BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Буддизм в Средней Азии

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дмитрий Гер
ахамад


Зарегистрирован: Nov 14, 2003
Сообщения: 905
СообщениеДобавлено: 10.09.05, 12:25 +0000     Буддизм в Средней Азии Ответить с цитатой

    Первые лучи солнца освещают сонный город, проникая в просторные дворцы и тесные лачуги. Солнце поднимается выше, и словно драгоценное ожерелье начинает сверкать вокруг города - благородные очертания стоящих на возвышенностях храмов, полотнища и ленты из разноцветной материи, развевающиеся на вершинах буддийских святынь, изображения будд, бодхисаттв и хранителей веры... Мелодично позвякивают колокольчики, ласкаемые утренним ветром, разгорается в солнечных лучах позолота статуй, четче проступают орнаменты и фрески, украшающие храмовые террасы... Такой выглядела Древняя Тармита - в Ожерелье буддийских монастырей, храмов, святилищ.

    Потом Тармита станет Термезом и на долгие века забудет о самом имени Будды. И не только Тармита. В XX веке исследователи сочтут легендой упоминания древних письменных источников о буддизме в Средней Азии. И только археологические находки, иногда случайные, докажут, что это не фантазия древних авторов, а неоспоримый факт.
    Следы буддизма обнаружены на территории Ферганской долины и в Сурхандарьинской области Узбекистана, в Вахшской долине Таджикистана, вблизи туркменского города Байрам-Али и в Чуйской долине Киргизии. Письменные источники сообщают о буддийских святилищах Афрасиаба, древнего города, располагавшегося вблизи современного Самарканда.

    Буддийская скульптура VI-VIII веков обнаружена на территории средневекового Чача (современный Ташкент) - Будда, восседающий на лотосовом троне в позе медитации.

    Название Бухары исследователи возводят к санскритскому "вихара" - буддийский монастырь. Всего на территории государств Средней Азии обнаружено более 25 памятников буддизма одиннадцати веков новой эры - монастыри, храмы, святилища, ступы. Сохранились письменные упоминания о буддийских проповедниках - выходцах из Средней Азии.Постижение истины не зависит от социальных, национальных или иных земных разграничений. Поэтому распространение Дхармы за пределами Индии шло быстро: через нынешний Афганистан буддийские проповедники из Индии достигли пределов древних среднеазиатских государств. Часто их поддерживали могучие владыки - создатели империй. Среди этих могущественных покровителей буддизма выделяется фигура Канишки - владыки Кушанской империи (I-IV века новой эры).

    О значении Кушанского царства красноречиво свидетельствует донесение китайских послов сво-ему императору, в котором говорится, что мир поделен между тремя великими государями - китайским, римским и кушанским. Канишка был третьим царем кушанской династии. При нем государство достигло своего расцвета, и при нем широкой волной в Среднюю Азию из Индии влился буддизм. Притом Канишка, как и другой великий царь-покровитель буддизма Ашока (1 в. до н.э.), терпимо относился ко всем взглядам, - в Кушанской империи мирно уживались учение Заратуштры, греческие боги и полупервобытные представления кочевников.
    При Канишке и, возможно, по его инициативе был проведен IV Буддийский собор в Пурушапуре (современный Пешавар), на котором присутствовало 500 монахов, представлявших различные школы буддизма, за исключением тхеравады, и было зафиксировано окончательное разделение буддизма на махаяну и тхераваду. В Кушанском государстве наибольшее распространение получила промежуточная между махаяной и тхеравадой школа сарвастивады. Именно сарвастивадинами были большинство участников IV Собора. Ревностным почитателем сарвастивады был и сам Канишка. IV Собор одобрил новую редакцию Винаи и комментарии к Винае, Сутре и Абхидхарме. Тексты, записанные санскритом на медных пластинах, замуровали в построенной в честь Сангити ступе.

    Времена Канишки можно назвать вторым, после Ашоки, золотым веком буддизма. К годам его правления относят жизнь великих мыслителей и поэтов - Асвагхоши, Арьяшуры, Васумитры. Васумитра руководил ходом IV Собора. Арьяшура прославился как автор "Джатакамалы" - "Гирлянды джатак", изящных и поучительных рассказов о жизни Будды.

    Во времена правления Канишки был создан канон сарвастивадинов, сохранившийся в китайских и тибетских источниках. Философская мысль работала очень активно - десятки школ находили своих последователей среди буддистов Кушании. К школе саутрантиков принадлежал руководивший IV Сангити Васумитра. Из посвятительных надписей на глиняных сосудах, найденных при раскопках буддийских монастырей на Каратепе близ города Термеза (Узбекистан), стало известно, что здесь селились последователи махасангики. Канишка покровительствовал всем - и большим, и малым - течениям в буддизме. Его политику хорошо комментирует надпись на одном из сосудов Каратепе: "Тот, кто различия между личностями, отсекая, устраняет, тот находится на переднем конце пути". За всеми философскими спорами Канишка видел человека и не мешал ему идти навстречу истине.

    Буддийские монастыри и храмы Средней Азии привлекали к себе множество паломников. Некоторые из них приходили поклониться далеким святыням даже из Индии. Об этом свидетельствуют многочисленные посвятительные надписи, сделанные письмом кхарошти и брахми, найденные при археологических раскопках в Термезе.

    Сейчас эти буддийские святыни представляют собой оплывшие развалины, осколки былого великолепия. Но по ним можно воссоздать далекую эпоху. Один из крупнейших центров буддизма в Средней Азии располагался на городище Старый Термез, в 12 километрах от нынешнего Термеза (Сурхандарьинская область Республики Узбекистан). В источниках кушанского времени (I-III века) он упоминается под именем Тармиты. Даже много позднее, уже в VII веке, позиции буддизма в этой области были сильны. По сообщениям китайского путешественника Сюань-цзана, в начале VII века в Тармите имелось около десяти монастырей (сангарама), в которых проживала тысяча монахов. Вокруг Тармиты существовал целый ряд буддийских комплексов. На северо-западе во II-VI веках размещался крупнейший центр пещерных монастырей и храмов (у археологов он известен как Каратепе - по названию холма, в котором делались искусственные пещеры для монахов); на севере - храмово-монастырский комплекс (Фаязтепа), действовавший с I по IV век; на востоке, на Безымянном холме, были найдены фрагменты буддийской скульптуры; еще дальше на восток - ступа, известная среди местного населения как "башня Зурмала". Разумеется, все приведенные названия условны - как в действительности назывались эти храмы и монастыри, до сих пор не выяснено. Есть предположение, что пещерный монастырь на Каратепе мог носить название Кха-девакавихара - Царский монастырь (чтение В.Вертоградовой), но полной уверенности в этом нет.

    Каратепе (в переводе с узбекского - "Черный холм") поражал своими масштабами. Здесь, на трех холмах, во II-III веках располагались десятки монастырских и храмовых комплексов (интересно заметить, что в IX-XII веках, в пору утверждения в Средней Азии ислама, пещеры Каратепе засе-лялись отшельниками-суфиями). Как пишет исследовавший Каратепе археолог Б.Стависский, каждый из этих комплексов состоял из пещерных монастырей, монастырских келий, небольших свя-тилищ и ступ. Ступы на Каратепе сооружались из глины, покрывались каменной облицовкой, а сверху на них наносились изображения Будды, людей, животных, священных символов. Такой способ возведения ступ был принят почти во всей Центральной Азии, бедной камнем и деревом, но богатой таким строительным материалом, как глина. Из глины делалась и скульптура - изображения Будды, его учеников и почитателей. Лишь изредка изображения высекались из известняка.

    Везде, в храмах и монастырях, присутствует неповторимый образ Будды, очерченный уверенной рукой художника и скульптора. Вот его каратепинское воплощение - фрагмент настенной живописи, нанесенной клеевыми красками на глиняную основу. Будда восседает в позе дхьяны, на нем красная тога. Нежный лик царевича Сиддхартхи, который в одну благословенную ночь стал Просветленным, словно ткется на наших глазах из розовых и палевых тонов, проступая на стене пещеры. И даже то, что фреска полустерта, не мешает восприятию ее гармонии и красоты. Слов-но сами обстоятельства подтверждают: все уходит, все разрушается, гибнет любая красота, но из полустертости-полунебытия проступает спокойный и ласковый лик - как примета спасения, как победа над объятым пламенем миром.

    Все эти статуи и фрески означали рождение новой эпохи в культуре. Некоторые исследователи считают, что именно на территории Средней Азии впервые появились изображения Будды в человеческом облике. До этого Учитель представал перед своими почитателями в виде символов - колеса закона, цветка лотоса, коня. Художники Гандхары и Бактрии первыми начинают создавать канон изображения Будды-человека.

    Разрабатывая иконографию, художники Бактрии преломляют по-своему буддийскую философию спасения в мире, "объятом пламенем". "Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит?" - вопрошает Будда. Но в Средней Азии буддизм соприкоснулся с другим древним учением - зороастризмом. В зороастризме исключительно велико почитание огня как священной стихии. И огонь, выступающий в проповеди Будды символом разрушения, оборачивается в бактрийском искусстве знамением святости, горения духа. Рождается уникальный образ "огненного Будды", где мудрец из народа шакьев окружен языками пламени, а тело его прорисовывается ярко-красными, "огненными" контурами. Созданный среднеазиатскими мастерами на заре новой эры, "огненный Будда" достиг стран Дальнего Востока, где утвердился в искусстве Китая, Кореи, Японии. Интересно отметить такую деталь: рядом с одним из изображений Будды, сидящего в двой-ном огненном ореоле, на стене каратепинской пещеры процарапана надпись: "Будда Мазда". Образ Учителя и верховного Владыки зороастрийского пантеона - Ахура Мазды - слились здесь.

    Буддийские монахи из числа жителей Кушании не только украшали храмы и монастыри. Они активно проповедовали и проповедь свою вели не только на землях империи, но и далеко за ее пределами. Выходцы из Средней Азии немало способствовали распространению буддизма - в первую очередь, в Китае. Имена некоторых проповедников донесли до нас китайские источники. В них упоминается "Дхармамитра из города Тармиты на берегу Вахша" (судя по имени, оканчивающемуся на слово "митра", он был из последователей школы сарвастивадинов).

    Те же китайские источники рассказывают о проповеднике и переводчике Кан Сэн-хуэе (III век новой эры). Его родители были родом из Самарканда, и фамилию Кан он взял впоследствии как сокращение от названия родного города. Семья Кан Сэн-хуэя переехала из Самарканда по торговым делам сначала в Северную Индию, а потом в государство Зиао-тяу (территория современного Вьетнама). Оттуда молодой Кан Сэн-хуэй отправился в Нанкин - столицу государства У, где основал буддийский храм и занимался переводом буддийских текстов.
    В своих духовных трудах бактрийские проповедники встречали самых деятельных помощников в лице парфян из Маргианы (территория современного Туркменистана). Маргиана являлась одной из крупных областей Парфянского царства - грозного и успешного противника Рима. На территории Маргианы, недалеко от современного города Байрам-Али, был раскопан буддийский храмовый комплекс IV века. В развалинах храма найдена голова большой глиняной статуи Будды. Даже сильно поврежденная, она покоряет той спокойной ясностью, которая отличает буддийскую скульптуру Кушанской эпохи. Безвестный парфянский скульптор, несомненно, был знаком с искусством Бактрии эпохи ее расцвета.

    Те же китайские источники сообщают, что в 146 году в Китай прибыл аршакидский царевич - представитель парфянских владык. Он и члены его свиты проповедовали буддизм среди местного населения и организовали перевод сутр с индийских языков на китайский.

    В VII-VIII веках новой эры буддийские центры перемещаются в другие области региона, отступая под натиском ислама. Археологами найдены развалины монастыря Аджина-тепе в Таджикистане - прекрасный образец небольшого сельского монастыря VII - начала VIII века, с интересными образцами живописи, а также два храмовых комплекса в городище Ак-Бешим (Киргизия). Интересно отметить веротерпимость тех времен. В Ак-Бешиме, к примеру, соседствовали и мирно уживались два буддийских храма, христианская церковь и зороастрийские святилища.Но в конечном счете буддизм, как и другие учения в Средней Азии, был вытеснен исламом. "Как лебеди, оставившие пруд, покидают они свои жилища", - говорится в Дхаммападе о последователях Учения. Лебеди оставили свой пруд, но на дне его мы, усилиями археологов, историков, искусствоведов, к счастью для себя, находим прекрасные образы давно прошедших времен.


http://nervana.nm.ru/buddism/budasia.htm

И еще:
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg342002/Tetrad/art11_12.htm

http://buddhist.ru/modules/wfsection/article.php?page=1&articleid=17
_________________
Не в состоянии скрыть свою радость!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
muamar
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Nov 28, 2005
Сообщения: 2
СообщениеДобавлено: 28.11.05, 16:04 +0000     Ответить с цитатой

ислам - не только угроза буддизму, он - угроза всему: христианству, науке, образование, человечности... я говорю это как бывший мусульманин. они все больные люди.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adm
dma


Зарегистрирован: Nov 19, 2003
Сообщения: 14584
СообщениеДобавлено: 28.11.05, 18:16 +0000     Ответить с цитатой

первый раз вижу человека, который отказался от ислама.
а то все в ислам, в ислам...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
зоригто
ороошо


Зарегистрирован: Jan 31, 2005
Сообщения: 130
Откуда: Yangon, Myanmar
СообщениеДобавлено: 08.12.05, 03:26 +0000     Ответить с цитатой

dodge писал(а):
первый раз вижу человека, который отказался от ислама.
а то все в ислам, в ислам...

:wink:
он тебя разыгрывает, Буддист он ярый.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Iren
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Feb 22, 2005
Сообщения: 31
СообщениеДобавлено: 12.12.05, 15:18 +0000     Буддизм Ответить с цитатой

Мда... БУДДИЗМ Древнейшая религия - так говорили и будут говорить все Буддисты (ярые и не очень) Что же касается ИСЛАМА, судя по фактам, он представляет угрозу не только для Буддистов, но и для самой религии ИСЛАМ. Возможно кто-то уже отказался от этой веры, после многочисленных терроров исламских бандформирований. Вполне допускаю. Если бы Буддизм приносил столько несчастий и в первую очередь человеческих жертв, число буддистов, думаю, значительно бы уменьшилось
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dora
баймга ороошо


Зарегистрирован: Mar 05, 2005
Сообщения: 153
Откуда: NJ, USA
СообщениеДобавлено: 14.12.05, 19:10 +0000     Ответить с цитатой

muamar писал(а):
ислам - не только угроза буддизму, он - угроза всему: христианству, науке, образование, человечности... я говорю это как бывший мусульманин. они все больные люди.

Znayu neskoka byvwix musul'man... Oni na sam dele prosto xotyat pit', kurit', s russkimi devuwkami spat' i kolbasu est'... Vot tipa i otkazyvayutsa... Nekotorye na vremya toka...
A ya vot o4 xopowaya buddistka... Poetomu musul'manam nravlyus'... Stranno, Da? :roll:
_________________
Sama energiya i s4astie! =)
------------------------------------------------------------
Vse, 4to proisxodit v moei zhizni, libo prodlevaet moyu zhizn', libo zakalyaet xarakter, delaya menya silnee!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dora
баймга ороошо


Зарегистрирован: Mar 05, 2005
Сообщения: 153
Откуда: NJ, USA
СообщениеДобавлено: 14.12.05, 19:16 +0000     Re: Буддизм Ответить с цитатой

Iren писал(а):
Мда... БУДДИЗМ Древнейшая религия - так говорили и будут говорить все Буддисты (ярые и не очень) Что же касается ИСЛАМА, судя по фактам, он представляет угрозу не только для Буддистов, но и для самой религии ИСЛАМ. Возможно кто-то уже отказался от этой веры, после многочисленных терроров исламских бандформирований. Вполне допускаю. Если бы Буддизм приносил столько несчастий и в первую очередь человеческих жертв, число буддистов, думаю, значительно бы уменьшилось

Eto ne pri4ina otkazyvatsa ot svoei religii!! Vot v amerike musul'mane o4en' stradayut! Vstre4ala tatarov, kotorye skryvali, 4to musul'mane i amerikosov vstre4ala, u kotoryx pri slove ISLAM volosy dybom! Etozh vse nepravil'no!!!
Eto ne religiya prinosit bedy! A politika mirovyx derzhav! Vot, esli by na territorii Buryatii bylo o4en' mnogo nefti! Ny proosto nemereno! Amerika by zayavila, 4to nas nada bombit'! Patamuwta my BUDDISTY! Tak 4to na meste islama mogla byt' lyubaya drugaya religiya!!! Utriruyu, kanewna, no eto zh pravda...
I voobs4e! Ya Koran 4itala! Tam ni4ego ploxogo, otnositel'no drugix religii!!!
doslovno ne pomnyu... No v razdele "nevernye"(kazhisya) primerno govoritsa, 4to pust' nevernye veryat svoemu bogu i tipa ne trogaem ix, mlin... I 4ago vse takie???
:evil: :roll: :oops: 8) :lol:
Davaite zhit' druuuzhno!!!!
_________________
Sama energiya i s4astie! =)
------------------------------------------------------------
Vse, 4to proisxodit v moei zhizni, libo prodlevaet moyu zhizn', libo zakalyaet xarakter, delaya menya silnee!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Snake
шэнэхэн


Зарегистрирован: Jan 05, 2006
Сообщения: 9
Откуда: Москва, Одесса, Кишинев
СообщениеДобавлено: 05.01.06, 13:15 +0000     Ответить с цитатой

Все мир!

СМИ нам запудрило голову о том, какие мусульмане плохие...
Поверьте мне, они ничем не хуже нас с Вами, они тоже могут любить и страдать.. Все дело в том, что правители этих стран агрессивно настроены, а также гребанное НАТО использует исламские страны в своих целях...
Я сам русский, живу в Москве, здесь мусульман очень много, никто их не любит, но я все-таки считаю, что дело в человеке, а не в религии... И тому,что на почве расовой ненависти совершаются убийства - нет оправдания!
Мир!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Dora
баймга ороошо


Зарегистрирован: Mar 05, 2005
Сообщения: 153
Откуда: NJ, USA
СообщениеДобавлено: 09.01.06, 17:53 +0000     Ответить с цитатой

Snake писал(а):
Все мир!

СМИ нам запудрило голову о том, какие мусульмане плохие...
Поверьте мне, они ничем не хуже нас с Вами, они тоже могут любить и страдать.. Все дело в том, что правители этих стран агрессивно настроены, а также гребанное НАТО использует исламские страны в своих целях...
Я сам русский, живу в Москве, здесь мусульман очень много, никто их не любит, но я все-таки считаю, что дело в человеке, а не в религии... И тому,что на почве расовой ненависти совершаются убийства - нет оправдания!
Мир!


Molodets, Snake!!!! Abazhayu takix russkix! ;) Xe xe! ;) Zhila 5 let v Moskve i eto klad - naiti 4ela, kotoryi znaet pro buryat i ne imeet ni4ego protiv musul'man! ;) Respect! ;)

_________________
Sama energiya i s4astie! =)
------------------------------------------------------------
Vse, 4to proisxodit v moei zhizni, libo prodlevaet moyu zhizn', libo zakalyaet xarakter, delaya menya silnee!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Snake
шэнэхэн


Зарегистрирован: Jan 05, 2006
Сообщения: 9
Откуда: Москва, Одесса, Кишинев
СообщениеДобавлено: 10.01.06, 13:18 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
Molodets, Snake!!!! Abazhayu takix russkix! Xe xe! Zhila 5 let v Moskve i eto klad - naiti 4ela, kotoryi znaet pro buryat i ne imeet ni4ego protiv musul'man! Respect!


Спасибо! Очень приятно, что наши мнения совпадают...!!
_________________
Всем счастья, любви и человеческого тепла!!!! Мир!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Манай Шажан Мүргэл Часовой пояс: GMT - 3
Страница 1 из 1

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
burweb - бурятские книги




Рейтинг@Mail.ru