BURYATIA.ORG    САЙТ БУРЯТСКОГО НАРОДА



  Закрыть
Логотип buryatia.org
Обратная связь    Правила сайта    Размещение рекламы

Форум


Сайнэры - тайные общества Центральной Азии?
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган
  Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 01.05.06, 14:27 +0000     Ответить с цитатой

В газете Угай зам была подборка исторических преданий под названием "Агинские легенды". Там кое-что есть о баранте в приграничье, причем совсем недавно:

Цитата:

Газета «Угай зам. Путь предков» №11, 2004 г.

Тропа наездников

В моем роду прадед был единственным сыном Жигмитом. У того было много сыновей. Им выделяли долю. Младшему, моему отцу Цырен-Даши отдали основное имущество, но в последнее время не обязательно отдавали младшим. В 1850-х гг. они жили. Тогда-то уже строго прагматически подходили к разделу имущества. По уму смотрели, кто не промотает. Видимо, уже пережиточно иногда сохранялась старая традиция, по которой обделенные наследством старшие сыновья (улуу хубууд) объединялись вместе и занимались угоном скота. Большей частью из из южного зарубежья угоняли. Особенно долго этот обычай сохранялся у батунаев.

В Аге до последнего времени были они, туда-сюда табуны гоняли. Зудхэлейский Тооhог Дугар, наш Чиндалейский Цыбжидэй Буда… Повсеместно, в каждом улусе можно было найти всяких отчаянных по 2-3 человека. Уедут на юг за кордон, там годами пропадают, думали все уже, что умерли они, а нет, все же возвращаются. Какие-то там дела всё делали.

Были они мастера драться, кнутом дрались, но на кровопролитие не шли почти никогда. У них кони были обученные. Кони ложились и не двигались, могли подолгу в лощинах лежать. Иногда смотришь, едет по полю всадник, вдруг нет его. Коня в траву уложил. Раньше целые группы хоринцев с Хилокской долины, с Бады ходили в южное зарубежье в набеги.

Интересные у них пути. Вот трасса Петровск-Чита, не доезжая Читы, с Улетуя поворачивали направо, переваливали Оленгуйскую долину, попадали в падь Тура на оз. Бальзино. Дальше просторы – куда как хочешь. Южане гонялись за ними, но дальше Оленгуя идти боялись, леса там. В лес преследователи заходить боялись. Там в Оленгуе еще и специальные дозоры стояли. Погоню отгоняли.

Я как-то специально по этой дороге проезжал, интересно мне было. Раньше-то до Оленгуя доскакал – все, спасение. Иные пути все не выгодны. Я даже по карте проследил.

записано к.и.н. Батоевой Д.Б. от Цырендашиева Дамби-Нимы, 1923 г.р., бодонгууд, с. Чиндалей Дульдургинского р-на АБАО

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Seleme
муухайхан


Зарегистрирован: Apr 04, 2005
Сообщения: 204
Откуда: Tuva Uls
СообщениеДобавлено: 13.05.06, 11:39 +0000     Ответить с цитатой

Да, давно у вас сайн эрлер прекратили существование. :lol: :lol:

В Туве и по крайней мере в Западной Монголии они все еще есть.

Много писать не буду, а то Ункас начнет цитировать буквы из моего поста и писать свои романтические заблуждения. Ученый-теоретик. :D :D
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 13.05.06, 13:19 +0000     Ответить с цитатой

Seleme писал(а):
Да, давно у вас сайн эрлер прекратили существование. :lol: :lol:

В Туве и по крайней мере в Западной Монголии они все еще есть.

Много писать не буду, а то Ункас начнет цитировать буквы из моего поста и писать свои романтические заблуждения. Ученый-теоретик. :D :D

их можно лишь с большой натяжкой называть сайнэрэми.
они просто стокрады. сайнэр это не простой вор.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
songool
соохор адуу


Зарегистрирован: May 21, 2004
Сообщения: 2359
Откуда: Ургэн Сухын хойноос бэшэ Хабтагай Туулын хаяанаас
СообщениеДобавлено: 14.05.06, 12:25 +0000     Ответить с цитатой


современный сайнэр?!

венгерский монголовед изучивший институт сайнэрства. на обо Шилийнбогд Алтан-Овоо Сухбаатар сомон Сухбаатар аймака.
_________________
миний блогто айлчалаарай!!!
http://songolia.blogspot.com
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
solbon-sfa
ходо байгша


Зарегистрирован: Jun 21, 2004
Сообщения: 444
Откуда: moscow
СообщениеДобавлено: 30.05.06, 01:12 +0000     Ответить с цитатой

мдя, прикольно все это прочитать :D
_________________
Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.

/индейские вожди/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 06.01.07, 19:33 +0000     Ответить с цитатой

2Сэлэмэ: в бурятском языке до сих пор тоже существует слово кайгал (в нашем произношении ХАЙГАЛ).
Оно означает нечто вроде "дозор", "дозорный". Также бытует внутри парных слов хайгал харуул, где
второе - "охрана", "караул". Таким образом, думаю, что тувинское кайгал и бурятское хайгал - этимологически одно слово, причем бурятское сохранило исходное значение. Никакими скотокрадами изначально в этом термине, видимо, не пахло.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mongol_Ard
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 946
СообщениеДобавлено: 06.01.07, 22:38 +0000     Ответить с цитатой

они просто стокрады. Современныи сайнэр это вор.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 07.01.07, 18:03 +0000     Ответить с цитатой

Ну, современные дела и история, безусловно, могут быть и как правило бывают весьма разными вещами.
А эти г-да, если вы их знаете и пишите правду, в таком случае просто не сайнэры, а присваивают себе чужое имя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cezare
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 508
СообщениеДобавлено: 07.01.07, 19:17 +0000     Ответить с цитатой

Сайн эрс - это монгольские зорро и робин гуды :D Они были благородными разбойникам, конокрадами и браконьерами, защищавшие бедных и сирых, наказывавшие богатых и наглых. Так мне во всяком случае кажется :roll: Народ их любил - даже песня сохранилась, название только забыл, то ли "Тоорой банди" или что-то в этом роде.
_________________
Aut Caesar, aut nihil.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Yahoo Messenger ICQ Number
Mongol_Ard
ахамад


Зарегистрирован: Jul 28, 2006
Сообщения: 946
СообщениеДобавлено: 10.01.07, 23:19 +0000     Ответить с цитатой

Cezare писал(а):
Сайн эрс - это монгольские зорро и робин гуды :D Они были благородными разбойникам, конокрадами и браконьерами, защищавшие бедных и сирых, наказывавшие богатых и наглых. Так мне во всяком случае кажется :roll: Народ их любил - даже песня сохранилась, название только забыл, то ли "Тоорой банди" или что-то в этом роде.


Домогт шилийн сайн эр Торойбандийн хєшєє.
Dariganga sum, Sukhbaatar aimag
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 13.01.07, 13:03 +0000     Ответить с цитатой

МонголАрд, спасибо огромное за это фото. Как я понял, это памятник знаменитому сайнэру Торой-банди?
Он находится прямо на вершине Шилийн Богда? Когда его поставили и нельзя ли найти фото лучшего качества?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
enhd
ахамад


Зарегистрирован: Aug 15, 2003
Сообщения: 619
Откуда: Монголия
СообщениеДобавлено: 25.01.07, 12:50 +0000     Ответить с цитатой

Unkas писал(а):
2Сэлэмэ: в бурятском языке до сих пор тоже существует слово кайгал (в нашем произношении ХАЙГАЛ).
Оно означает нечто вроде "дозор", "дозорный". Также бытует внутри парных слов хайгал харуул, где
второе - "охрана", "караул". Таким образом, думаю, что тувинское кайгал и бурятское хайгал - этимологически одно слово, причем бурятское сохранило исходное значение. Никакими скотокрадами изначально в этом термине, видимо, не пахло.


Тувинский "кайгал" и монгольский "гайхал" одно и тоже слово - корень слова "гайха-" удивляться, восхищаться и т.д.
Не имеет отношение со словом "хайгал" или "хайгуул" - разведка, дозор :lol: .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Unkas
мүнхэ


Зарегистрирован: Oct 04, 2004
Сообщения: 4915
Откуда: ...где-то рядом
СообщениеДобавлено: 27.01.07, 11:43 +0000     Ответить с цитатой

enhd писал(а):

Тувинский "кайгал" и монгольский "гайхал" одно и тоже слово - корень слова "гайха-" удивляться, восхищаться и т.д.
Не имеет отношение со словом "хайгал" или "хайгуул" - разведка, дозор :lol: .

Любопытно. Нельзя ли подробнее об этой этимологии кайгал от гайхал? Как? Оч. интересно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Сайт бурятского народа -> Соёл түүхын шуулган Часовой пояс: GMT - 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
Страница 6 из 6

Поставить закладку
Версия для печати (вся тема целиком, трафик!)

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
burweb - бурятские книги




Рейтинг@Mail.ru