BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы


Журнал пользователя
Все журналы | Создать аккаунт
Зарегистрированные пользователи автоматически могут создать свой собственный журнал и опубликовать в них комментарии.

Главный лама
от: Дашидондок
Последнее обновление: 20.01.2008 07:48

Так или иначе, но именно эти 150 лам и хувараков стали начальной основой для бурят-монгольской буддийской общины. Вероятно, выделялся самый авторитетный из их последователей чжонэский монах Агван-Пунцук. Авторитет этот может объясняться как ученостью этого монаха, так и его близостью к верхушке цонгольской конфедерации - Ухин-тайше и его приемному сыну и наследнику Лувсан-тайше. По неподтвержденных сведениям (что делать, таковых много и при дефиците источников приходится ссылаться и на них) Лувсан-тайши был этническим тибетцем, усыновленным Ухином. Этому несколько противоречат сведения Гмелина и Миллера о том, что он "прежде был монгольским ламой, но чтобы иметь возможность жениться, сложил с себя сан ламы и в настоящее время держит при себе монгольского ламу" (эти сведения тоже несколько неточны, поскольку Агван-Пунцук назван монголом). Инструкция 1728 года, как уже говорилось, централизовала все управление буддийским духовенством в ставке Лувсан-тайши. Соответственно, все дела, связанные с обучением и подготовкой хувараков, а также, вероятно, их распределением, что позднее вошло в функции хамбо-ламы, с этого года сосредоточились в руках соржи-ламы Цонгольского дацана Агван-Пунцука. То есть должность главного ламы фактически предвосхищала должность Бандидо-Хамбо-ламы Восточной Сибири по свои функциям и ответственности. Из хроники Юмсунова мы узнаем, что Агван-Пунцук имел звание дархан-нансо, который состоит из двух титулов монгольского и тибетского происхождения. Это монастырское административное звание распространено во Внутренней Монголии и в регионах соседства и взаимовлияния тибетцев и монголов. Так, знаменитый Урлуг дархан-нансо, обративший первого маньчжурского императора Нурхаци в тибетский буддизм, как мы видим, носил то же звание и происходил из племени хорчинов Внутренней Монголии. Это же звание носили, согласно хоринским хроникам, и многие другие ламы Забайкалья того времени, как, например, Лувсан-Шираб, главный лама хоринских дацанов. Вероятно, это говорит о том, что определенная часть из 150 лам-пришельцев была из Внутренней Монголии, Кукунора или Амдо (как Агван-Пунцок). Российская администрация, однако, это звание не признавало, но оно, очевидно, имело значение для бурятской общины буддистов, ибо на официальные посты назначали в основном обладателей этого звания.

Шаги по централизации буддийской общины требовали введения официального звания главного ламы, через которого бы власти могли косвенным образом осуществлять управление верующими. Как отмечают некоторые исследователи, в религиозных делах российские власти предпочитали копировать строго иерархиезированную систему Русской православной церкви с Патриархом и подчиняющимися ему митрополитами, архиепископами и епископами, ответственными за региональные приходы. Сами русские скопировали эту систему с византийского оригинала и теперь в отношениях с иноверными конфессиями формировали приблизительно ту же схему, хотя и значительно упрощенную (таков же и случай с исламом). Но в случае с буддистами формирование это происходило поэтапно и не всегда последовательно, завершившись лишь к середине XIX века. Назначение Агван-Пунцука главным ламой произошло, по мнению Юмсунова, в 1728 году с выходом Инструкции, однако в ней прямо об этом ничего не сказано, хотя косвенно за ламами близкими Лувсан-тайше фактически закреплялось некоторые главенствующее положение. Об этом же сказано и у Ломбоцыренова, когда он говорит, что кошмовом дацане в Эргэ-Бургэ, резиденции Агван-Пунцука, собирались ламы их селенгинских и хоринских кочевий. При этом Юмсунов говорит о том, что по представлению Рагузинского Агван-Пунцук был утвержден высочайшим решением. Тут, однако, следует учитывать, что бурятские летописцы часто приписывают назначениям ранг высочайших, то есть правительственных, что может не всегда соответствовать истине. Тобоев точной даты официального назначения не дает. Герасимова, без указания источника сведений, указывает датой 1732 год. Я лишь могу предположить, что она опирается на Материалы комиссии Куломзина, к которым у меня пока доступа нет. В принципе 1732 год - дата вполне вероятная, и назначение скорее всего было осуществлено Чикойским управлением Селенгинского уезда Иркутской провинции по согласованию с губернскими властями. Едва ли тут имело место высочайшее распоряжение. На этой стадии государственное управление буддистами осуществлялось еща на низшем региональном уровне, что говорит о сравнительно небольшой локлизации буддийских общин и неразвитостью монастырской системы, вернее фактическом ее отсутствии, ведь первый войлочный дацан появился у цонголов только в 1741 году, до этого были лишь войлочные молельни (капища в русских документах), числом в 11 (все в Селенгинский кочевьях). Но уже на этом уровне стремление властей к централизации общины весьма заметно. В 1741 году Иркутские губернские власти, в чьем ведении находился Селенгинский уезд, вплотную занявшись делами буддистов, запросили у местных властей и духовенства именные списки имевшихся лам. Вероятно, интерес к делам буддистом был связан с назначением на должность иркутского вице-губернатора Лоренца Ланга, статс-советника, крещенного шведа из Петровского гнезда, входившего в 1719-22 годах в неудачное посольство Измайлова в Пекин и не понаслышке знал Забайкалье и "ламский" вопрос. На основании собранных сведений на высочайшее рассмотрение Лангом был подан доклад с предложением ввести штатное число духовенства, ограничив таким образом, его количественное увеличение. В конце 1741 года власть в Петербурге неожиданно меняется, и в результате дворцового переворота к власти приходит дочь Петра I Елизавета Петровна. В декабре же на ее рассмотрение был, вероятно, представлен доклад Ланга, в результате чего на свет появился Манифест, утверждавший штат буддийского духовенства Восточной Сибири числом в 150 и освобождающий комплектных лам от податей и повинностей, число молельнь 11. Штатные ламы получили теперь разрешение проповедовать свою религию в среде единоплеменников. Это был, вероятно, первый высочайший манифест, адресованный буддистам Забайкалья и вообще России (буддизм калмыков признан только Александром I), повлиявший в дальнейшем на развитие буддизма в России.


электронный учебник бурятского языка
Авторизация
Зарегистрировано:
Всего: 19998

Сейчас на сайте:

День в истории
В этот день было:


Календарь
Событий нет

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Опции

ДОБАВИТЬ СОБЫТИЕ
Сегодня
В этом месяце
За год

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования