| Предыдущая тема :: Следующая тема
|
Автор |
Сообщение |
gure эрдэмтэн
Зарегистрирован: Jul 18, 2003 Сообщения: 1334
|
Добавлено: 07.01.07, 13:27 +0000 |
|
|
songool писал(а): | Гур авгай, летопись как называется? не та ли которую в Индии опубликовал Ринчен.
не <Зургаан отог найман эцэгиин тобчи туухэ> ли?
|
она самая |
|
Вернуться к началу |
|
Юраа баймга ороошо
Зарегистрирован: Jan 23, 2006 Сообщения: 285
|
Добавлено: 07.01.07, 14:27 +0000 |
|
|
Недавно разговаривал с одной женщиной-цонголкой с рынка из Джидинскои долины. Я и раньше знал что цонголы живут и по Джиде, но не ожидал что так много... Она сообщила что цонгольские семьи живут почти каждой деревне примерно от 3 - 10 семеи. На вопрос откуда там сонголы .., она ответила что они там с давних времен......... |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 08.01.07, 04:54 +0000 |
|
|
ну по преданием цонголов один из 8 сыновей Окин тайши уехал и обосновался в западной Сартулией (дословно сказано было баруун сартуул ошоо). видимо немало подданых с собою увел к сартулам. 8) _________________ миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com |
|
Вернуться к началу |
|
Юраа баймга ороошо
Зарегистрирован: Jan 23, 2006 Сообщения: 285
|
Добавлено: 08.01.07, 05:44 +0000 |
|
|
По предании наших стареишин Ухин тайша не мало времени кочевал по Джидинской долине, возможно приводил под свое крыло, подчинение до и после прибывающих подданных из халхи. Для этой цели Ухин тайша оставил одного сына и не мало цонгол по Джиде и Иро.. Но по стратегическим целям он все таки свою ставку оставил в междуречье Хилка и Чикоя в Харлуне. Именно оттуда было легче контролировать границу и привлекать на свою сторону новых подданных прибывающих из Халхи и тех которые вновь хотели убежать к маньчжурам. Видимо междуречье Чикоя и Хилка было местом пересечении путеи кочевии с востока на запад, с юга на север и было легче всего перехватить кочующих туда или сюда именно в этом промежутке.. |
|
Вернуться к началу |
|
Mongol_Ard ахамад
Зарегистрирован: Jul 28, 2006 Сообщения: 946
|
Добавлено: 08.01.07, 10:19 +0000 |
|
|
Хэд хоногын емне нэг ийм ном авлаа.
"G.-F. Mueller and Siberia 1733-1743" by J.L. Black, D.K.Buse and V.J.Moessner
Энэ нь Федор Иванович Миллер (Gerhard-Friedrich Mueller) гэдэг хуний Сибирь-ээр аялсан тэмдэглэл байна. Энд Монгол тайш Лопсан (Лувсан)-тай уулзсан гэж товч дурдсан байна. Энэ Лувсан тайш нь " I yield to no one" "Given to Zongolskii family in 1727" ( Би хэнд ч бууж егехгуй- Сонгоолынхонд егев 1727) гэсэн орос бичигтэй туг барьж явдаг байж, энэ тугыг нь Орос гvн Сава Владиславич Рагузинский туунд егсен гэж бичсэн байна. |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 09.01.07, 13:07 +0000 |
|
|
пээ тэрэ хоморын юмэнээсээ ябуулыш даа! шулсоо залдин байжи гуйнаб. :lol:
Лопсон гэдэг чинь Лувсан л даа. Охин тайжийн ургож авсан хуу Лувсаншарав гэж сахилын нэр нь гэлон хун байж байгаад аавынхаа орыг залгах гэж шар шувталсан гэдэг.
тэр бичгииг оросоор "Никому ни уступать 1727 года дано цонгольскому роду" гэж байсан.
тэгээд тэр муу Миллер чинь сайхан суутэй цайгаар зочилж байхад сэжиглээд уугаагуй гэж байгаа биз. Гермаанууд аа гэж... :lol: _________________ миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 09.01.07, 22:00 +0000 |
|
|
Сонгоол, дружище, не подскажешь где нашел эти фотки и что там еще есть интересного? |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 10.01.07, 10:18 +0000 |
|
|
Спасибо! Это очень интересный портал! |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 01.02.07, 07:40 +0000 |
|
|
Узнал недавно, что в фоьклоре западных бурятов, оказывается есть устойчивое выражение
hонгоол ехэ номо - то есть большой сонгольский лук. Оно существует в эпосах, наряду с бухайр шара номо и манзан номо.
Все они, как я понял, обозначают именно лук большого "веса" (т.е. силы натяжения), боевые дальнобойные луки.
Очень интересно, что именно сонгольские луки считались видимо особо качественными у западных бурятов. |
|
Вернуться к началу |
|
Tsebeen Мудур кэку
Зарегистрирован: Dec 9, 2003 Сообщения: 3030 Откуда: Yдэ голой урда бэе |
Добавлено: 01.02.07, 08:43 +0000 |
|
|
Unkas писал(а): | hонгоол ехэ номо |
Очень интересное развитие *ч.
Unkas писал(а): | бухайр шара номо и манзан номо. |
манзан — маньчжурский видимо. Опять же интересно, что там з, а не ж. _________________ Отшеньдобрый hидальго Дон Цэбээн Кижингинский и Доодо-Кодунский, Улаан-Yдэнский и Улаанбаатарский и прочая, прочая... едет к сеньоре Наталее Добоской и Машзаводской |
|
Вернуться к началу |
|
Unkas мүнхэ
Зарегистрирован: Oct 04, 2004 Сообщения: 4915 Откуда: ...где-то рядом |
Добавлено: 01.02.07, 08:51 +0000 |
|
|
Tsebeen писал(а): |
Unkas писал(а): | hонгоол ехэ номо |
Очень интересное развитие *ч.
Unkas писал(а): | бухайр шара номо и манзан номо. |
|
Я тоже заметил. Этот говорит о том, что термин к западным бурятам пришел не прямо от цонголов, а через других сакающих бурятов.
Tsebeen писал(а): |
манзан — маньчжурский видимо. Опять же интересно, что там з, а не ж.
|
Может быть. Интересная версия! |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 01.02.07, 23:44 +0000 |
|
|
Цитата: | Сонгоолой угсаатан хїнїїд Сэлэнгэћээ ерээ. Эдэнэй уг бєє байћан, тэрэ Бохлой Бодиев гэжэ нэрэтэй бэлэй. Тїрїїшээр тэрэ мїнєєнэй Олзоной, Хурамшын угтай буряадуудай дунда ажаћуудаг, бєє мїргэлєє хэдэг ћэн. Тэдэнэр ћайн ажаћуугаа. Сонгоол угтанай буряадууд боомо ба бусад їбшэн тахал эльбэ шэжээрээ сарадаг, ћалгаадаг байгаа. Тэдэнэр бултадаа – эрэшїїл болон эхэнэрнїїд – тарим уншадаг бэлэй. Боомо їбшэнгые ћалгаадаг таримайнгаа їгэнїїдые угайнгаа тїрэлхидћєє гадна, хэндэшье хэлэдэггїй ћэн. Угайнгаа нюусые буса хїнїїдтэ хэлэжэ болохогїй гэжэ тэдэнэр їри бэенэртээ захидаг байћан юм гэжэ тэдэ хэлэдэг байгаа.
Шулуун гэжэ нэрэтэй хїн Эмнэй ахатаяа хамта Мїрэн голой нуга газарта тїрїїлэн ерээ ћэн. Анханда тэдэ Монголой Їнеэнэй шара нуурай эрьедэхи Хїхэ болдог гэжэ нютагта ажаћуудаг байћан юм. Тэдэ Шїхэр ноёной отрядтай хамта иишэ ерээ ћэн. Аха дїїнэр отрядћаа їлэжэ, Олзон угтанай Гахан нютагта тїбхинэбэ. Олзонтон удабашьегїй тэдэниие їлдэжэрхибэ. Тиихэдэнь тэдэ Мїрэн голой нугада ћуурижаба. Эндэ тэдэ наћа бараћан буряадуудай бэлбэћэн эхэнэрнїїдые ћамга абаћан байгаа.
Эдэнэй їри бэенїїд сонгоол угсаатанай їндэћэ ћуури табяа ћэн. Энэ угтан захиргаанай талаћаа харануудай угсаатанда ороод, Худайн Степной дїїмэдэ мэдэлтэй байба. |
Вот эти записи сделал С.П.Балдаев, оказывается в западной Бурятии некоторая часть цонголов выселились.
мое видение этой проблемы. все таки среди цонголов находились приверженцы шаманизма, хотя они еще с конца 16-го века стали буддистами. но после прихода 150 монгольских и тибетских лам(после вторжение олетского Цэрэндондоба в Тибет в 1716 году оттуда бежали 100 тибетских желтошапочников на север и по пути к ним присоединились 50 монгольских лам и они приехали распространить буддийское учение в Бурятии) начались гонение на шаманов. (в этом деле особо усердствовал Заяа хамбо(Дамба-Даржа Заяев), передает нам Паллас, встречавшийся с ним в 1772 году).
Видимо шаману Бодиин Бохлою ничего не оставалось, как переселиться на тот берег Байкала дабы остаться верным своим онгоном и утха. Имя Боди буддийского происхождении, видимо он был так называемым желтым шаманом, и был неплохо знаком с буддизмом. подтверждение тому слово тарим(тарни) или это другое слово?
Я думаю именно он и его люди были основоположниками этой осколки цонгольской вольницы в Западной Бурятии. а потом видимо к ним присоединились эти братья Шулуун и Эмнэй, остальцы из отряда Шvvхэр нойона. (Кем был этот Шvvхэр нойон, мы не знаем как я помню никто не делал попытки отождествить его каким нибудь исторической личностью. Шvvхэр это не имя а титул присвоивавшиеся аристократам военным. Цєєхvр- такой титул носили многие халхасские феодалы, но мы должны вести поиски прежде всего в генеалогии чингисидов Западного крыла Халхи).
так что западные буряты не были изолированными от остального монгольского мира. туда бежали многие по разным причинам. был и обратный приток. _________________ миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com |
|
Вернуться к началу |
|
Дашидондок ахамад
Зарегистрирован: Jul 8, 2003 Сообщения: 671 Откуда: Улан-Удэ |
Добавлено: 02.02.07, 01:56 +0000 |
|
|
Сонгоол, мэндэ. Извини, вопрос не совсем по сабжу. Но я не понимаю, как связаны поход Цырендондоба в Центральный Тибет и бегство желтошапочников из Амдо? Олётский полководец что, преследовал гелукпинцев? По моим сведениям наоборот. В Амдо и Кукунор он не добрался. Почему же эти 150 бежали, да ещё так далеко? Известо ли откуда они были, из какого монастыря или из разных монастырей? |
|
Вернуться к началу |
|
songool соохор адуу
Зарегистрирован: May 21, 2004 Сообщения: 2359 Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас |
Добавлено: 03.02.07, 07:22 +0000 |
|
|
Dashidondok mende, ne pomnyu seichas gde vychital eto soobshenie(chto 100 tibetcev bezhali iz tibeta), no tochno burjatskii istochnik.
da cerendondob ne ustraival gonenie na jeltoshapochnikov no ego soldaty ustroili pogromy v monastyryah etim i poteryal podderjku so storony mestnyh tibetcev. eti tibetcy pochemu tak daleko zabrelis'? vse prosto ya dumayu, ved' togda 90 procentov buryat po prejnemu ostavalis' shamanistami. buddistami byli tol'ko vyhodcy iz mongolii. _________________ миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com |
|
Вернуться к началу |
|
|