BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы


Журнал пользователя
Все журналы | Создать аккаунт
Зарегистрированные пользователи автоматически могут создать свой собственный журнал и опубликовать в них комментарии.

Дамба-Даржа Заяев
от: Дашидондок
Последнее обновление: 24.01.2008 11:59

Дамба Даржа Заяев, согласно составленным им путевым заметкам, родился в год железа-крольчихи, т.е. в 1710 году в роду абагад. Его отец Сахулагын Зая и дядя Онболойн Заяхан прикочевали в пределы южного Забайкалья со своими людьми в 1694 году (Бичихан запискэ) Тушетухановского аймака (В Бичихан запискэ даже дается название хошуна - Гул-шира, или Хул-сара, оригинала нет под рукой, чтобы проверить написание). Младшего брата Дамба-Даржа звали Хэтэрхэй, и его старший сын, племянник Заяева, позднее станет его преемником. В возрасте 14-ти лет (15-ти по буддийской традиции) в 1724 году Заяев отправляется в свое знаменитое учебно-религиозное путешествие по местам буддийской святости и учености. Дата 1724 год дана у Юмсунова и согласуется с Записками самого Заяева (точнее копий, дошедших до нас). Тобоев и Хобитуев дают дату 1734 год, и Поппе в комментариях к хронике Юмсунова говорит, что эта дата верна, если считать, что годом возвращения Заяева был 1741 год (говорится, что Заяев был в Тибете 7 лет). Но дело в том, что 1741 год как дата возвращения Заяева из Тибета дается все в тех же летописях Тобоева и Хобитуева, а в Путевых записках Заяева говорится о том, что он вернулся из путешествия в год воды-крысы (1732, в тексте ошибочно дан 1731 год). Складывается впечатление, что Тобоев (Хобитуев писал свою хронику на основе его хроники и повторил его ошибку) дал неверную дату, ошибшись на 10 лет. В Записках Заяева и у Юмсунова все дано почти верно: родился в 1710 году, в Тибет ушел в возрасте 14 лет, т.е. в 1724 году и вернулся после 7 лет пребывания там в 1731-32 годах. Записки Заяева говорят, что отправился он в путешествие в одиночестве, а Юмсунов говорит, что с двумя спутниками. Можно предположить, что Заяев отправился в одиночку до Урги, откуда присоединился к компаньонам, иначе трудно себе поверить, что в столь юном возрасте он мог бы решиться идти в столь дальний и опасный путь один.

Тодо (так звали Заяева до принятия обетов гэцула) отправился по святым местам буддийского мира Внутренней Азии в период, когда эта часть мира пережила еще один политический кризис и медленно от него отходила. В 1720 году джунгары, зе три года до этого окупировавшие Тибет были рабиты сборной Цинской армией, сумевшей привлечь на свою стороны кукунорских хошутов. На братоубийственную войну хошутов сподвигло желание удержать за собой верховенство в Тибете, которое было утеряно после уничтожения джунгарскими войсками под предводительством Цырендондуба последнего представителя ханской династии Тибета Лхавсан-хана. После изгнания джунгаров цинские власти триумфально возвращают трон истинному Далай-ламе VII Галсан-Чжамцо (ставленника ссылают во внутренние провинции Китая) и принимаются за формирование нового тибетского правительства, в котором, несмотря на все ожидания хошутов, не оказывается более места для наследников Гуши-хана, хошутской династии Тибета. Оскорбленные хошуты возвращаются в Кукунор в 1721 году с горьким сожалением о своем альянсе с Канси и затаенным желанием вендетты. В 1723 году хошуты восстали. Лидером воссатния стал Лобсан-Тензин, родовитый хошутский хан, поддержанный лояльным ему буддийским духовенством Амдо. Это была серьезная поддержка, поскольку монастыри Амдо имели высокий религиозный авторитет в среде буддистов как Тибета, так и Монголии. Среди поддержавших были такие святыни как Гумбум (монастырь, построенный на месте рождения Чже Цзонхавы) и Гонлун (резиденция почитаемых тулку Чжанчжа и Туган). Напуганные перспективой (небеспочвенной) вероятного альянса восставших с силами джунгарского хана Цэван-Рабдана, Канси действует крайне жестко и решительно. После поражения сил восставших и бегства Лобсан-Тензина в Джунгарию, Цинские войска оккупируют Куку-нор и развязывают там беспрецедентные репрессии буддийского духовенства. Сожжено множество монастырей, Гонлун разрушен до основания, Гумбум расстрелян из пушек, его ведущие ламы и настоятель обезглавлены. Весь буддийский мир пребывает в шоке от подавления кукунорского воссания и, самое главное, от небывалой жестокости в отношение религии, официально патронируемой империей. Канси же в свою очередь негодует по поводу предательства со стороны буддийского духовенства, которое он до того времени очень щедро вознаграждал, вкладывая немалые средства в содержание монастырей, освободив их от налогообложения и повинностей. С этого времени Цин, не отказываясь от своей протекции тибето-монгольскому буддизму, предпринимают меры по установлению контроля над его институтами. Далай-ламы теперь фактически лишаются каких-либо властно-административных функции в Тибете, оставаясь лишь духовными главами буддийского мира и оставляя за собой лишь некоторые полномочия в сфере управления монастырями. В Тибете создано светское правительство под контролем 2 цинских наместников - амбаней. Частично Заяев описывает эти недавние политические потрясения в своих Путевых записках. Кукунорские монастыри медленно оправляются от репрессий.

Подросток Тодо Заяев посещает Куку-нор через год после этих событий. Еще свежа память местных лам о произошедшем в амдоских монастырях, и, наверняка, ламы рассказывали паломникам о том, каким ужасным может быть имперский гнев. До Куку-нора и Амдо Заяев посещает Пекин (обязательное место паломничества монгольских паломников) и Синин, китайский город, служивший административным центром региона. Оттуда через Нагчу Тодо достиг центральных областей Тибета. В своих описаниях Заяев дает довольно подробную картину религиозной жизни Лхасы, трех крупных близлежащих монастырей и Цзана, а также административную и экономическую структуру буддийских монастырей. По сложившейся к тому времени традиции, Заяев поступает на учебу на факультет Гоман монастыря Брэйбун (там училось подавляющее большинство выходцев из монгольских регионов), где обучается в течение 7 лет - срок, достаточный для полученя степени габчжу (не путать с геше), на тот момент основной ученой степени буддистов Тибета. Тогда эту степень получали в результате диспута в старинном кадампинском монастыре Санпху, который Заяев также упоминает в своих записках. Он принимает обеты гэцула, затем гэлона и получает монашеское имя Дамба-Даржа.

В период своего пребывания в Тибете Заяев получает аудиенции как Далай-(Галсан-Чжамцо был ненамного старше Заяева), так и Панчен-ламы Лобсан-Ешей (к тому времени уже старше 60 лет). Бурятские хроники и местные цонгольские легенды рассказывают о том, что иерархи благословили его на прозелитическую деятельность в Забайкалье. Бытует мнение, что часть его имени - Зая является символом его связи с Зая-пандитами Ойратским (Намхай-Чжамцо) и Халхасским (Лувсан-Принлэй), которые были специально направлены Далай-ламой V в XVII веке для распространения буддийской миссии среди монгольских народов. Искаженное санкритское слово джая (Победитель) в составе их имени указывает на статус миссионеров, завоевывших сердца неофитов, однако, как нам известно, Зая - это имя отца Дамба-Даржа, происходящего от монгольского слова со значением "судьба", "предназначение". Кстати, в Записках Заяева говорится о том, что соизволение иерархов на проповедническую деятельность Заяева была подтверждена некими документами. Все это может указывать на то, что в родные пенаты Заяев вернулся не только облеченный высокой ученой степенью (самой высокой на тот момент), но и официально уполномоченным проповедником. Косвенные данные дают основания для предположения, что большую роль в этом мог сыграть Панчен-лама как старший и на тот момент более авторитетный иерарх. По крайней мере, и в Записках и в рассказах Екатерине Заяев говорил о предпочтительности ориентироваться на Панчен-ламу как на высшего буддийского иерарха.

Добравшись в 1734 году до цинско-российской границы Заяев обнаружил пограничный режим еще более ужесточившимся в связи с отчаянными попытками монголов любыми путями пробиться на российскую территорию. Для того, чтобы Заяев смог пройти на российскую территорию его родственники специально обращались к пограничным властям, вероятно аргументируя тем, что Заяев ушел в паломничество до заключения Кяхтинского договора. В итоге им удалось добиться разрешения и Заяев воссоединяется со своим кланом и тем самым открывает самую важную страницу истории буддизма в России.


электронный учебник бурятского языка
Авторизация
Зарегистрировано:
Всего: 19998

Сейчас на сайте:

День в истории
В этот день было:


Календарь
Событий нет

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Опции

ДОБАВИТЬ СОБЫТИЕ
Сегодня
В этом месяце
За год

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования