BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Наяан Наваа...
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 18.09.11, 14:05 +0000     Ответить с цитатой

songool писал(а):
Тунген2 писал(а):
О Наин-Наве можно услышать и от эхиритов Баргузинской долины. Как это могло быть? Заимствование от галзутов (на информанта коих, в частности, ссылается Ц.Доржин в начале своей статьи), с которыми они живут рядом (вместе)? имеется ли подобный фольклор в других местах расселения эхиритов – Ольхон, Кудара (Кабанск), Иволга и т.д.? В баргузинской версии легенды о Наин-Наве часто упоминается виноград (узэм), большие реки и горные перевалы, которые приходилось преодолевать на пути из Наин-Навы. В этом контексте предпочтительнее выглядит версия Доржина, нежели, к примеру, кукунорская?


По мнению одного чела в УБ, песня это несторианская о колыбели несторианцев. Наинава это конечно Ниневия где испокон веков жили несторианы. Виноград тоже не случайно тут. Вино и виноград неотъемлимая часть несторианской вообще христианской культуры.


хех. Лихо!
Увы, вряд ли, имхо, но лихо. Даже не без некоторого изящества.
Мотив винограда, кстати, лично я ни разу сам не читал ни в одной записи фольклористов, хотя может быть просто мало изучал.
А про Хухэнуур я думаю хоринцы позаимствовали этот мотив у цонголов. Впрочем, это не я выдвинул эту версию, но я ее "предварительно", на текущем уровне владения материалом, поддерживаю.

Всем, кто увлекается этой темой рекомендую найти специалиста по хакасскому языку. Я сейчас нетранспортабелен и не очень даже хорошо себя чувствую, поэтому не могу заняться перепиской с коллегами на должном уровне. Но вообще есть (по некоторым данным) такая интересная тема:
в хакасском (или в каких-то его диалектах или чисто по исторической фонетике) была особенность - чередование звуков з и н если они в начале слова. Перед гласной конечно.
Т.е. наян наба - заян заба - вот эта аллитерация, над которой столько людей головы ломали (и я сам) объясняется возможно этим нюансом хакасской фонетики.

У меня была раньше своя теория на этот счет, но когда я однажды пытался осилить тюркские языки Юж.Сибири - тувинский, алтайский, хакасский, точнее тамошние диалекты в их исторической фонетике, наткнулся на такой вот момент. Который меня сразу поверг в шок. Если это дело действительно так обстоит (я-то точно не могу сказать пока) то необходимо проверять имхо прежде всего именно этот регион.

В самой песне всего 4 строки и почти нет понятных современному буряту слов. Однако чередование наян наба и заян заба наводит на кое-какие мысли.

Вот. А раньше я был уверен, что слово наваа (намаа), которое на самом деле еще 100 лет назад буряты писали как naba является киданьским словом набо "военный лагерь". И родственным монгольским словам нам "группировка", "партия", "банда". Теперь уже прежней уверенности у меня нету. Сначала бы разобраться с тюркской версией.

Да. Вот еще. Есть запись сделанная где-то в Кяхтинском аймаке кажется у тамошних бурятов. Песня. К сожалению, бурятский текст ее не опубликован, только русский перевод: Наян Наян Наянушка. Что страшно напоминает хоринское Наяан Наваа Наяалай...
Хотя цонголы свою песню ассоциировали просто с именем конкретного предка Наяна.
Может совпадение.
А может и нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тунген2
ороошо


Зарегистрирован: Aug 25, 2009
Сообщения: 83
СообщениеДобавлено: 18.09.11, 23:13 +0000     Ответить с цитатой

Кстати, о баргузинских галзутах. Имхо, неверно мнение, когда некоторые говорят о них, как остаточном хоринском субстракте (в Баргузине) в период появления там первых русских отрядов и перед переселением верхнеленских бурят. По их (барг. галзутов) собственным словам, они переселились в Баргузин с Верхней Лены (Зулхэ) (как и родова галзута Агвана Доржиева), а туда - с Алтая (восточные варианты не упоминались). Их представитель профессор Ж.Сажинов (хоть и не историк (штази!))) говорил о большой дистанции, разделяющей баргузинских (верхнеленских) галзутов от основного ядра хори. Когда и как такое разделение могло произойти?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
byir
муухай


Зарегистрирован: Jul 12, 2008
Сообщения: 2068
СообщениеДобавлено: 18.10.11, 06:51 +0000     Ответить с цитатой

songool писал(а):
Тунген2 писал(а):
О Наин-Наве можно услышать и от эхиритов Баргузинской долины. Как это могло быть? Заимствование от галзутов (на информанта коих, в частности, ссылается Ц.Доржин в начале своей статьи), с которыми они живут рядом (вместе)? имеется ли подобный фольклор в других местах расселения эхиритов – Ольхон, Кудара (Кабанск), Иволга и т.д.? В баргузинской версии легенды о Наин-Наве часто упоминается виноград (узэм), большие реки и горные перевалы, которые приходилось преодолевать на пути из Наин-Навы. В этом контексте предпочтительнее выглядит версия Доржина, нежели, к примеру, кукунорская?


По мнению одного чела в УБ, песня это несторианская о колыбели несторианцев. Наинава это конечно Ниневия где испокон веков жили несторианы. Виноград тоже не случайно тут. Вино и виноград неотъемлимая часть несторианской вообще христианской культуры.

!!!
через кереитов , хэрээтэ, хэрээhэтэ....
получается этой песне уже больше 1000 лет!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
byir
муухай


Зарегистрирован: Jul 12, 2008
Сообщения: 2068
СообщениеДобавлено: 09.11.12, 11:00 +0000     Ответить с цитатой

Кстати, имя предводителя бурятских ионитов Маркуса и сегодня встречается среди современных потомков кереитов: Мархуз, Мархас, Мархай. И это не русское заимствование, как и имя - Иваахан...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
hyн
муухай


Зарегистрирован: Jan 15, 2013
Сообщения: 386
СообщениеДобавлено: 01.02.13, 09:56 +0000     Ответить с цитатой

Zorigoo писал(а):
A ya chital chto pesnya Nayan Nava ( Zayan Nava ) unasledovan ot Hunnu.

A ved' Hunnu jili v Ordose.

Ты проверь по своим каналам буряты входили в хулугуиды. Хулугу хаанэ зон болж буриат монголчуд барунтэч ява гуу гэж бии сурнаа? Хулагу хан захватил персию. Есть предположения что в составе войск были предки бурят и ойратов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Xoriburyad
муухайхан


Зарегистрирован: Jul 03, 2012
Сообщения: 183
СообщениеДобавлено: 04.03.13, 00:56 +0000     Ответить с цитатой

Хухэ нуур4аа дээшээ Ная Нава гэжэ нутуг байдаг юум даа! Холо баруун зуг абаашаха хэрэг угы! Тэндэ бай4ан бол бидэ бугэдэ чалма умдэдэг байха байгаабди...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 18.03.13, 11:40 +0000     родословная узумчинского рода Хабхачин Ответить с цитатой

Напишу-ка я об услышанном от старших учителей и прочитанном в официальных бумагах, размышляя о полезности будущим поколениям.

Во времена Тайцзун хана когда чахарское государство разрушалось сэцэн цин-ван Дорчжи взяв своих албату отлучился в местности горы Узум-уула получив прозвание узумчин для своих подданных. В 3-м году правления Шуньчжи на востоке Шилингольского чуулгана образовали 2 хошуна. Подданные хошой сэцэн цин-вана прославились как западные узумчины. А подданные эрдэни-бэйлэ Цэрэна прослылись как восточные узумчины. В этом же хошуне
Зээнэры Хормусты тенгрия
у которых мать птица-лебедь
и люлька из березы
Ачинары чжурчидского Чу-мэргэна
кости Джуи
рода Джунэн
образовав две хари проживали. Так как у одной части была десять тысяч голов скота то они назывались тумчуд(десять тысячники). Другая же часть искусная в охотничьих делах назывались хабхачин(капканщики). Потомок же последних старик Санчжид имел 3 сыновей-Сарал, Шарга и стольник Тасум. Тасум имел пять сыновей - захирагчи Ундархо, борец Анджу, лама Сэдэн, чистоплюй Олзобай, горбатый Дамай.

Далее составитель родословной перечисляет потомков Сарала и Тасума. Упомянутый борец Анджу, пишет в цитированной книге, в 1666 году стал "чемпионом государства" на устроенном соревновании императора Канси победив сильнейших борцов всей Дайцинской империи.
http://songolia.blogspot.com/2013/03/blog-post_13.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 18.03.13, 11:42 +0000     вдогонку Ответить с цитатой

В 1635 году маньчжурский хан Хунтайцзи издал указ о запрете впредь называть маньчжуров чжурчжэнями. Вот так гласит указ:

musei gurun i gebu daci manju .. hada . ula . yehe . hoifa kai .. tere be ulhirakū niyalma jušen sembi .. jušen serengge sibei cuu mergen i hūncihin kai .. tere muse de ai dalji .. ereci julesi yaya niyalma musei gurun i da manju sere gebu be hūla .. jušen seme hūlaha de weile ..
Имемем нашего государства из древности является - Манчжу. [И еще] Хада, Ула, Ехэ, Хойфа. Люди не сведущие об этом называют [нас] чжурчжэнями*. Но ведь чжурчжэни это потомки сибосского Чу-мэргэна. А он какое отношение имеет к нам? Впредь всякий люд должен называть [наше государство] старым именем - Манчжу. Кто назовет [нас] чжурчжэнями, тому штраф.

舊滿洲檔 (Старые маньчжурские записи) 9-й том. стр.4509, Тайбэй. 1969 г.

* Чжурчжэни - в маньчжурском тексте написано jušen что имеет два значения: 1) подданные, албату; 2) чжурчжэни.

Очевидно Хунтайцзи смутило первое значение слова.

А теперь вернемся к Чу-мэргэну. В указе Хунтайцзи он назван сибосским. А монголы знали его как чжурчидским. Поздние хронисты даже возвели его в ранг 9 урлюков Чингисхана. Некоторые современные исследователи отождествляли его даже с киданьским Елюй Чуцаем. Монгольский ученый Ш.Гаадамба опровергая этого предположил что реальным прототипом был джалайрский То-а мэргэн который был искусным стрелком.

Как бы не было на самом деле монголы в поздние средневековья считали этого персонажа чжурчжэньским а сами маньчжуры считали его как оказывается сибо-сцем.

Как сообщает наш мадьярский друг Каполнаш Оливер в своем статье (Монгол сурвалж дахь Айсингиорогийн гарлын тухай домгууд // Угсаатан судлал. т.ХХ, Улан-Батор, 2011) в одном историческом сочинении из Сайн-ноеновского аймака Монголии сообщается следующее:

manju qaγan-u uγ urtu čaγan aγulan-ača delgeregsen učir eyimü buyu: erte činggis boγda čilegerkejü jokiyaγsan-du ken-i oroγulqui kemegče, ču mergen, namayi oroγultuγai kemegče boγda činggis qaγan-u arγamaγ čaγaγčin kemekü ridi-tei kölge-ben unuju, ildu saγadaγ numu sumu-ban jegülgejü joliyasun-du γarγan-a kemegsen-iyer ču mergen-i γarγaba: egüneče qoyisi oγtu üjegdegsen-ugei tula erin suruγulbasu manju nutuγ mingγan čaγan aγulan-dur sonosdaγsan-du jaγun kümün čeriglejü očiqui-dur, aγula-yin oroi deger-e omiki dalai ner-e-tei usun-u deger-e, nigen čaγan sibaγu bayiqu-yi üjeged tedeger ulus ayun bučaju irebe: tere omiki dalai-yin usun-du tngri-yin γurban dakinis ridi-ber irejü beyeben ukiyadaγ bui: tegün-ü nigen dakini-yi ču mergen bariju abuγad em-e bolγan abču tere aγula-du saγuju bayiqu čaγ-tur nigen belge tegülder sayin köbegün töröjü tegün-i manju ulus-un öndür boγda ner-e öggüged Mukden qotan deger-e qaγan saγulγaγsan…


Тут говорится что, "когда Чингисхан заболел то вместо него отправили Чу-мэргэна в дзолик, одев ему меч, колчан с луком и стрелами больного и отдав любимый аргамак. После того как его отправили не слышав о нем вести хан отправил 100 воинов для поиска. Те обнаружив его в маньчжурской земле испугавшись белой птицы на озере Омики что в Чанбайшане вернулись. Чу-мэргэн же взяв в жены одну из трех небесных дев прожил там. Сына от небесной девы возвели в маньчжурского хана в городе Мукден."

Хотя на самом деле маньчжурский правящий род Айсинь-Гиоро не был связан с этим преданием. Просто правящему кругу очень понравилась легенда о происхождении другого чжурчжэньского племени - хурха. Об этом тот же Цзю маньцзоу дан или Старые маньчжурские записи сообщает что:


mini mafa ama jalan halame bukūri alin i tede bulhūri omode banjiha .. meni bade bithe dangse akū. julgei banjiha ba ola ola i gisureme jihengge tere bulhūri omode abkai ilan sargan jui enggulen, jenggulen, fekulen ebšeme jifi endure saksaha banjiha fulgiyan tubihe be fiyanggū sargan jui fekulen bahafi anggade ašufi bilgade dosifi beye de ofi bokori yungšun be banjiha.
Наши предки из поколения в поколении проживали у озера Булхури на горе Букури. В нашей земле нет письменности и записей. Только предавали из уст это: три дочери Неба - Энггулэн, Чжэнггулэн, Фэкулэн прилетели в озеро скупаться. Младшая Фэкулэн взяв красную ягоду принесенную сорокой положила в рот и забеременела. И родила Бокори Юншуна.


舊滿洲檔 (Старые маньчжурские записи) 9-й том. стр.4242, Тайбэй. 1969 г.

Вот в связи с этим предание узумчинских родов хабхачин и тумчуд о своем происхождении просто замечательно клеится в общую картинку.

Так может дорогие мои хоринские друзья направите свои поиски о Наян-Нава в те края? )))

http://songolia.blogspot.com/2013/03/blog-post_17.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 18.03.13, 13:49 +0000     Re: вдогонку Ответить с цитатой

songool писал(а):


Так может дорогие мои хоринские друзья направите свои поиски о Наян-Нава в те края? )))

http://songolia.blogspot.com/2013/03/blog-post_17.html


+108
я давно согласен с таким подходом, и начал тоже думать, что хухэнурская тема в легенде о Наян Нава у хоринцев взялась от сонголов. Просто видимо услышали от них похожую историю и постепенно наложили на свою легенду. А реальная хоринская миграция шла совсем не через Хухэ-нур, а где-то в Маньчжурии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
hyн
муухай


Зарегистрирован: Jan 15, 2013
Сообщения: 386
СообщениеДобавлено: 19.03.13, 00:38 +0000     Ответить с цитатой

Xoriburyad писал(а):
Хухэ нуур4аа дээшээ Ная Нава гэжэ нутуг байдаг юум даа! Холо баруун зуг абаашаха хэрэг угы! Тэндэ бай4ан бол бидэ бугэдэ чалма умдэдэг байха байгаабди...



Юндэб даа манэй хукшэдуд, убгэдуд хуу барунтей hаа зоже ерэhэн бди гэжэ хэлсэдег. Афганистанэ хазаршан зон Их монгол улсын делегац ошоходонь тише, тэдэни угтад, учраа хэлхэдэ -" бид монгол хантэ ишэ ерэhэн бди" гэжэ хэлhэн байнаа. Монголээ хан тишэ ошоhон Хулагу ханн бейхаа.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
hyн
муухай


Зарегистрирован: Jan 15, 2013
Сообщения: 386
СообщениеДобавлено: 19.03.13, 01:16 +0000     Ответить с цитатой

Xoriburyad писал(а):
Хухэ нуур4аа дээшээ Ная Нава гэжэ нутуг байдаг юум даа! Холо баруун зуг абаашаха хэрэг угы! Тэндэ бай4ан бол бидэ бугэдэ чалма умдэдэг байха байгаабди...



Очень много фактов по неожиданному обнаружению родственных этносов.

http://www.afghanistan.ru/doc/781.html

http://burunen.ru/projects/detail.php?ELEMENT_ID=614

пример когда калмык и бурят говорят об одном и том же. Надо поковыряться в генетических материалах. Хазарейцы в межэтнических отношениях очень консервативны, должен быть позитивный результат.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
hyн
муухай


Зарегистрирован: Jan 15, 2013
Сообщения: 386
СообщениеДобавлено: 19.03.13, 02:17 +0000     Ответить с цитатой

[quote="hyн"][quote="Xoriburyad"]

Данные от хазарейца: через казахский сайт.

Vot mne chto napisal hazareyets, Ghazan Haider Ghangezi . Kak govoritsya informatsya iz pervyh ruk! :wink: 8O
________________________________________



Hi,

I am myself a descendent of Genghis Khan through his son Jagatai. The
Ilkhans of Iran and their armies later formed Hazarajat, the center of
Afghanistan. My name is Ghazan Haider Changezi. Ghazan was the first
Mongol ruler over Iran who converted to Islam, and there are thousands of
Hazaras named Changezi which means descendents of Genghis Khan.

All Hazaras are mongols with heavy mix of Turkish and Persian. Our
language and culture is mainly Persian with a heavy Mongol accent, and some
of our dress, many words, a dance , the yurt etc are still Mongolian.
Hazaras also retained the Tribal names of Mongolia.. the Ughir are
called Jaghuri in South Hazarajat etc, while some tribes changed names to
Muslim names.

Thanks for contacting us, keep visiting and know about the Mongols of
Afghanistan. We're between 30-40% of Afghanistans population, and this
includes the Aimag Hazaras. This is beside the Uzbeks who are thought to
be Mainly Turkish with Mongolian mix and not descended from the Changez
army itself like the Hazaras. We would like to know more about other
Mongols and Tatars of Central Asia who have kept Mongolian links and
culture. We're especially curious about Mongolia itself. However your site
is entirely russian and we dont understand that.

Most Hazaras are in central Afghanistan. About 30% of Kabul 60% of
Mazari Sharif and 30% of Herat is Hazara. Hazaras fought hard against the
Red Army and the Taliban and also suffered a lot from them. Hazaras are
now the single most suffering people in Afghanistan.. the news about
Starvation etc are about Hazara Mongols.

Other places of Hazaras' existance is in Pakistan, mainly the city of
Quetta where about 70,000 Hazaras live. In Iran about 150,000 Hazaras
live mainly in Mashad. Theres also a reasonable population of Hazaras in
Denmark, and smaller communities in hundereds in NewYork Toronto
Australia etc. The total Hazara population is estimated around 7-8 million,
several times that of Mongolia's population.

We believe we're directly related to Kyrghiz and Turkmens. There are
some Kyrghiz and Turkmen in Afghanistan and they are taken as Hazaras.

__________________________________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
hyн
муухай


Зарегистрирован: Jan 15, 2013
Сообщения: 386
СообщениеДобавлено: 19.03.13, 02:27 +0000     Ответить с цитатой

[quote="hyн"][quote="Xoriburyad"]


Обратите внимание на НИК хазарейца Ni (Наин НАВА). На современнойкарте Ирака имеется территория с названием Ni Nava.

http://www.nationalsecurity.ru/maps/iraqplanning2003.htm

также на территории ирака имеется город Бургас
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
hyн
муухай


Зарегистрирован: Jan 15, 2013
Сообщения: 386
СообщениеДобавлено: 19.03.13, 02:36 +0000     Ответить с цитатой

Xoriburyad писал(а):
Хухэ нуур4аа дээшээ Ная Нава гэжэ нутуг байдаг юум даа! Холо баруун зуг абаашаха хэрэг угы! Тэндэ бай4ан бол бидэ бугэдэ чалма умдэдэг байха байгаабди...


Эти территории по моему совпадают с продвижением Бальжин хатан, если не ошибаюсь. Там тоже говорят нет присутствия человека по причине страха влияния биоэнэргетики (или шаманской охраны) земли. Путники засветло стараются пройти данный участок земли. На счет названия не уверен что соответствует иракскому.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 19.03.13, 13:09 +0000     Ответить с цитатой

Тунген2 писал(а):
Кстати, о баргузинских галзутах. Имхо, неверно мнение, когда некоторые говорят о них, как остаточном хоринском субстракте (в Баргузине) в период появления там первых русских отрядов и перед переселением верхнеленских бурят. По их (барг. галзутов) собственным словам, они переселились в Баргузин с Верхней Лены (Зулхэ) (как и родова галзута Агвана Доржиева), а туда - с Алтая (восточные варианты не упоминались). Их представитель профессор Ж.Сажинов (хоть и не историк (штази!))) говорил о большой дистанции, разделяющей баргузинских (верхнеленских) галзутов от основного ядра хори. Когда и как такое разделение могло произойти?


это давно известно, что ленские галзуты упоминают Алтай в своих песнях и призываниях предков. В 13 веке хоринцев судьба бросала далеко от родины, забрасывала и на Алтай, откуда часть вернулась, часть там осталась и до сих пор. Там есть хоринские роды галзут, шарайт, кубуд, бодонгут. Но вообще ленские галзуты совершенно точно хоринцы и есть. Агван Доржиев из того же хухура жинхэн галзут, каковой есть и у восточных галзутов.

в 12 веке хоринцы жили от Хубсугула до Лены, это после Чингисхана и благодаря ему их так разметало по миру, что чуть не исчезли с лица земли.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
электронный учебник бурятского языка




Рейтинг@Mail.ru