко-географический взгляд на карту монгольской империи 13-14 веков показывает, что основные людские ресурсы и военный потенциал этого государства на протяжении длительного периода были сосредоточены в основном по трем глав-ным стратегическим направлениям:
а) примерно вдоль Великой китайской стены с анклавом в провинции Юнь-нань (г. Дали) на юге;
б) по линии Волга – Черное море;
в) по линии Самарканд – Хоросан – область Наи Нава в Месопатамии.
На волне этой длительной и масштабной экспансии и оказались хоринцы под началом Хулагу хана, младшего сына Толуя и внука Тэмуджина (Чингисхана) в об-ласти Наи Нава (Ная Нава), о чем выше изложено в тексте.
Если считать, что за полтора – два столетия 6-9 поколений хоринцев рожда-лись, жили и похоронены в крае Наи Нава в период т. н. «Золотого века монголов», то получается, что Наи Нава была родиной не только уходящих оттуда людей, но и их предков. Поэтому вполне объяснимо, почему пришедшие оттуда люди передали своим потомкам песню и ностальгические рассказы о Наи Нава, впоследствии об-ретшего характер своего рода бурятского «Беловодья», земли обетованной.
Факт сохранения хоринцами особенностей своего языка (например звука «h») вероятно связано именно с тем, что они большую часть прошедшего тысячелетия имели какую-то территориальную особенность, при определенной (относительной) внутриплеменной самостоятельности.
Долголетие и живучесть песни и преданий о Ная Нава очевидно объясняется тем, что они существуют не форме эпоса, исполняемого каким-то отдельным сказа-телем, а носит характер общенародных рассказов и информации, передаваемых ана-логично родословной, от деда к внуку, при сохраняющихся родовых традициях, свойственных центральноазиатским народам.
Сохранение в самых широких слоях народных масс разных подробно-стей, касающихся Наи Нава и ухода оттуда предков хори-бурят, а также более-менее относительная свежесть их, в т. ч. песни, показывает что событие это не могло быть очень сильно отдаленным по времени. Сравнение степени сохран-ности устной народной информации о событиях 300-400-летней давности, по-зволяет предполагать, что прибытие хоринцев в Южную Монголию или Куко-нор из Наи Нава могло быть приблизительно 500-600 лет назад, но не далее, ибо более отдаленные события в народной памяти (тем более с подробностями), как известно, в устной форме не сохраняются.
Рассматривая свою версию о Наи Нава (Ная Нава), автор руководствовался из-вестным принципом, что история должна отражать правду, какой бы она ни была.

Цыбикжаб Доржин
19.01.02 г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
И НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К НИМ

1. Буриад-монголгуудын угсаа – туухийн зарим асуудал.
Улаан-Баатар хот. 2000 он. Стр. 87-90, 93-106, 107-108, 248-250.
2. Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А. Козина
Улан-Удэ, 1990 г. стр. 12, 13.
«Тэмужин». Улаан-Баатар хот. 1998 он. Еронхий эрхлэгч доктор Л. Тудэв. стр. 15.
3. Темирханов Л. Хазарейцы. «Наука», Москва. 1972 г. стр. 16.
4. Монгольская экспансия в Юго-Западной Азии продолжалась более 250 лет (династии Тимуридов и Ак-Коюнлу просуществовали до начала 16 века), тогда как монгольская династия Юань в Китае продолжалась всего 89 лет (1279 – 1368 г.г.), пока не была изгнана китайцами в 1368 году.
5. Темирханов. Хазарейцы. «Наука», Москва 1972 г. стр. 22
6. Факты вхождения монголов (в т. ч. перечисленных племен) в состав указан-ных народов подкреплены известными энциклопедическими сведениями, вошедши-ми в официальные истории этих народов. Они отмечены в фундаментальном исто-рико-этнографическом справочнике «Народы мира». Москва. «Советская энцикло-педия». 1988 г.
Также эти факты подтверждаются трудами казахского ученого середины 19 века Ч.Ч. Валиханова, который в родовом делении бухарских узбеков выделяет в числе монгольских племен, вошедших в их состав, такие как конград, мангит, най-ман, джалаир, минг, бахрин, катаган, также и баркут (баргут) с указанием мест их проживания. (Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения. «Наука». Москва. 1986 г. стр. 256.)
Монгольское происхождение узбекского племени барлас отмечают многие ис-точники, начиная от истории Узбекской ССР и «Сокровенного сказания монголов» до работы Ю. Алескерова «Самарканд», (Ташкент. 1976 г. стр. 59, 60).
Об участии монголов в этнической истории персов в 13-14 веках сказано в ис-торико-этнографическом справочнике «Народы мира». (стр. 359) и т. д.
7. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения. «Наука». Москва. 1986 г. стр 256.
Дамдинов Д. Г. К истории изучения языка хори-бурят. Улан-Удэ. 2000 г. стр. 15.
8. Темирханов Л. Хазарейцы. «Наука». Москва 1972 г. стр. 16, 18.
9. Там же. стр. 20.
10. Там же. стр. 19.
11. Там же. стр. 27.
12. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения. «Наука». Москва. 1986 г. стр. 282
13. Трепавлов В.В. Система крыльев в монгольской империи 13 в. Сб. История и Культура народов Центральной Азии. Улан-Удэ 1993 г. стр. 11.
14. История стран зарубежной Азии в средние века. «Наука». Москва. 1970 г. стр. 216, 351
15. Там же. стр. 353.
16. Там же. стр. 351.
17. Там же. стр. 366.
18. Фазмуллах Рашид-ад-дин. Джами ат-тавари (сборник летописей) т. 3, пере-вод с персидского А. К. Арендса. Баку. 1957 г. стр. 61.
19. Там же. стр. 62.
20. Там же. стр. 241.
21. История стран зарубежной Азии в средние века. «Наука» Москва. 1970 г. стр. 352.
22. Ф. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 3. Баку. 1957 г. стр. 290-292.
23. Атлас мира. Азия (Зарубежные страны) Отв. ред. Воронина Л. М., Сергеева С. И. ГУГК при СМ СССР. Москва. 1982 г.
24. История стран заруб. Азии в средние века. М., 1970 г. стр. 366.
25. Большая Советская энциклопедия.
26. История стран заруб. Азии в средние века. М., 1970 г. стр. 366.
27. Темирханов Л. Хазарейцы. «Наука». Москва, 1972 г. стр. 39.
28. История стран заруб. Азии в средние века. М., 1970 г. стр. 354, 355.
29. Ф. Рашид-ад-дин. Сб. летописей. т. 3, Баку 1957 г. стр. 133.
30. Темирханов Л. Хазарейцы. «Наука». Москва, 1972 г. стр. 29.
31. Там же. стр. 30.
32. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. т. 3, стр. 62.
33. Там же. стр. 164.
34. История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970 г., стр. 366, 367.
35. Темирханов Л. Хазарецы. «Наука». Москва, 1972 г. стр. 22.
36. История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970 г., стр. 359.
37. Дамдинов Д.Г. К истории изучения языка хори-бурят. «Бэлиг». Улан-Удэ. 2000 г. стр. 15.
38. Цыбиков Б. “Yндэhэ б\хэтэй арад” Буряад Yнэн от 25.06. 1993 г.
39. «Буряад Yнэн» от 08.08. 1992 г.
40. …. Монголия и Камъ. Труды экспедиции императорского Русского Гео-графического Общества, совершенной в 1899-1901 г.г. под руководством П. К. Коз-лова. т.1. ч.2. Санкт-Петербург. 1906 г. стр. 419.
41. «Буряад Yнэн» от 02.10.1992 г.
42. Автономный район Внутренняя Монголия КНР. «Наука». Москва. 1980 г. стр.11.
43. Бурятские летописи. Улан-Удэ. 1995 г. стр.38.
44. Б. Абида «Бальжан хатан тухай \г\\лхэнь» Буряад Yнэн от 02. 10. 1992 г.
45. Бабуев С.Д. «Из родословных закаменских бурят». п. Закаменск. 1993 г. стр.21.
Историко-этнографический справочник «Народы мира», М., 1988 г., стр. 490.
46. Бурятские летописи. Улан-Удэ. 1995 г. стр. 38, 40, 41.
Атлас мира. Азия (зарубежные страны) отв. ред. Л. М. Воронина, С. И. Сергее-ва. ГУГК при СМ СССР, Москва., 1982 г., стр. 26, 29, 30.
Атлас мира. Под ред. А. Н. Баранова. ГУГК, Москва, 1967 г. стр. 149-150.

Добавил Эрдэм.
_________________
Виктор Балдоржиев.
http://azarovskiy.livejournal.com/
http://www.stihi.ru/author.html?baldorzhiev
https://golos.io/@azarovskiy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
BD
ороошо


Зарегистрирован: Jul 28, 2004
Сообщения: 112
СообщениеДобавлено: 30.03.08, 02:58 +0000     Ответить с цитатой

Во времена, когда советские войска находились в Афганистане, в Бурятии передавали следующую быль: Один из военнослужащих- бурят попал в плен к какому-то племени. Вождь племени, увидев бурята спросил его, ты откуда. Узнав, что бурят, спросил - а зачем ты-то сюда пришел ? и отпустил его. Диалог происходил на языке, понятном обоим. Передававшие его люди, говорили, что в Афгане есть монголоязычные племена.
Году в 90-м я общался с афганцами, которые приехали в Москву искать бизнес-контакты. Они сказали, а знаете, есть у нас ваши родственники. Мы их зовем азара. Они хорошие торговцы.
Поглядев в книжки я понял, что речь шла о хазарейцах. В одном из английских словарей их называли монгольскими племенами.
Позже вышли статьи о Ниневии - Наин-Нава.
Тема интересная.
На мой взгляд, есть здесь аспект ностальгии кочевника, который давно не кочует, но все тянет его куда-то вновь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 30.03.08, 06:31 +0000     Ответить с цитатой

Nubayo писал(а):
Хазарейцы хазарейцами, а как их самоназвание? И почему их прозвали хазарейцами? Не уж то связь с хазарами есть? :shock: Хазары же ведь суть - тюрки.


http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=1470&start=0

http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=12684&start=0

http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=3891&start=0
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
asan-kaygy
ороошо


Зарегистрирован: Feb 03, 2007
Сообщения: 132
Откуда: Астана
СообщениеДобавлено: 24.10.09, 07:47 +0000     Ответить с цитатой

2Azarov спасибо большое за материал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Хуацай
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Mar 31, 2009
Сообщения: 28
СообщениеДобавлено: 29.10.09, 03:38 +0000     Ответить с цитатой

В Чите я встречал бывшего летчика гражданской авиации, который в начале 90-х годов обслуживал на читинских самолетах, местные маршруты в Иране. Он русский - читинец. Расказал историю о том, что с ним вместе работал летчик бурят. Этого бурята в Иране принимали, как за своего. Он проходил везде, а нас как иностранцев не пускали. Этот бурят пользовался своим преимуществом перед нами. Любой иранец увидев его пытался с ним разговаривать. А он в ответ говорил на бурятском. Они не понимали, но зато хлопали по плечу и расставались смеясь и уходили друг от друга став большими друзьями.
Этот летчик говорил, что до сих пор не может понять, как там в Иране - бурята принимали как своего земляка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dzhilli
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Jun 14, 2009
Сообщения: 1
Откуда: Москва
СообщениеДобавлено: 31.10.09, 08:37 +0000     Ответить с цитатой

очень интересно!....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 31.10.09, 22:46 +0000     Ответить с цитатой

Хуацай писал(а):
В Чите я встречал бывшего летчика гражданской авиации, который в начале 90-х годов обслуживал на читинских самолетах, местные маршруты в Иране. Он русский - читинец. Расказал историю о том, что с ним вместе работал летчик бурят. Этого бурята в Иране принимали, как за своего. Он проходил везде, а нас как иностранцев не пускали. Этот бурят пользовался своим преимуществом перед нами. Любой иранец увидев его пытался с ним разговаривать. А он в ответ говорил на бурятском. Они не понимали, но зато хлопали по плечу и расставались смеясь и уходили друг от друга став большими друзьями.
Этот летчик говорил, что до сих пор не может понять, как там в Иране - бурята принимали как своего земляка.

Скорей всего его принимали за монгола, буряад-монгола.))
_________________




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Arhan
шэнэхэн


Зарегистрирован: Aug 30, 2010
Сообщения: 8
СообщениеДобавлено: 30.08.10, 08:18 +0000     Ответить с цитатой

--

Последний раз редактировалось: Arhan (18.02.14, 12:36 +0000), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Khalkh
ахамад


Зарегистрирован: Mar 31, 2007
Сообщения: 910
СообщениеДобавлено: 09.06.11, 08:42 +0000     Ответить с цитатой

Я почти догадался, кто Данима :lol:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тунген2
ороошо


Зарегистрирован: Aug 25, 2009
Сообщения: 83
СообщениеДобавлено: 18.09.11, 09:31 +0000     Ответить с цитатой

О Наин-Наве можно услышать и от эхиритов Баргузинской долины. Как это могло быть? Заимствование от галзутов (на информанта коих, в частности, ссылается Ц.Доржин в начале своей статьи), с которыми они живут рядом (вместе)? имеется ли подобный фольклор в других местах расселения эхиритов – Ольхон, Кудара (Кабанск), Иволга и т.д.? В баргузинской версии легенды о Наин-Наве часто упоминается виноград (узэм), большие реки и горные перевалы, которые приходилось преодолевать на пути из Наин-Навы. В этом контексте предпочтительнее выглядит версия Доржина, нежели, к примеру, кукунорская?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 18.09.11, 13:47 +0000     Ответить с цитатой

Тунген2 писал(а):
О Наин-Наве можно услышать и от эхиритов Баргузинской долины. Как это могло быть? Заимствование от галзутов (на информанта коих, в частности, ссылается Ц.Доржин в начале своей статьи), с которыми они живут рядом (вместе)? имеется ли подобный фольклор в других местах расселения эхиритов – Ольхон, Кудара (Кабанск), Иволга и т.д.? В баргузинской версии легенды о Наин-Наве часто упоминается виноград (узэм), большие реки и горные перевалы, которые приходилось преодолевать на пути из Наин-Навы. В этом контексте предпочтительнее выглядит версия Доржина, нежели, к примеру, кукунорская?


По мнению одного чела в УБ, песня это несторианская о колыбели несторианцев. Наинава это конечно Ниневия где испокон веков жили несторианы. Виноград тоже не случайно тут. Вино и виноград неотъемлимая часть несторианской вообще христианской культуры.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 3 из 4

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru