BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Западномонгольские хойты и хотогойты
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 26.06.06, 04:52 +0000     Западномонгольские хойты и хотогойты Ответить с цитатой

Интересует вопрос об этнических связях и происхождении племен хойт и хотогойт. С какого времени упоминаются и где, происхождение, что означают их названия, этническая история и расселение.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 05.07.06, 12:48 +0000     Ответить с цитатой

Нашел наконец статью на портале хамаг-монгол. Правда, ссылку дать не могу, не получается опять зайти почему-то.
Прокомментируйте пожалуйста, кто что знает. Помогите понять происхождение хойтов и хотогойтов. И что означает их имя.
Цитата:

Хойт С.К. Об этнониме хойт (хойид)
// II межрегиональная научная конференция «Молодежь в науке: проблемы, поиски и перспективы». Российская академия наук, Калмыцкий институт гуманитарных исследований. Элиста, 20-21 октября 2004 г.

Несмотря на появляющиеся в последние годы публикации об этногенезе ойратов и монголов в целом, в этногенезе монгольских народов остается довольно много неисследованных моментов. В полной мере это относится к этнической группе «хойт», генезис которой неясен и по настоящее время. Отсутствие работ по данной этнической группе объясняется малым интересом, проявляемым к ней современными исследователями, а также скудностью данных, которыми они располагают.
Хойт (хойид, хойд, хойхат, хöд, хöс) один из основных элементов раннего ойратского союза. Авляев (2002) выводит родословную хойтских нойонов от Дува-Сохора, жившего по его предположению в сер. IX в., через Эмнега и Худуха-беки (современника Чингис-хана) к последующим хойтским владельцам. Он же (Авляев, 2002), ссылаясь на «Эрденин Тобчи» ордосского князя Саган Сэцэна приводит состав раннего ойратского союза, в котором помимо огулет (олет), багатут (баатут), кэргуд, упоминается и хойт (хойхат). Шильгин Норбо (1999), ссылаясь на обширный материал ойратских и других источников дает более развернутую картину: «В двух исторических сочинениях с одинаковым названием «Сказание о дöрбэн-ойрат» («Dörben Oyrad-un teüke»), авторами которых являются Габан Шараб и Баатур-Убаши Тюмень, а также в недавно найденной в Синьцзяне анонимной «Родословной монголов» («Mongγol-un uγ eki-yin teüke») и других, написанных на «ясном письме» исторических сочинениях и жизнеописаниях, называются 4 племенных объединения и 8 племен дöрбэн-ойрат: 1) хойт и баатут; 2) баргут и бурят; 3) öлöт и дэрбэт; 4) хошут и торгут. ... дöрбэн-ойраты по своему составу делятся хронологически на 3 группы: «ранних», «средних» и «поздних». ... Так по сообщению «Истории Хо-Öрлöка», в состав «ранних дöрбэн-ойратов» входили хойт и баатут, баргут и бурят, öлöт, дэрбэт». Несмотря на некоторые разночтения в «Эрденин Тобчи» и двух «Сказаниях о дöрбэн-ойрат», хойт упоминаются во всех перечисленных источниках. В последующие периоды аймак (или феодальное владение) «хойт» потерял свое доминирующее положение и почти исчез со страниц монголоязычных источников. В настоящее время хойт представлены немногочисленными группами в составе ойратского и халхасского населения Монголии (Жуковская, 1998), ойратского населения КНР, и РФ. В составе ойратских групп РФ хойт сохранились лишь в виде немногочисленных родов, что не помешало, однако, включить их в алфавитные перечни национальностей и языков Всероссийской переписи населения 2002 г. (Алфавитные перечни национальностей и языков…, 2002).
Целью данного сообщения является попытка систематизации и анализа информации об этимологии этнонима хойт, практически почти неисследованной до настоящего времени.
Толкование этнонима вызывает затруднения у современных исследователей, поэтому, как правило, они ограничиваются констатацией факта ее невыясненности, либо поверхностным предположением происхождения его от слова хö(н), со значением баран, овца (Авляев, 2002) (хöн – калм., хой – халх.). Однако, этноним передающийся в современной русскоязычной литературе как хойт, на старомонгольском пишется хойид, а слово баран, овца - хони(н), во множественном числе - хонид. Кроме того, до сих пор неизвестно ни одного случая тотемного этнонима, когда в качестве почитаемого животного-прародителя избирался именно баран, в отличие от быка, лебедя, волка, барса, беркута и пр. Помимо этой догадки имеется еще несколько версий, довольно сильно отличающихся друг от друга:
От слова «хойд» (со значением «север» в совр. халх.), оттуда же ее приводит Жуковская (1998). В современной Монголии существует этническая группа хотхойт (хотгойд, хотогойд, хотогойт), члены которой являются ветвью хойтов. Нямсамбуу (1992) пишет, что хотхойт это «халхазированные ойраты» и толкует этноним как «хойд хойд», то есть «северные северные». Имеется также мнение, что хотхойт это «хойд гойд» (особые хойты). Особенность их заключается видимо в соседстве с халха-монголами. В XVII-XVIII вв. их земли входили в состав Дзасактухановского аймака, а с кон. XVIII в. хотогойт живут в местах их нынешнего расселения - Хубсугульском и Дзабханском аймаках Монголии (Жуковская, 1998).
От этнонима «сойот», в тюркских языках «соян» (Бутанаева, Бутанаев, 2002). Представители сойотов проживают ныне на территории Окинского района Бурятии. Их происхождение связывают с древними самодийскими группами, представленными ныне немногочисленными энцами, ненцами, нганасанами и селькупами. Считают, что в XVII в. произошла тюркизация предков сойот, когда прокатилась сильная волна тюрок из Центральной Азии. А примерно в XIX в. сойот подверглись уже монголизации, когда они были ассимилированы группами бурят, пришедшими на эту территорию из более южных районов (Нагуслаева, 2001). Переход звука «с» в «х», точнее в «h» из всех монголоязычных групп наблюдается, по всей видимости, из-за длительного контакта с тунгусо-маньчжуроязычными группами (эвенками), только в языке современных бурят. Поэтому теоретически возможно допустить переход сойот-хойод-хойид.
От корня хо(о) со значениями «благородный, чистый» и «бледно-желтый». У Авляева (2002), описывавшего яс(у)н «хо меркит» в составе донских калмыков его наименование переводится как «благородные меркиты», а подразделение хоонут в составе дербетов, с корнем хоо – как «бледно-желтые», «благородные, чистые». Примерно в том же толковании - «благородные, прекрасные, светло-пестрые» дается корень «хо» у Алексеевой, Борманжинова (1999), и у них же в значении «соловые» (хо бухс – «соловые быки»).
Кроме того, слово гой(д) (со значением «особый, выдающийся, удивительный» в совр. халх.) можно рассматривать отдельно, вне этнонима хотогойт, как основу этнонима хойт.
Поиск в словарях по приведенным выше значениям с русского, и по словам с корнем хо (hо-го) с монгольских языков дал следующие результаты:
север - хойт зÿг, хойно, умар (в халх. ОМТ, 1982); хоор (хоор), хооран (хоороон) 1. на север, к северу 2. назад, обратно (в ойр. СЯОС, 2001; КРС, 1977);
хо 1) светло-рыжий; 2) белоснежный; хо цаhан чирäтä кÿÿкн а) девушка с нежно-белым лицом; б) девушка-шатенка 3) палевый (КРС, 1977); хоовр светло-желтый (КРС, 1977); хоогчн соловый (о масти кобылиц) (КРС, 1977); хоо (хоо) светлый, светло-рыжий (о масти лошади) (СЯОС, 2001);
hо шулуун/ 1) прямой; 2) перен. прямой, правдивый, честный (КМРС, 1986); hоо (hоо) 1. прямо, прямой; 2. прямой, правдивый, откровенный (СЯОС, 2001);
благородный - hольшг (РКС, 1964). hольшг аяндантай, эв зохистой/ вежливый, деликатный, тактичный (КМРС, 1986); hолшиг (hолшиг) вежливый, деликатный, тактичный; соблюдающий правила приличия (СЯОС, 2001);
hово (hоба) красивый, великолепный (СЯОС, 2001); hойо (hойо) красивый, чудесный; нарядный, элегантный (СЯОС, 2001); красивый – сайхан; гуа; сайхан гуа; цэвэр; красивая девушка сайхан хÿÿхэн; цэвэр охин; 2. ариун; 3. гоё; ганган, сайхан (ОМТ, 1982);
особенно – 1. гоц; гойд; их; 2. ялангуя (ОМТ, 1982).
Не являясь филологом, оставляю этот материал на рассмотрение лингвистам и просто лицам, хорошо владеющим старым монгольским письменным языком. Как видим, версии происхождения этнонима, большинство которых, как мне кажется, можно смело отбросить, довольно сильно расходятся, что наталкивает на мысль о том, что подлинный смысл этнонима в современных монгольских языках возможно утрачен.
Из приведенных выше версий, на мой взгляд, заслуживают внимания только две - происхождение от слова хойт(-д) (со значением «север»), и происхождение от этнонима сойот. В свою очередь этноним сойот можно попытаться толковать двумя способами. Поиск по словарям дал значение «клык» - соя (РКС, 1964), соёо (ОМТ, 1982), соя соёо (КМРС, 1986), сойаа (сойоо) (СЯОС, 2001) и «побег, росток» сойаа (сойоо) (СЯОС, 2001). Это значение дает возможность предположить, что современный топоним Саяны (от которого вероятно и происходит этноним сойот), возможно имеет монгольское происхождение. В этом случае, по всей вероятности, длительное соседство с иноязычными группами привело к трансформации сойот в хойот-хойид. Второе толкование может говорить о связи предков сойот с предками тюркоязычных алтайцев и кыргызов. В одной из легенд о происхождении тюрок, приводимых Гумилевым (1993), говорится об их происхождении от рода Со и волчицы. По легенде все представители рода Со погибли, только четыре внука волчицы уцелели. Первый превратился в лебедя, второй поселился между реками Абу и Гянь под именем Цигу, а третий и четвертый – на р. Чуси (Чуе) в южном Алтае. Аристов (1896), сопоставив Со легенды с родом Со у кумандинцев – североалтайской группы на р. Бие, первого внука увязал с племенем лебединцев – ку-кижи, а второго – с кыргызами, жившими между Абаканом (Абу) и Енисеем (Гянь-Кем).
Третья, никем ранее не высказывавшаяся, ускользнувшая от внимания исследователей, и на мой взгляд, наиболее приемлемая и очевидная версия происхождения этнонима хойт - происхождение от корня (х)ой-(х)ö со значением лес. В современных монгольских языках начальный звук х редуцировался (в совр. калм. ö, ö-модн; в совр. халх. - ой, ой мод означает лес, чаща, заросли (КМРС, 1986; РКС, 1964; КРС, 1977)). В пользу этой версии говорят упоминания в Сокровенном Сказании (1990) о хойин урянха (лесных урянха) и о хойин иргэд (лесных народах). В старописьменном варианте как существительное во множественном числе, «лесные» вполне может давать форму хойид.
Таким образом, существует три наиболее приемлемые этимологические версии этнонима хойт: от слова хойд, со значением «север», что может указывать на локализацию данной группы в определенный период; от этнонима сойот (современные носители которого являются по всей видимости самодийско-тюрко-монгольским конгломератом), этимология которого в свою очередь также нуждается в детальном исследовании; от монгольского слова хой, со значением «лес». Поскольку факты контактов монголоязычного населения, которое могло бы осуществить в своем языке переход сойот-хойот-хойид, с сойот до XIX в. не установлены (хотя их вероятность велика), а также поскольку значение «лесные» (хойид) или собирательно «лесные народы» (хойин иргэд) не вызывает сомнений в плане смысловой нагрузки в отличие скажем от значений «светлый», «желтый», «прямой» и пр., из этих двух версий более вероятной представляется третья (от слова хой, со значением «лес»). Значение же «север» или «северный» в отношении этнонима хойт (хойид) может иметь более позднее происхождение (XVII-XVIII вв.) и поэтому при выборе предполагаемого значения, на мой взгляд, уступает значению «лесной», которое по всей видимости, и является исходным для современного этнонима хойт.

Сокращения

КМРС - Калмыцко-монгольско-русский словарь.
КРС - Калмыцко-русский словарь.
ОМТ - Орос-монгол толь (Русско-монгольский словарь).
РКС - Русско-калмыцкий словарь.
СЯОС - Словарь языка ойратов Синьцзяна.

Литература

1. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. - 2-е изд., перераб. и исправл. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002.
2. Алексеева П.Э., Борманжинов А.Э. Об этническом составе донских калмыков. АПП «Джангар», Элиста, 1999.
3. Алфавитные перечни национальностей и языков для
кодирования ответов на вопросы 7 и 9 форм К и Д и вопроса 6 формы В переписных листов Всероссийской переписи населения 2002 года. Утверждены Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002 г. № 171. Москва, 2002.
4. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. X, 1896 (отдельный оттиск). Т. IV. C.5. цитировано по Гумилеву, 1993.
5. Бутанаева И.И., Бутанаев В.Я. Актуальные проблемы истории тюрков Саяно-Алтая // Материалы международной конференции. Бишкек, ноябрь 2001. Вып. 1. История стран Центральной Азии - совместное видение методологических проблем. Бишкек, 2002.
6. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Москва, Товарищество «Клышников, Комаров и Ко», 1993.
7. Дамдинсÿрэн Ц., Лувсандэндэв А. Орос-монгол толь. 55 орчим ÿг. Улсын хэвлийн газар. Улаанбаатар. 1982. (Русско-монгольский словарь. Исправленное и дополненное второе издание. Под ред. акад. Ш. Лувсанвандана. Госиздат. Улан-Батор, 1982).
8. Жуковская Н.Л. Хойты // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
9. Жуковская Н.Л. Хотогойты // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
10. Калмыцко-монгольско-русский словарь. Около 7000 слов. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1986.
11. Калмыцко-русский словарь. 2600 слов. Под ред. Б.Д. Муниева. М., «Русский язык», 1977.
12. Нагуслаева Т. Бурятия - земля сойотов // ИнформПолис № 30 (460) 25 июля 2001.
13. Нямсамбуу Х. "Монголын угсаатны зÿй. Удиртгал", Сурах бичиг хÿÿхдийн номын хэвлэлийн газар, Улаанбаатар, 1992.
14. Русско-калмыцкий словарь. Около 32000 слов. Под ред. И.К. Илишкина. М., Изд. «Советская Энциклопедия», 1964.
15. Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника 1240 г. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990.
16. Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (По версиям песен «Джангара» и полевым записям автора). Около 10000 слов / РАН. КИГИ. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 01:12 +0000     Ответить с цитатой

Легенда почему ойраты-монголы носят на левом ухе серьгу-колечку

Давным давно, один охотник по имени Манхан из хойтов однажды охотился и увидел у озера трех лебедей. Он стрелял из лука одного из лебедей, попал в его ногу и схватил. Но у этого лебеди мясо было совсем несьедобное (т.е. совсем худой) шкура не пригодная. Он волновался и винил себя что сделал не нужное и плохое, и привез этого лебедя домой и стал заботиться о нем. Вдруг, в один день он-лебедь (т.е. она-лебедь) превратился в прекрасную женщину. Итак они женились и вскоре жена беременела. Манхан из хойтов после нахождения такой особенной жены стал не ходить на охоту, стал сесть все время на дому а у нее жены живот увеличился день за днем. И тот самый Манхан думал что кто бы интересовался бы с этакой женой чужого с большим животом и успокоился, и в один прекрасный день ходил в реку ловить рыбу. Ну, он вдруг видел что его жена превратилась опять в лебедь, и она-лебедь когда полетела над озером выпорола свой живот и роняла ребенка в озеро. Когда очень удивленный и шокированный Манхан оттягивал свою рыбацкую оснащенность тогда из озера выходил один мальчик у которого в левое ухо застрял рыболовный крючок. Он, Манхан, привез мальчика домой. А этот мальчик возрос огромным великаном и так как не всякие лошади и другие животные могли нести его, он почти все время ходил пешком. Смотря это и пожелая чтоб он стал как его отец Манхан метким охотником, дали ему имя Явган Мэргэн (Пеший Меткий Стрелок).
С этих пор мужчины подданные Зvvнгара (Джунгарии) стали носить серьгу- колечко на левом ухо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 11:40 +0000     Ответить с цитатой

менд энхд,

ты где такую легенду вычитал?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 12:20 +0000     Ответить с цитатой

Менд сяян суужянт.

У нас большая диаспора ойратов, поэтому такие легенды много у каждого этноса ойратов.
Собственно эту легенду я почитал в книге нашего ученого Очира об ойратов и перевод я раньше постил в элиста.орг (который сейчас мусульманский сайт вроде???), и просто копи пэйст сделал в бурятиа.орг

Если зайдите в элиста.орг то там можете находить ещё немножко интересных инфо-в.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 12:29 +0000     Ответить с цитатой

не на элиста я щас зайти не могу.
на работе админ закрыл этот сайт, ну в общем и правильно сделал делать там нечего. правда этот дурак закрыл и фриикалмыкия.
а элисту перекупили у дмитрия кирсанисты, причем нашли его в москве, предварительно запугав его родителей в элисте. суки.
щас рулит там желтый гондурас. в общем как установили его личность, зовут его мушаев костя, ему около 40 или за 40. имеет бизнес - торгует кондиционерами. и в общем вся его ценность в том что он то ли одноклассник то ли просто друг санала илюмжинова - брата кирсана. а саналу принадлежит компaния интерлайн, которой сейчас и принадлежит сайт элиста орг.
при этом насколько известно, сам желтый, он же дундук, с его же слов дёрвюд из рода абганер. в общем насколько я понимаю позор для всех дёрвюдов и абганеров в частности. женат на русской, родного языка не знает, ну и агитирует всех перейти в ислам. при этом его родные сестры бегают в русскую церковь, или к евангелистам. короче полный придурок. и вот такие люди у нас располагают ресурсами...


если что кидай всю инфу сюда или мне на майл, если не лень. буду благодарен.


Последний раз редактировалось: sanj (07.07.06, 12:29 +0000), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 12:33 +0000     Ответить с цитатой

Спасибо, Энхд!
Не могли бы посоветовать почитать какую-нибудь книгу Очира про ойратов, и ту самую, где эта легенда есть?
Вообще изумительно интересно!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 12:36 +0000     Ответить с цитатой

для ункаса

http://www.hamagmongol.narod.ru/library/hoyt_hoyt_2004_r.htm

это адрес статьи на хамаг монгол

но если ссылаться на нее то надо давать такую ссылку:
http://journal.iea.ras.ru/online/2005/eoo2005_5c.htm (информация о статье в журнале: Этнографическое обозрение. №6, 2005. с. 166).


дело в том, что хотя это сообщение и было представлено на II межрегиональной научной конференции «Молодежь в науке: проблемы, поиски и перспективы», но в сборнике опубликовано не было, т.к. редколлегия КИГИ сочла ее ненаучной, как мне передал человек сидевший там. если быть точнее сказал это историк санчиров, а директор ин-та очирова нина горяевна поддержала решение. ну в итоге статья была опубликована на сайте "этнографического обозрения" а ссылка на нее сделана №6, 2006. вот собственно поэтомуесли ссылаться, то именно на этнографическое обозрение.


Последний раз редактировалось: sanj (10.07.06, 11:30 +0000), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
sanj
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 17, 2003
Сообщения: 2264
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 12:44 +0000     Ответить с цитатой

мда кстати,

я отдал тексты сообщений про хойт и дэрбэт рассадину, он недавно переехал в элисту, на предмет его взгляда как филолога и знатока алтайских языков.

тут кстати прошло несколько защит людей из бурятии темы и рефераты можно глянуть тут.
http://www.kalmsu.ru/nauka/texts/obyav_k212_305_01.phtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 22:26 +0000     Ответить с цитатой

После разгромления Зvvнгар (Джунгария), маньчжурцы в 1760-ых годах создали под управлением Кобдосского губернатора маньчжи (Ховдын амбан манж сайд) Кобдосский край (Ховдын хязгаар) населяемый ойратами.
В составе Кобдосского края входили 3 хошунов дурбета (хошун – административная единица созданная маньчжурцами после присоединения монголов), 2 хошуна хойты, 1 хошун хошуты, 1 хошун торгуты, 1 хошун єєлеты, 7 хошунов алтайские урянхайцы, 2 хошуна урянхайцы алтан нуура (озеро алтын), 1 хошун мянгаты, 11 хошунов баяты, 2 хошуна захчины и всего 32 хошунов.

В 1910-11 годах когда национально-освободительное движение сильно развивалось и как результат внешняя Монголия (халха) разгоняв маньчжурских наместников провозглашал свою независимость. Созданный в 30 ноября 1911 года “Временная полномочная администрация (правительство) Халхасского Хурээ“ (“Халхын Хvрээний бvх хэргийг тvр ерєнхийлєн шийтгэх газар“) выпустил всеобщее обращение за независимость на всех монголов.
Ойраты тоже высоко оценили и приняли с радостью этот обращение, вовсюду рассуждали этот призыв. Только ситуация что при главной администрации Кобдосском губернаторстве находились маньчжурское войско зеленого знамени, присутствие китайских купцов во множестве и удаленность от Хурээ (нынешний Улаанбаатар) задержал и примедлил их восстание. Во весне 1912 году когда зимний холод отступал, в Улаангомском хурээ-не проходил совещание всех ноёонов Кобдосского края и обсуждался вопрос присоединения в свою Монгольскую государству. Совещание проходило в полемиках и разногласиях. Некоторые ойратские ноёоны были против присоединения с халха или правительством в Хурээ, все ещё сохранилось и сказалось многовековое недоверие вызванное от прежних войн и противоборства. Но большинство присутствующих были за присоединение в Монголию.
И от 30 хошунов Кобдосского края писали просительную письму Богдо хану что мы хотим присоединяться в Монгольское государство (Монголын тулгар тєрд) и подкрепили печатью каждого хошунов. Эти все документы с печатью и подписью ноёонов каждого хошунов хранятся сейчас в национальном архиве и считаются национальной ценностью народа.

После 1990-ых национальное самосознание в Монголии стало возрождаться, вопросы ранее запрещаемые по политическим и иным причинам сейчас стали свободным и открытым. Много книг из исторических, этнографических и культурных направлении были печатаны.

“Жангар“ второй раз напечатан более обагащенном варианте (в 50-ых или начале 60-ых годов было первое издание).
Где высказывают “Жангар“ ? В Калмыкии исследование очень хорошее, среди ойратов монголии и в зvvнгаре китая, среди сартекалмаков киргизии, у тувинцев, и среди ойратов-алтайцев высказывает “Жангар“ на алтайском (тюркском) языке.

Много книг об ойратов напечатаны и исторических, и героические сказание и т.п.

Хочу подчеркнуть одну книгу выпускаемую по томам, третий том которой уже в продаже, “Источники относящиеся со историей ойрат-монголии“ (“Ойрад монголын тvvхэнд холбогдох сурвалж бичгvvд“). В этой книге напечатана оригинал документа на худам или на тод бичиг и трансляция его на современной монгол-кириллице что является очень хорошим подарком студентам, историкам и всем кто интересуется .
В выпущенных томах включены:
Том первый:
- Дєрвєн Ойрадын тvvх тууж оршвой
- Равжимба Зая бандидын тууж Сарны гэрэл хэмээх оршвой
- Торгууд хаадын тууж
- Ойрадын тvvхэнд холбогдох хєшєє чулууны бичээсvvд
Том второй:
- Ховдын засгийн хэргийн бvгд цэс
- Монголын уг эхийн тvvх
- Ховд хязгаарын тvvхэнд холбогдох газрын зураг
- Хо єрлєгийн тvvх
Том третий:
- Ховдын хязгаарын тvvхэнд холбогдох архивын баримтууд
- Богд Чингисийн уг, Дєрвєн ойрадын уг, Хошуудын угийн тvvх бичиг
- Габан шарав. Дєрвєн Ойрадын тvvх
- Баатар уваш. Дєрвєн Ойрадын тvvх
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 22:33 +0000     Ответить с цитатой

Дурбеты в XV-XVII веках входили в состав четырех ойратов и жили вблизи Талас и Эрчис мурэн (Иртыш). Часть дурбетов (подданные Далайдаш ноёона) кочевали за торгутами в Ижил мурэн (Волгу), а остальные были в составе Зvvнгара (Джунгария).
Из-за внутреннего противоречия после убийства Дурбетского ихэ ноёона Дашдаваа в начале 1750-ых его зайсан Саарал вместе со своими подданными присоединился Маньчжурию.
Около 1753 дербетские ноёоны Цэрэн, Цэрэн уваш и Цэрэнмунхэ поссорившись Зvvнгарским ханом Давачи приняли подданство Маньчжурского хана. Их в начале поселили при Тvйн гол (река Туйн), Заг и Байдраг и после через Yенч и Бодончи переселили в район Убса нуура, а там же живущих урянхайцев переселили в горы Алтая.
С 1789 дербеты стали выполнять пограничные обязанности (харуулын алба).

Баяты вместе с дербетами поселялись сначала вблизи Заг Байдраг и с 1754 года переселились на юге и восточнее Увс нуура. Баятские хошуны входили в Дербетскому аймаку Тєгс хvлэг Далай хана.

Єєлеты являются одним из главных родов западных монголов, они жили в Ховд (вдоль реки Ховд), в 1690-ых годах во время войны Галдан бошогту хана проходившей с Ховда до Улаанбудан во Внутренней Монголии большинство из єєлетов были уничтожены т.е. убиты. В 1701 году часть них были взяты в плен Маньчжурцами и жили у реки Орхон, и в 1764 году часть от них переселились в Ховд. Оставшиеся в Орхоне єєлеты (нынешнем Архангайском аймаке) охалхазировались и образовался новый народность халх єєлет.

Мянгады живут в Хобдоском аймаке. Предками мянгадов являются лесные урянхайцы живущихся при горах Танну и Соёоны (Саянские хребеты) и у реки Хэм, Хэмчиг (верховъя Енисей). Во время четырех ойратского союза мянгады составили один тумэн в составе которого были 8 "мянган-хойт"-ов и 2 "Их мянгана" (их мянгад - большие или старшие мянгаты/ны). Хобдосские мянгады являются частью хойтов-мянгадов (хотогойтов) оторвавшихся в конце XVI и начале XVII века от ойратского союза и живущих на севере Увс нуура, при озеро Хубсугулье, истоке реки Селенги. Большинстов из них хотогойд-мянгады в XVI веке входили в состав Халх и халхазировались (нынешние хотогойд халхи).
Во время восстания против маньчжурцев в 1755-1758 годах главными силами восстанцев были хотогойт-урянхайцы вана Чингунжава и хойты хана Амарсанаа. После подавления восстания восставших хотогойт-мянгадов переселили вдали от родной земли (озеро Хубсгул) в Хобдоский край и дали под управлением Хобдоского маньчжи амбаня.
Так образовался Хобдосский мянгад хошун.

Захчин – получили свое название от военных формировании созданных для охраны границы во время Зvvнгарского ханства. (происходит от слова хил, зах --> захчин)
В составе захчинов входят роды торгутские, дербетские, єєлетские ... т.п.
Захчины были завоеваны в 1754 году маньчжурцами.

Торгуты – Торгуты впервые кочевали на Волгу в 1630-ых. Но несмотря на удаленность, связь с коренным ойратским улусом был тесным и всякие сношение, движение между ними были интенсивными. Второй раз болшое кочевье было в 1758, Шийрэн тайж со своими подданными поехал на Волгу и жили там где-то около 20 лет.
Часть торгутов возвращались в 1771, когда их исконная земля уже была завоевана маньчжурцами. Маньчжурцы разделили торгутов на хуучин (старые) и шинэ (новые) торгуты, “старые“ - те которые уходили первыми с Хо урлюком, а “новые“ - те которые уходили с Шийрэн тайжом.
... и маньчжурцы создали административную структуру ...

Часть “новых“ торгутов жили в бассейнах реки Булган, Чингэл, Цагаан гол, Автага и Урунгу, а другая часть в Тарбагатае. Из них торгуты Булган гол-а с 1771 года входили под подчинение Кобдосского маньчжи амбан сайд-а (маньчжи губернатора), а с 1773 законно подкрепленно стали жить в бассейне реки Булган гол, Хавтаг, Байтаг и Урунгу. Ихний предводитель Шийрэн ван стал управлять зvvнгар-ом, а сын Уваш хана Шар хvvхэн (кююкэн) управлял баруунгар-ом и так образовались два хошуна что и впоследствии назывались две торгут хошуна: вангийн хошун и бэйсийн хошун (ныне торгуты в Монголии тоже имеют разделение бэйсийнхэн- бэйсэйхн и вангийнхан-вангаахн).
В 1792 году хошоут тайжу Буянхишигу, которые раньше были под управлением бэйсэйхн торгутов, выделил землю и образовал новый хошун хошоут-торгутов (тайжаанхн).
Торгут хошуны добровольно входили в состав Богдо хаант Монгол улус в 1912 году.
В ноябре 1929 года на хурале (совещании) делегатов и аратов из трех торгутских хошунов приняли решение обьединить три торгутских хошунов и создать один новый хошун и назвали “Булган мандал бvрэн хан уулын хошуу“.


Последний раз редактировалось: enhd (06.07.06, 22:53 +0000), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 22:35 +0000     Ответить с цитатой

Алтайн урианхай – Урянхайцы Алтая.
Урянхайцы являются одним из известных и прославленных народностей Монголии, оставивших яркий след в истории монголии. Подразделяется на монголязычные и тюркоязычные урянхайцы. Монголоязычные урянхайцы были в составе и восточных и западных (ойрат) монголов.
Алтайские урянхайцы входили в состав Зvvнгарского улуса, и в 1755 году после завоевания маньчжурцами, эти злостные маньчжуры создали административные единицы семь хошунов: один хошун Мээрэн занги, и по три хошуна баруун амбаня и зvvн амбаня (западного и левого амбанов – маньчжурских наместников).
Эти административные деления в дальнейшем превратились на 4 хошуна баруунгара (Баруун амбан, Гомбо даа, Шар даа, Сvжигт гvний хошуу) и 3 хошуна зvvнгара (Мээрэн, Зvvн амбан, Итгэмжит гvний хошуу), и впоследствии после Богдо хаант улус и МНР конечно изменены названия админ-ых единиц.
В хошунах: в Зvvн амбаны хошуу, Зvvнгарын мээрэн зангийн хошуу, Баруун амбаны хошуу, Гомбо даагийн хошуу в основном жили монголоязычные (ойрато язычные, конкретно их язык очень близок к торгутскому языку) урянхайцы, а в Зvvнгарын сvжигт гvний хошуу, Хар соёны хошуу, Баруунгарын Шар даагийн хошунах жили тюркоязычные (тувинцы, ойрот-алтайцы) урянхайцы.

Хотон – хотоны являются монголозированными тюрками, которые живут среди дербетов уже более 200 лет. Религия мусульманское, одежда и обычаи как у дербетов но сохранились тюркские элементы. Сами они себя называют “хотон“ и считают что они близки к хасаг и хиргисам, ойрат-монголов они называют “халимаг“-ом, но дербетов живущих в одном хошуне называют “єнтєг“ (думаю так называли не сейчас а более раньше когда были хошуны и т.п.).
Хотоны происходят от казахского рода жантекей казбек, вначале несколько семья (говорится около 20) стали слугами домашними рабами у дербет ноёонов.
Они полностью забыли свой тюркский язык, в 1904 году Б. Я. Владимирцов путеществовший там находил у них только около 200 слов тюркских слов, но что очень интересно они сохранили свою религию мусульманство до сих пор (старики молда читают священную книгу коран на арабском).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 22:36 +0000     Ответить с цитатой

Єєлетская легенда о Галдан бошикту хан:
После смерти Галдан бошикту хана знающие люди (мэдлгтн) изучили, совещались и решили похоронить его прах у горы Цамбагарав в местности Харзын Тєвшин (Цамбгарв улна євр талд). Как то знав это маньчжурцы искали захоронение великого покойного и сделали (создавать - гаргах) многих грунтовых дорог для тележки расхаживая туда сюда, которых мы сегодня называем дороги Баяннуур – Мараа, Хэрлэг, Баянгол, Ганга – Тєвшин.
Все-таки маньчжурцы нашли тело Галдан бошикта около Тєвшина, но никак не могли подыскать кость большого пальца (эркэ хуруна ясн). Сожалевшись этому маньчжурцы разговаривались между собой что никогда не будет подавлено величие Зvvнгарского государства, и похоронили найденных остатков Галдан бошикту хана под северной воротой Бээжин (Пекина) .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 22:37 +0000     Ответить с цитатой

Єєлд домог:
Давным давно єєлеты Ша бэйса жили на двух берегах большой реки. В то время один дархан (кузнец) занимался делами приготовления наконечников стрел, разных оружиев и поэтому трудился очень напряженно приготовливая углей и т.п. Однажды во время подготовления угля для кузнечных дел он думал что приготовленные угли уже погасли и наполнил в два мешка и погрузил на трехлетную пегую лошадку (алаг vрээ) и возвратился домой. К сожаление день был ветреный и погруженные непогашенные угли воспламенились из-за наддувания ветра и лошадка встала на дыб, хозяин свалился о землю, а лошадка с огнем и дымом пронесся вдоль по реку.
Увидели єєлеты этот (сверх) страшное зрелище думали что кто-то приехали с войной и старались (как можно) быстрее уходить и переходить реку Орхон. Так как вода на реке была высокая, большинство єєлетов тонули в реке. Остальные поехали дальше ... и до местности Или (Или, Тарбагатай).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 06.07.06, 22:40 +0000     Ответить с цитатой

У ойратов есть много легенд и сказаний о Сартактай баатуре. Некоторые связывают эту легенду даже с Александром Македонским.
Мне кажется Сартактай и Сартак, сын Бату хана, звучит одиноково.

Легенда:
Давным давно жил один человек по имени Сартактай имеющий огромное сильное тело. Когда этот человек лег отдохнуть то его голова лежала на Шижигтэйн хавцал (название местности), а нога упирались на Ямаатын уул (тоже название местности). В один день когда он отдохнул пальцы его ног стали чешется, а он направил одного всадника чтобы посмотреть что там происходит. А он всадник обнаружил что семеро волков едят и дергают пальцы ног Сартактая значит. С этого происходит бранное слово “Долоон чононд идvvлмэр - Долан чонд идvлмр“ (Перевод: чтоб ели (кого-то) семеро волков).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой




Рейтинг@Mail.ru