BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


История и культура западных бурят
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дюна
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Mar 18, 2008
Сообщения: 4
СообщениеДобавлено: 06.04.08, 01:25 +0000     Самоиндетификация Ответить с цитатой

Не знаю, помогут ли мне... Хотелось бы подробнее узнать об истории бурят Боханского, ныне Осинского района (если конкретно - улус Бужидай, чьих жителей переселили во вновь созданный поселок Усть-Алтан). Какого роду-племени мы будем? Что не эхирит-булагаты, знаю точно, а кто? :roll:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 13.05.09, 07:16 +0000     Ответить с цитатой

ХАШХАЙ: КТО ХОЗЯИН СВЯЩЕННОЙ ГОРЫ?

Четыре веры Новых Нукутов
Поселок Новонукутский неожиданно оказался поликонфессиональным. То есть здесь вполне официально существует сразу четыре религии. Причем нужно уточнить сразу: здесь живут не просто люди, которые исповедуют для себя буддизм, шаманизм, православие и ислам, а именно четыре не так давно окончательно сформировавшиеся общины, проводящие совместные религиозные мероприятия, а также общие праздники, для всех.
В Нукутском районе, по последним статистическим данным, проживает 16 925 человек. Порядка пяти тысяч из них — в райцентре. Русских — 7956, бурят — 7616, и чуть меньше тысячи татар.
Татары сюда приехали еще в 1900-х годах. Переселялись они добровольно, от безземелицы, по Столыпинской реформе — с Волги, Башкирии и Татарстана. Правда, среди причин переселения также указывается некий национально-религиозный гнет со стороны царского правительства. Местом компактного проживания стало для них село Хареты.
В последние годы на волне всеобщего возвращения к историческим корням татары проводят в районе свои национальные мероприятия, например Ураза-Байрам, праздник ощипывания гусей, радуя представителей других конфессий необычными блюдами своей национальной кухни. Более того, мусульманская община раз-два в год приглашает муллу проводить молитвы-намазы. Несмотря на то что русские составляют половину населения района, до последнего времени здесь не существовало православной конфессии — ни церкви, ни молельного дома, и те, кто считал себя очень религиозным православным христианином, молились каждый сам по себе, по домам, на икону в красном углу.
Все изменилось неожиданно. Около четырех лет назад в одном из сел района появилась баптистская община. Поселковая и районная администрации не видели никаких причин для отказа этим тихим, незаметным людям в приобретении домов, усадьб, земельных участков. Но очень скоро с обжившимися баптистами возникли неожиданные проблемы. Начались они с обучения их детей в местной школе.
Баптисты, высказывая формальное законопослушание, детей в школу отправляли. Но посещение школы для них было только необходимым (чтобы не конфликтовать с органами опеки) ритуалом. Возвращаясь домой, дети не занимались, не делали домашних заданий, моментально забывали все пройденное на уроках, и это соответствующим образом отражалось на их успеваемости.
А вскоре баптисты и сами захотели участвовать в общественной жизни. Выражалось это в активной пропаганде их веры. Они приходили с брошюрками и задушевными разговорами к калитке ближайшей Большебаяновской школы. Просили разрешить именно им проводить большие праздники — Рождество, Масленицу, прочие мероприятия с церковной тематикой. Понятно, что проводить эти общественные мероприятия они собирались с точки зрения баптизма.
Органы местного самоуправления забеспокоились только тогда, когда к баптистской общине потянулись православные нукутчане, причем вплоть до того, что стали переселяться к ним поближе.
— Нас не беспокоило то, что люди стали возвращаться к вере. Нас беспокоило, что православные стали посещать баптистов, потому что в районе не было разумной альтернативы, то есть православного храма или просто общины, — рассказала заместитель главы Нукутского района по социальным вопросам Мария Хойлова.
В результате силами местных православных активистов-энтузиастов, при спонсорской помощи генерального директора градообразующего предприятия ОАО «Нукутский гипсовый карьер» Всеволода Качура и под эгидой районной администрации в Новонукутском была создана православная община. В 2006 году за консультацией активисты обратились к батюшкам Зимы и Саянска. Те не только помогли добрым словом, но и предложили проект церкви в Новонукутском.
Уже осенью 2007 года зиминский священник отец освятил в Новонукутском поклонный крест на месте, где скоро начнется строительство православного храма. Так излишняя активность баптистов невольно помогла образованию в поселке Новонукутском сплоченной и жизнеспособной православной общины.

Буддисты в Новонукутском — джедаи
Если нукутские русские и татары быстро и безболезненно определились и со своей религией, и с местом, где им можно было молиться своим богам, то коренное население сомневается, какой же они веры, к какой конфессии принадлежат. Шаманизм, как языческая религия, не нуждается в храмах, но местное население в них воспитывается веками и в любой момент может обратиться за помощью к шаманам.
В свою очередь последователи буддизма могут посещать совсем недавно достроенный Унгинский дацан: его освятили в начале февраля, а открыли в конце лета 2005 года, после семи лет вялотекущего сооружения методом народной стройки. Он стал первым дацаном в тогдашней автономии, открытым за советские и постсоветские годы. Однако четко разделить последователей буддизма и шаманистов невозможно — нередко это одни и те же люди.
— Да, буряты, в том числе и унгинские, воспитываются в традициях шаманизма, — подтверждает директор районного краеведческого музея Елена Бадмаева. — Однако у нас всегда было много буддистов. Люди пусть не массово, но всегда ездили в Иволгинский дацан — помолиться, к лекарям. Я не знаю почему, но никогда одно другому не мешало.
В конце 90-х годов в Нукутах появился первый лама — Баир. Первые службы он проводил на съемной квартире, и уже тогда у него был свой постоянный приход.
— До революции в районе Унги было два дацана. Значит, действительно многие люди верили в буддизм. Видимо, Баир решил возродить здесь это учение и стал строить Унгинский дацан — он был первым в Усть-Ордынском округе. Построил и пошел дальше — сейчас он строит дацан в Кутулике, — рассказала Елена Цыбиковна. — Нам повезло с ламами — они джедаи.
— Кто?
Я не поверил своим ушам, вспомнив, что главные герои культовой голливудской саги «Звездные войны» назывались рыцарями-джедаями.
— Это ламы из района, который называется Джеда. Он находится на границе Бурятии и Монголии. Там очень сильные традиции буддизма, древняя культура, отличная школа лам. Как у нас говорят, оттуда выходят ламы с сильной кровью. Сегодня в Унгинском дацане службы идут почти ежедневно. Алдар-лама занимается астрологией, Чингис-лама — врачеванием. Оба настаивают, что никаких конфликтов у них ни с шаманами, ни — тем более — с местным населением нет.
— Шаманизм ведь языческая религия. А людям сейчас нужны храмы, куда можно прийти, поговорить, получить помощь. Так что с тех пор, как открыли этот дацан, народу к нам приходит все больше и больше. За восемь лет, которые я здесь живу, у нас не было ни одного конфликта, — говорит Чингис-лама, мягко улыбаясь. — Вот нам рассказывали алтайские ребята, которые учились в Иволгинском дацане, что на Алтае была жесткая война горных шаманов с ламами, потому что там два шамана в одной местности ужиться не могут. А у нас могут. Люди одинаково доверяют и шаманам, и ламам. Нужно покапать, обратиться к духам — идут к дедушке. Нужно полечиться — идут к нам. И оба визита могут произойти в течение одного дня.
Самым забавным при этом оказалось то, что ламы могут конкурировать с шаманами, когда их просят почистить дома от порчи. Чингис-лама рассказывал, что в буддизме нет практики снимать порчу. Буддисты этого обряда не признают. Но они могут выступить посредниками между людьми и бохылды — так буряты называют злых домовых духов, барабашек. Ламы же считают, что это души людей, которые не переродились в следующее существо, застряли в этом мире и вредят, могут забрать с собой любого провинившегося перед ними человека. Ламы договариваются с ними, чтобы духи никого не трогали, оставили семью в покое, проводят обряд пожелания усопшему — беспокойному духу безвинно убитого человека.
Однако основное занятие лам Унгинского дацана — проводить ежедневные тематические молебны буддам сострадания, медицины и буддам-хранителям. Постороннему человеку, честно говоря, трудно понять, чем буддистские молебны отличаются от капаний шамана духам предков с теми же целями — помощи, защиты, здоровья...

Лечиться можно. Верить — смертельно опасно
Когда мы приехали, еще не старый унгинский шаман Валерий Жербаков хворал.
— Сходите к ламе, у них сегодня как раз молебен во здравие, — простодушно посоветовал я.
— Не пойду к ламе — не моя религия, — сердито ответил Валерий Константинович.
— А как же у вас в селе уживаются буддизм и шаманизм?
— Очень просто уживаются. Я всегда говорю, когда меня спрашивают, можно ли ходить к ламам: «Нужно лечиться — идите к ним, они этому с детства учатся. Но молиться ни в коем случае нельзя по-ихнему, духи накажут!» (Ламы молятся, сложив кисти рук ладонями на груди, а шаманисты молятся только одной ладонью, держа ее так же — большим пальцем к груди, подняв вверх. — Прим. авт.)
По словам шамана, буддизм не приживается на бурятских землях:
— Вот эхириты, например, только шаманисты. Когда к ним приезжают ламы — сразу начинают болеть, умирают. Земля их не принимает. Буддисты преследовали шаманов всегда, поэтому шаманы их не любят. Например, шаманов хоронят на деревьях, и часто на месте их захоронений находили православные кресты. Потому что бурятам не запрещалось креститься. Многие крестились по нескольку раз — за это выдавалось по килограмму соли или муки. А фотокарточка-то одна, в смысле — лица похожи. Не поймешь, крестился уже или нет, — смеется Валерий Константинович. — А вот в буддисты наши никогда не перекрещивались.

Что написано на Хашхае?

Гора Хашхай считается в Нукутском районе священной. Вопрос только в том, для какой религии — буддизма или шаманизма. И, конечно, шаманы и ламы имеют каждый свою версию. Дело в том, что на горе есть две надписи, выбитые на камне, писаницы неизвестной культуры. Никто не знает, когда они появились и кем были выбиты.
Однако Чингис-лама уверен, что надписи — это две буддистские мантры: самая известная мантра сострадания «Ом Мани Падме Хум» и мантра для очищения сознания «Ом Ара Ваза Нади». Причем вторая, как уверяет Чингис-лама, написана с ошибкой.
— Да, гора Хашхай для буддистов Унги святая. Каждый Новый год мы проводим на горе молебен, посвященный духам этой местности, хозяевам, приносим им подношения, чтобы жить с ними в союзе, — рассказал Чингис-лама. — Во время молебна на горе устанавливается флажок-хийморин, что переводится как «воздушный конь». Он символизирует одновременно энергетику человека и удачу — его иногда также называют конем удачи.
С этим не согласен шаман Валерий Жербаков. Как полагается в бурятской культуре, на этот счет есть сразу две местные легенды — о духе — хранителе горы и о появлении надписей. По словам Валерия Константиновича, название горы произошло от бурятского «хаш-хэ» — «редут» или «укрепление». Однажды к подножию горы в поисках нового места под солнцем пришли три брата из ангоевского рода. Они заночевали под горой, а когда проснулись — над ними стоял шараманом, желтый туман. Когда он рассеялся, братья увидели маленькую девочку, в которой узнали свою младшую сестру, оставшуюся с матерью. Мать была сильной шаманкой, и братья поняли, что она умерла, а перед смертью отправила дочь под защиту братьев (Валерий Константинович использовал слово «телепортировала», но оно вряд ли уместно в старой легенде. — Прим. авт.)
Сестру приютил старший брат. Местные старейшины выделили братьям участки, где они могли расселить свой род. Старшему досталось Хашхай-унгы, долина под горой. Когда младшая сестра выросла, она без мужа родила ребенка.
— У нас считается грехом для девушки родить в своем доме, то есть не в доме мужа. Поэтому племянника старший брат оставил себе, чтобы скрыть грех сестры, а ее выдал замуж на ту сторону Ангары, — степенно повествовал шаман. — Но мальчика невзлюбила жена старшего брата. Она постоянно придиралась к нему, притесняла. И когда ему было 12—14 лет, он не выдержал издевательств и повесился на дереве, что стояло на склоне Хашхая в сторону долины. Он должен был стать великим шаманом, а стал хранителем горы.
О появлении надписей он рассказал свою версию. Когда Тангутское царство покорилось Чингисхану, часть воинов-тангутов бежала от гнева всесильного хана.
— Воины встретились с нашими предками на реке Куде. По-бурятски «худа» — это «сват», то есть наши народы посватались и стали жить вместе. Посватались они, потому что пришли одни мужчины, так получается. Тангуты были грамотные, и это они нанесли надписи тибетскими письменами. Там написано что-то вроде «мы вернемся» или «мы возродимся» — тангуты мечтали вернуться на родину и возродить свое царство. Кстати, у нас прямо под Хашхаем есть село Тангуты — странное совпадение, не правда ли? Возможно, там до сих пор живут потомки воинов-тангутов.

Берт Корк, «СМ Номер один». Фото Алексея Головщикова и Алексея Сморжевского


Последний раз редактировалось: tangut (24.07.09, 01:02 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 13.05.09, 07:56 +0000     Ответить с цитатой

Возвращаясь к публикации: «Тайны Лысой горы»

«Гости» из Монголии»

Меня всегда поражает память человеческая – она неимоверно коротка. Если в прошлом историю рода, племени, народа передавали из уст в уста, бабушки и дедушки рассказывали своим потомкам, были улигершины – самородки, то 20-й век нанес непоправимый урон истории моего народа, населявшего унгинские степи с незапамятных времен, потому что в условиях отсутствия письменности произошел временной исторический пробел, который практически не восполним. С фанатичной верой в коммунизм и «светлое будущее», когда все были равны, забыли, кто мы есть. Я не виню в этом в частности кого-то, тогда такое время было, ведь это тоже наша история. Один мудрец сказал: «У народа без прошлого нет будущего!»
В декабре 2006 года, все Вы помните, была публикация в нашей газете о писаницах на Лысой горе. Закончилось обсуждение данной темы переводом с тибетского языка. И мне все это время не давал покоя вопрос – кто высекал эти письмена? И вот, изучая труды ученого-этнографа М.Н. Хангалова, я нашел очень интересную, на мой взгляд, статью, которая, возможно имеет отношение к нашей истории.
«По народным преданиям, в старинные времена буряты и монголы часто переходили то на ту, то на другую сторону Байкала. Монголы приходили из Монголии, переправлялись через Байкал и жили тут; но иногда опять уходили на юг, а на их место приходили другие. Таким образом, жившие по ту и другую стороны Байкала были в частых сношениях. Буряты, жившие по северную сторону Байкала, делали набеги в Монголию, и угоняли у монголов скот, которого у бурят было мало, а также добывали здесь разные украшения, выменивали их на звериные шкуры. Монгольские ханы, узнав о существовании байкальских бурят, живущих независимо и не платящих никому дани, захотели их подчинить себе. С этой целью они послали на северную сторону Байкала двух лам: один назывался Гэнэн-худакта, а другой Сухэр-нойон. Двое этих посланных должны были подчинить бурят и прекратить их набеги на Монголию и угон скота.
Гэнэн-худакта приезжал на землю бурят задолго до прихода русских. Он был из племени олод (калмык). Он был лама и отличался необыкновенной силой. Он приезжал на северную сторону Байкала, чтобы обратить бурят в буддийскую веру, но это ему не удалось, так как буряты не показывались ему и уходили вглубь лесов и прятались, не желая подчиниться монгольскому хану и рассчитывая жить по-прежнему, не завися ни от кого и никому не платя дани.
Гэнэн-худакта приехал из Монголии по реке Селенге, спустился вниз по течению к Байкалу и по льду попал на остров Ольхон, откуда через Малое море (Нарин далай) перебрался на северную сторону Байкала; через нынешнее Ольхонское ведомство он приехал в Верхоленское ведомство, а оттуда в Кудинское. Здесь он остановился на некоторое время и, взяв хужир (солонец), направился в Идинское ведомство, переправился через Ангару, вошел в Балаганское ведомство и поднялся по реке Унге; здесь тоже остановился на некоторое время и взял хужир. Из двух ведомств, Кудинского и Балаганского, он увез хужиру на семидесяти верблюдах. С реки Унги Гэнэн-худакта вышел на реку Оку и, поднимаясь вверх по ее долине, ушел обратно в Монголию.
По дороге Гэнэн-худакта на скалах оставлял письмена или надписи, которые буряты называют теперь Гэнэн-худактын тамга. Говорят, что где-то в верховьях Оки, около Окинского караула на горе Монголжини-ула он оставил надпись, которая существует до сих пор. Кроме того, буряты Балаганского и Верхоленского округов указывают дорогу Гэнэн-худакта. Балаганские буряты указывают дорогу Гэнэн-худакты по реке Унге; она теперь заметна в виде углубления, заросшего травой, будто бы вытоптанного многочисленными караванами верблюдов. У бурят Балаганского ведомства до сего времени сохранилась в памяти песня о Гэнэн-худакте:
Ара дэгур харбаха
Алтан халюр hуматаб.
Аламhиса булгэхэ
Боро шара моретоб.
Мор дэгур табиха
Гэнэн-худакта бэерэб.
Мордобхилжи хуряха
Боро шарга моретоб.
Хурзэн шинэн зентэб.
Тэрэ хэми гэхэдэ
Монгон халюр hуматаб.»

Что касается времени похода ламы Гэнэн-худакта, то точных данных нет. Но в какой-то мере проясняет ситуацию предание о втором походе, ламы Сухэр-нойона. Вот что пишет М.Н.Хангалов:
« Сухэр-нойон, по народному преданию, приезжал в эти места далеко позже Гэнэн-худакты, но сколько именно лет прошло между приездами этих двух лам, буряты сказать не умеют.
Сухэр-нойон также был из племени олод. Он был лама, а также был батур, то есть предводитель, отличавшийся необыкновенной силой. С того времени, как он приехал, по преданию балаганских бурят, прошло шестнадцать или семнадцать поколений (если каждое поколение считать по 30 лет, то со времени Сухэр-нойона прошло около 480-510 лет; следовательно, это было около 1370-1400 годов). При нем было триста вооруженных человек или телохранителей. Цель его прихода была покорить бурят, обратить в буддийскую веру и заставить их платить дань дорогой пушниной. Он приехал из Монголии по другому направлению, чем Гэнэн-худакта, а именно – через нынешнее Тункинское ведомство. Из Тунки Сухэр-нойон приехал в местность, называемую по-бурятски Уля (где ныне Александровский завод). Отсюда Сухэр-нойон поехал в Идинское ведомство, по речке Оса спустился вниз и доехал до местности, где ныне стоит Идинская степная дума. Здесь Сухэр-нойон остановился на некоторое время и предсказал, что впоследствии будут жить кузнецы, что здесь будет присутственное место (зурган). Отсюда Сухэр-нойон выехал на реку Ангару и поехал вниз по ней до нынешнего Братского острога, от которого возвратился обратно, переправился на левую сторону и поднялся вверх по Ангаре выше Балаганска. Поднявшись немного выше Балаганска, выехал на речку Унгу, по которой поднялся вверх и остановился недалеко от местности, где ныне стоит Балаганская степная дума. Тут он опять предсказал, что здесь будет «зурган» и будут разбираться разные тяжбы. После этого он поднялся вверх по реке Унге и выехал на реку Оку, по которой обратно уехал в Монголию.
Во время своего пути Сухэр-нойон совершал над бурятами разные жестокости, будто бы наказывая и предсказывая будущее, что будто бы теперь сбывается.
В это время был некто Олзой (хан Олзой жил в Балаганском ведомстве по речке Унге; потомки его ныне живут по р.Унге, составляя два рода: 1-й и 2-й Олзоевы роды), который будто бы считался царем здешних мест. Сухэр-нойон, поднимаясь по пади Тотхото, встретил одного бурята, который ехал на красном порозе. Этого бурята звали Ханха. Встретившись с ним, Сухэр-нойон спросил его: «Откуда ты приехал?». Бурят Ханха ответил, что он приехал от своего царя Олзоя. Тогда Сухэр-нойон приказал своим людям убить этого бурята. Когда убили Ханха, то тело его бросили в озеро, которое и теперь по его имени называется Ханха-нур.» Напомню, что М.Н. Хангалов писал свои труды в конце 19 века.
Кроме этого, профессор Н.П. Егунов в своей книге «Бурятия до присоединения к России» утверждает, что Муры, младший брат Олзоя и Хулмэнгэ (сыновья унгинского Болот-хана), жил в начале 15-го века. А в это время в Монголии произошел окончательный распад империи Чингисхана, ойраты (западные монголы) выделились в племенной союз, это было начало формирования могущественного Джунгарского (Ойратского) ханства, и в 1409 году осуществили 1-й военный поход в Восточную Монголию (Халха). Началась длинная череда междуусобных войн.
Прочитав эти строки, у Вас возникает еще больше вопросов, не так ли? Где находится гора Монголжини-ула? Есть ли на самом деле на скалах этой горы письмена? Если есть, идентичны ли письменам на Лысой горе? Где находится Ханха-нур? Наверное, по приезду в Монголию эти ламы составляли отчет о походе и докладывали своим ханам. Что в самой Монголии известно об этих походах? По крайней мере, установить месторасположение Окинского караула возможно, т.к. должны сохраниться в архивах царских времен сведения. Окинский караул был организован в верховьях реки Оки (река Ока получила название от бурятского «Аха», старший) для защиты от набегов со стороны Монголии и исключения путей миграции племен с Приангарья – основных данников царской России в здешних местах. Ведь к тому времени уже имели место организованные переходы бурят на территорию современной Монголии, которые были недовольны системой двойного ясака, наложенного наместником Иваном Похабовым. Кроме этого, житель улуса Мулhэтэ (Мельхитуй), представитель славного 2-го Олзоева рода, внук известного во всей унгинской долине белого шамана Барлака Хангуева богач Балихай, состоявший к тому времени в должности заседателя со стороны бурят в Иркутском словесном суде, где он прослужил несколько лет, был выбран от общества балаганских бурят старшим распорядителем (занги) Верхне-Окинского караула. В настоящее время это Окинский район Республики Бурятия. А в то время Верхне-Окинский караул и его местность входили во владения балаганских (унгинских) бурят. Балихай со своим небольшим отрядом торжественно выезжал в Оку (Ахын Толгойдо), где нес службу в течение трех лет. Это был прадед ученого М.Н.Хангалова.
Уважаемые земляки! Если Вас заинтересовала эта тема, если есть ответ хотя бы на один вопрос, предлагаю продолжить исследование. Не помешало бы подключить ученый мир, ведь это тема не одной диссертации.
А.Платохонов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Туяна
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Apr 12, 2004
Сообщения: 1629
СообщениеДобавлено: 15.05.09, 02:39 +0000     Ответить с цитатой

Это что за оскорбительный бред?

— Не пойду к ламе — не моя религия, — сердито ответил Валерий Константинович.

— А как же у вас в селе уживаются буддизм и шаманизм?

— Очень просто уживаются. Я всегда говорю, когда меня спрашивают, можно ли ходить к ламам: «Нужно лечиться — идите к ним, они этому с детства учатся. Но молиться ни в коем случае нельзя по-ихнему, духи накажут!» (Ламы молятся, сложив кисти рук ладонями на груди, а шаманисты молятся только одной ладонью, держа ее так же — большим пальцем к груди, подняв вверх. — Прим. авт.)

По словам шамана, буддизм не приживается на бурятских землях:

— Вот эхириты, например, только шаманисты. Когда к ним приезжают ламы — сразу начинают болеть, умирают. Земля их не принимает. Буддисты преследовали шаманов всегда, поэтому шаманы их не любят. Например, шаманов хоронят на деревьях, и часто на месте их захоронений находили православные кресты. Потому что бурятам не запрещалось креститься. Многие крестились по нескольку раз — за это выдавалось по килограмму соли или муки. А фотокарточка-то одна, в смысле — лица похожи. Не поймешь, крестился уже или нет, — смеется Валерий Константинович. — А вот в буддисты наши никогда не перекрещивались."

Не знаю, что несет этот якобы шаман, который сам себя вылечить не может...Работая в Усть-Орде, напротив замечала, что там многобожие - и в церковь сходить не грешно, и к шаману и к ламе. Может это с тех пор повелось, когда крестились по нескольку раз за килограмм соли. Причем к ламам там действительно отношение почти как к шаманам - пока бохолдои не достанут совсем и шаман не сможет вывести, тогда идут к ламе.

Про эхиритов уж молчал бы. Агван Доржиев родом из Качуга по отцу и сумел же найти путь к сердцу земляков.

Статья безобразная.
_________________
Мнение не бывает истинным, или ложным, а лишь полезным или бесполезным ( Шри Ауробиндо)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 16.05.09, 03:47 +0000     Ответить с цитатой

ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ПИРАМИДА НЕДАЛЕКО ОТ ИРКУТСКА
Легенда о тангутских воинах получила неожиданное продолжение

Древняя нукутская земля и по сей день хранит множество тайн и загадок. Чему тут удивляться: с одной стороны, в Новонукутском районе множество реально существующих исторических достопримечательностей, с другой — как в любой бурятской местности, здесь ходит множество сказаний и легенд, которые имеют под собой вполне реальную основу. Во всяком случае, так утверждают местные жители. Одна из таких нераскрытых тайн Нукутского района — это то, что местные называют просто китайской пирамидой. Это одновременно и реальная достопримечательность, и объект, овеянный легендами и мистикой.

От китайских воинов в Нукутах осталось три артефакта

В полутора-двух десятках километров от районного центра есть небольшая, внешне ничем не примечательная деревня Тангуты. Про любую старую бурятскую деревню (современные большие деревни сформировались на месте нескольких старых улусов) говорят, что ее образовали конкретные бурятские роды, называли их по фамилиям. Часто бывало так, что в уже образовавшуюся большую, богатую деревню приходили представители других бурятских родов из далеких земель и хотели поселиться по соседству. Старейшины выделяли им землю, и новый улус начинал жить и прирастать к новому месту. Про Тангуты рассказывают все то же самое. За одним исключением.
Никто не знает, какие роды образовали эту деревню, потому что, согласно легенде, это были не бурятские роды, да и пришли они не из других бурятских земель, а с территории Китая во времена войн Чингисхана. Эту легенду озвучил местный краевед, нукутский шаман Валерий Жербаков. Он рассказал, что, когда Чингисхан полностью уничтожил Тангутское царство, небольшая честь китайского войска ушла далеко на север. Утверждается, что это были именно конные воины, ибо на бурятские земли пришли исключительно мужчины.
— Воины встретились с нашими предками на реке Куде. По-бурятски «худа» — это «сват», то есть наши народы посватались и стали жить вместе, — рассказал Валерий Константинович.
Наша газета уже писала («СМ Номер один», № 5 от 12 февраля, статья под заголовком «Хашхай: кто хозяин священной горы?»), что одним из доказательств того, что наследники Тангутского царства жили в Унгинской долине, некоторые местные краеведы считают надписи на священной горе Хашхай — там выбиты на камне странные писаницы. Сторонники данной легенды утверждают, что надписи обозначают «мы вернемся» или «мы возродимся» — якобы тангуты мечтали вернуться на родину и возродить свое государство.
В бурятских легендах плохо одно: рассказывая о событиях, они совершенно не оперируют временной шкалой. Поэтому неизвестно, когда пришли тангуты, сколько они прожили на новом месте и когда они исчезли. Заканчивается легенда тем, что тангуты выполнили свое обещание вернуться на родину. Однажды они быстро собрались, снялись с места и исчезли навсегда в неизвестном направлении.
Осталось только добавить, что Тангутское царство пало под копытами конницы Чингисхана в 1227 году. Поэтому если верить легенде и учитывать время, которое китайские воины шли до Унгинской долины, то со дня на день село Тангуты должно праздновать 780-летний юбилей со дня образования. Другим доказательством, говорящим само за себя, здесь считается само название села — Тангуты. И, наконец, третьим артефактом, доказывающим древнюю легенду, в Нукутах считают объект, который все называют не иначе, как китайская пирамида.

Тайну Унгинской долины хранит местечко Илтын

Илтын — это пустынное место, участок ровной степи, падь, тянущаяся от берега Унги до подножия Хашхайской гряды, которая, как говорят местные жители, простирается до самих Саян. Пожалуй единственное, чем Илтынская падь известна среди местных жителей, — в том месте, где гора Хашхай и села Тангут и Семеновское образуют треугольник, стоит странное образование: пирамида высотой до тридцати и длиной в основании до ста метров. При взгляде с высоты Хашхая она поражает своими геометрически правильными пропорциями, которые и приводят в доказательство ее рукотворности. Отчетливо просматриваются две острые грани. Еще одна, северо-восточная, сглажена степными ветрами и дождями.
Один из неформальных экспертов и исследователей этого природного феномена в Нукутске — это врач-терапевт Новонукутской ЦРБ, краевед-любитель Василий Степанов. Он вспоминал, что интерес к пирамиде у него с детства. Его мама, Розалия Платоновна, рассказывала ему, что еще в ее детстве старики говорили: неподалеку от их улуса есть пирамида, построенная древними китайцами.
— Как это ни странно, но мама рассказывала, что все были уверены: китайцы, перед тем как уйти, зарыли в землю свое золото — изделия, принесенные с родины, и в этом месте построили пирамиду. Хотя кто и откуда об этом мог бы знать наверняка? — размышлял Василий Степанович. — Но я потом интересовался, читал литературу и нашел информацию: действительно, еще пять тысяч лет назад подобные земляные пирамиды в Китае строили так называемые сыны Неба.
Видения старой шаманки
Осенью 2007 года на китайской пирамиде побывала шаманка из Усть-Орды Тамара Шантанова. Василий Степанов рассказывал, что она землячка заведующей профилакторием «Нукутская Мацеста», часто приезжает в гости и подлечиться на местных лечебных грязях и минеральных водах.
— Я вел прием в профилактории, она пришла ко мне на рефлексотерапию, — говорит краевед. — Мы разговорились, и я ей рассказал про пирамиду. Она сначала промолчала, а через несколько дней пришла ко мне и попросила свозить ее в Илтын. Объяснила, что хотела бы испытать энергетику этого места. Василий Степанович утверждает, что видения у старой шаманки начались еще на подступах к пирамиде, как только машина въехала в Илтын. Она бормотала: «Нас встречают духи». Женщина говорила, что это место жестоких боев монгольских племен с Чингисханом.
— Вообще-то странно это. Вот из истории известно, что дольше других Чингисхану противостояло монгольское племя найманов. А у нас есть деревня Наймодай. Может, она в чем-то и права, — пожимает плечами Василий Степанович. — Но место это и правда мистическое. Отец мне рассказывал, что всего в полукилометре от пирамиды есть шаманский онгон Хара-Хушун. Это было место захоронения шаманов. Оно сохранялось еще до войны, а сейчас уже все ушло под землю.
Чуть позже, когда женщина с несколькими привалами упрямо взобралась на вершину, она развела небольшой костер, провела обряд подношения духам местности и впала в долгий транс.
— Когда она пришла в себя, то рассказала, что ей были видения из прошлого, — вспоминает Василий Степанов, — что это было святым местом, местом поклонения духам долины. Здесь осуществляли приношения духам. Последний раз обряд там проходил четыреста лет назад, и она даже видела, что в жертву приносили пегого коня. Про тангутов, правда, она ничего не говорила.

Эксперт

Пирамида, может, и рукотворная, но вряд ли китайская
За комментарием мы обратились к известному иркутскому археологу, доктору исторических наук, профессору, заведующему кафедрой археологии, этнологии и истории древнего мира ИГУ Герману Медведеву. Вывезти уважаемого ученого к нукутской достопримечательности не было возможности, поэтому мы представили ему те самые снимки, что сейчас публикуются в газете.
Герман Иванович сказал следующее:
— По снимкам ничего сказать нельзя — нужно ехать на место. Откровенно говоря, на панорамном снимке, где видно окружающий пейзаж, просматривается то, что очень похоже на конус выноса, размытый слева и справа. Конус выноса — это образование под склонами горы, чисто геологического происхождения.
— Очевидцы утверждают, что если смотреть на пирамиду со склона рядом расположенной горы, то она имеет четкие геометрические формы. Может это свидетельствовать о ее рукотворности?
Я в таких случаях, когда очевидцы что-то утверждают, глядя со стороны, обычно рекомендую: «Закусывать надо лучше!» Могут быть признаки, которые на фотографии никак не увидишь, и только на местности они могут свидетельствовать об искусственном или естественном происхождении.
По словам Германа Ивановича, на одном из снимков видна геологическая траншея, похожая на те, которые оставляла после себя Сосновская экспедиция, искавшая уран по всей территории Иркутской области.
— Что вы можете сказать о таком народе, как тангуты?
В этом отношении я могу сказать, что идеи приверженности бурят к различным азиатическим государственным образованиям — это их давняя-давняя мечта. Например, постоянно рассказывается о том, что они организовывали караульные службы Чингисхану... Много всяких почти бредовых идей, за каждой из которых есть какая-то маленькая правда. Единственное, что мне известно, — на Южном Байкале, в районе Посольского Сора, была найдена китайская монета IV века. Судя по китайским летописям, к Белому морю, как китайцы называли Байкал, производилась ссылка нехороших министров и финансистов.
Вот какой общий вывод сделал маститый археолог:
— Рукотворное это произведение или естественное — китайцы такую хреновину делать бы не стали. Это точно. Кстати, подобные объекты есть в долине Картагона. Есть такая заболоченная низина между реками Белая и Китой. Там очень много подобных очень любопытных образований, которые точно так же называют курганами и пирамидами. Но никто их не копал и не исследовал, так же как и эту штуку. Поэтому говорить о рукотворности слишком преждевременно.

Берт Корк, «СМ Номер один»


Последний раз редактировалось: tangut (24.07.09, 01:19 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 16.05.09, 04:14 +0000     Ответить с цитатой

Унгинские ламы утверждают, что на Хашхае выбиты две буддистские мантры, причем одна — с орфографической ошибкой.
Гора Хашхай

Унгинский дацан стал первым дацаном, построенным после революции на территории Усть-Ордынского округа — он открылся в конце лета 2005 года.

Пожалуй, единственное, чем Илтынская падь известна среди местных жителей: в том месте, где гора Хашхай и села Тангут и Семеновское образуют треугольник, стоит странное образование — пирамида высотой до тридцати и длиной в основании до ста метров.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ptashka
эрдэмтэн


Зарегистрирован: Nov 16, 2007
Сообщения: 1620
СообщениеДобавлено: 16.05.09, 07:07 +0000     Ответить с цитатой

можете ли что-нибудь посоветовать человеку, который хочет посетить землю предков, где никогда не был, вся информация -название населенного пункта.. там знакомых тоже нет. Просто посетить - понятно, что еще можно (нужно) сделать там согласно традициям (западных бурят)?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 17.05.09, 02:13 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
ptashka Добавлено: 16.05.09, 20:07 +0000 Заголовок сообщения:

--------------------------------------------------------------------------------

можете ли что-нибудь посоветовать человеку, который хочет посетить землю предков, где никогда не был, вся информация -название населенного пункта.. там знакомых тоже нет. Просто посетить - понятно, что еще можно (нужно) сделать там согласно традициям (западных бурят)?

Попробуйте найти ответ на свой вопрос на Форуме Усть-Ордынской молодежиhttp://www.ust-orda.net/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гыук
*


Зарегистрирован: Jul 5, 2003
Сообщения: 4694
СообщениеДобавлено: 17.05.09, 04:45 +0000     Ответить с цитатой

Тангут, вы уже продублировали ДВЕ публикации на ОДНОЙ странице. Бот детектед.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 18.05.09, 00:30 +0000     Ответить с цитатой

Цитата:
Гыук Добавлено: 17.05.09, 17:45 +0000 Заголовок сообщения:

--------------------------------------------------------------------------------

Тангут, вы уже продублировали ДВЕ публикации на ОДНОЙ странице. Бот детектед.

Ну это по неопытности.А по сути публикаций есть замечания?Нет ли у вас информации по поводу походов лам Гэнэн-худакта и Сухэр-нойона.Есть желание инициативной группы совершить поход из Нукутов в Окинский район,с возможным поиском аналогичных наскальных писанниц.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tangut
ходо байгша


Зарегистрирован: Sep 12, 2008
Сообщения: 487
СообщениеДобавлено: 03.06.09, 09:07 +0000     Ответить с цитатой

История усть-ордынских бурят :arrow:http://historyuobao.serrari.com/Book/index.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
людмиланик
хүндэтэ айлшан


Зарегистрирован: Jun 24, 2011
Сообщения: 4
СообщениеДобавлено: 29.06.11, 07:12 +0000     Ответить с цитатой

Altang писал(а):
mahar писал(а):
....Но поехал в Аларь. Там мне со смехом - вот говорят: "...черемховские бандиты загнобили уже совсем бурят и бурятские бурханы, боятся наши буряты в тюрьму садится, законопослушные - терпят...". Вздохнул глубоко, переночевал в Алари и с утра снова в путь. Там дальше дотянуся до с. Кукунур с Готолом. (через горку они). Земляники о-Оо-от! Валом :) . Вопрос по поводу: В Алари живут я так понял хонгодоры. А вот в Кукунуре как то не довелось спросит о роде-племени, а интересно, может кто знает? Потом, есть ведь Аляты, там кто? И последенее - есть Шапшалтуй - ма-аа-ахонькая деревня, там кто какого рода-племени? И в Кутулике тоже если кто знает напишите.

PS прям отчет какой получился. Сочинение "...как я провел каникулы" :D


Черемховцы видно забыли Лёху Боханского)

Считается что в Алари живут в основном Хонгодоры, но есть осколки и других племен. Например, само название Готол говорит что там живут булагаты. Готольские рода булагат в основном живут в Боханско-Осинском районе.
Также есть в Алари деревня Бурков - тоже говорят булагаты.

откуда сведения,что в Бурково живут булагаты? мой прадед из этой деревни - всегда считал себя хонгодором...?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
annette
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Dec 30, 2012
Сообщения: 33
СообщениеДобавлено: 19.10.17, 23:51 +0000     Ответить с цитатой

Туяна писал(а):


Про эхиритов уж молчал бы. Агван Доржиев родом из Качуга по отцу и сумел же найти путь к сердцу земляков.

.


Почему качугский? Кырменский же. Из верхоленских галзууд. Сам Пандито Хамбо Лама Аюшиев на родину предков Агвана Доржиева ездил. В кырменские края. Однако в 2014 году. Там в 1912 году при содействии Агвана Доржиева буддийский дацан (территориально самый северный дацан в Бурят-Монголии) был построен, который в годы советской власти был разрушен. В хрониках того времени пишут, что это был очень красивый роскошный дацан. А у самого Агвана Доржиева похоже было в планах и якутов приобщить к буддизму)
_________________
Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
annette
заримдаа ороошо


Зарегистрирован: Dec 30, 2012
Сообщения: 33
СообщениеДобавлено: 20.10.17, 00:18 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Унгинец1 писал(а):

Я отношусь к унгинским Шарайтам. Хочу узнать, какая связь существует между хоринскими (агинскими) шарайтами и унгинскими?

Представители этой группы называют себя потомками Хоридой-мэргэна и небесной богини-лебеди. Они вместе с основной частью хори-туматов в 1260-х годах ушли из Саяно-Алтая и Приангарья на Дальний Восток.

Не то в годы первого ойратского великодержавия, не то намного позже, но в сер. 16 века они уже были отделенными от того дальневосточного хоринского массива и жили среди южных монголов, в основном, в Ордосе (где их и сейчас полно, целый хошун составляли хангины, а шарайты, как говорят, участники недавних экспедиций, там попадаются на каждом шагу)
Сонгоол в теме о выдающихся людях писал про одного знаменитого математика из Ордоса, шарайта.

В Южной Монголии (Ордос), приблизительно во второй половине 16 века происходили какие-то бурные политические события, феодальные междоусобицы или что-то еще.
В общем, часть нойонов отоков шарайт и хангин отделились и пошли на древнюю свою землю - в Приангарье. В пути погиб их нойон Буртэ, не имея возможности взять с собой его тело, кочующие роды взяли голову нойона. Впоследствии, вплоть до 1950-х годов его потомки хранили особый онгон в виде головы (или маски) Буртэ.

Шарайт-хангинская группа на Унге раньше была более распространена на запад, вплоть до Нижнеудинска и далее. Но под давлением русских они в большинстве своем сконцентрировались в Нукутах и Алари.
Много материалов об этих двух родах есть у М.Н. Хангалова, который очень хорошо о них отзывался.

Кстати, родословная их по Хангалову такова (по памяти, потом уточню):
Хоридай - Богиня-лебедь
сын Шарайт и дочь Хангин

у Хангин - муж Хасар-тэнгри (брат Шэнгэс-богдо и Бухэ Бэлигтэ).

Так что, шарайты происходят от сына Хоридая, а хангины - от дочери.


:)улус Шараты и ещё несколько близ находящихся изначально были образованы представителями рода шарайд племени хори, которые решили осесть в Унгинской долине.

С хоринскими галзууд (и агинскими в том числе) и верхоленскими галзууд однако так же как и с шарайд. Читала что у верхоленских галзууд старинные шаманские призывы (слова в текстах, имена собственные и др.) перекликаются с шаманскими призывами агинских галзууд племени хори.
_________________
Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах




Рейтинг@Mail.ru