BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Выдающиеся люди бурятского искусства
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Олониитын соёл
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 04:58 +0000     Ответить с цитатой

Сэнгийн Эрдэнэ
Написал Admin
12.12.2008


(1929-2000) Бурят. Писатель. Родился в Хэнтийском аймаке, в местности Биндэр сума в 1929 году, в семье бурята Сэнгэ. Когда ему было 9 лет, его отца арестовали и расстреляли. С раннего детства он на себе испытал все тягости безотцовщины. Сам поехал в центр аймака и поступил в школу. После окончания школы он продолжил учебу в офицерской школе имени Сухэ-Батора. Именно там он близко познакомился с русской литературой, хорошо овладел русской речью, на основании чего познакомился с европейской культурой. По воспоминаниям его ровесников он знал все слова в большом русском словаре. В 1948 году он написал первое стихотворение романтического характера «Хэлмэгцэн баатар» (Репресированный герой), это стихотворение подвергся критике известного монгольского литературоведа Ш. Чимида, тем не менее он продолжал писать, придерживаясь всех советов и замечаний. И все-таки это стихотворение вошло в сборник молодых поэтов, что придало ему силы продолжить творческую работу.
После успешного окончания офицерских курсов, осенью 1949 года, его как лучшего студента направляют в Монгольский государственный университет на медицинское отделение. Получив диплом врача-психиатра в 1955 году несколько лет работал в одной из больниц Улан-Батора. А годом раньше в 1954 году выходит в свет его первая книга «Салхитын голыхан» (На реке Салхита), и с этого времени он целиком посвятил себя литературному труду. Герои многочисленных новелл С. Эрдэнэ – простые люди, живущие в разных, самых отдаленных уголках Монголии. Широкая известность и признание со стороны читателей так скоро пришли к молодому автору прежде всего потому, что главным в его творчестве становится не бытоописание, а гуманистическая направленность. Основное для писателя – духовное богатство человека. Он умеет видеть истинные глубины человеческой души за, казалось бы, неприметными явлениями обыденной жизни, и его герои – люди живой, беспокойной мысли. От природы они наделены тем сплавом душевных качеств, который мы часто определяем как «внутреннюю культуру», свойственную подчас тем, кто не имеет за спиной даже законченной средней школы, не говоря уже о высшем образовании. Это люди обыкновенных профессий, но у них чистая совесть, добрые сердца, они умеют сильно и верно любить, стойки в горе и знает цену истинному счастью. Писатель по-настоящему любит этих простых людей и во имя их счастья борется со всяческим злом, жестокостью и несправедливостью. Во многих произведениях С. Эрдэнэ с развитием главного сюжета как с основой ткани нередко переплетается другая самостоятельная нить – образ живой природы и ее исполина, солнца – хозяина всей жизни.
Много времени ему приходится проводить в литературном кругу, вместе с молодыми поэтами, часто общается и сотрудничает с ихвестными писателями такими как Б. Явуухулан, Ц. Гайтав, Д. Пурэвдорж, и др. В 1956 году вышел первый сборник стихов «Тал нутагаар ябахад» (По степи), в 1958 году «Хаврын уянга» (Мелодия весны). В начале 1960-х годов насал работать в союзе писателей, потом секретарем, редактором газеты «Утга зохеол урлаг» (Литература и искусство). Проработал до начала 1980-х годов, во время которого объездил много районов, результатом чего стали многочисленные работы литературного характера: огромное количество очерков, статей, комментарий , репортажей, рассказов, стихов и т.д. В 1965 году он получил Государственную премию МНР за рассказы и очерки «Малын холийн тоос» (Пыль из-под копыт скота), «Чулуут голын цуурай». Вообще 1960-е годы были для него весьма плодоторными в творческом плане. Им были изданы такие книги «Урин цаг ирэхэд» (Когда наступит ддоброе время) 1959, «Хонгор зул» (1961), «Тэнгэриин хаяа энуухэнд» (Здесь край неба) 1963, «Малын холийн тоос» (Пыль из-под копыт скота) 1964, «Өгүүллэгүүд» (Рассказы) 1966, «Нэг жил өнгөрөхөд» (Спустя год) 1959 и мн. др.
С. Эрдэнэ в 1971 году стал учиться на высших курсах литературного института им. М. Горького в Москве. Затем продолжил работу главным редактором газеты «Утга зохиол урлаг» (Литература и искусство). Велики его заслуги в развитии романов Монголии. Его перу принадлежат такие полотна значительного характера: «Хүхэ хулгана жэл» (Год синей мыши) повесть 1970, «Цасан доорхи ногоо» (Трава под снегом) 1971, «Холбоо гурван тууж» (Три повести) роман 1980, «Цэнхэрлэн харагдах уул» (Гора в голубой дымке) 1981, «Наран тогоруу» (Солнечный журавль) 1979 и т.д., написаны три романа, вошедшие в историю как значительные по содержанию: «Амьдралын тойрог» (Круг жизни) 1983, «Занабазар» 1989, «Хойто насандаа учирна» (Встретимся в той жизни) 1993. Итого насчитывается 23 книги. Богатой творческой жизни С. Эрдэнэ посвящены много стихов и отзывов, например М. Равдандаш посвятил такие стихи6 «Хархираа та…», «Сэнгийн Эрдэнийн Бөөрийн даваа» и мн. др.
В 1965 году стал лауреатом Государственной премии Монголии, в 1976 году премии МЗЭ, в 1994 году ему присвоено звание Народного писателя Монголии.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=24&Itemid=52
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 04:59 +0000     Ответить с цитатой

Чимэддоржийн Дашням
Написал Admin
12.12.2008
Дашням родился в Кижингинском районе Бурятии в 1912 году. Когда победила народная революция в Монголии, ему было 9 лет. После окончания начальной школы его как самого способного мальчика сразу определили в среднюю школу Улан-Батора. После окончания школы его взяли на курсы подготовки учителей: через несколько месяцев преподавания методики вместе с 15-тью его товарищами Министерство Просвещения вручило им свидетельство об окончании курсов и присвоило звание учителя. Так он стал одним из первых учителей Монголии. С детства он много читал разные книги, поэтому он овладел техникой быстрого чтения.
В 1931 году он опубликовал свою первую статью “Новому времени – новая песня”, которая имела успех. В основном его литературная деятельность заключалась в критических выступлениях, с целью улучшения работы в печатных органах страны. С самого начала своего творческого пути он придерживался принципа классовости, партийности, народности и считал литературу сильным оружием партийнной пропаганды.
С 1934 – 1937 годы он преподавал в общей военной школе, был ответственным редактором журнала “Хувьсгалт залуучуудын эвлэл” (Союз молодых революционеров) и сотрудничал в газете “Залуучуудын үнэн” (Правда молодежи).
Ч. Дашням написал такие книги как”Одон орны тухай яриа”(Беседа об астраномии)1933, “Олон улсын дэлхийн байдал” (Международное положение мира) 1933,”Үндэсний хувьсгалт цэргийн суралцах тоо бодлогын дэвтэр”(Учебная тетрадь по математике для красных национальных революционных солдат) 1936.
Вторая половина 1930-х годов для Дашняма стала рассветом творческого потенциала. С 1933 года начали проводить так называемое “Уран сайхны чуулган” (Художественное совещание), где он принимал самое активное участие. Так же он работал редактором первого монгольского лиетратурного журнала “Улаан туяа”(Красная заря).
За 7 лет работы (1931 – 1937) он плодотворно трудился и в итоге написал более 30 критических работ, заметок. За активное участие в революционной армии он награжден медалью “Алтан гадас” (Золотая звезда). В 1937 году умер в тюрьме.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=28&Itemid=56
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:01 +0000     Ответить с цитатой

Цэвэгжавын Хасбаатар
Написал Admin
12.12.2008
Литературовед, критик, заслуженный деятель культуры Монголии, кандидат филологических наук, перевод-
чик. Родился в Улан-Батаре 30 января 1930 года. Закончил 1 Улан-Баторскую среднюю школу в 1948 году, затем продолжил учебу в Московском государственном университете им. М. Ломоносова, на факультете журналистики, после окончания которого в 1953 году стал работать редактором журнала «Энх тайван социализмын асуудал» (Вопросы социализма). Наряду с литературной работой в 1965 году начал учебу в аспирантуре Академии общественных наук и в 1968 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «филология» на тему «Монгол романы бурэлдэн тогтсон онцлог» (Особенности монгольского романа).
Его отец Цэвэгжав и мать Карма были хори-бурятами, которые в 1920-х годах переселились из Улан-Удэ в Монголию. Известный монгольский писатель Ч. Чимэд вспоминал: «Из всех моих школьных учителей самым старшим, уважаемым и почитаемым был Цэвэгжав-багша… Много имелось у него интересных детских книг… в свободное время всегда нам читал их… впервые от Цэвэгжава-гуай мы узнали имя «Робинзон Крузо»… слово «котлета» узнали из уст Карма-гуай… »; он отмечал происхождение Ц. Хасбаатара из культурной, образованной, интеллигентной семьи. К сожалению, учителя Цэвэгжава в 1937 году казнили.
Маленький Хасбаатар в пятилетнем возрасте на школьной сцене читал наизусть стихи, сочиненные родным отцом. Так, с малых лет познакомившись с литературой, уже в 10-м классе Ц. Хасбаатар в 1948 году был принят в Союз писателей Монголии.
Ц. Хасбаатар еще со школьной скамьи, с 1947 года, стал публи-коваться. Его стихи и заметки «Их хуурчийн дурсгалд»,«Тууль» (Пионерийн унэн, 1947, № 27), «Румыний сайхан нутаг» (Цог, 1959, №1), «Далай» (Соел утга зохиол, 1960, № 34) нашли теплое внимание читающей аудитории.
Исследовательскую, литературоведческую работу начал с 1954 года, и первая книга под названием «Орчин цаг, уран зохиол» (Со-временность и литература) вышла в 1967 году.
Заметно его пристальное внимание к изучению теории литературы: в 1973 году выходит его книга «Утга зохиолын тухай бодол» (Думы о литературе), а в 1980 году в соавторстве с С. Дулам – «Уран
зохиолын онолын ууд» (Теория литературы). Многолетние исследовательские работы вошли в его следующую книгу «Судлал, шуумжлэл, орчуулга» – Наука, критика, перевод (1980). Имя Ц. Хасбаатара связывают с развитием и жизнью литературы на основании многих его интересных, увлекательных научных статей, например «Цаг цаг цаг» (Цог, 1989, № 4), «Урлаг мөхнө гэж уу» (Цог, 1992, № 3). Он постоянно поддерживал связи с московскими преподавателями, с однокурсниками, они его тоже поддерживали во всех отношениях.
Ц. Хасбаатар удостоен множества наград и премиий Союза писателей Монголии, Союза журналистов Монголии, Союза переводчиков Монголии, орденом «Алтан гадас» (Золотая звезда), в 1994 году ему присвоено звание заслуженного деятеля культуры МНР.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=25&Itemid=53
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:03 +0000     Ответить с цитатой

Цэрэндоржийн Монх
Написал Admin
12.12.2008
Член Союза писателей Монголии (1972), лауреат премии народного писателя Д. Нацагдоржа (1996), доктор фило-
логических наук (1979), профессор (1995). Ц. Мөнх родился в 1935 году в аймаке Булган, в местности Тэшиг сума, по национальности бурят, ро-
дился в семье животновода Нэхээдэй Цэрэндоржа. Детство прошло среди таких же детей животноводов. До школы воспитывался у родителей. В 1943 году поступил в школу. В 1953 году, после окончания средней школы, поступил в МонГУ на филологическое отделение. Здесь ему преподавали такие известные ученые, как Ц. Дамдинсурэн, П. Хорло, Ш. Гаадамба, академик Т. Нацагдорж и др.
После окончания МонГУ Ц. Мөнх три года работает в институте науки и высшего образования. За время работы пишет много работ о современной монгольской литературе.
Первый его рассказ «Шуудан хүргэгч» (Почтальон) был опубликован в газете «Yнэн» (Правда) в 1960 году, «Энергия» – 1965, «Сүү» (Молоко) – 1972, «Ёндон гуайн адал явдал» (Приключение дяди Ёндона) – 1980; повести: «Элдэв учрал» (Разные встречи) – 1983, «Жаргал» (Счастье) – 1974 и мн.др.
Образами героев, несущими в себе положительное начало, автор призывает не забывать, что человеческое в человеке измеряется и оценивается прежде всего качествами души, нравственной сутью, отношением к людям и к жизни, способностью увидеть в людях высокодуховное, а в жизни – самое справедливое.
Большой вклад внес Ц. Мөнх в развитие критики и литературоведения. Его перу, начиная с 1955 года, принадлежат такие литературно-критические статьи о творчестве известных писателей : «Яруу найрагч Чойжилын Чимид» – Поэт Чойжилын Чимид (1990), «Б. Явуухуланы яруу найргийн туршлага» – Пробы в поэзии
Б. Явуухулана (1986), «Орчин үе уран сайхны шүүмжлэл» – Современная художественная критика (1974) и мн.др.


http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=26&Itemid=54
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:05 +0000     Ответить с цитатой

Цэрэндоржийн Цэдэнжав
Написал Admin
12.12.2008
(1913 - 1992) Писатель. Родился в Читинской области в местности Яблонья. В 1932 году окончил Монгольский государственный педагогический институт. Издаваться начал с 1931 года такими поэтическими сборниками: «Миний нутаг» (Моя родина) 1957, «Шулгууд» (Стихи) 1965. Стал лауреатом Государственной премии имени Д. Нацагдоржа в 1964 году за роман «Хаврын урь» (Весенняя заря). Пользуются известностью такие художественные полотна: «Талын манхан» (Степные барханы) роман 1979, «Мандхай сэсэн хатан» (Мудрая царица Мандухай) пьеса, «Намаан дуулнам» (Воспеваю партию), «Буувэйн дуу» (Колыбельная песня), «Амьдрал» (Жизнь) и мн. др. Его труды отражаются также в таких книгах «Шог огууллэг» (Юмористические рассказы) 1947, «Дуунууд» (Песни) 1948, «Хань нөхөд» (Друзья) 1950, «Ероо голын охин» роман (Девушка с реки Ероо) 1969, «Хаврыг дуулья» (Весенняя песня) 1980, «Олгий дээр чинь» (Над колыбелью) шулэг, найраглал (1974), «Хэрлэн» (1978), «Рихард Зорге» 1988. Работал и над стихами, и над прозой и также уделял внимание драме. Удостоен премии Союза писателей Монголии в 1964 г.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=27&Itemid=55
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:07 +0000     Ответить с цитатой

Эрдэнэбатын Оюун
Написал Admin
12.12.2008
Писатель. Родилась в Улан-Баторе в 1918 году в семье интеллигенции. Его отец был известным общественным деятелем Бурятии и Монголии. В детстве воспитывалась в семье. В 1927 году она поступила в начальную школу и после четырехлетней учебы она перешла в русскую среднюю школу, где училась три года. Она была прилежной и старательной ученицей, на что повлияло, естественно, хорошее воспитание и внимание со стороны родителей. Это положительное влияние своих родителей она смогла успешно использовать для своего развития. Его отец Эрдэнэбат был высоко образованным человеком, интересовался искусством, литературой, особенно его увлекал народный фольклор. В их семье часто собирались известные сказатели народных эпических поэм (хуурч, ерөөлч, дууч), писатели. Они часто обсуждали вопросы литературы и искусства и их споры слушала юная Оюун и трепетно ловила каждое слово.
Оюун не пропускала ни одного спекталя. Когда училась в русской школе она писала сценарии о плохих учениках и с друзьями она ставила эти спектали и сами же исполняли главные роли.
После окончания седьмого класса её отправили учиться в Улан-Удэ на рабфак, где она должна была проучиться 4 года. Но благодаря своим способностям и прилежности она изучила программу рабфака за один год, успешно закончила его в 1935 году и возвратилась на родину. Есть сведения о том, когда она училась на рабфаке, вместе с монгольскими учащимися создала кружок художественной самодеятельности и ставили спектакли, такие как “Медведь” А. Чехова.
После окончания рабфака она сначала работала учительницей в своей же школе, но вскоре по решению Министерства просвещения Монголии её направили работать в Министерство просвещения штатным переводчиком. Здесь же по просьбе известного писателя Ш. Аюуш Э. Оюун взялась за перевод спектакля “Ревизор” Н.В. Гоголя. Этот работала дала ей известность хорошего переводчика. Но её особенно сильно влекло театральное искусство и она очень хотела работать в театре. Этого добивался и Ш. Аюуш, по протекции которого её наконец-то назначили переводчиком в театре. В то время в каждой организации работали советские специалисты и таким специалистом в театре работал В. Борейшо. В первое время работы в театре ей было трудно работать, так как ей приходилось встречаться с разными театральными терминами, которые надо перевести на монгольский язык с максимальной точностью. В этом деле большую помощь оказывал советский специалист В. Борейшо, который терпеливо объяснял понятия терминов. В. Борейшо не только давал ей переводить произведения, но и работать помощником режиссора.
Впервые она поставила в качестве помощника режиссера пьесу “Фуенте Овехуна” Лопе де Вего. В постановке этой пьесы ей пришлось преодолеть такие трудности, которые сделали её настоящим театральным постановщиком. Она была помощником режиссера в постановке таких произведений, как “Новая жизнь”, “Борьба”, “Стая волков”, “Жизнь человека и цена жизни” Д. Намдага, “Броненосец 14 – 69” В. Иванова, “Русские”, “Русский вопрос” К. Симонова, “Путь” Ч. Ойдова и других. Она ставила и свои произведения: “Дэнсмаа”, “Новый человек”, “Айл”.
Э. Оюун переводила “Ревизор” Гоголя, “Жди меня”, “Русские”, “Русский вопрос” К. Симонова, “Поднятая целина” М. Шолохова, “Король Лир” У. Шекспира, “Свадьба”, “Медведь”, “Просьба о женитбе” А. Чехова, “Иркутские истории” А. Арбузова и мн. др.

Э. Оюун занималась историей монгольского театрального искусства. Её тема диссертации “Народные основы монгольского театрального искусства”. Это была первая диссертация о театре Монголии. Закончила Монгольский государственный университет. Доктор искусствоведения. Народный драматург Монголии. Ею написаны такие пьесы: «Амарсанаа», «Улан дээлт хуухэн хэн бэ?» (Кто эта девушка в красном пальто?), «Учрал», «Хот айл», «Эмчнар» (Врачи), «Гарваа». В 1942 году присвоено звание заслуженного работника культуры Монголии, в 1946 году удостоена государственной премии Монголии, в 1978 году удостоена премии МЗЭ.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=57
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:09 +0000     Ответить с цитатой

Халзайн Болод
Написал Admin
12.12.2008
Писатель, родился в 1935 г. в местности Шэнэхээн. Относится к роду шэбшэн. Трудовую деятельность начал с 1952 года в администрации сомона Хушуун, затем работал в сомонной редакции Хушууна, где занимал административные должности, был заместителем главы администрации. Получил высшее филологическое образование во Внутренней Монголии, также окончил высшую партийную школу. Начиная с 1952 года Х. Болод удостоен множества наград в области управляющего аппарата и издательского дела. Им изданы начиная с 1950 года огромное количество художественных произведений, что подтверждает один выпуск центрального журнала «Хулэн Буйр» полностью посвященный его произведениям под названием «Эвенкиин тэнигэр тала» (Просторная степь Эвенкии). В 2005 году вышел сборник его произведений «Хаяа хадхама айл» (Почтенная семья).
Халзайн Болод член международного Союза писателей малочисленных народов, член Союза писателей Внутренней Монголии.


Табан хушуун малай
Һү hаалиин шэмэ
Тансаг тэжээлтэ сагаан эдеэн:
Һү, сүсэгы, үрмэ, тоhон,
Айраг, тараг, аарса, сагаа.
Арад зоной эдеэн ундан
Ангааха ухаанай үнэтэ эрдэни,
Үбшэнэй бактериие дараха
Элүүр энхын шэнжэтэй
Ута наhалуулжа, удаан жаргуулха
Охи hайн обдистой
Тэжээбэриин үйлэсэй түүхэдэ
Дээдүүлэйм үүсхэhэн соел
Хүдэлмэришэ малшан бүсгүйшүүдэй

Хүлhөө урадхаhан бүтээл,
Сагаан эдеэн, сални,
Саглашагүй нангин эрдэни.

Вкус молока пяти драгоценностей,
В лучшей еде – белой пище.
Молоко, сметана, пенка, масло,
Кислый напиток, кефир, кумыс –
Святая пища всего народа,
Бесценное богатство.
Для крепкого здоровья,
Долголетия и счастья,
Чудесный, волшебный,
Бесценный труд женщин,
Белая пища – святая драгоценность.

Как и большинство писателей-бурят Китая, Х. Болод в своем творчестве выделяет патриотическую тематику. Воспевает обычаи и традиции своего народа, так определяется его конкретная националь-ная принадлежность. Он – бурят. А для бурята-кочевника уклад жиз-ни отражается в сельском хозяйстве, а именно в разведении пяти драгоценных видов скота. И все атрибуты этой жизни тесно взаимосвязаны. Об этой жизни простого бурята-скотовода – многие рассказы и стихи Х. Болода.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=11&Itemid=39
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:10 +0000     Ответить с цитатой

Намнандоржын Цымжит
Написал Admin
12.12.2008
Писатель, журналист, родилась в местности Шэнэхээн в 1963 году. Окончила среднее специальное учебное заведение Внутренней Монголии в 1985 году. С малых лет любила сочинять стихи, и после десятого класса свое первое поэтическое произведение «Буряад бүсгүй» (Женщина бурятка) опубликовала на страницах центральной газеты «Хулэн Буйр». Когда в 1983 году на страницах той же газеты был опубликован первый рассказ «Хайрын хэшэг» (Дорогое богатство), главный редактор другой центральной газеты «Yнир сэсэг» () Гоо шиираб Жаб, как отмечает Н. Цымжит, обратил на литературное творчество довольно пристальное внимание. Поэтесса является многократным победителем и участником разнообразных мероприятий, постоянный член жюри. Победитель конкурса поэзии «Тэнгэриин ботого» (Небесный верблюжонок), прошедшем в сентябре месяце 2008 г. Ее книга «Хуннугай хара нюдэн» (Черные глаза хунну) издана в 2007 году, куда включены более шестидесяти произведений.
Несколько стихов в 2008 году переведены на бурятский язык Ч. Гуруевым и напечатаны в центральной газете Бурятии «Буряад Yнэн» (Правда Бурятии).

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=14&Itemid=42
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:11 +0000     Ответить с цитатой

Ехэдоржын Галсандулма
Написал Admin
12.12.2008
Поэтесса, родилась в 1968 г. в местности Шэнэхээн. В 1990 г. окончила филологический факультет педагогического университета г. Хулэн Буйра. После чего проработала 12 лет в Народном Хурале в г. Хулэн Буйр на служебной должности. С 2002 г. работала в администрации Шэнэхээна в местности Баруун hомон. С 2005 г. по настоящее время работает в Шэнэхээнской партийной администрации.
После публикации в 1980 г. самого первого стихотворения «Сагаан» (Белое) в журнале «Үбэр Монголой сургаан хүмүүжэл» () и по настоящее время постоянно печатается в республиканских и центральных журналах и газетах. В 2002 г. Е. Галсандулма награждена дипломом II степени в конкурсе поэзии «Мүнхэ тулга» (Вечная опора) в г. Хулэн Буйр за стихотворение «Сэдьхэлэймни шэбэнээн» (Шепот души). В 2003 г. получила приз за стихотворение «Ошожо үзөөгүй Онон» (Неведанный Онон) на международном конкурсе поэзии, посвященном Н. Нимбуеву в г. Улан-Удэ. В 2006 г. за стихотворение «Эвенкиин тала» (Степь Эвенкии) была удостоена премии на конкурсе поэзии «Эвенкиин номин тала» (Бирюзовая степь Эвенкии) в г. Хулэн Буйр.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12&Itemid=40
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:13 +0000     Ответить с цитатой

Балдандоржын Бадараа
Написал Admin
12.12.2008
Родился в Китае, в местности Шэнэхээн, селе Баруун Һомон в 1980 году. После окончания Шэнэхээнской средней школы поступил в среднее специальное учебное заведение Внутренней Монголии. Писать начал с 1998 года, во время учебы в г. Хухэ Хото. Его стихи часто печатаются на страницах центральной периодики, журналов: «Гурбан дабаа» (Три вершины), «Хун галуу» (Лебедь), «Хулэн Буйр», «Шэ-нэхээн», газеты «Үдэрэй сонин» (Новости дня) и др. В достаточно молодом возрасте стал членом Союза писателей Эвенкийского хошуна, членом Союза писателей г. Хулэн Буйра.
Победитель многочисленных международных, республиканских, районных, центральных конкурсов поэзии, поэтических турниров и т. д. Так, в 2006 году Б. Бадараа награжден дипломом I степени, за под-писью председателя жюри народного поэта Бурятии Л. Тапхаева, в конкурсе современной поэзии, на всебурятском международном фестивале «Алтаргана-2006», в 2007 году удостоен награды за 1-е место в конкурсе поэзии «Хүлэнэй алтан дэнжэ» в Хулэн-Буйре, где ему было присвоено звание «Үймэс хундагата уран уншалгын тэмсээнэй шэнэ одон» (Новая звезда конкурса художественного чтения).
Его отец, Сэдэнэй Балдандоржо, получил образование в высшей школе Внутренней Монголии, работал в администрации Шэнэхэн-ской школы. Мать Сэдэбэй Норжима, как многие женщины-бурятки Шэнэхээна, смотрит за хозяйством. Младшая сестра Бальжима про-должает учебу в г. Хулэн Буйр.
Одно из лучших стихотворений Б. Бадараа – «Минии Шэнэхээн» было опубликовано на страницах газеты «Үдэрэй сонин», журнала «Хулэн Буйр» и получило широкий отклик читателей. Только в 2005 году напечатаны стихи «Хэнзэхэн наhан» (Поздняя жизнь), «Һогтуу Базар» (Пьяный Базар), в республиканском журнале «Хун галуун» опубликованы стихи «Аяншан шубуудай намар» (Осень перелетных птиц).
Уже первые строки его стихов привлекают внимание сердечно-стью, простотой, четкостью и ясностью стихотворного рисунка.

Шэлүүhэн малгай үмдэжэ туруу бариhан
Нэхы дэгэл дээрээ шонын арhан даха хэдэржэ,
Утаhатай гуталдаа ямаан паниие углажа,
Шаргадаа мори тэмэрүүлhэн,
Саhатай үбэл нажардаггүй,
Сангуухан зантай минии Шэнэхээн Буряад!

Одетый в рысью шапку, на передовой,
Накинув волчью доху на вязаный дэгэл,
Обувшись в козий унт поверх сапог,
И лошадь в сани запрягая,
Не побоится заснеженной зимы,
Степенный мой шэнэхэнский бурят!

Круг тематики его стихов разнообразен, но все же преобладает неповторимый патриотический колорит, как в данном стихотворении. Содержание его стихов всегда конкретно и зримо. Его по праву можно считать поэтом, у которого есть неоценимый дар находить в обычной жизни самое существенное.
Б. Бадараа – участник многих конкурсов поэзии, как местного, так и центрального, областного уровня. Но самым впечатляющим для себя считает участие в международном всебурятском празднике «Алтаргана-2006», который проходил в России, в Республике Бурятия, в
г. Улан-Удэ, с 30 июня по 1 июля. Здесь в конкурсе современной бурятской поэзии он получает диплом I степени. Также в 2008 году, уже в г. Иркутске, на том же международном всебурятском празднике он занимает 8-е место из 40 участников.
Публиковался на страницах окружной газеты «Толон» (Заря) Агинского Бурятского автономного округа Читинской области Рос-сии. На слова Б. Бадараа написано немало песен, пользующихся по-пулярностью в настоящее время. Например, песню-шлягер «Сун са-гаан Шэнэхээн» (молочно-белый Шэнэхэн) на музыку композитора Уртнаhан, в исполнении двух замечательных девочек-близняшек передают по радио почти каждый день.
В настоящее время поэт собирается выпустить сборник стихов «Избранное», куда войдут 30–40 самых известных произведений.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10&Itemid=38
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:16 +0000     Ответить с цитатой

Батажаргалай Сэрсэгмаа
Написал Admin
12.12.2008
Родилась 27 декабря 1945 года в селе Шэнэхэн. С 1956 года обучалась в начальной, общеобразовательной школе, которую окончила в 1963 году. С 1963-1973 годы вместе с мужем работала в животноводстве. В 1975 году получила диплом об окончании педагогического колледжа г. Хайлар, после чего проработала до 1985 года учителем в общеобразовательной школе. Совмещала должность учителя с должностью заведующего клубом до 1994 года.
В июне 1994 года приехала в Россию в г. Улан-Удэ. С тех пор, работала преподавателем в педагогическом колледже, совмещая с работой мастера швеи во Всебурятской ассоциации развития культуры.
Абидын Батажаргалай Сэрсэгма рода тогтор хуасай, вернувшись на родину предков, проявила огромные усилия в деле передачи богатства национальной культуры подрастающему поколению. Своим неоценимым внутренним мировоззрением, замечательными стихами, народными песнями о прекрасной родине, замечательном народе, о ценностях культуры, она внесла огромный вклад в развитие образования и культуры бурятского народа. За такое короткое время она успела войти в список самых уважаемых людей Бурятии, о чем свидетельствует огромное количество благодарностей: «За активное участие в работе фонда на ниве миротворчества, за сердечность и бескорыстие» от Российского фонда мира г. Москва (2003), «За участие в международном конкурсе национальной одежды» от Академии исследований национальной одежды г. Улаанбаатар (Монголия) (2004), грамот «Лучшие люди Бурятии-2000» (лауреат в номинации «Лучшая семейная пара»), «Лучшие люди Бурятии-2001» (лучший автор в номинации «Женщина года»), «Лучшие люди Бурятии 2005» (автор в номинации «Вершина мудрости»), дипломов I степени «Мастера Бурятии-2002», диплом «За творческое достижение в выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства» (2004), , диплом I степени «Алтаргана-2002» 2 место в выставке-конкурсе бурятского национального рукоделия (2002), и мн. др.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=13&Itemid=41
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:17 +0000     Ответить с цитатой

Арьяажабай Бадмасэрэн
Написал Admin
15.12.2008
Из рода хуасай хоринских бурят. Родился в 1942 году, в местности Шэлын-Гол. Окончил Шэнэхээнскую среднюю школу. Получил высшее педагогическое образование в г. Хулэн Буйр. Работал учителем математики, старомонгольской письменности. В 1980 году окончил высшую партийную школу, более двадцати лет работал начальником бригады «Баян нуур» (Богатое озеро). Также работал заместителем начальника партийной организации сомона Баян Тала.
Уже в четырехлетнем возрасте умел читать и писать и поэтому пошел в школу сразу во второй класс. С детства любил литературу, и первое собственное сочинение «Хабар» (Весна) опубликовал в областной газете «Үбэр Монголой үдэрэй сонин» (Новости дня Внутренней Монголии) в 1963 году. На данный момент в общей сложности имеет более 100 произведений. Его работы можно разделить по трем направлениям: литературные произведения, стихи, рассказы; исторические публикации, посвященные истории Шэнэхээна, истории всех бурят, об озере Байкал, о родословной хоринских бурят; бурятские имена. По его словам, многие его труды утрачены, опубликованы под чужим именем. Сам же он подготовил к изданию основные труды «Буряад Монголой изагуур, үүсхэл болоод бүрилдэл» (Начало истории бурят-монголов) – более 100 страниц, «Буряад обог» (Бурятские имена) – 40–50 страниц, «Манай Шэнэхээн буряад» (Наш Шэнэхээн) – рассказы из жизни шэнэхэнских бурят – 15–20 страниц, 20 стихотворений о родине, о молодежи, о дацане, благопожелания и т. д. Его творчество играет немаловажную роль в развитии национальной литературы, культуры.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=32&Itemid=60
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:18 +0000     Ответить с цитатой

Санжайжабын Хандасэрэн
Написал Admin
15.12.2008
Родилась в местности Шэнэхээн, в селении Нантун, в 1957 году. Окончила педагогический институт, факультет искусства г. Хулэн Буйр в 1981 году. После окончания института работала в Шэнэхээнской средней школе учителем пения и рисования более
20 лет. С детства любила стихи, первое стихотворение – «Залуу наhан» (Молодость) написала в 1987 году и с того времени пробует перо в поэзии. Самое известное стихотворение «Алтанхан наhандашни хайрлаха заяа» (Заветная судьба для золотой жизни) напечатано на страницах областного журнала «Гурбан дабаан» в 2004 году (№ 1), «Эжымни» (Моя мама) опубликовано в центральной газете «Хулэ Буйрэй сонин» в 2005 году и получило всеобщее признание. Также всеми любимые ее стихи «Оройн шүтөөн эжымни» (Святая вера матери), которые напечатаны в местном журнале «Шэнэхээн» в 2008 году. В настоящее время работает над произведением «Буряад бүсгүй» (Женщина-бурятка).
Человек богатой творческой души, обучающий школьников му-зыке, пению, рисованию, она не стремится накопить большое количество стихов, но те, которые мы знаем, полны содержания и лирики, полны жизненной энергии и задушевной гармонии. На слова стихотворения С. Хандасэрэн «Шэнэхээн hургуули» (Шэнэхээнская школа) написана авторская песня, впервые прозвучавшая в честь 60-летия школы в 1993 году и ставшая потом гимном школы. По итогам юбилейных мероприятий выпущен сборник по истории школы, куда вошли две песни поэтессы.
С. Хандасэрэн достойно принимала участие в конкурсах поэзии, за что ее наградили в 2003 году в номинации «Шэнэхээн уянга» (Мелодия Шэнэхээна), в 2004 году – за стихотворение «Эжымни» в конкурсе «Гурбан Дабаан»; в 2005 году получила награду от имени жур

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=33&Itemid=61
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:20 +0000     Ответить с цитатой

Балданай Батажаргал
Написал Admin
15.12.2008
Поэт. Родился в 1979 году в Шэнэхээне. С малых лет любил сочинять стихи. Принимал активное участие в конкурсах поэзии, выразительного чтения. Два раза занимал призовые места в г. Хулэн Буйр. Часто его избирали руководителем и ведущим разного рода культурных мероприятий, т.к. он получил образование в институте культуры к. Хухэ Хото. В соавторстве с Соелом, Содо, Толто в 2006 году выпущен видеофильм на диске «Минии Шэнэхээн буряад» (Мой Шэнэхээн), где читаются стихи поэтов Шэнэхээна: Б. Бадараа, Е. Галсандулмаа, Х. Болода,
С. Хандасэрэн и др. Показываются красочные сюжеты из жизни бу-рят Шэнэхээна в разных ракурсах. Фильм стал очень популярным и пользуется большим спросом и интересом.
Самыми общеизвестными стихотворениями Б. Батажаргал счи-таются: «Эжымни» – Моя мама (2004), «Минии эжы» – Моя мать (2005), «Залуу үе» – Молодое время (2008), «Арюухан сэдьхэлым ойлгыш» – Пойми мою чистую душу (2008) и др. Увлекается спортом, национальной борьбой и имеет в этой области отличные результаты.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=62
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Дамир
мүнхэ


Зарегистрирован: May 01, 2007
Сообщения: 3158
Откуда: https://vk.com/club41052965
СообщениеДобавлено: 24.09.10, 05:21 +0000     Ответить с цитатой

Дашасэрэнэй Жамбаа
Написал Admin
15.12.2008
Из рода сагаангууд. Родился в местности Шэнэхээн, в селении Баруун Һомон, в 1951 году, 15 августа. Окончил среднюю школу в селении Баян Тохой. В 1976 году в Хулэн-Буйрском аймаке окончил среднее специальное учебное заведение Хоршоога и получил специ-альность инженера-технолога по коже и меху. В 1968 году устроился на работу по специальности и в течение 10 лет работал в бригаде «Тэмээн Хүзүүн» (Шея верблюда). С 1968 по 1976 год исполнял обязанности управляющего. В 1987–1989 годы обучался в высшей партийной школе. С тех пор его жизнь и творчество тесно связаны с партийной работой, с чтением лекций, организацией курсов и т. д.
Литературная деятельность в основном направлена на публика-цию статей о культуре и традициях бурятского народа, как соблюда-ются в Шэнэхээне те или иные обычаи. Например, им написаны ста-тьи: «Буряадуудай булам харбаха еhо» (Обычай бурят стрелять из лука), где описываются определенные правила этого вида спорта, которые берут начало еще с древних времен и которые уже забыты; «Сагаангуудай угай бэшэг судлал» (Изучение родословной сагаангууд), «Шэнэхээн сумын түүхэ» (История Шэнэхээнского да-цана), «Уржэн Гармаевай намтар» (Биография Уржэн Гармаева), «Шэнэхээн нютагай түүхэ» (История Шэнэхээна) и мн. др. Также Д. Жамбаа написал немало стихов, одно из которых исполняется как гимн священной сопке – «Баян хаан обоо» (святое место Баян хаан). Его произведения публикуются в центральных газетах и журналах, в окружной газете «Толон» Агинского округа, Забайкальского края.

http://burlit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=35&Itemid=63
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Олониитын соёл Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Страница 9 из 10

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
burweb - бурятские книги




Рейтинг@Mail.ru