BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Псевдо-заимствования в бурятской культуре
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
LSH
мүнхэ


Зарегистрирован: Jul 7, 2003
Сообщения: 4715
СообщениеДобавлено: 17.02.06, 18:28 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Первый раз слышу, чесс слово, такую лабуду. Почитать если самые же первые сообщения русских о хозяйстве хоринских бурятов, то там четко сказано, что сеют хлеб.


не могу привести точные цитаты, но как-то врезалось в голову из Гумилева о том как перебежчики из Китая селились у хунну или тюрков (примерно та эпоха) и выращивали просо и другие зерновые. До прихода русских остается еще полтора тысячелетия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
sakura
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2004
Сообщения: 896
СообщениеДобавлено: 18.02.06, 03:03 +0000     слово "предатель" Ответить с цитатой

orun писал(а):
бля, вот уже который раз слышу -
"Бурят по монгольски(варианты - по казахски, по узбекски) - означает слово "предатель" так как типа ушли жить к русским (вариант - откололись от Чингисхана)" .
Козлы, бесит просто. Самое интересное, что слышу из разных источников, от неглупых (иногда) людей!
Интересно откуда уши растут у это всей фигни, кто начал распросранять такую чушь.

Посмотрите и почитайте здесь по ссылке:
http://buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=2803


--------------------------------------------------------------------------------

"...Добавил (Tohuchar), автор статьи sanj затем сам же подредактировал..."

orun писал(а):
Блин, еще мне не нравится с каким видом русские это рассказывают, смакуют сцуки.
Может быть начать рассказывать, что русские - с перевода с белорусского означают "бабы" потому, что они все отдались Чингис-Хану?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8B

"...1.От термина «бури» (монг.) – волк, предполагает тотемный характер этнонима. По всей вероятности слово бури было табуировано в монгольских языках, в результате, чего впоследствии стало применяться другое – чоно (шоно, чино, чон);
2.От термина «бурут» (монг.) – неправильный, неверный, (иногда) предатель. Под бурутами монгольские группы подразумевали кыргызов-мусульман, поэтому использование этого термина для обозначения северных монгольских групп, бывших шаманистами и буддистами, как и все остальные монголы, маловероятно.
3.От слова «брат» (рус.). Ещё более маловероятная версия, рождённая, по всей видимости, ошибками в толковании некоторых русских летописей.
4.От слова бар — тигр, также маловероятно..."

о калмыках:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B8
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
AltaiHangai1
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2003
Сообщения: 714
СообщениеДобавлено: 19.02.06, 12:50 +0000     Ответить с цитатой

Просо монголы с давних пор сеяли. В южной Монголии это традиционная пища. В наших гобийских аймаках тоже сеют, еще и "тариа" не знаю как по русски будет, делают вкусный "арвайн гурил" из него.

С поселения сартов в Кобдо, распространился арбуз. В аймаке Омноговь ел очень вкусный арбуз, хотя и довольно таки маленький.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alpin
тэнгэри


Зарегистрирован: Jul 22, 2003
Сообщения: 8546
Откуда: Улан-Удэ
СообщениеДобавлено: 20.02.06, 03:16 +0000     Ответить с цитатой

LSH писал(а):
Unkas писал(а):
Первый раз слышу, чесс слово, такую лабуду. Почитать если самые же первые сообщения русских о хозяйстве хоринских бурятов, то там четко сказано, что сеют хлеб.


не могу привести точные цитаты, но как-то врезалось в голову из Гумилева о том как перебежчики из Китая селились у хунну или тюрков (примерно та эпоха) и выращивали просо и другие зерновые. До прихода русских остается еще полтора тысячелетия.
недавно перечитывал историю Древнего Востока и там приводится много примеров, когда китайцы скрывались у сюнну, сяньби, монголов и т.д. например один из основателей какой-то династии кажется Хань вообще спасаясь от репрессий убежал к кочевникам, потом вернулся и захватил власть. так он до конца жизни ходил в грубой рубахе, овчинном тулупе и поясался грубым ремнем. но основал мощную династию. так что очевидно, что обмен не только товарами, но и людьми, технологиями существовал всегда и задолго до появления не только русских в Сибири, но и задолго появления русских вообще.
_________________
идеи становятся материальными, когда они овладевают сознанием масс
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
solbon-sfa
ходо байгша


Зарегистрирован: Jun 21, 2004
Сообщения: 444
Откуда: moscow
СообщениеДобавлено: 21.02.06, 09:54 +0000     Ответить с цитатой

а мне нрав-ся версия одного из наших историков: мол до прихода русских, территория сибири полностью принадлежала "бюурэ"-это с тюркского "волк". эти народы указывали именно на это название при определении тех, кто собирал с них ясу. один знакомый алтаец рассказывал, как их старики "славили волков", указывая в сторону бурятии.
а еще название "русский", скорее от определения "идущий в воду" или "идущий по воде", "заходящий в воду"-ОР УС. отсюдо и "русло". ведь все предки русских селились вдоль рек и плавали по ним.
_________________
Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.

/индейские вожди/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 11.08.07, 07:55 +0000     ещё одна байка Ответить с цитатой

Цитата:
Свое рождение Голуметь ведет с конца XVII века - такой вывод был сделан на основании карт, составленных Семеном Ремезовым. Также есть сведения, что село было основано еще раньше, в 1548 году. Как отметила Людмила Яковлева, заведующая библиотекой, существует три легенды об образовании села и происхождении его названия.

Так, согласно преданию, в этих местах когда-то жило богатое племя бурят, которые имели много земель. По ним пробегали полноводные реки Белая и Иретка. В них водилось очень много рыбы: таймени, сиги, хариусы. Тем не менее буряты ели рыбу редко, так как нечем было ее ловить.

Однажды, проезжая на конях мимо реки, увидели они избушку, а возле нее русского мужика, который что-то варил на костре. Разозлились буряты: "Как смеешь ты без нашего ведома, разрешения селиться на нашей земле?" Мужик поклонился им и пригласил отведать ушицы, достал речную рыбу, соленого сига, тайменей. Стали буряты есть и удивляются, как это русский мужик один наловил рыбы больше, чем они всем племенем. Мужик улыбнулся, повел к реке и стал вытягивать сеть, а там рыбы видимо-невидимо. Удивились буряты и предложили продать сеть и еще сделать им много новых. Мужик согласился, но с тем условием, что поселится на их земле навечно. Буряты согласились. Так и возникла Голуметь, поскольку "гульма" в переводе с бурятского означает "сеть".


Лидия Гергесова, Голуметь - село сорока восьми купцов
СМ Номер один от 9 августа 2007 года

http://pressa.irk.ru/sm/2007/31/004012.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 12.08.07, 14:56 +0000     Ответить с цитатой

Tremblador писал(а):
Пишут-Тем не менее буряты ели рыбу редко, так как нечем было ее ловить.


Буряты задолго до русских разумеется умели ловить рыбу и изготавливать орудия лова: гvр, гvльмэ, гахуули и т.д. Несколько видов ловушек (не знаю как по русски), сетей и конечно удочки с крючками (ааг), блеснами и прочим.
Кроме того, ловили острогами двух основных типов (вильчатого и гарпунного), а также стреляли из луков.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 15.08.07, 12:07 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
Буряты задолго до русских разумеется умели ловить рыбу и изготавливать орудия лова: гvр, гvльмэ, гахуули и т.д. Несколько видов ловушек (не знаю как по русски), сетей и конечно удочки с крючками (ааг), блеснами и прочим.


В той байке даже внутреннее противоречие есть: с одной стороны сказано, что этот проходимец якобы научил бурят пользоваться сетями, с другой - упомянуто исконно бурятское название сети 8)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 23.10.07, 16:26 +0000     Ответить с цитатой

Tremblador писал(а):
Пишут-Удивились буряты и предложили продать сеть и еще сделать им много новых. Мужик согласился, но с тем условием, что поселится на их земле навечно.
---------------------------------------------------------------------
Вот откуда ветер-то дует...Базис подводят под свои притязания..

В "Номере Один и "Пятнице", кстати, регулярно появляются статьи о сёлах Ирк. области. И порой наталкиваешься на такое:

Цитата:
Мардай изначально было бурятское село — название означает по-бурятски «мокрое место». Но в 1889—1890 годах сюда приехали жить молдаване — никто уже и не помнит, как и зачем. Однако они не смогли ужиться с местными. Конфликтов на межнациональной почве не было (да-а?) — буряты просто постепенно все ушли жить в другие села, разъехались по аларским степям. Когда в тридцатых годах семья Александра Ульянова приехала в Мардай, о том, что здесь когда-то жили буряты, напоминала единственная уцелевшая бурятская юрта, но скоро и её разобрали на дрова.

http://pressa.irk.ru/sm/2007/33/004001.html

Цитата:
Остались зимовать, — рассказывает Надежда Богута, библиотекарь, — их приютили в первую зиму в своих жилищах-юртах коренные жители Сибири — буряты. Их селение было между Маниловском и Шаховском, называлось Кулуруй. Сейчас его уже нет.

http://pressa.irk.ru/sm/2007/35/008004.html

Цитата:
Шанай, с., Тулунский р-н - здесь, в излучине р. Ия, находился бурятский улус, названный от бур. шана - "лука", "излучина", "изгиб реки". В 1948 г. в нем жило две семьи бурят.

http://www.angara.net/geo/books/toponimica/toponimica5.jsp

Цитата:
Шаманово… По воспоминаниям старожилов села, здесь прежде жили ясачные, последний из них умер в начале XX в.

http://slazav.mccme.ru/djv/topbur.djv
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Dobro
ахамад


Зарегистрирован: Oct 31, 2005
Сообщения: 715
Откуда: Улаан-Yдэ
СообщениеДобавлено: 28.09.08, 15:30 +0000     Ответить с цитатой

親分 писал(а):
действительно, бурят-монголы рыбу не ели почти, ибо считалось, что рыба - это усан хорхой.

Должно быть, в следующий раз этот человек возьмёт ник よばぬ :D .
Не знаю, как насчёт червя, но всё-таки есть какая-то связь рыбы и змеи:
Хелимский писал(а):
Магáй ‘разновидность орудия рыбной ловли — фитиля (вентеря) больших размеров’. Согласно С. И. Ольгович, связано с селькупским magaj ‘ловушка для рыбы’, см. также могай ‘фитиль — ловушка для рыбы (цилиндрический рукав)’. Однако наличие селькупских данных еще не удостоверяет направление заимствования (особенно если учесть, что магáй широко представлен на «неселькупском» юге Томской обл.); селькупское слово может быть русского происхождения или же вместе с магáй восходить к третьему источнику (не является ли таковым, в конечном счёте, монг. moγai ‘змея’, с переносным использованием в качестве названия «змеевидной» ловушки для рыбы?)…

http://helimski.com/2.36.PDF, с. 370
Рассадин писал(а):
Отмеченная в баоаньском языке форма джiлгасоң ~ джiласоң ‘рыба’ также позволяет предположить, что и в этом слове, известном во всех остальных монгольских языках без *l (ср. х.-монг. загас, калм. заһсн, ордос. džagus, дагур. џ’ағўс, дунсян. джагасун, монгор. джавасе, письм.-монг. jiγasun, лейденск. jiqasun ‘то же’) , этот *l, возможно, и был когда-то представлен. Таким образом, праформа для этого слова может быть восстановлена в виде *jilγasun (корень *jil + аффиксы –γa + -sun). При сопоставлении данной праформы с материалом из тюркских языков найдём тюркскую параллель в лице общетюркского глагола jïl-//jul- ‘ползти, извиваясь (подобно змее)’. От этого глагола в тюркских языках образованы слова jïlan//julan (ср. татар. елан, башкир. йылан, турецк. yılan, тоф. чулан, кыргыз. жылан) ‘змея’ и julγun (ср. узбек. юлгун, кыргыз. жулгун) ‘тамариск, вьющееся растение’…

http://altaica.ru/LIBRARY/rassadin/burhist_chapt2.pdf, с. 94*
По EDAL, правда, это слово происходит от праалтайского *di̯ági ( ˜ -i̯o-) (и связано с японским уо, а дальше – с греческим ихтис)

*сокращения я немного изменил
_________________
"Даже из шотландца может выйти толк, если отловить его молодым" (Сэмюэль Джонсон)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
soyol.ru - всё о культуре и искусстве Бурятии




Рейтинг@Mail.ru