BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы


Журнал пользователя
Все журналы | Создать аккаунт
Зарегистрированные пользователи автоматически могут создать свой собственный журнал и опубликовать в них комментарии.

Рассказ на конкурс "Моя Волшебная Бурят-Монголия" от пользователя BayarGunzenbal
от: Sky
Последнее обновление: 24.12.2008 10:36

Всё ниженаписанное я не стану посвящать ни памяти, ни творчеству Намжила Нимбуева. его творчество обойдётся без меня, а вот, обошёлся ли бы я без Него - не знаю. Да, пройди мимо, я бы остался смирным гражданином, но у меня не было бы отдушины... Вряд ли, Он слишком большая величина, что - бы его не заметить.
П О Э Т
Каждый гражданин мира знает, что литература бывает читабельной и нечитабельной, т.е. некоторые могут претендовать на вечность. И в нашей родной литературе есть творцы, чьи творения могут и смогли пережить своих авторов. Слава богу, что количество перешло в качество. к числу таких отношу Намжила Нимбуева. читателя с кругозором может заинтриговать его учителя: Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Жак Превер, Ли Бо, Ду Фу, Басё и др. Один тот факт, что первые трое пользовались галлюциногенами или "расширителями сознания" для подпитки творческого начала звучит интригующе.
Посмотрим его (Н. Нимбуева) танку посвящённую великому Басё:
Три строчки я в книге твоей прочитал.
О, мудрый японец, молчи!
Дай мне убежать на некошеный луг
И лёжа в трезвоне цикад неумолчных,
Бездумно на небо смотреть.
А трое строчек японца звучат на первый взгляд не ахти, хотя за первой строчкой стоит целый обнажённый пейзаж, за второй также нечто подобное, а в конце третьей строки вдруг сидит ворон, который оказывается указующим перстом, вбирает в себя и разбрасывает первые две строки. А Намжил Нимбуев почти умоляет Басё - молчи, так и слышится "молчи" с придыханием, умоляюще; японец со своими тремя строками заставляет поэта рвать и стонать, скрежетать зубами, оставлять книгу на раскрытой странице и скрываться от неё. Фрагмент апокрифической Библии "счастливы те, кто вбирает в себя, слова Вергилия и Христа, коих свет озаряет, по сей день". Почему апокрифы обращены к Вергилию, человеку у которого тоже не всё в порядке с мировосприятием. Кстати в среде европейской интеллигенции Вергилий является одним из цензов образованности граждан. Наверняка Н. Нимбуев не раз и не два обращался к японцу и также убегал, а потом в один день понял или прозрел, что "Ван Гог мёртв, а я ещё жив" (Б.Гребенщиков) и больше, может быть, не возвращался к этой книге. Это предположения, а теперь покопаемся в "интимном белье" Намжила Шираповича.  
Поглаживая с грустью верных кошек,
Клянутся миру лысые мужи,
Что молодость глупа,
Что чёрствый хлеб
Полуголодных институтских лет
Не столь уж экзотичен, как казалось,
А попросту уродовал желудок,
Что место первой встречи -
Танцплощадка -
Такая же летучая случайность,
как жаркий мимолётный взгляд
Прошедшей по аллее незнакомки.
Клянутся миру старые мужи. (сб. "Стреноженные молнии")
Воображение рисует толстых обывателей, которые не могут садиться за стол без острой приправы, с ленивой обязательностью поглаживающие жён честных и лгунь. Этакие чеховские Ионычи, при каждом слове и полупредложении  без нужды поправляющие горло. И в конце этой морализующей полубессмысленной эпики прорывается: а мне бы только+ Где так бесконечно доверчиво и первоснежно чисто звучат:
"+ глаза пугливой тихой недотроги"
"+ и скрытый вызов времени прочёл." Последнюю строку я трактую не иначе, как саму убийцу любовь появляющуюся из- за угла, как "убийца с финским ножом". И которая стала реквиемом для читателя. Что старым мужьям "жаркий мимолётный взгляд незнакомки", им постоянным потребителям "виагры" и фильмов с титрами ХХХ, бросающимся в океан безнравственности и развратной похоти всё чаще в "сером веществе". Начиная со строки "А мне бы только +" я бы хотел назвать гимн азиатской, чистой, нравственной и одновременно раскованной, обнажённой, откровенно флиртующей - любви. Напрашиваются образы, вернее детали поведения на подиумах и на фото И. Пантаевой и нескольких её коллег по модельному миру. И, конечно же, моя +Л.С. в отдельные, прекрасные моменты нашей жизни.
.* * *
Мир, граничащий с потусторонней вытекает как звук лимбы в следующей стихотворении Н. Нимбуева.
Прощание с другом / памяти Бадмажапа/
Беззащитной и утлой лодчонка его была+
Громадным и неистовым океан небытия был+
Тугого и гордого паруса не было+
Вместо вёсел ладони натруженных рук были+
Протяжным и хриплым голосом скорбящего существа неземного
На измученных отцовских устах
Страшно и неожиданно затрубила
Перламутровая раковина - морщинистая дочь моря.
Заплакали одноклассницы - смущённые юные девочки,
Жемчужины слёз сверкнули отчаянием запоздалого града.
безмолвно грустили юноши, в тумане из глаз исчезли
Ласточек отраженья.
Лежал он в гробу отражённый.
Чу! -
Тень по лицу промелькнула!
Нет+
Облачко пробежало на журавлиных ногах ветра.
Первая строфа (если в верлибре позволительно такое) сплошные многоточия. Это не признак бессилия, а всего лишь дань реалиям жизни каждого из нас. И неизвестный для меня Бадмажап, один из нас, выдернутый из мира кольца (сансары). Противопоставления или сравнения: первые две строки. Океанский пример только усиливает её. Скорее всего, мёртвый герой был из среды рабочих. И звуки б реэ (морщинистой дочери моря), как бы его не ожидал Намжил Нимбуев, зазвучав неожиданно. И плач (который не должен был звучать на бурятских похоронах) одноклассниц только усиливает драматизм, хотя звучит несколько фальшиво. "Смущённые юные девочки" скорее не знали что делать, а лишь воздали дань приобретённой субкультуре славянок. И туманная поволока, окутавшая Н. Нимбуева, убирает отраженье ласточек.
А Бадмажап лежал, и в скорбящих глазах автора, вернее в воспалённом сознании почудилось последнее движение друга. А в самом деле был лишь тень облачка прогнанного по небосводу на анимационных ногах воздушного потока. Каждый из нас впервые хоронил своих близких. И первые дни предпохоронных сует не в его возможностях объять всю полноту событий. Однако кинута последняя горсть земли, народ расходится с кладбища. И многие только тут осознают, что его нет. Вернее, нет трупа, а он незримо присутствует на уровне подсознании. И ты невольно меряешь свои шаги через призму его мировоззрения, хотя это зависит от меры приближённости покойного.
Да, бесконечно правы древние: "не плакать, не смеяться, а понимать". И дважды верна философия Будды "не сожалей об умершем" / Тибетская книга мёртвых /. Каждому из нас нужна установка на смерть, важно правильно осознать её феномен. И Н. Нимбуев в данном стихотворении правильно дошёл на уровне интуиции, что жизнь всего лишь облачко "на журавлиных ногах ветра" в мире бытия. И наш предок Чингисхан через китайских мудрецов тоже доходит до "пузырьков на реке жизни". Хотя и плод воображения Исая Каллистратовича, но нет сомнений, что мудрец Чингис не мог не обращать внимание на феномен "рождения" и "смерти". Волею природы человеческой, после стольких потрясений, ломки сознания в процессе самореализации, он просто обязан задуматься.
Мир Нимбуева безнадёжно откровенен, порой граничит с знакомым бытом. Но через маленькие подробности: "между ставен грачонок разбил скорлупу+" он без видимых усилий раскрывает мир человека сельского. Кто из нас не помнит почерневшие дома - зу алааны или  бэлж  ны, пустующие в зависимости от времени года, которые навсегда остались в архетипах нашей памяти свидетелями развитого соцреализма. Дома ... очевидцы первых объятий молодого табунщика и актов растаскивания народного хозяйства по брёвнышкам для тепляков "полуновых бурят".
* * *
Рождение и смерть и между ними связующая нить - любовь, развод, новые знакомства плюс мир души, духовного прозрения. И даже больше, попытки покушения на тайны мироздания.
Ночь напролёт до самого рассвета
Бродил я по аллеям, размышляя
О глубочайших тайнах бытия
- Что потерял? -
Спросила дворничиха.
Если прочитать подряд весь сборник "Стреноженные молнии", то в голове помимо упомянутых образов обязательно останутся тени, тени предков раскуриваю их трубки, щупающих твои ноги, и с сожалением глядящих на Вас. Мне кажется, что многие из нас в далёком пути в авто, или случайно оказавшись в степи, будь то зимой или летом, неизменно когда- то "увидел, услышал" предков своих:
...И в прозрачной тиши
Над лощиной стойбищ былых
Слышу я голоса
Неувиденных предков своих
Оживают они, словно я
Вызвать смог представление
света ...
"Осень в Еравнинских лесах"
Великая ностальгия по прошлому, навеянная временами года, величественной тишью природы, устным народным творчеством и генетической принадлежностью к сердцу Евразии.
...Словно говор людской,
Век назад отзвучавший,
Возвращают распадки хребтов;
Смех гарцующих в сёдлах парней,
Шум овечьих отар.
Звон чугунных стремян
Крик детей у задымленных юрт,
Звук матерчатых лёгких гутулов
Всё является мне
В приглушённой годами беседе
Мудрых предков,
Ушедших из этих степей
Не дождавшись меня...

Но всё же:
"О родина,
лишь гляну на тебя -
моя песня умолкает смущённо".
Намжил Нимбуев не стал "гражданином мира", но разве это конечная цель человека. Нет, он честно выполнил главный норматив двадцатитрёхлетнего периода. Он дал возможность многим постучаться в дверь стихосложения. Стихосложения настоящего, не закованного в строгие рамки "-измов".
А свои 23 года прожил по хорошему жадно, своею судьбой став в очередной раз доказательством того, что "поэт - избранник небес". И не подвластны Ему законы быта человечьего.
... Да пройди мимо, я бы остался смирным гражданином, но у меня не было бы отдушины. Вряд ли, он слишком ёмкая величина, чтобы с ним не соприкоснуться.

BayarGunzenbalay

 


Заказать книгу 5 лет одиночества Надежды Цой
Авторизация
Зарегистрировано:
Всего: 19998

Сейчас на сайте:

День в истории
В этот день было:


Календарь
Событий нет

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Опции

ДОБАВИТЬ СОБЫТИЕ
Сегодня
В этом месяце
За год

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования