BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Религия будущего ?
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 14.09.05, 05:06 +0000     Ответить с цитатой

Long_Sword писал(а):
Минимальное определение религии – вера в наличие духовных сущностей (Эдуард Тайлор).
под минимальное определение подходит. но: не соглашусь с Дашидондоком в том что буддизм изначально возник как религиозная система. http://apostolyuk.temator.ru/cont/1699/4.html


Эта цитата еще раз подтверждает тезис о том, что буддизм должен быть определен как религиозная система, не так ли. Другие определения религии приводить, наверное, излишне.

Цитата:
Цитата:
“Буддийское учение, — пишет английский исследователь М. Вильямс,
становилось то отрицательным, то положительным, то агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило к деизму, политеизму и спиритуализму.

нигде в литературе не встречал чтобы принц сиддхартха призывал поклоняться кому либо или оставлял указания по обрядовым действиям.


Встречный вопрос: а много ли литературы вы прочитали?
Приведенная вами цитата говорит лишь о том, что философская составляющая буддизма прошла длинный путь и до сих пор не является чем-то однородным. Какое отношение она имеет к определению буддизма как религии? И христианство и мусульманство также прошли через гностицизм и агностицизм и множество прочих трансформаций, но их религиозную сущность никто, кажется, под сомнение не ставит.

Дхаммапада, как и Нагорная проповедь Иисуса Христа, является этическим памфлетом основателей религии. Культовая составляющая там была бы неуместна. Поэтому там ее и нет. Но Дхаммапада не единственное слово, приписываемое Будде Шакьямуне. Есть множество других текстов, которые имеют такое же право на подлинность, как и Дхаммапада.

Прежде всего, нужно сказать, что буддизм возник как реакция на большое количество религиозно-философских течений Древней Индии, в подавляющем большинстве которых обряд занимал центральное место. Вообще ритуал - это основной принцип индийской цивилизации, его квинтэссенция. В свое время Христос выступил с критикой омертвевшей обрядности иудаизма и всячески подчеркивал неритуализированность собственного течения. Будда также холодно отзывался о культе как таковом, но, по всей видимости, прекрасно понимал, что без этой составляющей его последователи обречены на то, чтобы остаться братством нищих, которое исчезнет через несколько десятков лет после его смерти. Именно ритуал является тем связующим звеном, которое соединяет братство единомышленников с внешним миром и становится залогом постоянной репродукции системы. Ритуал – это семиотический код любой религиозной системы.
Есть несколько обрядов, которые восходят ко времени Будды и проведение которых санкционировано самим Буддой в целях сплочения и упрочения общины, расширения ее рядов и укрепления связей с милостынедателями. Вот они:

1. Обряд принятия прибежища у Трех драгоценностей. Упоминается в целом ряде ранних палийских и санскритских хинаянических и махаянических текстов, типа Аннутара Никайи.
Форма, по всей видимости, осталась неизменной со времен Будды Шакьмуни:

Buddham saranam gacchami
Dhammam saranam gacchami
Sangham saranam gacchami

Принимаю прибежище Будды
Принимаю прибежище Дхармы
Принимаю прибежище Сангхи

Этот обряд вводит мирян в ранг упасаки, т.е. мирского последователя Будды.

2. Упосаттха (Упасампада, Правраджа), или принятие монашеского сана, отречения от мира. Этот обряд зафиксирован в деталях в одном из самых ранних палийских текстов – Пратимокхасутте (санскр. Пратимокшасутра) как установленный самим Буддой.
Ритуал сопровождался опросом инициируемого, обрядовым повторением текста обетов, пострижением и облачением в духовные одежды. Монашеское одеяние и форма прически, точнее ее отсутствие, являются элементами обряда.

3. Ритуал приветствия (панама) и поклонения (вандана) бхикшу, или монаху. Установлен Буддой. В той же Дхаммападе упоминается этот обряд, как действие, являющееся более ценным, чем множество жертв богам. Сам по себе этот ритуал строго кодифицирован и включает в себя такие элементы как омовение рук и ног, воскурение благовоний в честь салютуемого, предложение пищи (пища также детально характеризуется) и пр. Этот ритуал упоминается во множестве ранних буддийских текстов, например, в Винаякшудраке. Сразу после смерти Будды этот обряд развился в форму коллективного почитания Будды-монаха – Буддапуджа, сопровождаемое ритуальным чтением молитв и подношением чаш с водой, цветов и пищи. На любом буддийском алтаре вы сегодня увидите то же самое.

4. Обряды поста и покаяния (пошаддха). Обряд был введен Буддой Шакьямуни и совершался несколько раз в год монахами. См. Винаясутру Гунапрабхи. Важный обряд для поддержания чистоты и целостности общины. Сегодня сохранился практически во всех течениях буддизма от Шри-Ланки (поя) до Бурятии (сожин и летний ярнай).

5. Похоронные обряды. Описаны детально в Махапаринирвана-сутре, Махавибхаше, Каруна-пундарике. Кашьяпа обернул тело учителя в хлопковые ткани, положил его в железный гроб, наполнил его растительным маслом, закрыл двумя железными крышками и положил на благовонные дрова. После кремации погребальный костер был полит молоком, останки помещены в золотую урну, над которой было проведено многодневное ритуальное повторение молитв. Так сказано в Лалитавистаре. А Махапаринирванна-сутра даже утверждает, что лучшие люди Кушинагары провели похоронный обряд с музыкальным сопровождением.

6. Почитание ступ. Древние палийские сутры Махавагга и Ануттараникая говорят о том, что первые ступы в честь Будды были построены при его жизни. Будда подарил купцам Бхаллике и Тапуссе обрезки собственных ногтей и волос, которые сразу же стали объектами шариракаступ в Гандхарве. И хотя Будда не давал наставлений об обрядах почитания ступ, само их возникновение и почитание является еще одним свидетельством понимания Буддой важности культовых объектов как орудия институализации созданного им религиозного порядка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 14.09.05, 07:30 +0000     Ответить с цитатой

Long_Sword писал(а):
из вышенаписанного напрашивается вывод:
1. сиддхартха холодно относился к культу и поклонению, но уступил местным традициям. обряд принятия убежища делает человека буддистом, и все.
2.
ДашиДондок писал(а):
3. Ритуал приветствия (панама) и поклонения (вандана) бхикшу, или монаху. Установлен Буддой. В той же Дхаммападе упоминается этот обряд, как действие, являющееся более ценным, чем множество жертв богам. Сам по себе этот ритуал строго кодифицирован и включает в себя такие элементы как омовение рук и ног, воскурение благовоний в честь салютуемого, предложение пищи (пища также детально характеризуется) и пр.
я вижу здесь почтение к монаху, но не поклонение богам или неким духовным сущностям. то есть сиддхартха ввел ритуал и другие обряды с целью укрепить братство, не более.
3. цитата из ангуттара-никаи: "Я учу не только тому, что есть страдание, Но и освобождению от него". где написано, что сиддхартха призывал верить в наличие духовных сущностей? я таких слов нигде не читал. приведи цитату, если не напряжет.


1. Выводы неправильные делаешь. Будда понял, что ритуал это незаменимое знаковое действие, средство для установления связи индивидуума с определенной социальной группой, разделяющей определенную идею, систему ценностей и цель. Нет этой системы - нет гарантии, что группа не распадется через короткое время. Подавляющее большинство людей нуждается в этом средстве для идентификации себя в качестве члена общины. Обряд принятия прибежища - был и является одним из таких средств. Даже протестанты, боровшиеся с культами католицизма в конце концов от всех обрядов отказаться не смогли. Поняли, что это самоубийство. Одно из определений религии является наличие связующего символа, образа. Именно ритуал несет важнейшую функцию отделения будничного, мирского от сакрального. Наличие в раннем буддизме обрядовой стороны является одним из доводов в пользу того, что изначально буддизм функционировал в обществе как религиозная система, а не просто система взглядов, разделяемая определенной группой людей. Человек, произносящий слова "Принимаю прибежище в Будде" посредством ритуала входит в сферу сакрального. И это не просто заявление, это священная формула.

2. Я и не утверждал, что Будда рекомендовал ученикам поклоняться богам. Пойми, что не в этом дело. Мы говорили о ритуале, обряде, как одной из составляющей религии. Будда вводил ритуалы для поддержания духа единства людей, связанных священной целью стремления к высшей, трансцедентной истине. Это - религиозная составляющая буддизма.

4. Я что-то не понимаю, что именно ты имеешь в виду под духовными сущностями? И что именно я должен цитировать из Аннутара-никаи, которая состоит из 8777 сутр? То, что Будда верил в трансцедентное, в Абсолют? Это по-моему ни у кого не вызывает сомнений. Для начала, будь добр, сформулируй яснее вопрос.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 14.09.05, 08:10 +0000     Ответить с цитатой

Если понимать определение Тэйлора как признание веры в абсолютную, трансцедентную сущность, то буддизм соответствует такому определению религии. Если сужать это определение до банального первобытного анимизма, как это, по всей видимости, понимаешь ты, то так и скажи, что религия - это анимизм, и если буддизм не анимизм, то он не религия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 15.09.05, 05:12 +0000     Ответить с цитатой

Определений религии до последнего времени насчитывалось около 200. Согласно некоторым из них, ни одна из мировых религий не является религией.
Возьмем того же Тайлора, цитировавшееся определение которого не критиковалось только ленивым. Но и согласно ему ранний буддизм является религией, поскольку признает существование нематериальных сущностей. Наверняка тебе известны тексты абхидхармы, продиктованные Буддой ученикам и запомненные Махакашьяпой. Согласно этим текстам сансара состоит из ряда миров, и обитателей некоторых из них - богов, асур, претов и адских существ можно определить как духовных сущностей. Да, Будда не предлагает поклоняться им, но признает их существование.
Можно возразить, что вера в определении Тайлора означает именно поклонение, но в таком случае и христианство не является религией, поскольку отвергает веру в духов. Если же определять ангелов как духовных сущностей, то дакини и бодхисаттвы высших ступеней также могут попасть под определение духовных сущностей. При этом и ангелы и дакини осуществляют лишь посреднические функции и не являются самостоятельными объектами веры и поклонения. Таковым в христианстве может считаться только Святая Троица во главе с Богом-Отцом, которая есть христианский Абсолют. А если Абсолют - это духовная сущность, то и Нирвана, буддийский Абсолют, тоже духовная сущность. Значит, или христианство и буддизм это не религии, или обе конфессии с самого начала были религиями, ибо вера в Абсолют и в его посреднические эманации (святые архангелы или проявления самбхогакаи) присущи христиансту и буддизма с момента их зарождения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 16.09.05, 06:35 +0000     Ответить с цитатой

Переселение душ – это не совсем корректный термин в данном случае, да и вообще некорректный по отношению к буддизму. Буддисты не верят в переселение душ, поскольку не верят в существование души как, пусть и духовной, но некоей субстанциональной сущности.

Если мы будем продолжать дискуссию в таком духе, то толку от нее мало. Конечно, Будда очень много заимствовал из индуизма, но заимствовал осознанно. Вместе со строением сансары он включил в свое учение такие понятия как карма, читта, самадхи, нирвана, наконец. Все это было выработано индийскими мудрецами за много столетий до рождения Шакьямуни. А если ты предполагаешь, что кто-то переврал всю абхидхарму, где гарантия того, что и все Четыре Благородные Истины буддизма не есть плод разбушевавшейся фантазии одного из учеников Будды, который на самом деле был материалистом. О чем мы тогда дискутируем?
В пассаже об Абсолюте я говорил, что вера в Абсолют, в некое идеальное бытие есть одна из характеристик религии, в том случае, конечно, если существует методы практической реализации этого Абсолюта. В христианстве – это Царствие Небесное – идеальное бытие Святой Троицы. В буддизме абсолютной сущностью, по отношению к которой сансара выступает как иллюзия, подделка, кошмарный сон, которому отказано в истинности, является Нирвана. Это еще одно свидетельство того, что буддизм в своих фундаментальных началах является религиозной системой. Если бы Будда был просто философом, ему достаточно было бы объявить о том, что Нирвана существует и обосновать свою концепцию. Но главным в его учении является не столько признание абсолютной сущности, которая является трансцендентностью по отношению реальности, данной нам в повседневном опыте, сколько практические руководства к достижению этой реальности, ее внутренней реализации.
Одним из ключевых моментов в характеристике раннего буддизма является притча Будды о человеке раненом стрелой. «Глупо, -рассуждал Будда, - философствовать относительно того, из какого материала сделана стрела, каким ядом пропитана, кто выпустил ее, какого рода племени и касты был тот человек, каковы причины его выстрела. Стрелу нужно просто вынуть из тела несчастного». «Мир объят пламенем, - говорил он же, - спасайтесь же из него». Это что – просто философия?
Еще одним аргументом в пользу того, что Будда обладал религиозным сознанием, является его отказ отвечать на целый ряд вопросов спекулятивного характера, вроде «Откуда берет начало этот мир?», «Каковы его истоки?» Это молчание он объяснял тем, что ответы на эти вопросы не имею прямого отношения к спасению, а напротив могут затянуть адепта в непроходимые дебри пустого философствования. Цель Будды заключалась не в ответах на вопросы, не в выработке красивой и стройной философской системы на радость мудрецам настоящего и будущего просто из любви к истине (перевод слова философия). Он хотел спасти человечество и весь феноменальный мир от страданий и вернуть заблудшие умы в изначальную абсолютную реальность.
Именно поэтому я против того, чтобы низводить буддизм до статуса философской системы. Это все равно, что назвать свою мать человеком, который просто родил меня.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dGalsan
тэнгэри


Зарегистрирован: Feb 12, 2004
Сообщения: 10453
Откуда: mw
СообщениеДобавлено: 16.09.05, 08:44 +0000     Ответить с цитатой

Дашидондок писал(а):

Именно поэтому я против того, чтобы низводить буддизм до статуса философской системы. Это все равно, что назвать свою мать человеком, который просто родил меня.


отличный смыслообраз, прекрасно иллюстрирующий ход этой беседы
имхо
;)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дашидондок
ахамад


Зарегистрирован: Jul 8, 2003
Сообщения: 671
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 17.09.05, 00:45 +0000     Ответить с цитатой

Мне кажется, что дискуссия себя исчерпала. А тебя, Длиный меч, я бы поблагодарил за то, что дал повод для оживления дискуссии в теме.
Хочу только прояснить вопрос с "Бардо тхойдол", и о чем там идет речь с точки зрения буддизма. Прежде всего нужно сказать, что "Бардо тхойдол", или как это название неправильно переводят, "Тибетская книга мертвых", является сочинением апокрифическим и не признается большинством тибетских буддийских традиций, кроме Ньингмапы, в качестве текста валидного, ортодоксального. Кстати, правильный перевод названия этой книги - Освобождение [посредством] слушания в [состоянии] "бардо". Бардо (амутра на санскрите) это состояние стремительного распада элементов сознания и конструирования их новой комбинации. Момент распада является очень важным, поскольку любое ментальное или эмоциональное усилие в этот момент способно оказать мощное воздействие на последующую перекомбинацию элементов сознания. Этот текст направлен на инструктаж существа, находящегося в этом состоянии, нацеленный на недопущение неблагоприятной перекомбинации.
Душа - это концепт, подразумевающий некую духовную сущность со всеми признаками субстанциональной целостности. Поэтому душа носит в себе все черты индивидуальности и часто ассоциируется с автономной личностью. Примерно так душа понимается в индуизме и ближневосточных монотеистических верованиях. Точно так же ее понимают сибирские шаманисты и иранские огнепоклонники. Будда предложил концепцию отрицания души как субстанциональной духовной сущности. Сознание живого существа, по мнению Будды, представляет собой комбинацию психических элементов, длительность существования каждого из которых чрезвычайно мала. Но существование (пусть и ничтожно короткое) каждого элемента предполагает возникновение другого, обладающего преемственной связью с предыдущим. Таким образом, то, что принято понимать под перерождением, нельзя представлять себе в виде перемещения некоей духовной сущности из одного физического тела в другое. Когда мы входим в поток горной реки, то понимаем, что ее волны это лишь трилионы трилионов молекул воды, сменяющихся ежесекундно, несмотря на то, что ощущения преподносят нам этот поток как некую сущностную целостность. Недаром говорят, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Наше сознание - это такой же постоянно движущийся бушующий поток реки, и движение каждой его капли определяет русло всего потока. Время от времени на пути этой реки встречаются каскады или водопады. Это моменты смерти и рождения, т.е. периодической встряски всей конструкции и революционной ее перекомбинации. Любое решительное движение или импульс в этот момент способны оказать существенное воздействие на дальнейшее течение: покатится поток вниз по оврагу или найдет путь в широкую спокойную равнину. Но вообще цель буддиста - это полная остановка потока, ибо пока вода течет не будет конца цепи рождений и смертей, а с ними и страданиям.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
balelena
ороошо


Зарегистрирован: Sep 27, 2004
Сообщения: 71
СообщениеДобавлено: 18.09.05, 03:11 +0000     Ответить с цитатой

интересные посты , спасибо
только немного ушли от темы
так какая же религия ждет нас в будущем ?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
зоригто
ороошо


Зарегистрирован: Jan 31, 2005
Сообщения: 130
Откуда: Yangon, Myanmar
СообщениеДобавлено: 18.09.05, 21:32 +0000     Ответить с цитатой

balelena писал(а):
интересные посты , спасибо
только немного ушли от темы
так какая же религия ждет нас в будущем ?
Посты конечно интересные, только так, за обсуждением и анализом теории и структуры каждой религии, можно будет прийти к общему выводу - чего представляет или будет представлять из себя религия будущего. По моим взглядам, религия будущего будет, тем что более полезно человечеству и отвечает, не обстрактному мышлению человека а его делам насущным и нуждам повседневным.
Просто так молиться будущие жители земли, скорее всего не будут да и не нужно будет им этого делать. Может быть к тому времени будут жить только существа усовершенствованные, то есть прошедшие модернизацию клонированием. А может и быть только гои и будут существовать. Да все может произойти.
Кстати, в одном месте слышал очень интересную мысль - Ислам завоюет мировое господство до конца какого то тысячилетия, только вот какого, уяснить не удосужился. Но не более века, по их удтверждениям. Кто нибудь видел цифры 786? Вот это и есть их срок, к концу которого должно быть достигнуто мировое господство Ислама.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Allex
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Aug 13, 2005
Сообщения: 47
Откуда: ветер дует...
СообщениеДобавлено: 25.09.05, 05:31 +0000     Ответить с цитатой

Я думаю Ницшианство будет новой "мировой религией" (хотя сам термин "мировая религия" исключительно беспочвенен в силу всем известных объективных или скорее субъективных причин).
_________________
казак гуляет, а душа его плачет...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Allex
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Aug 13, 2005
Сообщения: 47
Откуда: ветер дует...
СообщениеДобавлено: 25.09.05, 05:44 +0000     Ответить с цитатой

"Религия будущего" (в долгосрочной перспективе) еще не определима - т.к. по моему мнению мир весьма и весьма далек от стабильности... Многие верования появятся, многие переплетутся, многие расслоятся, но окончательно "всеобщая" религия появится лишь после каких-то никому еще не известных событий... Может даже мировых катастроф (человечество себе что-нибудь обязательно найдет)

Цитата:
"мир охвачен огнем"

_________________
казак гуляет, а душа его плачет...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
зоригто
ороошо


Зарегистрирован: Jan 31, 2005
Сообщения: 130
Откуда: Yangon, Myanmar
СообщениеДобавлено: 04.10.05, 21:25 +0000     Ответить с цитатой

marina писал(а):
Когда Далай-ламу спрашивают: «Буддизм это религия?» - он отвечает: «Да, это религия». Затем его спрашивают: «А какая это религия?». Он отвечает: «Моя религия – это доброта. А доброта – это будущее».
Сюда бы еще Эйнштэйна высказывание добавить, за делом поди забыли, что он говорил про буддизм. Ведь там было что то того что в будущем буддизм имеет свою возможность существовать. да еще что то. А за квоут тебе Марина респект.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Panmongolist
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Feb 25, 2008
Сообщения: 25
СообщениеДобавлено: 10.03.08, 03:44 +0000     Ответить с цитатой

123

Последний раз редактировалось: Panmongolist (30.11.12, 22:12 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сати
чио-чио-сан


Зарегистрирован: Oct 06, 2005
Сообщения: 3389
СообщениеДобавлено: 09.07.08, 03:37 +0000     Ответить с цитатой

Guraba писал(а):
изучайте ислам, поймите истину и следуйте ей...


а, да, канеш.
истина где-то рядом) и она от уст Аллаха

вообще, истина есть в каждой религии, и в буддизме своя истина, и в христианстве, и в исламе...вопрос лишь в выборе человека
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
georgex
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 5185
СообщениеДобавлено: 09.07.08, 19:53 +0000     Ответить с цитатой

а зачем в будущем вообще религия нужна?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 2 из 6

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
burweb - бурятские книги




Рейтинг@Mail.ru