Это - персональный сайт tuvabaikal's admin
Здесь мы прогуляемся по Улан-Удэ и Бурятии
Лучшие ресурсы об Улан-Удэ и Бурятии
Поздравьте своих друзей в Улан-Удэ или передайте им привет!
Европа Плюс Улан-Удэ
сайт тувинского народа
"Центр Азии"
Новости ТуваОнЛайн
Гостевая книга

Н О В О С Т И - У Л А Н - У Д Э

Почему погибли солдаты
из Тувы?
Ответ на этот вопрос тувинская делегация в Бурятии не получила

— То, как нас выставили из госпиталя в Сосновом Бору, есть характеристика негативных явлений в армии, о которых обычно предпочитают молчать и прятать за красивые высокие слова о том, что в армии все гладко, все отлично, — уверена Саяна Монгуш, сотрудник информационно-аналитического управления Великого Хурала Республики Тува

Негативное впечатление у тувинской делегации осталось не только после посещения военного госпиталя — представителям Комитета солдатских родителей и депутатам Госдумы и Великого Хурала Тувы не дали возможности пообщаться со своим земляком, который проходит здесь лечение, и передать ему привет и посылку от матери. Поводом для отказа послужила статья в одной из местных газет, где речь шла о солдате из Тувы, которого избивали в госпитале. Парень вынужден был в декабре в халате и тапочках убежать. Обиженный на журналистов начальник госпиталя членов тувинской делегации в медицинское учреждение не пустил, мотивируя тем, что у них отсутствует разрешение руководства Сибирского военного округа, сообщила Ольга Ганичева, председатель Комитета солдатских родителей Бурятии.
Не удалось представителям из Тувы получить ответ и на главный вопрос, с которым они приехали к нам в республику: почему в феврале этого года в Кяхте были расстреляны их земляки (об этом «ИП» сообщал в № 6 от 9 февраля).
— Мы не услышали от военного прокурора Кяхтинского гарнизона, почему наши солдаты убежали. Мотивы ухода из части до сих пор не установлены, — говорит Виталий Бартына-Сады, депутат Великого Хурала Республики Тува. — Я считаю, что закон должен быть превыше всего. Если даже ребята совершили преступление, они должны были предстать перед судом, получить наказание и отбыть его. Мы с террористами сутками ведем переговоры, а тут два мальчика девятнадцати лет и все. У них не было заложников, автомата не было, взрывчатых веществ тоже, они никому не угрожали. Почему их расстреляли?
По словам Виталия Монгушевича, не все возможности были использованы в полном объеме, штаб по задержанию дезертиров не был создан.
— Все было организовано очень сумбурно, — возмущается депутат. — Вызвали СОБР, и СОБР пошел на штурм. Впечатление такое, что парней надо было быстрее убрать. Всю тайну они унесли с собой. Конечно, списать на убитых легче… Мне кажется, что переговоры с ребятами велись, когда они уже были убиты. Мы общались с теми, кто вел переговоры. Они сказали, что, когда обращались к парням на тувинском языке, те не отвечали. Если бы они были живы, они бы все равно отозвались, сказали бы, например, что будут биться до конца или что сдаются. Я так понял: прибыл СОБР, пошли на штурм, убили, а потом организовали инсценировку с пистолетами.
По мнению тувинской делегации, в уголовном деле, возбужденном сразу по трем статьям, много непонятного. Мать одного из убитых солдат, хирургическая медсестра центральной районной больницы, считает, что ее сыну был произведен контрольный выстрел в голову. Кроме того, неизвестно, куда пропали главные свидетели происшествия — бомжи, которые находились вместе с солдатами в подвале.
— Они физически испарились в этом маленьком городке Кяхта, где все знают друг друга, — возмущается Саяна Монгуш. — Нам о них упомянули, мы очень хотели с ними встретиться. У нас бы не возникло никаких вопросов, если бы они нам сказали, что ребята были вооружены, что хотели их убить, изнасиловать, застрелить… Нет никаких свидетельств, которым можно было бы поверить, кроме голословных утверждений заинтересованных лиц в погонах. Все это неубедительно. Если они были вооружены, у них была возможность захватить в заложники прапорщика, был работающий автомобиль с ключами. Лично у меня ощущение, что не было никакого пистолета, он был придуман позднее как оправдание применения СОБРа.
Разрешить свои сомнения заинтересованная сторона сможет лишь после того, как ознакомится с материалами уголовного дела в Абакане, где находится ближайшая от Тувы военная прокуратура. Когда это произойдет, пока не известно.
— Ясность была, если бы последовала хоть какая-то реакция от органов внутренних дел на уровне райотдела или министерства республики, но мы не нашли понимания в своем желании встретиться и задать вопросы, — говорит Саяна Монгуш. — Скорее всего, люди, которые выполнили боевую задачу, были награждены государственными наградами. Это я очень бы хотела выяснить в Министерстве внутренних дел.
Эремаа Ондар призывает всех объединиться, чтобы поставить в нашумевшем деле точку.
— После этого случая в Туве очень остро встал вопрос об отправке ребят в армию, — говорит женщина. — Матери не хотят отпускать сыновей. Если мы сейчас не поставим точку в этом деле, то никто не даст гарантии нашим мальчикам. Значит, другие дети смогут попасть в такую же ситуацию.
Депутат Государственной думы Чылгычы Ондар и депутаты Великого Хурала взяли дело об убийстве солдат под личный контроль. Они обратились в прокуратуру Бурятии с исковым заявлением возбудить уголовное дело по статье 105 УК РФ «Умышленное убийство». В заявлении перечислены причины, по которым приказ на поражение представляется ошибкой, повлекшей убийство двух солдат.
Кроме этого, к работе подключена Людмила Нарусова, член Совета Федерации от Республики Тува. Готовится запрос в Генеральную прокуратуру России.

Хроника событий после побега солдат
• 4 февраля 2005 г. — сержант Артыш Монгуш и рядовой Шоран-оол Шанмак, призванные из Тувы, самовольно покинули воинскую часть, дислоцирующуюся в городе Кяхта. Поднят по тревоге весь Кяхтинский военный гарнизон.
• 5 февраля — солдаты-артиллеристы, покинувшие часть, блокированы в доме №215 первого городка Кяхты. Жители нижних этажей дома эвакуированы. Через час убитых парней вынесли из подвала через отверстие, проделанное в стене.
• Возбуждено уголовное дело по статье 338 части 2 УК РФ «Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой».
• 17 февраля — в Туве прошли похороны погибших солдат.
• 18 февраля — состоялся благотворительный марафон, организованный Комитетом солдатских родителей Тувы для создания «Фонда помощи солдатским матерям и военнослужащим, попавшим в сложные ситуации».
• 25 февраля — представители Комитета солдатских родителей Бурятии побывали в Кяхте, провели предварительное расследование обстоятельств гибели солдат по просьбе тувинской стороны.
• 27 марта — в Бурятию прибыла делегация из Тувы, в состав которой вошли депутаты Госдумы и Великого Хурала Республики Тува, представители Комитета солдатских родителей.
• 28 марта — тувинская делегация съездила в часть, где служили Артыш Монгуш и Шоран-оол Шанмак, беседовали с руководством части, сослуживцами-земляками и военным прокурором.
• 29 марта — представители Комитета солдатских родителей побывали в Сосновом Бору и Звездном; провели пресс-конференцию.
• 30 марта — Эремаа Ондар, юрист Комитета солдатских родителей РТ, подала заявление в прокуратуру Республики Бурятия о возбуждении уголовного дела по статье 105 УК РФ «Умышленное убийство».


Н О В О С Т И - У Л А Н - У Д Э

240 борцов в возрасте до 20 лет (1985-87 г.р.) в составах 39 команд приняли участие в юниорском первенстве страны. В их числе — 32 победителя первенств России, 7 победителей первенств Европы, самым титулованным среди которых является трехкратный победитель первенств Европы разных возрастов, серебряный призер чемпионатов мира и Европы среди мужчин Адам Батиров из Дагестана.
Бурятия представлена десятью участниками. Главные надежды связаны с действующими победителями прошлогоднего первенства России, мастерами спорта Белигто Бардунаевым и Базыром Жалсаповым.
И уже в первый день соревнований Жалсапов полностью оправдал наши надежды. В финале веса до
50 кг — самого легкого в первенстве — он встречался с мс Сат Опаном из Тывы.
Горный гость чуть не на голову выше нашего Базыра. Очень гибкий и, что называется в борьбе, «вязкий». Хорошо навязывает захваты и долго удерживает эту инициативу. Стойко и без паники обороняется в опасных для него ситуациях. Базыр настойчив, агрессивен и очень быстр. Дважды по ходу поединка он берет ногу Опана и дважды переворачивает его в партер. И скорость, скорость, скорость... Превосходство Б. Жалсапова очевидно в двух раундах— 2:0. Он едет на чемпионат мира.
Еще один финалист от Бурятии первого дня первенства — мс Владимир Вильмов в категории до 60 кг. Его соперник — мс Вагиф Казиев из московского УОР.
Здесь картина прямо противоположна. В. Казиев заметно превосходит в классе. На каждую атаку отвечает резким и незамедлительным контр-действием. В обороне неуловим и хладнокровен, даже в, казалось бы, проигрышном партере перед стоящим В. Вильмовым умудряется не подпустить к себе соперника. На исходе третьего периода, уступая в счете, наш парень рискует: захватом обеих рук
В. Казиева пытается провести бросок разворотом вправо из стойки, но московский осетин на это не «повелся» и победу удержал. Но во взаимном падении В. Казиев сильно повредил плечо, что сделало его поездку на чемпионат мира проблематичной, а наш В. Вильмов уже гарантированно участвует в первенстве Европы.
В весовой категории до 74 кг в этот день победителем становится Альберт Сиритов из Красноярска.
Во второй день на ковре — борцы категорий до 55, 66 и 84 кг.
В финале легкого — до 55 кг — веса дня северный осетин Бесик Кудухов как-то очень уж легко расправляется над Михаилом Захаровым (Саха-Якутия). Первый период Бесик берет 6:0, а во втором при счете 5:0 в свою пользу туширует якута.
В категории до 66 кг все внимание приковано к выступлению Батора Базарова, который в борьбе за «бронзу» встречается с Арсеном Шахрутдиновым из Красноярска. Борьба равная и очень напряженная. Первый период Батор берет лишь 1:0, а уже в начале второго Арсен резко бросает из стойки неким подобием «вертушки», в итоге 0:3, что осложняет положение Батора. К чести Батора, он спокойно, по одному баллу, догнал соперника, а затем длинным накатом взял два балла и со счетом 5:4 добыл «бронзу».
Победа Шамилю Баторову (Дагестан) далась в упорном соперничестве с москвичом Андреем Семенцовым. Доходило и до овер-тайма, и до жребия захвата ноги, и лишь в третьем периоде горец одолел Андрея — 4:2.
Принципиальное соперничество дня — в финале категории до 84 кг. На ковре Георгий Кетоев (Северная Осетия-Алания) и Ширвани Мурадов (Дагестан). За три периода Г. Кетоев берет 4 балла, он — победитель.
Ш. Мурадов — три, в итоге «серебро».
День третий посвящается тяжеловесам. Буквально «битвой гигантов» стал финальный поединок в супертяжелой — до 120 кг — весовой категории. Вновь на ковре — непримиримые соперники главных борцовских регионов страны: Белял Махов (Дагестан) — Сослан Наниев (Северная Осетия). Вновь — буря тренерских эмоций: едва ли не втрое превышен хронометраж схватки.
И эффективные броски, и скручивания из стойки с постановкой соперника на голову, и акробатическая беготня по краю за красной окружностью ковра, и взаимная стойкость в партере... Своеобразная пластика огромных парней тем более привлекательна в высочайшем темпе исполнения. 19 (!) технических действий провели за два периода молодые «тяжи» Кавказа. И все-таки Белял Махов «сломал» соперника на ноль. 4:3 — в первом периоде и 7:5 — во втором.
По окончании всероссийской борьбы состоялась борьба бурятская: абсолютное первенство по бухэ-барилдаану на приз в 1000 долларов США заслуженного работника физической культуры РСФСР Василия Енхоровича Гармаева, личности в спортивной борьбе Бурятии знаковой. Победу в «националке» одержал юный Денис Федотов из Джиды, поддерживающий достижения признаваемых мастеров С. Пашинского и С. Федосова. Силы в бурятском барилдаане попробовали и наши гости, участники первенства России.

Н О В О С Т И - У Л А Н - У Д Э

Всю прошлую неделю руководство Буддийской традиционной сангхи России ожидало приезда в Улан-Удэ президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, но он так и не приехал…

Инициатива визита исходила с калмыцкой стороны. Сначала его ждали во вторник, но улан-удэнский аэропорт не смог принять тяжелый «боинг» президента Калмыкии и ФИДЕ. Приезд был отложен до субботы, но вновь не состоялся. Санжей-лама, представитель Сангхи в Москве, пояснил по телефону «ИП»: «Это несерьезно, пока нет никакой определенности. Тем не менее вероятность визита Илюмжинова остается высокой».
Официальным предлогом для приезда было желание калмыцкого президента поклониться нетленному телу хамбо-ламы Итигэлова. Но на самом деле, очевидно, главной целью вояжа должны стать переговоры об организации приезда Его Святейшества Далай-ламы XIV в Бурятию.
Как стало известно «ИП», буддийская монахиня Тензин Чойндрон, известная в миру как доктор наук Ирина Урбанаева, встретилась недавно в Дхармасале с Кирсаном Илюмжиновым и руководителем тамошних буддистов Тэло Ринпоче. От них Урбанаева узнала, что Его Святейшество направил Владимиру Путину письмо с благодарностью за предоставленную ему возможность посетить Калмыкию и выражением желания побывать в Бурятии и Туве.
Президент Калмыкии в разговоре с бурятскими буддистами сказал, что визит Далай-ламы в Бурятию реален, но нужно предпринимать совместные усилия. Кроме того, Урбанаева сумела добиться аудиенции у Его Святейшества, во время которого Учитель повторил, что очень хочет посетить Бурятию, и попросил Кирсана Илюмжинова и Тэло Ринпоче содействовать его визиту.
Бурятская монахиня создала в республике общественный комитет по сбору подписей мирян, выступающих за приезд Далай-ламы, для подготовки писем в адрес президента и МИД РФ. Кирсан Илюмжинов в качестве посредника между Сангхой России и администрацией Далай-ламы должен урегулировать дипломатические вопросы, связанные с организацией приезда Его Святейшества, учитывая, что главным препятствием остается позиция МИД России.


Н О В О С Т И - У Л А Н - У Д Э

Он впервые публично отказался от борьбы за суверенитет Тибета

Такое решение Его Святейшества, вызвавшее живейший отклик среди буддистов, способно серьезно повлиять на развитие религиозной ситуации в Бурятии как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе

Сенсация мирового масштаба
Это заявление было сделано 14 марта в эксклюзивном интервью, опубликованном в гонконгской газете «South China Morning Post». Далай-лама согласился с тем, что Тибет остается частью Китая, но при условии «сохранения… культуры, духовности и окружающей среды». По его мнению, это позволит тибетцам извлечь выгоду из стремительного экономического роста Китая.
Такое заявление Учителя, который для многих уже превратился в символ борьбы за независимость, не могло не вызвать отрицательную реакцию многих тибетцев, живущих по всему миру. Тибет был оккупирован Китаем в 1950 году. Через девять лет Далай-лама вынужден был бежать в Индию, где возглавил тибетское правительство в изгнании. Помимо шести тысяч монахов, из Тибета бежали 100 тысяч человек. Большинство из них оказалось в Индии, меньшее число — в Непале, Бутане и других странах.
Бурятия уже на протяжении более десятка лет является центром тибетской эмиграции в России. К нам приезжают в основном монахи или бывшие монахи, часть из которых имеет российское гражданство. Несмотря на свою малочисленность, их здесь не более двадцати человек, они приобрели большое влияние в Бурятии.
В первую очередь, это Еше-Лодой Римпоче, построивший дацан на Лысой горе, и Геше Тинлэй, строящий Дхарма-центр в 102-м квартале, имеющий многочисленных учеников из числа интеллектуалов во многих городах России и стран ближнего и дальнего зарубежья. По некоторым данным, в Улан-Удэ, в районе Левого берега, тибетец Шираб-Гъяцо начинает строительство еще одного центра.
На просьбу «ИП» прокомментировать заявления Его Святейшества Тензин-лама, помощник Еше-Лодой Римпоче, ответил отказом.

Геополитика с участием Бурятии
Между тем заявление Далай-ламы может серьезно повлиять на религиозную ситуацию в Бурятии и соседних регионах. В связи с наметившимся сближением позиций тибетского правительства в изгнании и Китая возрастает вероятность приезда Его Святейшества в Россию, в том числе и в Бурятию, где его на протяжении долгих лет ждут верующие.
— Мы обратили внимание на интервью Далай-ламы, — сказал представитель МИД КНР Лю Цзяньчао, сообщает «Интерфакс».
До сих пор Сангха России успешно играла на противостоянии между Пекином и резиденцией Далай- ламы в Индии. В Индии учатся бурятские хувараки, туда же ездят многочисленные паломники. Одновременно Сангха поддерживает связи с Буддийской ассоциацией Китая, очередной визит делегации которой ожидается нынче летом. Но вероятное возвращение тибетцев в лоно Китая ограничивает бурятским буддистам свободу для маневра. Скорее всего, поток паломников и монахов из республики развернется в традиционном направлении — в Лхасу, столицу Тибета, находящуюся под контролем Пекина. В результате в Бурятии и Забайкалье к мощному экономическому присутствию Поднебесной прибавится и религиозное.

Тибетский вызов Сангхе
— Приезд в Бурятию Далай-ламы возможен только при условии совместных усилий Сангхи России и тибетской администрации, — заявил пандито хамбо-лама Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев. — Решение об этом было принято на хурале 28 февраля текущего года.
Хамбо-лама говорит, что Сангха готова принять его в любое время, но при условии согласия МИД РФ. Гораздо большую озабоченность бурятского иерарха вызывает неподконтрольная деятельность тибетских священнослужителей в республике. В свое время большинство из них были приглашены Сангхой для преподавания по направлению Далай-ламы. Освоившись здесь, тибетцы создали свои независимые и довольно богатые общины.
Существование храма на Лысой горе и слухи о строительстве второго дацана в районе Левого берега Аюшеев расценил как вызов Сангхе: «Выделение участков под строительство тибетских храмов — это результат недальновидности наших чиновников. В будущем они станут форпостом китайского влияния. В Китае буддизм не делится на китайский или тибетский и находится под полным контролем властей. Мы ведь не имеем дацанов в Тибете, Внутренней Монголии и Пекине. Почему они могут строить их у нас? И вообще, Верхнеудинск всегда был традиционно православным городом. Буряты строили монастыри в сельской местности, а строительство дацана на Верхней Березовке согласовано с православной церковью».
По сути хамбо-лама Дамба Аюшеев обвинил местные власти в покровительстве приезжим ламам.
— Это внутренние противоречия среди буддистов, — заявил Александр Елаев, заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и связям с общественными и религиозными организациями и информацией правительства РБ. — Мы не вправе регулировать, рекомендовать и вмешиваться в их отношения. Для нас они все равны.

Привет с Тибета
А вот как оценивает тибетский вопрос применительно к Бурятии Андрей Стрелков, кандидат исторических наук, докторант Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН. На днях он вернулся из своей четвертой поездки в Тибет, где обошел все крупнейшие буддийские монастыри.
— У Далай-ламы есть один выход — возвратиться на родину и воссоединиться с народом. Это неизбежно, он в возрасте и не может умереть в изгнании. И вернется он не на пустое место, те ламы, которые остались там, спасли Учение и народ. За годы китайского господства Римпоче (учителя-перерожденцы) пусть и в узком кругу, но сумели сохранить былой уровень знаний. Например, мой друг в течение девяти лет с 9 утра до 9 вечера находится в состоянии созерцания. Тибетцы не стали китайцами, они не сломлены и они не смирились. Духовное величие Тибета сохранилось. Развитие религиозных связей с ними не представляет опасности, оно может быть плодотворно, но оно должно быть отделено от политики.
Впрочем, относительно будущего Его Святейшества есть и другие мнения.
— Вряд ли Далай-лама и Пекин быстро сблизятся, — считает Евгений Кислов, председатель республиканского правозащитного центра, достаточно долго отслеживающий ситуацию в религиозном мире Бурятии и имеющий ряд серьезных публикаций на эту тему. — Это заявление серьезное и важное, но оно готовилось давно. Что касается влияния тибетских проповедников в Бурятии, здесь оно не так высоко по сравнению с Калмыкией и Тувой. В дальнейшем, с прибытием обученных бурятских лам из Индии, оно будет только снижаться, хотя они и сохранят свою небольшую нишу в религиозной палитре республики. В этой связи, я думаю, позиция хамбо-ламы Аюшеева объяснима. А его роль как лидера будет только возрастать.



Hosted by uCoz