BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Почему одинаковые фамилии бурят с чеченскими
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Bayrin
ороошо


Зарегистрирован: Feb 20, 2009
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 23.10.09, 08:48 +0000     Ответить с цитатой

Версия моих друзей (чеченцев и ингушей): у вайнахов есть обычай приема в тейп. Существует несколько родов имеющих в родословной "кавказких пленников" времен Ермолова. По аналогии - это могли быть пленные монголы, принятые в тейп и давшие начало своим родам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 23.10.09, 09:29 +0000     Ответить с цитатой

Bayrin писал(а):
Версия моих друзей (чеченцев и ингушей): у вайнахов есть обычай приема в тейп. Существует несколько родов имеющих в родословной "кавказких пленников" времен Ермолова. По аналогии - это могли быть пленные монголы, принятые в тейп и давшие начало своим родам.


очень фантазийно, на мой взгляд.
также, как предполагать теорию об омонголившихся предках чеченцев, принявших уклад и устройство, а вместе с ними и многие элементы быта и обычаев монголов. хотя даже последнее выглядит более логично, чем версии о "пленных монголах".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Bayrin
ороошо


Зарегистрирован: Feb 20, 2009
Сообщения: 55
СообщениеДобавлено: 23.10.09, 09:32 +0000     Ответить с цитатой

Но у них действительно есть роды с русскими корнями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
LSH
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 4715
СообщениеДобавлено: 23.10.09, 15:53 +0000     Ответить с цитатой

Не знаю, звучала ли здесь эта гипотеза. Есть версия, что Чечен - это Цэцэн. К тому же был вроде такой Цэцэн хан, и племена в его владениях вполне могли зваться по его имени.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
ТэнгэринБасаган
баймга ороошо


Зарегистрирован: Jun 19, 2009
Сообщения: 234
СообщениеДобавлено: 23.10.09, 17:58 +0000     Ответить с цитатой

есть версия, что Чингизхан дал название чеченцам. Будто бы чеченцы, когда монголы достигли их территорий не стали сопротивляться и нашли общий язык с представителями монголов и за это их назвали цецен, значит, умный))). Правда, когда я озвучила ее для моего одногруппника чеченца, ему это почему то не понравилось)).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 23.10.09, 19:23 +0000     Ответить с цитатой

ТэнгэринБасаган писал(а):
есть версия, что Чингизхан дал


не сочтите за бестактность, но все же намного красивее звучит как Чингисхаан. как то более по-нашенски, штоле ))))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
gure
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Jul 18, 2003
Сообщения: 1334
СообщениеДобавлено: 24.10.09, 00:44 +0000     Ответить с цитатой

лет 15 назад я читал версию, причем чеченского ученого, о том, что русское название "чечен" происходит от названия поселения Чечен-аул, где русские впервые столкнулись с вайнахами (в военном смысле). А Чечен-аул, в свою очередь, был летней ставкой какого-то из монгольских (а скорее, калмыцких) ноёнов, имевшего титул Сэсэн - вполне нативно монгольский.

И эта версия, почему-то, кажется мне наиболее правдоподобной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 27.10.09, 16:52 +0000     Ответить с цитатой

Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
LSH
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 4715
СообщениеДобавлено: 28.02.10, 14:28 +0000     Ответить с цитатой

Собственно говоря к этому тексту добавить нечего. Интересный вывод в статье: "Суммируя все вышесказанное, считаю возможным констатировать следующее. В рамках Золотой Орды, включающей в себя наряду с Крымом, Приазовьем, Поволжьем и Нижней Волгой и весь Северный Кавказ от Дербента и до Азова, к рубежу XIV-XV веков сформировалась объединенная общностью происхождения (предков), языка, культуры "могущественная нация" (этносоциальная, этнополитическая общность), тюркоязычная в основной своей массе, с исламизированной знатью, со столицей в Маджарах, с правителями - чингизидами , в орбиту этнокультурного влияния которой подпали и другие (нетюркские) народы Кавказа."

Некоторые цитаты:
Цитата:

http://kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9429
Камиль Алиев
Влияние Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа
Материалы Международной научной конференции "Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII -XV вв.)". Казань, 2009.

Северный Кавказ, этот полиэтничный регион после монгольского завоевания в 13 в. стал одной из провинций (седьмым улусом) Золотой Орды [Путешествие..., 1957, с. 117]. Таково было его положение в течение почти трех веков существования этой великой державы своего времени вплоть до ее распада в 15-начале 16 вв.

Изучение местных, нарративных источников показывает, что на Северном Кавказе, пожалуй, нет ни одного народа, на этно-, культурогенез которого не оказала бы своего огромного влияния Золотая Орда, став одним из ключевых этапов не только тюрко-татарских, но и ряда кавказских народов. И в частности, кабардинцев, аварцев, вайнахов, осетин, черкесов.

Согласно имеющимся историческим источникам, правящей элитой кумыков в рассматриваемую эпоху были шаухалы (шевкалы) Тарковские ("валии Дагестана") и их различные ответвления, имевшие чингизидское происхождение [Ahmet Cevdet, 1997, с. 58; Броневский, 1823, с. 190; История, 1888, с. 51-52; Алиев, 2008, с. 19,27,84,112]; от чингизидов, крымских ханов происходили также ханы Мехтулинские [Алкадари, 1994, с. 72], брагунские ханы2), кадарские беки [Алиев, 2008, с. 92, 118], а также князья Бековичи-Черкасские3).

От Басиата (Басиана) - сына чингизида Джанибека - ведут свое происхождение все княжеские фамилии Балкарского ущелья - Абаевы, Айдебуловы, Шахановы и др.

Верховные правители Карачая (уалии) Крым-Шаухаловы происхождением своим связаны с кумыкскими чингизидами - шаухалами Тарковскими [Алиев, 2008. С. 104]. Русский кавказовед Г. Петров писал в 1879 г. про представителей этого рода: "Теперешние члены этой фамилии считают себя отраслями фамилии владетельных шамхалов Тарковских Дагестанской области..." [Петров, 1879, с. 3].

По некоторым данным, ханы Аварии были из рода Орус-хана [Яковлев, 1924, с. 23]. Ученые полагают, что ханы эти могли произойти от потомка внука Орус-хана Джанибека [Тынышпаев, 1925, с. 9]. В Дагестане и поныне существуют фамилии, где семейные традиции возводят происхождение рода к некоему крымскому хану "Гирейхану ал Чаркаси", - середина XIV в.

Кабардинцы. Наиболее сильная и организованная часть адыгских племен., в этногенезе и в особенности сложении господствующего класса которого решающую роль сыграл тюрко-татарский элемент. Абсолютное большинство кабардинских князей и многих дворян (узденей) были выходцами из числа господствующих классов тюркских народов, в том числе и Золотой орды (потомки Чингиз-хана). О кумыкском, тюрко-татарском (и чингизидском) происхождении кабардинских князей (Черкасских, Бековичи-Черкасских), Атажукиных, Карамурзиных, Касаевых и др.) свидетельствуют многие достоверные исторические источники, в том числе и сами родословные этих князей [Рейнеггс5), 1987, с. 143, 145; Броневский, 1823, с. 101, 114; Петров, 1886, с. 221-222; Ногмов, 1974, с. 41; Кудашев, 1991, с.31; Лапинский, 1971, с. 71, 100, 101, 16, 205; Баскаков, 2000; Лайпанов, 2000, с. 47-48; Дациев, 2004, с.186-200; Мамлюки, 2004, с. 128,190, 221, 227, 230, 232; Будаев, 2007, с. 50; Керменчиев, Големба, 2008]. Еще одним свидетельством в пользу тюрко-татарского происхождения кабардинской (и шире - адыгской) знати является преобладание тюркских антропонимов в княжеско-дворянском сословии кабардинцев (например, в документах, отражающих кабардино-русские отношения XVI-XVIII вв., их более 700 [Керменчиев, Големба, 2008, с. 128]. То же самое относится и к их тюрко-татарской в своей основе топонимике, антропонимике, а также титулатуре, соционимам (социально-политическим терминам). К этому присовокупим и общность кабардинских тамг с золотоордынскими, в частности с ногайскими, крымскими [Лавров, 1978, с. 108] и кумыкскими [Алиев, 2002, с. 64-75]. Это невозможно объяснить "модой на тюркское" или случайностью. В этом надо видеть, безусловно, этнокультурную преемственность. Кроме того, следует отметить, что, судя по архивным источникам, родным языком кабардинских князей был татарский язык, который они использовали для деловой официальной переписки с Россией, так и внутрисемейном общении [Эльмесов, 1991, с. 10]. Как свидетельствуют источники, кабардинские владельцы отличались от основной массы подвластного народа и расово-антропологически. Поскольку тюрко-татарская верхушка адыгов почти не смешивалась с подвластным населением, адыгами, то и долгое время сохраняла свой антротип. Польский полковник Теофил Лапинский в своей книге (в 1859 г.) резонно указывал, что они "женятся между собой; поэтому татарская раса сохранилась еще почти чистой среди них".

Вайнахи. Значителен вклад Золотой Орды в этнос и культуру вайнахских народов. Об этом свидетельствует наличие солидного пласта тюркизмов в языке и топонимике Чечни и Ингушетии [Сулейманов, 1997], одинаковые тамги и даже такой немаловажный факт, как становление тюркского тотемного животного - волка - тотемным животным чеченцев и ингушей и т.п. [Лайпанов 2000: 52]. Предания чеченцев упоминают о присылке к ним "татарским шамхалом" особых проповедников, "которые вывели у них из употребления последние остатки смешанных с язычеством христианских обрядов" [Иванюков, Ковалевский,1886, с. 100] и способствовали распространению и утверждению среди них исламской религии. Значителен вклад "татар" и в этнос вайнахов. Их феодальная элита (т.н. "чеченские князья" - Айдемировы, Казбулатовы, Бардыхановы, Бековичи-Черкасские и др.) как и у адыгов, имеет тюрко-татарские этнические корни [Бутков, 1862, 220; Блиев, 2004, 77, 78].

Абхазы. О происхождении влиятельного абхазского княжеского рода Ачба предание гласит, что "род Ачба прежде именовался Карымшаквалом ("Карымшакуал")" и происходил от переселенца, который являлся выходцем, по одной легенде из Кабарды, а по другой, более общего характера - с Северного Кавказа (Инал-Ипа, 1971, с. 235). С высокой степенью вероятности можно считать, что этот княжеский абхазский род находился в этногенетическом родстве или с кумыкскими Крым-шаухалами, или с карачаевскими князьями Крым-Шаухаловыми, которые, в свою очередь, своими были связаны с чингизидским родом [Алиев, 2008, с. 104].

По другому варианту предания, братья Басиат и Бадел выступают как прямые потмки Чингиз-хана - хана Берке, а от него - Джанибек-хан, отец Басиата и Баделя [Батчаев, 1992, с. 93]. Бадель (брат родоначальника балкарцев, чингизид), вступивший в брак на девушке из фамилии Крым-шаухаловых (карачаевских валиев) и имевший от этого брака сеь сыновей, считается родоначальником дигорских феодальных фамилий: Тугановых, Кубатиевых, Каражаевых, Абисаловых, Кабановых, Чегемовых и Битуевых [Пфаф, 1871, с. 85]. О внешнем сходстве баделят с представителями тюркских народов писал доктор В. Б. Пфаф: "К высшему слою народа принадлежат фамилии Баделятов, которые по антропологическому типу - ногайцы, т. е. татаро-тюркского племени, отличающиеся замечательною красотою, стройным высоким ростом, совершенно черными волосами и глазами, по выражению напоминающими глаза дикой козы. Особенною красотою отличается ветвь Абисаловых" [Пфаф, 1871. С. 84].

По сведениям грузинских княжеских родословий, княжеские роды Тархнишвили (Тархан-Моуравовых), Чолокашвили (рус. Челокаевы) являются потомками шаухалов Тарковских и гамринских беков, связанных своим происхождением с чингизидами [Джанашвили, 1897].

Суммируя все вышесказанное, считаю возможным констатировать следующее. В рамках Золотой Орды, включающей в себя наряду с Крымом, Приазовьем, Поволжьем и Нижней Волгой и весь Северный Кавказ от Дербента и до Азова, к рубежу XIV-XV веков сформировалась объединенная общностью происхождения (предков), языка, культуры "могущественная нация" (этносоциальная, этнополитическая общность), тюркоязычная в основной своей массе, с исламизированной знатью, со столицей в Маджарах, с правителями - чингизидами , в орбиту этнокультурного влияния которой подпали и другие (нетюркские) народы Кавказа.


Есть еще много материала о летних ставках золотоордынских ханов в кавказских предгорьях. Пятигорск, Есентуки и т.д.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
roland286
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Nov 09, 2018
Сообщения: 1
СообщениеДобавлено: 09.11.18, 11:32 +0000     Ответить с цитатой

я в первые тут) набрал в гугле свою фамилию и тут вылезло это), я почитал и решил оставить свой комментарий, я вот иркутский бурят(Боханский) Дадаев моя фамилия, и вот что хочу сказать что родился я в крупном селе не далеко от Бохана, это село делится(по бурятски) на три улуса верхний-Урдал средний-Дунда-Айл и нижний не помню уже точно, так вот я Дадаев из улуса Дунда-Айл, и всё это находится не на Кавказе а в этнической бурятии а точнее в Усть-Ордынском округе
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Turbo
баймга ороошо


Зарегистрирован: Sep 13, 2015
Сообщения: 252
СообщениеДобавлено: 18.11.18, 07:42 +0000     Ответить с цитатой

Я не пойму, чеченцы что, гордятся что у них бурятские фамилии? Если нет, тему в шлак.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Страница 9 из 9

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru