BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Западно-монгольские (ойрад) Цорос (цоргод) и 88л8д (ugeled)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 26.06.06, 04:49 +0000     Западно-монгольские (ойрад) Цорос (цоргод) и 88л8д (ugeled) Ответить с цитатой

Подскажите информацию по происхождению родов (племен) цорос / цоргод и 88л8д (ugeled, рус. олёты), этимологий их этнонимов, этнической истории, этнографии и т.д.
Интересует ранняя их история (до 14-15 вв.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 05.07.06, 13:00 +0000     Ответить с цитатой

Кое-что нашлось снова из Хамаг-монгола (опять со ссылками какая-то беда, не получается):
Цитата:

© Екеев Н.В.
ЧОРОСЫ - ОЙРОТСКИЕ КНЯЗЬЯ
Оригинал: Материалы к 50-летию института алтаистики им. С.С. Суразакова (института гуманитарных исследований Республики Алтай). № 10. г. Горно-Алтайск. 2003. Републикация с сайта: http://www.hamagmongol.narod.ru/

В истории Алтая и Центральной Азии средних веков и нового времени, особенно после распада Юаньской империи (конец XIV в.) и до середины XVIII в., заметную роль играли ойраты (ойроты). О происхождении этого народа и его этническом составе существуют разные точки зрения. Преобладающая часть исследователей относит их к числу монгольских народов. В период существования Джунгарского ханства (XVII-середина XVIII в.) ойроты или дёрбен ойроты состояли из следующих крупных этнических (племенных) групп: дёрбет, джунгар (чорос), хойит, торгоут и хошоут. Однако в первой трети XVII в. основная масса торгоутов и часть дёрбетов перекочевали в низовье Волги, и образовали там Калмыцкое ханство во главе с тайши Хо-Урлюком. А хошоуты, под главенством правителя Туру-Байху (младший брат Байбагас-хана) переселились на Куку-нор и также создали свое Хошоутское ханство.

По монгольским и китайским летописям известно, что князья (нойоны) хошоутов вели свое происхождение от Хабуту-Хасара - младшего брата Чингис-хана. А торгоутские князья происходили от кереитского ван-хана Тогорила (современник Чингис-хана) и, наконец, князья хойитов являются потомками Кутука-беки (по "Шара-Туджи"). О дёрбетских и джунгарских нойонах достоверно известно, во-первых, то, что они принадлежали роду (омок, оток) чорос. А во-вторых, первым исторически достоверным лицом был Хутхай-тафу - сановник (тысячник) монгольского Эльбек-хана (правил в 1392-1399 гг.). По поводу основателя рода чорос существуют различные легенды и предания.

Согласно одной легенде, основатель рода был найден в люльке, подвешенной на дерево; с его ветки, похожей на носик чайника (цорго/чорго), стекала дождевая влага в рот ребенка [Очир А.,1996, с.6]. А по другой легенде, похожей на первую, найденышу дали имя Чорос потому, что возле него стояла чашка (вероятно, "чара/чоро" - большая деревянная чашка или чара). Нашедшие его люди сказали: "Имеющий отцом урун дерево и матерью ули птицу Одун-Бодын тайши". Его вырастили, воспитали и сделали своим царем. Еще в одной легенде говорится, что матерью подкидыша - сироты была дочь дракона (лу) в облике утки, а отцом - сын божества тенгри [Потанин Г.Н., 1883, с.326; КИЛП, с.143]. Попытка связать имя рода чорос с созвучным названием деревянной трубки (чорго/цорго) или чашки (чоро/чара), очевидно, является поздней народной этимологией.

Между тем, в генеалогии джунгарских ханов и тайшей из рода чорос, зафиксированной в китайских и русских источниках, есть прямое указание на то, что они ведут происхождение от Биохана или Боханя (см. генеалогическую таблицу в конце статьи). Нас заинтересовал вопрос: был ли у Био-хана (Боханя) реальный исторический прототип? В поисках ответа на вопрос мы обратились к письменным источникам и вот что обнаружили. Например, о родоначальнике государей найманов написано: "Царя найманов, бывшего у них до вражды Чингис-хана с найманами, называли Инанч-Билгэ Буку-хан: В древние времена Буку-хан был великим государем, (к памяти) которого уйгуры и много других племен относятся с полным уважением и рассказывают, что он родился от одного дерева (подчеркнуто нами - Н.Е.)" [Рашидаддин, т.1, кн.1, с.150-151]. В унисон этому в китайской летописи "Ляо-ши" есть краткое упоминание о том, что столица Уйгурского каганата Орду-балык была основана Буку-ханом [Малявкин А.Г., 1974, с.73, 141]. Наконец, имя этого кагана имеется в рунической надписи на каменной стеле в честь уйгурского Бёгю-кагана [Кляшторный С.Г., 1987, с.19-37]. Теперь с большой долей вероятности можно допустить, что уйгурский Буку (Бёгю)-каган и найманский Буку-хан - это одно и то же лицо. Ибо уйгуры (он уйгур), тогуз-огузы, секиз-огузы (найманы), jети-огузы (долоны) и другие родственные племена длительное время находились в составе конфедерации 15 племен теле (гао-гюй) и расселялись на территории от Иртыша до Селенги, т.е. на Алтае-Саянской и Хангайской горной стране. Есть также основание предположить, что уйгуро-огузский Бёгю (Буку)-каган через тысячелетие стал Био-ханом генеалогических преданий ойрато-джунгарских князей из рода чорос. Для объяснения последнего положения обратимся к проблеме этимологии этнонима чорос.

Среди научных (лингвистических) гипотез о происхождении этнонима чорос (цорос) наибольший интерес вызывает мнение Г.И. Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского этнонима чоро. Мы уже отмечали, что этнонимы чоро и чорос могли образоваться от древнетюркского политического термина чор/чур (титула, звания главы племени), путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Так, в исторических источниках упоминаются, например, что во главе пяти племен восточной, правой части (дулу) Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чудь позднее возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племен западной, левой части (тардуш) были шесть чуров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов - чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин [Екеев Н.В., 2002а, с.126-127].

Таким образом, по мере усиления ойротских князей - потомков чоров (чуров) в послеюаньское время, их клан (род) стал называться чорос (чурас). Монгольские и китайские источники свидетельствуют, что к концу XIV в. этот политический термин приобрел четко выраженное этническое значение, т.е. стал этнонимом. Подобную же эволюцию претерпели другие древнетюркские и древне-монгольские административно-военные образования. Например, тёлэс>тёлёс и тардуш>тодош, тургак> тургаут/торгоут и минг (тысяча)>мингат и т.д.

Нельзя обойти вниманием то, что в алтайских исторических преданиях говорится о наличии родственных связей отока (сёока) тодош с чоросами. Например, предание об Алаганчыке из сёока тодош, который в одном сражении совершил неслыханный поступок - убил старшего богатыря своего сёока по имени Пойдо. Историческим прототипом Пойдо является Пойдон (Бойдон) Сакылов. Его отец Сакыл Кулин и дед Кула-тайши относились к боковой линии правящей чоросской династии джунгарских ханов. Реальность указанных лиц подтверждается сибирской историей и калмыцкими летописями. У Бойдона Сакылова, погибшего в 1709 г., остался сын Манзу, также известный в истории Сибири. В другом предании повествуется о том, что в верховьях Иртыша проводилась свадьба сына ойротского хана. Права открыть торжество и держать занавес (кёжёгё) невесты было предоставлено певцу и острослову Кёйё (Кёjё) также из сёока тодош. В этом предании отразились события времен правления хана Цеван-Рабтана. Скажем также, что название подразделения манjи-тодош, по рассказам стариков, произошло от имени человека. Вполне допустимо, что манjитодоши являются потомками подданных Манзу (Манjи) Бойдонова. В других преданиях подчеркивается, что в числе дружин, сражавшихся на стороне последнего джунгарского хана Давачи, были воины из сёоков манjитодош и котонкыпчак. Примечательно и то, что до недавнего времени среди алтайцев встречались созвучные имена: Чоро, Чур, Чорбон, Чуркан [Екеев Н.В., 2002а, с.127].

Таким образом, автор попытался собрать разрозненные материалы и высказать свои суждения по поводу проблемы происхождения чоросов - одного из ведущих ойротских племен. На данном этапе не все тезисы достаточно аргументированы, но они продиктованы объективными трудностями, связанными с ограниченными источниковыми материалами. Тем не менее, было стремление по иному взглянуть на старую, но все еще актуальную и сложную проблему этнополитического, этнокультурного взаимодействия, взаимовлияния родственных тюркомонгольских сообществ Центральной Азии в период средневековья.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 01:02 +0000     Ответить с цитатой

Одна легенда о происхождении “чорос“: (как чоросы владели с машиной времени :lol: )

Давным давно в незапамятное время жила была одна старушка со своим единственным сыном у озера, на берегу которого росла только одна тополь, и они имели всего несколько коз. Однажды сын ходил у озера присматриваясь за своими козами, но вдруг прилетали откуда-то четыре-пять синих птиц и стали играть с малышом. Но в конце концов мальчик смог захватить одну из птиц арканив своим поясом (бюсэрэн цалмдж). А птичка говорит что “Пожалуйста меня отпустите! Но, послезавтра по восходу солнца приходи здесь вблизи у того самого дерева, притом ты должен убить одну из своих коз и сделать большой огонь и жарить мясо её. И я буду прийти и буду забрать тебя!“.
А парень согласился. Через два дня, как они договорились, он приготовил всё как обещал и ждал. А прилетела прежняя птица, превратилась в прекрасную девушку и заставил парня присесть на что-то, он потерял на какое-то время свою память и когда приходил в себя он значит спит внутри одного прекрасного дворца. Парень жил там где-то около года и он как подобает земному человеку переживал о своей престарившей матери и попросил зайти к ней. Она, птичка-жена, согласилась и ему дала держать на руках одну маленькую кубику, тогда он потерял как прежде свою память и когда он очнулся, он уже был в своем родном юрте. Он жил в своем родном юрте со своей матерью на несколько время и приходило время возвращаться назад. И он поддержал на руке вместе со своей матерью тот волшебный кубик. И они вместе с матерью переехали мгновенно в мир богов Хан Хурмуста. А там очень рассердились потому что он возвращался назад в мир Хан Хурмуста со своей грешной матерью и тот же отправили их назад в землю. И таким образом мать и сын жили в знакомой, родной земле как и прежде, проходило несколько времени. Вдруг, в один день у дерева одинокого на берегу озера послышались звук совы и плач ребенка. Приходив в это место они нашли ребенка, которого мать-небесная дева уложила в деревянной колыбели и повесила на ветке дерева. Они считали это великим предвещанием и растили этот мальчик, кто стал началом рода Чорос или белой кости.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 11:30 +0000     Ответить с цитатой

Спасибо, огромное Энхд!
Подскажите пожалуйста, где можно найти публикации этих легенд про хойтов и цоросов?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 11:51 +0000     Ответить с цитатой

энхд,

а как же легенда про мальчика, которого родила от охотника небесная дева?
потом она его оставила в дупле и он питался из чашки через цорго.
поэтому потомков его назвали цоргос-цорос.

кстати скоро повешу на хамаг монгол статью про дэрбэт. там будет попытка систематизации фактов о чорос-цорос.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 12:21 +0000     Ответить с цитатой

странно

http://www.hamagmongol.narod.ru/

это на библиотеку
http://www.hamagmongol.narod.ru/library/index_r.htm

это на екеевскую статью 1-ю
http://www.hamagmongol.narod.ru/library/ekeev_2002_r.htm

и 2-ю
http://www.hamagmongol.narod.ru/library/ekeev_2003_r.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 10.07.06, 11:43 +0000     Ответить с цитатой

вот повесил статью про белые пятна в дёрвюдском этногенезе, там есть попытка анализа того, кто такие были чорос

http://www.hamagmongol.narod.ru/library/hoyt_dorwod_2006_r.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 10.07.06, 17:47 +0000     Ответить с цитатой

Санж, спасибо! Только Хамаг-монгол спасает по истории цоросов и хотогойтов.
Мои замечания по той статье.
Конечно, заманчиво смотрится сближение тюрк. чоро и монг. багатур, мне сразу, едва увидел два этнонима чорос и баатуд еще лет 10-12 назад, пришла в голову эта мысль. Она очевидна и напрашивается.
Но недавно я стал к ней более осторожно подходить.
И не спешил бы я отметать этногенетический фольклор, только потому что это народная этимология (м.б., это не совсем так).
Дело в том, что среди монголов и тунг-манчжуров обнаруживается довольно много этнонимов с семантикой "деревянный сосуд", или терминов, обозначающих этнические группы со смыслом "сосуд". Тот же хори-бурятский термин
х v х v v р (род, группы внутри отока) имеет дословный смысл - "кожаный бурдюк".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
Страница 1 из 1

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
burweb - бурятские книги




Рейтинг@Mail.ru